Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства


Религия играет огромную роль в жизни общества и государства. Она компенсирует страх смерти верой в вечную жизнь, помогает найти моральную, а подчас и материальную опору страждущему. Христианство, если говорить кратко о религии, одна из мировых религиозных учений, которое актуально вот уже более двух тысяч лет. В этой ознакомительной статье я не претендую на полноту изложения, но ключевые моменты безусловно назову.

Происхождение Христианства

Как это ни странно, христианство, как и ислам, уходит корнями в иудаизм, вернее в священную его книгу — Ветхий завет. Однако непосредственный толчок его развитию дала всего одна личность — Иисуса из Назарета. Отсюда и название (от Иисуса Христа). Первоначально эта религия была еще одной монотеистической ересью в Римской империи. Христиан гоняли только так. Эти гонения сыграли не последнюю роль в сакрализации христианских мучеников, и самого Иисуса.

Как-то давно, когда я учился в университете на историческом, спрашивал у преподавателя Античности на перемене, а мол, Иисус -то как был на самом деле или нет? Ответ получил такой, что все источники указывают на то, что такая личность была. Ну а вопросы о чудесах, которые описаны в Новом Завете, каждый сам решает, верить им или нет.

Если же говорить, абстрагировавшись от веры и чудес, то первые христиане обитали в форме религиозных общин на территории Римской империи. Изначальная символика была крайне проста: кресты, рыбы и пр. Почему именно эта религия стала мировой? Скорее всего дело как сакрализации мучеников, в самом учении, ну, конечно, в политике Римских властей. Так государственное признание она получила только спустя 300 лет со смерти Иисуса — в 325 году на Никейском соборе. Римский император Константин Великий (сам язычник) призвал к миру все христианские течения, коих тогда было немало. Чего стоит только Арианская ересь, согласно которой Бог отец выше Бога сына.

Как бы там ни было, Константин понял объединительный потенциал христианства и сделал эту религию государственной. Ходят также упорые слухи, что сам, перед смертью, изъявил желание креститься... Все таки умные были правители: натворят чего нипопадя пока язычники — а потом бац — и перед смертью в христианство обратиться. Почему нет?!

С тех пор Христианство стало религией всей Европы, а затем и большой доли этого мира. Кстати, рекомендую пост про то, .

Основные положения Христианского учения

  • Мир создан Богом. Это первое положение этой религии. Не важно, что ты думаешь, может Вселенная и Земля, а тем более жизнь появилась в ходе эволюции, но любой христианин тебе скажет, что Бог создал мир. И если особо сведущ, то может даже год назвать — 5 508 год до новой эры.
  • Второе положение — человек имеет искру Божью — душу, которая вечна и не умирает после смерти тела. Эта душа изначально была дана людям (Адаму и Еве) чистой и незамутненной. Но Ева сорвала яблоко с древо познания съела сама и угостила Адама, в ходе чего возник первородный грех человека. Возникает вопрос, зачем это древо познания вообще росло в в Эдеме?.. Но это я спрашиваю, так как в конечном счете от рода адамова)))
  • Третье положение — этот первородный грех Иисусом Христом был искуплен. Так что все грехи которые сейчас есть — результат твоей греховной жизни: чревоугодия, гордыни и пр.
  • Четвертое — чтобы искупить грехи, надо покаяться, соблюдать церковные установления, и вести праведную жизнь. Тогда, может быть, и заслужишь себе место в раю.
  • Пятое, если будешь вести неправедную жизнь — сгинешь в аду после смерти.
  • Шестое — Бог милостив и прощает все грехи, если покаяние искренне.
  • Седьмое — будет страшный суд, придет Сын человеческий, устроит Армагеддон. И Бог отделит праведников от грешников.

Ну как? Страшновато? Доля истины в этом конечно есть. Нужно вести нормальную жизнь, уважать ближних и не совершать злых поступков. Но, как видим, множество людей называют себя христианами, а ведут себя прямо противоположно. К примеру, согласно опросам Левады-центра, в России 80 % населения считает себя православным.

Но как я не выхожу на улицу: все едят шаурму в пост, и творят всякое греховное. Что тут скажешь? Двойные стандарты? Возможно, люди, считающие себя христианами, немного лицемерят. Лучше бы сказали, что верующие, а не христиане. Потому как если ты называешь себя таковым, предполагается, что ты и ведешь себя соответственно. Как Вы считаете? Напишите в комментариях!

С уважением, Андрей Пучков

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Одной из самых крупных мировых религий на сегодняшний день является христианство. Насчитывается около 2,1 млрд. приверженцев этой религии. При этом представителей христианской общины можно встретить практически в любом государстве мира.

Согласно христианской апологетике, данная религия, в отличие от остальных религий мира, не создана людьми. Она дана человеку свыше в уже готовом виде.

Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Как показывают исследования в области истории религий, христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, многие философские воззрения мыслителей Древней Греции. Все это обогащало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое наднациональное движение.

Несмотря на то, что христианство объединило в себе религиозно-культурное наследие прошлого, оно вовсе не стало конгломератом разрозненных представлений. Оно стало цельным учением, которое получило всеобщее признание.

