Кто бросил открытый вызов Орде? Как стали звать князя Дмитрия после этой битвы.




  • Кто бросил открытый вызов Орде?

  • В чем выражался этот вызов?

  • Что происходило в Орде в ту пору?

  • Кто победил в этой борьбе?

  • Когда стало известно, что Мамай идет с войском на Русь?

  • С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли?

  • Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами?

  • На какой реке встретились войска?

  • Когда произошло сражение?

  • Как называлось поле?

  • С чего началась битва?

  • Чем закончилось сражение?

  • Как стали звать князя Дмитрия после этой битвы?


  • Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались и выплата дани.

  • Потребовалось еще 100 лет, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости.

  • Тогда на Руси правил Иван Третий – дальновидный, осторожный и расчетливый человек.

  • Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель.



Каким был Иван третий?

  • Каким был Иван третий?




    Святая Церковь установила празднование Владимирской иконе Божией Матери в память спасения России от нашествия хана Ахмата в 1480 г. Это событие вошло в историю под названием "Великое стояние на реке Угре". В 1476 г. хан Большой Орды Ахмат послал в Москву посольство с грозным требованием полностью подчиниться. Понимая, что отказ означает войну, Великий Князь Иван III тянул время, переговоры шли долго. Есть сведения, что окончательное решение он принял под воздействием своей жены византийской принцессы Софьи, которая якобы с гневом заявила мужу: "Я вышла замуж за Великого Князя Русского, а не ордынского холопа". На встрече с послами Иван III разорвал ханскую грамоту. В 1480 г. на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. Им навстречу выступили русские войска. Две армии встретились на реке Угре – левом притоке Оки.





  • При Иване Калите Москва стала центром княжества. Иван Калита отстроил Кремль, стены которого были из дуба.

  • А Дмитрий Донской возвел белокаменные стены. Значение Москвы возросло.

  • Иван III заботился об украшении Москвы. Он понимал, что столица государства должна иметь достойный вид.


Прочитайте

  • Прочитайте

  • стр. 75 – 78.



  • Началась перестройка Кремля, возведены кирпичные стены и башни.

  • Вырос авторитет Москвы. Стали охотно посещать иностранцы.

  • Появились укрепительные сооружения Кремля (подъемные мосты, боевые площадки).

  • Построены: Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата.




  • Успенский собор Московского Кремля (1475-1479; архитектор Аристотель Фьораванти). Общий вид со стороны Соборной площади



Что заставило Дмитрия Донского выйти на Куликово поле

Эпоха, в которую жил и действовал Дмитрий Донской, нередко воспринимается однозначно: мол, на Руси начался подъем, Орда находилась в стадии упадка, русские окрепли и накопили сил для борьбы с татарами… На самом деле в этот период Русь оставалась по-прежнему раздробленной, никаких особых богатств накоплено не было, а население всех земель Великого княжества Владимирского, которое мы и именуем Русью, не превышало полутора миллионов человек.

Предтеча

Еще один стереотип связан с деятельностью церкви. Именно ее часто называют главным объединяющим началом. Более того, порой утверждают, что не этническое родство русских послужило фундаментом объединения земель Руси, а православная церковь.

Православие сыграло и играет огромную роль в жизни страны, но вера сама по себе никогда и никого не объединяла в единое государство. Все попытки создать супергосударства на основе католицизиа или ислама всегда терпели поражение. А на Руси таких попыток и не было.

Все это говориться для того, чтобы яснее понять роль князя Дмитрия, прозванного Донским. В истории любого общества и в политической истории вообще, как нигде, очевидна роль личности. А Дмитрий в наших представлениях часто выглядит неким статистом. Вроде бы и некуда было ему деваться, кроме как выходить на поле Куликово.

#comm#В этом случае мы даже и отдаленно не представляем ту степень отчаянной решимости князя, который бросил вызов Орде, и не понимаем всей картины жизни Руси.#/comm#

Тогдашняя Русь в прямом и переносном смысле была полем самой ожесточенной борьбы. У нас слишком мало источников, чтобы полностью объективно судить и о том, что происходило внутри церкви, но некоторые вещи очевидны. Митрополит Алексий действовал во многом, как политик. Его целью было достижение единства Северо-Восточной Руси. Греческие иерархи, возглавлявшие православную церковь, ставили во главу угла религиозное единство всех православных не только на территории Руси, но и тех, кто был в это время под властью Польши и Литвы. Отсюда напряженные отношения между митрополитом Алексием и греками.

