Поталь жидкая как наносить. Золочение поталью


Современный дизайн свадебных приглашений. Золочение поталью.

Театр начинается с вешалки, а свадьба – с приглашения. Это первая весточка грядущего торжества, в которой кроме информационной и декоративной составляющих сконцентрировано предвкушение праздника, настроение и намек на стиль будущей свадьбы. А потому вполне понятно трепетное отношение свадебных организаторов, декораторов и самих будущих молодоженов к подготовке свадебных приглашений.

Всем нам хочется индивидуальности, оригинальности – чтобы приглашения произвели впечатление, стали обещанием стильного красивого праздника. В поисках своей собственной «фишки» не помешает оглянуться на модные тенденции и советы дизайнеров по оформлению свадебных приглашений.

Пожалуй, пригласительные еще никогда не были столь разнообразными, стильными, продуманными и детализированным и, какими мы видим их сегодня. Современный арсенал материалов и техник позволяет превратить этот небольшой лист бумаги в маленький шедевр, произведение полиграфического и хэнд-мейд искусства. Среди самых популярных и уже хорошо многим знакомых тенденций – романтичная акварель и изящная каллиграфия, нежная пастель и магическая темная палитра, минималистичная графика и нескучная геометрия.

Но сегодня хотелось бы подробнее остановиться на другом интересном тренде, который заслуживает отдельного рассказа, - на золочении. «Золотые» приглашения выглядят очень эффектно, если не сказать роскошно. Впрочем, если вы не поклонник стиля «дорого-богато», то вам, возможно, придутся по вкусу «облегченные» изящные варианты золочения. Ведь золото в свадебной полиграфии – это и гламур, и романтика, и винтаж, и модерн, и классика, и минимализм. И, вопреки расхожему «gold is cold», оно добавляет нотки тепла и, несомненно, благородного шика в любое оформление.

Золочение хорошо сочетается с бумагой разных фактур и самыми разными декоративными техниками и темами: с нежными акварельными и пастельными фонами либо, напротив, с темными насыщенными оттенками, с геометрическими рисунками и цветочными орнаментами. Металлизированны ми (золотыми, серебряными или медными) могут быть отдельные слова, цифры или весь текст приглашения, монограммы, рамки, узоры и другие акценты.

Каким же образом приглашениям можно добавить металлического блеска?

Самый простой способ – доверить работу опытному графическому дизайнеру, который «позолотит» или «посеребрит» макет прямо в фотошопе; либо отправить заказ в типографию, где смогут осуществить печать с тиснением металлизированно й фольгой.

Ну а для тех, кто во всем ценит ручную работу, есть несколько более трудоемких, но интересных методов:

  • золочение при помощи акриловой краски или металлической пудры;
  • золочение с помощью туши (в том числе сухой) для каллиграфии;
  • золочение поталью.

С краской и тушью все более-менее понятно: первой можно тонировать элементы приглашения, второй – «золотить» (то есть писать) текстовую часть. А как работать с поталью и для чего она может быть полезна?

Поталь для золочения выпускается в хлопьях, листах и рулонах. Для нашей работы особый интерес представляют две последние – такая поталь бывает свободной (каждый лист проложен тонкой пергаментной бумагой) и трансферной (каждый лист под давлением помещен на шелковую бумагу или пленку). Работать с трансферной поталью удобнее: ее можно легко резать ножницами в соответствии с необходимыми размерами и формой.

Кроме самой потали, для работы нужен специальный клей (он так и называется – «клей для потали»), синтетические кисти и другие инструменты – в зависимости от того, какая именно техника будет выбрана.

Начнем с самого простого

Например, перед нами стоит задача добавить немного блеска – «позолотить» уголки или отдельные фрагменты листа. Берем заготовку, синтетической кистью наносим и равномерно распределяем в нужном месте клей для потали. Даем клею немного просохнуть – до состояния «отлипа».

На участки, где нанесен клей, накладываем поталь и слегка прижимаем к поверхности. Если вы работаете со свободной поталью (без подложки), будьте аккуратны: она очень тонкая и легко разлетается. И снова оставляем на несколько минут. Затем с помощью сухой жесткой кисти еще раз разглаживаем слой потали и убираем ее излишки, которые не приклеились к поверхности.

Особенно хорошо сочетается такое небрежное золочение с не менее модной ныне акварельной бумагой с рваными краями. В этой технике можно сделать и приглашения, и карточки для рассадки гостей, и меню.

Таким образом можно покрывать поталью и большие площади, но в этом случае лучше использовать поталь трансферную. Последовательнос ть работы с ней такая же: она накладывается на клеевой слой и прижимается к поверхности, после чего остается лишь осторожно отделить подложку.

А еще трансферную поталь можно наносить на бумагу такими способами:

  • с помощью декоративных штампов : на рельефный штамп с понравившимся узором наносим клей для потали, оставляем на бумаге оттиск (и сразу моем штамп), накладываем поверх него поталь, прижимаем, отделяем подложку;
  • с помощью трафаретов : прикладываем трафарет к листу бумаги, как краску, наносим клей через трафарет, отделяем его от бумаги (и сразу моем), прикладываем и прижимаем поталь, отделяем подложку;
  • с помощью двустороннего скотча : приклеиваем тонкие полоски двустороннего скотча к бумаге, прикладываем поталь, прижимаем, отделяем подложку.

Золочение тонерочувствительной фольгой

И, наконец, еще один способ золочения – с использованием так называемой тонерочувствител ьной фольги , что продается в рулонах разных размеров. Кроме нее для работы понадобится ламинатор. Можно приобрести самый простой недорогой прибор или, если есть возможность, взять его в прокат.

