Производство и изготовление мозаики и плитки. Технология изготовления мозаичной плитки (мозаики) в домашних условиях Линия для производства мозаики из стекла


В течение тысяч лет мозаика применялась при внешних отделках помещений. Начало ее развития можно проследить от простых примитивных схем с использованием гальки, до узоров, которые применяются для зонирования пространства. Постепенно, это технология развилась и стала популярна. Мозаичную плитку начали использовать в качестве декоративных поверхностей пола и стен на виллах и соборах, до современного выражения мозаики как вида искусства.

В целом, мозаичную плитку можно описать как искусство украшать поверхность конструкциями, которые созданы из маленьких кусочков твердого материала или тессера, близко расположенных друг к другу.

Есть у нас статья, про с гифками и интересными видео, можете ознакомиться, чтобы хорошо ориентироваться в вопросе.

Древняя художественная форма мозаичная плитки.

Учеными было доказано, что мозаика, появилась в четвертом тысячелетии до нашей эры. Впервые ее использовали в храме Урука в Месопотамии. Существуют и более древние примеры ее появления. Она встречается в доколумбовых культурах — бытовые предметы украшали раковинами, перламутром и полудрагоценными камнями. Достаточно давно мозаики были обнаружены и в Греции — в начале четвертого века до нашей эры. В древней столице Пеллы. Это были времена завоевания Греции римлянами во втором веке до нашей эры. Это в конечном итоге подняло уровень художественной обработки.

Христианское искусство способствовало развитию декоративной мозаики в церквях и других религиозных зданиях, но византийцы сделали мозаичное искусство привилегированным языком, с помощью которого можно было выразить божественные, сверхъестественные и мистические темы. Использование искусственных материалов, в том числе золота, а применение специальной техники установки тессеров, под разными углами и глубинами создавали магические световые эффекты.

Базилика Св. Марка, собор Венеции, представляют собой самые известные церкви в городе, и одни из самых известных примеров византийской архитектуры и мозаики, обладающей богатым дизайном и демонстрирующей мощь Венеции.

Освященные в 1094 году, стены и потолки покрывались мозаичным искусством в смеси византийских и готических стилей. С 11 века здание было известно под прозвищем Chiesa d’Oro, переводится как «золотая церковь», так как на ней расположены сложные золотые мозаичные куполы. К сожалению, византийское искусство стала развиваться менее активно, так же, как и золотой век мозаик.

Разработка художественной концепции мозаичной плитки, ни в коем случае не является механическим процессом. Одна из самых широко распространенных методик — фотокопирование предполагаемого произведения искусства, а затем рисование сети плиток над фотокопией. Этот процесс перевода является первым шагом в преобразовании идей в мозаичное искусство.

Связующие, инертные наполнители и подложки составляют основу для износостойкой и атмосферостойкой мозаичной плитки, и представляет собой красивое художественное искусство.

Для изготовления мозаики, вам понадобится цемент, плиточный клей, гипсовая штукатурка или глина. Плитки помещаются в связующее вещество, для удержания их на месте. Укладка плитки может быть осуществлена путем оставления небольшого пространства между плитами, в котором размещается раствор, причем плитки должны укладывать очень плотно. В любом случае, вы должны разместить плитку, из которой можно создать осмысленный шаблон, который отразит оригинальный художественный проект.

Каждый метод имеет собственную технологию и результат.

Основные приспособления для работы с мозаичной плиткой просты и в основном состоят из инструментов, с помощью которых можно резать мозаичные тессеры, включая молоток. Кельмы и шпатели также используются для разбрасывания раствора и клеев.

Мозаичные материалы бывают либо натуральными, или искусственными. Природные материалы включают мрамор, морскую гальку, раковины, кристаллы, полудрагоценные камни и минералы. Естественные материалы, несмотря на их эстетическую ценность, имеют тусклый цвет по сравнению с более светлым тонированным искусственным цветным стеклом.

Мозаичные плитки представляют собой уникальные смеси материалов при правильной температуре, которые дают тысячи разных цветов. Каждый из цветов имеет уникальный рецепт. Именно эти рецепты делают плитки настолько уникальными и особенными. После создания расплавленного стекла они прессуются в плоские пластины, которые в конечном итоге разрезают на мелкие квадратные кусочки. Плиты могут быть вырезаны художником, для создания уникальных узоров и форм.

Далеко не каждый профессиональный каменщик может делать предельно качественно, о том, как это делать вы должны узнать обязательно!

Применение плитки в современном искусстве.

