Бежин луг в кратком содержании по главам. «Бежин луг


Бежин луг - произведение И. С. Тургенева, написанное в 1851 году и входящее в его «Записки охотника» - сборник реалистических рассказов.

Рассказчик – охотник, знакомый по другим произведениям цикла. Он заблудился в лесу и бродил по нему в поисках дороги домой до самой ночи.

Вместо нужного пути он набрёл на костёр, вокруг которого сидели крестьянские дети. Охотник просится переночевать рядом с ними.

Рассматривает ребят, видя в каждом из них самостоятельную личность. Детей всего пятеро:

  • Федя – самый старший, видимо, из богатой семьи;
  • Павлуша – мальчик с умным взглядом;
  • Ильюша – видимо, не очень сообразительный, но добрый и услужливый;
  • Костя – задумчивый мальчик лет десяти;
  • Ваня – самый младший, лет семи.

Рассказчик притворился, что уснул, и тогда мальчики продолжили начатый разговор. А рассказывали они всякие страшные истории. Один из них поведал, как однажды он в некой компании заночевал на фабрике, и прямо среди ночи они услышали домового. Он их сильно напугал.

Второй мальчик рассказал, как однажды плотник Гаврила пошёл в лес, заблудился и вдруг услышал где-то рядом женский голос. Обернувшись, он увидел русалку. Гаврила испугался и перекрестился, а русалка вдруг заплакала. Сказала она ему, что не следовало ему креститься, а лучше бы жил он с ней в большой любви; но раз уж он совершил крестное знамение, то ей теперь будет жить тяжко, поэтому пусть и он, Гаврила, всю жизнь мучается. Так прокляла русалка плотника.

Когда этот мальчик закончил, вдалеке вдруг раздался страшный шум, а вслед за ним ещё более страшный хохот. Ребята задрожали, но не придали этому событию особого значения и продолжали рассказывать страшные истории. Илья рассказал про случай на разбитой плотине, которая считается «нечистым» местом, поскольку там недавно похоронили утопленника.

Как-то раз псаря Ермила послали на почту, и возвращался он поздно ночью через эту плотину. Он заметил маленького барашка. Стало ему его жаль, и он решил забрать его себе. Барашек охотно устроился у него на руках, но при этом пристально смотрел ему в глаза. Ермил сказал ему: «Бяша, бяша!», а барашек вдруг показал белые зубы и тоже произнёс: «Бяша, бяша!».

Вдруг все собравшиеся услышали лай собак. Павлик кидается в ту сторону. А когда возвращается, сообщает, что собаки почуяли волка. Рассказчик, который всё это время подслушивал, изумляется храбрости этого маленького мальчика. А они в это время продолжают «травить» страшилки.

Некоторое время они спорили, чем водяной отличается от лешего. Костя рассказал, как одного мальчика, Васю, утащил водяной. Вскоре ребята утомились и уснули. Утром Павел – тот самый храбрый мальчик – пошёл за водой, а когда пришёл, сказал, что слышал голос Васи. Далее рассказчик поведал, что этого Павлуши вскоре не стало – он упал с лошади и разбился. Голос, видимо, был недобрым предзнаменованием.

Фильм 1935 года

В 1935 году Эйзенштейн снял фильм «Бежин луг». Его сюжет связан с тургеневским рассказом только в одном – история происходит возле того самого Бежина луга. Фильм был посвящён современным для Эйзенштейна событиям – коллективизации сельского хозяйства. Критика его не приняла и забраковала материал; лишь много позже удалось восстановить ленту по черновым экземплярам.

