Основные темы и мотивы в творчестве А. Фета


В лучшие свои минуты (он) выхо -

дит из пределов, указанных поэзии,

и смело делает шаг в нашу область.

ПИ. Чайковский об А.А. Фете

О Фете спорят по сей день. Оценка его стихов удивительно противоречива. Одни восторженно называют его «соглядатаем природы». Другие снисходительно причисляют к поэтам, проповедующим «чистое искусство», потому что его поэзия не была связана с общественной жизнью. Говорят, Писарев его стихами предлагал оклеивать стены вместо обоев. Тем не менее романсы на стихи Фета, по признанию Салтыкова-Щедрина, распевала «чуть не вся Россия». Их и сегодня поют: «На заре ты ее не буди...», «О, долго буду я...».

Содержание фетовекой лирики легко выразить тремя словами: природа - любовь - творчество, и даже еще конкретнее; воспользуюсь мыслью одного современного литературоведа: «Природа, прочувствованная влюбленным сердцем, где природа - и сам пейзаж, и природа души человеческой». Так уж получается, любое его стихотворение о природе одновременно и о любви, и о творчестве.

Лирика Фета - в качестве примера возьму стихотворение «Я повторял: “Когда я буду...”» - отличается особой ритмикой, музыкальностью. Так уж был устроен поэт, что мир он видел сквозь музыку, сквозь мелодии сердца. И в этой мелодичности, в этих музыкальных интонациях приобретали особую силу живописные образы и афористичная мысль лирика. Музыкальности Фет добивался множеством способов. В данном случае он использует прием резкой смены ритма:

Я повторял: «Когда я буду

Богат, богат!

К твоим серьгам по изумруду -

Какой наряд!»

Лирика Фета - это поэзия человека, всматривающегося в себя. Поэзия человека, всматривающегося в мир природы исключительно вокруг себя - и не далее. Он нигде не придумывает, он просто делится со мной, читателем, своими чувствами, ощущениями, впечатлениями, мыслями, переживаниями, душевными движениями, можно сказать, исповедуется.

Тобой любуясь ежедневно,

Я ждал, - но ты -

Всю зиму ты встречала гневно

Мои мечты.

И только этот вечер майский

Я так живу,

Как будто сон овеял райский

Нас наяву.

Да, его не напрасно причисляли к поэтам, проповедующим «чистое искусство», т. е. не связанное с общественной жизнью и борьбой, с живыми интересами современности, он таковым и был. И вообще, он избегал в лирике даже прямой автобиографичности, характерной для других поэтов. А если судить о тематике его стихотворений, то, повторю, пространство своей лирики он умудрился разместить в границах обычного треугольника: природа - любовь - творчество.

Впрочем, если быть точным, то лирика Фета, признают литературоведы, не поддается тематической и жанровой классификации. Хотя сам автор и называл свои стихотворения то элегиями, то думами, то мелодиями, то посланиями, то посвящениями, то вообще стихотворениями на случай. Такая уж была это лирика: манерой и стилем она была4 невнятно-беглой и ускользающе-неопределенной. Но нельзя сказать, что она была ни о чем.

Поэт отличался строгой взыскательностью и высокой культурой. Он многое знал и много умел в технике стиха, но все свое мастерство поэта отдал практически одному жанру - лирической миниатюре, где главными для него стали правда чувств и психологии, точность наблюдений, реалистичность отражения души человека, живущего среди природы и меняющегося вместе с ней. Единственная борьба, какую отразила его лирика, это сложная, противоречивая борьба природы и человека, но даже здесь борьба его интересовала ничуть не меньше их взаимосвязи.