К сожалению, многие думают о мозаичном искусстве как о древней истории. Но сегодня она часто применяется в современных пространствах. И действительно, мозаика может представлять собой как современное, так и историческое искусство. В целом, мозаичная плитка представляет собой художественный, функциональный и красивый материал. Она может и должна регулярно учитываться в дизайне интерьера, для добавления практических характеристик влажным областям и в зонах с высокой интенсивностью движения.
Вот основные процессы, которые осуществляются с использованием мозаичной плитки, а также термины:

Отжиг — медленный процесс охлаждения, который осуществляется при температуре около 500 градусов Цельсия в специальной духовке. Новое формованное стекло охлаждается, в целях предотвращения напряжения.

Резка — процесс, при котором тессеры извлекаются из стеклянных плит. Для этих целей с древних времен применяли молотки и долота, но, в наши дни, можно применять автоматические и полуавтоматические машины.

Тигель , или как его еще называют горшок, представляет собой контейнер, в котором размещается фритта и стеклобой (битое стекло), которые, в последствии смешивается с красителями, после чего, они нагреваются до точки плавления, или приготовления стекла. Как правило, они изготавливаются из кремнезема и огнеупорной глины, однако, для их производства могут быть использованы другие огнеупорные материалы.

Стеклянная паста — применяется для изготовления тессеров с традиционным, почти не содержащим свинца стеклом (менее пяти процентов оксида свинца);

Плавильная печь состоит из скамейки, полки для кастрюль, камина или ячейки, для хранения дров. Воздух для обжигания поступает через определенное отверстие, используемое для загрузки древесины. Отработанные газы выводятся через центральное отверстие в скамье, это позволяет нагревать горшки.

Золотой лист представляет собой тонкий лист, изготавливаемый из золота. В целом, цветовой оттенок определяется чистотой металла, толщиной листа и цветом, если таковой имеется, картелина и подложки.

Песок — наиболее распространенная форма двуокиси кремния, используемая для производства стекла. Песок обычно не является чистым диоксидом кремния, так как он содержит другие минералы в различных количествах, в зависимости от местоположения песчаного месторождения.

Плита — тонкая мозаичная полоса или диск (пицца) получается путем надавливания расплавленного стекла на плоскую поверхность или протягивания через два цилиндра. После отжига тессеры получают путем резки алмазными инструментами или забивания точками или лезвиями из твердой стали.

Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя, относительно процесса производства мозаичной плитки , желаю вам удачных ремонтов!

Если вы решили самостоятельно уложить плитку, вам помогут наши . Если у вас возникли вопросы по их использованию, задавайте их нашему менеджеру.


Художественное панно из мозаики прекрасный способ дополнить и сделать неповторимым ваш интерьер. Если вы решили украсить свой дом росписью, заказать кованные изделия и витраж, мозаика станет центром композиции завершая художественное оформление.

Область применения художественных панно из мозаики практически безгранична. Необыкновенной красоты мозаичные узоры как будто вышли со страниц восточной сказки. Сочетание различных фактур - сусального золота, смальты, авантюриновой мозаики притягивает взгляд, меняя свой цвет в зависимости от освещения делая интерьер магическим и загадочным...

Панно из мозаики подойдет под любой интерьер и стиль.Мозаичная картина очень долговечна,и ее стоимость со временем только возрастает.

История мозаики.

Мозаичное искусство датируется со II пол. IV тысячелетия до н.э. и берет свое непосредственное начало со строительства дворцов и храмов шумерской цивилизации, расположенной в Месопотамии. Его выполняли из обожженных палочек («зигзагов»), которые создавались из глины и имели конусную форму. Их длина составляла от восьми до десяти сантиметров, а диметр 1,8. Укладка осуществлялась на основе раствора из глины. Картину формировали на торцах конусов, раскрашивая обычнокрасным, черным и белым. Часто применяли в виде узора ромб или треугольника.

Ярким примером инкрустации раннего периода, которая получила во времена античности opus sectile , в будущем получившая развитие в виде техники флорентийской мозаики, приводят артефакт, который называют «Штандартом из Ура», 2600-2400 год до н.э.

В восьмом веке до н.э. были техники, использующие гальку, которую не обрабатывали. Она была одним из главных шагов в развитии мозаики как искусства. Во времена своего пика римляне ее прозвали « opus barbaricum ». Когда происходили раскопки, были обнаружили полы, созданные из гальки в виде орнамента в Алтын-тепе, расположенной в восточной Анатолии и дворце Арслан-таше, в Ассирии. Но впечатляющим памятником мозаичного искусства данного периода считаются мозаики Гордионы, расположенные в Антолии.