Первые христиане по своей национальности были евреями. Их прошлые религиозные представления формировались и развивались в русле иудаизма. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией.

В данной работе мы рассмотрим ряд вопрос, которые помогут глубже понять сущность христианства как мировой религии.

1.Возникновение христианства

Около 2000 лет назад в маленьком иудейском селении Вифлееме произошло на первый взгляд обычное явление: в бедной семье плотника Иосифа, у его жены Марии, родился сын, которого нарекли Иисусом. Но это, казалось бы, незначительное событие повернуло весь ход мировой истории и стало центром ее: недаром наше летоисчисление ведется от Рождества Христова. Палестина в это время управлялась царем Иродом Великим, находившимся в политической зависимости от Римского государства. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6 г.н.э. Иудеей (область Палестины со столицей Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых и был известный Понтий Пилат (годы его правления - 26 - 36 гг.н.э.). Большую часть населения Палестины в это время составляли евреи (отчасти смешавшиеся с другими племенами и народностями), исповедующие свою национальную религию - иудаизмРелигии мира/Под ред. Я.Н. Щапова. - М.: Просвещение, 1994, с. 46. .

Сущностью этой религии являлась вера в единого Бога (монотеизм), который заключил союз («Завет») с избранным Им народом - евреями. Богоизбранность данного народа состояла в том, что только ему, согласно Библии, Бог (Ягве) явил Свое Откровение через высшего из пророков - Моисея (хотя опыт избрания Богом отдельных личностей за их веру и праведную жизнь - Авраама, Исаака, Иакова и др. - восходит к самым истокам человечества). Суть этого Богооткровения запечатлелась в Законе (евр. «Тора» - учение), заключающемся в так называемом «Пятикнижии Моисеевом» - оно стало ядром Священного Писания иудеев (Ветхого Завета). Закон упорядочивал всю жизнь израильского народа и в первую очередь его нравственность. Это проявилось наиболее четко в известных десяти заповедях (Исх. 20; 2-17; Втор. 5; 6-21).

Постепенно Тора как божественный закон жизни обросла многочисленными толкованиями и устными преданиями. Позднее, в первые века н.э., они были объединены в свод, называющийся «Талмудом» (с евр. - изучение), ставший нормативным для последующего иудаизма. Из среды иудеев выделилась особая группа учителей Закона - книжников, совмещающих в себе функции ученых, учителей, юристов и судей и пользующихся большим влиянием на народ. К ним тесно примыкали фарисеи (с евр. - отделенные), составившие особую религиозно-политическую партию, задачей которой было поддержать в народе верность Закону и религиозное рвение. В целом фарисеи были враждебно настроены к проповеди христианства, но некоторые из них (Никодим, Иосиф Аримфейский и Савл - будущий апостол Павел) стали последователями Христа. Фарисеям противостояла религиозно-политическая партия саддукеев (название ее производят от Садока, бывшего священником при Давиде и Соломоне; Цар.1;32-39) - партия священнической аристократии, отличающаяся либеральным и космополитическим мышлением. Они признавали только писаный Закон, отвергая устные предания; отрицали, в отличие от фарисеев, существование ангелов и демонов, воскресение мертвых и загробную жизнь, не верили в Промысел Божий, управляющий миром. К христианам саддукеи относились еще более враждебно, чем фарисеи, и были яростными гонителями их Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М.: Искусство, 1997. .

Помимо этих указанных партий, в иудаизме эпохи земной жизни Христа существовал еще ряд религиозных течений: ессеи, терапевты и т.д. Особую группу составляли иудеи, живущие вне Палестины, --так называемые иудеи рассеяния (греч. «диаспоры»). Они, как правило, забывали родной язык, перенимали обычаи и нравы своей среды обитания, но сохраняли верность иудейской религии. Это не мешало им, соблюдая ее обряды, воспринимать и сочетать с иудаизмом религиозные и философские идеи греко-римского мира. Подобное сочетание породило так называемый эллинистический иудаизм, отразившийся в ряде литературных памятников, в первую очередь в сочинениях Филона Александрийского (современника Христа).

Наконец, для иудаизма последних веков до н.э. и первых веков н.э. была характерна напряженность мессианских чаяний - ожидание Мессии (греч. «Христос»), т.е. Помазанника. Иудеи представляли его себе как царя из рода Давида, который явится во всем блеске и великолепии земной славы и покорит евреям все народы мира. Но когда действительно в роде Давидовом родился Иисус Христос, то подавляющее большинство иудеев не признало в Нем Мессию, ибо личность и учение Христа коренным образом расходились с их представлениями о Мессии и его теократическом владычестве над миром. За Иисусом Христом последовала лишь незначительная часть израильского народа, составившая ядро будущей Церкви (Нового Израиля). Как и сам Христос, первые последователи Его принадлежали главным образом к неимущим слоям населения Палестины, хотя уже очень рано среди членов первохристианской общины стали появляться и состоятельные люди.

Из среды первохристиан Иисус Христос избрал и приблизил к себе двенадцать учеников, которые получили наименование Апостолов (греч. «апостелло» - посылать). Их Он посылает, чтобы они от Его имени возвещали Благую Весть (греч. «Евангелие»), т.е. распространяли христианское вероучение. После смерти Христа Апостолы в силу своего авторитета заняли руководящее место в первохристианской иерусалимской общине и стали основателями новых общин. Хотя в самой Палестине проповедь Христа нашла отклик в очень немногих сердцах, но после Его смерти и Воскресения число христиан стало быстро умножаться.

