Почвоведение наука о почве. Она входит в состав естествознания


В 1899 году в России начал выходить специализированный журнал «Почвоведение » (рус. дореф. почвовѣдѣніе ).

Похожие значения и термины

В конце XIX и начале XX веков в научной литературе использовался греческий термин педология (греч. πέδον , педон - почва и греч. λόγος , логос - знание, наука) - наука об изучении почв в природной среде, один из геологических и физических разделов почвоведения . Педология, как синоним почвоведения, сейчас считается устаревшим, так как главным образом относится к геологии и физике почв, и имеет несколько значений. Сохранились производные термины: педогенез , педосфера и пр.

До появления научного почвоведения на университетских кафедрах агрономии почвоведением (земледелием) называли курс лекций по изучению питательных свойств верхнего слоя почвы (земли) содержащего корни растений.

Краткая история

Учебник К. Д. Глинки. 6 изданий 1908-1935

Развитие научного почвоведения связано с работами учеников В. В. Докучаева и их последователями.

Большую роль в развитии агрономического почвоведения сыграл профессор П. А. Костычев , одно время он был оппонентом В. В. Докучаева.

Международное признание докучаевской школы почвоведения пришло благодаря изданию учебника почвоведения на немецком языке академика К. Д. Глинки и его участию на первых международных встречах почвоведов в Венгрии и США.

В 1909 году состоялся 1 Международный съезд агрогеологов, в 1926 году - 1 Всесоюзный съезд почвоведов, в 1927 году - 1 Международный съезд почвоведов :

Научные направления

Основные научные направления в почвоведении:

  • Химия почв - изучает химизм почв
  • Физика почв - изучает физические свойства почв
  • Почвенная биология - изучает живое население почв
  • Почвенная минералогия - изучает минералогический состав и свойства почв
  • Гидрология почв - изучает водный режим почв
  • География почв - изучает закономерности распределения почв и составляет почвенные карты
  • Охрана почв - изучает способы сохранения и восстановления почв
  • Палеопочвоведение - изучает ископаемые почвы
  • История почвоведения - история науки

Кроме того, почвы изучают некоторые прикладные науки и дисциплины: агрономия , грунтоведение , инженерная геология , археология , почвенная стратиграфия и прочие.

Основные положения

Почвоведение изучает весь почвенный профиль

Современное почвоведение, основы которого были заложены В. В. Докучаевым , рассматривает почву как самостоятельное естественноисторическое биокосное природное тело, возникшее и развивающееся на поверхности Земли под действием биотических, абиотических и антропогенных факторов. Нижняя граница этого природного тела определяется глубиной, на которую произошло существенное изменение горной породы процессами почвообразования , что составляет до 1-3 метров, однако в экстремальных условиях тундры, пустыни или в горах мощность почвенной толщи может измеряться несколькими сантиметрами. Боковые границы почвенных образований определяются как границы раздела между элементарными почвенными ареалами .

Почва имеет многоуровневую структурную организацию:

  1. атомарный уровень
  2. кристалломолекулярный или молекулярно-ионный уровень
  3. уровень элементарных почвенных частиц (ЭПЧ) - фракций, определяемых в гранулометрическом анализе
  4. почвенные микро- и макроагрегаты, а также новообразования
  5. далее следуют уровни структуры почвенного покрова

Каждый из перечисленных уровней требует специфических методов исследования и способов воздействия.

Часто рассматривают четыре (ранее три) фазы почвы (под фазой в этом случае понимают несколько иное, нежели в классическом определении):

  • твёрдая фаза - полидисперсная органоминеральная система, наименее динамичная часть почвы, составляющая каркас для других фаз
  • жидкая фаза - почвенный раствор
  • газовая фаза - почвенный воздух , заполняющий вместе с почвенным раствором поровое пространство, его состав отличается от состава атмосферы
  • живая фаза - почвенная биота , за исключением роющих млекопитающих и корней растений, принадлежность которых к живой фазе почв остаётся дискуссионной, хотя их роль в почвообразовании несомненна и велика

Методы исследований

Изучение почв

При исследованиях на нижних уровнях организации в почвоведении применяются методы разработанные ранее для других естественных наук: химии , физики , геологии , минералогии , биологии , биохимии , гидрологии и др. - обычно в модификациях, учитывающих почвенную специфику.

На более высоких уровнях используются и специфические методы, которые можно объединить в следующие группы:

  • Профильные методы заключаются в изучении системы почвенных генетических горизонтов, включая почвообразующую породу с целью сравнения их свойств и состава с породой. Найденные различия позволяют судить о направленности процессов почвообразования, непосредственное наблюдение за которыми невозможно. При этом применяется ряд допущений:
    • Исходная порода не была слоистой
    • Образец эталонной породы существенно не менялся за период почвообразования
    • Процесс почвообразования всё время существования почвы протекал в одном направлении

Невозможность какого-либо из допущений приводит к усложнению интерпретации результатов профильного метода.

  • Сравнительно-географические методы (а также сравнительно-геоморфологический и сравнительно-литологический) заключаются в выявлении закономерностей между строением, составом и свойствами почв с факторами почвообразования, определенным образом варьирующимися по земной поверхности.
  • Сравнительно-исторические методы построены на основе принципа актуализма , который позволяет реконструировать по реликтовым (не выводящимся из современных факторов почвообразования) свойствам почв условия их существования в предыдущие эпохи.
  • Стационарные методы дают возможность изучать почвенные режимы: водный , тепловой , газовый , окислительно-восстановительный и др. Метод лежит в основе биосферного мониторинга. Сюда относятся методы почвенных лизиметров и стоковых площадок.
  • Картографические методы , применяемые для составления карт почвенного покрова. Для этого применяются методы других типов (сравнительно-географический) и даже наук (геодезии - в особенности аэрокосмические методы) в сочетании со специфическими (например, метод почвенных ключей - изучение закономерностей структуры почвенного покрова на небольшой территории и построение по ним карты большой территории). Закономерности распространения почв на поверхности Земли в целях почвенно-географического районирования изучает раздел почвоведения -

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (ФГБОУ ВПО «СГГА»)

КИЗИЛОВА Н.Я.

ПОЧВОВЕДЕНИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 120300 “ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ”

НОВОСИБИРСК 2007г.

ВВЕДЕНИЕ.

1. Предмет почвоведение.

2. Понятие о почве и ее плодородие.

3. Задачи почвоведение.

4. История развитие почвоведение.

Органическая

Почва, почвообр.

