28 панфиловцев рассказ о подвиге. Настоящая история «28 панфиловцев»


21.11.2015 0 72366


Одним из самых известных подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, считается подвиг 28 панфиловцев - воинов гвардейской дивизии, которой командовал генерал-майор Иван Васильевич Панфилов.

С тех пор прошло почти три четверти века. И вот теперь некоторые историки начали публично утверждать, что никакого боя панфиловцев с немецкими танками 16 ноября 1941 года под Дубосеково не было, как и массового подвига гвардейцев. Все это якобы выдумано газетчиками из «Красной звезды». Где же правда?

Памятник 28 героям-панфиловцам на разъезде Дубосеково

Общепризнанная версия

События, как их изображают многочисленные книги и статьи о героях-панфиловцах, развивались так. 15 ноября 1941 года немецкие войска начали новое наступление на Москву. В некоторых местах фронт приблизился к столице на 25 километров. Наши войска оказывали фашистам ожесточенное сопротивление.

16 ноября в районе железнодорожного разъезда Дубосеково, неподалеку от Волоколамского шоссе, панфиловцы в четырехчасовом бою подбили 18 танков и остановили противника.

Все наши солдаты в том бою погибли, в том числе и политрук В.Г. Клочков, сказавший перед боем слова, ставшие знаменитыми: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» В июле 1942 года 28 панфиловцам посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза.

Как это было

Однако в действительности события у разъезда Дубосеково развивались несколько иначе. Уже после войны выяснилось, что несколько панфиловцев, которым было присвоено звание героя, живы, а несколько других, попавших в наградной список, в бою 16 ноября по разным причинам не участвовали.

В 1948 году Главная военная прокуратура СССР возбудила дело и провела специальное закрытое расследование. Его материалы были переданы в Политбюро ЦК. Там же решили вопрос о награждениях не пересматривать.

Попробуем на основе сохранившихся документов восстановить события тех драматических дней. 16 ноября 11-я танковая дивизия немцев атаковала позиции 1075-го стрелкового полка в районе Дубосеково. Основной удар пришелся по 2-му батальону, где было всего четыре противотанковых ружья, гранаты РПГ-40 и бутылки с зажигательной смесью.

Согласно показаниям бывшего командира полка И.В. Капрова, против 2-го батальона шло тогда 10-12 танков противника. 5-6 танков удалось уничтожить - и немцы отошли. В два часа дня противник начал сильный артиллерийский обстрел - и снова его танки пошли в атаку. На расположение полка наступало теперь свыше 50 танков. Главный удар был опять направлен на позиции 2-го батальона.

По архивным данным министерства обороны, 1075-й стрелковый полк 16 ноября уничтожил 15-16 танков и около 800 немецких солдат. Потери полка, согласно донесению командира, составили 400 человек убитыми, 100 человек ранеными, 600 человек были объявлены пропавшими без вести.

Большинство их - это тоже убитые или тяжелораненые, оказавшиеся под глубоким снегом. Больше всего досталось 4-й роте 2-го батальона. В ней к началу боя было от 120 до 140 человек, уцелело же не больше тридцати.

Немецкие танки опрокинули нашу оборону, заняли район Дубосекова, но они опоздали по крайней мере на четыре часа. Нашему командованию за это время удалось перегруппировать силы, подтянуть резервы и закрыть прорыв.

Дальше немцы на этом направлении к Москве уже не продвинулись. А 5-6 декабря началось общее контрнаступление советских войск - и к началу января 1942 года противник был отброшен от столицы на 100-250 километров.

Рождение легенды

Как же родилась легенда о 28 героях-панфиловцах? В этом тоже разбиралась военная прокуратура. Корреспондент «Красной звезды» Василий Коротеев, первый написавший о героях-панфиловцах, на следствии в 1948 году показал: «Примерно 23-24 ноября 1941 года я вместе с военным корреспондентом „Комсомольской правды" Чернышевым был в штабе 16-й армии...

При выходе из штаба армии мы встретили комиссара 8-й панфиловской дивизии Егорова, который рассказал о чрезвычайно тяжелой обстановке на фронте и сообщил, что наши люди геройски дерутся на всех участках. В частности Егоров привел пример геройского боя одной роты с немецкими танками.

На рубеж роты наступало 54 танка - и рота их задержала, часть уничтожила. Егоров сам не был участником боя, а рассказывал со слов комиссара полка... Егоров порекомендовал написать в газете о героическом бое роты с танками противника, предварительно познакомившись с полит-донесением, поступившим из полка.

В политдонесении говорилось о бое роты с танками противника и о том, что рота стояла насмерть и погибла. Но не отошла, и только два человека оказались предателями, подняли руки, чтобы сдаться немцам, но они были уничтожены нашими бойцами. В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий. Пробраться в полк было невозможно, и Егоров не советовал нам пытаться проникнуть в полк.

По приезде в Москву я доложил редактору газеты „Красная звезда" Ортенбергу обстановку. Рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30-40; я сказал также, что из этих двое оказались предателями».

Очерк Коротеева о героях-панфиловцах был опубликован в «Красной звезде» 27 ноября 1941 года. В нем говорилось, что участники боя «погибли все до одного, но врага не пропустили». 28 ноября в той же газете вышла передовица под заголовком «Завещание 28 павших героев».

Ее написал литературный секретарь газеты Александр Кривицкий. 22 января 1942 года тот же Кривицкий поместил в «Красной звезде» очерк под названием «О 28 павших героях». Как очевидец или как человек, слышавший рассказы бойцов, он пишет об их личных переживаниях, о геройском поведении гвардейцев и впервые называет 28 фамилий погибших.

В апреле 1942 года командование Западного фронта обратилось к наркому обороны с ходатайством о присвоении названным в публикации воинам звания Героев Советского Союза. В июле вышел соответствующий указ президиума Верховного Совета.

Но вернемся в 1948 год. В военной прокуратуре допросили и Кривицкого.

Он, в частности, показал:

«При разговоре в ПУРе (Главном политуправлении Красной армии. - Прим, авт.) интересовались, откуда я взял слова политрука Клочкова „Россия велика, а отступать некуда - позади Москва!" Я ответил, что это выдумал я сам... В части же ощущений и действий 28 героев - это мой литературный домысел.

Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14-15, который показал могилу, где похоронен Клочков».

Бывший командир 1075-го полка Илья Капров рассказал, что фамилии бойцов давал Кривицкому по памяти
капитан Гундилович. С немецкими танками 16 ноября дрался, конечно, весь полк, добавил он, и в особенности 4-я рота 2-го батальона, оказавшаяся на направлении главного удара противника.

Неполное знакомство с материалами прокурорского расследования 1948 года привело некоторых исследователей к неверным выводам, дезориентировало ряд журналистов.

В районе разъезда Дубосеково погибло больше сотни наших бойцов - русских, казахов, киргизов, узбеков. Все они достойны звания героев. В тяжелейших условиях, плохо вооруженные, гвардейцы задержали танковое наступление фашистов.

Враг так и не вышел к Волоколамскому шоссе. Подвиг был. Только вот крылья славы и исторического признания коснулись далеко не всех героев-панфиловцев. Такое часто бывает на войне.

