Психокоррекционная программа. Программа игровой психокоррекции
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
– направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
– способности (общие, специальные, одаренность, талант);
– характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
Большинство из имеющегося на настоящий момент множества коррекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, изложенных в огромном числе монографий, справочников и энциклопедий, мало доступно психологам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обучаются в системе специального образования, с другой – для их реализации нужен богатый опыт работы или возможность пройти соответствующее обучение.
Перечисленные программы зарекомендовали себя именно в работе с различными категориями детей, испытывающих те или иные трудности в обучении, находящиеся в группах риска по социально-психологической и образовательной дезадаптации. Эти программы могут составить основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога в различных видах учреждений системы специального образования, в том числе образовательных центров. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут быть также использованы Психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, открываемых при психолого-медико-педагогических консультациях и комиссиях разного уровня.
Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на группы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы разделяются на:
программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфунщиональную организацию мозговых систем);
программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);
методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).
К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести:
программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР);
программу формирования пространственных представлений (программа ФПП) 2 ;
программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляцииаффективной сферы по системе О.С. Никольской).
Среди программ третьего типа (симптоматической направленности) представлены коррекционно-развивающие программы: арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арт-терапия; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; развитие самосознания через психологическую сказку.
Вместе с тем все эти программы в большей или меньшей степени касаются каждого из следующих блоков:
1. коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности;
2. коррекция эмоционального развития ребенка в целом;
3. психологическая коррекция поведения детей и подростков;
4. коррекция личностного развития (в целом и отдельных его аспектов).
Необходимо помнить, что одной психологической коррекции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает достаточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов – врача, логопеда, дефектолога или педагога дополнительного образования. Причем, чем более выражена органическая причина отклоняющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипичного развития, отягощающих общую картину развития, возрастает роль нейропсихолога и, соответственно, методов коррекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дезадаптации в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования. Именно таким образом реализуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуализируется вся система сопровождения ребенка в образовательном пространстве.
Сегодня в посте: , акцентуация характера и саморегуляция поведения.
Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического сайта Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.
Программа психокоррекции характера — акцентуации
В современном мире повышенного стресса и личностных переживаний значительно увеличилось количество людей с той, или иной акцентуацией характера
Чрезмерное выделение определенных черт характера к границе с патологией, на ряду с выраженными защитами психики мешает человеческому общению, самоактуализации личности, и как результат – достижению успеха в жизни. (психологический кризис и смысл жизни человека)
Чтобы помочь себе, и своим близким выйти из этого порочного круга необходимо узнать свою акцентуацию характера , и заняться психотренингом и психокоррекцией, а также саморегуляцией поведения и психического состояния.
Вам предлагается программа психокоррекции характера , состоящая из упражнений по преодолению выраженности характера и ослаблению излишней защиты психики.
Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры Коллектив авторов
Раздел V. Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами
Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами
Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Процесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям:
Облегчить выражение эмоций;
Получить ощущение принадлежности к группе;
Получить возможность самораскрытия;
Снизить тревожность, агрессию (коррекция эмоциональной сферы);
В ходе свободного рисования у детей появляется возможность отреагировать неосознаваемые чувства, страхи, тревожность, агрессию, которые по каким-то причинам не имеют свободного выражения.
Цель: Дать детям возможность свободного и осознанного выражения эмоций на невербальном уровне и с помощью изобразительных средств.
Задачи:
Коррекция эмоциональной сферы;
Развитие умения работать в группе;
Обучение использованию выразительных средств в рисунке (площадь листа, цвет, композиция).
Оборудование:
Магнитофон;
Музыка на различных носителях;
Бумага (обыкновенная и цветная);
Картон, клей, ножницы, скотч, пластилин;
Фломастеры, карандаши, краски, кисти;
Стаканчики-непроливайки;
Кусочки ткани, вата (или другой наполнитель);
Шишки, палочки, веточки, листья, камушки;
Песочница с песком и фигурками для песка.
Диагностический блок
Часть 1.
Данная работа проводится с целью выявления уровня развития эмоциональной сферы, воображения у детей, умения владеть мимикой и пантомимикой, наличия (или отсутствия) шаблонности мышления.
Исследование проводится с подгруппами детей по 4-5 человек.
Предлагаемые упражнения.
1. Вводное упражнение «Привет!». Дети сидят в кругу на стульчиках.
Приветствие: Здравствуй, …! Я рад(а) тебя видеть. (Выполняется по кругу в какую-либо сторону).