Еще до середины I в.н.э. христианство перешагнуло границы Палестины. Одним из новых центров его стала Антиохия, где ученики Христа впервые стали называться христианами. (Деян. 11; 26). Все большую роль стали играть в Церкви люди, обращенные из язычников. В деле миссионерства участвовали многие первохристиане, из которых самым выдающимся, несомненно, был Павел - Апостол язычников, разнесший Благую Весть по многим уголкам Римской империи Основы религиоведения/Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994, с. 74. .

С проникновением христианства в сферу греко-римской культуры и цивилизации перед Церковью встали новые проблемы. Возникла необходимость убедить эллинов в том, что проповедь христианства не является безумием, а представляет собой единственно подлинную и высшую Мудрость Там же. С. 76. .

Христианская Церковь, при своем проникновении в греко-римский мир столкнулась с множеством проблем, главной из которых была проблема проповеди Благой Вести в понятиях и образах, доступных язычникам, но при сохранении неизменной сути христианского вероучения.

В течение нескольких первых столетий своего существования Церковь благополучно решила эту проблему: избегнув опасности эллинизации христианства, ей удалось христианизировать эллинизм. Но стояла еще не менее важная задача: найти гибкие и адекватные формы своего сосуществования с Римской империей.

2. Распространение христианства

Проблема их взаимоотношений христианской Церкви и государстварешалась на протяжении всей истории Церкви и не всегда однозначно. Однако эта неоднозначность определялась скорее позицией государства, чем Церкви. Смысл бытия земной Церкви можно определить словами Иисуса: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22;21), т.е. ее деятельность является обособленной от деятельности государства. Христианство никогда не выступало как некое революционное движение (если такое и происходило, то христианство переставало быть христианством). Его основная цель - духовное преображение как отдельного человека, так и всего человечества, вследствие чего и могли произойти изменения в социально-экономических отношениях. Однако осуществление этой цели натыкалось на мощное сопротивление и инерцию человечества, организованной силой которого являлось государство. С первых своих шагов христианство сразу встретилось с этим сопротивлением, о чем свидетельствует конфликт Церкви с Римской империей, продолжающийся около трех веков.

На первый взгляд он представляется малопонятным. Римское государство отличалось терпимостью к религиозным верованиям различных народностей, входящих в его состав, запрещая лишь те культы, которые отличались антиморальным характером. Даже иудеям с их исключительным монотеизмом предоставлена была полная свобода богослужения (не позволялась только пропаганда иудаизма среди римских граждан). Религия для римлян являлась исключительно внешним обрядом, и именно этот обряд рассматривался как скрепляющая общество сила. Прочие национальные культы могли существовать, если они подчинялись богам Рима.

Христиане проповедовали веру в единого Бога, что противоречило интересам римского государства. Начались гонения на христиан, и их религия была объявлена недозволенной. То затухая, то вновь вспыхивая, они продолжались около трех веков. В итоге христианство постепенно завоевало Римскую империю.

Внешним выражением этой победы явился так называемый «Миланский эдикт» 313 г., объявивший христианство дозволенной религией, т.е. уравнявший его в правах с прочими религиями. Император Константин Великий, главный инициатор данного эдикта, в течение всего своего последующего царствования оказывал всяческое покровительство Церкви, хотя сам принял крещение только перед смертью. В конце IV в. христианство стало официальной религией Римской империи.

Образовавшийся союз церкви и государства базировался на двух основных идеях. Первой была идея, отраженная в евангельской притче («кесарево кесарю, а Божие Богу»): она предполагала разделение функций государства и Церкви. Другими словами, в гражданских делах все христиане, включая верховное духовенство, например, епископов, подчиняются императору, но в делах веры и нравственности император такой же сын Церкви, как и его подданные.

Вторая идея вытекала из первой. Это идея внутреннего согласия двух властей (светской и церковной). Она становится нормативной для всего православного Востока, в первую очередь для Византии и Руси.

По-иному сложились отношения между Церковью и государством в средние века на латинском Западе. Вторая идея здесь практически осталась бездейственной и не работала, а первая существенно исказилась. Это привело к теократии папизма, заключающейся в господстве Церкви (вернее, в стремлении к такому господству) над государством (точнее, над множеством государств).

По мере распространения христианства складывалась и территориальная организация Церкви. Основой ее являлись парикии (с греч. - жить по соседству, рядом), т.е. приходы, возглавляемые первоначально епископами. Умножение числа христиан и проникновение христианства в сельские, местности (оно сначала распространялось преимущественно в городах) привели к тому, что приходы стали возглавляться пресвитерами, а епископ, живущий в городе, объединял под своей властью управление многими приходами, расположенными в какой-либо местности.

К началу IV в. возникли метрополии - объединения ряда епископий (епархий) вокруг главного города той или иной провинции. Из этих городов первенствующее место получили Рим, Александрия, Антиохия и Константинополь (позднее к ним присоединился еще и Иерусалим). Епископы их со второй половины V в. стали называться патриархами (родоначальники); к александрийским и римским епископам часто применялось название «папа» (с греч. - отец, батюшка), за последними оно так и сохранилось.