Василий МИЦУРОВ, кандидат исторических наук

Итак, сенсация состоялась. Министр культуры Владимир Мединский представил новые документы из рассекреченных архивов госбезопасности. Из них следует, что знаменитый бой 28 героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г., во-первых, действительно был. А во-вторых, он в точности соответствует тому представлению, которое складывалось годами, известно всем и, в конце концов, стало практически тождественным самому понятию «подвиг». Во всяком случае, если речь идёт о Битве за Москву.

История эта, как и любая другая, имеет начало. Осенью 2016 г. Владимир Ростиславович, обсуждая фильм «28 панфиловцев», отметил: «Даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться... Было их 28, 30, 38, даже, может быть, 48 из этих 130? Мы не знаем. И никто не знает. И никто никогда не узнает. И это не имеет смысл узнавать».

Теперь, спустя два года, оказалось, что прикасаться к легенде, конечно, нельзя, но всё-таки можно. А в том, чтобы узнавать, смысл по-прежнему есть.

Выяснилось это по результатам работ Российского военно-исторического общества в архивах. «Осенью 2018 года рассекречено дело под грифом „Смерш“ 1942-1944 г., в котором обнаружены 3 новых свидетельства того, что бой 28 панфиловцев был, 2 новых описания боя, многочисленные подробности вокруг подвига», — заявляет Владимир Мединский.

Вообще, очень многое было за то, что подобные документы обязаны были появиться. По той простой причине, что уже довольно давно в статусе рассекреченной и доступной всем и каждому находится справка-доклад Военной прокуратуры от 1948 года, в финале которой значится: «Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 панфиловцев, освещённый в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева , редактора „Красной Звезды“ Ортенберга и в особенности — литературного секретаря газеты Кривицкого ».

Существование этой справки вносило явный диссонанс в освещение истории Битвы за Москву и давало некоторым публицистам повод раз за разом ставить под сомнение даже сам факт обороны разъезда Дубосеково. Тем не менее оспорить изложенные в ней факты было довольно трудно.

Нет, попытки, в том числе и со стороны РВИО, предпринимались. В частности, сам Владимир Мединский, будучи доктором исторических наук, совершенно справедливо апеллировал к научному понятию «критика исторических источников» и неоднократно отмечал: «Это расследование проводилось поздно, через семь лет после событий, было политически ангажированным, так как готовилась новая волна репрессий против генералитета, собирался компромат на Жукова, командовавшего войсками под Москвой...»

Другими критиками отмечалось, что показания командира 1075 полка Ильи Капрова , который яснее прочих заявлял, что никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками 16 ноября не было, мягко говоря, спорны. Дескать, полковник, в подчинении которого находилась 4 рота героев-панфиловцев, свидетелем боя не был, находился далеко, и его командный пункт попал в окружение. Да и вообще по результатам тех событий он был отстранён от командования.

Задавались также и другие вопросы: почему в качестве свидетелей Военная прокуратура не допросила оставшихся в живых непосредственных участников боя у разъезда Дубосеково, — Васильева и Шемякина — которым государственные награды были вручены ещё в 1942 году?

Словом, критика источника от Военной прокуратуры была, и была существенной. Но производила впечатление только на специалистов или людей, очень сильно интересующихся темой. Ясно было одно: жизненно необходимо найти другой документ. Тот, который можно было бы противопоставить «политически ангажированной» справке-докладу. Желательно — исходящий от структуры, как минимум не уступающей по авторитету Военной прокуратуре.

С оценкой Владимира Мединского следует согласиться на все сто процентов. Это действительно большая удача. Новый документ, дело от военной контрразведки «Смерш», соответствует всем требованиям и реально может служить противовесом справке от Военной прокуратуры. К тому же контрразведчиками были опрошены люди, не уступающие по авторитету командиру полка. В частности, новым свидетельством являются показания второго после командира лица — военного комиссара того самого 1075 полка Ахмеджана Мухамедьярова : «Против второго взвода двумя эшелонами шло до 50 танков противника. Неравный бой длился 4-5 часов, герои, подпустив танки на близкое расстояние, ручными гранатами и бутылками с горючим подбили и уничтожили 18 танков противника. После того как все бойцы этого взвода во главе с политруком этого взвода т. Клочковым были убиты и задавлены танками, противнику удалось прорвать линию обороны полка и продвигаться вперёд».

Ещё одной несомненной удачей можно считать, что в «деле с грифом „Смерш“» оказалось свидетельство как раз того самого рядового, Иллариона Васильева, которого Военная прокуратура обошла вниманием: «Под утро 16 ноября 1941 г. немцы повели наступление на нашу оборону... Политрук т. Клочков приказал выйти из окопов в проходимые щели и сказал нам, что мы остались одни на рубеже, отходить не будем, а будем драться до последнего... Мы подпускали танки, примерно с 7 метров подползали к ним и под гусеницы подкладывали связки гранат, а в щели экипажей танков бросали бутылки с горючей жидкостью. Мы уничтожили большую группу танков. Помню, что в моём конце на левом фланге, где находился я, было подбито пять танков».

Короче говоря, весь корпус найденных документов и каждый из них в отдельности — это очень большая удача, выпадающая на долю исследователей не то чтобы часто. Владимир Мединский призывает даже «поставить точку поверх точки», то есть раз и навсегда прекратить прения о том, каким именно был подвиг 28 панфиловцев.

Другое дело, что критику исторических источников пока ещё никто не отменял. Скажем, могут появиться люди, трактующие новый поворот как столкновение двух контор: Военная прокуратура vs «Смерш», судейские против контрразведчиков. Не исключены и публицистические перегибы. Так, кое-кто уже ставит под сомнение только что найденные и обнародованные показания военного комиссара Ахмеджана Мухамедьярова: дескать, он ведь тоже, как и командир полка, был отстранён от должности. И за то же самое.

Точка поверх точки может превратиться в многоточие. И стать стимулом для дальнейшего изучения истории самого яркого и самого героического эпизода Битвы за Москву.

Накануне 77-й годовщины контрнаступления Красной армии под Москвой стало известно о доказательствах подвига 28 панфиловцев. Сенсационную расшифровку секретных документов представил министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский

Два года представители Российского военно-исторического общества изучали архивы. Рассекреченное дело под грифом «Смерш» 1942-1944 гг. призвано положить конец бесконечным попыткам идеологической реконструкции подвига наших солдат у разъезда Дубосеково в 1941 году. Среди доказательств подвига - два описания боя, три новых свидетельства того, что панфиловцы действительно стояли насмерть, подробности того, как погибали герои, а также подтверждение сказанной политруком Клочковым фразы:

Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!

Доказательства есть, но откуда же тогда взялись многолетние сомнения? Подвиг 28 панфиловцев на протяжении десятилетий был окутан множеством версий, догадок и предположений.

Фото: Diego Fiore / Shutterstock.com

Началось все со статей журналиста Коротеева и литературного секретаря Кривицкого, рассказавших о неравном бое панфиловцев на страницах «Красной звезды». («Завещание 28 павших героев» от 28 ноября 1941 г., «О 28 павших героях» от 22 января 1942-го). В первой статье были описаны некоторые детали боя, во время которого было уничтожено 18 танков противника.

Свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии им. Панфилова... Смалодушничал только один из двадцати девяти... только один поднял руки вверх... несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя... сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага...

Во второй, январской статье Кривицкий уже опубликовал имена и фамилии погибших в неравном бою панфиловцев.

Бой длился более четырех часов. Уже четырнадцать танков недвижно застыли на поле боя. Уже убит сержант Добробабин, убит боец Шемякин... мертвы Конкин, Шадрин, Тимофеев и Трофимов... Воспаленными глазами Клочков посмотрел на товарищей - «Тридцать танков, друзья, - сказал он бойцам, - придется всем нам умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»... Прямо под дуло вражеского пулемета идет, скрестив на груди руки, Кужебергенов и падает замертво...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года, по ходатайству командования Западного фронта, всем 28 гвардейцам, которые были перечислены в статье Кривицкого, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Фото: www.globallookpress.com

Историк РГГУ Александр Крушельницкий не склонен верить в то, что танков было именно 50, как было написано в статье, но при этом он не ставит под сомнение подвиг панфиловцев и других защитников Москвы.

Танки никогда не ездили в бой просто так, сами по себе. За ними шли пехотинцы, которые и осуществляли прорыв. Впоследствии у немцев их называли просто «панцир-гренадеры». И плотность оружейно-пулеметного огня, который создавали эти пехотинцы, была такая, что ни один из 28, если бы их было только 28 и если бы они были вооружены только исключительно стрелковым оружием и бутылками с зажигательной смесью, ни один из них просто не выжил бы. Потому что 50 танков - это даже не 50 автомобилей на дороге. Любой человек, кто служил в армии, кто проходил так называемую обкатку танком, тот знает, что такое танковая атака. И он знает, насколько высока степень мужества, которая требуется для того, чтобы просто остаться на месте, не побежать. Честь и слава тем нашим ребятам, Царство им небесное, которые тогда полегли под Москвой, которые не побежали и действительно останавливали танки. Там полегло гораздо больше наших солдат. И вся беда заключается в том, что те, кто там погиб, они до сих пор безымянные. А это огромное количество людей.

Многие историки, как ни странно, настороженно восприняли информацию о раскрытии новых документов о подвиге 28 панфиловцев. Некоторые убеждены, что подвиг у разъезда Дубосеково - это лишь авторская фантазия Кривицкого. Но в этом случае наблюдается чисто научный подход. Чего не скажешь о тех, кто напрямую заинтересован в дегероизации нашей истории. Многие из них специально в свое время заостряли внимание на том, что статьи о панфиловцах и о Зое Космодемьянской появились в газетах чуть ли не одновременно. Конспирологических попыток и желаний лишний раз упрекнуть в намеренной героизации в целях пропаганды людей, сражавшихся на полях Великой Отечественной, было множество. В случае с панфиловцами поводом сомневаться стала справка - доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года, которую в наше время представил Государственный архив Российской Федерации и с которой все и началось:

Материалами произведенной проверки, а также личными объяснениями Коротеева, Кривицкого и редактора «Красной звезды» Ортенберга установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, Ортенберга и в особенности Кривицкого.

Фото: www.globallookpress.com

В самой записке рассказывалось, как в ноябре 1947 года военной прокуратурой Харьковского гарнизона за измену Родине был арестован Добробабин Иван Евстафьевич, который, будучи на фронте, добровольно сдался немцам в плен, а в 1942 году стал служить у них начальником полиции в селе Перекоп Харьковской области. При аресте у него нашли книгу о «28 героях-панфиловцах», а сам он значился одним из участников героического боя у Дубосеково, за что и получил звание Героя.

Читайте также:

Честь солдата: архивные данные раскрыли правду о 28 панфиловцах и неизвестных защитниках Москвы В День Неизвестного Солдата Минобороны РФ рассекретило документы, рассказывающие о подвигах защитников Москвы,...

В ходе допроса Добробабина выяснилось, что в живых числятся и другие участники боя, никаких подвигов не было, а все, что было написано о панфиловцах, не иначе как выдумки. На основании этого вброса и было решено провести более детальное расследование. Подробному анализу подверглись статьи «Красной звезды».

Также было учтено еще одно обстоятельство. В мае 1942-го за добровольную сдачу в немецкий плен был арестован красноармеец Кужебергенов Даниил Александрович, выдавший себя за выжившего героя-панфиловца. В дальнейшем он признался, что в бою под Дубосеково не участвовал, а показания давал по газетным статьям, воспользовавшись тем, что в очерке была указана его фамилия.

По ходатайству командира 1075-го полка - полковника Капрова вместо Кужебергенова Даниила был включен в Указ о награждении якобы погибший в бою с немецкими танками под Дубосеково Кужебергенов Аскар. Однако в списках 4-й роты Кужербегенов Аскар не значится и, таким образом, не мог быть среди «28 панфиловцев».

Вот на этой справке и рассыпалась в 1948 году героическая история о «28 панфиловцах». Сам Кривицкий впоследствии признавался, что на него тогда оказали давление. Есть в открытом доступе и показания местных жителей, из которых следует, что бой все же был. Вот как описала тот день председатель Нелидовского совета Смирнова:

Бой панфиловской дивизии у нашего села Нелидово и разъезда Дубосеково был 16 ноября 1941 года. Во время этого боя все наши жители, и я тоже в том числе, прятались в убежищах... В район нашего села и разъезда Дубосеково немцы зашли 16 ноября 1941 года и отбиты были частями Советской Армии 20 декабря 1941 года. В это время были большие снежные заносы, которые продолжались до февраля 1942-го, в силу чего трупы убитых на поле боя мы не собирали и похорон не производили. ...В первых числах февраля 1942-го на поле боя мы нашли только три трупа, которые и похоронили в братской могиле на окраине села.

Фото: www.globallookpress.com

Примерно то же самое можно прочитать и в рассказах других жителей. Также они вспоминали, как несли к братской могиле в том числе и труп политрука Клочкова. По словам доктора исторических наук академика РАН Владимира Лаврова, делать стопроцентные выводы о том, что на самом деле было у разъезда Дубосеково, пока рано, так как любые исторические документы требуют детального и тщательного изучения.

«Сейчас министр культуры (Владимир Мединский - прим. Царьграда ) выступил с тем, что найдены документы, подтверждающие, что их было 28, что вот такой был бой. Но сами документы пока я не видел. Их нужно посмотреть и только потом о них отзываться. Историческая наука такая, что найдут всего один документ, и окажется, что было не совсем так, как считали раньше. Но если взять позицию Мироненко, научного руководителя Государственного архива Российской Федерации, то он основывался на документах 1948 года как профессиональный историк. Министр говорил, что для нас миф важнее, чем историческая правда. Но если помощники Мединского нашли документы, подтверждающие его, Мединского, позицию, и подтверждающую то, что было опубликовано еще во время войны, ну, замечательно. Даже если исходить из документов 1948 года, то подвиг был, безусловно. И не 28, а гораздо большего числа людей».

