Причины возникновения ошибок в использовании слов дошкольниками. Образовательный портал


Ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста

Блаженкова Ольга Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №47
Калининского района Санкт-Петербурга

Важным этапом развития личности является дошкольное детство.

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Важность развития грамотной речи детей обусловлена рядом факторов:

Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли - это необходимые навыки для будущих первоклассников, основа их успешной учебы.

Недостатки в развитии речи на современном этапе выявляются не только у дошкольников с проблемами речевого развития, но и у большинства детей, явно ими не страдающих.

Знание общих закономерностей развития языка может помочь исправлению недостатков детской речи, раннему выявлению нарушений в развитии ребенка.

Старший дошкольный возраст в этом плане имеет особое значение. Именно в «этот период происходит усвоение грамматического строя родного языка, включающее усвоение морфологии, словообразования и синтаксиса» (Ушакова 2004: 57).

Необходимо обеспечить эффективные педагогические условия для своевременного развития у старших дошкольников грамотной правильной речи. В решении данной проблемы большое значение приобретает понимание педагогом правил, по которым ребенок конструирует свою речь, понимание закономерности возникновения в речи ребенка в определенном возрасте речевых неправильностей—инноваций. Речь дошкольников во многом отличается от речи взрослых людей.

Одним из таких отличий являются детские речевые инновации - слова, самостоятельно сконструированные детьми.

Важность изучения педагогами словообразовательных и словоизменительных инноваций подтверждается тем, что они являются одним из показателей развития речи ребенка. Их появление—свидетельство нормального речевого развития ребенка.

В практике работы детского сада наблюдаются противоречия между стремлением воспитателей развивать грамотную речь детей и отсутствием представлений о правилах конструирования ребенком своей речи и, в связи с этим, трудностями отбора эффективных методов и приемов развития речи.

Классификация ошибок (инноваций)

в речи детей старшего дошкольного возраста

1. «Нормальные» (возрастные) ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста

Необходимым условием последовательной, целенаправленной и эффективной работы по совершенствованию и развитию речи детей является знание закономерностей усвоения ребенком родного языка. По словам К.И.Чуковского, маленькие дети - «гениальные лингвисты» (Чуковский 1990: 8). Они внимательно наблюдают за речью взрослых, извлекают сведения об устройстве языкового механизма, учатся образовывать и употреблять слова. Овладевая языком, ребенок усваивает также и правила конструирования языковых единиц, т.е. грамматику. Однако язык, который дети добывают из речи окружающих их взрослых, в значительной степени отличается от нормативного языка взрослых людей. Под детскими речевыми инновациями онтолингвисты понимают единицы детской речи, отсутствующие во взрослом языке. Например: «обкрапивился» (обжегся о крапиву), «сыровый пирожок» (пирожок с сыром) и т. д.). Создание новых слов - словотворчество — один из этапов, который проходит каждый ребёнок в освоении родного языка.

Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования слов и форм слов, еще ему не знакомых. "Новые" детские слова нельзя считать абсолютно оригинальными - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому эти слова и построены. «Видишь, какой у меня ЖЕЛТЯК выскочил?» Образцом для данного нового слова послужило слово «синяк», присутствующее в речи взрослых людей» (Кольцова 1973: 64).

Существует несколько видов детских речевых инноваций:

Словообразовательные инновации, то есть самостоятельно сконструированные детьми слова.

Появление первых словообразовательных инноваций происходит в возрасте около 2-х—2,6 лет. Первые случаи самостоятельного образования слов встречаются в детской речи уже во втором полугодии второго года жизни. «В это время ребенок начинает употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и притяжательные прилагательные и появляются первые словообразовательные инновации, образованные по этим образцам: грибик, моржок, мышенька, конин, братин и т.п.» (Елисеева 2006: 4). К 4 годам дошкольники овладевают некоторыми словообразовательными моделями. (Елисеева 2005: 21). В их речи появляются инновации, образованные путем прибавления суффикса: «балеринный, библиотечница», отбрасывания суффикса: «бела» вместо «белка», отбрасывания приставки: «видимка» по типу: «правда—неправда», прибавления приставки: «впрятать» по типу «тащить—втащить» и др. В возрасте 5-6 лет очень активно протекает освоение различных способов словообразования. Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в интенсивности сло-вотворчества. Инновации охватывают основные части речи: существительное («грозища, командирка,»), прилагательное («сыровый, сейчасный, ругальный»), глагол («виляется, прилепливать, обкрапивиться»).