Что же касается борьбы в сфере общественной жизни, то поза поэта-оратора, поэтический лозунг, призыв в стихах, стремление дать ответ на столь любимые многими вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» - все то, что владело умами революционных демократов, от Фета было далеко. Он хотел остаться в сердцах читателей и остался «соглядатаем природы». Поэтому и писал о человеке под небом полдня, зимним утром, майским вечером, под звездами, у моря, в ненастье, на проселочной дороге, на пчельнике, на ветру, под ливнем, в бурю, в степи вечером, в лесу, в пору ледохода, разглядывающем сквозную паутину, слушающем в саду соловьиные трели... Он предпочитал строкам о гражданской свободе строчки о качающейся травинке, о дрожащем листке, о нахохлившемся воробье, который, «в песке купаясь, трепещет», о разноцветной тычинке колокольчика под окном... А потому в его «Деревне» нет ни крестьян, ни покосившихся изб, в изображении Фета она больше походит на усадьбу на полотне художника-экспрессиониста. Да, не Пушкин он, и даже не Тютчев.

Экспрессионистская манера Фета (не зря его поэзию сравнивали с живописью) даже пейзаж, какой он создавал словами, делала субъективным, окрашенным восприятием человека. Там, где другие верно находили один-единственный тон, он, лирик Божьей милостью, улавливал бесчисленное количество полутонов. К нему прямо относятся слова многих художников: «Я так вижу». Но именно это видение мира рождало волшебные строки:

В моей руке - какое чудо! -

Твоя рука,

И на траве два изумруда -

Два светляка.

В живописи пленэр (вольный воздух) обновил пейзаж. Фет дал пленер - открытое небо, свет и воздух - русской поэзии.

Как поэт Фет не любит слов: они слишком точны и не могут передать во всей полноте и многообразии оттенки человеческих чувств и эмоций.