Неверно было бы обвинять греков в том, что они хотели Москве вреда, но и о едином порыве всей церкви во имя единства Северо-Восточной Руси речи быть не может.

#comm#Следует добавить, что православная церковь подчинялась и татарам, от которых получала многие льготы. В частности, ее не обкладывали налогом.#/comm#

Так что объединительные тенденции на Руси во второй половине XIV века поддерживал митрополит Алексий, но политикой всей церкви тогда это не стало. Для многих отношения с Константинополем и Ордой были первичны, а Константинополь не очень-то поддерживал Москву. Но следует учитывать, что именно в этот период духовная жизнь русских получила новый импульс. Русская церковь обрела многих людей, которые стали своего рода "центрами силы", например, Сергий Радонежский. Они служили источником веры и надежды для всей нации.

Были положительные моменты и в политической жизни. В Орде на смену одного кровавого переворота шел другой. Татарские ханы неистово боролись за власть и истребляли друг друга, уничтожая, в том числе, и потомков Чингисхана. На Руси же, при всем том, что единства не было и борьба между княжествами продолжалась, с какого-то момента Рюриковичи стали неприкосновенными. При всех кровавых распрях между князьями на Рюриковичей руку не поднимали. Вот это понимание своего кровного родства представителей правящего сословия "рода русского" и было предтечей единства всей Руси.

Гнев

Князь Дмитрий родился 12 октября 1350 года в семье звенигородского удельного князя Ивана Ивановича, сына Ивана Калиты. Как это не раз бывало в те времена, путь к московскому престолу отцу Дмитрия расчистила "черная смерть" (легочная чума). А сам Иван Иванович скончался, когда Дмитрию едва исполнилось девять лет. В этом же году умер хан Золотой Орды Бирбидек. Началась двадцатилетняя борьба за власть в Орде, а, значит, закончилась относительно спокойная жизнь на Руси. Все неписаные правила взаимоотношений Руси с Ордой были перечеркнуты. Настало, как сказали бы сейчас, время беспредела, когда и татарские ханы, и рядовые ордынцы терзали русские земли вне зависимости от того, уплачена дань или нет.

Когда говорят, что князь Дмитрий получил власть в девятилетнем возрасте, то подразумевают, что он не мог сам управлять, что за него это делали другие. Это и так, и не так. Нужно понимать, что никаких особых скидок на то, что князь еще ребенок, в те времена быть не могло. Конечно, вокруг Дмитрия были бояре, но при этом юный князь был реальным властителем, и нес, разумеется, со скидкой на возраст, все тяготы власти.

#comm#В девять лет Дмитрий отправился в Орду за ярлыком на княжение. Но ярлык на Великое княжение был отдан суздальскому князю.#/comm#

…Началась борьба за ярлык, продолжилось соперничество между Москвой и Тверью. Причем противником Москвы выступала не только Тверь, обострялись отношения и с другими княжествами. Нависала над Москвой и Литва, походы которой на Русь были временами не менее опустошительными и жестокими, чем набеги татар.

Но чем взрослее становился Дмитрий, тем удачливее и мудрее была политика Московского княжества. Москва постепенно стала лидером Северо-Восточной Руси.

#comm#Генеральная репетиция Куликовской битвы случилась в 1375 году, когда двадцать владетельных князей Северо-Восточной Руси поддержали Дмитрия и выступили против тверского князя.#/comm#

Тот вынужден был покориться и не только отказался от владимирского престола, но и признал себя "молодшим братом" московского князя, а значит, включился и в военный союз на стороне Москвы.

И все-таки силы и ресурсы князя Дмитрия были очень ограниченными. Максимальное число воинов, которых могла выставить вся Северо-Восточная Русь, не превышало 70 тысяч человек. И едва ли их было больше потом на Куликовом поле. В то же время татарам не составляло труда собрать двести тысяч воинов.

Что же заставило Дмитрия бросить вызов Орде?

Не надо быть особо прозорливым, чтобы понять: бесчинства татар довели русских до края. Ненависть к ним оказалась настолько неодолимой, что пересилила осторожность военного сословия русских, которое более ста лет не поднималось против татар. Татары для русских в то время – это убийцы, насильники, вымогатели. Именно под давлением "снизу" и действовали русские князья и бояре. Современник очень точно отразил настроения народа, написав о времени Куликовской битвы: "И вскипела земля Русская".

