Малый трианон в версальском парке. Фильмы с красивыми интерьерами для вдохновения


Ворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному неоклассицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный куб с пятью окнами на каждой стороне. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.

История

Аркиза де Помпадур видела начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке - графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 г. 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте.

Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальностей жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.

Внутреннее устройство

Дание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба (français. Georges Jacob ) и Жан-Анри Ризенера (français. Jean-Henri Riesener ).

Версальский дворец и парк подавляют своим величием. Чтобы здесь было легко и приятно жить, в глубине свободной части парка в 1670 году Лево был построен так называемый Фарфоровый Трианон. Это живописное сооружение позже перестало отвечать строгим требованиям стиля. В 1687 году Фарфоровый Трианон был сломан, а на его месте Мансар выстроил новый, Большой Трианон – одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора. Облик этого сооружения, изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца.

Рисунок 10 – Южное и северное крыло Большого Трианона, связанные перистилем

Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему
Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало,
бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система.
Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается
панорама парка и Большого канала.

Большой Трианон построен в стиле классицизма, к которому примешиваются черты итальянской архитектуры. Облицовка фасада выполнена из белого и розового мрамора, а также светлого камня. Южный и северный корпуса дворца соединены между собой открытой арочной колоннадой, или лоджией, которую спроектировал Робер де Котт. Лоджия служит видовой площадкой, откуда открывается великолепная панорама парка. К северному крылу примыкает перпендикулярная пристройка, в которой находится галерея. Плоская крыша здания скрыта за невысокой балюстрадой.

Еще в годы существования Фарфорового Трианона рядом с дворцом были устроены цветочные партеры, которые обновлялись сразу по мере увядания растений, то есть подчас на следующий день после высадки. После сооружения Мраморного Трианона Андре Ленотр дополнил яркие цветники композициями, оформленными в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. Территория садово-паркового ансамбля Большого Трианона простирается на 23 гектара.

Лесной флигель Трианона – крыло, примыкающее к Большому Трианону с севера. Этот любопытный элемент дворца выполнен целиком из песчаника, демонстрируя будущее охлаждение к мрамору; его формы в целом более соответствуют стилю Людовика XVI. Флигель был распланирован Мансаром без устройства характерной для того времени анфилады помещений; вдоль всего здания проходил коридор с окнами, выходящими в сад, и этот коридор соединял все помещения флигеля.

Рисунок 11 – Лесной флигель в Большом Трианоне

С лета 1688 года в Большом Трианоне находилась частная резиденция Людовика XIV, которую он делил со своей фавориткой мадам де Ментенон. Впоследствии с 1740 года во дворце жила супруга Людовика XV королева Мария Лещинская.

Во время Французской революции здание серьезно пострадало. Вся обстановка была утрачена. В 1805 году Наполеон I приказал отреставрировать его и заново обставить мебелью. В период в 1809 по 1813 год Наполеон часто останавливался в Большом Трианоне. Кроме того, там проходило празднование его женитьбы на дочери австрийского императора Марии-Луизе.

По инициативе первого президента V Республики Шарля де Голля и вплоть до настоящего времени дворец служит для приема официальных гостей.

Малый Трианон был построен гораздо позднее, в 1768 году по заказу
Людовика XV и отражает уже иную идею паркостроения.

С 1761 г, мадам Помпадур про­сила Людовика XV построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Работы поручили арх. Габриелю, который за 5 лет (1763-1768) возвел подлинный шедевр французского классицизма XVIII в.

Рисунок 12 – Малый Трианон

Фасады квадратного в плане здания с коринфским четырехколонным портиком выполнены по одинаковой композиционной схеме. Со стороны сада устроена терраса. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо.

Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею ин­тимного уюта, достижимого лишь в единении с природой, которая присутствует в ансамбле в виде ландшафтного (английского) парка. Мостики через кажущиеся заросшими про­токи, павильоны, устроенные на как будто диких островках, дере­вья, растущие в точно рассчитан­ном беспорядке, придают ансам­блю очарование подлинной ро­мантики. Французский павиль­онкомпозиционно связывает Малый Трианон с Большим Триа­ноном. Музыкальный павильон(Бельведер) построен архитектором Р. Миком в виде восьмигранной та­бакерки на небольшом острове. На излучине двух проток стоит Храм Любви– ротонда с полу­сферическим сводом. Копии его теперь есть в каждом парке куль­туры и отдыха.

Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве.

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.

Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны.

Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди.

Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли королеве истинное удовольствие. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.

Рисунок 13 – Ферма королевы

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще
Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у
Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые
идеи были позже использованы в родном Павловске.

Очевидное превосходство маркизы Помпадур над прошлыми фаворитками короля и дамами высшего света всячески укрепляло ее положение как при дворе, так и при Людовике. И она пользовалась этим, не боясь прослыть нескромной. Впрочем, это качество и без того не было сильной стороной ее натуры. И во внешней, и в частной, скрытой от чужих глаз, жизни мадам Помпадур правила свой бал.


Версальские покои

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Она владела таким количеством недвижимости, которое вряд ли даже снилось любой другой королевской фаворитке. Каждое ее новое приобретение подразумевало основательную перестройку, если не снос, и обязательно во вкусе хозяйки. Зачастую маркиза сама набрасывала на бумаге контуры будущего здания. Причем в этих проектах тяготение к архитектурным формам рококо неизменно сочеталось со здравым смыслом и практичностью.


Если маркизе не хватало денег на очередную строительную затею, она продавала уже возведенное здание и с увлечением принималась воплощать в жизнь новую идею. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться.


Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Королевские дворцы и загородные резиденции Людовика также подвергались изменениям в соответствии с ее вкусами. Не избежал этого и Версаль, где маркиза недалеко от королевского парка повелела соорудить небольшой уютный дом с парком и храмом с беломраморной статуей Адониса.

Малый Трианон




Малый Трианон — небольшой дворец, расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 годах.



Маркиза де Помпадур застала начало строительства дворца, но умерла за четыре года до его завершения, и дворец достался следующей фаворитке — графине Дюбарри. После восшествия на престол в 1774 году 20-летний Людовик XVI передал дворец и прилегающий парк в качестве частной резиденции своей жене, 19-летней королеве Марии-Антуанетте.


Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.


Дворец «Малый Трианон» является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов.


Внешне дворец прост и элегантен, архитектурно выдержан, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный параллелепипед с пятью окнами на каждой боковой грани. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.


Дворец стал всемирно знаменит благодаря своим гармоничным пропорциям, элегантным линиям в стиле, привнесенном Паладинами. Малый Трианон - почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные, но каждый из них представляет собой вариант той же самой темы, и это усиливает впечатление цельности и единства, которое производит Малый Трианон.


Северный фасад


Фасад, выходящий к открытому пространству партера, воспринимающийся с самого далекого расстояния, трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика.


Сходный мотив, однако уже в измененном виде, - колонны заменены пилястрами, - звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом - три.


Южный фасад



западный фасад

Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост - стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так скупыми средствами Габриель добивается поразительного богатства и насыщенности впечатлений. Красота извлекается из гармонии простых, легко воспринимаемых форм, из ясности пропорциональных отношений.



Часовня




Ледяной домик

Внутренняя планировка решена также с большой простотой и ясностью, отделанных в стиле классицизма (стиль Людовика XVI). Дворец состоит из ряда небольших прямоугольных комнат, декоративное убранство которых, построенное на использовании прямых линий, светлых холодных цветов, скупости пластических средств, соответствует изящной сдержанности и благородной грации наружного облика.

Замысел строителя отличается кристальной ясностью; он основывается на простых и строгих геометрических соотношениях. Трианон со своими миниатюрными размерами, с громадными окнами, которые придают постройке удивительную легкость, принадлежит к числу характерных для XVIII века изящных парковых павильонов, отнесенных на значительное расстояние от главного дворца, в глубь парка.

И в то же время строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриелю добиться такой собранности и стройности.


Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

Мир Марии-Антуанетты


Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как "Утренний дар" маленький летний дворец Трианон - крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве...

Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, - нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы... В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим... Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон - это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных.... Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль.


В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, "естественный" сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов... В этом "англо-китайском саду" хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров - весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт... - все искусственное, но производящее впечатление настоящего.

В покоях королевы просматривается её характер. Её будуар показывает большую изобретательность: поворотом простой ручки зеркала во всю длину медленно поднимаются от пола и устанавливаются перед окнами. Её спальня, несмотря на простоту, также элегантна и обставлена мебелью французских мастеров Жоржа Жакоба) и Жан-Анри Ризенера.

buste de Joseph II, sculpture sur marbre de Louis-Simon Boizot, 1777. Hauteur

buste de Louis XVI, sculpture sur marbre de Louis-Simon Boizot, 1777.

figure le tableau Marie-Antoinette à la rose d"Élisabeth Vigée-Lebrun.


