Понтийский царь Митридат VI Евпатор. Митридат VI Евпатор


Царь Понтийского царства (др.-греч. . ΜΙΘΡΑΔΑΤΗΣ Στ’ Ευπάτωρ - Евпатор — «рождённый славным отцом» греч. Mithridates Eupator) родился в 134 году до н. э. в Синопе, в Понтийском царстве.

Понт (др.-греч. Πόντος, лат. Pontоs) греко-персидское государство в Малой Азии (302 - 64 годах до н. э.), на южном берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря).

При жизни получил прозвище Дионис (др.-греч. Διόνυσος ) и Великий — во время его царствования в Пантикапее, Боспорском царстве в 121 - 63 до н. э.

Отец Митридат VI Евпатора был царь Митридат V Эвергет (греч. Mιθριδάτης Eυεργέτης) наследник царя Понта Фарнака I, сына Митридата III. Основатель династии царей Понта и первый понтийский царь был Митридат I Ктист (греч. Mιθριδάτης Α’ Kτίστης — «основатель»), правивший в 302 -266 годах до н. э. , был в родстве с персидским царём Дарием III (др.-перс. Дараявауш, что означает «Добронравный»), правившего в 336 - 330 годах до н. э. , из рода Ахеменидов.

Мать МитридатаVI Лаодика VI была дочерью Антиоха IV Эпифана (др.-греч. Αντίοχος Δ’ Επιφανής; ок. 215 - 164 г.г. до н. э.), из греко-македонской династии Селевкидов, проводил политику эллинизации населения Сирии. Основатель династии Селевкидов, Селевк I Никатор был полководцем Александра Македонского.

Дед Митридата VI Евпатора по материнской линии, Антиох III Великий (др.-греч. Αντίοχος Γ’ ο Μέγας; 241 - 187 годах до н. э.) был выдающимся правителем Империи Селевкидов, царствовал в Сирии в 175-164 годах до н. э.

сказал, что если он вздумает считаться знатностью с римскими царями, то окажется славнее этого скопища бродяг; что среди предков со стороны отца он может назвать Кира и Дария, основателей Персидского государства, а со стороны матери он происходит от Александра Великого и Селевка Никатора, основателей Македонской державы

Митридат Евпатор был одним из семи детей в царской семье. У него был младший брат Митридат Хрестос и пять сестер.

После смерти отца Митридата V Эвергетта трон Понтийского царства перешел к его матери Лаодике VI , дети были еще малы для царствования. Жизнь Митридата оказалась под большой угрозой, чтобы спасти свою жизнь он скрывался целых 7 лет в горах, то ли в Великой Армении при дворе своего зятя армянского царя Тиграна II, то ли в Понтийском царстве, в Юго-Восточном Причерноморье, в восточной части современной Турции.

Годы изгнания Митридат VI Евпатор провёл при дворе царя Перисада V, в Пантикопее, столице Боспорского царства, образованного примерно в 480 до н. э. в Северном Причерноморье, в результате объединения греческих полисов на Керченском полуострове и на Тамани.

По сведениям Аппиана и Плутарха, за годы странствования Митридат VI Евпатор овладел 22 языками и свободно говорил на любом наречии, был хорошо знаком с культурой и искусством античного мира, философами и поэтами. Годы изгнания закалили его характер, сформировав его натуру восточного тирана.

Вернувшись в Понт из изгнания, Митридат VI Евпатор заточил в темницу свою царствующую мать Лаодику и захватил власть в Понтийском царстве.

Царь Митридат VI Евпатор - один из крупнейших деятелей Эллинистического мира Причерноморья, был сказочно богат. Он смог колоссально расширить свои владения захватническими войнами и умелой государственной торговлей и политикой, в частности удачно выдал свою дочь за царя Армении Тиграна II .

В 107 до н. э. Митридат VI совершил третий военный поход для подавления восстания Савмака, вспыхнувшего в Боспорском царстве. В начале восстания Савмака был убит царь Боспорского государства Перисад V, последний из династии Спартокидов. Подавив восстание Савмака, Митридат VI стал управлять Боспорским государством , подчинил своему влиянию почти все греческие города Причерноморья.

Митридат VI Евпатор расширил границы присоединив к своему царству города Северного Причерноморья, Колхиды и Малой Армении.

Имея сильную армию, Митридат VI Евпатор дважды посылал свои войска в Крым на помощь Херсонесу Таврическому, которому угрожали скифы.

Целью Митридата VI было создание великого царства на Востоке, и только Римская Империя стояла на его пути.

Заручившись поддержкой царя Армении Тиграна II и вступив в союз с пиратами Средиземного моря, Митридат вступил в войну с Римом и вторгся в римские малоазиатские владения Пафлагонию, Каппадокию, Галатию, Вифинию.

Митридат VI Евпатор провёл три войны с Римом, так называемые, Митридатовы войны (89-84 г.г. до н.э., 83-81 г.г. до н.э., 74-63 г.г. до н.э.,), он воевал против римских легионеров и их полководцев Луция Корнелия Суллы и Гнея Помпея. Митридатовы войны завершились разгромом войск Митридата VI Евпатора.


Участие в войнах: Завоевание Боспора. Войны с Римской республикой.
Участие в сражениях: При Херонее. Орхомен. Кабира

(Mithridates VI of Pontus) Царь Понта Эвксинского (с 122 до н. э.), потомок династий Ахеменидов и Селевкидов

За годы правления Митридата небольшое государство Понт на северном побережье Малой Азии превратилось в первостепенную державу на эллинистическом востоке.

В начале своего правления Митридат захватил Колхиду — приморскую часть Закавказья, а затем подчинил своему влиянию соседние государства — Вифинию, Каппадокию, Армению. Когда в 110г. до н.э. херсонесцы, теснимые скифами, обратились к Митридату за помощью, царь послал в Херсонес свои войска под командованием полководца Диофанта, который после нескольких лет борьбы овладел Боспорским царством, перешедшим в полное распоряжение Митридата . К этому времени царю удалось объединить под своей властью все земли, прилегающие к Черному морю.

Это привело к неизбежному столкновению Понта Эвксинского с Римской республикой .

В 85 г. до н. э. между войсками понтийского царя и римскими легионами начались боевые действия. Вначале успех благоприятствовал Митридату . Понтийским войскам (около 250 тысяч пехоты, 40 тысяч всадников и около 400 боевых кораблей) удалось изгнать римские легионы из провинции Азия. Царь объявил населению захваченной территории о восстановлении свободы и самоуправления в городах, введении демократического правления, отмене задолженности по налогам и освобождении от налогов на ближайшие пять лет. Все эти меры принесли Митридату широкую популярность среди населения Малой Азии, с помощью которого по приказу царя в один из назначенных дней были истреблены все римляне и жители Италии, проживающие на захваченной территории (от 80 до 150 тысяч человек).

После захвата Малой Азии Митридат двинул свои войска на завоевание Балканской Греции и Македонии и, используя антиримские настроения, в скором времени захватил большую часть Греции, сделав своей главной базой Афины и порт Пирей. Митридат оказал помощь тирану Аристиону, захватившему власть в Афинах в 88 г. до н. э. и поставившему своей целью добиться восстановления былой независимости Афин от Рима.