Лидер

Итак, Рюриковичи стали неприкосновенными, но произошло и еще нечто важное. Появились военачальники, которые не боялись бросить вызов татарам и жаждали решающей битвы. Речь идет не только об известных полководцах, близких к князю Дмитрию, таких, как Боброк-Волынский (на рисунке) или князь Владимир Серпуховской. В Северо-Восточной Руси насчитывалось нескольких тысячах профессиональных воинов, которые искали схватки с татарами и, по большому счету, ее не боялись.

Зарождение слоя таких людей на Руси не отмечено в летописях, но понятно, что без организующей силы никакой процесс невозможен.

Так что же послужило фундаментом Куликовской битвы и победы в ней?

#comm#Это испепеляющая ненависть русских к татарам, понимание не только Рюриковичами, но и военным сословием своего этнического единства, появление воинов, готовых бросить вызов татарам. Ну и конечно, наличие такого лидера, как Дмитрий Донской. #/comm#

Московские князья, начиная с Калиты, были расчетливыми политиками, настроенными на лидерство. И в какой-то момент князь Дмитрий уловил настроения русских, понял, что сам может стать национальным лидером лишь при условии, что именно Москва возглавит антитатарское движение. Он, безусловно, был и лично храбрым человеком и мужественным политиком, что не одно и то же.

В ряде летописей, авторы которых ориентировались на князя Серпуховского, именно он представлен героем Куликовской битвы, а Дмитрий чуть ли не трусом. Это, конечно, не соответствует действительности. Если бы не воля князя Дмитрия, никакой Куликовской битвы просто не было бы. Взял бы, и откупился в очередной раз, или просто укрылся бы в безопасном месте от карательного нашествия Мамая...

Но он сознательно вел дело к прямому столкновению с татарами. И это человек, в чью душу не мог не запасть с детских лет дикий ужас перед ними. Но он смог побороть это чувство и стать, как сказали бы сейчас, национальным лидером.

Народ

О самой Куликовской битве написано много, в том числе и откровенных нелепостей, вроде того, что ее или вообще не было, или что татары между собой решали, кому Русью владеть. Если бы это было так, если бы на поле Куликовом сошлись две татарские орды, одну из которых возглавлял Мамай, а другую под руководством Дмитрия привели те же татары, то никакая Россия не возникла бы никогда и ни при каких условиях. И никогда бы русские в своих летописях не откликнулись на смертельную схватку татар между собой.

Суть происходящего заключалась в том, что на мировую арену выходил новый сильный народ, - уже не славяне времен Древней Руси, а собственно русские. Процесс рождения русского народа, разумеется, не был закончен к этому времени, но свою силу молодой народ уже чувствовал.

И понять нам, нынешним русским, ощущения предков не так уж сложно. Все русские, в ком ненависть была сильнее страха, вышли на Куликово поле. А русский воин, который перестал себя щадить, в бою страшен.

Судя по всему, и Мамай прекрасно понимал, что его нашествие на Русь не будет простой прогулкой. К этому моменту татарские военачальники еще не утратили способности к трезвому анализу. Поэтому Мамай не просто собрал свою орду, он посчитал, что собственных сил будет недостаточно и начал вербовку наемников. В его войске было немало генуэзцев и выходцев с Северного Кавказа.

Нет сомнений в том, что обе стороны собрали все силы, которые могли. Скажем, рязанский князь занял нейтральную позицию, но на Куликовом поле погибли 70 рязанских бояр, больше, чем из какого-либо другого княжества.

#comm#Сама битва представляет интерес и с той точки зрения, что в ней впервые проявился специфический почерк русских.#/comm#

Во всех решающих сражениях последующих лет русские смогли перетерпеть противника. Даже Гитлер проклял "слоновье терпение русских". На Куликовом поле все, видимо, было так же.

Русские уступали по численности своему противнику. Но главное, что они уступали по количеству профессиональных воинов. Ополчение, при всей его готовности к самопожертвованию, как правило, слабовато. Но, тем не менее, русские военачальники так смогли организовать ополченцев, что те устояли. И татары не просто потерпели поражение, их разгромили наголову, они бежали панически, а их преследовали и уничтожали.

#comm#По преданию, князь Дмитрий сражался в качестве рядового воина в первых рядах. Это очень сомнительно.#/comm#

В истории, конечно, все бывает, но московские князья отличались обостренным чувством долга. А долг князя – все сделать для победы на своем месте. В любом случае, Дмитрий Донской стал, пусть и на время, первым политическим и военным лидером всех русских. Он сумел организовать на борьбу меньше половины русских земель, но этого хватило для победы.