Мои любимые поэты – Пушкин и Лермонтов. Ими я восхищаюсь, их стихи будят во мне стремление познать мир и себя, увидеть свет там, где тьма, разобраться, где ложь, а где правда.
Не такие чувства вызывает во мне поэзия Фета. Я никогда раньше не вдумывалась в смысл его стихов: я читала их и учила, закрывала книгу и забывала о ней. А на днях я взяла в руки сборник лирики Фета. Я открыла его и попала в мир, невиданный до сей поры: мир ощущений, осязаний, мимолетных чувств и волнений. Я читала и думала, воображала и представляла. Я любила звезды вместе с Фетом, рисовала вместе с ним весну, восхищалась красотой его возлюбленной, не боялась смерти, жизнь любя.
Афанасий Афанасиевич Фет не такой поэт, как все. Вместе с Тютчевым он стоит словно вдалеке от других поэтов. Почему? Лирика Фета особенная, она завораживает, притягивает, дарит покой и тепло, заставляет думать и стремиться к красоте. Ведь именно к красоте всегда стремился Фет. Он искал ее во всем: в искусстве, в слове, в музыке, в природе и любви.
Именно красота становится “главной героиней” его стихов. Незримо, но она присутствует в них:
Буду ждать успокоенья
Чистой красоты.
(“На двойном стекле узоры”)
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
(“Только встречу улыбку твою…”)
Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря.
Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета:
Шепот, робкое дыханье
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист…
Фет пишет обо всем: о ночи (“Какая ночь…”, “Майская ночь”, “Тихая, звездная ночь…”, “Теплым ветром потянуло…”), об осени (“Осень”, “Непогода-осень”), о весне (“Весенние мысли”, “Уж верба вся пушистая…”, “Весна на дворе”), о звездах (“Тихая, звездная ночь…”, “Я долго стоял неподвижно…”).
Но, наверное, самый яркий и любимый образ, который он рисует, – это образ весны. Она гордо и смело проходит через многие стихи поэта. Именно ей, весне, посвящен Фетом цикл стихов “Весна”. Как и для многих из нас, это время года для поэта – не просто время года, а начало всего, пробуждение природы, жизни.
С нетерпением ждет Фет прихода весны:
Я ждал – Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
Когда читаешь стихи Фета о весне, невольно задаешься вопросом: как смог поэт открыть что-то новое в облике весны? В его творческих произведениях она живет, она дарит жизнь, манит, пленяет:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Это все – весна!
Разнообразная, многолика, музыкальна, необычна, изящна, прекрасна, воздушна, многоголоса, вечна. Такая весна у Фета:
Весна! Весна! О, как она крепит,
Как жизненной нас учит верить силе!
Сколько страстной убежденности звучит в этих строках. Ликованием, всепобеждающим светом, радостью наполнены стихи Фета о весне. А вот стихи о звездах, напротив, манят своей тишиной и покоем, умиротворенностью и грустью.
Здесь нет ярких описаний, превознесения и восхваления, необычных эпитетов, выразительных метафор, есть тихое восхищение и бесконечная любовь: “Друг мой, я звезды люблю…”
А стихотворение “Я долго стоял неподвижно…”:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась…
И звезды люблю я с тех пор.
Казалось бы, ничего особенного, но с какой теплотой и нежностью говорит Фет о звездах. В его стихах не просто любовь к природе. В его стихах любовь к красоте природы, ее вечности.
Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Пролистайте все сборники Фета, вы вряд ли найдет стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Или
Сияла ночь. Луной был полно сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Вся любовь Фета к любимой женщине выражается образами природы. Любовь так же прекрасна, как и природа, в них обеих есть красота. Мне кажется, об этом хочет сказать автор.
Его любовная лирика передает те же мимолетные ощущения, что и стихи о природе. Только в ней ощущение страсти, красоты любви, ощущение ее мимолетности и, в то же время, – вечности.
Образ его возлюбленной так же прекрасен, как и весна. Лирический герой любит ее то страстно и с упоением, как это время года, то тихо и нежно, как звезды: “Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь”. Или
Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь…
Чувства, ощущения – вот чем наполнены фетовские стихи о любви. Его возлюбленная милая и мягкая, невероятно притягательная, живая, естественная и обаятельная женщина. Фет не говорит о ее глазах, волосах, голосе, губах. Он описывает свои ощущения и свое видение возлюбленной-красавицы. И мы вместе с ним, его образами “рисуем” не конкретную женщину, а прекрасную незнакомку, которая каждому из нас явится в разном обличий.
Но нельзя думать, что лирика А. А. Фета замыкалась только любовными и природными мотивами. В его стихах звучат и античные мотивы (“Диана”, “Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил…”) и христианские мотивы (“Мадонна”, “Ave Maria”). Как и любой другой поэт, Фет пишет и о вечном – жизни и смерти:
Но пред моим судом, покуда сердце бьется,
Мы силы равные, и торжествую я.
(“Смерти”)
Или
Но если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный край.
(“Смерть”)
Фета одинаково не пугают ни жизнь, ни смерть. К смерти он испытывает холодное безразличие, а жизнь оправдывается лишь творческим “огнем”, соизмеримым с “целым мирозданием”.
Согласимся ли мы с ним? Может быть. В какой-то мере. Но все-таки, думается, что жизнь свою ценить нам нужно более, как дар небес, ниспосланный для нас.
Как ценим мы свою жизнь, так Фет ценил свое творчество и красоту во всем. Вся его жизнь – поиск красоты в природе, любви, даже в смерти. Нашел ли он ее? На этот вопрос ответит лишь тот, кто действительно понял поэзию Фета: услышал музыку его стихов, увидел полотна пейзажа, прочувствовал красоту его поэтических строк и сам научился находить красоту в окружающем его мире.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, – одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания. Лирика Фета ограничена узким Read More ......
  2. В личности Афанасия Фета удивительным образом соединились два абсолютно разных характера: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет Read More ......
  3. Что такое мотив? Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез Read More ......
  4. Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали рус­скую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, по­иски новой Read More ......
  5. Самые сокровенные моменты жизни Н. М. Рубцова связаны с написанием стихов. Лейтмотив его произведений: “из души живые звуки в стройный просятся мотив”. Талант этого поэта не смогли заглушить ни голодное детство, ни тяжелые годы войны. Лирика Рубцова совершенно особая. Настроения Read More ......
  6. В поэзии “серебряного века” Сергей Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха Read More ......
  7. Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека. Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок – природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две Read More ......
  8. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли “настоящим европейцем”. С восемнадцати лет поэт жил и учился в Read More ......
Основные мотивы лирики А. А. Фета

