Назначение штукатурки. Декоративная штукатурка Основной уход за покрытием




Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .

На первый взгляд, штукатурка — простой и привычный материал для отделки стен. Она обычно никому не видна, за исключением тех случаев, когда становится заключительным элементом отделки. Ее прямое предназначение состоит в выравнивании стен, создании идеально ровной поверхности для декоративных настенных покрытий, таких как обои и краска. Однако существует довольно большое разнообразие видов штукатурки , которые не ограничиваются выполнением исключительно выравнивающей функции. Они могут защищать стены, украшать их, экономить деньги и создавать уют и комфорт в вашем доме. Расскажем подробнее об этих необычных и специальных видах строительных штукатурок.

Теплоизоляционные виды штукатурки

Счета за отопление постоянно растут и заставляют многих жителей все чаще и чаще задумываться о необходимости каким-либо образом снизить расходы на обогрев своих квартир и домов. Ведь никто не имеет желания тратить свои собственные деньги, просто обогревая улицу. В этом случае людям на помощь приходят энергосберегающие технологии: монтаж утепленных входных дверей, и даже применение высокотехнологичных материалов во время проектирования постройки.

Среди показательных образцов подобных материалов стоит отметить теплоизоляционные штукатурки . Обычно к ним относят сухие строительные смеси, имеющие среди своих компонентов помимо обычного вяжущего вещества (как правило, за основу берут гипс либо цемент), еще и разнообразные теплоизоляционные наполнители (полимерные добавки), которые характеризуются пониженной теплопроводностью, что придает им необходимые свойства.

В роли теплоизоляторов обычно используют гранулированный пенополистирол, который обработан с помощью особой добавки, вспученные перлит, стекло или вермикулит. Кроме теплоизоляционных свойств, такой класс наполнителей характеризует уровень горючести смеси. Штукатурки с пенополистерольной добавкой относят к слабогорючим и трудновоспламеняемым смесям. Составы, имеющие в своем составе минеральные наполнители (например, перлит, вермикулит или вспененное стекло), не горючи вовсе (группа НГ).

Смеси теплоизоляционных штукатурок иногда могут содержать особые вещества, которые образовывают сложную структуру из мельчайших пор, заполненных обычным воздухом, в толще продукта. Любой школьник знает, что воздух - хороший и простой теплоизолятор! Ведь благодаря прослойкам воздуха между отдельными ворсинками и волокнами пуховики и шубы согревают нас зимой. Кроме этого воздух — прекрасный звукоизолятор. Конечно, в современном зодчестве звукоизоляцию обеспечивают сами несущие конструкции, но порой, для полного акустического комфорта ее недостаточно.

Так, чтобы «ощутить полную тишину», индекс изоляции от воздушного шума несущих конструкций, стен и перекрытий в стандартном многоквартирном доме должен быть равен не менее 62 дБ, а на самом деле его значение обычно колеблется от 45 до 55 дБ. Схожую картину мы имеем для изоляции от ударного шума. Очевидный выход - это самостоятельно принимать меры и обеспечивать дополнительную защиту своего собственного жилья от шума!

Наполнители для штукатурки

Перлит — это песок вулканического происхождения. Нагревая минерал при высокой температуре до 1000 °С, получают вспученный перлит, который отличается пористостью и рыхлостью. Это довольно долговечный материал с небольшим весом. Вода, которая в составе перелита была в связанном состоянии, быстро испаряясь, приводит к появлению множества мельчайших пузырьков. При этом сам материал увеличивается в объеме в 4 — 20 раз! Такой вспученный перлит отличается хорошими огнестойкими свойствами, поэтому его можно применять при температурах от -200 до +900 °С. Этот материал биологически стойкий и химически инертный, но имеет фантастическую гигроскопичность, что ограничивает его применение для строительства. Перлит может поглотить массу жидкости, которая тяжелее его в 4 раза!

Вермикулит - это природный минерал, относящийся к классу гидрослюд. С помощью ускоренного обжига из него получают отличный сыпучий и пористый материал в виде чешуек. Основными своими характеристиками этот материал довольно похож на перлит.

Пеностекло - многофункциональный пористый материал, имеющий стеклянные ячейки. Это смесь пенообразователя и тонкой стеклянной крошки. Он плохо проводит тепло и звук. Оно практически не поглощает влагу и не дает значительной усадки. Структура пеностекла похожа на застывшую пену.

