«Храмовники» и «Псы Господни». История самых известных орденов церкви


Первыми нищенствующими орденами, послужившими образцом для прочих, были ордена францисканский и доминиканский. (В XII в. возникли также ордена кармелитов и августинских отшельников, основанные оба в 1156 г., но преобразованные в нищенствующие ордена лишь веком позже: Кармелитский – папой Иннокентием IV в 1254 г., Августинский – Александром IV в 1256 г.)

Францисканский и доминиканский ордена были основаны почти одновременно, и если бы святой Франциск Ассизский пожелал, они составили бы одно целое. Своим возникновением они обязаны преимущественно двум причинам.

С одной стороны, западноевропейская паства нуждалась в руководителях, действительно наполненных духом Евангелия. Между тем в начале XIII в. белое духовенство, обогатившись более, чем это было полезно, все еще, несмотря на реформу, было более занято светскими интересами, нежели духовными делами. Черное духовенство, сосредоточенное в монастырях, которые всегда находились вне городов, в очень отдаленных местностях, было слишком изолировано от светского общества и, кроме того, также утратило чистоту нравов вследствие роста своих богатств. Таким образом, ни белое духовенство, ни монашество не могли доставлять народу необходимых руководителей. Для этого нужны были люди, которые относились бы с полным презрением к мирским благам, вели бы строгий образ жизни в кругу своих братьев и без устали проповедовали бы покаяние и самоотречение как словом, так и личным примером. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенствующего ордена святого Франциска.

С другой стороны, католическая вера была поколеблена опасными ересями катаров и вальденсов , которые вкрадывались в умы, придавая себе вид высшей формы христианства, и которые грозили исказить чистоту догмата. Между тем, светскому духовенству в ту эпоху, когда только начинали образовываться университеты, часто недоставало образования, необходимого для борьбы с еретиками. Что касается монашеского духовенства, то если оно и не было лишено образования, но его отдаленность от городов и склонность заниматься более богослужением, чем богословием, позволяли ему действовать лишь в исключительных случаях. Для борьбы с опасностью нужны были люди, которые в силу своего звания были бы обязаны изучать и проповедовать догму. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенского ордена святого Доминика . Но если эти два новых ордена несколько отличались друг от друга по своим задачам, так как францисканцы стремился более исправить нравы, а доминиканцы – веру, то, в общем, они преследовали одну и ту же цель: преобразовать светское общество. И францисканцы, и доминиканцы употребляли для этого одни и те же средства: отречение от мирских благ, чтобы быть более независимыми от условий своего времени; жизнь в городе, чтобы быть в более тесных отношениях с паствой; постоянная проповедь, чтобы распространять религиозное образование; наконец – основание «третьего ордена» (терциаров), чтобы в среде самого светского общества приобрести помощников, пропитанных их духом.

Основание ордена францисканцев

В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын богатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, предназначался сначала к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полного нищенства (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов (францисканцев) . В 1212 г. Франциск своим примером и советами склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к пострижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс (клариссинок). В течение нескольких лет число последователей св. Франциска и последовательниц св. Клары настолько увеличилось, что образовались два францисканских ордена – мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав нищенского ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III , который даровал этому ордену, как раньше – доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав клариссинок, составленный в 1224 г., был утвержден в 1251 г. папой Иннокентием IV. Кроме того, в 1221 г. святой Франциск, видя стремление масс вступать под его руководство, и боясь, как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои монастыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de poenitentia) – терциариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организация этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Основание ордена доминиканцев

При совершенно иных обстоятельствах возник орден доминиканцев. Доминик Гусман, родившийся в 1170 г. в Калагорре, в епархии Осмы в Испании, с детства обнаруживал большое усердие в молитве и стремление к подвижнической жизни, которые должны были привести его к духовному сану. Пробыв 4 года в Валенсийском университете, он был рукоположен в священники епископом Осмы Диего и сделался каноником-иноком этого города. Прибыв в 1206 г. вместе со своим епископом во Францию, он был охвачен грустью при виде успехов альбигойской ереси в Лангедоке и решил с этого времени посвятить свою жизнь обращению еретиков. Десять лет оставался он в Южной Франции, почти один и без большого успеха борясь с ересью; но его мирный крестовый поход составлял утешительный контраст с кровавым крестовым походом , который в то же время предприняли рыцари Северной Франции. В 1215 г., после долгих размышлений он отправился в Рим и представил папе Иннокентию III свой проект основания общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Иннокентий III утвердил проект и подчинил новый ниществующий орден доминиканцев уставу св. Августина. В следующем году новый папа Гонорий III даровал Доминику и его последователям название Братьев проповедников и право повсеместной проповеди и исповеди. Около этого времени состоялось знаменитое свидание Доминика с Франциском Ассизским, на котором первый предложил слить оба их ордена в один. Святой Франциск предпочел оставить их разделенными, но святой Доминик не отказался от своего плана. На первом генеральном капитуле, который он собрал в Болонье в 1220 г., он отказался от августинского устава и принял францисканский устав в его главных чертах. Он умер в следующем году (6 августа 1221 г.), оставив второй нищенствующий орден вполне организованным и при нем такой же женский орден и третий орден для мирян. Но в окончательной форме доминиканский устав был составлен лишь в 1238 г. третьим генералом ордена святым Раймондом Пеннафортским.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Дальнейшая история нищенствующих орденов

К этому времени оба нищенствующих ордена – францисканцев и доминиканцев – достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах , и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распространились по всей Европе. В 1264 г. генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. Генерал доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280 г. существовал монастырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изумительный успех нищенствующих орденов, вначале поощряемый папством, скоро отодвинул на второй план старые монашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной стороны – светское духовенство было в высшей степени недовольно теми обширными привилегиями, которые получили нищенствующие минориты и проповедники, и иногда – как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. – горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны – францисканцы и доминиканцы, считая преподавание частной формой проповеди, заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу ниществующих монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной известностью некоторых из своих членов, как, например, доминиканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавентуры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.

Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжительным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, забыв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борьбу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни святого Франциска среди его последователей можно было различать два направления, различавшихся по степени готовности проводить в жизнь идею нищенства: ригористическое, представителем которого был сам святой Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонский, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, которые Бонавентуре удалось примирить во время его настоятельства, но после его смерти антагонизм между ними возобновился. В 1279 г. папа Николай III сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов , то есть для монахов, умеренных по отношению к идее нищенства. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуалов , возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от францисканского ордена и соединил с только что основанным им орденом Целестинских отшельников; но его преемник Бонифаций VIII , наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

В середине XIII века приняли обет совершенной нищеты еще два ордена: кармелитский , распространившийся по западной Европе из Палестины и конгрегация августинских пустынников, монастыри которых не имели до той поры общего управления. Новые нищенствующие ордена подучили те же привилегии, как и два первые, которые остались, однако же, могущественнее их.

Роль нищенствующих орденов в католическом мире

Нищенствующие францисканцы и доминиканцы были самыми усердными слугами папской власти, через них народы приучались признавать папу безусловным повелителем церкви. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями, освободили от подвластности епископам, так что они были подчинены только непосредственно папе. Те монахи прежнего времени, которые хотели соблюдать апостольскую нищету, жили пустынниками в лесах, горах или среди песчаных степей. Нищенствующие монахи францисканского и доминиканского орденов принимали самое активное участие в общественной жизни; они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения папы. Они были миссионеры, проповедники крестовых походов ; они сообщали народу те буллы об отлучении от церкви, которых не хотели обнародовать местные католические епископы; они продавали индульгенции , собирая деньги для папской казны; они были сборщики денария Петра и других налогов, шедших в папскую казну; выпрашивали пожертвования в пользу папы, были его шпионами и тайными послами. В частности доминиканцы были инквизиторами , францисканцы вращались среди простого народа и действовали главным образом как духовники. Грешники и грешницы раскрывали свою душу чужому монаху легче, нежели приходскому священнику, потому что чужой монах скоро уйдет, а свой священник будет встречаться с ними постоянно. Нищенствующие монахи вмешивались в семейные дела; францисканцы были посредниками по всяким делам для простолюдинов, с которыми масса их была близка по невысокому уровню образования. Доминиканцы держали себя более гордо, хвалились своей ученостью, овладевали профессорскими кафедрами в университетах; знаменитые католические богословы средних веков , Альберт Великий и Фома Аквинский , были доминиканцы; но и францисканцы имели великих богословов. С возникновением нищенствующих орденов значительно изменилось отношение католической церкви к народу: своей бедностью они дали ей популярность, выставили ее близкой к идеалу набожных людей. Между своими сочленами нищенствующие ордена не делали разницы между людьми знатными и незнатными, давали талантливым простолюдинам путь к достижению высших степеней католической иерархии.

Нищенствующий монашеский орден, основанный Франциском Ассизским (см. Франциск Ассизский). В 1221 г. папа Гонорий III утвердил его правило; в 1223 г. оно было заменено другим, которое и осталось основой его устройства. Несмотря на формальное запрещение, выраженное Франциском в его завещании, это последнее правило подвергалось различным истолкованиям и дополнениям. Первоначальная община учеников Франциска вовсе не имела монашеского характера; это было соединение людей, проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами; они занимались проповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребывания и собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданы были общие и местные капитулы (собрания), должности генерального и провинциальных министров.

Местом деятельности первоначальной францисканской общины была средняя Италия, но весьма быстро братья распространяются по всем странам Европы; в 1219 г. они появляются в Германии и Франции, в 1220 г. - в Англии, в 1228 г. - в Венгрии, вслед за тем в Бельгии, Польше, Дании, Норвегии, Исландии. Община, обращенная в орден, стала в теснейшую связь с римской курией. Последняя оказывала францисканцам неизменное покровительство при частых столкновениях их с епископами и приходским духовенством и содействовала притоку щедрых пожертвований в их пользу со стороны светского общества. Из привилегий, данных ордену, важнейшей было право проповеди и совершения таинств. Особенное значение имела францисканская проповедь, проникавшая во все слои населения и своим нравственно-практическим направлением отличавшаяся от более ученой проповеди доминиканцев. В свою очередь, францисканцы сделались верными слугами римской курии. В области религиозной они, вместе с доминиканцами, получают в свое распоряжение инквизицию над еретиками; в области политической они употребляются на борьбу с противниками пап. Деятельное участие Ф. орден принял в преследовании императора Фридриха II; немало он содействовал и приведению португальских королей к покорности римскому престолу (во второй половине XIII в.). Наконец, нищенствующие францисканцы, не имеющие, по их правилу, никакой собственности, являются и в роли собирателей всяких сборов в пользу Рима. Особенно упрочилась связь ордена и курии при Александре IV, который в столкновении парижских профессоров с нищенствующими орденами энергично принял сторону последних, осудил их главного противника, Вильгельма де Сент-Амура, и даровал им право свободного преподавания в университетах (1256) - право, коим и доминиканцы, и францисканцы воспользовались в широкой мере. Несмотря, однако, на этот тесный союз ордена и курии, среди францисканцев сохранялась группа, болезненно чувствовавшая изменения, которые обратили первоначальную общину в орден. Первоначально она стремилась лишь к тому, чтобы в возможной чистоте сохранить Ф. правило и завещание Франциска, несмотря на то, что Григорий IX признал последнее необязательным. Когда во главе ордена стал преемник Франциска, Илья Кортонский, желавший возможно больше использовать привилегированное положение ордена, обличавшие его ревнители строгого соблюдения заветов Франциска подвергались всяческим преследованиям. Особенное значение получила эта орденская партия, когда в ее среде распространились доктрины Иоахима Флорийского; образовалась целая псевдоиоахимовская литература, возвещавшая близкое осуждение церкви и переход к царству Св. Духа, где носителями благодати станут монашеские ордена, в особенности Ф. Сам Франциск Ассизский приобрел значение как бы второго Христа, принесшего людям новое откровение. Не менее охотно, чем грядущий суд над церковью, изображали псевдоиоахимисты ее настоящие недостатки, преобладание в ней светских корыстных интересов; в особенности обвиняли они пап за искажение заветов Франциска. Церковь отвечала репрессиями, всячески укрепляя власть орденских прелатов-министров и орденскую дисциплину вообще. Трактат францисканца Герардина "Введение в вечное Евангелие", представлявший собой истолкование подлинных сочинений Иоахима в духе францисканского радикализма, был предан сожжению, а автор его осужден на пожизненное заточение.