Античность

Их первые произведения создавались в Коринфе на основе гальки необработанной и датируются к V в. до н.э. Изображение было сделано контурным в виде людей, различных существ мифологического и реального мира. Декорации имели геометрический или растительный орнамент, который выполнялся в белом цвете на черном фоне. Стилистика приближена к краснофигурной вазописи. Похожие экземпляры IV в. до н.э. обнаружены также в таких местах, как Олинф, Сикион, Эретрия. Однако наиболее реалистичные были созданы в мозаике Пеллы, датированные к IV в. до н.э.

Пик развития мозаики во времена античности пришелся на эпоху эллинизма. Тогда начали использовать подколотые камешки, доступные цветные стекла. Это дало возможность достигнуть реалистичности работ, а также использовать множество цветов. Одним из наиболее древних памятников, где применяли подколку или тесселирование, считаются мозаики в Моргантине (Сицилия), датированным III в. до н.э.

Во времена Древнего Рима мозаичное искусство использовали для украшения полов и стен на виллах, дворцах и термах. Ее создавали в виде небольших кубиков, которые были выполнены из крепких стекол ─ смальтов. Также часто использовали мелкие камешки и гальку.

Помпеи, мозаика «Битва при Исее» была создана из 1,5 млн. частей, которые были собраны в изображение. Использовалась техника под названием « opus vermiculatum »: части собирали в виде извилистых линий, прикладывая один кусочек к другому.

Раннее Христианство и Византия.

Самым великим пиком развития мозаики считают период Византийской империи. В эту эпоху мозаика стала утонченной, с использованием мелких модулей и камешков. Кладку делали деликатной, а фон чаще всего выступал в золотом цвете.

Средневековая Евразия.

Эпоха рококо

Мозаику создавали из раковин моллюсков, выловленных в море. Чаще всего применяли для украшения помещений. В Европе популярности достигла бисерная мозаика. Бисер скрупулезно выкладывали на воск, нанесенный на бумагу или картон. Применялись схемы вышивания бисером в виде крестов. Однако подобных экземпляров, к сожалению, сохранилось немного.

В Германии из бисера делала мозаику мануфактура ван Зелова (1750-1770 гг.) В будущем способ потеряли. Они декорировали плоскую часть мебели, такую как столешница. Также декорации подвергались бутыли, различные фигурки в виде птицы и т.д. Большинство из них можно обнаружить в немецких музеях. Однако один находится в Архангельском музее-заповеднике.

Ислам

Часто для декорирования дворца глав Востока использовали мозаику. Например, Дворец шекинских ханов, стал одним из самых лучших произведений архитектуры времен средневековья в Азербайджане. Он ─ один из ценнейших памятников архитектуры восемнадцатого столетия. Дата постройки ─ 1762 год. Автором ─ Гусейхан. Дворец, входил в комплекс сооружений и являлся резиденцией для шекинских ханов. Имеет строение в два этажа: фасад сделан с рамами, которые были в виде решеток и поднимались, и комплектом шебеке (маленькие стекла разного цвета). Изображение имеет множество цветов с красочным дополнением в виде росписей на стенах архитектурного памятника.

II пол. XVIII в. достигла огромного развития живописного искусства в Шекинском ханстве. Оно тесно связана с осуществлением строительства и архитектуры. Все здания, имеющие значимость, были разукрашены росписью на стенах, которая являлась крайне популярной техникой. Подтверждением этого служат экземпляры живописного искусства, расположенные в Дворце шекинских ханов, которые сохранились до сих пор и не потеряли своей художественности. Роспись имела множество тематик: охоту, сражения, орнамент растительного или геометрического вида, на основе мотивов «Хамсе» (Пятерицы) Низами Гянджеви. Также изображалась дворцовая или крестьянская жизнь и многое другое. Чаще всего использовали синие, красные, золотистые или желтые оттенки. Плафон зала, имеет зашифровку имени живописца Аббаса Кули. Стоит заметить, что дворец проходил реставрацию, а потому можно увидеть живопись, выполненную мастерами в различные промежутки времени.

Мозаика Франции

Одна из самых популярных мозаик Франции ─Эмо де Бриар. Предприятие, производившее бриарские фарфоровые бусины, а в будущем и мозаику, открылся в 1837 г. Создано огромное количество работ, основанных на бриарской мозаике. Например, популярный художник Эжен Грассе, который был одной из влиятельных фигур ар-нуво, применял ее в своих творениях. Данную мозаику изготавливают и сегодня. Она одна из немногих, кто осталась полностью под французским производством


Российская мозаика

В период Руси мозаику начали применять после распространения христианства. Однако не стала популярной, так как была дорогим импортируемым товаром. Ее доставляли из Константинополя (Византия обладала монополией для продажи смальты).