процесс, почв. про-

Хим. часть

Механич. состав

Физические

воды в почве

Реакция почвы

Почвенный воздух

Классификация почв

Черноземы

Серые лесные

подзолистые

Болотные

Солончаки

Пойменные поч-

Бонитировка

Экон. оценка почв

Почвоведение - это наука о почвах, их образование, строение свойствах; о закономерностей их географического распространение; о процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главного свойство почвоплодородие; о путях рационального использование почв в сельском и народном хозяйстве и об изменение почвенного покрова в агрокультурных условиях.

Основоположниками почвоведение являются Докучаев, Костычев и Сибирцев.

По В.В. Докучаеву почвой называется дневные или наружные горизонты горных пород, естественно измененных совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов живых и мертвых.

Он установил, что почва - самостоятельная природное тело и ее формирование есть сложный процесс взаимодействие факторов почвообразования.

3.Растительность и животный мир.

4.Почвообразовательная порода.

5.Возраст страны.

Основное свойство почвы – это плодородность.

Плодородие – это способность в удовлетворении потребности растений в элементах питания воде и обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха и тепла для нормальной деятельности создания урожая.

По Р.Н.Вильямсу Почвой называется поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений.

По П.П. Костычеву почвой называется верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса растительных корней.

Изучает почву как особое природное тело, как средство производства, как предмет приложения человеческого труда и как продукт этого труда. (98%)

Основные особенности почвы

1. Незаменимость.

2. Ограниченность.

3. Не перемещаемость

4. Плодородие.

Разделы почвоведения: 1.Учение о развитии и формировании почв. 2. Учение о почвенном плодородии. Используют следующие методы использования:

1. Сравнительно-географический

2. Сравнительно-аналитический

3. Стационарный

4. Метод моделирования почвенных процессов и режимов. Основная площадь земель России

1709,6 млн. га: 0,89 га на душу населения 36 млн. га пашни подвержены эрозии 2,5 млн. га повреждены оврагами 38 млн. га переувлажнено 40 млн. га засолены.

62 млн. га загрязнено выбросами промышленных предприятий

1 млн. га подвержен техническим разрушениям

3 млн. га находятся под свалкой

13% вечная мерзлота

74 млн. га техногенная пустыня

3 млн. га загрязнено радионуклидами от Чернобыля.

В связи с этим выделяют следующие задачи почвоведения и связанные с ними решаемые проблемы:

1. Осушение и орошение земель

2. Известкование кислотных почв

3. Гипсование солонцов

4. Противоэрозийные мероприятия

5. Рекультивация техно-геннонарушенных земель

6. Мероприятия по закреплению разбитых песков

7. Борьба с засорением и переувлажнением орошаемых земель

8. Восстановление и усвоение выработанных торфяников

9. Тепловые противо-мерзлотные миллиорации

10. Окультирование и культивирование переуплотненного корня обитаемого горизонта

11. Пескование тяжелых глинистых почв и глинование легких песчаных почв.

Официальная дата рождения почвоведения: 10 декабря 1883 года. История развития почвоведения тесно связана с работами выдающихся русских почвоведов. К ним относятся Докучаев,- он является основоположником генетического почвоведения, дал научную классификацию почв.

Н.М.Сибирцев разработал учение о почвенных зонах, уточнил классификацию, выполнил первые кадастровые работы в России. К.Д.Глинка занимался проблемами генезиса, географии и классификации почв.

П.А.Косович исследовал азотное питание растений, известкование и использование фосфоритов.

К.К.Гедройц создал учение о поглотительной способности почв. Р.Н.Вильямс создал учение о малом биологическом круговороте. И.В.Тюрин исследовал почвенный гумус.

Итак: 1. Почва - весьма своеобразное природное тело

2. Главная задача почвоведения на современном этапе: провести полную инвентаризацию почв, дать оценку их состояния и потенциальных возможностей, разработать такие экологические и экономические технологии землепользования, которые бы во всех слу-

чаях были почвоохранительными и направленными на улучшение почв и расширенное воспроизводство их плодородия.

1.Общая схема почвообразовательного процесса.

1. Геологический и биологический круговорот веществ в природе

2. Основные слагаемые почвообразовательного процесса

3. Формирование почвенного профиля как результат почвообразовательного процесса

4. Морфологические признаки почв

5. Индексировка горизонта

Суть процесса почвообразования состоит в том, что рыхлая материнская порода под влиянием жизнедеятельности растений, микроорганизмов и животных приобретает, новое свойство плодородия и становятся особым природным образованием – почвой.

Горная порода превращается в почву в результате двух одновременно протекающих процессов: выветривание и почвообразование.

Выветривание – это разрушение материнской породы до рыхлого состояния (глубина до 10 м).

Н2 О

Эл. питания

Грунтовые

В процессе выветривания горных пород элементы питания превращаются в доступный для растений корм, но они не способны удерживать воду в достаточных количествах.

Элементы питания выносятся атмосферными осадками в грунтовые воды, а затем в мировой океан, где участвует в образовании осадочных пород, и проходят целые биологические эпохи, прежде чем осадочные породы вновь станут сушей. Круговорот между сушей и мировым океаном называется большим или геологическим круговоротом. Он приводит к обеднению коры выветривания элементами питания растений.

В основе почвообразовательного процесса лежит малый или биологический круговорот.

Биологический круговорот характеризуется извлечением из материнской горной породы и в дальнейшем из самой почвы элементов питания, синтезом биомассы, образованием сложных органических соединений и возвращением в почву этих соединений с ежегодным

опадом отмирающей биомассы.

1.1 Суть биологического круговорота

Растительные и животные организмы,

поселяясь в рыхлых породах, погло-

щают из них элементы питания и, ис-

СО2

пользуя атмосферную

углекислоту и

солнечную энергию, синтезируют ор-

ганическое вещество. Остатки отмер-

ших организмов поступают на поверх-

ность почв и верхний слой. Часть из

них минерализуется с

освобождением

азота и зольных элементов и погло-

щается новым поколением растений.

Биологический круговорот не полно-

стью замкнутый, т.к. часть элемен-

тов питания растворяется и вымыва-

ется, поступая в большой геологиче-

ский круговорот.

Основным итогом биологического круговорота является биологическая аккумуляция элементов питания в почвенном слое, что и обуславливает развитие плодородия.

Почвообразовательный процесс происходит циклично, т.к. солнечная энергия на поверхность почв тоже поступает циклами.

