Выход пиломатериала из круглого леса — по сортам и в зависимости от диаметра бревен. Процент из кругляка


Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога, на связи с вами Андрей Ноак! Сегодня я расскажу вам про выход пиломатериалов при распиловке круглого леса.

Данный параметр это один из самых важных показателей в . От этого показателя зависит эффективность распиловки леса. Многие новички ошибочно полагают что чем выше этот коэффициент, тем лучше.

На самом же деле это не всегда так, про это знают большинство специалистов, но молччат. Еще раз повторю — высокий процент выхода пиломатериала из кубометра леса не всегда является хорошо.

Подробно почему это так я расписал в своей книге «Организация лесопиления на современном предприятии», но для читателей приоткрою завесу на данный вопрос в конце статьи.

Это действительно уникальная электронная книга, в России точно таких нет:-)!!! В ней дается просто колоссальная информация наработанная личным опытом работы технологом на крупном производстве.

Процент из кругляка

Рассчитывается по формуле:

Квых=Vпил/Vбр

Где К , % - процент выхода пиломатериала.

Vпил , м3 - объем полученного пиломатериала. Рассчитывается:

Vпил = L*H*B*n1+L*H*B*n2 + ...

  1. где L — номинальная длина готового пиломатериала;
  2. H — толщина доски;
  3. B — ширина доски;
  4. n — число досок каждого размера.

Vбр , м3 - объем бревна из которого получают пиломатериал. Определяется по кубатурнику, который можно .

Полезный процент пиломатериала на производстве просчитывается для каждого диаметра леса и для каждой технологии пиления.

Почему полезный процент зависит от диаметра распиливаемого леса?

Все очень просто, чем меньше резов для получения древесины, тем выше процент. Конечно еще зависит и от полезного использования, но еще раз скажу очень важно сколько пил у вас стоит чтобы получать доску. Как правило из мелкого леса пилят мелкий мелкие доски, а из крупной древесины — брус, толстую доску.

Особенно хорошие показатели на предприятии при производстве бруса, на нем показатели кубатуры хорошие, скорость пилени максимальная (пил ведь меньше) и режущего инструмента уходит минимум.

Ниже приведены ориентировочные диаметры с нормами расхода:

  • 12 — 16 см — выход 45 - 50 %;
  • 18 — 22 — в среднем 52 %
  • 24 — 26 — около 57%;
  • 28 — 40 — это брусовой лес и на нем идут при получении бруса наилучшие показатели — 66 %;
  • 42 — 60 — в этом диапозоне пошло снижение процента выхода доски из древесины. Так как уже из этой древесины получают не столь большие доски и брусья и поэтому количество резов пилой становится в разы больше.

Данные нормы расхода ориентировочные и являются действительными для получения таких пиломатериалов как:

  1. 25*150*6,0;
  2. 35*150*6,0;
  3. 50*150*6,0;
  4. 180*180*6,0;
  5. 200*200*6,0.

По типу оборудования данные нормы можно принимать на ленточной пилораме, на лесопильных рамах и круглопильном оборудовании.

Способы повысить коэффициент

Существуют технологические хитрости, о которых я частично рассказывал . Но как говорится, повторение — мать учения, вот некоторые из них:

  • Использование более короткой деловой древесины;
  • Использование специализированных программ, про это . В кратце можно сказать что нужно с помощью программы найти оптимальную стоимость полученных из бревна досок. С одной стороны высокий полезный выход это большая кубатура, а с другой стороны высокий показатель означает получение большего объема низкокачественной древесины.
  • Использование более тонкого полотна пил за счет двухшпиндельных круглопильных станков, применения стелитовых напаек.
  • Использование по диаметрам, породам, дефектам.

А теперь поподробнее про все. Чем короче древесина, тем выше процент получения пилопродукции. В европе про это хорошо знают и поэтому там линии распила рассчитываются на 1,5 — 2 метра. У нас же лесопильные рамы могут пилить только 4 метровые бревна.

С помощью программ мы на производстве просчитывали под каждый сезон свои постава, увеличивая количество низкокачественной древесины в период спроса (лето, осень), и увеличивая количества высших сортов в период повышенного спроса на них (зима, часть весны).

Про использование пильного полотна с лучшими характеристиками думаю все понятно. Нужно также следить и за качеством получаемых режущих инструментов. На рамных и круглых пилах нужно постоянно следить за наличием всех напаек, углами заточки на каждое время года, за вальцовкой на обоих типах пил.

Сортировка позволяет бревна разделять по диаметрам, порокам и дефектам. К примеру с гнилью в сердцевине тогда бревно отсортировывается и распиливается на пиломатериалы, вместо получения из него бруса. Или наоборот если заболонь гнилая, но из центральной части выходит брус, и бревно брусовое — отсортировываем его для распила на брус. Аналогично нужно мыслить и по синеве, и по кривизне.

