Католические храмы во франции. Главные готические соборы франции


Франция – государство, расположенное в Западной Европе. Оно считается одним из наиболее востребованных туристических направлений, потому как отлично сочетает в себе черты соседних стран и уникальные особенности. Здесь очень много достопримечательностей, достойных внимания зарубежных гостей. Отдельно следует рассмотреть соборы Франции, которые удивляют своим величием и необычными архитектурными стилями, хранят многочисленные тайны и загадки.

Реймсский собор

Реймсский собор или Нотр-Дам находится во французском городе Реймсе. Время его строительства пришлось на 1211-1311 годы. Собор считается одним из самых известных в стране, относится к ярким примерам готической архитектуры. В Средние века здесь короновалось большинство французских монархов. Сегодня Нотр-Дам включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если рассматривать все соборы Франции в готическом стиле, то Реймсский будет самым ярким и удачным, наиболее гармоничным.

Высота его башен достигает 80 метров. Они образуют одно целое с западным фасадом, выстроенным в стиле зрелой готики, декорированном необычными скульптурами. Порталы и окна собора декорированы каменными фигурными флеронами. Их остроугольные окончания соединяются со вторым ярусом, благодаря чему визуально стирают границы карниза. Во втором ярусе стрельчатые окна делают фасад более вытянутым, благодаря чему собор смотрится очень красиво и необычно. Порталы декорированы окнами-розами, уникальными по своей конструкции. Если рассматривать боковые фасады Реймсского собора во Франции, то здесь можно видеть очень высокие и достаточно широкие окна, которые практически касаются друг друга. Каждые два окна соединяются единой розой, размещенной под аркой проема. Центральный фасад не мене красив, украшен необычными колоннами.

Если говорить про интерьер, здесь особое внимание следует уделить витражам, которые были изготовлены по эскизам российского живописца:

  • на центральном витраже можно видеть два библейских сюжета. С одной стороны представлено жертвоприношение Исаака, с другой – распятие Иисуса Христа;
  • на остальных витражах представлены важные события, происходившие в жизни королей Франции, в том числе, крещение Хлодвига I.

Даже если не углубляться в историю и религию, посетив собор в Реймсе во Франции, можно получить массу положительных эмоций. Это уникальное здание, поражающее своим величием и необычным архитектурным стилем. Подобных ему нет во всем мире.

Все, кто включит Реймсский собор, будучи в Реймсе во Франции, в свой экскурсионный план смогут привезти домой незабываемые впечатления и эксклюзивные фотоснимки. Это действительно уникальная достопримечательность, являющаяся одной из главных в стране.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – это один из самых известных храмов во всем мире, уникальный архитектурный памятник. На его популярность повлиял и известный роман Виктора Гюго, который помог разжечь в жителях Франции любовь к собору. Она проявлялась и ранее, главным образом в том, что во время Великой Французской Революции французы встали на защиту храма перед Робеспьером, который хотел его снести. Разрушить собор у него не получилось, но все же здание несколько пострадало. Его реконструкцию начали спустя 10 лет после выхода романа Виктора Гюго. Она позволила восстановить первозданный вид храма, а также в ходе ее проведения здесь появилась всемирно известная галерея химер.

Собор Парижской Богоматери во Франции строили практически 200 лет – с 1163 года по 1345. Но это только сделало его еще более популярным, потому как в архитектуре здания присутствует несколько стилей. Начиналось строительство, когда еще господствовал романский архитектурный стиль, а заканчивалось уже с включениями особенностей готической стилистики. Именно это позволило собору получить свой уникальный облик, который сделал его одной из главных достопримечательностей страны и всего мира. Именно поэтому рекомендуется обязательно включить Собор Парижской Богоматери, будучи в Париже во Франции, в собственную экскурсионную программу. Вам гарантированы непередаваемые эмоции, которые обязательно вызовет величественное строение, увековеченное в романе Гюго.

В завершение отметим несколько интересных фактов, которые связаны с рассматриваемым храмом:

  • по нему написан одноименный роман;
  • каждый год собор принимает более 14 миллионов человек, потому как считается самым известным памятником в Европе;
  • здесь хранится Терновый венец Иисуса Христа – главная из списка великих христианских реликвий;
  • в честь 850-летия собора для него было отлито девять новых колоколов.