По определению А.А.Роде почвообразовательный процесс называется совокупность явлений превращения и передвижения веществ и энергий, протекающих в почвенной толще.

Агентами почвообразования являются живые организмы и продукты их жизнедеятельности, вода, кислород воздуха и углекислота. Слагаемыми почвообразовательного процесса являются:

1. Накопление органических остатков и их постоянная трансформация

2. Трансформация минералов горной породы, из которой образуются почвы

3. Поступление влаги в почву и ее расход

4. Взаимодействие минеральных и органических веществ с образованием сложных органоминеральных комплексов

5. Накопление в верхнем слое почвы различных элементов питания.

Итак: в результате биологического круговорота веществ, процессы синтеза и разрушения органического вещества почвообразующая порода непрерывно взаимодействует с растениями и животными, с продуктами их жизнедеятельности, а также с продуктами разложения органических остатков. Эти процессы в совокупности приводят, к постоянному формированию почв и составляют сущность почвообразовательному процессу. Образованные в ходе почвообразовательного процесса органические, минеральные и органоминеральные соединения обладают различной подвижностью, т.е. с разной скоростью будут перемещаться в почве. Это приводит к формированию почвенного профиля. Почвенный профиль – это вертикальная толщина от поверхности до породы. Миграция (вымывание) обуславливает формирование элювиальных горизонтов. Накопление или аккумуляция образуют элювиальные горизонты: таким образом, в результате почвообразовательного процесса происходит не только накопление плодородия, но и расчление почвы на генетические горизонты. Горизонты друг от друга отличаются по морфологическим признакам, составу и свойствам.

2. Состав, свойства и режим почв

2.1 Минералогический состав почв

1. Почвообразующие породы

2. Гранулометрический состав почвообразующих пород и почв

3. Классификации почв по гранулометрическому составу

4. Химический состав почв

5. Микроэлементы почв

6. Радиоактивность почв.

Минералогический состав-80-100% Минеральные вещества почвы образуются из материнских пород.

Материнская порода - это поверхностные горизонты горных пород, на которых и из которых образуются почва.

К главным почвообразующим породам относятся рыхлые осадочные породы (мощность от 2 до 40 метров.)

Состав и свойства материнских пород определяется тем, из каких горных пород они образовались, какой тип выветривания преобладал, и какими силами происходила транспортировка и переохлаждение продуктов выветривания,

По генезису почвообразующие породы делятся на следующие группы:

1.Эллювиальные породы (элювий)- это продукт выветривания коренных пород, оставшихся на месте образования. Эллювий формируется в горных областях и на равнинных платах.

Он представляется собой щебнистость: крупнизернистость, неоднородность минералогического и химического состава характерна тесная генетическая связь с исходной породой.

2.Делювиальные породы (делювий) - называется наносы, отложенные на склонах дождевыми и талыми водами. Делювий откладывается

в виде шлейфа. В вершине шлейфа часто накапливается грубый материал, в конце пылеватый, глинистый. Для делювия характерна относительно хорошо выраженная слоистость.

р ☼

р элювий

Ил, коллоиды

Крупные породы

Глинистые

3.Элювиально-делювиальные отложение (признаки и того и другого)

4.Пролювиальноые породы (пролювий) формируется в горных странах у подножия гор, в результате деятельности временных водных и селевых потоков значительной силы характеризуется плохой сортированностью включениями из крупнообломочных материалов.

5.Аллювиальные отложения (аллювий) представляет собой осадки, отложенные в результате разлива рек, а также данные отложение рек.

Русловый аллювий сложен песками различной зернистости. Пойменный аллювий суглинистый и глинистый.

6.Ледниковые отложениеэто продукты выветривания различных пород, перемещенные и отложенными ледниками. Характерна неоднородность механического состава. Обогащены песчаной фракцией, часто кислые, реже карбонатные.

7.Флювиогмециональные отложения связаны с деятельностью мощных ледниковых потоков. Вытекая изпод ледника они перемещают моренной материал, и перекладывает его за край ледника. Характерна сортированность, слоистость, бескарбонатные, песчаные.

8.Покровные суглинки распространены в зоне ледниковых отложений и рассматриваются, как отложение мелководных при ледниковых разливов талых вод. Характерно покровное залегание на море: характеризуется хорошей выраженностью, сортированостью, обладает рыхлостью и пористостью. Покровные суглинки из-за сходства с лесами называется лессовидными суглинками. Для большой части западной Сибири почвообразующими породами является лессовидные суглинки глины.

9. Озерно-ледниковые отложение образовались в Прудниковых озерах. Характерно горизонтальной слоистость с чередованием песчаных прослоек с глинистыми.

Зимние отложения Летние отложения (глина)

10.Эолойные отложение. В результате отложения частиц переносимых встрой, образуют эолойные отложение. К ним относятся барханы, прилежные дюны.

11. Морские четвертичные отложения формируются в результате перемещения береговой линии морей. Отличаются слоистостью, сортированостью и аккумуляцией солей. Если они выходят на поверхность, то образуется соленые почвы.

12. Лессы - самые лучшие почвообразующие породы, на них формируются высокоплодородные почвы, характерно полевая и буроватополевая окраска, карбонатность, пылеватое - суглинистый механический состав, пористость и рыхлость сложение.

От почвообразующих пород зависит состав и свойства формирующихся на них почв.

1. Кислые 65-75%

2. Средние 65-55%

3. Основные 55-45%

4. Ультраосновные меньше 45%

2.1.1. Минералогический состав.

По минералогическому составу почвообразующие породы и почвы включают первичные и вторичные минералы.

Первичные минералы представлены в магматических породах, метаморфических и рыхлых.

Вторичные минералы возникают из первичных, под воздействием климатических и биологических факторов.

Первичные минералы представлены больше 0,001мм, вторичные – частицами меньше 0,001мм.

Наиболее распрастранеными первичными минералами является кварц (40-60%), полевой шпат (20%), слюда, пераксена и т.д.

Роль первичных минералов:

1.От их количества зависит агрофизические свойства почв, и они влияют на зольные элементы питания растений.

Среди вторичных минералов различают:

1. Минералы простых солей (кальций, магнезит, пищевая соль), сульфаты и карбонаты.

2. Оксиды и гидр оксиды.

3. Глинистые минералы.

4. Минералы монтмориолитовой группы.

5. Минералы каолинитовой группы.

Микроэлементы - это элементы необходимые почве, которые находится в ней малых количествах, в тысячных долях.