2. Упражнение «Художник». Показывает уровень развития зрительной памяти, выразительность описания, оригинальность мышления, выразительность мимики и жестов.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
3. Упражнение «Заколдованный ребенок». Позволяет определить умение адекватно использовать жесты и мимику, сообразительность, гибкость мышления.
Ребенка "заколдовали". Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами.
4. Упражнения на статические и динамические позы. Дают возможность увидеть, насколько дети чувствуют свое тело, могут раскрепоститься.
а) Показать как сидит кукла, стоит машинка, лежит шляпа.
б) Показать как растет и распускается цветок; как закипает чайник.
Часть 2.
Оборудование: альбомные листы, кисти различной толщины, гуашь (6 цветов), магнитофон, нейтральная релаксационная музыка.
Методика проведения: предлагается детям сесть за столы, посмотреть на чистые листы бумаги, подумать, что они хотят нарисовать, "превратить" белый лист). Детям предлагается послушать музыку и приступить к выполнению задания (около 30 мин.).
Через 15 минут после начала рисования дети повторяют слова и движения за педагогом. Им предлагается жестами и голосом имитировать характер животных):
У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Миша наш пошел домой, Да и зайка маленький.
Продолжение рисования по замыслу.
Дети не должны обсуждать сюжет между собой и помогать друг другу. При необходимости, психолог может помочь ребенку, долго не приступающему к рисованию, но он не должен указывать, что рисовать.
Рисунки детей интерпретируются как проективные методики.
Психокоррекционный блок
№ занятия
Тематика занятий
Время
1 «Солнечный зайчик» 1 час 30 мин
2 «Лесная поляна»1 час 30 мин
3 «Волшебный лес» 1 час 30 мин
4 «Городская сказка»1 час 30 мин
5 «Космическое путешествие или на Луне живет …» 1 час 30 мин
6 «Мои светлые сны»1 час 30 мин
7 «Радость»1 час 30 мин
День 1. «Солнечный зайчик»
Тренер рассаживает детей на стульчики в круг и включает музыку (мелодии из песен «Солнечный круг», «Песня Львенка и Черепахи» и т.п.). Далее он просит их закрыть глаза и представить яркий, солнечный, теплый день. Задает вопросы такого характера:
Где вы находитесь;
Что вокруг вас;
Чем вы занимаетесь;
Вам весело или грустно и т.п.
Далее он предлагает запечатлеть на бумаге с помощью красок, фломастеров и карандашей увиденные ими картинки. Дети переходят к столам и выполняют задание тренера. После выполнения данного задания каждый ребенок рассказывает группе о том, что он увидел, услышал и почувствовал, а так же демонстрирует свои рисунки. После того как все ребята рассказали свои истории, тренер расклеивает работы на стену и говорит о том, что с каждым днем в этой комнате работ будет все больше и больше. И эта комната станет для детей своеобразной мастерской.
День 2. «Лесная поляна»
Тренер встречает детей и расспрашивает их о том, что им запомнилось во вчерашнем дне, что понравилось, что не хотелось делать. Также каждый ребенок должен высказать свои чувства, ощущения, переживания.
Детям объявляется тема нового дня. И предлагается, также как и вчера, сесть на стульчики в круг. Фоном играет музыка «Лесной олень», «Какой чудесный день», «Песенка Красной Шапочки», «Голоса птиц», «Шелест листвы», «Звуки леса» и т.д. дети закрывают глазки, а тренер снова их просит представить картину, но уже на тему путешествия по лесу, в результате которого они приходят на красивую поляну.
После того, как заканчивает играть музыка, тренер просит детей с помощью веточек, листьев, шишек, бумаги и т.п. изобразить увиденное ими. Музыка при этом включается заново и процессе работы детей звучит фоном.
По окончании работы над своими шедеврами дети садятся в круг и рассказывают по очереди, какая им картинка пришла в голову, когда они слушали музыкальные произведения. Также они показывают свои подделки и рассказывают о них.
Тренер в конце беседы подытоживает результаты этого дня.
Работы выставляются в этом же помещении.
День 3. «Морской прибой»
Тренер встречает детей и просит их занять свои места на стульчиках в кругу. Он начинает расспрашивать каждого по очереди об их настроении, пожеланиях.
Затем он им объясняет, чем они будут заниматься сегодня.
Включает музыку «Шум прибоя», «Песенка Водяного» и другие, связанные с морской тематикой.
После прослушивания дети идут в песочницу для того, чтобы изобразить с помощью песка и фигурок то, что каждый из них представил во время прослушивания мелодий. В процессе выполнения задания фоном играют те же мелодии.
День 4. «Городская сказка»
Тренер приветствует ребят. Рассаживает их вновь на стульчики. Включает музыку «Сарочинская ярмарка» и просит представить зрительно картины городской жизни и ее жителей.