Это основные моменты, которые следует знать тем, кто желает побывать во всемирно известном соборе. Остальное вы увидите своими глазами.

Шартрский собор во Франции

Собор города Шартр – это один из самых популярных храмов во всей Франции. Он имеет множество уникальных особенностей, выгодно выделяющих его на фоне остальных храмов. Рассмотрим все по порядку.

На месте, где располагается нынешний собор, ранее находились небольшие церкви, где хранилась плащаница Богоматери. Первый собор возвели в XI веке, но простоял он не так долго, полностью сгорел при пожаре. На его месте возвели новый храм, выполненный в романском стиле, который по тем или иным причинам ожидала та же участь. Строительство современного собора началось в XII веке. В его процессе участвовало огромное количество французов. Завершили возведение здания в 1260 году, тогда же и состоялось его официальное открытие. Интересным является тот факт, что рассматриваемый собор в Шартре во Франции до сего дня практически полностью сохранил свой первозданный вид. Безусловно, здесь проводились реконструкции и восстановительные работы, но они не предполагали внесения кардинальных изменений в архитектуру.

Начиная знакомство с собором, следует рассмотреть его фасад. Здесь можно видеть две уникальные башни, возвышающие здание до небес. Высота первой составляет 105 метров, вторая башня выше на 8 метров. При этом одна башня выполнена в романском стиле, а другая – в готическом. Также, будучи у входа в собор, следует обратить внимание на уникальную розетку, украшенную витражами; астрономические часы, располагающиеся на фасаде с южной стороны. Часы были помещены здесь еще в XVI веке, первоначально показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката солнца, фазы луны, текущий знак зодиака. В XVIII веке механизм был сломан, полностью восстановить его информативность так и не удалось.

Зайдя внутрь храма, вы увидите удивительные витражи, подобных которым нет нигде. Они являются главной примечательной особенностью собора, в общей площади составляют более 2 000 кв. м., а по количеству их больше 170. Здесь сохранились и витражи, которыми храм декорировался еще во время своего строительства – в XII веке, эта особенность делает здание еще более ценным. Пол собора в Шартре во Франции имеет необычный лабиринт, чем привлекает внимание посетителей святыни.

Руанский собор

Руанский собор примечателен тем, что его строительство продолжалось около 7 веков. Главным архитектурным стилем является готический, но можно видеть и нотки древней романской стилистики. Одной из основных особенностей храма являются красивейшие полотна импрессиониста Клода Моне. В общей сложности их насчитывается более 50.

Если говорить об истории, то она тянется еще с IV века. В это время на месте Руанского собора Франции стояла небольшая базилика. В IX веке она была полностью разрушена, после чего в X веке началось ведение работ по строительству нового храма. Изначально за основу был взят романский стиль, но с течением времени архитекторы и строители начинали использовать более современные мотивы, добавляя сюда дополнительные пристройки и архитектурные элементы. Так, самым старым архитектурным элементом храма называют башню Сен-Ромен, строительство которой пришлось на XII век.

Амьенский собор во Франции

Амьенский собор считается самым большим во всей стране, потому как его общий объем превышает 200 000 м 3 . Этот храм относится по архитектурному стилю к чистой готике, в 1981 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Нынешний собор в Амьене во Франции не первый на своем месте. До этого здесь находился другой храм, который сгорел в 1218 году. Возведение нового здания началось через 2 года. Полностью его смогли завершить только в 1528 году. Тогда установили шпиц, верхушка которого возвышается на 112,7 метра над уровнем земли.

Собор Александра Невского

Этот собор относят к числу более современных зданий, если сравнивать его с предыдущими храмами. Здесь был использован архитектурный стиль – эклектика. Строительство велось в период 1847-1861 годов. С 1983 года здание охраняется государством как важный исторический памятник. В 1996 году Собор Александра Невского в Париже во Франции был реконструирован, но все его архитектурные особенности сохранились. Внутри храма просматривается византийский стиль, который использовался для оформления его интерьера. Иконы и фрески – результаты труда многочисленных всемирно известных художников. Данный собор также достоин вашего внимания, поэтому, будучи в Париже, включите его в экскурсионную программу.

