Конспект занятия в первой младшей группе «Вежливые слова. Игра в «Игровые ситуации»


9

Счастливый ребенок 30.01.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.

Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.

Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.

И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.

Что такое вежливость?

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:

Приветствие и прощание:

  • Здравствуйте;
  • Привет;
  • Доброе утро или С добрым утром;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • До свидания;
  • Спокойной ночи.

Слова благодарности:

  • Спасибо;
  • Благодарю;
  • Признателен.

Слова прощения:

  • Извините;
  • Прошу прощенья;
  • Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы:

  • Разрешите мне;
  • Позвольте мне;
  • Можно спросить у Вас;
  • Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

  • Браво;
  • Доброго пути;
  • Будьте здоровы;
  • Добро пожаловать;
  • Угощайтесь;
  • Приятного Вам аппетита;
  • Приятно познакомиться;
  • Разрешите представиться;
  • Только после Вас;
  • Будьте так добры;
  • Можно, я помогу Вам;
  • Разрешите Вам помочь;
  • Поздравляю.

Стихотворения-загадки про вежливость для детей

Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:

Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» — (Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).

Уроки вежливости в стихах

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

Обсуждаем тему вежливости в форме беседы

Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.

Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.

Веселая игра «Вежливые часики»

Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки - стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.

Мама (или воспитатель):

Тики-так, тики-так -
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Вот и день настал, ребята;

Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер.

Молодцы!

В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.

Шаги к воспитанию вежливости у детей

Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы . Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;

Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;

Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите , не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;

Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости: @ с кем необходимо здороваться и т.д.;

Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;

Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;

Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?

Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за тему. Думаю, что многим из нас будет не лишнее вспомнить о правилах вежливости, поговорить об этом с детьми. И не забывать, конечно, про себя.

Хочу вам предложить посмотреть мультфильм вместе с детьми О том, как свинка была воспитанной . Добрый мультик для детей о маленькой свинке по имени Чуня. Прекрасные примеры, что маме надо сказать спасибо, быть отзывчивым, скромным, когда тебя благодарят и т.д.

Лень. Причины. Как бороться с ленью

зайтуня гиниятуллина
Цикл бесед и игровых занятий (НОД) по обучению детей 2-й младшей группы этикету и вежливости

«Правила общения»

ЗАНЯТИЕ №1

Цель : Воспитание в детях внимательного, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам. Развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо

Расширять представления детей

Методы и приемы :

Моделирование игровой

-Беседа ;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : сшитая или купленная кукла Фея Вежливости , несколько кукол, маленький сундучок, картонный цветок.

Перед занятием дети наводят порядок в игровых уголках , сажают кукол на места, ставят машинки. Воспитатель хвалит их, исправляет ошибки, благодарит за усердие.

Воспитатель;

Дети, как вы себя почувствовали, после того как я вас похвалила за то, что вы хорошо убрали игрушки?

Дети :

Воспитатель : Да, вам стало хорошо, радостно, весело и приятно. Когда слышишь хорошие слова, когда к тебе обращаются вежливо , всегда становится радостно, хочется сделать еще что-то хорошее. Мы сегодня будем учиться благодарить, говорить «спасибо» за все, что делают для нас. Во всех случаях, если для нас делают что-то хорошее, приятное, оказывают помощь, полагается благодарить, говорить «спасибо» . К нам сегодня пришла Фея Вежливости .

(Под спокойную музыку входит Фея Вежливости )

Фея Вежливости :

Здравствуйте, дети! Я Фея Вежливости из страны «Волшебных слов» . В моей стране живут только вежливые слова . Это хорошие, добрые, приятные слова, такие как «спасибо» , «благодарю» , «пожалуйста» , «до свидания» , «доброе утро» , «добрый день» и много других. В моей стране нет плохих людей, потому что все говорят друг другу только вежливые , добрые слова, не обзываются, не обижают друг друга. Вежливые слова по другому называют «волшебными» , потому что, когда их говоришь, люди тут же становятся добрее, веселее, радостнее и делают только хорошие дела. Волшебными словами благодарят, желают чего-то хорошего : здоровья, успехов, аппетита, спокойной ночи, доброго утра и дня.

Я вам принесла волшебный сундучок. Туда вы будете складывать все волшебные слова, которые научитесь говорить. Слова в сундучке станут «ключиками» для открывания улыбок и хорошего настроения. Вот первое волшебное слово, я вам его дарю. Положите в сундучок, и не забывайте говорить его, когда делают для вас что-то приятное. Это слово «спасибо» (дает красивый картонный цветок, символизирующий слово «спасибо» ).

Воспитатель :

Благодарим тебя Фея. Дети, поблагодарите Фею за подарок (дети говорят «спасибо» , «благодарю вас» .)