А вот то, что случилось дальше, уже не вина Дмитрия Ивановича. Обычно князя обвиняют в том, что он не смог защитить Москву в 1382 году, когда хан Тохтамыш осадил и сжег город. Это был болезненный удар по Руси, но уже не смертельный. Куда хуже было то, что союз русских князей, благодаря которому и победили на Куликовом поле, стал распадаться.

Корни поражения русских после недавнего триумфа лежали не в сфере политики, а в области психологии. Русские стояли на пути к единству, но до этого было еще далеко. Часть князей смогла собраться для одной битвы, но рассматривать беды своих братьев, как собственные, они еще не научились. Народ становится сильным и неразделимым тогда, когда приходит осознание, что этот народ есть целое. Но Русь уже пошла по этому пути, и остановить ее было уже невозможно.

Специально для Столетия

Глава 1048: Один Вызов Орде

Несмотря на то, защищены имперское оружие, он был почти исковеркали под давлением. На этот раз его позиция была раскрыта и он не мог больше скрывать.

Он был доведен до безумия. Как Бог-монарх от имперской линии с имперским оружием, он был уверен в даже оспаривании Godking без равного оружия. Однако, младший раздавил его так легко.

Он держал оружие и убежал, не желая остановиться ни на одну секунду. Ужасное зло Будды может намного превзошла его воображение.

“Гнев лицо Будды, меч, который должен пройти через небо”. Буддийские огни расцвел от тела ли Qiye и осветила всю плато. Он пел и вывел дхармы, а монахи в этом месте пели для него. Буддийские сродство, накопленные на протяжении многих поколений стал благословений на его теле.

С этой мантры, он разложил его на ладони. Другой буддийский рай появился толстый дерево.

“Дзинь!” Мечом напал на небо, как она прокатилась вперед. Звезды и галактики были разделены. Этот меч был очень мистический и вызвал богов и дьяволов, чтобы склонить свои головы.

“Ухх!” Кровь брызнула в воздух. Голову Бога-монарха скатилась далеко на земле. Его глаза все еще были широко открыты. Несмотря на запуск десятки тысяч миль в одно мгновение, он все еще не мог увернуться от буддийских меч.

Для бежавших от Бога-монарха, несмотря на имперское оружие, будет ослаблена оборона. После того, как он был убит, оружие это не остановило и мгновенно исчез в горизонте.

Мир стоял еще раз, в то время как буддийский лотоса тихо плыли над озером. В этот момент, никто не осмеливался пересечь линию вообще. Ли Qiye занял свое время прогулки на Лотос и беспечно стояли на вершине.

В этот момент он снова собрал сродство плато. Его ритм укачивает его воле. Он стал чрезвычайно святой, стоя на лотосе. Всем, кто был рядом с ним, будет иметь желание пасть ниц и присоединиться к буддийского ордена.

Несмотря на попытки ли Qiye ограничить его ауре, чтобы предотвратить его превращение народа, все равно было очень страшно. Никто не осмеливался приблизиться.

“Одна мысль, чтобы стать Буддой, другой, чтобы стать дьяволом.” В буддийский Город, Южная Император наблюдал все события и сказал: “он-Будда, способный контролировать все плато. Так много невежд бег на смерть”.

Весь мир молчал, когда ли Qiye стоял на вершине лотоса, спокойно. Как для парящего Небесного Saintess, она сбежала давно.

Он взглянул мимо толпы и медленно спросил: “Кто-нибудь еще хочет принять этот буддийский лотоса?”

На данный момент, большинство экспертов смотрели друг на друга, чтобы выяснить, что делать. Никто не осмеливался взять на полшага мимо этого пруда грома. Jikong Уди, Джан Ши, и царь земной молчали с уродливыми выражениями.

“Очень хорошо, о милосердный Будда. Похоже, вы все еще не желает, я дам вам молодым шанс”. Ли Qiye увидел их холодные выражения и нежелание уходить. Он улыбнулся: “ты, Ты, ты, и вы все, идите вместе”.

Ли Qiye небрежно указал на группу Jikong Уди, в том числе Бинг Юуся и Бай Гандзин.

Этот вызов изумленной толпы. Jikong у-ди, Чжан Ши, Небесный Император Лин, драгоценный камень, столп земной царь, Бинг Юуся, Бай Гандзин - все гении были здесь.