Они входят в состав витаминов, ферментов и гормонов, поэтому играют важную роль как физическую, так и химическую.

Биогеохимическая провинцияэто территориально отличающаяся от соседних территорий концентрацией в среде одного или нескольких микроэлементов. Недостаток микроэлементов пополняют применение микроудобрений.

2.1.2. Радиоактивность почв.

Бывает естественная и искусственная радиоактивность. Естественная радиоактивность вызывается естественными радиоактивными элементами, которые всегда в тех или иных количествах присутствует в почвах. На кислых почвах радиоактивность выше тяжелые почвы содержат больше радиоактивных элементов, чем легкие. Естественные радиоактивные почвы вызывается:

1. Собственно радиоактивными элементами (изотопы урона, радия, тория)

2. Затонами обычных химических элементов, обладающих радиоактивными свойствами.

В почвенном воздухе содержатся газообразные, инертные продукты распадаэманации.

К эманациям, содержащимся в почве воздухе, относятся изотопы радона. Они не вызывают физиологических отклонений в жизнедеятельности растений и животных.

Искусственная радиоактивность обусловлена поступлением в почву изотопов образующихся в результате атомных термоядерных взрывах, в виде отходов атомной промышленности или в результате аварий на атомных предприятиях.

Наиболее опасными представляют собой изотопы стронция и цезия. Их период полураспада составляет у стронция 28 лет у цезия

33 года.

3. Органическая часть почвы.

1.Источники гумуса в почве

2.Состав гумуса

3.Роль гумуса в почвообразовании

4.Гумификация

5.Пути регулирования количества и состава гумуса

6.Баланс гумуса 100-200лет - период формирования органической части почвы.

Органическая часть почвы состоит из органических остатков еще не потерпевших анатомического строение полуразрушившихся частей растений и гумуса.

Источником гумуса является органические остатки растений, микроорганизмов и животных, обитающих в почве.

Количество растительных остатков попадающих в почву составляет:

1.В степи от 8-28 т.

2.На суходольных лугах в лесной зоне от 6-12т.га.

3.При возделывание на пашне однолетних культур 1,5- 15т. га 4.Многолетних трав 12-15т. га

В состав органических растительных остатков, входят азотистые вещества (белки, углеводы, смолы), дубильные вещества - это хо-

рошо растворяемые в воде вещества, легко окисляются и с белками дают растворимые устойчивые к гниению соединения: зольные вещества - это вещества, которые остаются после сжигания растительных остатков.(2-52%)

В состав зольных элементов входят: кальций, калий, фосфор, железо.

Низкая зольность у древесины, высокая - у травянистых растений.

Гумусом называется сложный динамический комплекс органических соединений, образующихся при разложении и гумификации органических остатков.

Гумус содержит две группы соединений:

1.Негумусовые вещества органических остатков и промежуточных продуктов их разложения.

2.Гумусовые вещества. Они представляют собой систему высокомолекулярных, азотосодержащих органических соединений кислотной природы, который представляет их взаимодействием с минеральной частью почвы и возможность образование слабо разлагающихся органа минеральных соединений.

Гумусовые кислоты подразделяется:

1. Гуминовые кислоты. Темно-окрашенные и накапливаются на месте образования.

2. Фульвокислоты. Желтого или бурого цвета, более подвижные.

3. Гумины – это комплекс гуминовых кислот и фульвокислот порчносвязоных с минеральной частью почвы.

Гуминовые кислоты преобладают в черноземах, каштановых почвах.

Гумосовые кислоты - высокомолекулярные кислоты циклического строение. Они не растворяются в воде и минеральных кислотах и хорошо растворяются в щелачах. Состоят из С, Н, О,

С- 5262% Н-2.8-6.6% О-31-40% N-2-6%

Зольные элементы К, Са, S-1-10%.

Фульвокислоты хорошо растворяются в воде, минеральных кислотах и щелочах. Они более подвижные. Элементарный состав С, Н, О, N: N-41-46%

С-4-05% О-42-52%

Гумификацияэто сложные биохимический процесс превращения органических остатков в гумус. Развивающиеся при участии микроорганизмов.

Звенья гумусообразования:

1. Разложение до конечного продукта распада.

2. Микробный синтез

3. Превращение некоторой части в сложные высокомолекулярные вещества - гумусовые кислоты.

Качественной характеристикой является коэффициент гумификации

(Кгум.). Кгум. представляет собой долю углерода органических остатков. Включавшегося в состав гумусовых веществ при полном их разложении.

Наука о почвах развивалась поэтапно. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Начало систематизации сведений о почвах и способах ее улучшения

Корни почвоведения берут свое начало в глубокой древности. Эта наука появилась одновременно с зарождением земледелия. В Китае, Древнем Риме и других очагах древней цивилизации уже в 3-ем тысячелетии до н.э. собирались первоначальные знания о почве, ее свойствах, способах ее обработки. Одновременно были предприняты попытки произвести следующие действия:

  • систематизировать эти знания;
  • сгруппировать почвы по их назначению;
  • улучшить качество почв.

Самыми известными учеными Древнего Рима и Древней Греции считаются: Катон, Старший Геродот, Колумелла, Вергилий и другие.

Время застоя и ошибочных теорий

Средние века, точнее VI–XVI века, характеризуются застоем практически во всех естественных науках. Не смотря на это, определенных успехов в области изучения почв удалось достичь в таких странах, как Китай, Византия, Италия, Германии. В это же время проводятся первые исследования такого рода и в России. Всплеск интереса к почвам возник в самом начале разложения феодального строя. В это время бытовало мнение, что почва является инертной средой и исполняет роль опоры для растений, а питаются они водой, синтезируя ряд химических соединений из воздуха и воды. Это заблуждение нашло отражение и в научных трудах того времени.

Первые агрономические трактаты о почвах.

В период Возрождения происходит расцвет науки о почвах. В это время:

  • разрабатывается теория, которая объясняет роль почв для питания растений;
  • тщательно изучается гумус, определяется его происхождение и примерный состав;
  • вносятся изменения в классификацию почв.

Специалисты считают, что именно в этот период произошло формирование почвоведения как науки.

Появление новых теорий и взглядов на плодородие почв

В XVIII произошел качественный скачок в развитии почвоведения России. На формирование современных взглядов оказали серьезное влияние работы М.В. Ломоносова, в которых раскрывались темы о питании растений, возникновении черноземов и многое другие. Он считал, что растения питаются водой и частицами земли. В 1770 году началось преподавание почвоведения в Московском университете.