Рефлексия :

А теперь,Фея, мы проверим, умеют ли дети говорить «спасибо» в нужный момент.

(Воспитатель дает нескольким детям игрушки, кому –то поправляет одежду, кому-то застегивает сандалии, дети не должны забывать поблагодарить.)

Ребята, скажите, когда закончили обед или ужин, как вы поблагодарите Валентину Анатольевну? (Ответы детей .)

Миша принес машину, вам тоже дал поиграть. Что скажете Мише? (Ответы.)

Молодцы! Вот видите, Фея Вежливости , дети наши научились благодарить, они правильно употребляют волшебное слово «спасибо» . Спасибо тебе,Фея, что принесла нам сундучок и вежливое слово . До свидания, приходи к нам еще.

(Дети и Фея прощаются.)

Воспитатель :

Ребята, давайте поставим сундучок на этот стол, и будем помнить, что вежливые слова улучшают настроение взрослым и детям.

ЗАНЯТИЕ №2

Цель : Цель : формировать у детей общения вежливо вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : Игрушка Лунтик, куклы, маленький сундучок, картонный цветок.

Стук в дверь. Под музыку входит Лунтик.

Лунтик :

Ой, сколько детей ? А что вы здесь делаете?

Воспитатель :

Идет занятие , урок вежливости . Ребята, а можно ли о Лунтике сказать, что он воспитанный? А что он должен был сказать? Лунтик, посмотри, как наши дети хорошо усвоили правильные манеры.

(Дается задание 2-3 детям выйти и зайти правильно)

А теперь выйди, пожалуйста, и снова войди.

Лунтик снова входит, здоровается, просит разрешения войти. Воспитатель предлагает Лунтику сесть и послушать ребят, поучиться вежливости .

В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут обедать.

уклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.

Воспитатель :

Ребята, правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые ? Что означают слова «вести себя культурно, вежливо » ? Дети, а как вы ведете себя с взрослыми ? Какие волшебные слова знаете? А кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему ? (Слушаются ответы детей на каждый вопрос .) А теперь я вам назову несколько правил вежливости :

Будь вежлив и приветлив со всеми взрослыми;

Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор;

На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно;

Подай стул или уступи место вошедшему человеку.

Читается стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы » .

Лунтик :

Спасибо, ребята, что научили меня вежливости . Пойду и буду учить всех своих друзей тоже. Ой, чуть не забыл, когда шел сюда, мне встретилась Фея Вежливости и передала для вас вот это. (Показывает картонные цветочки.)

Воспитатель :

Да это же волшебные слова, ребята! Для нашего сундучка. Это слово «здравствуйте» , а это «до свидания» , а вот «пожалуйста» .

Рефлексия :

Воспитатель :

Ребята, когда мы говорим «здравствуйте» ? А что говорим, когда уходим надолго? А кода что-то просим мы говорим «пожалуйста» . Давайте поиграем. У меня много игрушек. Я отдам их вам, только если правильно попросите. (Дети просят игрушки, воспитатель с игровых уголков отдает их .)

Молодцы! А теперь положим волшебные слова в сундучок и попрощаемся с Лунтиком.

До свидания, Лунтик! Доброго пути!

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель : Цель : формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Чтение художественной литературы» «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : Фея вежливости , мяч.

Цель :формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Оборудование : Фея Вежливости , мяч, волшебный сундучок, с картонными цветами, символизирующими волшебные слова.

Ход занятия:

Воспитатель :

Дети, давайте вспомним, какие вежливые слова хранятся в нашем волшебном сундучке. (Дети говорят, а воспитатель достает цветочки, символизирующие слова «спасибо» , «до свидания» и т. д.)

Входит Фея Вежливости под тихую музыку .

Фея Вежливости :

Здравствуйте, ребята! Вот снова я к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Игра называется «Кто больше знает вежливых слов Встаньте в круг. Я дам вам по очереди мяч и буду задавать вопросы. А вы должны правильно ответить. Кто отвечает неправильно, выходит из игры.

Передает одному из детей мяч и спрашивает :

Что нужно говорить, если вы встретились с другом (пришли в гости? Когда хотите о чем-то попросить (о помощи, об услуге? Когда прощаетесь? Утром, когда просыпаетесь? Вечером, когда ложитесь спать?

Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы уже стали вежливыми и воспитанными детьми.

Вежливый и воспитанный человек старается совершать такие поступки, о которых всегда можно рассказать своим друзьям, чтобы порадовать или развеселить их. И никогда никому не завидует. Если у кого-то появилась новая машинка, мяч – это очень хорошо! Значит, станет еще веселее. А если этот мяч или какая-нибудь другая игрушка появились у тебя - тоже замечательно! Теперь ты сможешь играть в новую игру вместе со всеми твоими друзьями.

