Слова соединенные буквой е. Соединительные гласные


В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).

IX. Правописание сложных слов

§ 41. Соединительные гласные о и е

В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

§ 42. Сложные слова без соединительной гласной

Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.

В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .

Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами

Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)

Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)

Цель:

1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово

Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний (Слайд 4)

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Веселые стихи

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )

III. Новый материал

Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

1. Исследовательская работа

Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.

А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.

Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

(Слайд 6)

А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.

Какие слова называются сложными?

Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

IV. Закрепление полученных знаний

Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

2. Словарная работа (Слайд 9)

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Уровень «4»

«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.

4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)

Уровень «5»

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

Уровень «4» (Слайд 10)

«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

Любая профессиональная деятельность требует от человека:

  • Человек, который любит труд.
  • Человек, который любит знания.
  • Люди, которые помогают взаимно.
  • Человек, который стремится к цели.

6. Подбери антоним (Слайд 13)

Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)

7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)

1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.

9. Работа с карточками. Проверь себя

10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

Уровень «5»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

1)___________________________

2)______________________

3)___________________________

4)______________________

5)___________________________

6)_______________________

Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

Уровень «4»

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.

Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)

V. Рефлексия

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Что нового вы узнали?

Достигли ли мы цели урока?

Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

  • Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
  • Упражнение № 168.
  • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
  • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.

Литература

  1. Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
  2. Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
  3. В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
  4. Русский язык. Первое сентября.
  5. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. «О» и «е» в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ – оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:



Правописание сложных слов

Соединительные «о» и «е» в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз «и». Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать – диван-кровать; научный и технический – научно-технический; русский и английский – русско-английский; фабрика и завод – фабрично-заводской; мясо и молоко – мясо-молочный; военно-медицинский — военный и медицинский и другие.

Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки – великолукский, Сергиев Посад – сегриевопосадский, Старая Русь – старорусский.

Слова – научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

Слова — обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

Если первая производящая основа – обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

В сложных словах после основы на твердый согласный (кроме ж, ш, ц) пишется соединительная гласная о: атомо ход, водо напорный, волно рез, восточно славянский, звуко изоляционный, рыбо ловный.

После основ на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишется е: больше глазый, змее видный, луче испускатель, огне мет, овоще хранилище, птице лов, свеже мороженый.

Примечание 1. В некоторых словах после основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е): дально бойный (дальне струйный), косто резный (косте дробильный), крово обращение, крово пускание (крове творный, крове заменитель), песно пение (песне творчество), шерсто прядильный, шерсто ткацкий (шерсте заготовительный, шерсте обрабатывающий) .

Примечание 2. В словах гази фикация, гази фицировать, электри фикация, электри фицировать и производных от них пишется и. Эти слова не являются сложными, так как в русском языке нет слов « фикация » и « фицировать ». Ср. написание сложных слов с аналогичной основой: газо провод, газо генератор, газо метр, газо трон, тепло воз, электро воз, электро кар, электро бритва и др., где действует общее правило.

Примечание 3. Слово агри культура имеет параллельное написание агрокультура, которое в современном языке является более распространенным. Это, видимо, объясняется тем, что греческий корень agros («поле») в русских образованиях выделяется как самостоятельный. Ср. также написание слов агро бизнес, агро городок, агро климатический, агро комбинат, агрок омплекс, агро промышленный, агро служба, агро химик, агро школа и др., которое не противоречит общему правилу.

2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е.

Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

Мал о симпатичный, вечн о зелёный.

суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пят и дней, дв ух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);

Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cум а сшедший, ум а лишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Врем я препровождение, сем я почка.

суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;

Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;

суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.

Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь – звер о лов, звер о бой, звер о подобный ;
  • власть – власт о любие ;
  • честь – чест о любие ;
  • шерсть – шерст о ткацкий ;
  • плоть – плот о ядный ;
  • басня – басн о писец ;
  • кровь – кров о подтёк .
  • В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

    Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.

    Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен-).

    Ср.: семен о хранилище, семен о водство.

    Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

    о и е: авто- (авт о база ), агро- (агр о химия ), био- (би о стимулятор ), гео- (ге о политика ), гидро- (гидр о узел ), зоо- (зо о техник ), кино- (кин о альманах ), макро- (макр о элемент ), метео- (мете о сводка ), мото- (мот о спорт ), радио- (ради о механика ), теле- (тел е очерк ), фото- (фот о ателье ), электро- (электр о мотор ).
    Исключение: кин е скоп ;

    а: авиа- (ави а почта, ави а линия );

    и: квази- (кваз и научный ), мульти- (мульт и миллионер ), поли- (пол и витамины ), мини- (мин и -платье ).