Адрес: Франция, город Руан, Соборная площадь
Начало строительства: 1145 год
Окончание строительства: 1506 год
Высота: 151 м.
Основные достопримечательности: надгробные памятники известных людей (Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза), витражы
Координаты: 49°26′25″N,1°5′41″E

Содержание:

Краткое описание

Руанский собор во Франции или, как его еще называют, Собор Руанской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Rouen), располагается в одноименном французском городе и является национальным памятником наследия страны.

Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во всей Франции и представляет собой настоящий шедевр готического архитектурного стиля, слава о котором распространилась во всех уголках мира. Интересно будет узнать, что город Руан называют «Городом ста Шпилей», из-за огромного количества высоких и красивых зданий с многочисленными шпилями, которые возвышаются в этом городе. Однако самым высоким собором Франции, который увековечен в картинах известнейшего художника Клода Моне, признан именно Руанский кафедральный собор высотой в 151 метр.

Вид на северо-западный фасад собора

Стоит заметить, что согласно историческим документам, на месте современного Руанского собора еще за 1000 лет до основания его самой древнейшей части, существовали христианские храмы . Археологам в результате кропотливых исследований удалось найти остатки некогда возвышавшейся здесь базилики. По их предположениям, дата возведения древнейшего храма относится к IV веку. Как считают историки, по всей вероятности, строительство древнейшего храма происходило в то время, когда первый руанский епископ Меллон пришел в эти края (260-е года) и стал проповедовать христианство.

Руанский Кафедральный собор: строительство

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения. Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет. В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Вид на южный портал Руанского собора и шпиль

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу , что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством. А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана Пешехода и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан Пешеход не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

Входной портал собора

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль. Самой древнейшей башней Раунского кафедрального собора считалась башня Сан-Ромен. Построенная в 1145-м году она простояла в первозданном виде практически 800 лет. Однако в 1944-м году, когда весь мир был вовлечен во Второю Мировую войну, в результате бомбардировок войск антигитлеровской коалиции, эта башня была уничтожена.

Руанский кафедральный собор: непростая история

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы. Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.

Южная (Масляная) башня собора

Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни. В настоящее время каждый прихожанин Руанского кафедрального собора и каждый гость страны может полюбоваться этим величественным старинным храмом со 151-метровым шпилем в готическом стиле, с устремленными ввысь Северными и Масляными башнями, удивительными яркими витражами, созданными еще в XIII столетии.

Уникальный собор как будто бы сплетен из тончайшего каменного кружева, а благодаря высоте шпиля он был признан самым высоким зданием во всем мире с 1876-го по 1880-й год. Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

Вид на северную (Сан-Ромен) и южную (Масляная) башни собора

Величественный и великолепный храм, история которого уходит своими корнями в IV столетие, возводился в течение нескольких сот лет. Неф, хоры, трансепт, первый этаж и фонарная башня, иными словами, основная часть Руанского собора, были созданы в период, когда в мире господствовала высокая готика. Центральный портал и последний этаж башни Святого Ромена построили в эпоху поздней готики. Масляная башня возводилась в XVI веке. Интересно, что о Масляной башне сохранилось предание, согласно которому в те далеки времена в период поста, все прихожанам запрещалось употреблять в пищу масло. Для тех же, кто не желал отказывать себе в этом удовольствие, необходимо было заплатить каждому священнику 6 денье, покупая себе, таким образом, специальное разрешение.

Рекорд города Руан

В заключение хотелось бы добавить, что Руанский кафедральный собор возводился в течение многих веков и в периоды господства в мире различных архитектурных стилей. Именно поэтому он представляет собой единое и гармоничное произведение искусства.

Центральный неф Руанского собора

Об этом свидетельствует не только количество современных путешественников, посещающих Раунский кафедральный собор, но и то, что величайший художник Клод Моне запечатлел эту непередаваемую словами красоту более чем на 50 своих полотнах. Наши современники в 2010-м году решили еще раз увековечить этот поистине величественный собор. На площади перед ратушей в Руане собралось более 1000 человек. У каждого из них в руках был увеличенный фрагмент картины великого французского живописца Клода Моне «Руанский собор». «Живая картина» была запечатлена фотографами, которые находились в этот момент в вертолете. Кроме этого была снята видеозапись, представленная для внесения в Книгу рекордов Гиннеса.