Вежливый человек уважает и ценит труд своей мамы, папы, дедушки, бабушки. Он и сам умеет и любит трудиться.

Ведь несправедливо, когда лишь взрослые наводят в доме порядок, готовят обед, ходят в магазин за продуктами или наряжают к празднику елку.

Ведь, если взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, мальчишкам и девчонкам будет не очень-то весело жить- поживать на белом свете. У ребят тоже есть руки. И эти руки должны стать ловкими и умелыми. Они тоже должны работать.

Поэтому каждый мальчик или девочка стараются иметь свои дела в доме. И если твои папа и мама, и остальные взрослые еще не дали тебе никакого важного домашнего дела, пожалуйста, напомни им об этом.

А если у тебя есть уже домашние дела, старайся выполнять их хорошенько и во время.

Рефлексия :

Воспитатель :

Спасибо тебе, Фея, за интересный рассказ и игру. А чтобы дети лучше запомнили все, что ты сейчас рассказала, мы сейчас поиграем в игру «Семья» .

Фея Вежливости :

Хорошо, а я пойду, у меня много важных дел. До свидания!

Дети :

До свидания! Всего тебе доброго, Фея!

Игра «Семья»

Помощник воспитателя исполняет роль мамы, у которой много дел : уборка, стирка, приготовление обеда. Воспитатель предлагает детям помочь, распределяет обязанности между детьми. После того как все «дела сделаны «мама» благодарит и угощает детей конфетами .

ЗАНЯТИЕ №4

Цель : Цель : формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : Цветик-семицветик, игровые уголки .

Воспитатель :

Дети, мы продолжаем разговаривать о вежливости и правилах хорошего тона. Вы уже знаете много правил. Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто знает больше вежливых слов Становитесь в круг и отвечайте на мои вопросы.

Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром т. д.) Какие слова надо говорить, если вы обращаетесь к кому – либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, не могли бы вы.)Какие слова произносим, когда извиняемся перед кем – нибудь? (Простите, извините, прошу прощения.)

Во время игры водящий-взрослый тихонько делает подсказку ребенку, незнающему ответа. Кто отвечает правильно, получает фишку. У кого больше всех фишек становится самым вежливым ребенком .

Воспитатель :

А сейчас мы поиграем в другую игру. Игра называется «Волшебный цветик- семицветик» . Я буду волшебником. (Волшебник отрывает лепесточки у ромашки. Делает вид, что бросает его, отдает, кому пожелает. Говорит слова : «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы Юля сказала Ване доброе слово!» Пока, ребята не усвоили игру, ведущий подсказывает на ушко, какие слова ему следует произнести. Например : «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста» , «Катя, я была не права, что не дала тебе сумочку. Не сердись, я обязательно в следующий раз с тобой поделюсь!».)

Заканчивая игру, ведущий обращает внимание еще на один нюанс :

А вы заметили, как произносятся «волшебные слова» ? Верно, вежливо , с улыбкой.

Рефлексия :

Молодцы, дети. Хорошо поиграли. А теперь вы будете играть в своих любимых уголках со своими любимыми игрушками. Но не забудьте быть вежливыми и воспитанными , делитесь игрушками, говорите друг другу только ласковые, приятные слова и не обижайте друзей.

ЗАНЯТИЕ№5 – БЕСЕДА О «ВОЛШЕБНЫХ СЛОВАХ»

Цель : Цель : формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, «Чтение художественной литературы» «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Задачи :

Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;

Развивать диалоговую форму речи;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

-Беседа ;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Практическая деятельность.

Оборудование и материалы : карточки с вежливыми словами , мальчик старшей группы или школьник , чей-то старший брат, одетый в костюм Кота Леопольда.

Воспитатель :

Ребята, сегодня к нам в гости придет герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый . Его любимые слова : «Ребята, давайте жить дружно!» (Ответы детей .)

Появляется кот Леопольд под музыку

Кот Леопольд :

Молодцы, ребята, меня действительно зовут Кот Леопольд. Сегодня я помогу вам познакомиться с «волшебными словами» . А кто знает, что это за слова? (Ответы детей .)

Очень хорошо, что вы знаете «волшебные слова» . А какими словами мы начинаем день? (Ответы детей .)

Каждый день должен начинаться со слов «Доброе утро» , произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Воспитатель :

Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении «Я и солнышко» .

Солнышко ясное встало.

Доброе Утро! – сказало.

Доброе утро!- кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья все равно…

Придумано мудро :

Доброе утро!

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить : «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо говорить «Доброе утро!» , нахмурившись, недовольным голосом? Почему? (Ответы детей .)