    В некоторых словах (центр и фуга, агр и культура, электр и фикация, электр и фицировать, электр и фицированный, газ и фикация, газ и фицировать, газ и фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и. В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

    Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.

    Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

    ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.

    В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а.

    Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.

    Исключения:

    сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е- .

    Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.

    некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о- ;

    Сорок о ножка, сорок о уст.

    некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е- .

    Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.

    Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

    Сложные слова без соединительной гласной

    1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (псих + терапия) – психастения (псих + астения).

    2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение: семядоля, семяножка, семяпочка (ср.: семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

    3. Без соединительной гласной образованы термины типа азотсодержащий, впередсмотрящий и т.п.

    4. Сохраняется буква а на конце компонента -авиа- (сокращение от авиационный), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т.п.

    5. С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний слова сумасшедший, умалишенный и подобные.

    6. В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трехметровый, пятиразовый, семилетка. Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча, например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый. Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

    7. Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтер – электрификация, где в первых словах этих пар выделяются два корня и соединительная гласная, а во вторых – один корень. Ср. также сложные слова с соединительной гласной о – агротехника, агрокультура, агроминимум и полностью заимствованное устаревшее слово агрикультура – от лат. agriculture – полеводство, земледелие.

    Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др. , например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперинфляция, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал, где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постмодернизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т.п.), суперобложка (но: супер-ЭВМ – перед прописной буквой), субтропики, транссибирский, ультразвук, экстраординарный (но: экстра-класс – перед существительным).

    Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерианскин (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т.п. – перед собственными именами).

    Слова с соединительной гласной «о» и «е»

    В рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся новые сло­ва мето­дом сло­же­ния с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных -о- и -е- .

    Методом сло­же­ния двух слов (основ) с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной -о- (интер­фик­са), пишу­щей­ся после твер­дых соглас­ных, обра­зу­ют­ся, напри­мер, слож­ные суще­стви­тель­ные.

    Сложные существительные с соединительной гласной «о»

    Чистое сложение:

    желе­зо­бе­тон, лесо­степь, газо­бал­лон, лесо­парк, сухо­фрук­ты, само­оцен­ка.

    Сложение с суффиксацией:

    само­лет, само­вар, само­свал, само­кат, садо­вод, свек­ло­вод, вер­то­лет, газо­про­вод, ска­ло­лаз, сне­го­пад, хле­бо­печь, соко­вар­ка, рыбо­лов, тесто­ме­шал­ка, ледо­кол, вер­хо­лаз, водо­во­рот, водо­пад, хле­бо­рез­ка, паро­воз, теп­ло­ход, звёз­до­чёт, луно­ход.

    Сложные прилагательные с соединительной гласной «о»

    бледно лицый, узко гла­зый, остро вер­хий, красно лицый, серно кис­лый, латино аме­ри­кан­ский, северо мор­ской, чугуно литей­ный, механо сбо­роч­ный, низко сорт­ный, черно бро­вый, бело мра­мор­ный, восточно сла­вян­ский, коротко воло­сый, темно воло­сый.

    Сложные существительные с соединительной гласной «е»

    Соединительная глас­ная -е- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и «ц» в слож­ных суще­стви­тель­ных:

    птице фаб­ри­ка, корабле кру­ше­ние, овоще хра­ни­ли­ще, старше класс­ник, чае вод, земле мер, пуле мет, мыше лов­ка, солнце сто­я­ние, пеше ход, птице лов, жизне любие, грязе лечеб­ни­ца, земле рой­ка, земле чер­пал­ка, земле тря­се­ние, пыле сбор­ник, овоще Кафе и бар Меню нашей гостиницы Недорого забронировать номер в гостинице с полным пансионом и домашней кухней в СПб Собираетесь посетить Санкт-Петербург и вас интересует недорогое проживание и питание в […]

  • Социальная политика в Российской Федерации реализуется путем разделения полномочий между центром и регионами. Пенсии назначаются по федеральному законодательству. Скачать для просмотра и печати: Общие […]
  • «Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы

    1 орта мектебі» КММ

    КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования

    Атбасарского района»

    РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

    «Соединительные О, Е в сложных словах»

    (УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)

    Подготовила: Щербак А.Н.