Но уже в 87 г. до н. э. ситуация изменилась не в пользу Митридата. Тридцатитысячная армия под командованием Луция Корнелия Суллы высадилась в Эпире и начала наступление на Афины. Понтийские войска были разбиты в Беотии, и римские войска подойдя к Афинам, начали осаду города. Она продолжалась несколько месяцев, но затем в Афинах начались голод и болезни, и после кровопролитного штурма сам город и порт Пирей оказались в руках Суллы. Афины подверглись страшному разграблению и навсегда лишились своего былого могущества.

На помощь своим войскам в Балканской Греции Митридат выслал новую армию (около 100 тысяч пехоты, 10 тысяч всадников), однако и она была разбита в 86 г. до н. э. в битве при Херонее (Беотия) войсками Суллы. В 86—85 гг. до н. э. против понтийских войск действовали уже две римские армии под командованием Суллы и Флакка.

Для набора новой армии Митридату пришлось отменить свои прежние решения о налоговых льготах для населения Малой Азии, ввести новые налоги и прибегнуть к реквизициям у многих греческих городов.

К этому же времени обострились внутренние противоречия внутри Понта. Малоазийские рабовладельцы и олигархи были недовольны широкой раздачей гражданских прав, предоставлением земли неимущим, освобождением рабов, покровительством Митридата пиратам.

Городские круги Боспора были недовольны усилением роли варварских племен, прежде всего в войске Митридата , в котором сражались скифы, тавры, сарматы, фракийцы, меоты. Царь все более делал ставку на них, а не на греческие города Северного Причерноморья. Это, в свою очередь, вызывало перемену в настроениях малоазийских рабовладельческих кругов, которые начинали ориентироваться не на Митридата, а на Рим. В 85 г. до н. э. римские войска наносят понтийской армии новое поражение при Орхомене (Беотия) и захватывают в Малой Азии город Пергам. Римский флот оттеснил флот Митридата, завоевав господство в Эгейском море. Теперь царь Понта оказался в критическом положении, поскольку его резервы были исчерпаны. Он запросил Суллу о мире, и тот выдвинул условием заключения мира очищение Митридатом всех захваченных им территорий в Малой Азии, выдачу пленных и перебежчиков и предоставление Риму 80 кораблей и 3000 талантов контрибуции. В 85 г. до н. э. был заключен Дарданский мир .

Поражение Митридата в 1-й войне с Римом ослабило Понтийское царство, некогда претендовавшее на объединяющую роль в Восточном Средиземноморье и Малой Азии. Однако в Риме не забывали об опасности Митридата и, опасаясь его нового усиления, решили спровоцировать с ним новую войну.

В 83 г. до н. э. римский наместник Мурена вторгся на территорию Понта, однако это наступление было отражено войсками Митридата в ходе.

Используя внешние и внутренние политические трудности Рима, Митридат начал подготовку к новой войне, заключив военно-политический союз со своим зятем, царем Армении Тиграном II . После того как царь Армении захватил огромные территории в Азии, Митридат решил, что возможность для нового удара по Риму достаточно благоприятна. Предварительно он договорился о совместных действиях с правителем Испании Серторием , восставшим против Рима.

Перед началом своей 3-й войны с Римом (74—64 гг. до н. э.) Митридат подготовил достаточно крупную армию (около 100 тыс. пехоты, 16 тыс. конницы, 100 боевых колесниц и 400 судов). Этому войску Рим смог противопоставить весьма ограниченные силы (около 40 тыс. пехоты и 2 тыс. всадников).

Война началась вторжением на Боспор понтийских войск под командованием Неоптолема. Вскоре Боспор вновь перешел к Митридату, который назначил его наместником своего сына Махраба.

Вслед за тем Митридат решил до прибытия римских легионов из Италии овладеть крепостями Калхедоной и Кизиком (Препонтида). Однако их осада не увенчалась успехом, и в 74 г. до н.э. в Препонтиде высадились римские легионы под командованием консула Лициния Лукулла .

Римские войска нанесли поражение войскам Митридата, после чего понтийцы сняли осаду Кизика и отошли на территорию Понта. Преследуя понтийцев, римские войска перенесли боевые действия на территорию самого царства Митридата и в 72 г. до н. э. разгромили его армию под городом Кабирой. Митридату изменил собственный сын Махраб , предугадавший исход борьбы своего отца с Римом. Махраб отправил Лукуллу транспорт с продовольствием, предназначенным для понтийских войск. К концу 72 г. до н. э. территория Понтийского царства была оккупирована римскими войсками. Митридат с двухтысячным отрядом всадников бежал к Тиграну II в Армению. Лукулл потребовал у армянского царя выдачи Митридата, но получил отказ. Тогда римский консул объявил Тиграну II войну и вторгся на территорию Армении. Вначале консулу сопутствовал успех, но с переносом войны в горную Армению для римлян началась полоса неудач. В 87 г. до н. э. войскам Митридата удалось нанести римлянам поражение при Энеле.

Ход войны вновь изменился, когда командование римскими войсками принял Гней Помпей . Римскому полководцу удалось заключить союз с Парфией, начавшей военные действия против Тиграна II. В этих условиях армянский царь оказался перед перспективой войны на два фронта — против Рима и Парфии, что привело к разрыву его союзнических отношений с Митридатом.

После поражения в 66 г. до н. э. при Никополе Митридат укрепился в Боспоре, где у него возник план грандиозного похода на Рим через степи Северного Причерноморья, через придунайские римские провинции и через Альпы. Митридат заключил союз с вождями многих племен, предложив им в жены своих дочерей.

Однако в конце 63 г. до н. э. в одном из крупнейших городов Боспора вспыхнуло восстание против Митридата, которое возглавил фанагориец Кастор. Восстание быстро разрасталось и охватило другие боспорские города — Нимфей, Феодосию, Херсонес. В Фанагории восставшие осадили и подожгли акрополь, в котором находились сыновья Митридата; им пришлось сдаться в плен. Один из сыновей Митридата Фарнак открыто перешел на сторону восставших и возглавил движение против своего отца уже в понтийском войске.

Митридат оказался окруженным в собственном дворце, в акрополе Пантикапея, стоявшем на горе, которая с античных времен носит имя Митридата. Он опасался попасть в плен к римлянам или оказаться в лагере восставших.

Бывший царь Понта Эвксинского попытался покончить с жизнью ядом, но его закаленный противоядиями организм упорно сопротивлялся этому. Митридат пытался убить себя мечом, но также не смог этого сделать. И тогда он обратился к своему преданному соратнику с просьбой помочь ему умереть, и тот заколол своего царя. Фарнак прислал Помпею тело своего отца.

По предложению Цицерона смерть Митридата была отпразднована в Риме десятидневными празднествами и играми.

Митридат VI Евпатор вошел в историю как человек неуемного властолюбия и огромной энергии, как искусный военачальник и талантливый дипломат, владевший более чем 20 языками. В нем соединялись эллинистическая образованность и варварская деспотичность. Но главной чертой понтийского царя было упорное продвижение к поставленной цели.