Для начала выбираем черно-белый рисунок или текст с четкими линиями. Печатаем его на черно-белом лазерном принтере. Принтер необходим именно лазерный, не полноцветный, а бумага – плотная, но не дизайнерская и не фактурная. Отрезаем кусок фольги нужного размера – чтобы он закрывал распечатанный рисунок или текст. Накладываем фольгу на него, а сверху накрываем все это еще одним чистым листом бумаги.

Теперь полученный «бутерброд» нужно пропустить через нагретый ламинатор. А после останется лишь аккуратно отделить фольгу – она должна остаться лишь на напечатанном рисунке или тексте. Если в каких-то местах фольга не прилипла, можно снова накрыть рисунок фольгой и еще раз прогнать его через ламинатор.

Некоторые мастера советуют: если нет возможности использовать ламинатор, вместо него можно применить утюг. Но тут нет гарантии того, что золотистый оттиск будет передан так же четко и ровно.

Как видите, есть множество способов добавить золотого блеска свадебным приглашениям и превратить их в поистине ценные творения.


Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.

Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества - это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей - керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

  • Kolner Permacoll Size - специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах - прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

  • Клей для трансферной потали Таир - универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

  • Мордан «Ferrario» - универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки - порядка 1200 рублей.

Рецепт - как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

  • Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА - после высыхания он становится практически прозрачным.
  • Клей для золочения на сливках и коньяке.
  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем - клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить - пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ


Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.

Разбавляется спиртовым разбавителем.

Для профессионалов

Эти средства обычно используются при работе с сусальным золотом.

Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.

Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.


Клей рыбный (желатин)

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание

Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.

Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.

Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь , поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.

Шеллак (Чистый гуммилак)

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Инструменты

Кисть для переноса листа золота/потали на подушку позолотчика или поверхность. Кисти изготавливаются из бычьего волоса или белки, размер колеблется от №35 до №85 и больше. Благодаря использованию лампензеля тончайшие листы золота/потали не сминаются и не рвутся при переносе.

Иногда так хочется добавить в свой дом шарм аристократизма и респектабельности. Когда мы произносим эти слова, то воображение рисует королевский замок, классический интерьер и роскошную мебель с резным декором и позолотой, картины в пышных рамах и другие изысканные детали. Мы расскажем вам о прекрасной возможности дополнить свой дом такими моментами, не затратив на это огромных средств и больших усилий. Речь пойдет об очень интересной технике золочения изделий поталью.

Поталь — это прекрасная замена сусальному золоту, которое по своей фактуре и визуальному эффекту практически не отличается. Изделия, которые покрыты поталью, иногда даже опытные специалисты не всегда могут отличить от сусального золочения.

Тонкости работы с поталью

Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.

Для начала работы с поталью необходимо приобрести такие материалы :

Материалы для золочения

2.Специальную кисть лампензель или синтетическую веерную кисть

6.Защитный лак при золочении (шеллак)

Основные этапы золочения поталью

Вначале учтите важный момент. Выберите помещение для работы в непыльной комнате, где отсутствуют сквозняки. А еще желательно дышать носом, не чихать и не кашлять. Уж такой это нежный и восприимчивый материал. Но если говорить серьезно, то найдите уголок, где можно поработать с поталью. Удивите своих домочадцев и друзей своим новым хобби. Пусть замрут от восторга, когда увидят готовый результат.

Этап первый:

Готовим поверхность изделия. Необходимо очистить поверхности от загрязнений, в тех местах, где это нужно. Если работаете с деревом, то для достижения ровной основы для золочения, его необходимо грунтовать. Изделия из пластика, стекла или металла достаточно просто очистить и обезжирить.

Этап второй:

Наносим клей. Существует два вида золочения, масляное и полиментное. Однако советуем начать с клеевого (полиментного). В инструкции к клею вы найдете информацию сколько времени его выдерживать. При желании можно воспользоваться специальными клеевыми карандашами. Они иногда удобнее.

Этап третий:

Самый важный и самый интересный момент. Начинаем наносить поталь. Необходимую форму из листа потали можно вырезать на кусочке из замша обычным кухонным ножом. Желательно, чтобы он был гибким и широким. Чтобы перенести поталь на поверхность используйте лампензель. Это специальная кисть, которую необходимо сначала наэлектризовать, а потом провести по коже, которая обработана вазелиновым кремом. Крайне осторожно разглаживайте лист потали колонковой кисточкой. В процессе постукивайте тампоном из ваты или волосками кисточки. Отдохните, пока все высохнет. Если вы решили покрыть поталью металл, то ее прижимают и полируют тампоном из ваты. Наносится поталь в обязательном порядке внахлест.

Этап четвертый:

Особенность материала заключается в том, что он пристает к поверхности не совсем идеально и равномерно. Пробелы поначалу заполняют оставшимися кусочками потали. После того как поверхность высохнет (это может длиться от 3-х до 12- ти часов), ее тщательно полируют чем-то вроде пемзы. Полировать начинайте с угла и до полного достижения однородного эффекта. Постарайтесь сделать так, чтобы не остались швы. В финале покрываем все защитным лаком.

Работа с поталью невероятно умиротворяет и дарит приятные эмоции. А готовый результат наполнит вас нескрываемой гордостью. От мелких аксессуаров до больших предметов мебели. Все это вы можете преобразить самостоятельно. Немного тренировки и овладения навыками. И возможно вы откроете в себе искусного мастера золочения.