Спальня




Красная спальня



Библиотека


Дамская комната



Большой зал




Музыкальный салон




Биллиардная


Зеркальный кабинет







Кухня









Парк







Belvédère












Павильон Шатонеф




«Hameau de la Reine»

Уникальный парк Малого Трианона, включает знаменитую деревню Королевы с домиками, огородами, домашней птицей и скотиной.








Многие туристы посещают Большой Трианон, потому что его посещение входит в стоимость билета в Версаль и парки.

Большой Трианон унаследовал свое название от одноименной деревни, прежде стоявшей на этом месте. Деревня на самом деле была достаточно древней, первое письменное упоминание о ней встречалось в документе от 1163 году. Но с тех пор как по соседству с деревней начали строить самую грандиозную королевскую резиденцию Европы, участь деревни была предрешена.

Так получилось, что судьба Трианона неразрывно связана с мадам де Ментенон и мадам де Монтеспан, двумя самыми влиятельными женщинами французского двора. Каждая из них в свое время оказывала большое влияние на короля и его политику.

Поскольку брак короля заключался только лишь исходя из политических соображений, при дворе был учрежден титул официальной фаворитки, которую король избирал исходя из личных симпатий, несмотря на все эти казалось бы свободные нравы, двор Людовика XIV был очень набожным, король со свитой каждый день посещали мессу и не уставали замаливать свои прегрешения.

1. Мадам де Монтеспан, 2. Мадам де Ментенон

Фарфоровый дворец для маркизы де Монтеспан

Людовик XIV выкупил земли деревни Трианон и разбил на этом месте парк. Затем в 1670 году был построен первый маленький дворец в китайском стиле, его еще называли фарфоровый дворец, поскольку он был облицован плиткой.

Дворец предназначался для фаворитки короля мадам де Монтеспан. Фаворитка короля фактически царствовала при дворе. Её гнева боялись члены семьи Людовика XIV и самые высокопоставленные лица в королевстве. Король выполнял все ее капризы и тратил на нее баснословные суммы. У этой женщины был собственный двор и корабли в морях Леванта. Их связь увенчалась рождением семерых детей, и длилась около 10 лет. Позднее Людовик XIV официально признал троих детей мадам де Монтеспан, доживших до взрослой жизни, детская смертность в те времена была очень высокой и не щадила даже королевских отпрысков.

Но ничто не вечно, а любовь монарха и подавно непостоянны, и маркиза де Монтеспан утеряла расположение короля, но проживала в своих роскошных помещениях в главном еще 16 лет.

Мраморный дворец для мадам де Ментенон

Фарфоровый же дворец снесли, чтобы он не напоминал королю о закончившихся отношениях и на его месте воздвигли новый дворец из мрамора для новой фаворитки мадам Ментенон. Мадам Ментенон по сути являлась некоронованной королевой, а после смерти Марии Терезии и единственной королевой Версаля.



Сады Трианона — опять очень солнечные

Большой дворец Версаля всегда гудел от толп придворных, даже спальня короля не была интимным местом, там даже установили ограждение за которое нельзя было заходить придворным, чтобы как-то отделить кровать короля от посторонних.

Поэтому не удивительно, Что Людовик хотел построить себе и любимой женщине отдельный небольшой дворец, чтобы найти немного покоя и уединения там. Он принял большое участие в обсуждении всех деталей строительства и отделки Большого Трианона и парка рядом с ним.



Мадам Монтеспан была прежде воспитательницей королевских незаконнорожденных детей и была старше короля на три года, на момент начала их отношений ей было 48 лет. Она была удивительно хороша собой по мнению света, не секрет, что взгляды на женскую красоту меняются с течением времени. И ей удавалось очень хорошо выглядеть несмотря на возраст, в 66 лет она выглядела так же как в 30.



Для короля было важно живое общение, разговоры по душам, поэтому так долго пребывала в фаворе короля мадам Монтеспан, и именно поэтому не знала конкуренции мадам де Ментенон. Современники писали, что беседы короля с мадам Ментенон были длинны и продолжались от 6 до 10 часов.



Несмотря на всю интимность Большого Трианона и в этом дворце были предусмотрены помещения для совещаний. Зеркальный зал служил этой цели в годы правления Людовика XVI.

После смерти Короля-Солнце в Большом Трианоне часто останавливались царственные гости французской короны. Например, в 1717 году некоторое время там проживал Петр I, будущий русский император.