Пенополистирол - это очень легкий материал, который получают путем вспенивания гранулированного полистирола или его производных. Он довольно хорошо поглощает звук и сохраняет тепло, однако относится к горючим материалам, а при достаточном нагревании может выделять в воздух вредные токсичные вещества.

К сожалению, большая часть производителей могут скрывать вид и характеристики применяемого ими наполнителя, иногда относя эту информацию к коммерческим тайнам.

Сравнительная таблица свойств некоторых пористых заполнителей. *Для сравнения: коэффициент теплопроводности минеральной ваты - самого популярного теплоизоляционного материала - 0,04-0,09 Вт/м*К.

Штукатурку с теплоизоляционными наполнителями можно использовать почти на любых основаниях: кирпичных стенах, покрытиях из легкого и тяжелого бетона, даже на старой штукатурке. Одно условие: основание непременно должно быть достаточно прочным, сухим и не отталкивающим воду. Предварительно его нужно очистить от пыли и прочих отслаивающихся фрагментов. Бетонную поверхность стен перед началом работ нужно хорошо очистить от масла для опалубки.

Все эти наполнители не влияют на сложность работы с такими штукатурками, вы можете использовать те же инструменты и приемы.

Защитные штукатурки

Не менее значимыми и интересными видами штукатурок являются смеси, которые способны защищать человека от вредоносного воздействия на организм электромагнитного поля. В техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений установлены требования к электромагнитной безопасности. Согласно этому документу, уровень напряженности электромагнитных полей в стенах общественных и жилых зданий должны быть строго контролированы.

Но в наши дни уровень техногенного электромагнитного фона очень возрос, и большой вклад в это внесли антенны, высоковольтные линии электропередач и пр. Кроме этого количество обыкновенных электрических приборов в квартирах растет с каждым днем. Человек почти не замечает электромагнитных излучений, и поэтому недооценивает ту опасность, которая от них исходит. Хронические болезни, повышенная утомляемость стали спутниками городских жителей. Частично причиной этого являются невидимые поля, которые пронизывают пространство мегаполисов.

Главным компонентом защитных штукатурок , которые присутствуют на рынке России, является шунгит. Эта черная горная порода содержит особенную форму углерода, которая носит название фуллерены. Подобные защищающие штукатурки имеют все достоинства стандартных: хорошая адгезия с основанием, трещинностойкость, прочность. Но кроме всего прочего, они могут сглаживать электромагнитное излучение, уменьшая тем самым его пагубное воздействие на организм человека.

Особенно рекомендуют использовать защитные штукатурки в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях , то есть там, где пребывают люди с ослабленным здоровьем. В экранированных палатах медики отмечают значительное улучшение сна пациентов, их общего состояния. В обычной квартире качественно экранированными нужно сделать хотя бы такие помещения как спальня и детская. Использование защитных штукатурок не требует особенной квалификации, так как они схожи с обычными смесями.

Другие полезные виды штукатурки

В неотапливаемых и влажных помещениях, а также для внешних работы в местах с дождливым климатом при работе также используются специальные средства - это водоустойчивые и морозоустойчивые штукатурки .

При реставрации старых домов, где необходимо сохранение исторического облика постройки, хорошо подойдут штукатурки на известковой основе , так как именно этими материалами отделывались стены зданий несколько веков назад.

Еще одним вариантом являются современные готовые пасты, а также , которые имитируют шероховатость старины. Используя такие материалы, говорят больше о стилизации, чем о самой реставрации.

Полноценной статьи достойно разнообразие декоративных штукатурок. Поверхность, обработанная такой штукатуркой имеет интересный рельеф, который сам по себе украшает стены, потому эти штукатурки можно использовать как финишные покрытия. Самыми популярными фактурами являются «барашек» и «короед».

Декоративные штукатурки (от итал. s tucco ) были придуманы, чтобы имитировать самые красивые и дорогие природные материалы, использовавшиеся для отделки, - полудрагоценные камни и мрамор, перламутр, шелк и экзотические породы древесины. Искусно выполненная «подделка» выглядела зачастую не менее эстетично, а стоила при этом в разы дешевле.