В Киеве в софийском соборе сохранился самый крупный в мире ансамбль оригинальных мозаик и фресок. Они датированы первой половиной одиннадцатого столетия.

Михайловский златоверхий монастырь.

Новое время и российская мозаика

Ломоносов решил возродить мозаичное искусство. Его идею впоследствии никто не продолжил и о мозаичном искусстве снова забыли.

В 1840-х гг. решили перевести живописные иконы Исаакиевского собора в виде мозаики. Из-за высокой влажности Санкт-Петербурга, который был основан на болоте, фрески отваливались до завершения росписи. Если краска сохранялась, то она сразу же чернела и тускнела, чему способствовали кадила, свечи, лампады и т.д. Правительство России решило отправить выпускников Императорской Академии художеств на обучение в Рим, чтобы они научились у мастеров, работающих в Студии мозаики, расположенной в Ватикане. Из Рима же в Санкт-Петербург пригласили технологов-стекловаров, которые занялись изготовлением смальты.

В 1851 году студенты вернулись домой, где была создана организация производства смальты итальянскими технологами. Данный год считают основанием Мозаичной мастерской.

Мастерская была создана для мозаик Исаакиевского собора (срок составлял 66 лет, однако они так и не были закончены из-за революции), она принимала множество заказов. Например, для Собора Спаса на Крови, расположенного в Санкт-Петербурге, Спаса на водах, орнаментальных мозаик Храма Христа Спасителя в Москве, для портретов царской семьи или индивидуальных заказов.

Мастерская использовала «прямую методику» набора, позволяющую достигнуть реалистичности в живописи. Однако она была крайне затратной не только по времени, но и стоимости.

Академия стремилась найти решение данной проблеме. В 1888 году она отправила сотрудников, таких как А.А. Фролов, в Венецию, где А. Сальвиати создал и применял другую, более экономичную методику мозаичного искусства. Он выкладывал ее в виде зеркального отображения лицевой частью на основу, которая была временной. Впоследствии ее перевозили на место укладки. Данную методику назвали «обратной» или «венецианской».

Так как Академия не захотела перенять данный опыт, то Фролов открыл свою студию, ставшую впоследствии под началом его брата успешной и давшей начало развития советскому мозаичному искусству.

На сегодняшний день происходит развитие автохтонного искусства. Например, мозаика племени уичоли. Она редкая, так как в качестве материала выступает бисер. Его также могут укладывать отверстиями вверх.

Методики укладки

Во время прямого набора части мозаичного искусства вдавливаются в основание, которым часто является грунт. При обратной технике наоборот, собирают на временном основании, а после переносят на загрунтованную плоскость.

Укладка: способ напоминает укладку плиточного материала. Используется клей и затирка для швов. Это все можно купить в магазине строительных товаров.

Основание проверяют на прочность, выявляют его недостатки в виде трещин, каверн, масляных пятен и т.д. Оно должно быть прочным и сухим, иметь ровную, очищенную поверхность от различных средств, которые уменьшают сцепление элементов мозаики с поверхностью. Также она не должна быть пыльной, грязной, в цементном молоке, остатках краски и т.д. В случае необходимости нужно очистить поверхность механическим способом, за счет обрабатывания пескоструем. При визуальном осмотре основание должно быть ровным, не иметь наплывов, ямок, царапин, быть сухим и прогрунтованным.

Укладка на бумаге

Сначала подготавливают поверхность и наносят клей, делая ровное распределение по все площади. Лучше использовать с латексной основой клея. Мозаику аккуратно клеят на обратную к бумаге сторону. Расстояние между кусочками должно быть ровным, без использования лишнего давления. После этого закрепление происходит при помощи легких ударов площадки, имеющих резиновое основание.

После суток бумагу удаляют, смочив ее для лучшего отставания. Очищают поверхность от остаточного клея и бумаги, после чего делают затирку швов с помощью терки, созданной из резины. Лучше всего использовать затирку от производителя мозаики. После этого происходит очищение мозаики и полировка поверхности.

Укладка на сеточном основании.

В отличие от бумажного, здесь поклейка мозаики происходит лицевой частью вверх. После того, как высохнет клей, можно сразу затирать швы.