Наиболее известные готические соборы

Готический собор, при всем богатстве составляющих его элементов, строится по одним и тем же канонам. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора - экстерьера и интерьера. Из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А. М.) только оболочку. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам...»

Франция
Церковь аббатства Сен-Дени (XII в.)

Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени). Храм должен был придать значение и величие монастырю как древней усыпальнице французских королей. К сожалению, подробное описание всех этапов строительства храма, то, что сейчас определяет сущность готического стиля, утрачено.

Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты.
Собор в Шартре (XII - XIV вв.) .

Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее.

Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок.

Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Служебные колонны, поднимаясь от основания устоя, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывались в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.

В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна.


Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми - в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из витражных роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь «прекрасного окна»), цикл «Житие св. Евстафия», а также цикл «Карл Великий».
Скульптурное убранство «Королевского портала» на западном фасаде собора сохранилось сравнительно хорошо.

Статуи-колонны в углублениях шартрских порталов включены в общую структуру архитектурного образа. С одной стороны, они служат физической опорой, «столпами», также и в переносном смысле - в аллегорическом и сюжетном плане для тимпанов и расположенных в них новозаветных сцен.
Венский готический собор .;

Собор в Реймсе (1211-1330 гг.) .;

Собор Нотр-Дам в Реймсе .;.
Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают глубокие порталы со стрельчатыми арками и охватывающие их треугольники вимпергов. Во втором ярусе поток разделяется, затухает в центре и обретает стремительную динамику по бокам: круглой «розе» с пологой аркой над ней противостоят боковые окна, которые предваряют победный взлет башен, подчеркнутый коротким всплеском вимперга между ними.

Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением - он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, их воронкообразные ниши как бы вовлекают его в себя.

Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211-25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса.
Собор в Амьене (1218 - 1260 гг.) .;

Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже.

Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно - не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын.

Работы в основном были закончены в 1288 г. Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. В Амьене взаимодействуют два осевых направления: травеи нефов вторят трансепту; средняя из семи капелл хора, значительно выдвинутая вперед, подчеркивает продольную ось плана.

Пологие стрельчатые арки завершают интерьер, рождая чувство свободного движения пространства, которое было также достигнуто путем абсолютного увеличения размеров здания. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе. Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42, 3 м.
Собор в Бурже (1194г.) .;


Собор Парижской Богоматери (1163 г. - XIV в.) .;

Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города - 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы - послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч.

Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна - а многоцветные картины с десятками фигур.
Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его - 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность.


Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно. К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал.

Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.
Французская готика. Бургундия. Странноприимный дом.
Германиия .;
Кёльнский собор (1248 г.- XIX век) .;

Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248- 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения.

Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Собор в Вормсе (XII в.) .;
Собор Нотр Дам в Ульме .;

Наумбургский собор .
Англия .
Собор Вестминстерского аббатства (XII-XIV вв.) в Лондоне .
; центральный неф


Собор в Солсбери . (1220-1266 гг.);


Собор в Эксетере (1050 г.) .;

Собор в Линкольне (конец XI в.) .

Собор в Глостере (XI-XIV вв.) .

Чехия .
Готическая архитектура Праги .;

Собор святого Вита (1344-1929 гг.)


Италия .;
Палаццо Дожей .;

Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж

Миланский собор (1386г. - XIX в.) .



Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Аркбутаны Миланского собора .
Палаццо д"Оро (Золотой дворец) в Венеции .

папский дворец
Севильский кафедральный собор

Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже.

Шартрский собор
Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.


Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.



Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор
Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.


Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.



Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.


Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.


Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.

Реймсский собор
Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.


Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.


Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.


Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.


Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.


В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Руанский собор
Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.


Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.


Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.


Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.


На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.


Внутреннее убранство собора


За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.


Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.


Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.

Башня Сен-Жак
Башня Сен-Жак - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.


Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту - гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня - нынешняя башня Сен-Жак.


Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар - камни - в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.


С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.


Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…

На фото 1: Собор Шартра. Соборы Франции.