    учитель русского языка

    и литературы СШ №1

    2016-2017 оқу жылы

    Мақсаты:

      формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;

      развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;

      воспитывать чувство дружбы, коллективизма.

    Сабақ барысы:

      Организационный момент

      Актуализация знаний

        Творческий диктант.

    Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

    1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

    2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).

    3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).

    4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).

    5) Река, по которой ходят суда (судоходная).

    6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).

        Беседа с учащимися.

    Что общего в этих словах?

    Назовите известные вам особые способы словообразования.

    Как называется такой способ образования слов?
    - Предположите, как могут называться такие слова?

    III . Изучение нового материала

    1. Объяснение учителя.

    Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.

    Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.

    Сложные слова образуются двумя способами:

    1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

    2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

    2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    Есть у нас квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает.

    НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

    Каждый день выходит утром

    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    И на земле, и на снегу

    Я зверя выследить могу

    По следу лапок и копыт.

    На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.

    «Как простые слова стали сложными?»

    Было это давным-давно,

    В тридевятом царстве,

    В тридесятом государстве,

    Возле Грамматической речки

    Жили-поживали слова и словечки.

    Вместе ели, пили, веселились,

    Никогда ничем и не гордились,

    Не сорились и не зазнавались:

    Простыми словами назывались.

    Но однажды у Грамматической речки

    Появились странные человечки:

    Буквы О да Е - сбежали из алфавита,

    Стали словам нашептывать сердито:

    «Эх вы, простаки и простушки

    Раскройте глазки, прочистите ушки!

    Скажем вам не в обиду,

    Уж очень вы простые с виду!

    Репутация у вас простофилей.

    Это теперь немодно,

    Неприлично, неблагородно!»

    И у Грамматической речки

    Взбунтовались простые словечки.

    «Не хотим быть простыми словами,

    Пусть все шапки снимают перед нами,

    Нас приветствуют издалека

    Все поклонники русского языка!

    Хотим быть словами сложными!

    Такое превращение, не возможно ли?»

    Только одного желания мало!

    Как это сделать? Буква О подсказала:

    «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

    Времени не тратьте даром».

    Птица полетела к слову ловить,

    Луна покатилась к слову ходить,

    Вода потекла к слову падать.

    Но их ведь чем-то соединять надо!

    Распадаются две половинки

    Без скрепляющей золотой серединки.

    Возмутители спокойствия О и Е

    Решили словам помочь в беде:

    «Будем мы между согласными

    Соединительными гласными!»

    Правда, О немного ленивой была,

    Не много дела себе взяла:

    После твердых согласных становиться решила.

    А буква Е, подругу свою любя,

    Согласилась остальное взять на себя.

    После мягких согласных, шипящих и Ц

    В сложных словах пусть всегда будет Е!

    А после твердых пусть будет О -

    Не перепутает их никто

    Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?

    Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

    IV. Закрепление изученного материала.

    3. Работа с учебником. Чтение правила.

    4. Работа по группам (рядам)

    А) Подобрать сложные слова, обозначающие:

    1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,

    мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)

    2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,

    сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,

    книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)

    3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,

    солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)

    Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова

    В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

    В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -

    представители флоры.

    Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.

    Г) Записать предложение и выполнить разборы.

    Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

    Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )

    1 уровень

    Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью

    сложных существительных.

    2-й уровень.

    Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

    3-й уровень.

    Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

    V . Итог урока.

    Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

    Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

      Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

    Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

      Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,

    используя сложные слова.

    Рис. 2. Николай Добронравов ()

    Сложные слова называют людей по профессии.

    Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

    баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

    пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

    водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

    сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

    птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

    Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

    Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

    Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

    частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

    белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

    златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

    Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

    Вот так составили транскрипции сложных слов:

    На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

    Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

    Рис. 3. Горихвостка ()

    Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

    Рис. 4. Краснопёрка ()

    Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

    Рис. 5. Лисохвост ()

    Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

    Рис. 6. Водомерка ()

    Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

    Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

    Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

    Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

    На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

    1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
    6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
    1. Rus.1september.ru ().
    2. Gramma.ru ().
    3. 5klass.net ().
    4. School-collection.edu.ru ().
    5. Oldskola1.narod.ru ().
    • Реши орфографические задачи.

    Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

    • Найди сложные слова, покажи их строение.

    …Летают и пляшут стрекозы,

    Весёлый ведут хоровод.

    А. Толстой

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен мухомор.

    В. Жульжин

    • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

    Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.