Своеобразной формой организации внутренней жизни Церкви являлись соборы. Истоки этой формы восходят к так называемому Апостольскому собору (состоявшемуся в Иерусалиме около 49 г.н.э.). Позднее, начиная со второй половины II в.н.э., в практику вошли поместные соборы, на которые съезжались представители клира и мирян какой-либо области или провинции (а также ряда областей) для решения наболевших церковных вопросов. С прекращением гонений па христиан соборная форма решения этих вопросов достигает полного своего развития.

Царствование Константина Великого положило начало вселенским соборам, созываемым для решения наиболее важных догматических и канонических (церковно-юридических) проблем, касающихся всего христианского мира.

Специфичной формой внутреннего бытия христианской Церкви является монашество (греч. «монахос» - одинокий, единственный). Оно восходит к самым истокам христианства, сразу высоко поставившего идеал чистоты жизни и девственности. Но возникновение собственно монашества приходится на конец III-начало IV в. Широкое распространение христианства в этот период, охватившего все слои общества, породило негативный процесс обмирщения Церкви, чрезмерное приспособление ее к навыкам и образу жизни «ветхого человечества». Как реакция на этот процесс и произошел «великий исход» в пустыню подвижников.

3. Христианские святыни. Богослужение

Основы христианской религии изложены в Библии. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Первая по времени создания часть Библии получила название «Ветхий Завет», в отличие от «Нового Завета». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на древнееврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями.

Вторая часть христианской Библии - Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства.

Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.

Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Следует указать и два основных догмата христианства (сложение пальцев руки при крестном знамении символически указывает на них): учение о Святой Троице и учение о Лице Господа Иисуса Христа (или христология).

Первый догмат можно кратко сформулировать так: Бог един в трех Лицах или Ипостасях (греч. слово «ипостась» имеет множество значений и смысловых оттенков, но здесь подразумевается Личность). Троица есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Божественные Лица отличаются друг от друга своими ипостасными свойствами: Отец нерожденный и является «Источником» Сына и Духа; Сын же рождается (но это Его рождение нельзя соизмерять c категориями времени или пространства), а Дух «исходит» от Отца. В то же время три Ипостаси Троицы не есть три бога, так как они - один Бог, поскольку обладают одной природой или сущностью (единосущны). В таком своем виде христианский монотеизм отличается и от иудейского, и от античного (философского) монотеизма.

В ходе истории христианское богослужение претерпело значительную эволюцию. Первой евхаристией была известная «Тайная Вечеря» Иисуса Христа с Его учениками, о которой повествуется в Евангелиях. Затем утреннее богослужение (греч. «литургия» - служба, служение) отделилось от вечернего и таинство евхаристии стало совершаться на литургии.

Всенощное бдение и литургия, включающие в себя несколько церковных служб (полунощную, утреню, часы и т.д.), вместе составили суточный богослужебный круг. Помимо него, сложились и другие круги: седмичный (недельный) с особо торжественным богослужением в воскресенье, годовой и пасхальный. Литургическое творчество Церкви отразилось и закрепилось в ряде богослужебных книг: «Служебнике», «Часослове», «Минее Месячной», «Октоихе», двух «Триодях» («Постной» и «Цветной») и т.д. Знание и умение ориентироваться в них обязательны для каждого священнослужителя, изучающего литургику как предмет особой церковно-практической дисциплины.

Наряду со Священным Писанием христианское вероучение нашло наиболее полное выражение в сочинениях (творениях) отцов Церкви (святоотеческой письменности). Понятие «святые отцы Церкви» неотделимо о понятия «церковное Предание», которое вместе с Священным Писанием является «столпом и утверждением» Церкви. Поэтому отцами Церкви признаются такие христианские учителя писатели, в которых Церковь своим соборным разумом единодушно признала авторитетных свидетелей Богооткровенной Истины, правильно толковавших и понимавших эту Истину Михайловский В.С. История религии. - Саратов, 2006, с. 41. .

Из множества христианских писателей в ходе истории Церковью был произведен отбор соответственно критериям святости жизни и верности апостольской вере тех авторов, чьи произведения вошли в обильную сокровищницу святоотеческой письменности.

Во временном плане творения отцов Церкви непосредственно примыкают к книгам Нового Завета. Первыми из этих творений считаются писания так называемых апостольских мужей.

За ними следуют произведения апологетов. Они не признаются за отцов Церкви, и некоторые взгляды двух последних даже были осуждены на пятом вселенском соборе. Тем не менее, эти писатели дали сильный толчок развитию христианского богословия, отсекая их заблуждения. Церковь приняла в свой круг чтения («воцерковила») некоторые произведения данных писателей.

4. Православие и католицизм. Принятие христианства на Руси

Уже в начальный период своего существования христианство не представляло собой единую в административном отношении церковь. Процесс утверждения Символа веры на Вселенских соборах продемонстрировал серьезные расхождения между западным христианством (католицизмом) и восточным христианством (православием). На территории западной части Римской империи существовала единственная Римская католическая церковь, обязанная своим основанием деятельности апостола Петра, проповедовавшего в Риме и нашедшего там свою мученическую смерть.