К концу XVIII стало ясно, что теория о водном питании растений несостоятельна. Ей на смену пришла теория Альберта Тэера, согласно которой растения питаются водой и органическими веществами, содержащимися в почве. Тэер организовал первое высшее агрономическое учебное заведение.

В XVIII–XIX серьезный вклад в развитие почвоведения вложили ученые Западной Европы. Так, например, немец Либих практиковал применение минеральных удобрений, разработал теорию минерального питания растений. Однако в его учении был существенный недочет - он не правильно оценил роль азота. Исправить эту ошибку удалось французу Буссенго.

Создание теории почвоведения

В середине XIX века материалов изучения почв было собрано достаточно, но они были разрозненными. Так произошло, потому что специалисты, работающие в сельском хозяйстве, изучали в основном пахотный слой, а геологи считали, что почва является толщей продуктов, полученной в результате выветривания горных пород. Эти совершенно разные направления пытались соединить чисто механическим способом, в результате была получена абсолютно не жизнеспособная агрогеология. В 19 столетии наука о почвах дифференцируется, налаживает связь с другими науками. В это же время появляются учебные центры, которые готовят специалистов, разбирающихся в сельском хозяйстве.

Большой вклад в развитие почвоведения внесли такие ученые как А.В.Саветов, А.С. Стебут, Д.Н. Прянишников и др. Настоящего прорыва в почвоведении удалось достичь В.В Докучаеву. Он считал, что почва является самостоятельным природным телом, создал науку - генетическое почвоведение. Также он являлся автором учений о почвенных и природных зонах, классификации почв и т.д. В.В. Докучаев стал составителем первой почвенной карты северного полушария, в основу которой легли собственные исследования. Он имел много учеников и последователей - А.Н.Краснов, К.Д.Глинка и целая плеяда других ученых. Они не только продолжили исследования своего учителя, но и расширили область изучения и его глубину.

В тоже время работали в области почвоведения и другие ученые, каждый из которых внес свою лепту в развитие почвоведения. На работу школы картографии, которая стала колыбелью советского почвоведения, оказала влияние деятельность Л.И. Прасолова. Его работы в области картографии и оценки земельных фондов в зависимости от типа почв повлияла на дальнейшее развитие почв и всего сельского хозяйства. Этому ученому удалось обобщить почвенно-географические данные и на их основе составить представление о различных единицах почвенного районирования.

Именно в России была сформирована наука о почве, которая представляет собой самостоятельное природное явление. Идеи Докучаева оказали существенное влияние на развитие науки о почвах за рубежом. Многие термины, созданные русскими специалистами, используются в Международном научном лексиконе.

Современные достижения в области почвоведения

На конец прошлого и начало XXI века приходится открытие кафедр почвоведения в разных странах, создается международное общество почвоведов. Следует отметить, что русский почвовед К.Д. Глинка стал президентом Первого Международного конгресса, посвященного проблемам почвоведения. И в дальнейшем почвоведы России неоднократно были избраны на ответственные должности в Международной организации почвоведов и институтах системы ООН.

Как и любая другая наука, почвоведение - мировое достояние, которое создается и обогащается творчеством всех народов. Серьезные исследования в области изучения процессов почвообразования на различных территориях провели ученые из разных стран:

  • немецкий географ и геолог Ф. Рихтгофен;
  • американский почвовед Е.В. Гильград;
  • немецкий ученый В.Л. Кубиена и другие.

Важную роль в познании закономерностей, сложившихся в почвенном покрове всего мира, играют почвенные карты материков и крупных регионов. В первую очередь это относится к картам территории бывшего СССР, которые составляли в разные годы И.П. Герасимов, Л.И. Просолов и другие. Не менее важны карты почв Австралии, Восточной Африки, Северной и Южной Америки и т.д.

Российские почвоведы активно участвуют в следующих программах ФАО и ЮНЕСКО:

  • охрана ресурсов земли;
  • проблемы аридизации суши;
  • глобальные изменения и другие.

Русские почвоведы со второй половины XX века трудятся над следующими вопросами:

  • геохимическое изучение эволюции почв;
  • почвенно-географическое районирование;
  • изучение органических веществ, присутствующих в почве;
  • классификация и диагностика почв и многими другими.

В настоящее время почвоведы занимаются такими серьезными проблемами, как грамотное использование почв и их эффективная защита. Не меньшее значение имеет прогнозирование состояния почв в будущем.

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПОЧВОВЕДЕНИЕ

§1. Общие представления об изучаемой дисциплине

Почвоведение – наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах, закономерностях географического распространения. Изучает формирование и развитие главного свойства почвы – плодородия и пути наиболее рационального его использования, а также вопросы охраны почв и их изменение под влиянием антропогенного воздействия. Cовременное почвоведение является наукой междисциплинарной, объединяющей самые разнообразные области человеческих знаний, среди которых физика, химия, математика, геология, биология, минералогия, микробиология, климатология, геология и растениеводство (рис.1). Понимание важной роли почвоведения пришло не сразу – долгое время почвоведение рассматривалось в качестве одной из агрономических дисциплин и преподавалось только в сельскохозяйственных вузах.

§2. Понятие о почве. Место, роль почвы в биосфере и значение для человека

Первоначально люди отождествляли почву с землей – участком поверхности, на которой обитает человек. С возникновением земледелия появилось представление о почве как об относительно рыхлом землистом слое, в котором укореняются наземные растения и который служит предметом земледельческой обработки. Такое простое представление о почве вполне удовлетворяло человечество в течение нескольких тысячелетий. В конце XVIII – начале XIX века в рамках агрогеологии появилось одно из первых научных определений почвы – это рыхлая горная порода, образующаяся из плотных горных пород под влиянием выветривания. Оно сохранялось до появления работ В.В.Докучаева, который показал научную несостоятельность такого понимания почвы и дал новое определение почвы как развивающегося природного тела.

В.В.Докучаев (1883) впервые установил, что почва – это самостоятельное природное тело и ее формирование есть сложный процесс взаимодействия материнской горной породы, климата, рельефа, живых организмов, помноженный на время. Самое главное в докучаевском определении почвы, сыгравшем столь выдающуюся роль в развитии новой науки, – это то, что оно, во-первых, ставит почву в ряд самостоятельных природных тел, качественно отличающихся от всех иных тел природы, во-вторых, показало, что почва эволюционирует во времени и пространстве, в-третьих, – подчеркнуло наличие функциональных связей между почвой и всеми другими природными телами и явлениями. Следовательно, и изучать данный объект должна самостоятельная наука – почвоведение.