Кот Леопольд :

Есть еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем знакомое слово «Здравствуйте!» Это очень старое слово. Связано оно со словом «дерево» . Когда –то давно, люди, произнося слово «Здравствуйте!» , желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Воспитатель : Все эти слова – и «Доброе утро!» , и «Здравствуйте!» , и «Добрый день!» , и «Спокойной ночи!» , - хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности : «Спасибо!» , «Благодарю вас!» .

Кот Леопольд : Вежливое слово «Пожалуйста!» мы произносим в ответ на «Спасибо!» и тогда, когда просим о чем- нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в садике, на улице, но и дома.

Как-то один мальчик нечаянно сказал своей младшей сестренке «Пожалуйста, дай мне твой карандаш» . Девочка так испугалась, что заплакала : «Почему ты мне говоришь «пожалуйста» , разве я тебе чужая?». Как вы думаете, только ли чужим надо говорить «пожалуйста» ? (Ответы детей .)

Может ли вежливое слово потерять свою «волшебную силу» ? Когда по-вашему это бывает? (Ответы детей .)

Воспитатель : Слова «Извините!» , «Простите!» - это тоже вежливые , волшебные слова.

Простите!

Папа разбил драгоценную вазу -

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся

Взглянул в глаза

И робко и тихо

«Простите!» сказал.

И мама молчит

Улыбается даже.

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!» , казалось бы,

Что в нем такого?

А ведь вот какое

Чудесное слово!

Кот Леопольд :

Но чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не могло расколдоваться, надо помнить : слово не должно расходиться с делом.

Воспитатель : А сейчас, Кот Леопольд, наши ребята покажут тебе, как они умеют читать стихи. И мы все вместе послушаем стихи о «волшебных словах» .

Здравствуйте!

Здравствуйте! – ты скажешь человеку

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Доброго пути!

Нам желают : доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему – нибудь.

Мы все припомнить не смогли бы,

Ведь это было столько раз…

За что мы говорим «спасибо!»

За все, что делают для нас.

До свидания!

Когда мы увидимся снова?-

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова,

И мы говорим «До свидания!»

Будьте добры

Будьте добры, - это я говорю по секрету,

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Рефлексия :

Кот Леопольд : А теперь, ребята, давайте вспомним, какие же есть «волшебные слова» ? (Ответы детей .)

А как надо произносить эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей .)

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. До свидания! До новых встреч!

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание.

Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц о вежливости. Формировать нравственные качества, уважение друг к другу. Учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки. Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Развивать навыки разговорной речи, пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений. Воспитывать желание быть вежливым.

Методические приемы. Наглядный (внесение картины “девочка уронила платочек”); Словесный (стихотворение С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, рассказ В. Осеевой “Печенье”, вопросы к детям, пословицы); Практический (обыгрывание ситуаций из жизни детей, упражнение детей в проговаривание вежливых слов).

Предварительная работа. Беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В. Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; Рассматривание картин, иллюстраций.

Материал.

Картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его); рассказ В. Осеевой “ Печенье” ; диск с “Вежливой песенкой” муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.

Ход занятия.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

Возьми, пожалуйста, свой платочек!

А что ответила девочка?

Спасибо тебе.

Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще…(здравствуйте)
Не проявляйте днем лень
Сказать при встрече…(добрый день)
Вы после завтрака могли бы
Сказать всем поварам…(спасибо).
Из вежливости, не из жалости
Почаще говори…(пожалуйста).
Когда уходишь всем на прощание
Скажи простое…(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, я загадаю вам литературную загадку. Воспитатель читает рассказ В. Осеевой “Печенье” и задает вопросы:

Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: “Налей нам чаю!” ?

Почему бабушка и мама молчали за столом?

Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?

А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?

Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? (Передай, пожалуйста, хлеб…)

Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги,пожалуйста, застегнуть пуговицу…)

Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.

А кто знает стихотворение о вежливости? (ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака

“Ежели вы вежливы”).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
А какие вы знаете пословицы о вежливости?
Доброе слово – слаще меда.
Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из “спасибо” и шапку не сошьешь.

“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.

(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.

Дети используют такие слова и выражения:

Марина, я тебя очень прошу…

Если тебе не трудно…

Ты не мог бы…

Сделай доброе дело…

Передай, пожалуйста,…и т. д.

Давайте споём для Печкина “Вежливую песенку”.

Исполнение детьми “Вежливой песенки” муз. Г. Левкодимова, сл. Р.Алдониной.

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:

До свидания…

До завтра…

До встречи…

До скорой встречи…и. т. д.