Лирика Фета по тематике не очень разно-
образна. Это в основном темы любви, приро-
ды, личностные переживания - темы, кото-
рые присущи практически всем поэтам.
Но у каждого есть то, что отличает его по-
эзию от поэзии других. У Тютчева, напри-
мер, преобладающим является философский
мотив. У Фета основным мотивом, который
встречается практически во всех его стихо-
творениях, является мотив огня. Ему в ли-
рике противопоставлен мотив воды, моря.
Можно встретить мотивы полета, гадания,
двоемирия.
Мотив огня, как я уже упоминала, основ-
ной. Огонь был стихией Фета, так же как у
Тютчева стихией была вода. Наверное, пра-
вы были мудрецы, когда говорили, что каж-
дому человеку соответствует своя стихия.
Огонь в поэзии Фета имеет свои образы.
Это - заря, закат, костер, лампа, звезды.
Как видим, это не только то, что в прямом
смысле относится к огню, но и то, что отда-
ленно напоминает его. Огонь в жизни Фета
связан еще и с личностными переживания-
ми. Его любимая девушка - Мария Лазич -
погибла от огня, уронив горящую спичку на
платье. В стихотворении «Весеннее небо гля-
дится…» огонь представлен в виде своего ма-
ленького собрата - огонька. Этот огонек вы-
зывает у нас чувство жалости, но мы знаем,
что он может быть частичкой чего-то боль-
шого и страшного:
Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок.
В этом стихотворении вводится образ
скрипки, которая вызывает в нашем сознании
протяжные, печальные мелодии, и это еще
больше убеждает нас в чем-то грустном и пла-
чущем.
Огонь в лирике Фета часто связывается
с одиночеством:
Как на черте полночной дали
Тот, огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок…
Эти строки напоминают нам предыдущее
стихотворение, в нем чувствуется та же пе-
чаль и грусть. Недаром здесь одиночество су-
ществует «под дымкой тайною печали». Когда
мы говорим о мотиве огня, мы имеем в виду
огонь не только, допустим, костра, но и свечи:
…Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
В этих строчках огонь, свеча сопровожда-
ют ритуал гадания. Поэтому огонь здесь вос-
принимается как нечто таинственное. Можно
предположить, что это сближаются два ми-
ра - мир земной и мир небесный. Еще одно
стихотворение, где гадание связано с чем-то
личным:
…Помню я, старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи.
Слова: «свеча», «ночь», «судьба»… В этот
ряд хочется добавить слово «тайна». Навер-
ное, и само гадание есть тайна, которую по-
стигнуть могут немногие. Тайну судьбы по-
эта раскрывает перед нами старушка няня.
Но поэт прерывает свое стихотворение, так
и не сказав нам, что нагадала няня. В это,
мне кажется, вложен философский смысл:
зачем знать свою судьбу раньше времени.
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля - и теплится, как море.
Здесь рядом с огнем присутствует вода.
Эти две стихии - основные в природе. В сти-
хотворении они противопоставляются друг
Другу — благодаря чему от этих строк веет спо-
койствием и умиротворенностью. Это спокой-
ствие усиливает словосочетание «и теплится,
как море». Здесь море - не грозная стихия,
но что-то безобидное и очень красивое.
В творчестве Фета часто встречается мо-
тив полета. До него его использовал Остро-
вский в пьесах «Бесприданница» и «Гроза»,
главные героини которых тоже хотели ле-
тать. Но у Фета полет не отвлеченный. Это,
например, полет птицы:
Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.
Мотив полета у Фета в разных стихотво-
рениях имеет разное значение. В одних слу-
чаях он обозначает приход новой жизни, воз-
вращение, любовь. В таких стихотворениях
используются образы бабочки, сокола. В дру-
гих стихотворениях полет - это переход в
другой мир, в вечность. Такой полет симво-
лизируют грачи, осенние листья, слетающие
с деревьев. Сюда можно отнести стихотворе-
ния «Опять осенний блеск денницы…», «Ба-
бочка». Эти стихотворения яркие, от них ве-
ет солнцем, теплом.
В стихотворении «На кресле отвалясь, гля-
жу на потолок…» показан полет грачей по кру-
гу. Круг - это символ вечности. Здесь подра-
зумевается смерть, но смерть не как конец,
пустота, а как вечность. Символом смерти
у Фета является и пчела, с которой поэт тоже
связывает мотив полета.
Любовная тема в лирике Фета имеет глу-
боко личностный характер. Любовь связана
с девушкой поэта, Марией Лазич, которая ос-
тавалась для Фета единственной любимой.
К этому циклу можно отнести стихотворения
«Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Дома сни-
лись мне вопли рыданий твоих…» и другие.
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Эти строки - из стихотворения «АНег
е§о», что в переводе с латинского означает
«второе я». Любимая поэта навсегда останет-
ся вместе с ним.
К любовной лирике можно отнести стихо-
творение «Вакханка». Фета всегда тянуло к
прекрасному, гармоничному, чего не хватало в
реальной жизни. Поэтому в своем творчестве в
поисках гармонии и красоты он обращается к
античным временам. В стихотворении «Вакхан-
ка» описывается страстная и красивая девушка:
Закинув голову, с улыбкой опъяненья,
Прохладного она искала дуновенья,
Как будто волосы уж начинали жечь
Горячим золотом ей розы пышных плеч.
Поэзия Фета неповторима и многогранна.
Ее можно читать и перечитывать, и каждый
раз в ней обязательно найдешь что-то новое
и важное, которое раньше не смог заметить.
Поэтому она вечно молодая и прекрасная.