В конце XIII в. францисканцы, стоящие на почве переработанного иоахимизма, получают название "мужей духа", "спиритуалов" и сосредоточиваются в Южной Франции и Италии. Главным представителем южно-французских спиритуалов был Петр Олива. Мы находим у него идею постепенного развития церкви, проходящей через 7 стадий, или эпох; последняя эпоха будет благодатным царством Св. Духа, предвестником которого является Ф. орден. Однако, у Оливы, как и у самого Иоахима, этот переход представляется не как осуждение современной церкви, а как естественное развитие откровения. Олива старался примирить высокую оценку, которую давали спиритуалы правилу и завещанию, с послушанием церкви; поэтому он не подвергся проследованию. Гораздо более резкое отношение к правящей церкви мы находим у итальянских спиритуалов. В своем трактате "Arbor vitae crucifixae" Убертин да Казале, изображая приближение царства Св. Духа, осуждает всю современную ему церковь; особенно резки его отзывы о папах, которые как бы распяли Франциска, искореняя насажденную им евангельскую бедность; Убертин видел в папах орудия Антихриста. Другая группа итальянских спиритуалов, с Клареном во главе, совсем отделилась от ордена и образовала, под покровительством папы Целестина V, особое братство; преемник Целестина, Бонифаций VIII, заставил их, однако, вернуться в орден. Совместное пребывание в ордене спиритуалов и так называемых "конвентуалов" (осуждавших иоахимизм и стоявших на почве полного подчинения церкви) служило источником постоянных раздоров. Климент V пытался, декларацией 1311 г., примирить обе группы, но безуспешно. Иоанн XXII стал смотреть на спиритуалов как на открытых еретиков: некоторые из них было сожжены в Марселе за то, что не признавали права папы изменять орденское правило. Рядом со спиритуалами появляются в это время фратичеллы и бегины, преимущественно среди терциариев (см. ниже); они развивают воззрения спиритуалов и открыто порывают с церковью. Попытка Иоанна XXII бороться с беспокойными элементами ордена и с экзальтированным культом евангельской бедности посредством догматического признания, что у Христа и апостолов была собственность, и посредством предоставления собственности францисканцам, привела к отпадению большей части ордена от папы и к союзу ее с Людовиком Баварским; главными сторонниками императора из этой среды были Оккам, Михаил Чезенский и Бонаграция Бергамский. Преемникам Иоанна XXII удалось воротить орден в лоно церкви. Спиритуалов мы после этого не находим, а фратичеллы и бегины признаются стоящими вне связи с орденом. Тем не менее противоположность более строгих блюстителей правила и более умеренных не исчезла. Постоянные споры представителей этих двух направлений заставили констанцский собор дать "обсервантам" (строгим) особое устройство; окончательное разделение конвентуалов и обсервантов, образовавших как бы два ордена, последовало в 1517 г. От обсервантов отделились, в свою очередь, так называемые алькантарские францисканцы, отличающиеся особой суровостью жизни, и капуцины. К Ф. ордену, наконец, принадлежат и "терциарии" - люди, остающиеся в мире, но давшие частный обет соблюдать особые религиозные и моральные обязанности. По-видимому, правило терциариев ведет происхождение не из времен Франциска, а от буллы папы Николая IV, данной в 1289 г. Среди этих терциариев учения спиритуалов находили особое распространение и принимали более резко еретический характер.

Конец XVIII в. и начало XIX в. были неблагоприятны для Ф. ордена: реформы Иосифа II, французская революция, секуляризация при Наполеоне - все это сильно уменьшило число францисканских монастырей и монахов. Реставрация прежних порядков сопровождалась отчасти восстановлением монастырей и орденов; однако, большинство политических перемен XIX в. - образование южноамериканских республик, объединение Италии, создание Германской империи и последовавшая за ней так называемая "культурная борьба", установление республики во Франции - рассматриваются правоверными католическими историками как события, гибельные для роста и значения орденов. В эпоху ограничений прав Ф. ордена со стороны государственной власти в Германии, Франции и Италии, значительная часть францисканцев переселилась в Англию и Соединенные Штаты. Численность их сильно уменьшилась с конца XVIII в.; тогда насчитывалось их до 150000, а по данным 1862 г. число францисканцев всех категорий не превышает 45000 человек; в 1884 г. оно не достигало даже 25000 человек.

В настоящее время Орден насчитывает около пяти тысяч монахов и более семисот монастырей. Братья-францисканцы работают на всех континентах в более чем шестидесяти странах мира. В зависимости от конкретных потребностей, они занимаются разнообразной апостольской и благотворительной деятельностью. Ниже приведена примерная «география» распространения Ордена. АФРИКА: Ангола, Гана, Замбия, Кения, Танзания, Уганда. АМЕРИКА: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Канада, Колyмбия, Коста-Рика, Мексика, перу, США, Уругвай, Чили, Эквадор. АЗИЯ: Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Ливан, Турция, Узбекистан, Филиппины, Япония. ЕВРОПА: Австрия, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Мaльта, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Югoславия. ОКЕАНИЯ: Австралия.

III. Традиционные формы деятельности францисканцев

1. Апостольская деятельность.

Францисканец понимает, что смысл человеческой жизни связан с принятием и воплощением Евангелия. «Меньший брат» стремится жить Евангелием и нести его другим. Эту основную задачу Орден Францисканцев осуществляет различными путями: с помощью миссионерской и издательской деятельности, посредством пастырской работы в приходах и среди молодежи и т.д.