Митридат VI Евпатор, великий владыка Понтийского царства и один из самых непримиримых врагов Рима, оставил в наследство историкам так много вопросов, что их окончательное решение, наверное, сегодня почти так же далеко от завершения, как и в момент начала изучения его бурной жизни. Одна из таких проблем - определение места этого царя в ряду других властителей эллинистического востока. Ведь Митридат VI заметно отличается как от “классических” эллинистических царей, так и от парфянских или армянских владык. Данный вопрос ставился в историографии неоднократно, однако его многочисленные грани заставляют возвращаться к нему вновь и вновь.
В одной из своих недавних работ крупнейший современный исследователь истории Митридата Евпатора Б.Макгинг так выразил господствующее сейчас в науке, и совпадающее с его личным, мнение по этому вопросу: “Эллинизм Евпатора включает в себя столько аспектов, что мы можем не удержаться от искушения думать, будто он и его семья во всех отношениях стали греческой династией, засомневаться, не стало ли царство Митридата во всех отношениях греческой монархией. Я хотел бы подчеркнуть здесь, что иранские начала продолжал сохранять свое значение на всем протяжении царствования Митридата Евпатора”
Соглашаясь в целом с таким взглядом на проблему, автор данной статьи все же видит ряд аспектов, которые необходимо разобрать более подробно, для того чтобы выявить представления самого Митридата VI и его отношение к своим иранским корням и эллинистическим заимствованиям. Нагляднее всего, по нашему мнению, эти аспекты будут видны при разборе имеющихся свидетельств о семье понтийского владыки. Причем именно о его семье, так как более ранние напластования, связанные с предками Митридата VI, как не связанные с его волей и поступками, останутся за пределами настоящего исследования.

Жены Митридата VI Евпатора

Согласно устоявшейся в Понтийском царстве брачной традиции, местные монархи выбирали себе жен из своих сестер или селевкидских принцесс, как правило, носящих имя Лаодика(2) . Родство с Селевкидами, разумеется, повышало международный авторитет страны и степень эллинизации понтийского двора, что сказывалось, естественно, и в брачной сфере. Браки с родными сестрами также не были признаком варварства, Лагиды, например, которых никто и никогда не называл варварами, использовали этот обычай весьма часто(3), практиковалась такая форма брака и в правящем доме Селевкидов.
Не отошел от этой традиции и Митридат VI Евпатор: известно, что он женился на своей сестре Лаодике. Возможно, что до брака эту царевну звали иначе. Дело в том, что у Митридата VI была и другая сестра по имени Лаодика (о ней смотри ниже), и потому маловероятно, чтобы в одной семье одновременно детей называли одним именем; затруднительно даже привести такой пример.
Брак Митридата VI Евпатора и его сестры Лаодики, видимо, был возможным компромиссом царя с противоборствующей дворцовой группировкой во главе с его матерью, - группировкой оттесненной от власти, но до конца еще не побежденной. Брак заключался, исходя из возраста Митридата VI, уже после лишения власти вдовы Митридата V Эвергета. Получая в жены сестру, Митридат VI (возможно, наоборот, его оппоненты) желал видеть в ней старшую женщину понтийского царского дома, а такая по традиции носила селевкидское имя Лаодика. Для той эпохи имя имело громадное пропагандистское значение: так, например, одним только изменением имени Митридат VI и Никомед III придавали легитимность власти посаженным на престол других стран (Каппадокии и Пафлагонии соответственно) своих собственным детям. Это, вероятно, объясняет наличие в источниках двух дочерей с одинаковым именем у одного отца, а возможно и одной матери, так как они (Лаодики) обе они стали царицами, и значит обе были законными царскими дочерьми(5) .
Подтверждением этой версии может послужить и сюжет об измене Лаодики Младшей Митридату VI Евпатору, попытке его отравления и последующей казни ее и других виновных в этом. Здесь отчетливо виден заговор, реальный или придуманный, итогом которого стали казни виновных или неугодных царю лиц. Более того, есть версия, согласно которой сама поездка Митридата VI по Азии, во время которой и начались эти события, была вызвана слабостью царя, фактически вытесненного из своего дворца. Из сообщений Юстина и Саллюстия следует, что Лаодика была казнена, однако в историографии существует мнение, что это не так, а сообщение о казни Лаодики есть следствие враждебной Митридату VI проримской литературной традиции(6) . Во всяком случае, после смерти Лаодики Mитридат VI Евпатор не выбирает себе в жены другую сестру, хотя, как явствует из источников, они у него были, причем, вероятнее всего, хотя бы некоторые из них находились в том возрасте, когда еще могли иметь детей (подробнее об этом см. ниже).
Сыном Митридата VI и Лаодики, о котором сообщает Юстин, по мнению Т. Рейнака, был будущий царь Каппадокии - Ариарат IX(7) . Родился Ариарат IX - впрочем, при рождении он тоже наверняка получил другое имя - в 109/108 г. до н.э., а в восьмилетнем возрасте он стал царем Каппадокии, то есть в 100/101 г. до н.э.(8) . Этот Ариарат помогал Митридату VI в войне за Каппадокию, а позднее был им отравлен.
Т.Моммзен в своем ярком портрете Митридата VI дает короткое, но весьма характерное замечание о гареме царя, видя в этом один из признаков его азиатского образа жизни(9). Т.Рейнак сравнивает гинекей Митридата VI с султанским сералем, уподобляя разницу в статусе жен и наложниц установленным в гаремах турецких султанов различиям в положении султанш и наложниц. Большинство последующих авторов приняли без возражения эту точку зрения или прошли мимо.
Однако необходимо отметить то, что все остальные жены Митридата VI, кроме Лаодики, были гречанками, и ни одна из них не происходила из царской семьи. Царь практиковал браки с простолюдинками, как это было принято у пергамских Атталидов(10). Видимо, Митридат VI хотел таким образом получить поддержку граждан полисов, ранее входивших в Пегамское царство, а теперь находящихся в римской провинции Азия.
Итак, из источников нам известны имена пяти женщин Митридата VI, статус которых либо точно царский, либо близок к нему:
1. Лаодика (о ней см. выше); 2. Монима; 3. Стратоника; 4. Береника; 5. Гипсикратия. Проанализируем все доступные сведения о них.
Монима из Стратоникеи. Как передает Плутарх о Мониме: “...когда в свое время царь домогался ее благосклонности и послал ей 15 000 золотых, она на все отвечала отказом, пока он не подписал с ней брачный договор и не провозгласил ее царицей, прислав диадему”(11). Отец Монимы Филопемен стал “наблюдателем” (епископом) над Эфесом, что, видимо, было одним из условий брачного контракта. Во время антимитридатовского восстания в Эфесе Филопемен, скорее всего, погиб, так как известий о его деятельности мы больше не имеем. Брак между Митридатом VI и Монимой состоялся, видимо, около 88 г. до н.э., в период наивысших успехов царя в первой войне с Римом.
Чувства царя к Мониме были, вероятно, действительно сильными; подтверждает это и свидетельство Плутарха об обнаруженной Помпеем в Новой крепости “непристойной” переписки царя и его супруги.
Дальнейшая судьба Монимы печальна: чтобы она не попала в руки римлян, ее по приказу царя убивают.
Стратоник. В отличие от Лаодики и Монимы, статус которых может быть с точностью определен как царский, положение Стратоники неизвестно. Плутарх называет ее наложницей, Аппиан не знает, наложница она или жена, Дион Кассий называет ее женой.
Стратоника, которая заменила Мониму в сердце царя, была совершенно не знатного рода. Рассказывая о ее знакомстве с царем на пиру, Плутарх подчеркивает низость ее рода и даже не называет имя ее отца, молчат об этом и другие наши источники. Неизвестен и город, из которого она происходила.
Тем более удивительно в этой связи, что Митридат поручил Стратонике управление крепостью с сокровищницей. Стратоника передала крепость и сокровища Помпею в обмен на обещание сохранить жизнь ее сыну от царя - Ксифару. Митридат, узнав об этом, чтобы наказать изменницу, казнил Ксифара. По мнению Т.Рейнака, поступок Стратоники объясняется ревностью к положению, которое заняла возле царя Гипсикратия(12).
Дальнейшая судьба Стратоники нам неизвестна, однако, учитывая, то обстоятельство, что Помпей оставил в ее собственности большую часть сокровищ Митридата VI, не будет преувеличением сказать, что остаток жизни она провела в достатке.
Береника из Хиоса. Ее имя упоминается только в тексте Плутарха. Описывая трагедию в Фарнакии, когда жены и наложницы царя убивали себя по его приказу, чтобы не попасть в руки римлян, Плутарх сообщает и об отравившихся Беренике и ее матери.
Гипсикратия. Об этой женщине нам известно, что она сопровождала Митридата VI после его поражения от Гнея Помпея. Гипсикратия была одета как персидский воин и вела себя соответствующим образом, ухаживая за царем и его боевым конем. Плутарх называет ее наложницей, Валерий Максим, Евтропий и опирающийся на него Фест - женой царя.
Ее функции при царе были столь необычны, что Митридат VI называл ее не Гипсикратией, а Гипсикратом. Это обстоятельство, а так же намек на симпатию царя к красоте молодого человека, позволили даже высказать предположение о нетрадиционной ориентации понтийского владыки, что представляется нам совершенно невероятным.
По сведениям Валерия Максима, Гипсикратия сопровождала царя во время его похода на Боспор, но далее следы ее судьбы теряются. Из сочинения Орозия известно, что прежде, чем умереть, Митридат VI дал яд женам и наложницам, но была ли среди них Гипсикратия, нам неизвестно.
Образ Гипсикратии, попавший в сочинения античных авторов, близок к образу мифологических женщин-воительниц амазонок; возможно, это связано с тенденцией подражания Митридата Александру Македонскому, который, как известно, по легенде вступил в брак с царицей этих воительниц.
Итак, Стратоника, Береника и Гипсикратия - кто они: жены или наложницы? Анализ источников скорее склоняет нас ко второй версии. Именно этот статус определяет для них Плутарх, который, как известно, опирался, описывая азиатскую компанию Помпея, на сочинение Теофана Митиленского. В данном случае этот источник для нас надежен, так как Теофан сопровождал Помпея в этом походе и вне всяких сомнений был в курсе этих подробностей. Сомнение вызывает лишь Стратоника, которой царь доверил строго секретную информацию о тайной сокровищнице (об этом подробнее смотри выше). Ответ, как нам кажется, есть у Аппиана, который сообщает, что Митридат “будучи столь благоразумен и вынослив, имел только одну слабость - в наслаждениях с женщинами”.
Разумеется, кроме пяти вышеперечисленных жен (наложниц), Митридат VI заключал довольно длительные любовные союзы и с другими женщинам. Так источники сообщают нам о некой Адобогион, наложнице Митридата VI и, возможно, матери его сына, известного под именем Митридата Пергамского. Эта Адобогион, галатка судя по имени, впоследствии была супругой галатского тетрарха Менодота (13).
Tакже существовали и другие наложницы, чьи имена неизвестны; они были дочерьми знатнейших людей царства, именно их освободил и отправил к родным Помпей. Аппиан говорит о том, что “евнух Бакх... убил его (Митридата - К.Г.) сестер, жен и наложниц”. О “скифских женах” Митридата VI, проведенных в триумфе Помпея, сообщает и Плутарх. По Орозию же какие-то жены и наложницы Митридата умерли вмести с ним. Если учесть, что сведения о женах и наложницах Митридата VI в основном относятся к периоду окончания Третьей Митридатовой войны, то смело можно предположить наличие многих других, сведения о которых либо не дошли до нас, либо вообще не попали в историю.
Существовали, видимо, и дети Митридата VI от наложниц, но законными они не считались. Именно таким должен быть Митридат Пергамский, сын Адобогион, а также Архелай, сын одноименного понтийского стратега, утверждавший, что он на самом деле сын Митридата VI Евпатора. Считать, исходя из современного состояния источников, что их отцом был именно Митридат Евпатор, как и обратное, бездоказательно.
Как мы видим, в вопросе выбора жен, Митридат VI ориентировался на женщин не царского происхождения(14). Кроме своей сестры Лаодики, он не заключил брачный союз ни с одной принцессой. Видимо, поддержка греков римской провинции Азии, из которых происходили его жены, была ему важнее, чем союзы с Вифинией, Египтом, Парфией или какими-либо другим царствами. Возможно, Митридат VI Евпатор не желал получать жену из рук ее родственника - царя, так как, становясь в таком случае его зятем, он как бы подпадал под чью-то, пусть даже чисто номинальную, власть.
Многоженство же характерно не только для понтийского владыки, более того, здесь напрашивается прямая аналогия с Александром Маке-донским которому Митридат VI Евпатор стремился подражать во всем, и даже македонским царским домом вообще.
Автор настоящей статьи больше склоняется к версии, согласно которой Митридат VI Евпатор был настолько женолюбив, что исходил в матримониальных вопросах исключительно из собственных желаний, а не каких-то дальновидных политических расчетов. Это обстоятельство приближает его к классическим эллинистическим монархам, многие из которых также имели значительное количество любовниц, но никогда большей одной (разумеется, одновременно) главной жены, происходящей из влиятельного царского дома. Расселение же этих женщин в охраняемом дворце выглядит абсолютно естественным, и наверняка та же практика существовала и при других царских дворах эллинистического мира; следовательно, видеть в этом что-то типично ориенталистическое безосновательно(15).