Сегодня сфера применения декоративных штукатурок значительно расширилась - их используют не только в роскошных и просторных классических интерьерах, но и в достаточно скромных по объему и отделке помещениях, которые необходимо оформить в экостиле («под саман» или т. п.), стилях минимализм и лофт (с покрытиями, имитирующими бетон или кирпичную кладку), этностиле (с включением марокканских дизайнерских мотивов или др.)

К эксплуатационным достоинствам этих материалов относят способность по ходу нанесения закрывать мелкие трещины и сглаживать неровности - чем более толстым слоем накладывают штукатурную массу на поверхность, тем ниже требования к подготовке основы.

Еще одно преимущество - долговечность и стойкость готового покрытия к механическим воздействиям и истиранию. Ну и главное отличие декоративной штукатурки от большинства других видов отделки - ее художественность. С помощью этого материала невозможно создать две абсолютно одинаковые поверхности - пусть в мельчайших деталях, но они будут отличаться.

Классификация

По способу создания декоративного слоя можно выделить три типа штукатурок. К материалам первого типа , самым простым в применении, относят составы, не требующие дополнительной обработки после нанесения.

Такие штукатурки просто кладут обычным шпателем или распыляют с помощью пневматического оборудования, в результате чего образуется эстетичная слегка шероховатая или рельефная поверхность.

Второй тип - продукты, содержащие определенный процент минеральных гранул, благодаря которым на поверхности создается абстрактный рисунок. Технология их применения такова: массу наносят на поверхность, а потом разравнивают гладилкой, в результате чего твердые гранулы смещаются, образуя бороздки, характер которых зависит от направленности движений мастера.

Декоративность штукатурок третьего типа обеспечивает дополнительная обработка - например щеткой, губкой или структурным валиком, с помощью которого на сыром материале тиснят рисунок.

Кроме того, штукатурки различают по характеру образуемой поверхности, выделяя два основных типа - гладкие и рельефные . В рамках каждого из них имеется множество подвидов.

Разбор на составляющие

В состав декоративной штукатурки входят основа, наполнитель и модифицирующие добавки. Основа может быть водная (считается более экологичной) и органическая (чаще всего - на синтетических смолах или растворителях).

В качестве наполнителя традиционно используют мраморную, гранитную или кварцевую крошку. Фракция крошки варьируется - чем она мельче, тем более тонким и гладким получится покрытие, чем крупнее, тем толще будет слой и выразительнее рельеф.

Некоторые производители изменили традициям и вместо каменной крошки используют в качестве наполнителя полимерные частицы, что придает штукатурке оригинальный современный вид.

Добавки призваны улучшать определенные качества материала - например делают его более эластичным, водостойким и т. д.

Назначение штукатурки бывает: санитарно-техническое, защитно-конструктивное и декоративное. В зависимости от материалов изготовления стен (бетон, камень, кирпич, дерево) и в зависимости от требований к различным конструкциям применяются разные виды штукатурок.

Санитарно-техническое назначение.
Выравнивание поверхностей стен, потолков, перегородок, откосов, арок, колонн, ниш, коробов и подобных элементов. Применяется для получения ровных и гладких поверхностей, хорошо подготовленных под внутреннюю отделку: шпаклёвку (обычную и декоративную), окраску, оклейку обоями, пробкой, укладку плитки, наклеивание пенопласта и минеральной ваты.

Защитно-конструктивное.
Этот вид предназначен для выравнивания и защиты несущих и ограждающих конструкций зданий, фасадов от негативных атмосферных воздействий и сырости, уменьшения теплопотерь стен дома, повышения звукоизоляционных качеств. Так же фасадная штукатурка защищает от проникновения через стены дома в квартиру различного рода вредных химических веществ из воздуха и осадков и препятствует проникновению рентгеновских лучей. Такая штукатурка обязательно должна соответствовать по нормативам противопожарной безопасности, влажностному и температурному режиму, подходить под климатические условия района и обязательно защищать здание от негативного воздействия на него агрессивных сред.

Влажностные режимы помещений внутри квартиры.

Сухой — менее 50 %
Нормальный — не менее 50 — 60 %
Влажный — от 61 до 75 %
Мокрый — от 75 % и более.

При необходимости применяются специальные виды штукатурок: гидроизоляционные, акустические, рентгенозащитные, кислотостойкие, огнезащитные.