Зародившись в восточной части Римской империи, православие в отличие от католицизма не подверглось жесткой централизации, а представляло собой конгломерат (совокупность) нескольких отдельных церквей, возглавляемых отдельными патриархами. Наиболее уважаемыми и старыми из этих церквей были четыре: Константинопольская (ее патриарх формально продолжал считаться главой всей Восточной церкви), Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская (являвшаяся самой древней патриархией на том основании, что первым епископом иерусалимской общины бы Иаков, брат Иисуса). Но просветительская деятельность этих церквей привела к тому, что во многие страны Восточной Европы христианство проникало именно в его православной трактовке.

К числу таких стран относились Сербия (кон. IX в.), Болгария (865 г.), Румыния (IV-V вв.) и др. Таким образом, можно говорить о том, что православному крещению подвергались не отдельные страны, а племена, проживавшие на территории будущих суверенных (независимых) государств. Формально эти племена считались независимыми, но признание церковного авторитета одной из православных церквей (как правило, речь шла о Константинопольской патриархии) делало их подвластными, пусть даже в церковном вопросе, Византии.

В результате Реформации (XIV-XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве - протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.

Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. С развитием государственности, усложнением общественной жизни и социальной структуры общества язычество как религиозная система оказывалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Налицо было противоречие между установившимся государственным единством и очень разнородными языческими культами отдельных восточнославянских народностей. Единому государству должен был соответствовать единый культ. Историки отмечают стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М.: Высш.шк., 1995, с. 318.

Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

В общественной мысли России существуют и идеалогизированные трактовки причин принятия христианства Владимиром. Некоторые исследователи, вслед за митрополитом Илларионом (середина XI в.), объясняли его обращение Божьим откровением, т.е. тем, что Бог просветил его душу.

Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, т.к., проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся массы.

Важно то, что принятие христианства оказало значительное влияние на развитие российской государственности.

Заключение

христианство католицизм православие

Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления.

Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам.

Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов.

в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств -особых священных действий, призванных дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся.

Тема "Христанство" очень широко и не может быть полностью рассмотрена в данной работе.

Список литературы

1. Михайловский В.С. История религии. - Саратов, 2006.

2. Основы религиоведения/Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.

3. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М.: Искусство, 1997.

4. Религии мира/Под ред. Я.Н. Щапова. - М.: Просвещение, 1994.

5. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М.: Высш.шк., 1995.

6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века / Под ред. В.И. Уколовой. - М.: Дрофа, 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Христианство как крупнейшая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Его три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Распространение по странам и количество приверженцев христианства.

    презентация , добавлен 19.01.2014

    Первый христианский император. Церковь в период правления Константина I, политические мотивы в отношении христианства. Победа христианской религии в Византии. Западное и восточное христианство в Римской империи в период праскола. Православие и католицизм.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Истоки и исторические условия возникновения и распространения христианства. Развитие и распространение христианства. Расхождение между западной и восточной церквями. Разновидности христианства. Христианство сегодня: социологическое исследование.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Христианство как религия о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести. Исторические предпосылки его возникновения. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства; основные канонические нормы и институты, характерные черты.

    реферат , добавлен 24.03.2010

    История христианства в Европе. Королевство Армения как первая страна, установившая христианство государственной религией. Краткий обзор истории развития христианства и его течений. Общие сведения о католицизме, особенности православия и протестантизма.

    доклад , добавлен 11.12.2009

    История средневековой религии в Риме. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины. Централизация церкви. Ожесточенная борьба с инакомыслящими. Христианское богослужение. Результат воздействия христианских идей на общество и государство.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2016

    Католицизм и православие как Западная и Восточная Церковь - следствие раскола христианства. Особенности вероучения и культа католицизма, Ватикан, структура и организация католической церкви. История возникновения, устройство, Латеранские соглашения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Возникновение и развитие христианства. Основные направления христианства. Католицизм. Протестантизм. Православие и основные положения христианства. Основные черты христианской религии. Священное Писание. Священное Предание. Таинства. Соборность.

    реферат , добавлен 17.02.2008

    Религиозная ситуация в Римской империи, история ее зарождения и развития, характер отношений между различными религиозными течениями. Разнообразие римских религий. Конфликт Христианства и Митраизма в Римской империи, оценка преимуществ Христианства.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Классификация мировых религий. Христианство как самая многочисленная религия в мире, его направления - католицизм, православие, протестантизм. Ислам - государственная религия большинства стран Азии и Африки. Будда - реальный человек, основатель буддизма.

Об авторе: Алексей Филиппов, кандидат философских наук, в 2008 году лауреат в номинации «Лучший молодой педагог г. Москвы», лауреат премии мэра Москвы в области образования, преподает историю и обществознание, прихожанин храма апостола Фомы на Кантемировской.

Сказка и серые будни

Зачем я здесь? Существует ли Бог? Если существует, то как Его увидеть? Вопросы эти мучили меня многие годы. Я стучал во все двери, прочитал множество книг, углубленно изучал индуизм, буддизм, даже сатанизм. Но ответа, который я мог бы принять не только сердцем, но и умом, так и не было. И вот однажды в руках у меня оказалась книга Алексея Лосева «Диалектика мифа».