БЕЖИН ЛУГ

(из сборника рассказов «Записки охотника»)

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда по­года установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплы­вает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тон­кий край растянутого облачка засверкает змейка­ми; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и на­стрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако за­блудился и вышел к месту, известному под наз­ванием «Бежин луг». Там горел костер, возле ко­торого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утрен­ней заре табун - большой праздник для кресть­янских мальчиков». Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрас­ная ночь. И костер был очень красив. «Картина бы­ла чудесная: около огней дрожало и как будто за­мирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасы­вало за черту того круга быстрые отблески; тон­кий язык света лизнет голые сучья лозника и ра­зом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огонь­ков: мрак боролся со светом».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает их. Все они совер­шенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Маль­чишки варят картошку в котелке. Идет нетороп­ливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, - отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выра­жению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!..»

Ильюша рассказывает о том, что домовой каш­ляет, скорее всего «от сырости».

Разговор о нечистой силе очень увлекает маль­чишек. Затем Костя рассказывает о Гавриле, сло­бодском плотнике. Его знают все мальчики.

Гаврила отличается редкостной угрюмостью. Он всегда молчит. Его состояние объясняется ветре- чей с нечистой силой. «Вот пошел он в лес по оре­хи, да и заблудился; зашел - бог знает куды за­шел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и при­сел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять за­дремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пе­скарь, - а то вот еще карась бывает такой белесо­ватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала по­шел. Hо потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а пла­кала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на ве­сели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: уби­вайся же и ты до конца дней». Костя продолжил: «Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, вый­ти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы расска­зом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что при­ключилось на Варнавицах. Там похоронен утоп­ленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Мест­ный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тот задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пру­да, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил ре­шил его взять.

Однако лошадь вела себя очень странно: тара­щилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-таки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил на барашка и замечает, что бара­шек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить бараш­ка и говорить: «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, со­баки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно при этом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предпо­ложил, что они почуяли волка. Мальчики продол­жают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в окру­ге и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Ива­ныч, изволишь искать на земле?»

И покойный барин ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, потому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суж­дено умереть в этом году. В прошлом году баба Ульяна ходила на паперть. Она сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не под­нимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна уви­дела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна еще не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно будет, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предполо­жили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша от­ветил, что это удивительный человек, который при­дет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась силь­ная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка. «А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над ре­кой кричит цапля, дети обращают на ее крик вни­мание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника во­ры, и душа его жалуется.

Поэтому, если проходить мимо, можно услы­шать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягуш­ках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел со­брался за водой. Ильюша предостерегает его, го­ворит, что может утащить водяной.

Именно это и случилось с Акулиной после че­го она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погиб­нет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Ва­син голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его во­дяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не мину­ешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Насту­пает чудесное утро, которое описано очень по­дробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не уто­нул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью говорит, что Павел был замечательным парнем.

4.8 (95%) 12 votes

Здесь искали:

  • бежин луг краткое содержание
  • краткое содержание бежин луг
  • краткое содержание бежин луг тургенев

Название произведения: Бежин луг
Иван Сергеевич Тургенев
Год написания: 1850
Жанр произведения: рассказ из цикла «Записки охотника»
Первая публикация: 1851
Главные герои: Автор-рассказчик и мальчишки-пастушки: Федя около 14, Павлуша и Илюша лет по 12, Костя где-то 10 лет, а самому младшему, Ванюше - лет 7.

Автор истории заблудился в лесу, к сумеркам он вышел к костру, разбитому группой деревенских мальчишек, что случилось с ним дальше поможет узнать краткое содержание рассказа «Бежин луг» для читательского дневника.

Сюжет

Новые знакомые разрешили рассказчику заночевать возле их костра. Мальчишки возобновили свой разговор лишь когда решили, что их взрослый гость заснул. Друзей было пятеро, их звали: Павлик, Федя, Ваня, Илюша и Костя. Ребята пугали друг друга байками про всякую нечисть: история о домовом, рассказ о встрече плотника Гаврилы с лесной русалкой, история о говорящем барашке с могилки утопленника,рассказ о покойнике-барине, гуляющем в поиске разрыв-травы, история бабы Ульяны, решившей ночью погадать на покойников и увидевшей в «списке претендентов» саму себя.