Но теперь, злой Будда хотел драться с ними сам. Толпе не было никакого выбора, но в свою очередь глупо. Его показ был действительно непобедим.

Образец пробормотал: “это действительно номер один среди молодого поколения, кто может конкурировать с ним?!”

Кто прямо сейчас осмелится оспаривать здесь все остальные гении? Такого человека не существовало, пока злой Будда появился.

Группа гениев молчал. Хотя они были сильны и уверены в себе, они не уверены в этот момент. Они знали, что это зло, Будда был способен контролировать все плато и его силу, чтобы подавить их все.

“Мы можем дать ему попробовать”. В то время как группа Jikong Уди было чувство неопределенности, Бинг Юуся отпустить красоты в ее объятия и вышел из ее колесницы.

Бай Гандзин также встал из-за тени, готовясь ее меч. Острый лучик блеснул в ее красивые глаза, раскрывая ее пугает намерение меч. Она полностью изменила в этот момент, превратившись в обнаженный меч с несравненной остротой. Кто-то будет мерзнуть, глядя на нее.

Смертный царь закричал: “я пойду первым”. Он был первым, чтобы подойти к Qiye ли. Он хотел отбросить раздражение зреет внутри него после страдания двух предыдущих поражений сложно ли Qiye.

В первый раз, он недооценил силу дхармы и был почти преобразован. Второй раз он проиграл одним пальцем из Южной Император.

“Очень храбрый”. Ли Qiye улыбнулся, увидев царь земной, будучи первым, чтобы справиться с этой задачей: “хотя вы были бельмом на глазу все это время, Будда будет милостив сегодня, и будешь жить”.

“Не будь таким самоуверенным!” Царь земной кричали после ли Qiye рассматривать его как рыбу на плаху. Он воевал экспертов со всего мира, поэтому посмотрел вниз на злых, как этот Будда был действительно стыдно!

“Базз-” луч света цвел. После его кричать, появились сокровище над головой. Он был белый, как нефрит и лил священной царской власти, способный подавлять богов и бесов.

“Имперское оружие”. Хотя люди не признают его фоне, даже самые глупые понимали, что это было имперское оружие.

Все знали, что священный школе никогда не производятся Бессмертного императора. Однако, драгоценность Штендер прямо сейчас имперец оружие. Это действительно стоит размышляя над.

“Очень умный способ, переработки кости пальца Бессмертного императора, который культивирует ад подавляя телосложения в жизни сокровище. Он может избегать преобразования, а также увеличить силу собственного физического тела”. Ли Qiye улыбнулся, увидев оружие. Он, естественно, знал, кому он принадлежал.

“Печать!” Царь земной не тратьте время говоря и кричал. Свет вспыхнул от его тела в виде строк. Черт возьми, подавляя телосложения подавили весь мир. Даже пустоты дрожит и уголок потеряли свой блеск.

В этот момент он превратился в гигантскую тюрьму, в одно мгновение. Темный свет плавал вокруг этой огромной клетки, вызывая небожителей к Дим.

“Поп!” Когда эта клетка спустилась вниз, в пустоту вдребезги. Ничто не могло оставаться нетронутым под его давлением. Даже боги и бесы могут принимать только попасть в тюрьму за вечность.

Смертного царя оказывала его тело до предела. Любой бы ужаснулся, увидев это. Абсолютное подавление от этой комплекции было ужасающим. Великого Дао разрушены и множество законов кричал.

“Амитабха”. Ли Qiye даже не шелохнулся, стоя перед этой комплекции клетке. Он повторял только и образуется Буддийскую мудру обеими руками.

“Бум!” Тысячи буддийских законов от плато взмыл в небо. Каждый из них был величественным, как водопад, который имел буддийских изображений, выгравированных на них. Это была очень эффектная сцена.

“Дзинь!” В мгновение ока, водопады собрались вместе, чтобы сформировать Буддийскую мудру. Все здесь считали, что плато было тонуть. Даже ее огромной территорией, не смогла справиться с тяжестью этой печати.

“Бум!” Телосложения клетка не могла из-подавляет ли Qiye. Под битьем мудра, она полностью разрушена. Смертный царь был взорван летать, брызнула кровь. Хотя, черт возьми, подавляя телосложения крайне тяжело, люди все еще мог слышать его ломающихся костей.

Он был разбит полета и исчез на горизонте.