Рассматривая почву как самостоятельное природное тело, нельзя не отметить такое существенное свойство, как плодородие, которое отличает ее от бесплодной горной породы. Академик В.Р.Вильямс дал следующее определение почвы : «Когда мы говорим о почве, мы разумеем рыхлый поверхностный горизонт суши Земного шара, способный производить урожай растений». Подходы В.В.Докучаева и В.Р.Вильямса взаимно дополняют друг друга, поэтому принято следующее определение: почва это верхний рыхлый слой земной коры, который видоизменен и продолжает видоизменяться под взаимным влиянием горных пород, климата, рельефа, живых организмов, времени и хозяйственной деятельности человека, качественным показателем которого является плодородие.

Почва занимает промежуточное положение между живым (живущие организмы) и косным (горные породы, минералы) веществом биосферы и является, по выражению академика В.И.Вернадского, биокосным телом природы. Особое положение почвы определяется тем, что в ее составе участвуют как минеральные, так и органические и большая группа специфических органических и органоминеральных соединений – почвенный гумус. Неотъемлемую частью почвы – живую фазу – составляют живые организмы: корневые системы растений, почвообитающие животные, микроорганизмы. Поэтому почва является многофазной системой, включающей твердую, жидкую, газообразную и живую фазы в отличие от других природных тел.

Почва образуется в зоне контакта всех сфер Земли и формирует особую геосферу – педосферу , или почвенный покров. Благодаря этому почва выступает не только как результат взаимодействия разных сфер, но и сама играет большую роль в их функционировании. Её рассматривают как особую природную мембрану (биогеомембрану), регулирующую взаимодействие между биосферой, гидросферой и атмосферой Земли, роль которой для планеты так же важна, как роль кожного покрова для человека.

Прежде всего следует отметить общепланетарное значение почвы. Она обеспечивает существование жизни на Земле, являясь не только жизненным пространством для наземных организмов растительного и животного мира, но и служит основным источником питания и воды для растений, а через них и животные, и человек получают необходимые вещества для создания своей биомассы. Благодаря ее поглотительной способности осуществляется удержание минеральных, органических веществ, микроорганизмов и не допускается их вымывание с водой или выдувание ветром. В почве осуществляется превращение веществ из одной формы в другую, доступную для питания растений. Почва выполняет санитарные функции, способствует очищению воды, воздуха, разрушению многих вредных веществ, является барьером для болезнетворных микроорганизмов, вирусов и других источников инфекционных заболеваний. Нехватка или избыток отдельных химических веществ и их соединений в почве вызывают многие специфические заболевания (рахит, зоб, онкологические и др.). Почва выполняет функцию буфера и защищает поверхность суши от перегревания, переувлажнения или высушивания и т.д.

Важнейшая глобальная функция почвы – это обеспечение постоянного взаимодействия большого (геологического) и малого (биологического) круговоротов веществ. В случае нарушения почвенного покрова происходит принципиальное изменение в соотношении этих круговоротов в сторону ослабления биологического и усиления геологического, вследствие чего существует угроза быстрой потери многих биогенных элементов ландшафтами плакоров (водоразделов).

Большое влияние оказывает почва на литосферу, гидросферу и атмосферу. В литосфере почва является источником веществ, которые участвуют в образовании минералов, горных пород, полезных ископаемых. Среди минералов следует отметить прежде всего вторичные минералы, минералы легкорастворимых солей. Под влиянием почвенных процессов образовывались мощные толщи осадочных отложений (континентальных и морских), в которых находятся многие полезные ископаемые – уголь, нефть, фосфориты, бокситы, каменная соль, глина и др. Благодаря свойствам почвы атмосферная влага, выпадающая на поверхность суши, разделяется на поверхностный, почвенный и подземный сток, что уменьшает эрозионное разрушение литосферы.

Влияние почвы на гидросферу проявляется не только в трансформации поверхностных вод в грунтовые и участии в формировании речного стока и водного баланса, но и, в конечном счете, во всем круговороте воды на Земном шаре; при прохождении атмосферных осадков через почвенный профиль изменяется их химический состав, причем он всецело зависит от характера почвы. Особенностью почвы является быстрое обновление в ней воды. Если в Мировом океане полное обновление воды происходит на протяжении 3 тыс. лет, то почвенная вода обновляется за 1 год. В связи с тем, что в воду попадает большое количество почвенных веществ, почва представляет собой важный фактор биопродуктивности водоемов, а также играет роль защитного барьера акваторий, поглощая многие вредные вещества на пути их миграции в водные экосистемы. Воздействие почвы на атмосферу обусловлено тем, что почвенный воздух находится в постоянном взаимодействии с атмосферным. Почва «дышит» (с выделением СО 2) и при этом в атмосферу попадает от 1 до 4 тыс. литров в час с гектара почвенного газа. В верхней части почвы воздух обновляется за 1 час. Важное место занимает и противоположный процесс – поглощение почвой газов (азота, оксида углерода (II), диоксида серы, этилена и др.). Почва участвует в поглощении и отражении солнечной энергии, а значит, и в формировании теплового режима атмосферы. Она является также источником попадания в атмосферу твердых частиц и микроорганизмов, которые конденсируют влагу, уменьшают приток тепла и света.

Огромна роль почвы и в жизни человека. Благодаря такому свойству, как плодородие, почва выступает основным условием возникновения и средством сельскохозяйственного производства. В этом качестве она характеризуется следующими особенностями: ограниченностью, незаменимостью, неперемещаемостью и плодородием. Эти особенности подчеркивают необходимость исключительно бережного отношения к почвенным ресурсам и постоянной заботы о повышении плодородия почв. Используя почву как средство производства, человек существенно изменяет почвообразование, влияя как непосредственно на свойства почвы, ее режимы и плодородие, так и на природные факторы, определяющие почвообразование. Следовательно, почва является не только объектом, но и продуктом человеческого труда. Обеспечивая получение основной массы сырья и продуктов питания, необходимых для человека, почва является основой существования человечества на Земле.

§3. Краткая история развития почвоведения

Интерес человека к почве отмечается с самого начала появления цивилизации, однако изучение и накопление эмпирических знаний о почве началось фактически с возникновением земледелия.