Сестры Митридата VI Евпатора

Античные авторы донесли до нас имена пяти сестер Митридата VI: 1.Лаодика I; 2.Лаодика II (о ней см. выше); 3. Роксана; 4. Статира; 5. Ниса.
Лаодика I - жена каппадокийского царя Ариарата VI. Точная дата и обстоятельства этого брака неизвестны. Традиционно считается, что он последовал за упоминаемым Аппианом вторжением Митридата V Эвергета в Каппадокию(16). Согласно Помпею Трогу Лаодика I после смерти мужа правила совместно с сыном Ариаратом VII, затем вышла замуж за вифинского царя Никомеда III(17) и помогала ему захватить Каппадокию. После вторжения в страну войск Митридата она, видимо, была вынуждена отправиться в Вифинию к своему новому мужу(18).
Роксана и Статира. О них известно, что они укрывались в Фарнакии, когда Митридат, опасаясь, что они попадут в руки римлян приказал им умереть. Царь не выдал их замуж и они “засиделись в девицах до сорока лет”(19).
Ниса. Еще одна сестра Митридата VI была заключена им в одну из крепостей и освобождена Лукуллом. Возможно, именно она была впоследствии проведена в триумфе Помпея, хотя это вызывает удивление: ведь, освободив Нису, провести ее в своем триумфе должен был Лукулл. Поэтому не исключено, что у Митридата была и шестая сестра, носящая неизвестное нам имя.
Таким образом, мы видим, что Митридат VI не выдал замуж ни одну из своих сестер, более того, скорее всего, все время его правления они были изолированы от двора. Причина здесь видимо кроется, в личностных особенностях понтийского владыки, претерпевшего от двух своих сестер (Лаодики I и Лаодики II) крупные неприятности. Здесь мы более отчетливо видим “восточный деспотизм”, но ведь и в Сирии, и в Египте сестры монархов полностью зависели от их воли.