Почтальон уходит.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан-Жак Руссо

Прежде чем говорить про уроки вежливости для детей, о том, воспитан ли ваш малыш и умеет ли он здороваться, давайте для начала посмотрим на себя. Здороваемся ли мы со всеми знакомыми и незнакомыми нам людьми? С соседями, с жителями своего дома, в поликлинике, в магазине, на работе…

Первый шаг к тому, чтобы научить ребёнка здороваться — это показать свою вежливость на собственном примере. Бывает так, что вы идёте вместе с ребёнком, здороваетесь со знакомыми, а ребёнок опускает глаза и не хочет сказать «здравствуйте», например, соседям, как бы вы его не уговаривали. Насильно заставить малыша сделать что-либо невозможно, да и совсем не нужно — это знают и педагоги, и родители.

Психологи и педагоги выделяют несколько причин, по которым дети иногда отказываются от слов приветствия и прощания.

  1. Ребёнку не хочется здороваться просто по той причине, что он не понимает, зачем это нужно делать. В этой ситуации от взрослых требуются понимание и терпение. Объясните малышу доступно, приветливо, без назиданий и приказов, для чего люди здороваются.
  2. Если ребёнок услышал, как родители или родные (бабушка, тётя, дядя и так далее) негативно отозвались, например, о соседях или других людях, с которыми он часто видится, а утром родители приветливо здороваются с ними, улыбаются и заставляют поздороваться ребенка. Ребенок находится в недоумении. Он чувствует фальшь и не знает, как правильно поступать: то ли здороваться, то ли нет…
  3. Бывает так, что у ребёнка плохое настроение, он чем-то расстроен и не хочет здороваться именно тогда, когда родители ему говорят: «Ну, поздоровайся с тётей….». Если малыш молчит и не хочет здороваться, значит, что-то случилось. Не заставляйте его. Ведь вы же знаете, что он вежливый ребёнок, он понимает, что нужно здороваться, вы же его учите этому на собственном примере. Через некоторое время, почувствовав себя лучше, он сам, без вашего напоминания, будет здороваться.
  4. Одной из причин может быть неблагоприятная обстановка в семье. Если мама не здоровается с бабушкой и дедушкой, папа никогда не говорит «Доброе утро», бабушка и дедушка не приветствуют друг друга, старшие братья и сёстры не говорят: «Всего доброго. До, свидания», — то в такой семейной атмосфере трудно быть вежливым. Если в семье вместо слов «доброе утро» принято говорить: «А ну-ка, встал и собрался побыстрее!», то где же учиться вежливости ребёнку? Где, если не в семье, ему учиться вежливым словам?

Ваш малыш подрастает, и перед вами обязательно встанет задача научить ребёнка быть вежливым. Этого требуют правила общежития и взаимодействий в коллективе. Сразу возникает вопрос: «Как? Какими должны быть уроки вежливости для детей?». Есть несколько маленьких и совсем нехитрых «секретиков».

Рассказывайте детям чаще о правилах вежливого общения, читайте книги, сочиняйте с ребёнком свои истории, будьте для своего ребёнка образцом поведения.

Однажды, ко мне на занятие пришла очень милая, умная, замечательная девочка пяти лет. Я с ней поздоровалась, она со мной — нет. На мой вопрос, почему же она не здоровается, она ответила: «Не хочу». «А почему?» «Не знаю». Тогда я ей рассказала о значении слова «здравствуйте». Рассказала, как нужно здороваться с детьми, со взрослыми. И она со мной поздоровалась. И самое интересное, с тех пор, она никогда не забывала при встрече сказать это волшебное слово.

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»,
Значит «будь здоров».

С детьми, которые не хотят здороваться, важно выяснить, почему, например, с бабушкой с первого этажа ваш ребёнок с радостью и улыбкой здоровается всегда, а с соседями, которые живут рядом, не хочет. Как показала практика, в этом конкретном случае, оказывается, соседи всегда делали замечание родителям: «Почему у вас такой нехороший мальчик, никогда не здоровается. Кто же из него вырастет? Грубиян и хулиган». Это было сказано незло, но с назиданием. Малыш не понял значения всех слов, но понял, что о нём говорят плохо и обиделся. Родители тоже поняли причину обиды малыша и не терроризировали ребенка: «Ну, поздоровайся с дядей и тётей». Они просто здоровались сами, показывая пример ребёнку. Пройдёт время, исчезнут обиды, а, может быть, и страхи перед незнакомыми людьми, и ваш малыш, руководствуясь вашим личным примером, будет самым внимательным и воспитанным ребёнком. Показывайте, как нужно здороваться с родными, знакомыми и незнакомыми людьми, а также здоровайтесь всегда лично и с самим ребёнком. Обращайте внимание малыша, как вам приятно, когда он отвечает тем же.

Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра «Эхо»

Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтеьс, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Фрагмент из театрализованного занятия «Вежливые слова»

Звучит песня «Будем знакомы» А. Захаровой.

Педагог: — Какое замечательное слово — здравствуйте. Это слово волшебное. А означает оно вот что. Тот человек, который здоровается, желает здоровья тому, кому предназначено это слово. В ответ, как правило, он слышит пожелания здоровья и для себя. Иногда дети и даже взрослые забывают поздороваться. И чтобы вы не забывали, давайте научим здороваться свои пальчики.

Пальчики правой руки похлопывают поочерёдно пальчики левой руки.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю —
Всех я вас приветствую! (Сложить ладошки вместе.)

(Сикачева Т.)

Педагог: — А знаете ли вы, ребята, что здороваться нужно всегда с улыбкой и хорошим настроением? Посмотрите на меня, как я сейчас поздороваюсь, и скажите, как вам больше понравилось.

«Здравствуйте, ребята», — говорит весело педагог.

«Здравствуйте, ребята», — говорит педагог угрюмо, опустив голову.

Педагог: — Когда я говорила с улыбкой, я желала вам здоровья, подарила вам хорошее настроение. А теперь, чтобы вы поделились хорошим настроением со своими товарищами, давайте поиграем в игру «Передай улыбку».

Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день!

Проводится игра-упражнение «Передай улыбку» под музыку В. Шаинского «Улыбка».

Педагог: — У меня тоже очень хорошее настроение. Сейчас мы будем передавать улыбку по кругу.

Педагог улыбается, поворачиваясь к рядом стоящему ребёнку. Тот передает улыбку соседу и так далее.

Педагоги понимают, что невозможно научиться чему-либо за одно занятие. Обучая вежливости, невозможно добиться хорошего результата за одно занятие. Поэтому придумайте свой ритуал встречи и прощания. Это очень важно. Ребёнок запомнит, что нужно здороваться и что нужно говорить, соответственно, до свидания.

  • Игра и творчество

Сделайте из солёного теста пальчиковые игрушки. Потом не просто играйте с ними, а играйте целенаправленно. Например, организуйте дидактическую игру «Волшебные слова». Пусть в гости к ребёнку придёт мишка или собачка. Научите ребёнка сначала здороваться с игрушками. Можно научить здороваться с разной интонацией. Потом обсудить, какое приветствие понравилось больше всего. Обучение вежливости в игровой форме положительно скажется на воспитании ребёнка. Известно, что именно по средствам игры дома и игры в детском саду дети познают мир. А следовательно, и учатся быть воспитанными. Как вариант, играя, покажите при помощи игрушки, что значит вежливость и невежливость. В конце игры побеседуйте об увиденном. Дайте ребёнку сделать вывод самостоятельно.

  • Беседа

Что такое культура поведения, надо рассказывать о ней ребёнку с детства. Пусть малыш (чем раньше, тем лучше) усвоит жизненное правило: «Делать людям хорошее – хорошеть самому». Расскажите, что здороваясь, ребёнок желает здоровья, в ответ желают здоровья ему. Проводя уроки вежливости для детей и рассказывая про вежливость, сами помните слова Спинозы: «Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу природу». Ребёнок должен об этом знать. Правила вежливости и норм поведения в обществе формируют чуткость, открытость и искренность

  • Чтение рассказов, стихотворений и сказок

Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения. Выучите наизусть с ребёнком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!». Прочитайте

  • «Мойдодыр» К. И. Чуковского,
  • «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,
  • русскую народную сказку «Лиса и журавль»,
  • «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака,
  • «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлёвой,
  • «Весёлый этикет» и так далее.

Будет правильно, если вы создадите детскую библиотечку, подберёте книги о вежливости и правилах поведения. Пусть будут в библиотечке ребёнка, например, такие книги:

  • «Уроки вежливости» А. Усачёва,
  • «Очень вежливый индюк» Б. Заходер,
  • «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб,
  • «О вежливости» С. Я. Маршака,
  • «Вежливый ослик» И. Пивоварова,
  • «Волшебное слово» В. Осеевой и другие.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем, что мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(Солоухин В.)

  • Мотивация и похвала

Как известно, похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в том числе и правил поведения. Но похвала должна быть уместной, сказанное вовремя ласковое слово останется в памяти ребёнка. Одного, быстро брошенного слова «Молодец» маловато. Похвала должна быть искренней и доброй.

Похвала должна быть заслуженной. Некоторые психологи утверждают, что нельзя хвалить детей за естественные вещи. Согласиться можно, но не с малышами. Поздороваться с родными, друзьями, с воспитателем, нам, взрослым кажется естественным и необходимым, но вот только малыш пока этого не знает. Он ещё учится. Поэтому, такие естественные вежливые слова пока ещё требуют похвалы со стороны взрослых.