Декоративное назначение штукатурки.
Название говорит само за себя. Этот вид штукатурки предназначен для нанесения красивого декоративного и последнего слоя штукатурки на стены, перегородки, потолки, колонны, арки, откосы, ниши и короба. Фактура поверхности создаётся благодаря различным составам и добавкам в штукатурную смесь, конечно же при помощи различных вспомогательных инструментов. Сегодня такой огромный выбор готовых для внутренних и наружных работ, что трудно остановить свой выбор на каком то виде. Раньше такого не было и все декоративные штукатурки приготавливались вручную с добавлением в раствор различных заполнителей и пигментов для окрашивания, причём для её выполнения необходимы были специальные инструменты.

Цветные делаются из известково-песчаных растворов. Для придания штукатурке цвета в раствор добавляется различные пигменты.

Каменные готовятся на цементом растворе с добавлением каменной крошки разной величины.

Терразитовые приготавливаются на растворе из цемента и извести-пушонки, куда добавляются песок, мраморная крошка и слюда.

Сграффито делается из двух — трёх цветных растворов. Благодаря этому возможно наносить разнообразные не чёткие и чёткие цветные рисунки и орнаменты.

Облицовка (Обшивка ) - слой природного или искусственного строительного материала (дерево, камень, плитка и др.), придающий особый внешний вид, как фасадам зданий, так и внутренним поверхностям конструкции, а также способный служить в качестве защиты от различных негативных влияний. Облицовочный материал изготавливается для внутренних и наружных облицовочных работ.

Облицовочные работы - вид отделочных работ, во время проведения которых, лицевые поверхности конструкций покрываются облицовочными материалами. Облицовочные работы, как и облицовочный материал, разделяются на:

  • Наружные (облицовка фасадов)
  • Внутренние (облицовка поверхностей внутренних помещений: стен, перегородок, полов и т.д.).

В качестве облицовочных материалов для фасада зданий могут выступать:

  • природный камень;
  • искусственный камень;
  • облицовочный кирпич;
  • облицовочные панели;
  • термопанели;
  • плитка под кирпич;
  • декоративные штукатурки;
  • сайдинг;
  • керамосайдинг;
  • профилированный стеновой лист.

Для облицовки поверхностей внутренних помещений часто применяют:

  • плитку , изготовленную из искусственных материалов, таких как керамика, стекло, пластмасса и др.;
  • плитняк , пластины из природного натурального камня различной формы и различной длины;
  • вагонку , изготовленную из пластика, дерева и других материалов;
  • рулонные облицовочные материалы .

По своему назначению облицовки бывают:

  • Защитные облицовки - вид облицовки, предназначенный для защиты поверхности от таких вредных воздействий окружающей среды, как жесткие климатические условия, а также от механических повреждений, воздействие огня и различных химических веществ. Примером может служить декоративный бумажно-слоистый пластик.

  • Акустические облицовки - облицовки, способные поглощать звук. К примеру, специальные акустические сендвич-профили.

  • Санитарно-гигиенические облицовки - облицовки, позволяющие поддерживать чистоту в помещениях, и в случае необходимости, быстро провести их дезинфекцию. Например, гладкая керамическая плитка.

  • Декоративные облицовки - призваны создать в помещении комфорт и уют, а также придать ему индивидуальности, и в целом улучшить внешний вид помещения. Например, рельефная бесшовная плитка.

Следующий необходимый фактор - это правильный выбор облицовочного материала . Почему это так важно.

Во-первых , неправильный выбор облицовочного материала может нанести урон помещению, а возможно жизни или здоровью человека. Если, например, в санузле выложить пол плиткой, которая при попадании на нее воды будет скользить, то жизнь или здоровье человека будет в опасности. Или, если стены отделаны обычным (не влагостойким) гипсокартонном, а поверх наклеены бумажные (подверженные влаге) обои, тогда в результате постоянного воздействия пара обои, да и сама стена, в скором времени придут в негодность.

Во-вторых , неправильный выбор облицовочного материала может затруднить обслуживание помещения или нарушить какие-либо нормы. Например, использование пластиковой вагонки на кухне на стены в области "рабочей зоны", или газовых и электрических приборов, приводит к нарушению санитарно-гигиенических норм и к нарушению пожарной безопасности.

В-третьих , любой облицовочный материал обладает устойчивостью к эксплуатации при определенных условиях и нагрузках.

В-четвертых , правильно выбранный облицовочный материал прослужит намного дольше.