С какой стороны стоит ангел и дьявол. Какой Ангел и Демон стоит у вас за плечами


Кто такие ангелы? Откуда взялись бесы?
Для чего нужны ангелы-хранители?
Как отличить веру от суеверия?
Как молиться ангелу-хранителю?

Об источниках знания

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.
Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно . Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как « вестник ». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы - это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы:
«Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего!
Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день,
и избавь меня от всякого коварного замысла врага,
чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога.
Но молись за меня, грешного и недостойного раба,
чтобы представить меня достойным благости и милости
Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа
и всех святых. Аминь.»

Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Не смотря на то, что мы живем в мире развитых технологий и в эпоху стремительного развития науки, мы не перестаем верить древним приметам. Нередко свое невезение мы сваливаем на черную кошку, перебежавшую нам дорогу или на разбитое зеркало... Во всем мы пытаемся найти смысли и тайные знаки, но редко задумываемся над историей возникновения суеверий и примет .

Если мы нечаянно рассыпаем соль, то непременно ждем ссоры с близким человеком. Однако мало кто знает, что эта примета дошла до нас из Древней Руси. В старину соль была очень дорогой. Иметь соль на столе мог себе позволить далеко не каждый. Как всем известно, гостей тогда встречали «хлебом-солью», тем самым проявляли уважение и гостеприимство. И если гость захотел вдруг обидеть хозяина дома, то он ронял солонку. Просыпать соль – это проявить неуважение к хозяевам. Соответственно, между между гостем и хозяевами затевалась ссора.

Плюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить. По старым поверьям, на правом плече каждого человека сидит ангел, а на левом – черт. Тем самым, желая обезопасить себя от воздействия темных сил, мы и плюем на чертика, сидящего на левом плече.

Разбитое зеркало – к несчастью. Семь лет горя ждут того, кто разобьет зеркало – именно такое поверье было специально придумано в Италии богатыми сеньорами. Когда в 15 веке только начали появляться стеклянные зеркала, их стоимость была очень высокой. А прислуга богатых сеньоров нередко по неосторожности разбивала их. Вот и пришлось хозяевам запугать таким суеверием всю прислугу, чтобы те были поосторожнее. Существует и другая версия происхождения этой приметы, которая основывается магических знаниях. По мнению многих эзотериков и магов зеркало обладает магическими свойствами и способно вбирать в себя энергетику человека. Если зеркало разбивалось, то вся энергия, как положительная, так и отрицательная, высвобождалась наружу, причиняя вред человеку.

Если черная кошка перебежала дорогу – жди беды. Эта примета имеет множество корней у разных народов мира. Кошку черной окраски называли пособником дьявола. Не случайно на многих изображениях ведьм и колдунов присутствует черная кошка.

Свистеть в доме нельзя – денег не будет. Это суеверие пришло от древних славян. Предки считали, нечистая сила общается друг с другом именно с помощью свиста. Возможно, речь идет о Соловье-Разбойнике, который своим свистом заставлял людей отдавать все свои богатства. Таким образом, если свистеть дома, то можно привлечь нечистую силу, которая высвистит все деньги .

Издревле люди вешали над входной дверью подкову. Кто-то до сих пор верит, что подкова над входом приносит удачу. Откуда же пошло это поверье? Существует целая легенда, объясняющая происхождение этого суеверия. Однажды к кузнецу пришел черт и попросил его подковать. Однако кузнец вовремя сообразил, с кем имеет дело и прибил его к стене. Черт взмолился о пощаде и пообещал, что исполнит любое желание кузнеца. Тогда железных дел мастер взял слово с черта. Что то не будет мешать тем людям, у которых будет висеть подкова над дверью. Есть еще одна версия возникновения этой приметы. Был в Древней Руси период, когда металл, из которого делали подковы, был чрезвычайно дорог. И бедняки не могли себе позволить подковать коня. Однако бывали случаи, когда бедняку удавалось случайно найти на дороге подкову. Тогда он считался счастливчиком. Находку он вешал над входной дверью и верил, что если удача один раз ему улыбнулась, то непременно улыбнется еще раз.

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с этими приметами. Напишите в комментариях, какие из этих примет принесли удачу именно вам и не забывайте нажимать на кнопки и


Люди нового времени – очень уязвимы, их преследует постоянный стресс и неуверенность в завтрашнем дне. Но каждый может обрести силу в лице своего Ангела-Хранителя. Также становится сильнее тот
человек, который знает своего Демона.