Миссионерское служение

Уже на заре существования Ордена францисканцы занимались миссионерской деятельностью. В XIII веке широкую известность приобрели два францисканских миссионера: Джованни-да?Пьян-дель-Карпине (ум. 1250 г.) и Джованни-да-Монте-Корвино (ум. 1289 г.), которые достигли пределов Монголии и Китая. В начале XV века францисканцы работали во всех странах Европы, а также в Африке и Азии. В следующем веке они охватили своей деятельностью также вновь открытые материки и страны. В Ордене Францисканцев миссионерское служение является привилегированной формой апостольской деятельности. Миссионерская работа требует готовности нести евангельское свидетельство даже с риском для собственной жизнью. Среди францисканцев есть много мучеников, последние из которых - двое тридцатилетних францисканцев (o. Михаил Томасек и о. Збигнек Стшалковский), убитых в августе 1991 года в Перу. Помимо зарубежных миссий, где братья работают среди язычников или на территориях c мaлым количеством священников (Южная Америка, Африка), организуются также так называемые «народные миссии», во время которых францисканские проповедники приезжают в определенные приходы внутри страны, где к течение нескольких дней они читают проповеди и проводят духовные беседы, посещают больных и принимают исповедь. Цель таких миссий - оживление религиозной жизни в приходах.

Пастырская работа среди молодежи

Францисканцы хотят быть с молодыми людьми, хотят делить их радости и тpевоги. С этой целью организуются различные встречи с молодежью, имеющие характер евангелизации. Довольно популярны молитвенные встречи в малых группах, поездки на двухнедельные реколлекции («каникулы c Богом»), байдарочные и велосипедные походы и т.д. Часто организуются пешие паломничества к различным святыням. Ежегодно происходят большие собрания францисканской молодежи в Ассизи (Италия) и в Пацлавской Кальварии (Польша). На каждую из этих встреч регулярно приезжают около трех тысяч чeловек.

Работа в приходах

В последние годы очень бoльшое число монахов занимаются приходской деятельностью. Братья, которые работают в приходах, помимо обязанностей, вытекающих из их монашеского положения (общая молитва и еда, соблюдение монастырских правил), осуществляют духовное руководство своими прихожанами. Они совершают таинства, богослужения, проводят катехизации в церквях и школах, организуют религиозную жизнь на территории своего прихода.

Издательская деятельность

Братья-францисканцы очень активно занимаются издательской и полиграфической деятельностью. У конвентуальных францисканцев - более десяти крупных издательств и типографий в разных странах мира. Среди наиболее значительных изданий - «Messaggero di Sant"Antonio» в Падуе (Италия), выпускающееся на восьми языках тиражом в несколько миллионов экземпляров, «Rycerz Niepokalanej» в Непокаланове (Польша), «Seibo no Kishi» в Нагасаки (Япония), «Cavaleiro да Imaculada» (Бразилия). Цель этой деятельности - с помощью печатного слова приблизить Христа ко всем людям.

Исповедь u духовное pуководcтвo

Особенно важной формой апостольской деятельности является принятие исповеди. Священники-францисканцы всегда стремятся помогать тем, кто c помощью этого таинства хочет примириться с Богом. В период Адвента и Великого Поста священники ждут верующих в исповедальнях. Многие францисканские священники пользуются славой духовных учителей, и люди приходят к ним за советом и помощью. Конвентуальные францисканцы уже более двухсот лет (с 1774 года) исполняют роль апостольских исповедников в соборе св. Петра в Риме. Они имеют право отпускать даже те грехи, которые находятся исключительно в компетенции Папы: осквернение Святых Даров, вероотступничество, нарушение тайны исповеди.

2. Социально-благотворительная деятельность.

Святой Франциск и его первые ученики оказывали помощь больным, прокаженным, нищим и обездоленным, утешали их. По их инициативе возникали больницы, детские дома и столовые. В последующие столетия по мере возникновения новых социaльных потребностей францисканцы освоили также новые формы благотворительной деятельности.

Выкуп узников u духовная опека над ними

В XVI и XVII веках вследствие набегов туркав резко увеличилось число христиан, попавших в рабство или в плен. В связи с этим широкое распространение получил выкуп рабов, в котором заметную роль играли конвентуальные францисканцы. Среди наиболее активных братьев был Франциск Визидоми (ум. 1573 г.), который на собранные пожертвования выкупил более семи тысяч узников. Этой деятельностью занимался также Франтишек Зивано, в 1605 году в Алжире он принял мученическую смерть. На Востоке узников из татарского плена выкупал отец Войцех Деболевский. К традиционной деятельности францисканцев относится также духовная опека над заключенными. В этой сфере особенных успехов достигли o. Филипп из Равенны (ум. 1598 r.) и о. Франциск Антоний Фазами (ум. 1742 г.). Братская помощь узникам и гoнимым осуществляется и в современной деятельности Ордена Францисканцев. Многие братья исполняют функции капелланов в тюрьмах, защищают обиженных и самых бедных. Некоторые францисканцы свою верность Иисусу, пребывающему в униженных братьях, подтвердили свидетельством собственной крови.

Помощь нуждающимся

На протяжении многих столетий францисканцы с любовью служили больным. С риском для жизни они.ухаживали за людьми, ставшими жертвами эпидемии. Особенной самоотверженностью в этой работе отличались: o. Ганнибал Сантуччи (ум. 1596 г.), который работал в Милане, o. Феликс из Моравии и o. Антоний из Сан-Дженсио, работавшие среди больных в Константинополе, и o. Рафаил Хылинский (ум. 1742 r.), который ухаживал за умирающими в Кракове. С 1877 года в Ордене существует форма помощи бедным и нyждающимся, которая называется «Хлеб святого Антония». Верующие приносят добровольные пожертвования у алтаря св. Антония Чудотворца, и на эти пожертвования покупается еда и различные вещи для бедных. При монастырях организуется бесплатное питание для бездомных. По инициативе францисканцев возникают также приюты для бедных, детские дома, центры трудоустройства, дома отдыха, летние лагеря, кемпинги. Кроме того, «Меньшие Братья» работают с неполноценными детьми и инвалидами, co слепыми и наркоманами.