Многие педагоги знают, что в работе с детьми существуют маленькие «секретики» похвалы:

  1. Хвалить необходимо только за определённое, конкретное дело. Взрослому к слову «молодец» или «умница» необходимо прибавить объяснение, за что. «Молодец, спасибо тебе за…»
  2. Ребёнок должен знать, от кого исходит похвала. Используйте предложения с местоимениями. «Мне сегодня так понравилось…», «Я так была рада за тебя….»
  3. Хвалите, всегда глядя в глаза ребёнка. Он должен чувствовать ваше искреннее участие в похвале.
  4. Хвалите ребёнка с улыбкой. Не сможет ребёнок воспринять истинно похвалу, если вы будете говорить недовольным и тихим голосом или с хмурым лицом.
  5. Иногда слова похвалы не смогут вызвать радости в душе ребёнка. Необходим физический контакт. Если вы возьмёте своего малыша за руки, обнимите и прижмёте к себе или даже просто погладите по голове, то ребёнок будет сиять от счастья! Не откладывайте слова похвалы на потом. Чтобы ребёнок понял и закрепил своё поведение, похвала должна быть своевременной.
  • Личный пример

Бенджамин Спок, американский педиатр и автор книг о воспитании, написал в одной из своих книг:«Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди». Это действительно так. Если вашего ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.

  • Совместное разучивание песен о вежливости

Уроки вежливости для детей можно дополнить песнями. Разучите и пойте вместе с ребенком, слушайте аудиозапись таких песен:

  • Песенка Красной Шапочки «Здравствуйте, горы вот такой вышины…»,
  • «Здравствуйте мамы планеты Земля»,
  • «Да здравствует дружба!»,
  • «Послать, конечно, здорово кому-нибудь секрет!»,
  • «Четыре таракана и сверчок» и другие.

Для малышей-дошкольников родители — самые родные люди, которым они доверяют и верят, они самые главные в их жизни, и поэтому приоритетным в воспитании детей является слово родителя. Не понимает ребёнок, зачем здороваться? Терпеливо объясните. Просто, по-детски, по-дружески. Не давите, придёт время и ребёнок, наученный вами, будет проявлять вежливость без вашей подсказки. А пока просто напоминайте ему, играйте, читайте книги о вежливости и вежливых людях, пойте песни, смотрите добрые и весёлые мультфильмы (например, «38 попугаев»), ходите на выставки и театры. И ваш малыш, опираясь на опыт и личный пример, непременно быстро усвоит правила этикета. Вам нужно не надеяться, что этому научат в детском саду, или научит бабушка, няня, педагог. Только вы сами, собственным примером, руководствуясь простыми правилами, можете научить своего ребёнка правилам этикета и нормам поведения в обществе. Не скупитесь на слова похвалы. Кроме слова «молодец» и «умница», найдите ещё добрые и нежные слова похвалы для своего малыша.

Соблюдайте нехитрые правила и приёмы и вы будете уверены, что ваш ребёнок будет расти приветливым, вежливым и воспитанным. Ведь «вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты»,- заметил когда-то английский дипломат и писатель Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд.

«Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

(Кривошеева В.)

Памятка для родителей и взрослых «Как помочь ребенку быть вежливым» или «Уроки вежливости для детей»:

  1. Стремитесь всегда в своей речи употреблять вежливые «волшебные» слова сами. Помните, что Вы яркий пример для подражания.
  2. Убедите своих родственников, окружающих ребенка, в том, что вежливые слова в вашей семье – это норма.
  3. Расскажите ребёнку о силе « волшебных слов».
  4. Всегда здоровайтесь и прощайтесь с ребёнком. Старайтесь употреблять различные формы приветствия и прощания (добрый день, доброе утро, всего доброго, до скорого свидания, всех благ и так далее)
  5. Научите ребёнка основному правилу вежливости: здороваться всегда и везде со всеми, кого в этот день видишь в первый раз.
  6. Не забывайте: обучая вежливости, будьте всегда вежливы сами!

Конспект занятия во второй младшей группе "Радужка вежливости"

Составила: Комбарова Марина Александровна МБДОУ «ДСКВ №109» г. Братска.

Цель:

Повышение уровня и коррекция поведения коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

Формировать навыки вежливого, культурного поведения для построения межличностных отношений.

Систематизировать и расширять знания о проявлениях вежливости в детском саду, на занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.

Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения со взрослыми и сверстниками; закреплять представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит.

Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности; закреплять умения вести короткие диалоги в различных жизненных, творческих и игровых ситуациях.

Воспитывать желание познавать культуру вежливого поведения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми.