Пожалуй, это был самый сложный текст, который мне когда-либо приходилось читать. Книга эта перевернула мой мир. Но обо всем по порядку.

Я родился в неверующей семье. Мои родители были технарями-инженерами, и разговоры о Боге, о вере дома никогда не велись. Знаю только, что мой прадед был церковным старостой и что за это его сослали в Сибирь. Но в целом я с самого рождения был совершенно выключен из религиозной среды. Только моя любовь к книгам компенсировала этот мировоззренческий вакуум.

Я особенно любил читать фантастику и фэнтези. Находясь под обаянием этих книг, я все мечтал увидеть и окружающий меня реальный мир таким же чистым, загадочным, прекрасным. Но всякий раз эта мечта сталкивалась с будничной серостью, суетой, прозаичностью. Я много размышлял над этим конфликтом, над трагическим несоответствием мира книг и мира за окном моей комнаты.

Помню, в детстве мне как-то случайно попался в руки «Закон Божий» Слободского. Я долго рассматривал красивые и яркие церковнославянские буквы, картинки, на которых был изображен Бог, творящий мир. Но серьезно задумываться о смысле жизни и о Боге я стал уже после школы, когда поступил на исторический факультет педагогического колледжа на специальность история мировых религий. Я начал читать буддийские, индуистские религиозные тексты, египетскую «Книгу мертвых». Особенно глубоко меня тронул религиозно-философский трактат «Дао дэ цзин».

Это штудирование религиозного наследия мировой истории было продиктовано не только программой, которую необходимо было освоить, но и моей личной, экзистенциальной потребностью. Я всерьез начал искать ответы на глубинные, мировоззренческие вопросы.

У меня, правда, было одно обязательное условие: принять Ответ я мог только в том случае, если он с научной строгостью будет отвечать принципам рациональности. Но я действительно хотел увидеть за религиозной литературой Правду, а не просто различные вариации на тему заблуждений народов мира.

Поначалу мне представлялось, что конфуцианство, буддизм или ведическую религию можно свести к одурманиванию масс власть имущими, к возможности - по Марксу - дать эксплуатируемым людям некую надежду на загробную компенсацию за понесенные здесь лишения и страдания. Но чем дальше я погружался в предмет, тем больше понимал, насколько вульгарно и однобоко подобное видение религиозного мира.

«Нет, - думал я, - это слишком просто. Какая-то своя, особенная истина обязательно должна присутствовать в этих учениях». Но какая? И как примирить иррациональность веры с требованиями моего разума? А потом я совершил удивительное открытие.

Обывательский сатанизм

На последнем курсе колледжа я должен был написать выпускную работу и решил взяться за исследование сатанизма. Не скажу, что он чем-то меня привлекал. Просто о других религиозных учениях, как мне казалось, я уже знал достаточно, а вот сатанизм прошел мимо меня.

Я погрузился в исследование. Начал читать про Чарльза Мэнсона (американский серийный убийца, основатель секты «Семья». - Прим. ред. ), про догматику, обряды и добрался, наконец, до «Сатанинской библии», которую написал Антон Шандор Ла-Вей. И вот этот текст ввел меня в ступор. Я-то думал, что столкнусь с описаниями ужасных по своей жестокости сюжетов, с призывами приносить в жертву дьяволу кошек и младенцев, а нашел … основы современной социальной психологии. То есть под идеями, которые содержатся в этой книге, подпишется любой современный материалист: не хочешь верить - не верь, хочешь верить - верь, не обижай твоего врага, если он тебе ничего плохого не сделал, а если сделал - отомсти и забудь, будь сильным, стойко переноси невзгоды, из всего извлекай выгоду, учись на своих и чужих ошибках, и так далее.

«Получается, - думал я, - что жизнь без Бога - это сатанизм? Причем сама по себе эта жизнь совершенно безобидна, типична - стандартный обывательский подход: я тебя не трогаю, и ты меня не трогай». Эта мысль меня ужасно покоробила. Вот с таким «багажом» я оказался в университете.

Лосев стал «последней каплей»

Я все острее ощущал какую-то глубинную «нехватку». Мое желание чудесного, иррационального, потустороннего усиливалось, с еще большей драматичностью сталкиваясь с упорными доводами разума, который всякий раз напоминал мне: все нужно проверять научно, рационально. Религия оставалась для меня красивой, конечно, и очень притягательной, но сказкой, мифом, в котором отразились, как мне казалось тогда, переживания и чаяния людей, но не более того.

И вот в этот момент в моих руках оказалась книга великого русского философа Алексея Лосева «Диалектика мифа», с первых же страниц которой на меня обрушились поразительные слова, что миф есть «наиболее яркая и самая подлинная действительность… совершенно необходимая категория мысли и жизни».