Жути нагнали мальчишки, говоря ночью о нечистой силе. Самый смелый из них Павлуша отходил от костра поглядеть, что с лошадьми один, а после и на реку за водой сходил. Оставшиеся вспомнили знакомого мальчонку-утопленника. Павлуша вернулся и сказал, что ему померещилось как тот самый мальчик его из воды к себе позвал. Не к добру такие знамения.

После этого рассказчик забылся сном. Утром поблагодарил за приют и ушёл. Спустя некоторое время до него дошла печальная весть - Павлуша погиб, расшибся, упав с лошади.

Вывод (моё мнение)

Автор представленного произведения говорит о красоте привычного окружающего мира, подчёркивает, что нужно ценить её. Делает акцент на незримой связи между природой и человеком. Только на фоне природы так легко могут найти общий язык люди разного возраста, развития и социального статуса.

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 мин
Оригинал - 30 мин

В двух словах: Заблудившийся охотник набредает на группу ребятишек-пастухов. Он проводит ночь у их костра, слушая страшные истории о домовых, русалках, леших и водяных.

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками. «На дне её торчало стоймя несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания». В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Сейчас смотрят:

Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе "Евгений Онегин" тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, "необходимые глупцы" великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянств

Английский писатель Артур Конан Дойль появился на свет 22 мая 1859 года в Эдинбурге в семье архитектора-художника. Когда ему исполнилось девять лет, поступил в иезуитский колледж, в чем ему помогли состоятельные родственники. Получив диплом, в 1876 году, вернулся домой и решил найти себя в медицине. Во время обучения в Эдинбургском университете знакомиться с некоторыми писателями и постепенно сам начинает увлекаться литературной деят

Роман "Евгений Онегин" был так назван в честь главного героя Евгения Онегина, но не менее важна роль Татьяны в романе. Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива… Поэт лишил её привлекательной внешности,

“Герой нашего времени” - произведение, созданное в последекабристскую эпоху. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В романе получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В нем, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе. В образе Печорина Лермонтов

Творчество Лермонтова привлекает меня многим. Во-первых, творчество Лермонтова - яркое, своеобразное и всегда актуальное. Он пишет понятно, без лишних "премудростей" и излишеств. Все просто. А простота - сестра таланта, как и краткость, безусловно. Во-вторых, творчество Лермонтова всегда отличается каким-то одиночеством и отчужденностью. В его произведениях всегда есть нотка грусти и печали. Лермонтов - великий творец, и все его

Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Глеб Успенский писа

Никогда Не была ты женою - Женихов отобрала. Война... Всю-то жизнь Оставалась одною, Женской радостью обделена... Ю. Друнина Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и неж

Роман «Обломов» (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И.А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В «Обломове» Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах русской души, смысле жизни. В центре романа находится образ Ильи Ильича Обломова, русского дворянина «лет 32 – 33-х от роду…с отсутствием

Дом моей бабушки Насти находится в слобожанском селе Петровка. Само строение мало чем отличается от других домов в этом селе. Дом невысок, на улицу выходят три окна, остальные - на подворье и в сад. К дому вплотную подступают вишневые, яблоневые, абрикосовые деревья. А ветки яблони лежат прямо на крыше. Почти до поздней осени часть крыши покрыта опавшими яблоневыми листьями, среди которых виднеются яблоки. Их, очевидно, клюют птицы, но

Школа 21 століття це перш за все сучасна школа. У ній будуть використовуватися останні розробки і наукові знання. Вже зараз багато шкіл наблизилися до звання школи 21 століття. У них на уроках використовуються сучасні способи подачі інформації. Наприклад, мультимедійні презентації, які дозволяють легше зрозуміти матеріал нових уроків. При цьому перевірка знань, хоча б частково, може бути перекладена на плечі комп’ютера. Проведення тесті

/ / / «Бежин луг»

Дата создания: 1851.

Жанр: рассказ.

Тема: крестьянские дети.

Идея: природная одаренность, поэтичность крестьянских детей и одновременно их суеверность, порожденная темнотой и бесправным положением народа.