-- Словообразовательные инновации в речи детей старшего дошкольного возраста.

Под словообразовательными инновациями мы понимаем слова, которые ребенок конструирует по моделям родного языка. Одной из причин появления словообразовательных инноваций является различие «между наличным лексическим запасом языка и ограниченным объемом лексикона ребенка. Необходимость заполнения «индивидуальных лакун» вызывает активизацию словотворчества». Дети прибегают к конструированию нового слова, не находя в своей памяти необходимого. При этом они используют словообразовательные модели, которые уже освоены. (Цейтлин 2009: 245)

«В возрасте 5 лет количество словообразовательных инноваций увеличивается. В возрасте 6 лет ребенок овладевает различными моделями словообразования» (Елисеева 2005: 21).

-- «арбузщик» (суффиксальный способ), «приподвинуть» (приставочный способ),

-- «босоноги» вместо «босоножки»

-- «отбавление» вместо «вычитание» (замена приставки);

--«опузатиться» стать пузатым

Образование слова путем сложения: «грузоприцеп»;

--Лексико—семантические инновации в речи детей старшего дошкольного возраста.

Под лексико-семантическими инновациями понимается употребление нормативных слов в окказиональных значениях или замена одного слова

другим по ассоциации. Лексико-семантические инновации возникают из-за незнания значения слова. Появляются в речи детей между 2-мя—3-мя годами. (Елисеева 2006: 2).

Для речи детей старшего дошкольного возраста характерно:

Расширение значения слова: «мерзлый» вместо «озябший»; «наступить»--надавить (не обязательно ногой);

Изменение значения слова: «генеральный»--относящийся к генералу; «вертихвостка»--та, которая вертит хвостом; «искусственный»--сделанный из куста;

Смешение близкозвучащих неоднокоренных слов: «библиотека» вместо «аптека»

Смешение близкозвучащих однокоренных слов: «горящий» вместо «горячий»

Смешение антонимов вследствие незнания их различительного признака: «завтра» вместо «вчера»

-- Морфологические инновации в речи детей старшего дошкольного возраста.

Под морфологическими (формообразовательными) инновациями понимаются не соответствующие норме формы существительных, прилагательных, глаголов, образованные ребенком, а также изменение рода, склонения. В старшем дошкольном возрасте уменьшается количество формообразовательных инноваций. Дольше всего сохраняются следующие:

-- «попИла» вместо «попилА»

-- «нет бусов»

-- «колготка», «горохи рассыпались»

-- «играть на пианине»

(Елисеева 2005: 22, 26).

2. Ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста по типу задержки речевого развития.

Для успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста педагогам необходимо анализировать, насколько типично развивается речь ребенка. Следует обращать внимание на наличие и количество в речи детей речевых ошибок, обычно исчезающих к 5-6 годам и свидетельствующих о задержке речевого развития.

«К задержке речевого развития относится все то, что свойственно детям с нормальным речевым развитием, но при дизонтогенезе речи затягивается на несколько лет» (Елисеева 2006: 30).

Какие же ошибки в речи старших дошкольников перестают быть «нормальными» и могут являться свидетельством задержки речевого развития?

Окказиональное конструирование основы глагола: «вставает»

Устранение чередования согласных: «стригет—стрижет»

Устранение беглых гласных: «палецы»

Неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: «человеки»

Устранение существительных среднего рода: «печенька»

Перевод существительных из одного рода в другой: «Я—папа жаб»

Устранение существительных 3-го склонения: «посолите солем»

Употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: «дай кубика»

Смешение окончаний глаголов: «посплют»

Смешение суффиксов императива: «искай»

В дошкольном возрасте происходит активное усвоение детьми разговорного языка. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит важная задача: обеспечить полноценное речевое развитие дошкольников. Понимание педагогом правил, по которым ребенок конструирует свою речь—необходимое условие для решения проблемы своевременного развития правильной речи у детей старшего дошкольного возраста. Взрослый, владеющий знаниями о причинах возникновения детских инноваций, получает возможность заранее предвидеть трудности, с которыми могут столкнуться дошкольники при освоении родного языка.

Список литературы:

1. Елисеева М. Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед., 2005, № 4.

2. Елисеева М. Б. Классификация речевых ошибок детей с ОНР // Логопед., 2006, № 1.