Археологические раскопки показывают, что земледелие развивалось быстрее и эффективнее в районах с плодородными почвами. Эти районы необходимо было найти и научиться использовать почвы. Таким образом, первоначальные сведения были необходимы человеку для того, чтобы определить на местности почвы, наиболее подходящие для различных видов сельскохозяйственного производства. В зависимости от свойств почвы делились на группы. Об том известно уже с X – VIII вв. до н.э. В Древнем Египте почвы подразделялись на «пшеничные», «виноградники и сады», «степные», «водно-болотные». В IV в. до н.э. в Китае разработана пятиступенчатая группировка почв, которая фактически используется до сих пор. Выделялись почвы черные (север Китая), белые (пустыни и полупустыни), синие (заболоченные), красные (тропики и субтропики), желтые (лессовые плато Китая). В древних цивилизациях (Индия, Месопотамия, Китай) уже много знали о важнейших свойствах почв, их использовании, способах улучшения (прежде всего орошение и осушение). Среди письменных памятников этого времени с описанием качества земли следует отметить египетские «Бруклинский папирус» и «Палермский камень» (3500 – 3000 до н.э.), знаменитый вавилонский «Кодекс Хаммурапи» (1750 до н.э.) – первое известное земельно-водное законодательство. В трудах ученых Рима и Античной Греции (Феофраст, Геродот, Вергилий) были обобщены известные на тот момент (VIII в. до н.э. – III в. н.э.) сведения о почве, их земледельческом использовании и установлено, что почва – особое вещество, изменчивое в пространстве, имеет такое свойство как плодородие, что сказывается на урожайности как дикорастущих, так и культурных растений. Особую известность получил трактат древнеримского ученого Колумеллы «О сельском хозяйстве», который явился первой в мире сельскохозяйственной энциклопедией, где можно было найти самые разнообразные сведения о почвах разных регионов, их плодородии, классификации, обработке, удобрении. Таким образом, благодаря исследованиям древних ученых в этот период была проведена систематизация сведений о почве, их классификация, получены первые научные сведения о географии почв, возможностях удобрения.

В период средневековья общий упадок сельского хозяйства привел к тому, что многие знания были утрачены и только в XV – XVII вв. возродились исследования о свойствах почв, появилась теория водного (Френсис Бэкон) и солевого (Бернар Палисси) питания растений, о круговороте веществ и формировании почв под воздействием растений (Авиценна, Леонардо да Винчи). К этому периоду относятся первые научные исследования на Киевской Руси, Беларуси, Украине. В XVI в. вышел Статут Великого княжества Литовского и другие книги, где приводились сведения о качестве земель и организационно-юридические вопросы их использования, обмена, купли-продажи, охраны.

На рубеже XVIII – XIXвв. в Европе возникла острая потребность в увеличении количества продуктов питания, вызванная развитием промышленности и ростом городского населения, а также растительного и животного сырья для перерабатывающей промышленности. Натуральное хозяйство не удовлетворяло растущие потребности, и нужно было изыскать пути повышения продуктивности почв. Решение этой проблемы стало жизненной необходимостью. Изучение физических, химических, биологических свойств почв, оценка урожайности сельскохозяйственных культур, применение удобрений и агротехнические мероприятия способствовали росту знаний о свойствах плодородия почв.

В конце XVIII в. немецкий профессор Альбрехт Тэер предложил гумусовую теорию питания растений, в которой он пытался доказать, что растения питаются непосредственно органическим веществом. В подтверждение этой теории приводились доводы о том, что почвы темноокрашенные, удобряемые навозом, обладают высоким плодородием. Тэер также разработал первую классификацию форм гумуса. Теория гумусового питания растений держалась до 1840 года, когда появилась книга Юстуса Либиха «Химия в приложении к земледелию и физиологии растений». В ней было доказано, что растения усваивают из почвы минеральные питательные вещества. На основании теории минерального питания растений Ю.Либих предложил применение минеральных удобрений для увеличения урожайности сельскохозяйственных культур. Появилась новая наука – агрокультурхимия, которая занималась разработкой способов применения удобрений. Однако почву стали рассматривать как инертную среду, смесь органических и минеральных соединений, плодородие которой зависит от внесения удобрений.

В России активно начали изучать свойства почв в первой половине XIX века, в 1851 г. была создана первая почвенная карта европейской части России. Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903) – основоположник научного почвоведения, в 1883 г. опубликовал монографию «Русский чернозем» в которой показал, что почва – есть самостоятельное естественноисторическое тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа, геологического возраста. Растительность, поселяющаяся на горных породах, вызывает в них ряд изменений, в результате которых порода превращается в новое тело природы – почву. Почвенная микробиота и метаболические процессы трансформации органического вещества усиливают влияние растительности. Год выхода этой книги и считается годом появления почвоведения как науки. Помимо учения о факторах почвообразования, В.В.Докучаев дал первую научную классификацию почв, разработал методику их исследования и оценки, составления почвенных карт.

Большой вклад в создание научного почвоведения внес российский ученый

П.А.Костычев (1845 – 1895) . По его мнению, ведущими факторами почвообразования являются биологический процесс и биогенность почвы. Плодородие почвы зависит не только от химических процессов, совершающихся в ней, но и в равной мере от ее физических и биологических свойств. П.А.Костычев развивал агрономическое почвоведение, он изучал способы обработки почв, применения органических и минеральных удобрений, борьбы с засухой и эрозией почв, подчеркивал значение гумуса в восстановлении структуры и поддержании плодородия чернозема.

Н.М.Сибирцев (1860 – 1900) обобщил учение В.В.Докучаева о происхождении почв и представления П.А.Костычева о почве как среде, способной удовлетворить потребности растений в питании и влаге, написал первый учебник почвоведения, уточнил докучаевскую классификацию почв и концепцию бонитировки почв, которая практикуется в настоящее время.

К.Д.Глинка (1867 – 1927) разработал вопросы генезиса, географии и классификации почв.

К.К.Гедройц (1872 – 1932) разработал учение о поглотительной способности почв и приложил его к решению практических задач применения удобрений, обосновал мероприятия по известкованию и фосфоритизации почв. Фундаментальные методики лабораторных анализов почв, разработанные К.К.Гедройцем, широко используются и поныне.

В.Р.Вильямс (1863 – 1939) показал, что главным признаком всех почв, отличающим их от материнских пород, служит концентрация элементов питания в них, которая создается под воздействием растительности на почвообразующую породу, разработал схему управления плодородием почв.

Д.Н.Прянишников (1865 – 1948) основоположник агрохимической ветви почвоведения, исследовал химию почв, занимался обоснованием рационального применения азотных, фосфорных и калийных удобрений.