Народное просвещение (борьба с неграмотностью)

Орден Меньших Братьев имеет богатые традиции в сфере борьбы с неграмотностью. Основывая при своих монастырях школы, братья обучали людей земледелию, ремеслам, хозяйственной деятельности. Выдающиеся достижения в этой области принадлежат o. Григорию Джираролю (ум. 1850 r.). Он основывал так называемые «публичные школы», в которых использовал метод взаимного обучения среди детей. Школы с такой педагогической системой появились в Италии, Франции и Англии. Конвентуальные францисканцы занимаются подобной учебно-воспитательной деятельностью в странах, в которых работают миссионеры - в Африке, Азии и Южной Америке.

3. Деятельность в сфере науки и искусства.

Науки

Конвентуальные францисканцы всегда принимaли участие в развитии науки. С самого начала своего существования Орден организовывал университетские центры: в Париже (1236 г.), Оксфорде (1247 г.), Кембридже (1250 г.). В XIV-)(V веке возникло много новых научных центров: в Тулузе, Падуе, Болонье, Флоренции, Риме, Милане, Саламанке, Кельне. Помимо университетских центров в Ордене действуют монастырские колледжи и гимназии. Среди представителей Ордена было много известных ученых в различных областях науки. В области философии и богословия это Бонавентура, Дунс Скотт, Роджер Бэкон; в области истории - основатели францисканской исторической школы ученые-исследователи Петр Ридольфи (ум. 1607 г.) и Джованни Джачинто Сбаралья (ум. 1764 г.). В области точных наук можно назвать математика Луку Пачоли (ум. 1517 г.), астрономов Илария Альтобелли (ум. 1637 г.) и Винсента Коронелли (ум. 1718 г.). Братья-францисканцы сохраняют верность своей любви к науке и развивают ее нa своих факультетах, а также в руководимых ими высших и средних школах. Францисканским монахам доверяют руководство научными кафедрами в различных yниверситетах, причем это касается не только области философии и богословия, но и сферы точных наук. Продолжается исследовательская работа францисканцев и в области истории. Особенное внимание в Ордене обращают на то, чтобы каждому монаху по окончании полного цикла обyчения (во время которого он проходит подготовку к принесению вечных обетов и рукоположению во священника) бьиа присвоена соответствующая научная степень. Широкое распространение получило обучение братьев иностранным языкам. Нередко настоятели посылают братьев на специализированные курсы (местные или зарубежные). В Ордене практикуется также обмен профессорами и студентами между различными учебными заведениями.

Искусство

Братья-францисканцы всегда обладали чувством прекрасного, которое часто находит свое выражение в произведениях искусства. К шедеврам архитектуры относятся базилики и церкви, построенные конвентуальными францисканцами в)(III веке: базилика св. Франциска в Палермо (Сицилия), базилика Святого Креста во Флоренции, базилика св. Франциска в Ассизи, «Minorintenkirche» в Кельне и Вене, базилика св. Франциска в Кракове и многие другие. Францисканцами были многие скульпторы, художники и другие представители мира религиозного искусства, занимавшиеся внутренней отделкой церквей. В качестве примера можно назвать построенную в 1950 году базилику Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Непокаланове (Польша), в которой все отделочные работы выполнили местные монахи. Орден имеет богатые традиции и в области музыки. Францисканцы заботились не только о красоте фресок и икон, украшавших церкви, но и о красоте духовной музыки, которую они сами сочиняли. Наибольшую известность в сфере музыкального творчества приобрели: Руфин Бартолуччи (ум. 1550 г.), создатель хора «баттенте» (форма двойного хора), Константин Порта (ум. 1601 г.), реформатор духовной музыки, занимавшийся историей и теорией музыки, и Бернардин Рицци (ум. 1968 г.), композитор и дирижер. Музыкальные традиции Ордена продолжаются и сегодня. При францисканских семинариях существуют профессиональные музыкальные коллективы и хоры; братья-францисканцы изучают музыковедение, организуют в приходах музыкальные кружки для детей и молодежи.

IV. Главные духовные центры францисканцев

В Ассизи в ведении конвентуальных францисканцев находится главная святыня Ордена, «святой монастырь» (Sacro Convento), и базилика св. Франциска, в которой покоятся мощи основателя св. Франциска . В этом храме хранится оригинал Устава св. Франциска, его хабит и другие вещи, связанные с его именем.

Падуя

В замечательной базилике в Падуе находится гроб св. Антония Чудотворца (ум. 1231 г.), самого известного и любимого святого в Католической Церкви. Ежегодно этот храм посещают около четырех миллионов людей. Непокаланов - это большой монастырь (и в то же время гoродок) неподалеку от Варшавы (Польша), который в 1927 году был основан святым Максимилианом Кольбе. На территории этого монастыря, посвященного Непорочной деве Марии, находится большое издательство, школа, больница, xлебопекарня, пожарная служба и многое другое. Возле монастыря возвышается базилика, где воздается честь святому Максимилиану (ум. 1941 г.), который добровольно отдал свою жизнь ради спасения другого человека в концлагере Освенцим.

V. Францисканцы в России - история и современность

Первые францисканцы появились в России еще в XIII веке. В XIV и XV веках существовали большие общины францисканцев в Крыму, на Волге (в Цареве и Астрахани), на Дону (в Азове), и на побережье Каспийского моря. Первые упоминания о пребывании «меньших братьев» в Москве и Киеве относятся к пятнадцатому столетию. В XVII веке в Москве образовалась хорошо организованная католическая община. В 1682-85 годах эту общину возглавлял конвентуальный францисканец о. Шиманн. В 1771 году был основан францисканский монастырь неподалеку от Новоскольников (Псковская область). B ХIХ веке францисканцы работали также капелланами в российской армии- в Петрозаводске, Казани, Николаеве и других гoродах. В период существования Советского Союза «меньшие братья» работали как в европейской части страны, так и в Сибири. В наши дни конвентуальные францисканцы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Черняховске (Кaлининградская область), Туле, Калуге, Элисте (Калмыкия) и Батайске, а также на территории Узбекистана (в Ташкенте и Самарканде), занимаясь пастырской, благотворительной и издательской деятельностью. Члены Ордена преподают в католических учебных заведениях, посещают дома престарелых и тюрьмы.