Затем он предлагает с помощью разноцветных лоскутков ткани с различными наполнителями создать фигурки героев из представленных ими картин. А после просит рассказать об этих героях и их сказочной городской жизни.
Затем тренер хвалит каждого ребенка за выполненную работу.
Все герои должны найти своих хозяев, поэтому ребятам предлагается подарить своих необычных сказочных друзей родителям, дедушкам или бабушкам, а кто хочет, то может и оставить этого друга себе.
День 5. «Космическое путешествие или на Луне живет …»
Тренер рад видеть радостные лица детей. И предлагает им освоить новый вид деятельности – аппликации. Для этого он просит внимательно послушать записи мелодий из мультфильма «Незнайка на Луне», «Галактика», «Полет на Меркурий» и т.д.
Детям раздаются материалы для создания их аппликаций из цветной бумаги. Каждый воплощает в своей работе свои задумки, мысли и фантазии.
В результате создается новая выставка работ под девизом «Космическое путешествие или на Луне живет …».
Каждый ребенок располагает свой «шедевр» в любом месте, в каком ему захочется. И рассказывает о том, что он попытался изобразить. Слово предоставляется каждому в обязательном порядке.
Тренер благодарит всех ребят за проделанную работу.
Занятие 6. «Мои светлые сны»
Дети весело и дружно вбегают в кабинет и приветствуют тренера. И спрашивают о том, чем же они будут заниматься на этот раз.
Тренер им сообщает, что они будут сегодня воплощать свои сны в реальность. Дети проявляют явный интерес к сказанному.
Им предлагают послушать «Колыбельную Медведицы», «Спят усталые игрушки», «Сон с богами».
Им раздают пластилин, и они приступают к заданию.
После того, как задание окончено, каждый ребенок рассказывает группе, что он изобразил. После этого все работы выставляются на одном столе и образуют «Сонное царство».
Тренер дает им домашнее задание: принести фотографии, вырезки из журналов, открытки и всевозможные картинки.
Занятие 7. «Радость» (коллаж)
Тренер с большим удовольствием приветствует всех ребят и говорит им о том, что сегодня последний день их встреч. За все это время они пережили вместе много радостных мгновений и моментов. И предлагает им всем сделать групповую работу в виде большого коллажа, на котором будут отображены все эти мгновения, но это будет не простой коллаж, а волшебный – он будет приносить радость всем, кто его увидит.
Каждый ребенок находит то место на ватмане, где он будет изображать радость, используя фотографии, вырезки из журналов, открытки и всевозможные картинки.
Фоном звучат песни из детских мультфильмов.
Через определенное время получается одно большое «произведение», которое символизирует все хорошее, что все они испытали за это время.
Тренер им предлагает поместить этот «шедевр» на самое видно место в кабинете, чтобы его видели все, кто заходит.
Ребята прощаются с тренером и желают друг другу всего хорошего, а тренер в свою очередь благодарит детей за проделанную работу.
Из книги Как справляться с гневом ребенка автора Кэмпбелл Росс Из книги Турбо-Суслик. Как прекратить трахать себе мозг и начать жить автора Леушкин ДмитрийРабота с проблемами Все ваши трагедии - это проигрывание ваших лент. Люк Рейнхард, Трансформация Пройдет некоторое время до того, как вы поймете, что проблем у вас, на самом-то деле, нет (и никогда не было). До этого момента вам придется упорно с ними заниматься, попутно
Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия ВладиславовнаОдин из вариантов занятия для детей с серьезными проблемами общения Основная задача, которую мы решали в этой серии занятий, – научить детей работать в группе, общаться друг с другом и с педагогом, выполнять единое действие.Приветствие. Педагог, присаживаясь на корточки
Из книги О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современных российских родителей автора Маховская Ольга ИвановнаКак новостные программы влияют на детей? Для дошкольников новости – это время, когда папы и мамы усаживаются возле телевизора, периодически шикая друг на друга: «Не мешай!» Сразу понятно, что сейчас скажут что-то важное. Малыш не осознает, что именно важное, но уже
Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов ВалерийРаздел II. ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Основные темы и понятия раздела – Принципы воспитания физически дефективных детей – Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции
Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер ГунтхардСЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ И СОМАТИЧЕСКИМИ
Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри АугустоВсе мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами в душе Король, управляющий своим королевством, может потерпеть фиаско в деле управления своими эмоциями. Бывали короли, которые порабощали людей, но сами были рабами своих эмоций. Ученые при воздействии на мир мыслей
Из книги Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина автора Лифшиц Галина МарковнаКогда наше «я» встречается с проблемами? Как-то я заговорила о теме своей новой книги с моей юной подругой. Мы дружим пять лет, хотя и живем далеко друг от друга и виделись всего один раз в жизни, но вот - дружим и доверяем друг другу. Так вот, увлекшись этой темой, моя
Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна5.5. Консультирование пациентов с психосоматическими заболеваниями Психосоматическая проблема, интерпретирующая роль психологических факторов в происхождении и развитии болезней, имеет такую же длительную историю развития, как и сама медицина. Представления о ней
Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей АлександровичПрограмма психокоррекционной работы с ребенком дошкольного возраста с дефицитом внимания и гиперактивностью
Цели:
Коррекция импульсивности поведения, развитие внимания.
Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка, коммуникативных навыков.
Задачи:
Развитие внимания и воображения.
Развитие произвольности.
Развитие координации, согласованности движений.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и адаптационных возможностей.
Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у ребенка в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:
Педагог-психолог – родители.
Педагог-психолог – воспитатель группы.
Педагог-психолог – ребенок.
I направление (педагог-психолог – родители)
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Цель этой работы – объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть; выработать единый подход к воспитанию ребенка. В работе с родителями используются следующие формы работы:
Индивидуальные консультации.
Групповые консультации:
Общегрупповые собрания;
Информация в «уголках родителей»(«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком», «Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью»)
II направление (педагог-психолог – воспитатель группы»
Содержание работы в этом направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогу. Приоритетные задачи:
Ознакомить педагога с особенностями и закономерностями развития ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Обучить адекватным способам взаимодействия с гиперактивными детьми.
Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Формы работы с педагогами:
Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями Левина Савелия и выработке единой стратегии воспитания.
Лекция «Эффективное педагогическое общение».
Семинар-практикум «Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей».
Необходимо систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения у детей, а также у педагогов. Педагогу по изодеятельности рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, воспитателю – музыку, упражнения- медитации, медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению эмоционального комфорта у детей.
«Самостоятельная деятельность детей» - рисование.
«Совместная деятельность педагога и детей» - игры и упражнения.
Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.
III направление(педагог-психолог – ребенок)
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Программа ориентирована на воспитанника МДОУ ДС КВ № 281 Л. Савелия. Особенностями структуры личности этого ребенка являются расторможенность, неуравновешенность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Наличие у мальчика задержки психического развития церебрально-органического генеза привело к необходимости составления индивидуально-ориентированной программы психологического сопровождения ребенка со сложным дефектом.
Организация занятий
Общее число занятий – 16.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-7 человек.
Групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня 1 раз в неделю. Занятия проводятся в музыкальном зале, так как там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие, мало отвлекающих моментов.
Критерии отбора детей в коррекционную группу
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных входят неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.
Перед началом групповых занятий с гиперактивными детьми проводится индивидуальная работа, направленная на развитие внимания или контроля за импульсивностью.
Структура занятий
Ритуал ввода в занятие - игра «Поезд»
Упражнение на развитие воображение
Телесно-ориентированное упражнение
Игра на внимание
Игра на развитие произвольности поведения
Релаксационное упражнение
Ритуал прощания
Предполагаемый результат
В результате проведения запланированных мероприятий ожидается развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, произвольности поведения, умения распознавать эмоции.
Ожидается сглаживание особенностей психического развития детей группы риска.
Программа реализуется в три этапа:
1-й этап. Диагностический.
2-й этап. Коррекционно-развивающий.
3-й этап. Контрольный.
Методические приемы, используемые в программе:
Словесные и подвижные игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью.
Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций.
Рисование.
Психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Тематическое планирование
Программное содержание
Методические приемы
Обеспечение
Развитие:
Внимания и воображения;
Согласованности движений;
Эмоционально-выразительных движений;
Снятие психоэмоционального напряжения
2.Упражнение «Прогулка в лес».
3.Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник».
4.Игра «Будь внимателен».
5.Упражнение «Передай движение».
Мяч средних размеров
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания, наблюдательности и воображения;
Коммуникативных навыков.
1.Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей».
2.Игра «Изобрази явление».
3.Игра «Самолеты».
4.Упражнение «Надоедливая муха».
5.Упражнение «Раз, два, три – говори!».
6.Упражнение «Одно большое животное».
Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки, мольберт(подставка; листватмана и фломастеры; палочка(длиной 30 см).
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания, воображения;
Координации движений;
Эмоционально-выра-зительных движений;
Коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Игра «Запретное движение».
2. Игра «Зоопарк».
3.Упражнение «Я кубик несу и не уроню».
4.Упражнение «Шалтай-болтай».
Три-четыре кубика средних размеров.