Позднее Большой Трианон, так же использовали для размещения высокопоставленных гостей Франции. Так в 1971 году тут проживал Л. Брежнев, в 1985 М. Горбачев, в 1992 Б. Ельцин.

В целом интерьеры Большого Трианона выдержанны в более скромном стиле, по сравнению с роскошью и помпезностью интерьеров



Во времена революций дворец серьезно пострадал, но был восстановлен. Мебель была полностью утрачена. Дворец был обставлен заново по приказу Наполеона.







Галерея Котелля — почти Зеркальный зал большого дворца Версаля, но народу значительно меньше, что не может не радовать, не у всех туристов хватило сил дойти до Большого Трианона. На стенах галереи развешены 21 картина этого автора, изображающая боскеты садов Трианона.

Так мы выглядели в конце этого трудного дня. Паша сильно устал, да и все мы тоже. Это был самый тяжелый день за все путешествие, главным образом из-за жары и очередей на входе, они серьезно подточили наши силы. Приехав в , мы немедленно погрузились в бассейн, но даже Паша не смог там плескаться, поскольку устал и завалился на шезлонг, ранее он вообще никогда не пользовался шезлонгами.

Версаль огромен, если есть такая возможность и желание нужно брать билеты на два дня, ну и многое зависит от погодных условий. Нам не хватило сил осмотреть Малый Трианон и деревню Марии Антуанетты и почти весь парк остался без внимания, мы пересекли его по прямой вдоль большого канала.

Если вы посещали Версаль мне интересно было бы узнать ваши впечатления, поделитесь в комментариях.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Дворец Малый Трианон во французском Версале стоит в двух километрах от Версальского дворца. Сначала здесь был разбит ботанический сад, а в середине 18-го века устроен зверинец, где жили животные, используемые для выведения новых пород.

История Дворца Малый Трианон в Версале

Идея постройки Дворца Малый Трианон в Версале принадлежала мадам де Помпадур – фаворитке Людовика Пятнадцатого. Дворцовое здание строили шесть лет с 1762-го по 1768-ой годы по проекту архитектора А.-Ж. Габриэля. Однако, мадам де Помпадур было не суждено увидеть дворец, так как она скончалась за насколько лет до его завершения, тогда как открывала Малый Трианон уже новая фаворитка короля – мадам дю Барри. Внешний облик дворца выполнен в стиле, который был назван «палладианством» в честь итальянского архитектора Палладио. Он был знаменит тем, что возродил классические принципы храмовой архитектуры Древнего Рима и Древней Греции. В результате Дворец Малый Трианон в Версале стал великолепным примером перехода от помпезного рококо к лаконичному и более сдержанному неоклассицизму. Все фасады этого небольшого дворца выполнены по единой схеме. Акцент сделан на центральной части фасада, где расположен портик, стоящий на четырёх опорах. Со стороны дворцового сада к зданию примыкает терраса, а на крыше можно увидеть балюстраду.

Дворец Малый Трианон при Марии-Антуанетте

Когда в 1774-ом году на престол Франции вступил Людовик Шестнадцатый, то он решил презентовать Дворец Малый Трианон в Версале королеве Марии-Антуанетте. По желанию королевы на придворцовой территории были возведены несколько новых построек, объединённых в «Деревушку королевы». Здесь вокруг искусственно созданного пруда стояли домики, покрытые соломой, рядом с ними были устроены грядки, работала мельница и молочная ферма. Такой пасторальный ансамбль рядом с изысканным Дворцом Малый Трианон в Версале был навеян модными тогда идеями просветителя Жана-Жака Руссо, который пропагандировал быт на лоне природы. В 1780-мо году по просьбе королевы здесь же был построен театр, к которому из дворца можно было пройти по галерее. Помимо этого в парке у Дворца Малый Трианон установлены несколько беседок, а на острове в центре пруда возвышается Павильон скалы, известный также как Бельведер с четырьмя дверями, к которым ведут лестницы со сфинксами.

Полезная информация

Часы работы: Дворец Малый Трианон в Версале открыт для посещения с апреля по октябрь ежедневно, кроме понедельника, с 12-00 до 18-30. С ноября по март дворец можно посетить с 12-00 до 17-30
Цена : входной билет во Дворец Малый Трианон в Версале стоит 10 евро (около 565 рублей) для взрослых. Для детей и подростков до 18-ти лет вход бесплатный