Сыновья Митридата VI Евпатора

Античные авторы донесли до нас имена одиннадцати сыновей Митридата VI Евпатора: 1. Артаферн; 2. Махар(21) ; 3. Фарнак; 4. Ксифар; 5. Дарий; 6. Ксеркс; 7. Оксатр; 8. Митридат Младший; 9. Аpкафий; 10. Эксиподр; 11. Ариарат (o нем смотри выше).
Как мы видим, сыновья Митридата Евпатора, в отличие от его жен, все имеют персидские имена. Этот факт говорит в пользу господства ориентализма в семье понтийского царя, но, возможно, это просто дань религиозной традиции.
Четыре младших сына, захваченных в восставшей Фанагории, имеют традиционно персидские имена: Артаферн, Дарий, Ксеркс, Оксатр. Tак как имена свои они получили в период расцвета деятельности Митридата Евпатора, то можно сделать вывод, что имена давались им для иранцев, а не для греков, для которых они могли выступать под какими-либо греческими эпитетами, подобными тем, что имел сам Митридат Евпатор.
Во время первой войны против Рима, уже взрослыми были Mитридат Младший, Aркафий и также Aриарат. За ними, вероятно, следовали Aртаферн, родившийся в 104 г. до н. э., Maхар и Фарнак, родившийся в 97 г. до н.э. и Ксифар. Наконец, далее следовали сыновья захваченные во время мятежа в Фанагории. После этого мятежа Mитридат убил другого своего сына Эксиподра: сведения об этом передает Орозий, другие же авторы о нем не сообщают. Мы мало знаем об Артaферне, но он тем не менее упомянут в триумфе Помпея.
Как непреложно следует из источников, царевичей используют по мере их взросления на административных и военных должностях. Митридат Евпатор даже передает им часть своих полномочий, когда находиться в отлучке. Митридат стремиться пресечь династические распри. Тем не менее, существуют указания, чтобы подозревать, что такие вещи все же случались. Мы знаем из Плутарха, что пока Митридат был в Пергаме, он назначил правителем других территорий одного из своих сыновей, которому были выделены Понт и Боспор. Вероятно, это был Митридат Младший.
Во-первых, именно он взял отцовское имя, традиционное для династии, что уже не было случайным, и могло указывать, на его статус наследника. Во-вторых, Митридат Младший был около своего отца в Азии и воевал против Фимбрии, пока другой старший сын Aркафий находился в Греции.
Можно попытаться вычислить, кто из жен Митридата Евпатора являлась матерью того или иного его ребенка, сопоставляя год брака с ними царя и год, когда он взял новую жену, но вряд ли для реконструкции такой метод вполне надежен.

Дочери Митридата VI Евпатора

Своих многочисленных дочерей Митридат VI, использовал, как это и было принято в то время, “по прямому назначению”, то есть выдавал их замуж за своих союзников, закрепляя, таким образом, политический договор брачными узами. Митридат VI становился тем самым тестем, а, следовательно, старшим в заключенном союзе, что естественным образом повышало его международный авторитет. К тому же, передача дочери ее новому господину - мужу, видимо, расценивалась, как весьма ценный, поистине царский подарок: ведь ценность женщины, происходящей от столь могущественного владыки, была неизмеримо выше, чем любой другой. Как мы увидим, все эти аспекты брачных отношений Митридат VI использовал весьма умело, приобретая взамен отданной дочери большие политические дивиденды. В этом отношении, нельзя не согласиться с высказыванием испанского исследователя Л.Бальестерос Пастора: “Относительно дочерей можно сделать вывод, что Митридат использовал их, как инструмент в своей внешней политике”.
Митридат VI, прекрасно осознавал, что его дочери - это его капитал; это видно хотя бы из того, что, оставив жен и сестер в впоследствии захваченной римлянами Фарнакии, дочерей он увез с собой на Боспор.
Всего дочерей, известных нам поименно из сохранившихся античных источников у Митридата VI было 8: 1.Дрипетина. 2. Клеопатра I. 3. Афинаида. 4. Митридатис. 5. Ниса. 6. Клеопатра II. 7. Евпатра. 8. Орсабарис.
Дрипетина. Год ее рождения нам неизвестен, но, видимо, это самая старшая законная дочь Митридата VI, так как Валерий Максим сообщает, что она была рождена Лаодикой, сестрой-женой царя. Дрипетина из-за болезни была оставлена Митридатом VI в крепости Синория под надзором верного евнуха Менофила. Предательство гарнизона крепости, открывшего ворота легату Помпея Манлию Приску, вынудило Менофила убить Дрепентину, а затем и себя, что бы не попасть в руки врагов
Клеопатра. Клеопатра была выдана замуж за царя Армении Тиграна II в 94 г. до н.э.. Год ее рождения нам не известен. Союз с Тиграном II, скрепленный браком, оказался весьма выгодным для Митридата VI. Что же касается Клеопатры, то она, вероятнее всего, имела при дворе своего супруга достаточно влиятельную позицию.
Афинаида. Следующей за ними по старшинству нам известна дочь Митридата VI, просватанная за царя Каппадокии Ариобарзана I. Аппиан сообщает: “Сочтя недопустимым, что ведется война против Митридата, заключившего договор с римлянами, Сулла отправил Авла Габиния, чтобы передать Мурене прежний строгий приказ не воевать с Митридатом, а Митридата и Ариобарзана примирить друг с другом. При этой встрече Митридат просватал свою четырехлетнюю дочь за Ариобарзана, и под этим предлогом он договорился владеть тем, что из Каппадокии было в его руках, а сверх этого присвоил и другие части этой страны, угощал всех и назначал всем денежные награды за лучшие тосты, угощения, шутки и песни, как он это обыкновенно делал. Только один Габиний не прикасался ни к чему. Так прекратилась вторая война Митридата с римлянами приблизительно на третий год”.
Видимо, малолетняя дочь Митридата VI была просватана не за старика Ариобарзана I, а за его сына и наследника Ариобарзана II, так как из писем Цицерона нам известно, что матерью Ариобарзана III была дочь Митридата VI - Афинаида. Этот брак, как и брак другой его дочери, Клеопатры, принес Митридату VI неплохие политические дивиденды в виде некоторой части территории Каппадокии.
Помолвка, судя по тексту Аппиана, состоялась в самом конце Второй Митридатовой войны в 82 г. до н.э. Имя принцессы указывает на Афины, ставшие на сторону Митридата VI. Назвать дочь Афинаидой Митридат VI мог только до их падения, которое произошло 1 марта 86 г. до н.э. Следовательно, а это подходит и под свидетельство Аппиана, Афинаида родилась зимой - весной 86 г. до н.э.
Миридатис и Нисса. Они должны были вступить в брак с Лагидами, царями Египта и Кипра соответственно. Но браки, по причине поражения Митридата VI в войне с Римом не состоялись. Обе дочери находились с отцом до последнего момента и в 63 г. до н.э. отравились, что бы не попасть в руки римлян.
Клеопатра II. Об этой дочери Митридата VI известно, что она находилась в Фанагории, в момент восстания этого города против царя. Однако, в отличие от остальных детей царя, она не растерялась и оказала сопротивление мятежникам. Восхищенный ее мужеством, Митридат послал ей помощь и тем самым спас ее. Дальнейшая судьба Клеопатры II неизвестна. Нет никаких сомнений, что эта женщина не та Клеопатра, которая была выдана замуж за царя Армении Тиграна II - это другая дочь понтийского владыки. Имя же она, возможно, получила после смерти последней, уже будучи взрослой. Если это так, то Митридат VI готовил ее к браку с кем-то из “сильных” царей, придав ей заменой имени на более значимое больший вес.
Евпатра и Орсабарис, которые были проведены в триумфе Помпея. Возможно, что Орсабарис была захвачена, вместе с другими безымянными для нас дочерьми Митридата VI, которых он отправил в качестве невест для своих будущих скифских вождей - союзников. В создавшейся на тот момент политической ситуации для Митридата это был бы весьма удачный альянс. Но сопровождавшие принцесс воины выдали их римлянам. Евпатра же была захвачена и также выдана римлянам восставшими фанагорийцами во главе с Кастором.
Ряд имен дочерей Митридата VI греческие, ряд персидские, некоторые образованы от его имен (Митридатис и Евпатра), симптоматично отсутствие имени Лаодика. Это, видимо, связано с желанием царя перемешать имена и быть одинаково “своим”, как для греков, так и для коренного населения Понта. В отличие от сыновей царя, имеющих исключительно персидские, в основном царские имена, греческие имена его дочерей имеют чисто селевкидское происхождение.