Я читал ее очень долго. Продирался буквально через каждую строчку. Несколько раз за чтением проезжал свою станцию метро. Сразу скажу, что до того, как я прочитал этот текст, мне казалось, что миф - это что-то сказочное, не имеющее отношения к действительности или наивный донаучный способ объяснения мира. Ясно, думал я, что мифы ушли в прошлое, когда человек повзрослел и появилась наука. А книга Лосева меня потрясла. Кстати сказать, дал мне ее научный руководитель, вместе с которым я писал диплом, а затем - уже в аспирантуре - кандидатскую диссертацию. Трудно передать, как я ему благодарен - не только за то, что он столькому меня научил, но и за эту врученную мне когда-то книгу.

«Диалектика мифа» показала, что за словом «миф» может скрываться совсем другой смысл, что миф, в лосевском понимании, - это самая что ни на есть живая реальность, имеющая непосредственное отношение к тому, как я воспринимаю мир. А наука, которой я так симпатизировал, с ее абстрактными идеями материи и числа, с ее выхолощенной рациональностью, есть лишь один из видов «относительной мифологии», причем далеко не самый интересный.

Все на свете есть миф

Для Лосева миф - это «идея идеи», то, что существует на самом деле и только благодаря чему все в этом мире может быть познано. И ничего общего не имеет с обыденным пониманием этого слова.

Это не синоним нереальности, а ровно наоборот. Представьте, что вы с детства были убеждены, что ваш предок по материнской (или отцовской) линии был немецким шпионом, диверсантом, изменником Родины и окончил свою жизнь на виселице. Однако после открытия архивов выяснилось, что на самом деле он - герой, спасший тысячи жизней, имеющий сотни международных наград, и он до сих пор жив и готов встретиться с вами. Так и с мифом. Все думали, что он - просто сказка, а оказалось, что это подлинная реальность нашего сознания. Все предполагали, что мир имеет два измерения, но вдруг перед ними открылась реальность третьего измерения.

Мы никогда не воспринимаем мир так, как он есть на самом деле, мы видим его через призму мифа и с его помощью. Даже наука вынуждена использовать понятные человеку аналогии и образы, независимо от того, что она описывает - Вселенную или устройство ядерного ядра. В этом смысле миф по Лосеву - это тот «орган», который делает мир не просто познаваемым, но собственно человеческим.

Если бы мы могли выйти за пределы собственного тела, мы бы увидели мир таким, как он есть, без искажений его органами восприятия, но надо «выйти» за онтологические границы человеческого, чтобы увидеть мир вне мифа… Однако, когда это происходит, как это было с апостолом Павлом, оказывается, что человеческие слова совершенно бессильны перед тем, что открывается.

В мифе, по Лосеву, идеальное и материальное отождествляются, теснейшим образом соприкасаются. Миф открывает перед нами не только то, каким мир должен быть, но и то, как это должное, идеальное воплотилось в действительность , стало подлинной, цельной реальностью; в мифе замысел о мире полностью актуализируется.

Более того, человек всегда относится к миру личностно. «Всякая живая личность есть так или иначе миф», говорит философ, и показывает это на массе примеров. Человек, если он в здравом уме, никогда не станет воспринимать помещение, куда он попал, как сумму столов, стульев, светильников и так далее. Он в первую очередь оценит, уютно ему здесь или нет, нравится ему цвет стен или не нравится, а это, согласитесь, установки совершенно иррациональные. Это и есть мифологизация. Иначе мы не можем взаимодействовать с миром. Мы мифологизируем действительность невольно, чаще всего даже не задумываясь. Как говорит А. Ф. Лосев, «все на свете есть миф».

Более того, если бы человек не мыслил мифически, то мир вокруг нас потерял бы свои краски, запахи, какую-то живую и родную для нас ауру. В рациональном нет места настроению, жизни, удивлению, только сухая, голая и ничего для нас не значащая материя (безымянная материя!), случайное соединение каких-то молекул, атомов - и больше ничего.

Лосев пишет, что, когда ему пытаются доказывать, что мир - это голая материя, состоящая из атомов, ему кажется, будто его поганой метлой выгоняют из дома и оставляют сидеть на пустой холодной улице. Мир без мифа - пустое, выхолощенное, мертвое пространство, ничего для человека не значащее.

Христианство как абсолютный миф

И вот когда я все это прочитал, когда осознал, что такое миф в понимании не обывателя, а мыслителя, все встало на свои места. «Диалектика мифа» позволила мне понять, что весь тот комплекс религиозных текстов, которые я читал до этого, все описанные Элиаде, Фрейзером или Тейлором обряды - это нечто крайне серьезное, а не просто какие-то чудачества древних людей. Более того, я увидел мифологическое в своей жизни. И понял, что мое желание объяснить все рационалистически также продиктовано определенной мифологической идеологией.

В конце книги Лосев очень аккуратно, я бы даже сказал осторожно, подводит читателя к тому, что абсолютный, предельный миф содержится в христианстве. Конечно, он говорит об этом не прямо - на дворе были 30-е годы, время страшного сталинского террора. Но тот, кто сумел прожить предыдущие главы этой книги, поймет, что философ пишет о христианстве как об абсолютной истине.