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания, воображения;
Координации движений;
Эмоционально-выра-зительных движений;
Коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Игра «Передай мяч».
3.Игра «Паровозик с именем».
4.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»
Мяч
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания и памяти;
Мышления и воображения;
Эмоционально-выра-зительных движений;
Коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Игра «Космическое путешествие».
2.Упражнение «Интервью».
3.Упражнение «Росток».
4.Упражнение «Пловцы».
Листы плотной бумаги и фломастеры.
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания, наблюдательности и памяти;
Коммуникативных навыков.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Подвижная игра «Светофор».
2.Игра «Внимательные глазки»
3.Упражнение «Знаете ли вы фигуры?».
4.Упражнение «Расскажем и покажем».
5.Упражнение «Кто за кем стоит?».
6.Телесно-ориентированное упражнение «Штанга»
Красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка(длиной - 30 см)
Развитие внимания и произвольного поведения.
Профилактика страхов.
Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений.
Развитие эмоционально-выразительных движений.
Развитие речи и воображения.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Игра «Жмурки».
2.Упражнение «Потягушечки».
3.Упражнение «Лимон».
4.Упражнение»Волшебный мешочек».
5.Упражнение «Опиши игрушку».
Шарф; матерчатый мешочек и 6-7 мелких игрушек
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания и наблюдательности;
Доверия к другому;
Ориентировки в пространстве;
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
2.Игра «Летает – не летает».
3.Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?».
4.Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».
Шарф; мольберт; доска и мел; указка.
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания и координации движений;
Эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
1.Игра «Кричалки-шепталки-молчалки».
2.Упражнение «Солнечный лучик».
3.Игра «Кто первый прыгнет в круг»
4.Игра «Не спеши».
5.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны».
Красный, желтый и зеленый квадраты; длинная лента или веревка.
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания и воображения;
Эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Давайте поздороваемся».
2.Игра «Море волнуется».
3.Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла».
4.Подвижная игра «Иголка и нитка».
5.Упражнение «Шалтай-болтай».
Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка(длиной – 30 см)
Развитие:
Внимания и самоконтроля;
Памяти и воображения;
Эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершен-ствование коммуникативных навыков.
1.Игра «Расставить посты».
2.Игра»Что изменилось».
3.Упражнение «Снежинка».
4.Игра «Зимние забавы».
5.Совместное рисование снеговика.
6.Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».
7.Упражнение «Лыжники».
Мольберт(подставка); доска и мел; указка.
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания и чувства юмора;
Доверия к другому;
Эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Танец снежинок».
2.Игра «Ручеек».
3.Упражнение «Одно большое животное».
4. Упражнение «Ищем ошибки».
5.игра «Кричалки – молчалки – шепталки»
6.Игра «Испорченный телефон».
7.Игра «паровозик с именем».
Магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; разрезанные на две части открытки(картинки); красный, синий и жёлтый квадраты.
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Слухового внимания;
Доверия к другому;
Тактильного восприятия;
Эмоционально-выра-зительных движений.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Расскажем и покажем».
2.Игра «Слушай и отвечай».
3.Игра «Броуновское движение».
4.Игра «Угадай фигуру».
5.Игра «Съедобное – несъедобное».
6.Упражнение «Сидели два медведя».
Конверт с 7зображенческими фигурами; мяч.
Развитие
Внимания, речи и воображения;
Координации движений;
Эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Я кубик несу и не уроню».
2.Игра «Цирковые артисты».
3.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны».
4.Игра «Да и нет не говори».
5.Упражнение «Расскажем и покажем»
Три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.
Развитие
Внимания, речи и мышления;
Развитие произвольности и самоконтроля;
Эмоционально-выра-зительных движений;
Профилактика агрессии.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Упражнение «Черепашки».
2.Игра «Слушай команду».
3.Упражнение «Прошепчи ответ».
4.Игра «Жужа».
5.Рисование на заданную тему.
Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; листы плотной бумаги, фломастеры.
Развитие:
Произвольности и самоконтроля;
Внимания и воображения;
Эмоционально-выра-зительных движений.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
1.Игра «Флажок».
2.Упражнение «Комплименты».
3.Подвижная игра «Сова».
4.Упражнение «Эмоции».
5.Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик».
Магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с 8зображениием лиц в разных эмоциональных состояниях»(радость, злость, удивление, обида).
Литература
И.Л.Арцишевская работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб,2005.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001.
Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. , Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. –М., 1984.
Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. – М., 1999.
Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000.
Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2004.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.
Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995.
Хухлаева О.В. лесенка радости. – М., 1998.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,1995.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим синдромом. – М., 1997.