Теоретической и практической основой современного почвоведения являются работы по исследованию органического вещества почв И.В.Тюрина, М.М.Кононовой, Л.Н.Александровой и др., почвенных процессов и режимов – А.А.Роде, И.С.Кауричева и др., геохимии и эволюции почв – Б.Б.Полынова, М.А.Глазовской и др., агрофизических и мелиоративных свойств – Н.А.Качинского, В.А.Ковды, Л.П.Розова, В.В.Егорова и др., структуре и бонитировке почвенного покрова – В.М.Фридлянда, Т.А.Романовой и др., биогенности почв – Е.М.Мишустина, Д.Г.Звягинцева и др. В последние годы на первый план выходят проблемы охраны почвенного покрова и его рационального использования, прогнозирование будущего состояния почв. В авангарде оценки антропогенного воздействия на почвы и разработки прогнозов стоят научные работы белорусских и российских почвоведов и агрохимиков Т.Н.Кулаковской, И.М.Богдевича, Н.П.Смеяна, В.С.Аношко, С.Е.Головатого, Н.Н.Бамбалова, Г.В.Добровольского, Е.Д.Никитина и др.

§4. Земельные ресурсы мира и Республики Беларусь

Площадь поверхности Земли составляет 510 млн. км 2 , из которых 361 млн. км 2 (71 %) занимает океан, 149 млн. км 2 (29 %) – суша. Земельный фонд нашей планеты представлен следующим образом:

● леса и лесопосадки – 40,3 млн. км 2 (27 %);

● естественные луга и травяно-кустарничковые пастбища – 28,5 млн. км 2 (19 %);

● земледельческая площадь – 19,0 млн. км 2 (13 %), из которой

чисто посевная – 10,8 млн. км 2 ,

орошаемая, осушаемая – 2,2 млн. км 2 ;

● неорошаемые пустыни, прибрежные пески и скальные грунты – 18,2 млн. км 2 (12,2 %);

● ледники – 16,3 млн. км 2 (11 %);

● тундра и лесотундра – 7,0 млн. км 2 (4,7 %);

● полярные и высокогорные пустыни – 5,0 млн. км 2 (3,3 %);

● антропогенный бедленд (испорченные земли) – 4,5 млн. км 2 (3 %);

● болота – 4,0 млн. км 2 (2,7 %);

● озера, реки, водохранилища – 3,2 млн. км 2 (2,1 %);

● земли городского и промышленного назначения – 3,0 млн. км 2 (2,0 %).

Как видно, сельскохозяйственные земли занимают всего лишь 11 %, большие площади заняты горами, пустынями, ледниками. В последнее время наблюдается тенденция сокращения земледельческой площади с одновременным уменьшением обеспеченности пашней и лесными угодьями на 1 человека. Одной из причин этого является опустынивание (по данным ООН, каждый год на 21 млн. га растет площадь земель с нулевой продуктивностью) в результате деятельности человека и изменения климата.

Почвенно-земельные ресурсы являются частью национального богатства нашей республики. Земельный фонд Республики Беларусь на 1.01.2005 г. составлял 20759,8 тыс. га, в том числе:

● площадь сельскохозяйственных земель – 9106,7 тыс. га;

из них пахотные – 5568,7 тыс. га,

● площадь лесных земель государственного лесного фонда и земли под древесно-кустарничковой растительностью – 8750,2 тыс. га;

● болота – 923,5 тыс. га;

● водные объекты – 477,4 тыс. га;

● дороги, улицы, площади и др. – 832,8 тыс. га;

● нарушенные земли – 6,8 тыс. га;

● другие – 652,4 тыс. га.

За последние годы в земельном фонде Беларуси произошли структурные изменения, выразившиеся в уменьшении площади пахотных угодий за счет отвода их под сенокосы и пастбища.

Почвы стали самостоятельным объектом исследования, а защита диссертации (11 (23 ) декабря ) стала «датой рождения» новой научной дисциплины - почвоведение .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Современное почвоведение, основы которого были заложены В. В. Докучаевым , рассматривает почву как самостоятельное естественноисторическое биокосное природное тело, возникшее и развивающееся на поверхности Земли под действием биотических, абиотических и антропогенных факторов. Нижняя граница этого природного тела определяется глубиной, на которую произошло существенное изменение горной породы процессами почвообразования , что составляет до 1-3 метров, однако в экстремальных условиях тундры, пустыни или в горах мощность почвенной толщи может измеряться несколькими сантиметрами. Боковые границы почвенных образований определяются как границы раздела между элементарными почвенными ареалами.

    Почва имеет многоуровневую структурную организацию:

    1. атомарный уровень
    2. кристалломолекулярный или молекулярно-ионный уровень
    3. уровень элементарных почвенных частиц (ЭПЧ) - фракций, определяемых в гранулометрическом анализе
    4. почвенные микро- и макроагрегаты, а также новообразования
    5. далее следуют уровни структуры почвенного покрова

    Каждый из перечисленных уровней требует специфических методов исследования и способов воздействия.

    Часто рассматривают четыре (ранее три) фазы почвы (под фазой в этом случае понимают несколько иное, нежели в классическом определении):

    • твёрдая фаза - полидисперсная органоминеральная система, наименее динамичная часть почвы, составляющая каркас для других фаз
    • жидкая фаза - почвенный раствор
    • газовая фаза - почвенный воздух, заполняющий вместе с почвенным раствором поровое пространство, его состав отличается от состава атмосферы
    • живая фаза - почвенная биота, за исключением роющих млекопитающих и корней растений, принадлежность которых к живой фазе почв остаётся дискуссионной, хотя их роль в почвообразовании несомненна и велика

    Краткая история

    Развитие научного почвоведения связано с работами учеников В. В. Докучаева и их последователями.

    Большую роль в развитии агрономического почвоведения сыграл профессор П. А. Костычев , одно время он был оппонентом В. В. Докучаева.

    Международное признание докучаевской школы почвоведения пришло благодаря изданию учебника почвоведения на немецком языке академика К. Д. Глинки и его участию на первых международных встречах почвоведов в Венгрии и США.

    Международные съезды

    Международные съезды почвоведов начали проводиться в рамках Международных геологических конгрессов (МГК), затем на съездах агрогеологов и педологов. Их современное название - Международные конгрессы по почвоведению (The World Congress of Soil Science (WCSS)).

    В списке указаны - Год, место проведения, название, количество делегатов .