“Царь земной невезучий”. Многие посмотрев этот молчит. Смертный царь призвал зло в три раза Будды, и все три заканчивались его поражением.

Остальные гении уставился на ли Qiye. Они не имеют стратегии, чтобы справиться с ним, но бегут без боя не их стиль.

Ли Qiye посмотрел на них и усмехнулся: “вы все вместе или по одному?”

“Я иду!” Бинг Юуся бросился вперед и тут же перевернул ее нежные руки.

“Бум!” Чудовищный камень, упавший с неба. Это были бесчисленные руны, вытравленные на поверхности. Мир был запечатан вместе с бесчисленными Дао, после его прибытия.

В эту долю секунды, она разорвала все вещи. Множество законов утратило свою силу в то время как мириады Дао потерял свои цвета. Можно даже сказать, что она разорвала связи ли Qiye в буддийские Ритуальные плато. В это время он не мог контролировать свою силу и утратил свою защиту.

“Она сделала это?” Толпа была в восторге на это зрелище, потому что злой Будда тоже был рай-игнорирует. Люди хотели увидеть чудо, что привело к его поражению.

Jikong Уди, Лин Тианди, и Чжан Ши все были напуганы ее разрыве соединения. Это был первый раз, когда они видели Бинг Юуся этим.

“Поп!” Однако, никто четко видел, что зло Будда сделал сразу после этого. Его рука прошла сквозь время и пространство. Даже планшет, способный резать через все вещи, которые не мог разорвать эту руку.

Эта проникающая рука мгновенно ударил Бинг сладкие ягодицы Юуся по. Одна пощечина и один выдавить, все во власти его прихоти.

Эпоха, в которую жил и действовал Дмитрий Донской, нередко воспринимается однозначно: мол, на Руси начался подъем, Орда находилась в стадии упадка, русские окрепли и накопили сил для борьбы с татарами... На самом деле в этот период Русь оставалась по-прежнему раздробленной, никаких особых богатств накоплено не было, а население всех земель Великого княжества Владимирского, которое мы и именуем Русью, не превышало полутора миллионов человек.

Предтеча

Еще один стереотип связан с деятельностью церкви. Именно ее часто называют главным объединяющим началом. Более того, порой утверждают, что не этническое родство русских послужило фундаментом объединения земель Руси, а православная церковь.

Православие сыграло и играет огромную роль в жизни страны, но вера сама по себе никогда и никого не объединяла в единое государство. Все попытки создать супергосударства на основе католицизиа или ислама всегда терпели поражение. А на Руси таких попыток и не было.

Все это говориться для того, чтобы яснее понять роль князя Дмитрия, прозванного Донским. В истории любого общества и в политической истории вообще, как нигде, очевидна роль личности. А Дмитрий в наших представлениях часто выглядит неким статистом. Вроде бы и некуда было ему деваться, кроме как выходить на поле Куликово.

В этом случае мы даже и отдаленно не представляем ту степень отчаянной решимости князя, который бросил вызов Орде, и не понимаем всей картины жизни Руси.

Тогдашняя Русь в прямом и переносном смысле была полем самой ожесточенной борьбы. У нас слишком мало источников, чтобы полностью объективно судить и о том, что происходило внутри церкви, но некоторые вещи очевидны. Митрополит Алексий действовал во многом, как политик. Его целью было достижение единства Северо-Восточной Руси. Греческие иерархи, возглавлявшие православную церковь, ставили во главу угла религиозное единство всех православных не только на территории Руси, но и тех, кто был в это время под властью Польши и Литвы. Отсюда напряженные отношения между митрополитом Алексием и греками.

Неверно было бы обвинять греков в том, что они хотели Москве вреда, но и о едином порыве всей церкви во имя единства Северо-Восточной Руси речи быть не может.

Следует добавить, что православная церковь подчинялась и татарам, от которых получала многие льготы. В частности, ее не обкладывали налогом.

Так что объединительные тенденции на Руси во второй половине XIV века поддерживал митрополит Алексий, но политикой всей церкви тогда это не стало. Для многих отношения с Константинополем и Ордой были первичны, а Константинополь не очень-то поддерживал Москву. Но следует учитывать, что именно в этот период духовная жизнь русских получила новый импульс. Русская церковь обрела многих людей, которые стали своего рода "центрами силы", например, Сергий Радонежский. Они служили источником веры и надежды для всей нации.