1. Величественые соборы Франции это прежде всего Шартрский Собор (1194-1225), Амьенский Собор (1120-1269), Собор Реймса (1211-1298), Руанский Собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Rouen), Нотр-Дам-де-Пари. Существует интересная теория, что 7 великих французских соборов, посвящённых Деве Марии, располагаются на территории Франции в порядке, отображающем расположение звёзд в созвездии Девы.

4. Довольно любопытно, но больше нигде в готических соборах Франции того времени лабиринт не встречается. 12,78 метра в диаметре, лабиринт Шартрского Собора это последнее испытание для паломников, пришедших поклониться в Шартр величайшей святыне христианского мира, хранящийся в городском Соборе — Покров Святой Девы Марии. Паломники должны были на коленях проделать путь от начала лабиринта к выходу у алтаря Собора при этом непрестанно произнося молитвы.

5. Соборы Франции. Крипта.

Не секрет, что все великие соборы Франции построены на священных местах для кельтов и галлов, населявших Францию до прихода римлян. Шартрский Собор отнюдь не исключение. Древние хроники говорят, что на месте собора было святилище кельтов — священный родник, воды которого даровали здоровье и долголетие. Родник существует и в наши дни, его воды выходят наружу в подземной Шартрского Собора. Кстати, крипта Шартрского Собора сохранилась от самого первого Собора, построенного ещё на рубеже 4 и 5-го веков в романском стиле.

6. Говоря о Соборах Франции невозможно не упомянуть о великолепнейших витражах Шартрского Собора. Общей площадью более 2000 квадратных метров. Собора в Шартре считаются наиболее яркими представителями витражного искусства Средневековья.

7. Соборы Франции. Орлеанский Собор.

Фото: . Французские Соборы это конечно же не только 7-8 наиболее известных храмов, таких как Собор в Реймсе, Шартре, Амьене, Мон-сен-Мишель, Руанский Собор и им подобные. На самом деле существует множество красивых соборов и монастырей мало известных широкой публике, но, тем не менее, обладающих богатой историей и потрясающей архитектурой. Один из таких соборов Франции это Орлеанский Собор. Построен приблизительно в 350 году, но в 865 году был сожжён норманнами, после был отстроен, а в конце 12 века был реконструирован и частично перестроен в стиле пламенеющей готики.

8.Соборы Франции. Руанский Собор.

На фото:. Руанский Собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Rouen), построенный в XII веке на месте старинной базилики, датируемой IV веком, можно отнести к одним из самых впечатляющих готических соборов Франции. Великолепная архитектура главного портала Руанского Собора при высоте шпиля в 150 метров даёт ощущение какой то возвышенности и лёгкости. Северная сторона трансепта украшена великолепным , диаметром в 12 метров. Нужно отметить, что соборы Франции стали декорироваться окнами-розами после строительства Собора в Шартре, когда Людовик Святой, высказал идею украсить главный портал и собора окном именно такой формы. Витражи, украшающие Северную Розу, а именно так называется окно-роза на северной оконечности трансепта, имеют глубокий аллегорический смысл. Вообще Северная Роза по замыслу средневековых зодчих олицетворяет души, ищущие Свет в царстве Тьмы, ведь Северная Роза никогда не видела света солнца. Архитектура Руанского Собора довольно неоднородна, что характерно для многих соборов Франции, строившихся на протяжении довольно длительных отрезков времени.

Соборы Франции. Собор в Альби.

Так, например, Собор в Байё возводился без малого 300 лет и таких примеров множество. Нужно отметить, что соборы Франции имеют гораздо более древнюю историю, но в период с 8 по 9 век многие соборы Франции были уничтожены в результате нашествия викингов. Архитектура соборов Франции это, без сомнения, готика, возникшая во французском регионе Иль-де-Франс в начале 12 века и впоследствии распространившаяся на территории Западной и Центральной Европы.

9. Собор Альби.

Соборы Франции. Тимпан Собора Альби.

Великолепный , построенный в 1280-1480 годах, разительно отличается от других готических соборов Франции. Во-первых Собор Альби выполнен из кирпича, что шло в разрез с бытующим в Средневековье мнением о непригодности этого материала для строительства соборов по причине его хрупкости. Кроме того, этот собор был предназначен для ведения оборонительных действий, тут сказался пример штурма крестоносцами