23 ноября 1820 года в селе Новоселки, расположенном близ Мценска, в семье Каролины Шарлотты Фет и Афанасия Неофитовича Шеншина родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родители его обвенчались без православного обряда за границей (мать поэта была лютеранкой), из-за чего брак, узаконенный в Германии, в России был признан недействительным.

Лишение дворянского титула

Позже, когда было совершено венчание по православному обряду, Афанасий Афанасьевич уже проживал под фамилией матери - Фет, считаясь ее внебрачным ребенком. Мальчик оказался лишенным, кроме отцовской фамилии, и дворянского титула, российского гражданства и прав на наследство. Для юноши на долгие годы важнейшей жизненной целью стало вернуть себе фамилию Шеншин и все связанные с ней права. Лишь под старость лет он смог добиться этого, возвратив себе потомственное дворянство.

Обучение

Будущий поэт в 1838 году поступил в пансион профессора Погодина в Москве, а в августе этого же года был зачислен на словесное отделение в Московский университет. В семье своего однокурсника и друга он прожил студенческие годы. Дружба молодых людей способствовала формированию у них общих идеалов и взглядов на искусство.

Первые пробы пера

Афанасий Афанасьевич начинает сочинять стихи, и в 1840 году в свет выходит изданный за собственный счет поэтический сборник под названием "Лирический Пантеон". В этих стихотворениях отчетливо слышались отзвуки поэтического творчества Евгения Баратынского, и С 1842 года Афанасий Афанасьевич постоянно печатается в журнале "Отечественные записки". Виссарион Григорьевич Белинский уже в 1843 году пишет, что из всех живущих в Москве поэтов Фет "всех даровитее", а стихи этого автора ставит наравне с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Необходимость военной карьеры

Фет стремился к литературной деятельности всей душой, однако неустойчивость материального и социального положения вынуждают поэта изменить свою судьбу. Афанасий Афанасьевич в 1845 году поступает унтер-офицером в один из полков, находящихся в Херсонской губернии, для того, чтобы иметь возможность получить потомственное дворянство (право на которое давал старший офицерский чин). Оторванный от литературной среды и столичной жизни он почти прекращает печататься, еще и потому, что вследствие падения спроса на поэзию журналы не проявляют интереса к его стихам.

Трагическое событие в личной жизни Фета

В херсонские годы случилось предопределившее личную жизнь поэта трагическое событие: при пожаре погибла его возлюбленная - Мария Лазич, девушка-бесприданница, на которой он не решился жениться из-за своей бедности. После отказа Фета с ней случилось странное происшествие: от свечи на Марии загорелось платье, она побежала в сад, но не справилась с тушением одежды и задохнулась в дыму. В этом можно было заподозрить попытку девушки покончить с собой, и в стихах Фета еще долго будут звучать отголоски этой трагедии (например, стихотворение "Когда читала ты мучительные строчки...", 1887 год).