Ориентировочный выход по сортам

По сортам ситуация довольно интересная складывается. Оказывается процент выхода продукции высших сортов зависит от следующих факторов:

  • Коэффициент получения пилопродукции из кругляка. Зависит сортность не напрямую, а косвенно. Дело в том, что после какой то золотой середины, чем больше дощечки получаем из кубометра, тем выше количество низкосортной древесины с обзолом;
  • Чем больше диаметр, тем выше вероятность получить больше высококачественной доски;
  • Наличие дефектов древесины, таких как кривизна, гниль, синева и другие, чем их меньше, тем выше процент получения высококачественной доски;
  • Чем короче готовая продукци, тем выше процент получения высококачественной доски.

А теперь давайте прикинем примерно по диаметром процент получения первосортной пилопродукции от общего объема получаемой доски. Для этого я сделал все в виде небольшой таблицы.

Таблица 1 — выход досок при распиловке круглого леса

Как зависит процент получения пилопродукции от технологии пиления

Кроме диаметра, сортности, дефектов (кривизна) и длины, процент выхода доски зависит от технологии распиловки леса и типа оборудования.

Существует два вида технологии распиловки:

  • Индивидуальный раскрой, процент полезного выхода приближается к 75 %;
  • Групповой раскрой, в зависимости от других параметров, полезный выход может достигать также 70 %.

А оборудование для распиловки может быть следующее:

  1. Ленточные пилорамы, на них производится пилопродукция с минимальными коэффициентами расхода древесины;
  2. Шинные пилорамы производят пиломатериалы с завышенным расходом при распиловке бревен, так как толщина цепи гораздо больше чем ленточки.
  3. . На таком типе оборудования достаточно не удобно перерабатывать тонкий лес. Поэтому пилится в основном от диаметра 20 — 22 см;
  4. Фрезерно брусующие линии. Такой тип оборудования имеет преимущество и недостаток в одном лице перед остальными технологиями. Он пилит только сортированный лес;
  5. Круглопильное оборудование пилит по индивидуальным раскроям — это большой плюс для получаемых материалов как в качестве, так и в количестве.

Видео по теме

А теперь отвечу, почему высокий выход не всегда хорошо, а все просто при совсем высоких показателях увеличивается количество доски с обзолом.

Получается низкосортная пилопродукция и ее общая стоимость из бревна на определенной точке становится ниже чем стоимость качественных материалов.

Да и реализация не качественного материала может быть труднее.

Удачи и до новых встреч, с вами был Андрей Ноак.

Распилы досок и бревен.

1.1. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится - 5 кусков, если по жёлтым – 7 кусков, а если по зелёным – 11 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

Решение.

5 кусков – 4 распила

7 кусков – 6 распилов

11 кусков – 10 распилов.

Всего 20 распилов – 21 кусок.

Ответ. 21

Решите самостоятельно.

2. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 8 кусков, если по жёлтым – 10 кусков, а если по зелёным – 6 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

3. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 9 кусков, если по жёлтым – 12 кусков, а если по зелёным – 8 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

4. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 15 кусков, если по жёлтым – 5 кусков, а если по зелёным – 7 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

5. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 9 кусков, если по жёлтым – 7 кусков, а если по зелёным – 6 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

6. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 8 кусков, если по жёлтым – 12 кусков, а если по зелёным – 6 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

7. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 7 кусков, если по жёлтым – 13 кусков, а если по зелёным – 5 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

8. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 11 кусков, если по жёлтым – 6 кусков, а если по зелёным – 7 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

9. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, то получится 10 кусков, если по жёлтым – 8 кусков, а если по зелёным – 8 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

2.1. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 11 поперечных распилов, в итоге получилось 16 кусков. Сколько досок взяли?

Пояснение.

Так как не сказано что были распилены все доски то имеем:

1 доска – 11 распилов дают 12 кусков.

Если остальные не пилить то 16 - 12 = 4 куска или 4 доски.

Итого: 4 доски + 1доска= 5 досок

Ответ. 5

Решите самостоятельно.

2. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 8 поперечных распилов, в итоге получилось 19 кусков. Сколько досок взяли?

3. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 5 поперечных распилов, в итоге получилось 23 куска. Сколько досок взяли?

4. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 10 поперечных распилов, в итоге получилось 17 кусков. Сколько досок взяли?

5. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 13 поперечных распилов, в итоге получилось 18 кусков. Сколько досок взяли?

6. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 9 поперечных распилов, в итоге получилось 17 кусков. Сколько досок взяли?

7. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 6 поперечных распилов, в итоге получилось 15 кусков. Сколько досок взяли?

8. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 7 поперечных распилов, в итоге получилось 19 кусков. Сколько досок взяли?

9. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 12 поперечных распилов, в итоге получилось 22 куска. Сколько досок взяли?

10. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 8 поперечных распилов, в итоге получилось 21 кусок. Сколько досок взяли?

11. Взяли несколько досок и распилили их. Всего сделали 11 поперечных распилов, в итоге получилось 25 кусков. Сколько досок взяли?

Олимпиадная задача 6 класс

При пилке бревен на чурбаки было сделано 52 распила, в результате напилили 72 чурбака. Сколько было брёвен и сколько распилов делали на каждом бревне.
Я сделала, но.... хочется увидеть профессиональное решение.







С бренами легко разобрались(помогла сыну с оставить уравнения(. А далье я решила, раз среднее число расилов 52/20=2,6, то часть бревен пилят на 4 чубака, а часть на три. Вот тоже получилось 12 и 8. А как надо совсем правильно?


1. Число 20 легко найти и без уравнения. Ваш сын это может сделать без Вашей помощи, если он понял соотношение числа чурбаков и числа распилов для одного бревна.

2. Вывод, который Вы сделали из среднего арифметического, - хорош для поиска одного из решений, которое Вы и нашли.
Но он никак не доказывает отсутствия других решений, т.к., во-первых, по количеству чурбаков брёвна можно делить не только на 2 группы (и в № 6 Вам привели другой пример) и, во-вторых, теоретически (а фактически - проверяйте) часть брёвен могли взять целыми.



Видимо надо уточнить условие задачи в части "сколько распилов делали на каждом бревне." Потому что в общем виде (перебор всех возможных вариантов) задача не для 6 класса.
А если перебирать, то начинаем с экзотического варианта: 1 бревно из 53 чурбаков и 19 брёвен из 1 чурбака каждый.
Возможно здесь КОМБИНАТОРИКА поможет?


Владимир Александрович!

Может быть, уточнить нужно, сколько требуется решений:
1) все
2) какое-то одно
3) число брёвен и какое-то одно решение, но каждое следующее решение даёт дополнительные баллы
(на детских олимпиадах варианты 2 и 3 довольно часты)


Когда мя сыну сказала, что некоторые бревна могли и не пилить, то сын сказалл не очень хорошие слова. Но смысл их прост: зачем привозить брёвна и потом их не пилить.Тогда я составила уравнение
ка+(20-к)б=52, но здесь три буквы, а уравнение одно. Правда известно, что все буквы-целые числа. И что теперь делать?


Хорошо! Если пилить обязательно, то начинать можно со случая: 1 бревно из 34 чурбаков и 19 брёвен из 2 каждый. Затем мысленно укорачивайте длинное и удлиняйте короткие. Хитрость ещё в том, что могут быть брёвна не только 2х длин. Представляете, сколько вариантов!
А уравнение придумывать не стоит у задачи целый набор решений. И этот набор не подъёмный для 6тиклассника!
Уточняйте условие.



Слишком длинный. А условий и правда не хватает. На так поставленную задачу можно ответить так: "Бревен было 20. Если распиливали каждое бревно, то распилив бревна по одному разу, сделали 20 распилов, а оставшиеся 32 распила провели для некоторых бревен. То есть каждое бревно пилили от 1 до 33 раз так, чтобы всего распилов было 52." Евгения Павловна права, основное при оценке такой задачи это как получено число бревен и что ребенок может еще грамотно сказать (без ошибок). Видит ли он, что ответов несколько. Понимает ли он, что не так важно какое бревно пилили, а важно соотношение количества бревен вначале и количества распилов.


А почему каждое бревно распилили по одному разу, а оставшиеся 32 распила только для некоторых брёвен.
Первое показанное здесь решение - это как раз каждое бревно распилили по 2 раза, а оставшиеся 12 распилов - только для некоторых бревен.
Годится и то, и то. :-)


Нельзя дать точный ответ на задачу, поэтому и употребление слова "некоторых". Хотя таким словом в 6 классе не все правильно оперируют. Если ученик привел один численный ответ и все, то это его уровень понимания задачи. В принципе нам, когда я ходил в школьные годы на олимпиады, иногда (2-3 раза за мою практику) говорили, что нужно провести исследование задачи и привести решение. В некоторых задачниках, по-моему, на этом тоже акцентируют внимание.


Такую песню испортил, дурак.

Это я к тому, что из хорошей классической задачки: "было n бревен, стало m чурбаков, сколько сделали распилов" сделали какую-то порнографию.

А так задача разместить 52 распила на 20 бревнах - это классика комбинаторики. С ответом "число сочетаний из (52+19) по 19" - если какие-то бревна можно не пилить, или "число сочетаний из (32+19) по 19" - если надо пилить все.

Это при условии, что бревна отличимы друг от друга. Если бревна одинаковые - все чуть сложнее.

Но вся эта комбинаторика - явно не для олимпиады 6-го класса. Так что первое предложение поста остается в силе.