Министр культуры Владимир Мединский сегодня ссылается на более ранние документы 1942-43 годов, которые свидетельствуют о том, что подвиг 28 панфиловцев был. Что же касается того, кому могла понадобиться фальсификация, то есть версия, что это было необходимо на фоне волны репрессий армейского генералитета и нужно было найти хоть какие-то поводы для привлечения армейских чинов к ответственности. Историки и публицисты сейчас активно обсуждают последнюю информацию о подвиге 28 панфиловцев.

В. Мединский. Фото: www.globallookpress.com

Что касается конкретно этого боя, то моя позиция остается прежней, что в том виде, в той форме, в которой бой этот был описан и затем растиражирован в советских пропагандистских материалах, этого боя не было, - считает главный редактор журнала «Скепсис» кандидат философских наук Сергей Соловьев. - Это подвиг дивизии Панфилова не обесценивает, но конкретно этого эпизода со словами политрука Клочкова: отступать некуда, позади Москва, и 18 подбитых танков 28 солдатами - не было. С моей точки зрения, имелся безусловно подвиг, который совершали бойцы и командиры дивизии Панфилова во время обороны Москвы, которые в тяжелейших условиях сумели остановить немецкое наступление ценой собственной жизни. Не исключая самого Панфилова.

Не ставит под сомнение подвиг Панфилова и его бойцов и историк РГГУ Александр Крушельницкий.

Подвиг Панфилова никто оспаривать никогда не осмеливался. Панфилов пал смертью храбрых, защищая Родину. И огромное количество подчиненных ему солдат, командиров, политработников разделили его участь. Я хотел бы посмотреть на того мерзавца, который поставил бы под сомнение сам героизм погибших. Все погибшие на Великой Отечественной войне - все безусловные герои. И разговора нет.

И. Панфилов. Фото: www.globallookpress.com

И действительно, для простого обывателя вся эта шумиха, возникшая вокруг подвига панфиловцев, возможно, и лишняя. Стоит это рассматривать как повод вспомнить еще раз о героизме наших солдат, павших смертью храбрых на полях Великой Отечественной.

А в документах пусть разбираются специалисты. Самое главное, что мы и без того верим в подвиг людей, который они совершили, защищая не только столицу, а всю Россию-матушку и всю Европу от гитлеровской нечисти. И чем больше детей будут знать и помнить слова, пусть даже и вымышленные, политрука Клочкова о том, что «отступать некуда», тем сохраннее будет подвиг всего нашего народа.

Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелёк, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по всему интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

А дело всё в том, что Государственный архив России опубликовал справку-доклад о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генералом-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, ещё предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

Оказывается, началось всё с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосеково, за что был награждён звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

Далее выяснилось, что кроме Добробабина в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались ещё несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы-участники боя погибли и что из пятидесяти четырёх немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, то есть 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица литературного секретаря газеты Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен, и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвящённые 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

А что же происходило на самом деле близ Дубосеково? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот, что было установлено. 4 рота 1075 стрелкового полка занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино. В результате боёв с наступающим противником полк понёс большие потери и отошёл на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьёй О. Огнева ("Казахстанская Правда" от 2.4.42.), а затем статьями Кривицкого и других».

Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В полидонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника» , о том, что рота стояла насмерть, и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

Что же касается самих военных и командования 1075 стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел». И далее: «...В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах...»

Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или... так себе? Пожалуй, что всё-таки подвиг. Так в чём же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью - это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Всё остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом? То есть подвиг засчитывается только при числе героев равном двадцати восьми?

Нет. Просто это не подвиг панфиловцев - вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев - «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее - ВГТРК. Другими словами, в год семидесятилетия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если ещё более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф - это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа, философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

Подвиг панфиловцев - это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он - выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова-Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвёртая или пятая рота и где сколько было человек - двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибло не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счётом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Серёжка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать обманутыми тоталитарным режимом?

Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на двадцати восьми бойцах. Ну и что?

В том, что подвиг был, нет никаких сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов» значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том, и в другом единовременно.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

22. Лебядкин : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-25 в 10:56

Иогу лично засвидетельствовать то, что случацно стало известно мне. Панфиловская дивизия - была, и часть её приняла бой, ибо приказ об отступлении на заранее подготовленные позиции дивизия то ли не получила своевременно, то ли не "захотела отступать". Это мне извастно ещё с 80-х годов прошого века от тогда ещё живого участника обороны Москвы.
То есть - повторю - дивизия такая была, и её часть сражалась под Дубосеково. Это - истина. Остальное - в деталях - мне неведомо.

21. Владимир Петрович : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-24 в 14:37

В чем истинная цель тех, кто под видом установления истины развенчивает былины о подвигах наших солдат. Я не случайно обозначил их как былины, потому что в каждом таком событии совершенно логично могут присутствовать неточности и это совершенно не подрывает доверие к первичной информации. Военный репортер был впечатлен событиями благодаря которым горстка людей остановила мощный моторизованный кулак направленный на Москву. Многое ли он мог выяснить тогда, в условиях продолжающегося боевого взаимодействия? О какой точности может идти речь? Зачем ловить кого-то на слове? Все мы знаем подвиг был, пусть не двадцать восемь (пусть больше или меньше) пусть умело или не очень, но эти люди остановили фашистскую машину под Москвой. Честь им и хвала. А копаться в телах и судьбах людей что бы уличить неточности- грязное и недостойное дело. Так вот все же о том, кому и для чего это надо. Это надо обслуживающим иностранные интересы либералам, нужно им это для того чтобы понизить возможную самооценку Россиян. Заставить их усомниться и разувериться в величии побед и свершений которые совершили наши деды. Делается это последовательно и неуклонно. Делается с высоких ученых трибун. И вот уже только кислой ухмылки удостаиваются те кто вспоминает ледовое побоище, Святой князь позиционируется как бандит и рэкетир. Это реально происходит в нашей науки, потому, что мы не смотрим- кому мы доверяем. Кому мы доверяем нашу память и нашу историю, нельзя быть в этом вопросе простодушным.

20. Олег Московский : Русскому сталинисту, на 17
2015-07-24 в 09:05

//А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).//

Совершенно согласен. Например кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" вошла в современный репертуар самых известных мировых симфонических оркестров! Причем в исполнении итальянского симфонического оркестра сопровождается кадрами из этого великого фильма с субтитрами. А сколько таких шедевров нам подарила сталинская эпоха в искусстве? И не сосчитать. А что сейчас? Полная творческая импотенция современных "деятелей культуры". Причем именно Сталин повернул искусство лицом к народу, сделал его патриотическим по содержанию, безжалостно избавился от либерально-иудейского духа и антирусской направленности, характерной для ленинского этапа. И что мы видим на экранах сейчас? Тот же самый либерально-иудейский дух и русофобию. Какова эпоха, таково и искусство.

19. Алёша :
2015-07-24 в 04:22

Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет - это сильно!


"28 панфиловцев" - станет вторым. И пока на этом видимо всё. Фильм о Евпатии Коловрате - очер. комикс а-ля Голливуд. С Пересветом видимо всё заглохло ибо ни слуху, ни духу.

18. Коротков А. В. : Ответ на 17., Русский Сталинист:
2015-07-23 в 23:02

сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).


Кстати, прошла новость, что его отреставрировали (наконец-то!), и покажут на Венецианском фестивале.