Поступление в Лейб-гвардии Уланский полк

В 1853 году происходит крутой поворот в судьбе поэта: ему удалось поступить в гвардию, в расквартированный возле Петербурга Лейб-гвардии Уланский полк. Теперь Афанасий Афанасьевич получает возможность посещать столицу, возобновляет свою литературную деятельность, начинает регулярно печатать стихи в "Современнике", "Русском вестнике", "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Он сближается с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Василием Боткиным, Александром Дружининым - редакторами "Современника". Имя Фета, к тому времени уже полузабытое, снова появляется в обзорах, статьях, хронике журнала, а с 1854 года печатаются и его стихи. Иван Сергеевич Тургенев стал наставником поэта и даже подготовил новое издание его произведений в 1856 году.

Судьба поэта в 1856-1877 годах

На службе Фету не везло: каждый раз ужесточались правила получения потомственного дворянства. В 1856 году он оставил военную карьеру, так и не добившись своей главной цели. В Париже в 1857 году Афанасий Афанасьевич женился на дочери богатого купца, Марии Петровне Боткиной, и обзавелся поместьем в Мценском уезде. В то время он почти не писал стихов. Являясь сторонником консервативных взглядов, Фет резко отрицательно воспринял отмену в России крепостного права и, начиная с 1862 года, стал регулярно публиковать очерки в "Русском вестнике", обличавшие с позиции помещика-землевладельца пореформенные порядки. В 1867-1877 годах он исполнял должность мирового судьи. В 1873 году наконец-то Афанасий Афанасьевич получает потомственное дворянство.

Судьба Фета в 1880-е годы

В литературу поэт возвращается лишь в 1880-х годах, переехав в Москву и разбогатев. В 1881 году была осуществлена его давняя мечта - вышел созданный им перевод его любимого философа, "Мир как воля и представление". В 1883 году публикуется перевод всех сочинений поэта Горация, начатый Фетом еще в студенческие годы. К периоду с 1883 по 1991 годы относится выход в свет четырех выпусков поэтического сборника "Вечерние огни".

Лирика Фета: общая характеристика

Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Основные лирики Фета - любовная и пейзажная.

В 1950-1960-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники - апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии. Поэтому Афанасий Афанасьевич со своим творчеством, можно сказать, выступил несколько несвоевременно. Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе. Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу.

Философские мотивы

Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1940-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1960-е - так называемой теории чистого искусства.

Преобладающее настроение в его произведениях - упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Метафоры и эпитеты

Все, что относится к категории возвышенного и прекрасного, наделяется крыльями, прежде всего любовное чувство и песня. Лирика Фета часто использует такие метафоры, как "крылатый сон", "крылатая песня", "крылатый час", "крылатый слова звук", "окрыленный восторгом" и др.

Эпитеты в его произведениях описывают обычно не сам объект, а впечатление лирического героя от увиденного. Поэтому они могут быть необъяснимыми логически и неожиданными. Например, скрипка может получить определение "тающей". Характерные для Фета эпитеты - "мертвые грезы", "благовонные речи", "серебряные сны", "травы в рыдании", "вдовевшая лазурь" и др.

Часто картина рисуется с помощью зрительных ассоциаций. Стихотворение "Певице" - яркий тому пример. В нем показано стремление воплотить ощущения, создаваемые мелодией песни, в конкретные образы и ощущения, из которых и состоит лирика Фета.

Стихи эти весьма необычны. Так, "даль звенит", и "кротко светит" улыбка любви, "голос горит" и замирает вдали, словно "заря за морем", чтобы снова выплеснуться жемчуга "громким приливом". Таких сложных смелых образов не знала в то время русская поэзия. Они утвердились намного позже, лишь с появлением символистов.

Говоря о творческой манере Фета, упоминают также импрессионизм, который основан на непосредственной фиксации впечатлений действительности.