Воспитатель: Предлагает детям встать в круг и поиграть в игру "В нашей группе все друзья" Поиграв воспитатель подводит ребят к фланелеграфу. Перед ними на фланелеграфах две картинки "Мальчик не здоровается", Мальчик злиться".

Воспитатель: Рассматриваем картинку"Не здоровается". Что вы видите на картинке? Как поступает мальчик правильно или нет? А вы ребята когда приходите в детский сад как поступаете? (ответы детей)

Воспитатель: А где вы еще здороваетесь? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно и дома когда просыпаемся и на улице и в гостях и в магазине, давайте покажем как можно поздороваться (имитация движений) , а когда с вами не поздоровались вы обижаетесь (переходим к картинке где "ребенок обижается")

Воспитатель: Как вы ведете себя когда с вами не играют (ответы детей) . Вот вам я предлагаю сейчас всем вместе поиграть.

Игра "Дотронься"...

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.) » . Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Воспитатель в конце игры сгребает все игрушки и прячет их, показывая детям что она злиться, жадничает.

Воспитатель: Ребята как вы думаете я сейчас правильно поступила. (ответы детей) .

Воспитатель: Да я злюсь. Скажите когда вам что то не дают вы тоже злитесь (ответы детей) .

Воспитатель: А вот я еще знаю историю про трех друзей присаживайтесь на стулья и давайте посмотрим.

"Жили были три брата, они всегда были вместе: играли, гуляли и ходили в детский сад. Они были такими неразлучными друзьями как братья. И совершали одинаковые поступки: никому ни когда не говорили добрых слов, а только грубили. И ни когда ни с кем не здоровались. А еще когда они злились и обижали детей, то сами обижались на всех. И вот как то раз они проснулись утром и оказались в незнакомом городе. Это был волшебный очень красивый город и друзья с удовольствием гуляли по нем. Но гуляя им не нравилось, что все жители этого города настоящие грубияны. Они совсем не с кем не здоровались злились, ругались и обижались. Это был город Грубиянов. Ребята так испугались, что останутся в этом городе навсегда и вокруг них будут всегда только невоспитанные люди. Что они решили больше никогда и никому не грубить, не злиться и не обижаться, а когда будут встречать знакомых или даже незнакомых всегда будут здороваться. Когда они утром проснулись, то рядом была их мама и как всегда утром они пошли в д/с. И с тех пор про этих друзей - братьев всегда говорили, что они самые воспитанные. И даже ребятишки в группе все хотели играть только с ними.

Воспитатель: Скажите, а кого вам напомнили наши братья (ответы детей)

Воспитатель: Да эти братья из сказки "Три поросенка". А что мы знаем про них? (ответы детей)

Воспитатель: Да поросята Ниф - Ниф и Нуф- Нуф сначала поссорились со своим братом, но когда пришел серый волк то им помог их брат Наф - Наф. И они спаслись все в домике Наф - Нафа. Конечно ребята иногда мы тоже поступаем неправильно. Давайте покажем как мы злимся обижаемся, вот мы какие мы стали не красивые. Значит мы теперь постараемся так не поступать, а если вдруг обидимся, что тогда надо сделать и сказать? (ответы детей) .

Воспитатель: Вот какие разные эти "волшебные" слова и разные у вас цвета, а я думаю что у всех у вас тепло от этих слов.

Воспитатель: В народе есть много пословиц о волшебных словах. Послушайте "За доброе жди добра, за худое - худа". Скажите что вы думаете и как вы понимаете ее. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята когда мы с добром, то и к нам будут с добром. А у меня для вас приготовлен маленький сюрприз разного цвета звездочки и разные раскраски. Предлагаю вам выбрать каждому звездочку и занять место за столом.

Воспитатель: говорит называет цвет и раздает всем разные раскраски. Важно чтоб дети не ссорились, что хотят раскраску соседа. И выдается по одному карандашу каждого цвета на стол, чтоб дети могли договариваться и делиться между собой.

Воспитатель: Хвалит детей что они договорились и не обиделись, что у им досталась такая картинка. Если возникает ссора помогает ребятам решить конфликт. В конце воспитатель предлагает детям подарить свой рисунок тому кто сидит рядом. И напоминает, что надо сказать "спасибо"

Читает стихотворение:

Мы спасибо говорим
За добро благодарим
За подарок, за заботу
За внимание, за работу

Слово это слух ласкает
Теплотою согревает
Тот, кто всех благодарит
Это слово говорит

Воспитатель: Давайте вспомним о чем мы с вами сегодня разговаривали (ответы детей) .

Воспитатель: Все из вас добрые, умные дети и теперь вы точно знаете и будете вежливыми и культурными. И в нашей группе будем жить доброта, вежливость и любовь. И в завершение я вас всех попрошу улыбнуться друг другу.