Другие родственники Митридата VI Евпатора

Интересно, что имя единственного известного нам родственника Митридата(24) , состоявшего с ним не в первой степени родства, греческое- Феникс. Этот человек командовал передовым отрядом армии Митридата против Лукулла, а затем перешел на сторону римлян. Это сообщение Аппиана, наводит некоторых современных исследователей на мысль, что и другие родственники царя могли занимать высокие военные и административные посты. Подтверждением этому служит также то, что отец одной из жен Митридата - Монимы Филопемен стал “наблюдателем” (епископом) над Эфесом Однако это абсолютно ничего не дает для нашего исследования, так как такое положение дел естественно как для двора любого восточного владыки, так и для системы управления самых классических эллинистических государств.

Подводя итог данному исследованию, можно отметить, что семейная “политика” Митридата VI Евпатора, в общем, была традиционной для эллинистических владык, хотя и имела некоторые отличительные признаки, вызванные не столько “ориентализмом” царя, сколько его личностными особенностями, которые, конечно, во многом основывались на его иранских корнях. Для нас же важно, что в глазах греков Митридат в том, что касалось его семейных дел, выглядел почти так же, как и другие классические эллинистические монархи.

Митридат

Нет имени более известного, чем Митридат. Его жизнь и его смерть - это значительная часть римской истории», - так писал известный французский драматург, немного, наверное, все же склонный к преувеличениям, Жан Расин. А между тем Митридат умер в Керчи. Случилось это в первом веке до нашей эры, и Керчь тогда звали не Керчью, а Пантикапеем, и был город этот столицей государства Боспорского.

История, что привела царя Понтийского Митридата из Малой Азии в Пантикапей, как в последнее убежище, начинается издалека. Сначала в Крыму появлялся, и неоднократно, его военачальник Диофант с войсками. Имя Диофанта сохранил нам декрет, текст которого в виде надписи на камне был найден в конце прошлого века среди развалин Херсонеса. В этом декрете Диофант назван другом и благодетелем Херсонеса, победившим скифского царя Палака, сына Скилура. «Когда скифский царь Палак внезапно напал на Диофанта с большим полчищем, он обратил в бегство скифов, считавшихся до тех пор непобедимыми, и таким образом устроил так, что царь Митридат Евпатор первым водрузил над ними трофей», - говорит декрет. Однако в Тавриде Диофант узнал не только победы…

Он, посланник могущественного Митридата, через некоторое время после победы над Палаком вынужден был бежать от Савмака, возглавившего восстание на Керченском полуострове, причем бежал так, что едва успел вскочить на корабль, который за ним прислали из Херсонеса. Правда, добежав до этого славного, но тем не менее рабовладельческого города, полководец пришел в себя и на главной городской площади высоким от злости голосом призвал гнев богов на головы тех, кто откажется ему помочь.


Херсонеситы, закутанные в свои белые одежды, слушали Диофанта внимательно. Кивали крупными носами - как отказать? Не сами ли звали они его на помощь? Не к нему ли придется обращаться снова, просить защиты от скифов? Скифы рыскали у самых их стен, сжигали поля, вытаптывали виноградники, примеривались к тем выгодам от торговли, которыми пока что пользовались одни только греческие города-перекупщики.

Точно так же скифы обложили и Боспор, и там тоже жены торопили мужей: с этим надо что-то решать! Если вы не можете защитить город - шлите гонцов за море в Понт, зовите на помощь Митридатово войско!

Гонцов послали, и вскоре в Херсонесскую гавань влетела первая триера из Понта, за ней вторая, третья, десятая - без числа!

Херсонеситы высыпали из своих жилищ: Диофант опять пришел! О, царь понтийский, Митридат, сколь скор ты, сколь силен и славен!


Диофант, приведший к берегам полуострова целую армию, на этот раз, кроме военных, одержал еще и дипломатические победы: боспорцы именно по его совету и настоянию решили передать свое царство в руки Митридата, царя Понтийского, владыки многих и многих земель. Поистине лучше жить под мышкой у сильного, чем на свой страх и риск отстаивать собственную свободу посреди чистого поля!..

«Митридат не даст нас обидеть!» - вот была самая ходовая фраза в те дни среди жителей греческих городов Херсонеса, Пантикапея, Мирмекия, Нимфея. Правда, рыбаки Тиритаки спрашивали друг у друга: а не захочет ли Митридат сам обидеть новых подданных? Но голоса их на ход событий не повлияли.

Диофант навел на полуострове жестокий порядок. Ему удалось, наконец, задушить восстание Савмака, отогнать скифов, потеснить тавров, припугнуть всех, кто посягал на свободу античных городов. Еще бы! Города эти пригодятся самому Митридату в его долгой, чуть не на полвека затянувшейся войне с Римом! Вернее, в тех войнах, в которых, и далеко не всегда удачно, против Митридата выступали лучшие полководцы, цвет римской истории. С шестого класса нам знакомы имена: Сулла, Лукулл, Помпей.

В горах Македонии, на побережье Греции умирали солдаты, родившиеся в Херсонесе и Пантикапее. Не хватало хлеба, мяса, золота, новых кораблей и выносливых коней. Давно уже и херсонеситы, и боспорцы поняли, как прогадали они, когда решили: лучше жить под мышкой у сильного, чем умирать за свободу в чистом поле.


…Давно состарился, но не утихомирился царь Митридат, давно уже Боспором правит его тоже уже не молодой сын, но покоя не видно ни в какой дали. А между тем в эту выгоревшую на солнце даль боспорцы всматриваются пристально: что-то она принесет?

Нынче такое время: каждый час жди - то ли римский флот войдет в гавань, то ли Митридат ворвется в Пантикапей, круша собственных подданных кого за нерасторопность, кого за измену…

Только зачем ему в Пантикапей? Даже сын его давно уже, чтоб не прогадать, продался римлянам, послав им хлебные и другие запасы, которые, ограбив боспорцев, заготовил для отца.

…Однако Митридат в Пантикапей все же входит и угрюмо глядит на остатки догорающего флота, который сын сжег, удирая от отцовского гнева. Ну что ж, Митридат еще поспорит с судьбой! Теперь его оплотом станет Боспор, вот этот клочок земли, так хорошо видный с высокой горы Акрополя.

Митридат стоял на ее вершине, огромный и старый, но витые мускулы его по-прежнему напрягались под смуглой кожей, как под шкурой зверя, готового к прыжку. И ноздри раздувались, и сухие крепкие ноги переступали по вытоптанной траве нетерпеливо: царь готов был и в четвертый раз идти на ненавистный Рим.