Тьма и Свет – это тайное хранилище, как наших достоинств, сильных духовных сторон, так и пороков и слабостей. Ангелы и Демоны -бессмертные духи, старающиеся перетянуть душу человека на свою сторону.
Люди Света – одарены более высокими духовными способностями, чем те, кто впускает в свою душу Демонов и совершает поступки, радующие силы Тьмы. Персональные Ангелы и Демоны есть у всех людей, а Зодиакальные Ангелы - более могущественны, потому являются хозяевами соответствующего зодиакального созвездия.

ОВЕН
За спиной каждого Овна стоят Демон Ненависти и Эгоизма
и Ангел Искренности и Открытости.
Тёмная сторона провоцирует ярость, нетерпимость и нежелание признавать свои ошибки, необдуманность поступков и бесцеремонность поведения. Нетерпимость ко лжи и способность искренне относиться к людям – это проявление Ангела Открытости - Бакариила. К Ангелу Бакариилу можно обращаться за помощью, если требуется успех и удача. Бакариил также оберегает детей Овна. Ангел заряжает Овна жизненной энергией, помогает осуществить любые дела, делает взгляды на жизненные трудности более оптимистичными.

ТЕЛЕЦ
В Тельце происходит борьба между Демоном Гнева и Скупости
и Ангелом Верности и Добродушия.
За флегматичностью Тельца часто срывается целая буря страстей. Демон Гнева мешает Тельцу быть преданным и верным другом, ведёт к жадности и скупости, которая выделяется на фоне других людей. Это ведёт к материализму и нежеланию впустить в себя духовные мысли. Ангела-Хранителя Тельца - Аматиила, просят о покровительстве в любых начинаниях, а также при желании перемен на жизненном пути. С его помощью сердце исполняется светом и надеждой, открывается настоящий Путь.

БЛИЗНЕЦЫ
Близнецы находятся между Демоном Коварства
и Ангелом Жизнерадостности.
Близнецы могут стать настоящими льстецами, полными лжи, коварства и фальши. Всё это скрывается под лёгкой вуалью веселья и лёгкости, умением общаться, налаживать связи. Ангел Жизнерадостности оберегает от тяжёлых жизненных поворотов, спасает от пессимизма и депрессий. Зодиакальный Ангел-Хранитель Близнецов - Бахрам поможет преодолеть трудности и выполнить обязательства.

РАК
Рак является объектом внимания Демона Лжи
и находится под покровительством Ангела Чувств и Сочувствия.
Рак обычно чувствует приближение своего Демона, которого он презирает. Но часто не может с ним справиться и злоупотребляет его силой с целью собственной выгоды. Например, Рак часто изматывает своих близких друзей, родственников и возлюбленных слезами и упрёками, что его недостаточно любят, внушая окружающим чувство вины. В то же время Ангел Сочувствия связывает Рака с другими людьми, дарит способность к милосердию и состраданию. У Рака - исключительный дар чувствовать, а также стоять на стороне слабого. Зодиакальный Ангел-Хранитель - Дина помогает Раку обрести новые знания и осознать, что мудрость придет, когда начнешь спрашивать, а не тогда, когда прекратишь искать ответы на вопросы.

ЛЕВ
Льву очень тяжело справиться со своим Демоном Тщеславия.
Ему необходимо услышать голос своего Ангела Сердечности.
Только тогда из заносчивого хвастливого гордеца Лев превращается в великодушного и сердечного человека. Лев, обласканный своим Ангелом-Хранителем, словно излучает тёплый свет, а его глаза – лучистые и блестящие. Это влияние Зодиакального Ангела Льва – Аквариила. Аквариил наставляет Львов на путь самосовершенствования в духовном плане, помогает понять окружающий мир.

ДЕВА
Девам больше всего досаждает Демон Недовольства и Зависти
и охраняет Ангел Постоянства и Защиты.
Зависть отравляет душу, а недовольство жизнью будит недоверие к окружающим, отдаляет Деву от друзей и любимых. Такой Демон может привести Деву в состояние безразличия, а затем и к болезни. А вот Ангел Постоянства и Защиты, старается превратить Деву в заботливого и сильного духом человека, который становится, как скала, и к которому льнут окружающие в поисках мудрого совета и ощущения надёжности. Для постижения своего предназначения Деве поможет Зодиакальный Ангел-Хранитель - Кадмиил. Он направит по верному Пути и наградит интуицией.