3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. М., 2004.

5. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М., 2009.

6. Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1990.

You have no rights to post comments

В детской речи существуют ошибки, которые настолько распространены, что закономерно повторяются у всех правильно развивающихся детей

В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребёнка. Например, все русские дети в определённом возрасте неправильно употребляют глагольные формы (42). Но такие формы не изобретены ребёнком: он, опознавая в словах, которые говорят взрослые, некоторые модели (43), берёт их за образец, поскольку ему проще использовать одну стандартную форму глагола, чем несколько. Нередко такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола (44).

(44) - Игорь, вставай, я тебя давно бужу.

ет, я ещё *поспу, - отвечает трёхлетний мальчик.

Наличие ошибок не подтверждает теорию, согласно которой говорящий действует по модели «стимул - реакция».

Замечено, что ребёнок может долгое время говорить правильно, а затем вдруг начинает образовывать слова неправильно, но по распространенной модели. Это явление называется сверхгенерализацией, под которой понимается распространение нового правила на старый языковой материал, подчиняющийся другим правилам. Пытаясь постичь правила образования глагольных форм, ребёнок говорит: *шела

вместо шла; осваивая образование числа русских существительных - *пени вместо пни; два *салазка, одна *деньга.

Среди других наиболее типичных ошибок русских детей отмечаются также следующие.

Употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на -а). Причем, так (45, 46) говорят и мальчики, поскольку они слышат эту форму от мам и бабушек, и, кроме того, произносить открытые слоги (с окончанием на гласные) легче, чем закрытые (с окончанием на согласные).

45) Я попила.

46) Я пощла.

Ошибаются русские дети и в изменении имён существительных по падежам (47).

(47) - Возьмем все *стулы и сделаем поезд, - предлагает один
малыш другому.

- Нет, - возражает тот, - здесь мало *стулов. Образование творительного падежа может происходить ошибочно, путём присоединения к корню существительного окончания -ом независимо от рода существительного (48).

(48) *иголком, *кошком, *ложком.

Встречаются и ошибки в родовых окончаниях имён существительных (49-52).

Нередко дети образуют сравнительную степень имён прилагательных от имён существительных (53, 55) по примеру общепринятых форм (54).

(55) - А наш сад всё равно *соснее (в нём больше сосен).

Ошибки при усвоении языка - совершенно естественное явление. Ведь помимо системы и нормы, существуют ещё и узус (то, как принято - почему-то - говорить), и отклонения от нормы, и множество уникальных, единичных явлений - того, что Соссюр образно называл «лингвистической пылью».

Ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка надолго останется неправильной. Педагоги полагают, что не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдот, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и они начинают говорить неверно уже умышленно.

Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1. общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3. запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Основные положения методики исправления ошибок можно сформулировать следующим образом:

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно;

Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат;

Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»);

Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени;

С детьми младшего возраста воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно: «положили много ложек и поставили много чашек». Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек). В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических ошибок.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Как уже отмечалось выше, успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы.

Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1. общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3. запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Остановимся на характеристике путей формирования грамматической стороны речи.

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

контрольная работа

2. Типичные грамматические ошибки в речи детей, их причины. Пути формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

По мнению ученых педагогов, грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально, ребенок усвоил саму идею о наличии в его родном языке грамматических значений и овладевает ими в меру педагогического таланта своих воспитателей и взрослых, окружающих его в семье, предоставляющих в его распоряжение образцы грамматических форм, которым он подражает. (9).

А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень). (1)

Так же у детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя можно объяснить несколькими причинами:

Ш особенностями возраста,

Ш закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи,

Ш сложностью грамматической системы, особенно морфологии, ребята плохо усваивают многообразие образования грамматических форм.

И в русском и белорусском языках много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются. А так же, очень часто, в ситуации близкородственного русско-белорусского двуязычия дошкольники переносят особенности грамматического строя одного языка на другой. Например, слово собака в русском языке имеет женский род, а в белорусском - мужской, в связи с этим ребята очень часто допускают ошибки в образовании прилагательных к данному существительному. Таких отличий в грамматическом строе языков не много, но они есть и дети, особенно при неправильном отношении педагога к обучению дошкольников двум языкам, допускают ошибки и переносят правила грамматики одного языка на другой.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий, игр и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Поэтому одной из причин ошибок детей может служить педагогическая запущенность, когда педагог не обращает внимания на грамматические ошибки детей и с дошкольниками не проводиться работа по исправлению ошибок в грамматическом строе речи. Важную роль в формировании грамматического строя речи дошкольников, как уже говорилось, играет и пример взрослых.