Материалы

Материалы могут использовать разные (камня, смальты, керамики или металла, недавно включили керамогранит). Однако смальта все же имеет наибольшую популярность дл я создания классического элемента архитектуры, в первую очередь, интерьера. Также имеют распространенность такие материалы как стекла и керамика. Они прочные, доступные и представляют множество цветов, просты в обработке и имеют большой ассортимент форм и размеров. Камень применяют чаще всего, когда создают напольную композицию, а чтобы расширить выразительность мозаичного произведения - применяют металл. Керамогранит используют при фасадных работах: тротуара, парковые дорожки, полы в общественных зданиях и т.д.

За счет функциональности данного материала, а также его стойкости к влиянию окружающей среды и различным воздействиям он получил широкое распространение при создании множества сооружений с тяжелыми эксплуатационными условиями. Это могут быть садово-парковые зоны, водные сооружения, при создании камина или печи и т.д.

Мозаика на основе смальты или другого стекла, не только получила свое распространение во множестве архитектурных произведениях: панно, фрески и т.д. Она также может быть использована как самостоятельное прикладное направление декоративного искусства при композициях из орнамента или других концепциях. Она имеет большую художественную возможность, за счет создания простых рисунков в декоре, которые могут быть узорчатыми в любых композициях

Изготовление плиточной мозаики может осуществляться с применение различных материалов. В промышленном производстве чаще всего для этих целей использую стекло, керамику. В последние годы возникла и активно развивается технология производства мозаики из пластика. Производство мозаичной плитки из пластиковых бутылок одно из новых направлений, появившихся в наши дни. Главное достоинство этого вида плитки экологичность.

Виды мозаики

Стекло и керамика, а также изделия из них - отличаются значительной долговечностью

У каждого из материалов есть свои преимущества и недостатки:

  • Стекло красиво и достаточно просто (в промышленных масштабах). К недостаткам можно отнести большой вес и невысокую прочность;
  • Керамика тоже эстетично. Недостатки те же, что и у стекла, только прочность выше, но все равно невысокая. Кроме того, многих покупателей не устраивает стоимость иногда просто заоблачная;
  • Пластик красиво, экологично. Материал легкий и дешевый. Возможно наладить изготовление мозаичной плитки в домашних условиях.

Стекло и керамика, а также изделия из них отличаются значительной долговечностью. Шутка студентов-археологов: «Древние люди занимались только тем, что били посуду» основана на том, что основными археологическими артефактами являются осколки керамической посуды. Стекло и, особенно, керамику невозможно полностью утилизировать и переработать.

Современные экологи ведут неустанную борьбу с пластиком, несмотря на то, что он, в отличие от остальных материалов, обладают тем преимуществом, что некоторые виды его переработки доступны любому человеку и не требуют особых затрат. Но если процесс переработки пластиковых бутылок, хоть и полезен для природы, не всегда доступен рядовому мелкому предпринимателю, то производство некоторых видов пластмасс в домашних условиях вполне по плечу каждому.

Изготовление плитки


Мозаика может изготавливаться из стекла или акриловой смолы

С появлением в широкой продаже некоторых компонентов, позволяющих производить пластмассы в кустарных условиях, появились любители, умеющие изготовлять простые пластмассовые изделия прямо у себя на кухне. В последние дни набирает популярность производство плитки мозаики из доступных материалов, продающихся в любом магазине бытовой химии. Оборудование для производства мозаичной плитки не является высокотехнологичными и наукоемким. Процесс не требует особых навыков, специального образования и энергозатрат. Главное, чтобы не нарушалась технология изготовления мозаичной плитки.

Сырье

Для производства пластиковой плитки на основе, например, акриловых смол используются следующие ингредиентов:

  • Акриловая смола один из основных элементов будущей плитки. Состоит из двух компонентов компонент А (смола) и Б (затвердитель);
  • Наполнитель основной элемент. В зависимости от желаемой прочности и плотности можно в качестве наполнителя использовать песок, каменная крошка (для этого применяют отходы обработки мрамора или гранита) или мелкий гравий;
  • Красители применяются неорганические пигменты на основе оксида железа, химических соединений титана, свинца, цинка и хрома. Выбирается в зависимости от желаемого цвета готового изделия.

Оборудование


Станок для изготовления мозаики из стекла

Собственно оборудования, в привычном смысле этого слова, нет. В производстве не используются станки и доменные печи. Здесь не увидишь конвейеров и подъемных кранов. Производственное помещение больше напоминает лабораторию. Все, что нужно для такого производства это:

  • Формы для изготовления мозаичной плитки в зависимости от требований к будущей продукции, используют стеклянные емкости соответствующих форм и размеров;
  • Весы для получения качественной продукции необходимо строгое соблюдение пропорций компонентов;
  • Емкости для дозировки хранения компонентов. Для этого подойдут стеклянные емкости с нанесенной на их стенки шкалой объема;
  • Ручные инструменты желательно пластиковые или стеклянные шпатели, ложки, трубки для перемещения и перемешивания компонентов.