Надеюсь, выпустят полученный результат и на носителях. И хорошо бы не испорченный (с оригинальными титрами и фонограммой) вариант.

17. Русский Сталинист : Ответ на 16., Туляк:
2015-07-23 в 20:50

Абсолютно верно.
С начала 30-х годов Советская Власть (т.е. лично Сталин) взяла твёрдый курс на возрождение Русской Истории, о чём Вы справедливо написали, приведя массу конкретных примеров из всех сфер искусства и культуры. Отрицать такие факты невозможно, только лишь забалтывать.
Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет- это сильно!
А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).

16. Туляк : Ответ на 11., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 19:49

Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней.

Тут я с Вами решительно не соглашусь! И в школе учили этому и фильмы есть и про А.Невского и про Суворова и про Ушакова и про Нахимова и про Минина и Пожарского и про Петра Первого и про Ивана Грозного и про Михайло Ломоносова и про Ярослава Мудрого и про Вс Руднева и крейсер "Варяг" и про Емельяна Пугачёва и про Андреева, создателя Русского Ансамбля Русской Балалайки и про Пятницкого с его знаменитым на весь мир Русским Народным Хором и многих прочих и прочих других исторических личностях ДО советской эпохи! А уж про ВОВ фильмов просто не счесть! А сколько фильмов, стихов, песен было сложено про простого Человека Труда! Вы не найдёте НИ ОДНОЙ профессии, про которую не было бы снято, хотя бы одного фильма, не сложено стихов, песен, не написано кртин и т.д. и т.п...... И тысячи книг писались про всё это! Если привести ВЕСЬ СПИСОК того, что было показано на кино и телеэкранах, написано в книгах, сложено в стихах и песнях, изображено в живописи, и даже отснято в мультиках для детей, то этот СПИСОК, не просто с лихвой перекроет ВСЁ что в этом плане сделано при нынешней власти, но и получиться (если это мереть в процентном выражении) что за 25 лет "демократии" в России ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО!!! А если ещё взять и посмотреть на то, что сделано, то окажется, что больше половины, это ВРАНЬЁ и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ!!! Эти два документальных фильма, по нашим временам - РЕДКОСТЬ! В основном, это бред о "Сталинграде" Бондарчука, ложь о "Цитаделе" МиГалкова, "Сволочи", 4 дня в мае", "Штрафбат" и прочая мерзость, на которой НЕ ДАЙ БОГ учить истории России наших детей!

15. Сергей Владимирович : Ответ на 13., Алёша:
2015-07-23 в 18:45

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846


Спасибо и Вам, Алексей!

14. Сергей Владимирович : 28 панфиловцев
2015-07-23 в 18:33

Читал книгу, я об этом уже писал, назыаалась она "Красный дым". Сборник повестей о пограничниках. ... Отступающй полк и 28 пограничников, присоединившихся к полку, которых оставили прикрыть отход полка...Покинуть позицию они могли после того, когда увидели бы "ракету красного дыма". Скорее всего, они понимали, что ракеты не будет - полку надо оторваться. За день боя, имея стрелковое вооружение и гранаты, они перемолотили батальон пехоты, несколько танков и БТР. Об этом, в послесловии, как о доказанном факте, сообщал архив ВС СССР.

13. Алёша : Ответ на 7., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 18:24

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"


Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846

12. Сергей Абачиев : Великолепно, Светлана!
2015-07-23 в 18:22

Беда только в несоизмеримости количества зрителей ВГТРК и количества посетителей портала . Ну да ничего! Господь правду видит и "малое стадо" у Него на виду и даже на особом почёте!

11. Сергей Владимирович : Ответ на 8., Туляк:
2015-07-23 в 17:56

"И один в поле воин, коль по-русски скроен." Про подвиг Н.Сиротина есть отличный документальный фильм:http://goo.gl/c54BBT Вот ещё один Подвиг Русских Солдат в начале войны, не менее показательный:http://goo.gl/SjQz19


Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней. "Молодечная битва", в которой полегли, защищая Русь, опричники... После этого их, вроде, уже и не было - все полегли. Суворов, не проигравший ни одного из сражений; Ушаков, не потерявший ни одного корабля, да и погибших моряков не так уж много было. Надо бы начинать обучение школьников вот с таких примеров.

9. Леонид Болотин : Бои за оборону Москвы - как будто это было вчера
2015-07-23 в 17:13

Мой Отец в 1964 году работал собственным корреспондентом «Известий» по Узбекистану, и при его корпункте в Ташкенте была общественная приемная, которой руководил отставной полковник, родом из Казахстана. К сожалению, я не помню, как его звали, но думаю, в архиве Отца как-нибудь найду его имя и фамилию. В Июне 1964 года отец доставил меня в Москву, чтобы вместе со мной отдохнуть в «известинском» доме отдыха «Пахра» для моей психологической реабилитации после тяжелой операции, которые я перенес в Апреле. Но поехал отец не только в отпуск, а совместил его с делами. Мы прилетели в Москву вместе с руководителем общественной приемной – отставным полковником. Разместились в старой части гостиницы «Москва» - в бывшем «Гранд-отеле», окна наших номеров как раз выходили на музей Ленина, похожий на сказочный дворец. И вот утром следующего дня я проснулся один в номере, однако услышал голос Отца за стенкой и отправился в номер, где остановился полковник… Пришел туда и потихоньку уселся в большое кресло, чтобы не прервать разговор.
В начале войны полковник служил в дивизии генерала Панфилова, конечно, в ином - более младшем звании, и вот он рассказывал Отцу, а потом стал обращаться и ко мне. Рассказывал он очень буднично боях под Москвой в Октябре и снежном Ноябре 1941 года.
Сперва я ничего не понимал, поскольку не застал начала разговора: скупые слова рассказчика были так сильны и точны, хотя и без малейшей цветистости, от чего первым моим впечатлением от рассказа, что это происходило несколько месяцев назад - осенью 1963 года. И меня охватил ужас оттого, что Москве недавно угрожала такая напасть… И только потом из «будничного», без малейшего пафоса рассказа я понял, что речь идет об осени 1941 года, и успокоился, стал внимательнее вслушиваться. Полковник называл номера больших и малых частей и населенных пунктов, километраж до окраин Москвы, и потери, потери, потери - половина личного состава, две трети, три четверти. В основном большие потери были уже после смерти гвардии генерал-майора Панфилова, генерал умер беречь своих солдат. А потерибыли среди тех, кто оказался на передовой всего за несколько недель до боев. До этого дивизия прибыла из Казахстана сначала под Новгород, а потом была переброшена под Москву… Но перед тем бойцы Панфилова ещё на учениях в Казахстане прошли занятия против «танкобоязни» с помощью наездов на учебные окопы тракторов и бульдозеров… Этим и отличается их успешность в борьбе с немецкой техникой во время последней попытки нацистов атаковать и захватить Москву.
Полковник почти ничего не говорил о самом себе, только упоминал себя в связи с какими-то моментами, которым он был свидетелем, например, когда говорил что-то о генерале Панфилове…
И хотя мне было всего шесть с половиной лет, я уже тогда что-то слышал о подвиге «28 панфиловцев». В стране шла подготовка к празднованию ХХ-летия Победы, и в телепередачах, по радио, в газетах и журналах (Мама научила меня читать в начале шестого года моей жизни, и тогда я уже просматривал «Пионерскую правду», которую выписывали для сестры, любил листать «Неделю» - приложение к «Известиям», журнал «Пионер»), много рассказывали о войне. И в моих любимых книгах - Детской Энциклопедии в желтом переплете, в двухтомник Вершигоры о Ковпаке с множеством фотографий, тоже было много о войне. Но о самом генерале Панфилове я тогда слышал впервые, и о его дивизии, и о его смерти. Потому и слушал полковника, затаив дыхание с широко раскрытыми глазами.
И только многие годы спустя, когда мне самому перевалило за сорок, я понял, откуда было мое чувство от рассказа полковника, как о чем-то происходившем совсем недавно. Именно так чувствовал своё недавнее прошлое ветеран войны, для него это было будто вчера. И его чувство через рассказ передавалось мне.
Так и сейчас происходившее в 1992 году, я воспринимаю, как совсем недавнее прошлое, хотя за этот срок родилось и выросло целое поколение людей. Но мне памятны картины, которые возникали в моем сознание, в моем внутреннем взоре от простых слов полковника: я видел эти колонны немецких танков и другой вражеской бронетехники, видел форму немецких солдат и офицеров, слышал их гортанную речь, которые когда-то видел и слышал рассказчик-полковник, видел эшелоны и моих земляков из Средней Азии, и эшелоны сибиряков
Меня резанула по сердцу попытка принизить подвиг всех панфиловцев. Подобная информационная атака была и в 2011 году, когда отмечалось 70 битвы под Москвой. Мерзавцы от историографии никак не могут уняться. Им надо научно бить по сусалам, по сусалам, по сусалам!!!
http://www.sovross.r...s.php?name=News& ;file=article&sid=588848