Рассмотрим типичные грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста. Все ошибки можно разделить на морфологические и синтаксические.

Морфологические ошибки в речи детей:

1. Неправильные окончания имен существительных:

Ш унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;

Ш с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;

Ш родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

Ш неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;

Ш предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: домы, поезды, окны, человеки;

5. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6. Неправильное образование глагольных форм.

Ш повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),

Ш изменение основы глагола: искать - искаю (ищу), плескать - плескаю (плещу), плакать - плакаю (плачу), рисовать - рисоваю (рисую); мочь - можу (могу),

Ш спряжение глаголов: хотеть - хотишь (хочешь), давать - дадишъ (дашь), есть - едишь (ешь), спать - сплют (спят).

7. Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей, как употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и): "у маме", "у мами", "от сестре", "у кукле", "у кукли", "с горе", "без ложке" или употребление существительных среднего рода в женском роде: "моя платья", "теплая молоко", "твоя ружье", употребление слов "одень" вместо надень, "раздень" вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду. (9)

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:

1. В нарушении порядка слов в предложении:

Ш на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла?";

Ш вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";

Ш дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что".

2. В неправильном оформлении союзной связи:

Ш опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно";

Ш один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";

Ш союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим - салют".

Неисправленная грамматическая ошибка -- лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Ученые подчеркивают, что исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. При исправлении ошибок внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме. Не следует повторять ошибку,-- лучше неоднократно произнести правильную форму, привести ребенку аналогичные примеры. Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или предложения уместно на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в дидактической игре, а в процессе рассказа, беседы, в ходе самостоятельных игр, достаточно, если ребенок только услышал поправку. Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети. Иногда (особенно в старших группах) вместо подсказа бывает достаточно замечания ("Ты опять сказал неправильно!"), вопроса-напоминания ("Ты забыл, как нужно говорить слово "пальто"?), укоризненного взгляда или жеста. Желательно, чтобы воспитатель объяснил детям, что не нужно обижаться на сверстников, которые поправляют ошибку, ведь они хотят помочь научиться говорить правильно, красиво. (4, стр.113)

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведется по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей. Но, как мы уже говорили, в основе обучения и на занятиях, и в повседневной жизни лежат дидактические игры и упражнения с учетом требований программы. Работа по формированию грамматического строя речи может использоваться как часть занятия по развитию речи детей(в том числе и по развитию белорусской речи) или ознакомлению с окружающим.

Работа вне занятий проводится по трем направлениям:

Ш исправление грамматических ошибок в речи детей;

Ш индивидуальная работа с детьми;

Ш работа с родителями.

Надо отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребенка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая другая работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранения.

Мы много говорили о важности дидактической игры в формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Рассмотрим вопрос о понятии "дидактическая игра" и классификации игр по формированию у дошкольников грамматического строя речи.

Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта...

Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием...

Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Нарушение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

У детей со стёртой дизартрией формирование грамматическим строем речи происходит с большими трудностями. Р.И.Лалаева, Н.В...

Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Грамматика-это наука о строении языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем» объединившую словообразование, морфологию, синтаксис...

Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Ведущим механизмом развития грамматической строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

На втором этапе эксперимента решались следующие задачи: 1. Формировать самостоятельность высказываний, их структурную оформленность. 2. Закреплять умения по-разному соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи...

Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Формирование грамматического строя речи у детей с III уровнем общего недоразвития речи

речевое недоразвитие дошкольник грамматический Основные направления коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР. Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии...

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В работе над формированием грамматического строя речи выделяют следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки...

Ольга Козычева
Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста

Грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста.

Подготовила: Козычева Ольга Николаевна

Морфологические ошибки в речи детей.

Вопрос: Глеб у тебя дома есть карандаши?

Ответ: У меня дома много, целая куча карандашов.

Вопрос: Соня тебе нравится ходить садик?

Ответ: Мне нравится в саде.

Вопрос: Кирилл, что ты делаешь?

Ответ: Я, искаю мою машину?

Вопрос: Кирилл, что тебе подарили на день рождения?

Ответ: Много машинов.

Вопрос: Саша принеси мне книгу?