Были положительные моменты и в политической жизни. В Орде на смену одного кровавого переворота шел другой. Татарские ханы неистово боролись за власть и истребляли друг друга, уничтожая, в том числе, и потомков Чингисхана. На Руси же, при всем том, что единства не было и борьба между княжествами продолжалась, с какого-то момента Рюриковичи стали неприкосновенными. При всех кровавых распрях между князьями на Рюриковичей руку не поднимали. Вот это понимание своего кровного родства представителей правящего сословия "рода русского" и было предтечей единства всей Руси.

Гнев

Князь Дмитрий родился 12 октября 1350 года в семье звенигородского удельного князя Ивана Ивановича, сына Ивана Калиты. Как это не раз бывало в те времена, путь к московскому престолу отцу Дмитрия расчистила "черная смерть" (легочная чума). А сам Иван Иванович скончался, когда Дмитрию едва исполнилось девять лет. В этом же году умер хан Золотой Орды Бирбидек. Началась двадцатилетняя борьба за власть в Орде, а, значит, закончилась относительно спокойная жизнь на Руси. Все неписаные правила взаимоотношений Руси с Ордой были перечеркнуты. Настало, как сказали бы сейчас, время беспредела, когда и татарские ханы, и рядовые ордынцы терзали русские земли вне зависимости от того, уплачена дань или нет.

Когда говорят, что князь Дмитрий получил власть в девятилетнем возрасте, то подразумевают, что он не мог сам управлять, что за него это делали другие. Это и так, и не так. Нужно понимать, что никаких особых скидок на то, что князь еще ребенок, в те времена быть не могло. Конечно, вокруг Дмитрия были бояре, но при этом юный князь был реальным властителем, и нес, разумеется, со скидкой на возраст, все тяготы власти.

В девять лет Дмитрий отправился в Орду за ярлыком на княжение. Но ярлык на Великое княжение был отдан суздальскому князю.

Началась борьба за ярлык, продолжилось соперничество между Москвой и Тверью. Причем противником Москвы выступала не только Тверь, обострялись отношения и с другими княжествами. Нависала над Москвой и Литва, походы которой на Русь были временами не менее опустошительными и жестокими, чем набеги татар.

Но чем взрослее становился Дмитрий, тем удачливее и мудрее была политика Московского княжества. Москва постепенно стала лидером Северо-Восточной Руси.

Генеральная репетиция Куликовской битвы случилась в 1375 году, когда двадцать владетельных князей Северо-Восточной Руси поддержали Дмитрия и выступили против тверского князя.

Тот вынужден был покориться и не только отказался от владимирского престола, но и признал себя "молодшим братом" московского князя, а значит, включился и в военный союз на стороне Москвы.

И все-таки силы и ресурсы князя Дмитрия были очень ограниченными. Максимальное число воинов, которых могла выставить вся Северо-Восточная Русь, не превышало 70 тысяч человек. И едва ли их было больше потом на Куликовом поле. В то же время татарам не составляло труда собрать двести тысяч воинов.

Что же заставило Дмитрия бросить вызов Орде?

Не надо быть особо прозорливым, чтобы понять: бесчинства татар довели русских до края. Ненависть к ним оказалась настолько неодолимой, что пересилила осторожность военного сословия русских, которое более ста лет не поднималось против татар. Татары для русских в то время - это убийцы, насильники, вымогатели. Именно под давлением "снизу" и действовали русские князья и бояре. Современник очень точно отразил настроения народа, написав о времени Куликовской битвы: "И вскипела земля Русская".

Лидер

Итак, Рюриковичи стали неприкосновенными, но произошло и еще нечто важное. Появились военачальники, которые не боялись бросить вызов татарам и жаждали решающей битвы. Речь идет не только об известных полководцах, близких к князю Дмитрию, таких, как Боброк-Волынский (на рисунке) или князь Владимир Серпуховской. В Северо-Восточной Руси насчитывалось нескольких тысячах профессиональных воинов, которые искали схватки с татарами и, по большому счету, ее не боялись.

Зарождение слоя таких людей на Руси не отмечено в летописях, но понятно, что без организующей силы никакой процесс невозможен.

Так что же послужило фундаментом Куликовской битвы и победы в ней?

Это испепеляющая ненависть русских к татарам, понимание не только Рюриковичами, но и военным сословием своего этнического единства, появление воинов, готовых бросить вызов татарам. Ну и конечно, наличие такого лидера, как Дмитрий Донской.