8. Туляк : Ответ на 5., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 17:09

6. Алёша : Re: Подвиг был
2015-07-23 в 16:34

С рассветом, из-за горизонта,
Пришли они в моторном рёве
Прицелами дырявя мир.
Две роты чёрных мастодонтов,
Давно привычных к вкусу крови,
А в главном танке - командир.
Упрятав ястребиность взора
За толстой, башенной бронёю,
Гонимый в битву силой древней,
Он наблюдал зрачком прибора
Как его танки шли свиньёю
Давя чужую, для них, землю
Слоновьей, многотонной тяжестью,
Купая траки в белом снеге
И копотью поганя высь...

А в головах у экипажей,
Оглохших в гусеничном беге
Навязчивая билась мысль:
Прорваться с грохотом и блеском
К Москве, покуда длится осень,
Сломив заслоны и преграды.
Но ждали их за перелеском.
В два раза меньше - двадцать восемь.
Правда не танки, а солдаты.
И дождались. И крепко слились
Со сталью крупповской брони
В объятиях огня и смерти.
И танки намертво застыли,
Среди заснеженной земли...

Кто мёртв душою, что ж, не верьте.

5. Сергей Владимирович : И один в поле воин...
2015-07-23 в 15:22

"И один в поле воин, коль по-русски скроен."

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. Та самая дивизия, части которой стояли в Брестской крепости и возле неё.
Противотанковая пушка, калибр - 76 миллиметров, вес в боевом положении полторы тонны. Шестьдесят снарядов. Карабин, патроны. Вес снаряда - девять килограмм. Наиболее действительный огонь по бронированным целям - 600 метров, прямая наводка. Направление обороны простое - за Родину.

Противник: вторая танковая группа любимца фюрера Гудериана. Четвёртая танковая дивизия вермахта, авангард. Колонна из 59 немецких танков.

Основной немецкий боевой танк Т-III: вес - 20 тонн, двигатель Maybach мощностью 250 л.с., скорость 32 км/ч. Экипаж -5 человек. Габариты: 5,69х2,81х2,335м. Вооружение: 37-мм пушка и три пулемета MG34.

Двести танкистов, 150 пулемётов, 59 пушек, 1200 тонн немецкого железа.

Танковый батальон прикрывала рота пехоты в грузовиках, пешком и на лошадях с велосипедами. А именно: четыре офицера, 26 унтер-офицеров, 161 солдат. Вооружение: 47 пистолетов, 16 шмайссеров,132 карабина, 12 ручных пулемётов, 3 противотанковых ружья, три 50-мм миномёта. 22 лошади, 9 пароконных повозок, 1 полевая кухня, 9 велосипедов. Гусенично-колёсные бронемашины. Мотоциклисты.

Направление движения, важнее не придумаешь - Москва.

17 июля 1941 года. Маленькая белорусская деревня Сокольничи. Мост через неширокую речушку Добрысть. Заболоченные берега. За речкой, в зелени второго месяца лета затерялась в маскировке единственная пушка и солдат. Арьергард артиллерийской батареи стрелкового полка. Перед мостом, с другой стороны реки, забитая немецкими танками дорога - Варшавка. Сзади, лихорадочно спешащий на новый рубеж обороны, реку Сож, родной стрелковый полк.

Главное - время, чтоб они успели занять рубеж и окопаться.

Думаю, они тебе больше тридцати раз пальнуть не дадут, - сказал командир батареи, - заткнёшь мост и отходи. Замок от пушки - с собой в вещмешок. Лошадь за сарайчиком. Догонишь.
- Ничо, таварищ старший лейтенант, я всё сделаю. Я деревенский, вы мене токо оставьте ещё снарядов, и вам быстрее ехать будет и лошадям проще, не так тяжельше, - маленький сержант смотрел снизу вверх спокойно и уверенно, как будто перед тем, как сделать привычную и тяжёлую сельскую работу на своей земле в деревне на орловщине. От деревни Сокольничи до районного центра Кричева - пять километров. Несколько минут езды. Но 17 июля 1941 года, чтобы преодолеть это расстояние гитлеровцам понадобилось два с половиной часа.

Очевидцы говорят, что командир вначале боя был где-то рядом - корректировал, но как только Сиротинин первым выстрелом подбил перед въёздом на мост головной танк, а затем последний, который попал в сектор обстрела пушки на дороге, то он ушёл за батареей. Мост был закупорен. Задача выполнена. Но вторую половину командирского приказа на отход Сиротинини не выполнил. У него было шестьдесят снарядов. И десять немецких танков, застрявших в болоте при попытке съехать с дороги. И еще танки на подходе. И бронемашины. И пехота, гитлеровская спесь, захватчики, оккупанты в серых мундирах в секторе обстрела орудия.

И начался бой. А когда в руках у тебя оружие, полно боеприпасов, а впереди враг, а позади..., а они едут, как на параде, как у себя дома и отступать не в радость, то наплевать с какой стороны пушки механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Извернулся, наизнанку, но навёл. Было бы желание. Навёл, выстрелил, засёк попадание, принёс снаряд, навёл, выстрелил, снаряд...