Почему же истина именно в христианстве? Потому что его фундамент - это свидетельство о Христе как о Боге и человеке. Жизнь Иисуса Христа, описанная в Евангелии, - это подлинная история о том, как тайна Бога, Которого никто никогда не видел, открылась в человеке, как то, каким человек должен был быть, каким он был задуман, стало действительностью . Вспомним, что миф для Лосева - это тождество идеального и материального, их абсолютная взаимообусловленность, цельность. И именно в этом смысле, христианство и есть абсолютная мифология. Еще раз повторю, чтобы никого не смутило это слово: речь не о выдумке или сказке, а, в понимании Лосева, о самой что ни на есть реальности.

Тогда я осознал: если другие религии - это грандиозное свидетельство поисков человеком Бога, но - увы! - не окончившееся Его обретением, то христианство, наоборот, - удивительный рассказ о том, как Бог искал человека, и как Он его нашел.

Трагический конфликт иррационального и рационального был преодолен. Заветное желание, зародившееся во мне еще в детстве, - найти в этом окружающем меня мире волшебное, чудесное, светлое - сбылось. И оказалось, что концентрация этого света, пронизывающего ткань действительности и преображающего ее, чуда, которое оказывается подлиннее, реальнее любого научного факта, – во Христе и в Его Церкви.

РЕЛИГИИ МИРА

ХРИСТИАНСТВО

16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д»

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно её вторая часть – Новый Завет). Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточной провинции Римской империи, в Палестине как религия угнетенных. В 4 веке стало государственной религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в XIX веке, с развитием капитализма, превратилась в опору буржуазии.

Изменившееся соотношение сил в мире после Второй Мировой Войны, научный прогресс привели христианские церкви к изменению курса, они встали на путь модернизации догматики, культа, организации и политики.

(Советский энциклопедический словарь)

Библия – это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали или не слушали своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Р.Х. Большинство книг Ветхого завета составлено с 7-ого по 3-ий век до Р.Х.

К началу II в. По Р.Х. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «Откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке – иврите. Книги Нового Завета были созданы на диалекте греческого языка – койне.

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборник разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своем опыте встречи с Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»

Ещё одна особенность христианства как религии заключается в том. Что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных одним местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть храм, который в этом случае воспринимается как «дом Божий» - место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.

Наконец, Церковь может приниматься как форма христианской веры. За 2 тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), каждая из которых имеет свой символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической церкви (Римская традиция) и Протестантской церкви (традиция Реформации 16 века)

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Есть и другое толкование: Небесную Церковь составляют святые и праведники, окончившие свой земной путь; там, где Земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накопившиеся начиная с 4-ого века, привели в 11-ом веке к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на 2 самостоятельных государства образовались и 2 центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались 2 христианские конфессии (лат. «исповедание», т.е. направления христианства, имеющие различии в вероисповедании) – православие и католичество. В 16 веке Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия – протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.

Сегодня христианство представляют 3 конфессии, каждая из которых делится на множество деноминаций, т.е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.

Православная Церковь состоит из 15 автокефальных церквей (административно самостоятельных), 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 1200 млн. человек.

Римско-католическая Церковь насчитывает около 700 млн. верующих.

Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 250 млн. человек.

(«Религии мира», «Аванта +»)

Доклад РЕЛИГИИ МИРА ХРИСТИАНСТВО 16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д» Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православ
Мировые религии:

Христианство

Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с.860), в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”).

Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали “тайной вечерей”. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя “царём иудейским”). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга “Деяния апостолов” уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе. В оценке истинности евангельских рассказов люди расходятся. Одни считают, что всё, что написано в Евангелиях, имело место в действительности. Другие, напротив, полагают, что в Евангелиях быль перемешана с художественным вымыслом.

В формировании конкретных особенностей новой религии, по мнению историков, сыграли свою роль и некоторые другие социальные обстоятельства. Существование императорской власти содействовало выработке и закреплению представления об едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (в результате образования Римской империи) формировало и закрепляло представление об интернациональном Боге, который заботится о всех людях, независимо от их национальности. Кризис рабовладельческого общества привёл верхи общества к разочарованию в старых религиях, к потере веры в богов, которые не смогли предотвратить ухудшения положения правящих классов. И на вновь возникшую религию многие из представителей правящих классов возлагали надежды как на могучую силу, которая может их поддержать. Если сравнить христианскую религию с религиями и философскими учениями, которые уже существовали в Римской империи, то в ряде случаев можно увидеть нечто общее. Историки считают, что эти общие моменты говорят о том, что у христианской религии были идейные источники. Наиболее важным из них является иудаизм.

Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию. Из иудейской религии христиане приняли идею Мессии. Само слово Христос есть не что иное как перевод еврейского слова Мессия на греческий язык. Ряд положений, вошедших потом в систему христианских религиозных и нравственных взглядов, высказал александрийский философ Филон: о прирождённой греховности людей, об аскетизме и страданиях как о средствах спасения души, о том, что Мессия - тоже Бог и что его имя - Логос (это имя в христианстве стало вторым именем Христа, в переводе с греческого на русский Логос - это Слово). У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве всех людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам, о покорности судьбе. Кумранская община (в прошлом - конфессия в иудаизме) пропагандировала идеи об уже состоявшемся первом пришествии Мессии и ожидаемом втором, о наличии у Мессии человеческой природы. Эти идеи также вошли в христианство.

В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям.

Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни. В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.