И, кто знает, может, пошел, если бы не новое предательство: второй сын, Фарнак, тоже переметнулся на сторону Рима. И вон там внизу, на площади возле гавани, где дым все еще застилает воду, его венчают на царство! Гарнизон крепости на его стороне, и теперь высокие стены стерегут самого Митридата, и нет дороги из кольца…


Но царь не хочет живым сдаваться в плен. Мысль о позоре так страшно, что он даже смеется, поводя из стороны в сторону короткой шеей. Яд всегда при нем, и вот он высыпает на огромную ладонь желтые шарики цикуты, протягивает их дочерям. Невесты царей Египетского и Критского, они тоже предпочитают смерть позору. А его смерть не берет, цикута бессильна перед могучим телом, неукротимым духом. Впрочем, этому есть и очень прозаическое объяснение. Еще с детства будущий владыка Понта знал: римляне постараются его извести и вероятнее всего - ядом цикуты, как изводили многих, ставших на их пути. А против цикуты помогает только цикута: просто надо приучать себя к ней постепенно. Итак, цикута не брала, оставался только меч. По преданию, царь приказал заколоть себя. Иные говорили по-другому: бросился на меч, воткнутый в землю острием вверх.

…А могилы или гробницы Митридата в Керчи нет. Так же, как когда-то живого, но побежденного скифа Савмака, мертвого Митридата повезли в Синопу, столицу Понта. Там его похоронили не только без надругательства, но с почестями, на которые расщедрился Рим.

В Керчи в память о Митридате осталось только название горы, откуда в последний раз царь смотрел на море, на зеленые холмы окрест, на белые кубики домов Мирмекия и Тиритаки…

Ничто в городе не напоминает сегодня о Митридате. Иная слава и у горы, когда-то названной его именем. Разве что остатки античных колонн сбоку ее, лежащие в прахе и в золотом цветении одуванчиков, кто-нибудь по неведению примет за гробницу Митридатову, как сделал это когда-то Пушкин, путешествуя по Крыму с семьей генерала Раевского. И, может быть, в воображенье его узким солнечным бликом мелькнет хищная триера, но мгновенье - и растает. Потому что в гавань как раз в это время, перебивая мираж и деловито пыхтя, пройдет маленький буксир с громким названием «Красная армия» и приткнется к причалу…

Е.Г. Криштоф

Митридат VI Евпатор

С присоединением к Понтийскому царству Боспор стал важнейшей частью огромного государства в Причерноморье, куда вошли, кроме Понта, Херсонес и его хора*, Ольвия, Колхида, Малая Армения и некоторые малоазийские области. В течение длительной борьбы Митридата с Римом Боспор оставался базой, откуда понтийский царь черпал не только средства для оснащения и питания армии, но и солдат для своих войск. В конце концов он сделался последним его оплотом.


Войны Митридата с Римом всколыхнули весь Восток. Они оказались заключительным этапом сопротивления, которое оказывал восточногреческий мир поработителю Риму. В этой борьбе личность Митридата наиболее соответствовала образу вождя обороняющегося Востока.

Митридат VI Евпатор был человеком во всех отношениях незаурядным1. Его происхождение связано с династией Ахеменидоз и с потомками Александра Македонского и Селевка. Это придавало Митридату особое значение в глазах подданных, окружало имя царя ореолом славы. Исполинского роста, огромной физической силы, неукротимой энергии и непреклонного мужества, глубокого и коварного ума, безграничной жестокости - таким он сохранился в описаниях античных авторов. По его приказу были убиты или погибли в заточении мать, брат, сестра, три сына и три дочери.

На боспорское население Митридат наложил огромную подать. Страбон сообщает, что царь ежегодно получал с него около полумиллиона пудов хлеба и большие денежные средства. Все это требовалось для его войн с Римом. Особенно тяжелым стало положение на Боспоре, когда Митридат прибыл сюда после ряда поражений, нанесенных ему Римом. Властитель Понта готовился к новым войнам и ради них шел на самые крайние меры по отношению к Боспору и другим подчиненным областям.

Римский историк Аппиан (II в. н. э) так описывает приготовления Митридата к войне с Римом: «Он продолжал набирать войско из свободных и рабов и готовил массы оружия, стрел и военных машин, не щадя ни лесного материала, ни рабочих быков для изготовления тетив, на всех своих подданных, не исключая самых бедных, он наложил подати, при этом сборщики их многих обижали»2.

Такая политика Митридата вызывала против него недовольство в разных слоях населения. Боспорская знать была недовольна развалом морской торговли из-за морской блокады со стороны Рима. Настораживало ее и то, что Митридат вербовал в войско рабов. Даже в войсках не встречали поддержки его фантастические планы идти через Балканы и Италию, чтобы там разбить Рим. Назревала развязка. В Пантикапее возник заговор во главе с сыном Митридата Фарнаком.

По словам Аппиана, события развертывались так.

Ночью Фарнак прошел в лагерь к римским перебежчикам и склонил их отпасть от отца. В ту же ночь он разослал своих агентов и в другие военные лагеря. На заре подняли воинский клич римские перебежчики, за ними его постепенно подхватили другие войска. Закричали первыми матросы, наиболее склонные к переменам, за ними и все другие. Митридат, пробужденный этим криком, послал узнать, чего хотят кричащие. Те ответили, что хотят иметь царем его молодого сына, вместо старика, убившего многих своих сыновей, военачальников и друзей. Митридат вышел, чтобы переговорить с ними, но гарнизон, охранявший акрополь, не выпустил его, так как примкнул к восставшим. Они убили лошадь Митридата, обратившегося в бегство. Митридат оказался запертым. Стоя на вершине горы, он видел, как внизу войска венчают на царство Фарнака. Он направил своих посланцев к нему, требуя свободного пропуска, но ни один из них не возвратился. Поняв безысходность своего положения, Митридат достал яд, который он всегда носил с собой при мече, Две его дочери, находившиеся при нем, невесты Египетского и Кипрского царей, не давали ему испить, пока не получили и не выпили яд первыми. На них он сразу подействовал; на Митридата же не оказал никакого действия, так как царь привык постоянно принимать яды для защиты себя от отравления. Предпочитая смерть плену, он попросил начальника кельтов Битойта оказать ему последнюю услугу. И Битойт, тронутый обращенными к нему словами, заколол царя, выполнив его просьбу.

Власть над Боспором римляне предоставили Фарнаку (63-47 гг. до н. э.), провозгласили его другом ч союзником Рима и в ближайшие годы не вмешивались в боспорские дела. Позже Фарнак воспользовался временным ослаблением власти римлян в Причерноморье и попытался вернуть себе владения отца. Он прежде всего осадил и взял Фанагорию, которой Рим предоставил автономию в награду за восстание против Митридата, а затем с большой армией отправился через Кавказ в Малую Азию, где отвоевал себе часть владений отца. Но в битве при городе Зеле ему нанес поражение римский полководец Юлий Цезарь, пославший в Рим свое знаменитое сообщение о победе: «Пришел, увидел, победил». По возвращении на Боспор Фарнак был вскоре побежден Асандром, которого вместо себя оставил в качестве правителя.

Начинается новый этап в истории государства.