Процесс


Печь для обжига мозаики из акриловой смолы

Само производство не требует длительной подготовке и использования дополнительного оборудования. Весь процесс заключается в подготовительных операциях, заключающихся в дозировке компонентов – наполнителя, смолы, красителей, а также в их смешивании в нужных пропорциях. При этом приготовленная смола выливается в емкость с наполнителем. Полученной смесью заполняются формы. Эта процедура выполняется при комнатной температуре, при ней же происходит и высыхание готовой плитки. После этого плитка извлекается из форм, обрабатывается для получения законченного вида.

Технологические приемы по изготовлению мозаичной плитки могут отличаться от описанного в случае применения других материалов. Для производства больших объемов продукции существует более сложное оборудование, позволяющее механизировать и автоматизировать процесс.

Мозаика


Мозаика - прекрасный способ проявить свои художественные особенности

Изготовление мозаики из плитки заключается в наклеивании готовой плитки на деревянную доску согласно заранее продуманному рисунку. Для этого очищенную и высушенную деревянную поверхность наносят клеящий состав на основе ПВА. В случае установки мозаики в помещении с повышенной влажностью или под открытым небом, могут применяться более влагоустойчивые клеи.

Мозаика прекрасный способ проявить свои художественные особенности. В последнее время у некоторых людей хобби все чаще перерастает в профессию, приносящую неплохой доход. Некоторые вспомнили, что умеют рисовать, другие занялись лепкой или вышивкой. Производство мозаики в наше время вселенской нестабильности также может стать основным источником благосостояния, особенно при наличии таланта и трудолюбия.

Мозаика известна нам с древних времен. И технология производства мозаичной плитки, конечно же, постепенно изменялась. А все это потому, что появилось огромное разнообразных материалов для производства мозаики. Каждый вид сырья, из которого сегодня изготавливается мозаика, обладает своими характерными особенностями, делающими ее подходящим для использования в одних условиях и непригодным в других.

Материалы

Чаще всего изготавливается из керамики. Керамическая мозаика внешне похожа на стандартную плитку, но только меньшего формата. В процессе изготовления обязательно используется малопористая керамика. Этот материал отличается высокой морозоустойчивостью и низким водопоглощением. Также может использоваться специальная глазурь. Как правило, она нужна для того, чтобы препятствовать образованию на поверхности мозаики водного камня, а также способствовать сохранению цвета изделия даже под воздействием агрессивной среды и воды.


В процессе производстве мозаики может использоваться также и самый различный камень - начиная с обычного природного туфа и заканчивая редкими породами яшмы и мрамора. Оттенок природного материала выглядит всегда неповторимо и это делает мозаику особенной. В процессе производства камень можно отполировать, а можно и состарить — тогда края будут более гладкими, а цвет - приглушенным.


Очень часто мозаику изготавливают из искусственного гранита. Он сочетает в себе и природную основу, и современную технологию - смешивание с битым зеркалом. Благодаря этому получается очень прочная мозаика с необычными эффектами.


Еще один поистине великолепный материал - смальта. Современная технология производства смальты заметно отличается от древней, византийской: стекло специально обрабатывается разными оксидами металлов и нагревается до достаточно высоких температур. В результате этого материал приобретает замечательные физические и химические свойства: ударопрочность, высокая морозоустойчивость, а также стойкость к различным агрессивным средам. Особенность смальты в том, что она непрозрачна и как будто бы немного светится изнутри. Помимо этого, каждый кубик смальтовой мозаики немного отличается от других цветом, поэтому поверхность, которая выложена смальтой одного тона, выглядят очень интересно.


Весьма распространенный материал для изготовления мозаики - стекло. Оно жаростойко, долговечно, водостойко, ударопрочно и морозоустойчиво. Также у стекла сплошная структура, поэтому оно не подвержено влиянию бактерий и микроорганизмов.

Изготовление

Особенности производства той или иной мозаичной плитки полностью зависит от того, какие материалы используются в процессе изготовления.


Как правило, керамическая мозаика изготавливается тем же методом, что и . То есть, сначала смесь из глины, кварцевого песка, каолина, полевого шпата и разнообразных пигментов раскладывают по формам, потом прессуют, а далее покрывают глазурью и обжигают. Для того, чтобы изготовить черепки с естественным оттенком, используются сухие нешамотируемые смеси. А в процессе производства мозаики с добавлением красителя применяются уже шликерные смеси. Процесс производства полностью автоматизирован.