VI. Монашеская подготовка

Как и в любом другом монашеском ордене, перед тем как стать священником или братом (монахом-«несвященником»), кандидат в монахи проходит духовную и научную подгoтовку. Она складывается из следующих ступеней: 1-я ступень. Постулат - один год испытания и общего ознакомления с Орденом через жизнь в монашеской общине. 2-я ступень. Новициат - один полный год введения в монашескую жизнь и подготовки к первым (временным) монашеским обетам. 3-я ступень. Обучение u духовная подготовка - шесть лет высшего образования: философия и богословие. Духовная подгoтовка. Принесение вечных обетов на пятом году и рукоположение - на шестом году.

VII. Заключение

3a восемь веков своего существования Орден Францисканцев внес большой вклад как в развитие Церкви, так и в мировую культуру. При этом можно отметить, что созерцательная сторона жизни Ордена всегда сочеталась с активной деятельностью. Возможно, по этой причине духовная традиция Ордена вызывает столь большой интерес (причем не только в религиозных кругах, а личность св. Франциска привлекает внимание людей различной культyры и вероисповедания. 27.03.2019

Орден францисканцев был одним из самых влиятельных и могущественных в истории христианской церкви. Последователи его существуют по сегодняшний день. Орден получил название по имени своего основателя - святого Франциска. Францисканцы сыграли огромную роль мировой истории, особенно в

Цели создания монашеских орденов

Возникновение религиозных орденов произошло из-за необходимости появления священников, которых бы не затрагивали светские дела и были способны показывать чистоту веры собственным примером. Церкви были нужны догматики для борьбы с ересью во всех ее проявлениях. Сначала ордена соответствовали поставленным задачам, но постепенно, с годами, все начало меняться. Но обо всем по порядку.

Предыстория ордена

Святой Франциск Ассизский - покровитель Италии. В миру он именовался Джованни Бернардоне. Святой Франциск Ассизский - основатель ордена францисканцев. Джованни Бернардоне родился приблизительно в период с 1181 по 1182 гг. Более точная дата появления его на свет неизвестна. Изначально Франциск был ловеласом, но после череды событий в его жизни сильно изменился.

Он стал очень набожным, помогал нищим, ухаживал за больными в лепрозории, довольствовался плохой одеждой, отдавая хорошие вещи нуждающимся. Постепенно вокруг Франциска собрался круг последователей. В период с 1207 по 1208 гг. Джованни Бернардоне было основано братство миноритов. На его основе потом возник орден францисканцев.

Создание ордена

Братство миноритов существовало до 1209 г. Организация была новой для церкви. Минориты старались подражать Христу и апостолам, воспроизводить их жизнь. Был написан Устав братства. В апреле 1209 г. оно получило устное одобрение от Папы Святого Иннокентия III, который приветствовал деятельность общины. В результате официальное основание ордена францисканцев закрепилось окончательно. С этого времени ряды миноритов начали пополняться женщинами, для которых было учреждено второе братство.

Третий орден францисканцев основан в 1212 г.Он носил название "братство терциариев". Его члены должны были соблюдать аскетический устав, но могли при этом жить среди простых людей и даже иметь семью. Монашеское одеяние носилось терциариями по желанию.

Письменное утверждение существования ордена состоялось в 1223 г. папой Гонорием Третьим. Во время одобрения братства святым перед ним стояло всего двенадцать человек. Когда умер св. Франциск, община насчитывала почти 10 тысяч последователей. С каждым годом их становилось все больше.

Устав ордена св. Франциска

Устав ордена францисканцев, утвержденный в 1223 г., делился на семь глав. В первой призывалось к соблюдению Евангелия, послушанию и чистоте. Во второй объяснялись условия, которые должны выполняться желающими вступить в орден. Для этого новые послушники обязаны были продать имущество и раздать все бедным. После этого год ходить в рясе, подпоясанной веревкой. Последующая одежда разрешалась для ношения только старая и простая. Обувь надевалась лишь при необходимости.

Глава третья гласила о посте и как нести веру в мир. Перед утром францисканцы читали «Отче наш» по 24 раза, через несколько часов - 5. В один из четырех часов в день - еще по 7 раз, вечером - 12, на ночь - 7. Первый пост соблюдался от празднования Дня всех святых до Рождества. Обязательным был 40-дневный пост и многие другие. По Уставу запрещалось осуждение, ссоры и словесные схватки. Францисканцы должны были воспитывать в себе смирение, покорность, миролюбие, скромность и иные положительные качества, не умаляющие достоинство и права других людей.

Четвертая глава касалась денег. Членам ордена запрещалось брать монеты для себя или других. В пятой главе говорилось о работе. Все здоровые члены братства могли работать, но при условии соблюдения количества прочитанных молитв и времени, которое было четко для этого расписано. За работу вместо денег члены ордена могли брать лишь то, что необходимо было для собственных или братских нужд. Причем принимать заработанное обязалось смиренно и с благодарностью, даже в самых малых количествах.

Шестая глава гласила о запрете воровства и правилах сбора милостыни. Члены ордена должны были без смущения и стыда принимать подаяния, оказывать помощь другим членам братства, особенно больным и немощным.

Седьмая глава рассказывала о наказаниях, которые применялись для согрешивших. За это полагалась епитимья.

В восьмой главе описывались главенствующие братья, к которым необходимо было обращаться в решении серьезных вопросов. Также слушаться министров ордена беспрекословно. Описывалась процедура преемственности после смерти высокопоставленного брата или его переизбрания по серьезным причинам.

В девятой главе рассказывалось о запрете проповедей в епархии епископа (без его разрешения). Запрещалось это делать и без предварительного экзамена, который сдавался в ордене. Проповеди членов братства должны были быть простыми, понятными и продуманными. Фразы - короткими, но наполненными глубоким содержанием про пороки и добродетели, о славе и каре.