Московские князья, начиная с Калиты, были расчетливыми политиками, настроенными на лидерство. И в какой-то момент князь Дмитрий уловил настроения русских, понял, что сам может стать национальным лидером лишь при условии, что именно Москва возглавит антитатарское движение. Он, безусловно, был и лично храбрым человеком и мужественным политиком, что не одно и то же.

В ряде летописей, авторы которых ориентировались на князя Серпуховского, именно он представлен героем Куликовской битвы, а Дмитрий чуть ли не трусом. Это, конечно, не соответствует действительности. Если бы не воля князя Дмитрия, никакой Куликовской битвы просто не было бы. Взял бы, и откупился в очередной раз, или просто укрылся бы в безопасном месте от карательного нашествия Мамая...

Но он сознательно вел дело к прямому столкновению с татарами. И это человек, в чью душу не мог не запасть с детских лет дикий ужас перед ними. Но он смог побороть это чувство и стать, как сказали бы сейчас, национальным лидером.

Народ

О самой Куликовской битве написано много, в том числе и откровенных нелепостей, вроде того, что ее или вообще не было, или что татары между собой решали, кому Русью владеть. Если бы это было так, если бы на поле Куликовом сошлись две татарские орды, одну из которых возглавлял Мамай, а другую под руководством Дмитрия привели те же татары, то никакая Россия не возникла бы никогда и ни при каких условиях. И никогда бы русские в своих летописях не откликнулись на смертельную схватку татар между собой.

Суть происходящего заключалась в том, что на мировую арену выходил новый сильный народ, - уже не славяне времен Древней Руси, а собственно русские. Процесс рождения русского народа, разумеется, не был закончен к этому времени, но свою силу молодой народ уже чувствовал.

И понять нам, нынешним русским, ощущения предков не так уж сложно. Все русские, в ком ненависть была сильнее страха, вышли на Куликово поле. А русский воин, который перестал себя щадить, в бою страшен.

Судя по всему, и Мамай прекрасно понимал, что его нашествие на Русь не будет простой прогулкой. К этому моменту татарские военачальники еще не утратили способности к трезвому анализу. Поэтому Мамай не просто собрал свою орду, он посчитал, что собственных сил будет недостаточно и начал вербовку наемников. В его войске было немало генуэзцев и выходцев с Северного Кавказа.

Нет сомнений в том, что обе стороны собрали все силы, которые могли. Скажем, рязанский князь занял нейтральную позицию, но на Куликовом поле погибли 70 рязанских бояр, больше, чем из какого-либо другого княжества.

Сама битва представляет интерес и с той точки зрения, что в ней впервые проявился специфический почерк русских.

Во всех решающих сражениях последующих лет русские смогли перетерпеть противника. Даже Гитлер проклял "слоновье терпение русских". На Куликовом поле все, видимо, было так же.

Русские уступали по численности своему противнику. Но главное, что они уступали по количеству профессиональных воинов. Ополчение, при всей его готовности к самопожертвованию, как правило, слабовато. Но, тем не менее, русские военачальники так смогли организовать ополченцев, что те устояли. И татары не просто потерпели поражение, их разгромили наголову, они бежали панически, а их преследовали и уничтожали.

По преданию, князь Дмитрий сражался в качестве рядового воина в первых рядах. Это очень сомнительно.

В истории, конечно, все бывает, но московские князья отличались обостренным чувством долга. А долг князя - все сделать для победы на своем месте. В любом случае, Дмитрий Донской стал, пусть и на время, первым политическим и военным лидером всех русских. Он сумел организовать на борьбу меньше половины русских земель, но этого хватило для победы.

А вот то, что случилось дальше, уже не вина Дмитрия Ивановича. Обычно князя обвиняют в том, что он не смог защитить Москву в 1382 году, когда хан Тохтамыш осадил и сжег город. Это был болезненный удар по Руси, но уже не смертельный. Куда хуже было то, что союз русских князей, благодаря которому и победили на Куликовом поле, стал распадаться.

Корни поражения русских после недавнего триумфа лежали не в сфере политики, а в области психологии. Русские стояли на пути к единству, но до этого было еще далеко. Часть князей смогла собраться для одной битвы, но рассматривать беды своих братьев, как собственные, они еще не научились. Народ становится сильным и неразделимым тогда, когда приходит осознание, что этот народ есть целое. Но Русь уже пошла по этому пути, и остановить ее было уже невозможно.

http://stoletie.ru/zodchiy/061102132303.html