Мозаичная плитка из изготавливается совсем иным способом. Так, уже готовый лист керамогранита нарезают на маленькие части при помощи гидроабразивного инструмента. В результате и получается мозаика.


Стеклянная мозаика изготавливается из прочного листового стекла. Сначала оно окрашивается специальными красками, которые выдерживают высокие температуры. Потом стекло передается на резку, где его кроят на необходимые форматы. Потом эти маленькие фрагменты собираются на специальные подложки. После этого полуфабрикаты запускаются в печь для самого главного этапа производственного процесса - обжига. В печи кусочки мозаики проходят термообработку при температуре в 900ºС. В процессе такого обжига краска впекается в стекло, поверхность закаляется, а углы оплавляются.


Один из последних этапов в производстве любой ковровой мозаики - это процедура наклейки готовых черепков на основу. Для этого на конвейер подается шаблон - специальная алюминиевая кассета. Размер ее гнезд точно соответствуют габаритам черепков-заготовок, но глубина немного меньше, что дает возможность в последующем легко вынимать мозаику из ячеек. Данные гнезда разделены специальными перегородками. На месте их и получаются межплиточные швы. Мозаичная плитка обязательно укладывается в кассету так, чтобы ее лицевая сторона всегда смотрела вверх. Потом алюминиевая кассета поступает в туннель с мощными газовыми горелками. Тут она нагревается до необходимой температуры. Заключительный этап - это укладка на мозаику специальной бумажной основы, пропитанной клеевым раствором, и дальнейшая сушка. Бумажная основа - это матрица или ковер. Обычно, матрицы имеют вполне стандартные размеры - 424х672 мм. Ширина межплиточных швов составляет 4 мм. А в качестве основы для матрицы используют «крафт» - одна из разновидностей оберточной бумаги.


После того, как кассета с мозаикой покидает сушильную камеру, ковер снимают с ленты конвейера и перекладывают на автопогрузчик, который транспортирует стопки материала для последующей сортировки.


Таким образом, сегодня нет универсальной технологии производства мозаики, так как процесс ее изготовления зависит, прежде всего, от используемого сырья. А разновидностей материалов сейчас очень много, что обеспечивает огромнейший ассортимент мозаичной плитки.

Лидирующее положение среди мозаичных коллекций по праву занимает мозаика из стекла. Доступность материала для производства, неограниченные возможности цветовых и декоративных решений, широкие ценовые рамки, высокие технические и потребительские качества выгодно отличают её в ряду подобных изделий промышленности. Заглянем на фабрику по производству и узнаем некоторые секреты производства столь многоликого продукта.

Зарождение мозаики

Как известно, стекло получают путём переплавки кварцевого песка в жидкую прозрачную массу - шихту. На этом этапе производства решаются также декоративные задачи будущего изделия. Для придания цвета в прозрачную массу добавляют красители окиси железа, марганца, хрома, и многих других. Если по технологии предполагается изготовление непрозрачного, матового стекла, то в шихту добавляют полевой шпат. Но это ещё не всё. Давайте заглянем в святая-святых фабрики - химическую лабораторию.

Самое прочное стекло - смальта. Для приготовления данного материала готовую массу из силикатного стекла перетирают на порошок, смешивают с оксидами металлов и запекают в жарочных шкафах. В результате получается очень стойкое к разным повреждениям стекло. Но главная особенность смальты - своеобразная полупрозрачность, внутреннее свечение, едва заметные цветные разводы. Каждая тессера излучает свой неповторимый глубинный рисунок. Мозаика из смальты - самый лучший выбор для общественных помещений, поскольку способна выдержать частые чистки, мытье, механическое воздействие.
Один из вариантов декора - имитация перламутрового покрытия. Достаточно дорогостоящий процесс. Иридий, используемый в производстве, в природе встречается очень редко, ценится наравне с золотом и платиной. При добавлении в стеклянную массу он и создаёт перламутровый рисунок. Перламутр в природе ограничен в палитре, а иридий играет всеми цветами радуги. Кстати, назван этот металл в честь богини радуги - Ириды.
похожа на драгоценный камень. Внутри стеклянной основы просвечивают разводы сверкающих точек. Производство такой стеклянной мозаики довольно трудоёмкое. Для приготовления авантюрина 5 дней специальную смесь плавят в печах, далее добавляют оксид меди и варят 12 часов. Ещё 10 дней нужно ждать, чтобы смесь остыла. Полученную массу перетирают в порошок и добавляют в жидкое стекло. Точное соблюдение рецептуры не гарантирует ожидаемого результата. До 30 процентов брака в каждой партии. Отсюда такая высокая цена на мозаику с авантюрином.