В десятой главе объяснялось, как нужно исправлять и увещевать братьев, нарушивших Устав. Обращаться к вышестоящим монахам следовало при малейшем колебании в вере, нечистой совести и т. д. Братьев призывали беречься от гордыни, тщеславия, зависти и т. д. Членам ордена нельзя было обучаться грамоте, а вменялась обязанность к размышлениям, а также любить врагов и молиться за тех, кто обижает.

Отдельная глава (одиннадцатая) была про посещение женских монастырей. Это было запрещено без особого разрешения. Францисканцы не имели права быть крестными отцами. Последняя, двенадцатая глава гласила о разрешении, которое должны были получить братья ордена, чтобы попробовать обращать в христианскую веру сарацинов и неверных.

В конце Устава отдельно обращалось внимание, что отменять или изменять установленные правила запрещается.

Одежда францисканцев

Одежда францисканцев началась тоже со св. Франциска. Согласно легенде, он специально обменялся с нищим одеянием. Франциск взял его невзрачное платье и, отказавшись от кушака, подпоясался простой веревкой. С тех пор каждый монах ордена францисканцев стал одеваться так же.

Названия францисканцев

В Англии они назывались «серыми братьями», по цвету платьев. Во Франции у членов ордена было название «кордельеры» из-за опоясывающей простой веревки. В Германии францисканцы именовались «босоногими» благодаря сандалиям, которые надевались на голую ногу. В Италии последователей Франциска называли «братьями».

Развитие ордена францисканцев

Орден францисканцев, фото представителей которого есть в данной статье, после смерти основателя сначала возглавлял Иоанн Паренти, затем генерал Илия Кортонский, ученик св. Франциска. Его связи и близость с учителем при его жизни помогли укрепить положение братства. Илией была создана четкая система управления, разделение ордена на провинции. Были открыты францисканские школы, развернуто строительство храмов и монастырей.

Началось возведение величественной готической базилики в Ассизи, в честь св. Франциска. Авторитет Илии укреплялся с каждым годом. На строительство и другие проекты требовались большие денежные суммы. В результате были увеличены взносы провинций. Началось их сопротивление. Это привело к тому, что Илия был отстранен от руководства братством в 1239 г.

Постепенно орден францисканцев вместо странствующего становился все более иерархичным, оседлым. Это еще при жизни претило св. Франциску, и он не только отказался от главы братства, но и в 1220 г. вовсе отошел от руководства общиной. Но так как св. Франциск дал обет послушания, то он не противился происходившим изменениям в ордене. Св. Франциск окончательно отошел от руководства братством после поездки на Восток.

Превращение ордена в монашескую структуру

Во время правления Кортонского нищенствующий орден францисканцев начал разграничиваться на два основных движения, в которых заветы св. Франциска и его отношение к соблюдению Устава и бедности понимались по-разному. Одни члены братства старались следовать правилам основателя ордена, живя в бедности и смирении. Другие начали истолковывать Устав по-своему.

В 1517 г. папа Лев Десятый официально выделил две разные группы в ордене францисканцев. Оба направления стали независимыми. Первая группа называлась обсервантами, то есть братьями-миноритами, которые строго соблюдали все правила св. Франциска. Вторая группа стала называться конвентуалами. Они несколько по-другому интерпретировали Устав ордена. В 1525 г. из братства францисканцев образовалось новое ответвление - капуцины. Они стали реформистским течением среди миноритов-обсервантов. В 1528 г. Климентом Пятым новое ответвление было признано отдельным братством. В конце XIX в. все группы обсервантов были объединены в одну, которая стала называться орденом Меньших братьев. Папа Лев Восьмой дал название этому братству «Леонианская уния».

Церковь использовала проповеди св. Франциска в своих целях. В результате братство поддерживали разные слои населения. Получалось, что орден направлялся в нужное церкви русло. В итоге основанная изначально организация превратилась в монашеский орден. Францисканцыполучили право инквизиции над еретиками. В политической области они стали бороться с противниками пап.

Доминиканцы и францисканцы: сфера образования

Ордена францисканцев и доминиканцев относились к нищенствующим. Основаны братства были почти одновременно. Но цели у них немного различались. Главной задачей было глубокое изучение теологии. Цель - подготовка грамотных проповедников. Вторая задача - борьба с ересью, несение в мир Божественной истины.

В 1256 г. францисканцам было предоставлено право преподавания в университетах. В результате орденом была создана целая система богословного образования. Это породило множество мыслителей в периоды Средневековья и Ренессанса. Во время Нового времени активизировалась миссионерская и исследовательская деятельность. Многие францисканцы начали работать во владениях испанцев и на Востоке.

Одно из направлений францисканской философии было связано с естественными и точными науками. И даже в большей мере, чем с теологией и матафизикой. Новое направление было представлено в Оксфордском университете. Первым профессором из францисканцев стал Роберт Гроссетест. Впоследствии он стал епископом.

Роберт Гроссетест был выдающимся ученым того времени. Он стал одним из первых, кто обратил внимание на необходимость применения математики во время исследования природы. Наибольшую известность профессору принесла концепция о создании мира светом.

Францисканский орден в XVIII-XIX веках

В восемнадцатом веке орден францисканцев имел приблизительно 1700 монастырей и почти двадцать пять тысяч монахов. Братство (и ему аналогичные) было ликвидировано во многих европейских государствах в период Великой и буржуазной революций девятнадцатого века. К его концу орден был восстановлен в Испании, а потом в Италии. Их примеру последовала Франция, а потом другие страны.

Характеристика ордена францисканцев до 1220 года

Орден соблюдал все правила Устава до 1220 г. В этот период последователи Франциска, облачившись в шерстяные коричневые туники и подпоясавшись простыми веревками, в сандалиях на босу ногу странствовали с проповедями по миру.

Братство старалось не только распространять христианские идеалы, но и соблюдать их, воплощать в жизнь. Проповедуя нищенство, францисканцы сами ели самый черствый хлеб, говоря о смирении, покорно выслушивали ругань и т. д. Последователи ордена сами подавали яркий пример соблюдения обетов, были фанатично преданы христианской вере.