Ответ: Она разорватая.

Игры на формирование морфологической стороны речи.

Игра «А что у тебя?»

Цель – использовать слова с противоположным значением.

У меня длинная лента. А у тебя какая?

У меня маленькая машинка А у тебя какая?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода

Игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: усвоение формы родительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры. Сначала воспитатель уточняет название игрушек, представленных в количестве от двух до пяти: матрешки, пирамидки, кубики. Затем прячет под салфетку одну из групп игрушек, например, кубики и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало кубиков».

Игра «Подбери признак?»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя.

Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые.

Шарф (какой) – пушистый, вязанный.

Перчатки (какие) – кожаные, белые.

Шляпа (какая) – черная, большая.

Туфли (какие) – осенние, красивые.

Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое.

Рубашка (какая) - белая, праздничная.

Шуба (какая) - меховая, теплая.

Игра «Посчитай?»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Синтаксические ошибки в речи детей.

Попугайчика мама купила.

Я надела варежки, почему что на улице холодно.

Потому что поэтому.

Как мы приехали от бабушки, мы смотрели мультфильм с Егором.

Плачет Федя почему?

Игры на формирование синтаксической стороны речи.

Игра «Собери пять»

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т. д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

Игра «Выбери правильное слово»

Цель: развивать мышление, речевое внимание.

Ход игры: из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по… (дороге, воде, рельсам).

Игра «Закончи предложение»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям закончить предложение.

Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).

Дима взял пилу, он будет… (пилить бревно).

Юра взял топор, он будет (рубить).

Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет… (кататься на велосипеде).

Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).

Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

Мы пойдем гулять, если. (не будет дождя).

Цветы засохнут, если. (их не поливать).

Если бы я не помог Наташе, она бы. (могла упасть).

Чашка разобьется, если. (ее уронить).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

Игра «Скажи по-другому»

Цель: научить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д.

Игра «Объясните почему?»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: Воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл)

Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)

Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)

Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

Игра «Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.

Ошибки в словообразовании.

Мы гуляли у ихнего дома.

Я, подскользнулся и упал.

Белка вылазивает из дупла. (вылезает)

Сюда прилепливать. (приклеивать)

Почему Женя командирка.

Игры на формирование словообразования в речи.

Игра «Скажи ласково»

Цель: формировать словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Огурец – огурчик

Помидор -… воробей -…

Яблоко -… синица -…

Груша -… ель -…

Слива -… сосна -…

Персик -… иголка -…

Банан -… ветка -…

Шапка -… кошка -…

Сапоги -… собака -…

Пальто -… свинья -…

Куртка -… мама -…

Мяч -… бабушка -…

Кукла -… сестра -…

Мишка -… тётя -…

Матрёшка -… соловей - соловушка

Петрушка -… журавль – журавушка.

Игра «Подбери назови»

Цель: научить образовывать относительные прилагательные.

Лист берёзы – берёзовый.

Лист клёна - …

Лист осины - …

Лист берёзы - …

Лист рябины - …

Лист дуба - …

Сумка из кожи - …

Стол из дерева - …

Варенье из слив - …

Сок из яблок - …

Косынка из шёлка - …

Ложка из дерева - …

Стакан из пластмассы - …

Стакан из стекла - …

Игра «Отвечай быстро»

Цель: научить образовывать сравнительную степень прилагательных от наречий.

Ответить на вопрос, как?

Утром светло, а днём ещё (как) – светлее.

Вечером темно, а ночью ещё…

Осенью холодно, а зимой ещё…

В пальто тепло, а в шубе ещё…

Весной солнце светит ярко, а летом ещё…

Весной птицы поют звонко, а летом ещё…

Торт сладкий, а бывает ещё…

Торт вкусный, а бывает ещё…

Игра «Подбери слова»

Цель: продолжить отрабатывать винительный падеж, развивать логическое мышление, учить подбирать предметы к признаку.

Что можно?

Завязывать, шить, надевать, обувать, штопать.

Что может?

Таять, распускаться, появляться, зеленеть, цвести.

Что может быть?

Старым, новым, мощным, летящим, длинным,

глубоким, мелким, грузовым, быстроходным, лёгким.

Игра «Гараж»

Цель: учить образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-.

Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т. п.).

Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.

Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т. д.

Игра «Животные и их детеныши»

Цель: закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память.

Материал: Мяч.

Ход игры: Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.

Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.