Вторая половина 1 в. до н. э. была для Боспора периодом консолидации и восстановления экономических и политических сил. Асандр укрепил свои права на престол, женившись на дочери Фарнака Динамии. Ему удалось пресечь посягательства на власть со стороны нового царя Понта, римского ставленника Митридата VII, и даже добиться дипломатического признания со стороны Рима. Асандр правил 30 лет, и за это время экономика страны была восстановлена. Для укрепления границ Боспорского государства он построил систему укреплений и в виде вала длиной около 65 км с мощными башнями. Остатки, видимо, этого вала еще сохранились за селом Михайловкой, примерно в 20 км от Керчи. Линия Асандрова вала шла от Узунларского озера возле Киммерика до Азовского моря. Сооружение такого оборонительного рубежа могло быть под силу лишь государству достаточно мощному.


Один из моих коллег решил собирать армию для настольного варгейма и я решил подготовить для него необходимую информацию. 6 Евпатор , царь небольшого эллинистического государства Понта, был одним из самых упорных и последовательных противников Рима. Присоеденив к Понту значительные территории в Азии, смог противопоставить Риму серьезные материальные, людские и дипломатические ресурсы.

Приходилось видеть мнение, что , такой же опасный противник Рима, как и Ганнибал. Не могу с этим согласиться. Вторжение в Италию или морем или по суше через Фракию и Иллирию так и остались прожектами. Войска обоих полководцев состояли из контингентов самых различных национальностей, но войска не идут ни в какое сравнение по организованности и профессионализму с войсками Ганнибала. во многом способствовали внутренние римские проблемы – союзническая война, противостояние сулланцев и марианцев, война с Серторием, бунты в римских армиях. Полководческий талант нельзя ставить рядом с талантом Ганнибала. Но в чем оба полководца похожи, это в упорстве и ненависти к Риму.

Художник Justo Jimeno

Армия Митридата

Сведения об армии Митридата достаточно поверхностны, хотя и многочисленны. Информацию можно подчерпнуть у Аппиана, “Римская история”, Митридатовы войны и у Плутарха, “Сравнительные жизнеописания”, Сулла, Лукулл, Помпей. Численность армии Митридата нужно ставить под сомнение. Первоначально Митридат использует типично эллинистическую армию, аналогично селевкидам, с фалангой из рабов и с серпоносными колесницами, сражавшуюся в Греции против Суллы в . Убедившись в низкой эффективности такой армии против римлян, Митридат пытается перестроить ее по римскому образцу. В качестве командиров и инструкторов используются римляне, посланные к Митридату Серторием. Однако и римская форма, без римского содержания, и помощь зятя, царя Армении Тиграна не помогла Митридату создать боеспособную армию.

Художник Д.Алексинский

Аппиан:

У Митридата его собственного войска было 250.000 и 40.000 всадников; военных судов с крытой палубой 300 и с двумя рядами весел 100 и соответственно все остальное к ним оборудование; военачальниками у него были два брата - Неоптолем и Архелай, но над большей частью войска командовал сам царь. Вспомогательные войска привел к нему сын самого Митридата Аркафий из Малой Армении - 10.000 всадников и Дорилай… выстроенных в фаланги, а Кратер - 130.000 боевых колесниц… К Архелаю присоединились ахейцы и жители Лаконии и вся Беотия за исключением Феспий, которые он окружил и стал осаждать.

Художник Angel Garcia Pinto

… А затем он (Сулла) двинулся против Архелая, тоже через Беотию. Когда они подошли близко друг к другу, то те, которые недавно были у Фермопил, отошли к Фокиде; то были фракийцы, жители Понта, скифы, каппадокийцы, вифинцы, галаты и фригийцы и жители других стран, которые недавно были завоеваны Митридатом, - всего 120.000 человек. Начальники у них были над каждой частью свои собственные, над всеми же главнокомандующим был Архелай.

… В качестве союзников к нему (Митридату) присоединились, кроме прежних войск, халибы, армяне, скифы, тавры, ахейцы, гениохи, левкосуры и те, которые живут на землях так называемых амазонок около реки Термодонта. Такие силы присоединились к прежним его войскам из Азии, а когда он перешел в Европу, то присоединились из савроматов так называемые царские, язиги, кораллы, а из фракийцев те племена, которые живут по Истру, по горам Родоне и Гему, а также еще бастарны, самое сильное из них племя. Такие силы получил тогда Митридат из Европы. И собралось у него всего боевых сил, пехоты около 140.000, а всадников до 16.000.

Художник Angus Mcbride

… В это время Митридат готовил оружие в каждом городе и призвал к оружию почти всех армян. Выбрав из них самых лучших - около 70.000 пеших и половину этого числа конных, он остальных отпустил, а этих распределил на отряды и когорты почти так же, как италийское войско, и передал их на обучение понтийским учителям.

Плутарх:

Тем временем военачальник Митридата Таксил, спустившись из Фракии и Македонии со ста тысячами пехотинцев, десятью тысячами всадников и девятью десятками серпоносных колесниц, вызвал к себе Архелая…

… Сулла, едва заметив смятение в рядах противника, тут же ударил и быстро преодолел расстояние, разделявшее оба войска, чем лишил силы серпоносные колесницы. Дело в том, что главное для этих колесниц – продолжительный разбег, который сообщает стремительность и мощь их прорыву сквозь неприятельские ряды, а на коротком расстоянии они бесполезны и бессильны, словно стрелы, пущенные из плохо натянутого лука. Так и вышло в тот раз у варваров, и римляне, отразив вялое нападение лениво двигавшихся первых колесниц, с рукоплесканиями и смехом потребовали новых, как они обычно делают на бегах в цирке.

… Дело в том, что в первых рядах вражеского строя они (римляне) увидели пятнадцать тысяч рабов, которых царские полководцы набрали по городам, объявили свободными и включили в число гоплитов. …благодаря глубине и плотности своего строя, рабы слишком медленно уступали напору римской тяжелой пехоты и, вопреки своей природе, стояли отважно.

Художник Jose Daniel Cabrera Pena

… Задумав начать войну во второй раз, он (Митридат) ограничил свои силы и их вооружение тем, что было действительно нужно для дела. Он отказался от пестрых полчищ, от устрашающих разноязыких варварских воплей, не приказывал больше готовить изукрашенного золотом и драгоценными камнями оружия, которое прибавляло не мощи своему обладателю, а только жадности врагу. Мечи он велел ковать по римскому образцу, приказал готовить длинные щиты и коней подбирал таких, что хоть и не нарядно разубраны, зато хорошо выучены. Пехоты он набрал сто двадцать тысяч и снарядил ее наподобие римской; всадников было шестнадцать тысяч, не считая серпоносных колесниц.

… Ведь перед ними (римлянами) выстроилось великое множество конницы и отборных бойцов врага, а в первых рядах заняли место мардийские лучники на конях и иберийские копейщики, на которых – среди иноплеменных солдат – Тигран возлагал особые надежды, как на самых воинственных. Но с их стороны не последовало никаких подвигов: после небольшой стычки с римской конницей они не выдержали натиска пехоты и разбежались кто куда. Римские всадники погнались за ними и тоже рассыпались в разные стороны, но в этот миг вышла вперед конница Тиграна. Лукулл был устрашен ее грозным видом и огромной численностью и велел своей коннице прекратить преследование. Сам он первым ударил на атропатенцев, чьи лучшие силы находились как раз против него, и сразу же нагнал на них такого страха, что они побежали прежде, чем дошло до рукопашной. Три царя участвовали в этой битве против Лукулла, и постыднее всех бежал, кажется Митридат Понтийский, который не смог выдержать даже боевого клича римлян.