Производство и разновидности мозаики

Для создания мозаичных фрагментов массу заливают в специальные формы. Форма бывает разная. Самая распространённая - квадраты 10x10, 20x20 и 50x50 мм с толщиной от 4 до 12 мм. Кроме того, фактура стекольной массы позволяет использовать круглые, прямоугольные овальные, ромбовидные, «морские камешки» и другие формы. Последней новинкой одной из итальянских фирм стало использование растительных мотивов для создания мозаичных форм. Есть ещё несколько приёмов декора стеклянной мозаики, которые получаются путём заливки стеклянной массы в формы.

Один из них - настоящая . Нет-нет, не трюк венецианских стекловаров. В данной мозаике действительно используется золото 960 пробы.
Идея создания принадлежит мастерам Византии. Золотые кантарели - смальта из впаянной внутрь золотой пластинкой. Технология похожа на приготовление горячего бутерброда. На прочную основу смальтового листа ложится тоненькая пластинка сусального золота, сверху всё покрывается защитным слоем прозрачного стекла. После жарочного шкафа золото прочно спаивается с другими слоями и выходит сияющая необычная смальта. Для разнообразия оттенков бесцветное прозрачное стекло можно заменить цветным, вместо золота использовать серебряную фольгу.

Сборка мозаичных чипов. Плюсы и минусы

Для упрощения использования мозаики в строительно-оформительских работах, мозаичные чипы набирают в полотна. Для этого используют две технологии: прямой набор и обратный набор. При прямом наборе чипы укладываются на сетку лицевой стороной к потребителю. Крепёж на декорируемую плоскость производится сеточной стороной. Сетка достаточно гибка, что позволяет использовать мозаику для криволинейных плоскостей. Ещё один существенный плюс сетки - возможность скрыть мелкие дефекты поверхности основы. При обратном наборе мозаичные фрагменты укладываются в матрицу и с лицевой стороны фиксируются на картон или плёнку. Монтаж на основу осуществляется стеклянной частью плитки, а картон спустя некоторое время убирается. Такой набор делает доступными для укладки плитки небольшие пространства, экономит средства за счёт безотходного монтажа. Стандартной формой для матрицы служит квадрат 30x30 см состоящий из 225 модулей размером 20x20 мм каждый.

Технологический процесс формирования стеклянных матриц позволяет варьировать и размеры квадрата и чипы для него. Кроме однотонных наборов, в цеху делают разнообразные миксы. Популярностью пользуются как смеси оттенков одного цвета, так и соединение контрастных по цвету мозаичных квадратиков. Ещё один вид услуг по составлению миксов - возможность индивидуально подобрать и заказать смесь для Вашего эксклюзивного дизайна интерьера.
Отдельную группу смесей составляют так называемые мозаичные растяжки . На 8 листах формируются смеси с плавным переходом от светлого оттенка чипов до тёмного или наоборот, от тёмного к светлому. Монтаж растяжки имеет некоторую особенность. Листы укладываются на декорируемую площадь согласно номерам вертикальными рядами.

Вопросы консультант-менеджеру
1. Практичность стеклянной мозаики
Стеклянные чипы проходят специальную термальную закалку, после которой выдерживают различные нагрузки. Кстати, эта закалка позволяет использовать данный продукт при внешней облицовке печей и каминов. Поскольку стеклянная мозаика набирается из маленьких квадратиков - разбить её просто невозможно. Острые уголки мозаичных тессер во время монтажа затираются специальным раствором.
2. Физические характеристики
Единственный вид мозаики с нулевым водопоглощением, отлично подходит для водных сооружений - фонтанов, бассейнов, душевых. Стеклянная мозаика выдерживает не только до 145 градусов жары, но и морозы до -30 градусов. Такие температурные характеристики позволяют использовать её для декорации уличные водоёмов и фасадов. И последний аргумент - технология производства стекольной массы делает цвет устойчивым к солнечным лучам и воздействию ультрафиолета.
3. Экологичность продукта
Стеклянная мозаика не выделяет вредных веществ, прекрасно моется и легко очищается от загрязнений, что препятствует развитию нездоровой микрофлоры и различным бактериям.
4. Доступные ценовые рамки
Большой ассортимент мозаики создаёт такие же широкие ценовые рамки, что делает доступным товар независимо от размера кошелька. Покупка стеклянной мозаики способна порадовать разнообразным видом, прекрасным качеством и денежной экономией.