Цивилизованная, упорядоченная, правильная Европа, павшая к ногам фашистов почти без боя, закончилась ещё в Бресте, но они пока этого не поняли. И старший сержант объяснял им эту истину прилежно, на понятном для них языке и не жалея себя. Преподаватель валил свою аудиторию железными доводами наповал, жалел только об одном, что мог не успеть довести эту истину до каждого солдата в немецкой колонне и тем, кто следует за ними. Ученики, старшему сержанту, попались неважные, тему так и не усвоили. Кроме тех самых рьяных, кто остался с ним изучать учебный материал навсегда. И даже немцы оценили совершенство и простоту изложения материала в исполнении сержанта и его учебно-боевого пособия.

Обер-лейтенант Фридрих Хёнфельд. Цитата из дневника: "Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вёл бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось, бою не будет конца. Храбрость его была поразительна.

Это был настоящий ад. Танки загорались один за другим. Пехота, прятавшаяся за бронёй, залегла. Командиры в растерянности. Не могут понять источник шквального огня. Кажется, бьёт целая батарея. Огонь прицельный. Откуда взялась эта батарея? В колонне 59 танков, рота пехоты, бронемашины. И вся наша мощь бессильна перед огнём русских. Разведка докладывала, что путь свободен. Больше всего нас изумило то, что против нас бился один единственный боец. А мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея".

Поняв, что атакой в лоб они русских артиллеристов не сломят фашисты пошли в обход. Окружив позицию Сиротинина, они открыли ураганный огонь. И только после этого замолчала пушка, и перестал бить карабин. Больше всего немцев изумило то, что против них сражался один единственный боец.

"Всех поразило, что герой был юнцом, почти мальчишкой. В строю немецких солдат, он стоял бы последним на правом фланге. Он произвёл по нам пятьдесят семь выстрелов из орудия и потом, ещё бил и бил по нам из карабина. Рассеял лобовую атаку пехоты. Уничтожил десять танков и бронемашин. Рядом с его могилой осталось целое кладбище наших солдат".

Полковник оказался мудрее своего младшего офицера. И ещё известно: немцы настолько были поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

"Все удивлялись его храбрости. Полковник перед могилой говорил: "Если бы такими как он были бы все солдаты фюрера, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский. Надо ли такое преклонение?"

Обер-лейтенант Хёнфельд так и не понял, в какую войну и с кем ввязалась Германия. Обер- лейтенант Хёнфельд убит под Тулой летом 1942 года. Советские солдаты обнаружили его дневник и передали военному журналисту Фёдору Селиванову.

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. И, пятьсот фашистов, двести пулеметов, пятьдесят девять пушек. Тысяча двести тонн немецкого железа.

Старший сержант Сиротинин Николай Владимирович, командир орудия противотанковой батареи похоронен со всеми воинскими почестями солдатами и офицерами четвёртой танковой дивизии вермахта на берегу реки Добрысть, у села Сокольничи.

Неизвестный подвиг тысяча девятьсот сорок первого года. За который он награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени, посмертно, через девятнадцать лет, в 1960 году.
http://tvspas.ru/pub...pole_voin/16-1-0-597

4. Русский Сталинист : Ответ на 2., рудовский:
2015-07-23 в 14:53

Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

Абсолютно верно.
Но дело в том, что некоторым субъектам очень чешется развенчать "советские мифы", обмакнуть нас в унитаз, вот они и цепляются к цифрам и второстепенным деталям.
Ага, там было не 28 панфиловцев, а 128- значит, коммуняки как всегда насвистели. Не было подвига!
Там подбили не 100, а 25 танков- не было подвига!
В тот день толщина снежного покрова была 5 см, а не 7 см- не было подвига!
В тот день солнце вышло из-за туч в 13.25, а не в 13.15- не было подвига!
Клочков не произнёс слова про Москву, а просто матерился- не было подвига!
И во на такой ублюдочно-ущербной логике они и "развенчивают" мифы.

3. Вятчанин : Легенда, а не миф
2015-07-23 в 12:48

Да, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО в суровом 1941 году журналисту провести подробное расследование подвига героев-панфиловцев, остановивших колонну танков под Москвой. Статья в газету была написана по горячим следам, участники боя погибли, опрашивать было некого. Поэтому журналисту пришлось пользоваться в деталях художественным вымыслом. Тем более что главная задача фронтовой газеты была пропагандистская: вдохновлять на битву с фашистами.
Вправе ли журналист пользоваться художественным вымыслом? Все пособия по журналистике скажут: художественный вымысел при создании журналистского произведения допустим, если он не искажает сути события. Борис Полевой взял историю одноногого летчика Маресьева и на документальной основе написал замечательную повесть. Но один факт он все-таки "приукрасил", чтобы усилить образ героя. Во время операции литературный Мересьев просит хирурга ампутировать ему гангренозную ногу без наркоза, а настоящий Маресьев после выхода в свет повести признавался, что такой просьбы он не высказывал. Впрочем, фактов ампутации конечностей без наркоза за отсутствием такого на фронте можно найти немало. Но ведь эта деталь не отменяет подвиг реального Маресьева.
Что касается определения мифа, то лучше было бы назвать подвиг 28 героев-панфиловцем легендой, так как миф в обиходе все-таки понимается как сказка. Легенда - это устный жанр о подвигах героев, передающийся из уст в уста, которая имеет под собой документальную основу, но обрастает в ходе пересказывания додуманными подробностями. Так, рассказ С.С.Смирнова о подвиге бессменного часового, который 9 лет простоял на часах в городе Осиновец, имеет подзаголовок "Почти легенда". Писатель долго собирал из разных источников сведения о бессменном часовом, но так и не узнал его точную фамилию и имя, его возраст и дальнейшую судьбу.

2. рудовский : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 11:14

Бред какой-то.
Ездил я к этому мемориалу с июне (опосля И-В монастыря) с небольшой группой путешественников. И там несколько десятков человек было - очевидно, те, кто решил посетить это место из уважения к памяти погибших. Причем люди сплошь в 2, 3 и даже 4 семейных поколения.
Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?
Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

1. Алёша : Re:Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 04:53

"...государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения."

Если два-три человека в государстве озвучивают какие-то правильные вещи, это совсем не означает, что все остальные принимают их как руководство к действию.
Как раз наоборот. Таковы правила игры. И волки сыты и овцы целы.

Сегодня исполняется 75-я годовщина боя панфиловцев у разъезда Дубосеково. Через две недели в прокат выходит фильм «Двадцать восемь панфиловцев», информационную поддержку которому оказывает телеканал «Красная Линия». Редакция «Красной Линии» подготовила материал, посвященный этому бою.

Панфиловцы - бойцы 4-й роты 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии, героически погибшие в бою 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково во время обороны Москвы.

Бой панфиловцев

15-18 ноября 1941 года начался заключительный этап операции «Тайфун» - «последнее наступление» вермахта на Москву.

Для возобновления наступления на Москву вермахт развернул пятьдесят одну дивизию, в том числе тринадцать танковых и семь моторизованных. По замыслу немецкого командования, группа армий «Центр» должна была разбить фланговые части обороны советских войск и окружить Москву.

Советское командование решило в оборонительных боях измотать противника, вынудить его использовать последние резервы, а затем перейти в контрнаступление.