Проблематика: Взаимодействие человека и природы.
Основные герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня.

Сюжет. В начале рассказа автор описывает дивное утро. Он идет домой после охоты. Дело уже к вечеру, подступила темнота, и рассказчик сбился с дороги и вышел не Бежин луг, который освещался костром. Вкруг костра расположились крестьянские ребятишки. Они были в ночном. Крестьянские ребята любят выгонять табун на вечерней зорьке и пригонять его поутру. Автор приветствует детей и присаживается к костру. Далее он описывает ночь, придающую всему таинственность.

Мальчиков у костра было пять. Их имена - Федя, Павел, Илья, Ваня и Костя. Федя был самым старшим, на вид - около четырнадцати. Автор останавливается на описании внешности каждого из мальчиков, деталей их одежды, отражающих особенности характеров.

Рассказчик сделал вид, что спит, и ребята вновь заговорили. Предметом беседы была нечисть и истории о ней. Илья утверждал, что лицезрел домового на бумажной фабрике. Предметом повествования Кости был плотник, отличавшийся угрюмостью. Причиной его унылого состояния была встреча с русалкой, которая позвала его, пока он спал под деревом. Увидев её, плотник поспешил перекреститься, после чего русалка сменила смех на плач и плотнику посулила теперь грустить до конца дней, раз он её перекрестил, а мог бы жить с ней в веселии. Вот и ходит плотник без улыбки. Мальчики отзываются на рассказ, рассуждают о наличии в этих местах русалок. Федя по старшинству более скептичен.

Илья рассказывает об утопленнике - псаре Ермиле, который выполнив поручение приказчика, завернул в кабак и вышел из него ночью. Дорога лежала мимо пруда, заметил Ермила на мелком месте барашка. Барашек оказался не совсем барашком. Лошади и собаки на него болезненно реагировали.

Во время рассказа собаки тоже обеспокоились, и ребятам стало не по себе. Оказалось, что это коней кто-то встревожил (волк или ночная птица). Дети успокаиваются и темой разговора становятся волки и оборотни, которых сменяют покойники. Так, упомянули покойного барина, искавшего в земле разрыв-траву. А родительская суббота примечательна, оказывается, тем, что дает возможность лицезреть на папетри тех, кому предстоит в этом году перейти в мир иной.

Далее воображение детей занимает солнечное затмение, недавно бывшее. Крестьяне, которым довелось его видеть, были очень напуганы, полагая наступление последних времён, сопровождаемое приходом Тришки. А Тришке должно смущать христиан, и отличен он будет неуязвимостью и неуловимостью. Многие в деревне, ожидая Тришку, выбежали кто на улицу, а кто в поле. Деревенский бочар пугал всех шутки ради пустым жбаном на голове.

Послышался крик выпи на реке. Павел предполагает, что это душа убитого в прошлом году лесника скорбит от обиды на грабителей, утопивших его. Ребята заспорили о нечисти, обитающей в болотах, леших, лягушках и прочих сомнительных сущностях. Понадобилась вода, кто-то должен её принести (пошёл Павел), и разговор перекинулся на водяных, затягивающих людей в воду. Вспомнилась ребятам Акулина-дурочка, рехнувшаяся якобы после пребывания с водяным на дне. Вспомнили и Васю, утонувшего мальчика. Говорили, что мать Васи всегда чувствовала, что сын погибнет от воды. Скоро принёс воду Павел. По его словам, слышен ему был голос Васи, он его звал.

Ночь полна звуков, голосов птиц. Дети прислушиваются к ним. Автор описывает усыпанное звёздами небо, лес в ночи и наступающее утро. Рассказчику пора, и он покидает мальчиков. Спустя некоторое время, ему становится известно, что в тот же год Павел погиб от падения с лошади.

Отзыв о произведении. Великолепен язык рассказа, зримую картину созаёт автор описанием русской природы, с трогательным вниманием и сочувствием относится он к крестьянским детям.