Природа в творчестве поэта

Пейзажная лирика Фета - источник божественной красоты в вечном обновлении и разнообразии. Многие критики упоминали, что природа описана этим автором будто из окна помещичьей усадьбы или из перспективы парка, как будто специально для того, чтобы вызвать восхищение. Пейзажная лирика Фета является универсальным выражением красоты не тронутого человеком мира.

Природа для Афанасия Афанасьевича - часть собственного "Я", фон для его переживаний и чувств, источник вдохновения. Лирика Фета как будто стирает грань между внешним и внутренним миром. Поэтому человеческие свойства в его стихах могут быть приписаны мраку, воздуху, даже цвету.

Очень часто природа в лирике Фета - это ночной пейзаж, так как именно ночью, когда дневная суета успокаивается, легче всего наслаждаться всеобъемлющей, нерушимой красотой. В этом времени суток у поэта нет проблесков хаоса, завораживавшего и пугавшего Тютчева. Царит скрытая днем величественная гармония. Не ветер и тьма, а звезды и луна выходят на первое место. По звездам читает Фет "огненную книгу" вечности (стихотворение "Среди звезд").

Темы лирики Фета не ограничиваются описанием природы. Особый раздел его творчества составляет поэзия, посвященная любви.

Любовная лирика Фета

Любовь для поэта - это целое море чувств: и робкое томление, и наслаждение душевной близостью, и апофеоз страсти, и счастье двух душ. Поэтическая память этого автора не ведала границ, что позволяло ему писать посвященные первой любви стихотворения даже на склоне своих лет так, словно он еще находился под впечатлением от столь желанного недавнего свидания.

Чаще всего поэт описывал зарождение чувства, самые просветленные, романтические и трепетные его моменты: первые соприкосновения рук, долгие взгляды, первую вечернюю прогулку в саду, рождающее духовную близость созерцание красоты природы. Лирический герой говорит, что не меньше, чем самим счастьем, дорожит ступенями к нему.

Пейзажная и любовная лирика Фета составляют нераздельное единство. Обостренное восприятие природы часто вызвано любовными переживаниями. Яркий пример этого - миниатюра "Шепот, робкое дыханье..." (1850 год). То, что в стихотворении отсутствуют глаголы, - не только оригинальный прием, но и целая философия. Действия нет потому, что описывается на самом деле лишь один миг или целый ряд мгновений, неподвижных и самодостаточных. Образ возлюбленной, описанный путем детализации, как бы растворяется в общей гамме чувств поэта. Здесь нет цельного портрета героини - его должно дополнить и воссоздать воображение читателя.

Любовь в лирике Фета часто дополняется другими мотивами. Так, в стихотворении "Сияла ночь. Луной был полон сад..." в едином порыве соединяются три чувства: восхищение музыкой, упоительной ночью и вдохновенным пением, перерастающее в любовь к певице. Вся душа поэта растворяется в музыке и вместе с тем в душе поющей героини, являющейся живым воплощением этого чувства.

Это стихотворение трудно причислить однозначно к любовной лирике или стихам об искусстве. Вернее было бы определить его как гимн красоте, сочетающий живость переживания, его прелесть с глубоким философским подтекстом. Подобное мировоззрение называется эстетизмом.

Афанасий Афанасьевич, уносясь на крыльях вдохновения за пределы земного бытия, чувствует себя повелителем, равным богам, силой своего поэтического гения преодолевающим ограниченность возможностей человека.

Заключение

Вся жизнь и творчество этого поэта - поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие данного автора: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

Мы рассмотрели основные мотивы лирики Фета, характерные особенности творчества этого великого литератора. Так, например, как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь ("Стихи о смерти"). К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается Афанасием Афанасьевичем Фетом только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с "целым мирозданием". Звучат в стихах и античные мотивы (например, "Диана"), и христианские ("Ave Maria", "Мадонна").

Более подробную информацию о творчестве Фета вы можете найти в школьных учебниках по русской литературе, в которых лирика Афанасия Афанасьевича рассматривается довольно подробно.