«Остановить теперь противника на подступах к нашей столице, не пустить его, перемолоть в боях гитлеровские дивизии и корпуса… Московский узел является сейчас решающим… Пройдет ещё немного времени, и наступление врага на Москву должно будет захлебнуться. Нужно во что бы то ни стало выдерживать напряжение этих дней», - писал Георгий Жуков в ноябре 1941 года.

В 6:30 утра 16 ноября, при поддержке авиации и артиллерии, в наступление на Нелидово и Дубосеково двинулись две боевые группы немецкой 2-й танковой дивизии. Цель - перерезать Волоколамское шоссе по направлению на северо-восток с общим вектором на Клин и Солнечногорск.

В обороне на этом участке шириной около 20 километров находилась 316-я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. После предыдущих боев в дивизии осталось мало боевой техники и вооружения, в особенности противотанковых средств. Перед боем дивизия получила пополнение - несколько тысяч человек.

Артиллерия дивизии состояла из двенадцати 45-миллиметровых противотанковых пушек, двадцати шести 76-миллиметровых дивизионных пушек, семнадцати 122-миллиметровых гаубиц и пяти 122-миллиметровых корпусных пушек, которые могли быть использованы в бою с немецкими танками.

Карта Дубосеково

В районе Дубосеково оборону держали 4-я «панфиловская», 5-я и 6-я роты 1075-го полка - 400-500 человек. Из вооружения у бойцов было 3-4 противотанковых ружья, противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. В тылу были установлены несколько 76-мм дивизионных орудий. Пехотные роты должны были удерживать на своих позициях танки, пока артиллерия с расстояния будет выбивать немецкие машины.

На эту группу пришелся основной удар немецкой 1-й боевой группы в составе танкового батальона с артиллерийскими и пехотными частями.

Утром 16 ноября немецкие танкисты провели разведку боем. После непродолжительного боя немцы отошли и перегруппировались. Советские бойцы смогли подбить несколько танков. Подтянув резервы и проведя артподготовку, немцы снова пошли в атаку.

В результате боя оборона была прорвана, но советские бойцы не отступили - почти все погибли. Командир 1075-го полка Илья Капров рассказал, что в бою самые большие потери понесла 4-я рота капитана Гундиловича.

В чем же подвиг?

Подвиг в том, что бойцы не побежали и не сдались, почти все погибли, но, плохо вооруженные противотанковыми средствами, смогли нанести урон противнику - подбить несколько танков. За линией обороны советских войск не было заградительных отрядов, только собственная мотивация, боевое братство, вера в необходимость самопожертвования ради России и социалистической Родины (тогда это были совершенно нормальные слова) позволила советским бойцам сражаться до последнего.

«В бою больше всех пострадала 4-я рота Гундиловича. Из 140 человек уцелело всего 20-25 во главе с ротным. Остальные роты пострадали меньше. В 4-й стрелковой роте погибло больше 100 человек. Рота дралась героически», - следует из показаний Ильи Капрова на следствии, проведенном в конце 1940-х годов.

Советские бойцы были вооружены противотанковыми средствами с ограниченными возможностями. Противотанковые ружья ПТРД начали производить за 3 недели до боя. За войну всего произвели более 280 тысяч, но первую заводскую партию ружей из 300 штук доставили в армию Рокоссовского, в составе которой была 316-я стрелковая дивизия, только 26 октября. ПРТД пробивали броню толщиной 40 мм на дистанции в 100 метров. Это значит, что бойцы могли пробить броню танков только в борт под прямым углом или стрелять в заднюю часть корпуса.

В условиях фронтального наступления немцев на Дубосеково такой возможности у советских бойцов не было. Использование противотанковых ружей требовало от бойцов большой выдержки - стрелять нужно было с расстояния до 100 метров. После начала стрельбы немцы легко обнаруживали стрелков и расстреливали их из пулеметов.

Чтобы использовать ручные противотанковые гранаты РПГ-40 нужно подпустить немецкие танки вплотную, а затем, под огнем танковых пулеметов и сопровождающей пехоты, забросить связку из четырех гранат, общим весом в 5 килограмм, на корпус танка.

Из донесений командиров и политруков 316-й дивизии выясняется, что 16-18 ноября бойцы дивизии сражались мужественно и героически.

16 ноября 15 бойцов во главе с политруком 6-й роты 1075-го стрелкового полка П.Б.Вихревым у деревни Петелино уничтожили пять танков противника. Все бойцы погибли, политрук застрелился.

17 ноября 17 бойцов 1073-го стрелкового полка оборонялись в районе деревни Мыканино. Из 17 человек уцелело только двое.

18 ноября 11 сапёров из 1077-го стрелкового полка в районе села Строково несколько часов сдерживали атаки батальона немецкой пехоты при поддержке танков, обеспечивая отход полка. В июле 1942 года все сапёры были посмертно представлены к званию Героя Советского Союза, но были награждены орденом Ленина.

В ходе боев 16-20 ноября наступление немцев на Волоколамском направлении было остановлено. Они еще раз перегруппировались и попытались наступать по Ленинградскому шоссе.

18 ноября в бою погиб командир дивизии Иван Панфилов, дивизия в этот же день переименована в 8-ю гвардейскую имени Панфилова. После пополнения дивизию перебрасывают на фронт в район Ленинградского шоссе, где она прославилась в боях за деревню Крюково, которая восемь раз переходила из рук в руки.

5-6 декабря советские войска начали контрнаступление под Москвой, в ходе которого разгромлены войска группы «Центр».

Легенда


Указ о присвоении звания Героя Советского Союза
панфиловцам

В конце ноября 1941 года о бое под Дубосеково были опубликованы три статьи в газетах «Красная Звезда» и «Известия». Авторы предложили каждый свою версию боя. Наиболее известной и общепризнанной стала версия, созданная литературным секретарем «Красной Звезды» Александром Кривицким.

По версии Кривицково, у разъезда Дубосеково приняла бой 4-я рота в составе 28 человек, которые подбили 18 танков, все погибли, но на несколько часов задержали наступление. Кривицкий написал очерк, в котором описал чувства бойцов и слова политрука Клочкова: - «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»

История «28 панфиловцев» стала» важным фактором в повышении боевого духа армии и примером для бойцов.

Летом 1942 года всем 28 панфиловцам присвоили звание Героя Советского Союза. После войны, в 1947 году, во время следствия по делу одного из добровольных полицаев Ивана Добробабина, выяснилось, что он числится в числе погибших «28 панфиловцев».

В связи с этим Главная военная прокуратура СССР провела расследование истории боя у разъезда Дубосеково, в ходе которого были собраны документы и опрошены свидетели боя, в их числе командир 1075-го полка полковник Капров и литературный секретарь «Красной Звезды» Кривицкий.

Из расследования прокуратуры следовало, что подробности боя были выдуманы Кривицким.

«При разговоре в ПУРе с т. Крапивиным он интересовался, откуда я взял слова политрука Клочкова, написанные в моём «подвале»: - «Россия велика, а отступать некуда - позади Москва», - я ему ответил, что это выдумал я сам…

…В части же ощущений и действий 28 героев - это мой литературный домысел. Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14-15, который показал могилу, где похоронен Клочков», - указал Кривицкий.

Предавать широкой огласке результаты расследования не стали. Материалы расследования были опубликованы в 1990 году, после повторной проверки Прокуратурой СССР.