ВЕСЫ
По правое плечо представителя знака Весы стоит Ангел Меры и Уравновешенности,
а по левое – капризный Демон Настроений.
Демон сеет сомнение в делах, в чувствах, в любви, в партнерах, в друзьях. Этот дух настроений соблазняет Весов поиграть с людьми на их чувствах и слабостях, красиво держать их на расстоянии, быть расчётливыми и корыстными. Это также весьма кокетливый Демон, побуждающий женщин вечно соблазнять и обманывать мужчин. Ангел Меры может сделать Весов прекрасными и душой, и телом. Даёт мир, спокойствие и уверенность. За обретением внутренней силы и сострадания Весам следует обращаться к Зодиакальному Ангелу-Хранителю Барчиилу. В этом случае есть надежда на улучшение собственной жизни в самых тяжёлых ситуациях.

СКОРПИОН
Скорпион – объект противостояния Демона Мести
и Ангела Правды.
Когда просыпается Зодиакальный Демон Скорпиона, то его мучает подозрение, что его все обманывают. Это вызывает слепую ярость, застарелую злость на тех, кто не оправдал надежды. Тогда Скорпион решает мстить, либо страдает от патологической ревности, особенно к своим возлюбленным. Это приводит к саморазрушению, пока Скорпион не услышит мягкий, предостерегающий голос Ангела. К Ангелу Гавриилу, к одному из сильнейших Ангелов Света, следует обращаться за помощью в осуществлении кардинальных перемен на жизненном пути Скорпиона. Этот Ангел создаёт наилучшие условия для реализации замыслов.

СТРЕЛЕЦ
Стрельцом руководит Демон Надменности
и Ангел Справедливости.
Демон вызывает самонадеянность и кичливую надменность Стрельца, неприятие критики и чувство исключительности, которое отдаляет от людей. В глубине души Стрелец является борцом за справедливость, стремится к чему-то более высокому, но при этом есть опасность дойти до фанатизма. У Зодиакального Ангела-Хранителя Стрельца – Адначиила, много возможностей. Он поможет обрести независимость и свободу. Упорные люди с его помощью будут успешны в делах и карьерном росте.

КОЗЕРОГ
Козерог находится под покровительством Ангела Прочности и Выносливости,
но является лакомой добычей Демона Холода и Равнодушия.
Демон Холода просыпается тогда, когда Козерог разочаровывается или если его использовали, предали, оттолкнули. Злой дух заставляет игнорировать просьбы людей и думать только о себе, из-за чего душа словно черствеет и темнеет. Ангел Прочности – это внутренний голос Козерога, который наоборот, делает его надёжным, верным, заботливым. За помощью и покровительством в новых, необычных начинаниях Козерогу следует обращаться к Зодиакальному Ангелу-Хранителю - Камбиилу.

ВОДОЛЕЙ
Водолей – объект борьбы между Демоном Отчуждения
и Ангелом Дружбы.
Они соседствуют в душе Водолея, с одной стороны есть сочувствие и теплота в отношениях, с другой - наплевательское отношение к окружающим, переоценка себя и собственных возможностей. Демон Отчуждения старается оттолкнуть от Водолея людей, которые желают ему добра или любят. Водолею следует ценить дружбу и любовь, иначе он рискует остаться в одиночестве. Водолей, как никто другой, нуждается в общении с природой, дабы пополнить свои энергетические запасы и восстановить силы. Слиться воедино с природой и окружающим миром поможет Зодиакальный Ангел Катетил.

РЫБЫ
Рыбы могут быть как обласканы Ангелом Любви,
так и погублены Демоном Пороков.
Рыбы – весьма противоречивая личность. То плетёт интриги, зло и жестоко реагирует на нанесённые обиды, то ныряет в озеро разнообразных соблазнов и даже разврата, ищет источники сомнительных наслаждений в виде алкоголя или наркотиков. При этом Рыбам очень близок Ангел Любви и безграничного сострадания, - это Ангел нового времени, голос которого стоит услышать, и которого так не хватает современному человеку. Внешнее очарование, привлекательность и обаяние, успех в любовных делах и в карьере обретается через Зодиакального Ангела Егалмиила, но Рыбам этот Ангел способен дать намного больше и земных, и духовных благ.

Об источниках знания

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно. Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы – это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы: «Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.»

Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно. Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы - это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы: «Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.»