Францисканцы в современное время

Орден францисканцев в наше время существует во многих российских и европейских городах. Занимаются пастырской, издательской и благотворительной деятельностью. Францисканцы преподают в учебных заведениях, посещают тюрьмы и дома престарелых.

В наше время для священников и братьев ордена предусмотрена и специальная программа монашеской подготовки. Сначала кандидаты проходят духовное и научное обучение. Оно состоит их нескольких этапов:

  1. Первая ступень - Постулат. Это один испытательный год, за который происходит общее знакомство с орденом. Для этого кандидаты проживают в монашеской общине.
  2. Вторая ступень - Новициат. Это период в один год, когда происходит введение кандидата в монашескую жизнь. Проводится подготовка к временным обетам.
  3. Третья ступень длится шесть лет. В этот период кандидаты получают высшее образование в области философии и богословия. Также присутствует и ежедневная духовная подготовка. На пятом году обучения приносятся вечные обеты, на шестом - рукоположение.

Ответвления ордена в современное время

Изначально существовал только первый францисканский орден, в который входили исключительно мужчины. делится сейчас на три основные ветви:

  1. Меньших братьев (в 2010 г. там числилось почти 15 000 монахов).
  2. Конвентуальных (4231 монах ордена францисканцев).
  3. Капуцинов (количество человек в этом ответвлении - почти 11 тысяч).

Заключение о деятельности ордена францисканцев

Орден францисканцев существует уже восемь веков. За этот довольно длительный период братство внесло огромный вклад не только в церковное развитие, но и в мировую культуру. Созерцательная сторона ордена прекрасно сочетается с активной деятельностью. Орден вместе с ответвлениями насчитывает почти 30 000 монахов и тысячи мирян-терциариев, которые проживают в Германии, Италии, США и многих других странах.

Францисканские монахи с самого начала стремились к аскетизму. Во время существования ордена они пережили разъединение и основание отдельных общин. Во многих были все более строгие правила. В XIX веке произошла обратная тенденция. Разрозненные общины начали объединяться. Этому немало поспособствовал папа Лев Третий. Именно он объединил все группы в одну - орден Меньших братьев.

Вконтакте

Датой основания францисканского ордена принято считать момент устного утверждения устава Папой Иннокентием III в 1209 году.

В 1223 г. папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».

El Greco , Public Domain

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе.

Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII –XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII в. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.

В 1256 г. папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.


תמר הירדני , Copyright

В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов.

Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX в. орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах).

В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние - темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена

В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

  • Орден меньших братьев, O.F.M.
  • Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
  • Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)

В 2010 г. Орден меньших братьев насчитывал 14 516 монахов, Орден меньших братьев конвентуальных - 4 391, Орден меньших братьев капуцинов - 10 865. Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 30 тысяч человек.

В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов.

Орден капуцинов - основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г.

Франсиско де Сурбаран (1598–1664) , Public Domain

В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден - Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название - Леонианская уния.

Второй (женский) орден св. Франциска - называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии ) - учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска . Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

Фотогалерея


Полезная информация

Франциска́нцы
лат. Ordo Fratrum Minorum «минориты», «меньшие братья»
англ. Franciscan, Order of Friars Minor
араб. פרנציסקנים
ивр. الرهبنة الفرنسيسكانية

Известные францисканцы

  • Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) - основатель ордена
  • Св. Антоний Падуанский (1195-1231)
  • Роджер Бэкон (ок.1214 - после 1294) - английский философ и естествоиспытатель
  • Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220-1272)
  • Св. Бонавентура (1221-1274) - генерал ордена, богослов
  • Гийом де Рубрук (1220-1293) - миссионер, путешественник
  • Якопоне да Тоди (1230-1306) - итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
  • Раймунд Луллий (1235-1315) - каталанский писатель
  • Александр из Гэльса - парижский профессор
  • Джованни Монтекорвино (1246-1328) - первый архиепископ пекинский
  • Блаженный Дунс Скот (1265-1308) - философ-схоластик
  • Вильгельм Оккам (1280-1347) - философ-схоластик
  • Одорико Порденоне (1286-1331) - путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
  • Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт
  • Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха
  • Св. Бернардин Сиенский (1380-1444) - миссионер, проповедник
  • Варфоломей Пизанский - (XV в) - автор Liber conformitatum sancti Francisci cum Christo, изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул
  • папа Сикст IV (1471-1484) - теолог
  • Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
  • Бартоломей Камби - известный проповедник
  • Бернардино де Саагун - автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
  • папа римский Сикст V
  • папа римский Климент XIV
  • Иоанн Капистриан (1386-1456) - святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
  • Педро де Сьеса де Леон (1520-1554) - священник, описавший завоевание Южной Америки и привезший в Европу картофель.
  • Бернардино де Карденас (1562-1668) - епископ и губернатор Парагвая, исследователь истории и обычаев индейцев Центральных Анд.
  • Блаженный Сеферино (1861-1936) - официальный покровитель цыган
  • Максимилиан Мария Кольбе (1894-1941), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году, добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.
  • Антонио Сьюдад-Реаль (1551-1617) - испанский миссионер и лингвист, составитель шеститомного словаря языка майя.
  • Св. Падре Пио (1887-1968) - монах-капуцин, стигматик
  • Богуслав Матей Черногорский (1684-1742) - чешский композитор и органист.
  • Лист, Ференц (1811)-(1886) - венгерский композитор, пианист и музыкальный критик

Францисканцы в литературе

  • брат Вильгельм Баскервильский - главный герой романа «Имя розы» Умберто Эко
  • брат Тук - друг и сподвижник Робина Гуда
  • отец Луис Веласко - один из двух главных героев романа «Самурай» Сюсаку Эндо
  • брат Лоренцо - монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», а также новелл Банделло и да Порто

Францисканцы в музыкальном искусстве

  • Антонио Вивальди, венецианский аббат-минорит, композитор, педагог, скрипач

Францисканцы в изобразительном искусстве

  • цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300-1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
  • изображения св. Франциска работы Эль Греко - не портретные, а скорее собирательные образы