Перевоплощение людей. Что такое реинкарнация и как узнать о прошлом своей души


Все мы слышали о таком явлении как Реинкарнация. Кто-то читал об этом в книгах, кто-то видел об этом фильмы, слышал от знакомых, но в большинстве своём на этом часто заканчивается знакомство и разбор данного понятия. А ведь понимание данного явления и процесса играет важную роль для каждого из нас.

Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь…

Бхагавад-гита, 2.27

Реинкарнация, или перевоплощение - это данная нам Богом возможность рождаться заново. Вся Вселенная и человек как ее частица развивается и живет по определенным Законам. Они называются Боже¬ственными или Космическими Законами. Эти Законы гласят, что все сущее в Космосе - минералы, растения, животные, человек, - проходят определенные Циклы эволюции. Эти Циклы обычно называют Эпохами.



Земля вращается вокруг Солнца за один астрономический год, наша Солнечная система вращается вокруг центра Галактики за 25788 лет, а наша Галактика вращается вокруг центра Вселенной примерно за 200 миллионов лет. Все это циклы, эпохи, время. И жизнь Души человека подчинена этим циклам. Проходя цикл - душа эволюционирует, а в конце цикла сдает экзамен на зрелость. И мерилом здесь является известный многим Галактический закон Причины и Следствия, в просторечии Кармы. А движущей силой эволюции души - реинкарнация.

Большинство людей в мире всегда верило в реинкарнацию — переселение душ. Эта вера была распространена не только на Востоке, но и на Западе. До эпохи христианства ее придерживались ранние греческие философы — Платон и Сократ. Для них перевоплощение являлось предметом не религиозной веры, а скорее — веры философской.

Платон утверждал, что существует врожденное знание, то есть знание, полученное не в результате обучения в этой жизни; тот факт, что некоторые знания, которыми обладает человек, невозможно получить, руководствуясь органами чувств, являлся, по его мнению, доказательством опыта прежней жизни.

Кто-то может, спросит, зачем это нужно знать и какая в этом польза? Польза на самом деле огромная. У нас как будто отбили тягу и стремление к знаниям, интерес к познанию себя и окружающего мира. Ведь каждый человек должен задать себе вопрос: Кто я, для чего я живу, и что будет потом? Люди должны увидеть более глубокий смысл жизни, нежели удовлетворение своих физических потребностей на уровне существования. Жизнь человека это не просто прозябание как нам пытаются внушить. У человека есть этот естественный интерес и вопросы, на которые он в глубине души стремится найти ответы, но социальная среда делает всё возможное, чтобы не дать этому реализоваться.

Так вот на вопрос «Что будет потом?» отвечает, в том числе такое явление как реинкарнация. Точнее она отражает в себе ответ, да есть и другие источники ответа. По сути, в каждой религии есть этот ответ. Явление перевоплощение душ рассматривается в большинстве индийских религий, но хочется обратить внимание, откуда у индусов появились знания об этом, и какого они были качества. Сами индусы знают, что знания - Веды, в том числе и о перевоплощении, им передали белые люди с севера. Индусы не кричат об этом на каждом шагу, а пытаются выдать за своё. А какая страна находится севернее Индии и что это за белые люди, думаю не трудно догадаться. Оказывается, не является для нас чужим это знание о перевоплощении.

Что же говорят другие религии о том, что будет с человеком после смерти? Взять, например, христианство. Ответ на этот вопрос в данной религии таков - человек попадает после смерти либо в ад, либо в рай, т.е. на этом жизнь в физическом теле по понятиям христианства заканчивается, и душа попадает туда куда заслужила. Но мало кто знает, что идея реинкарнации ранее была и в христианстве и была исключена из своей доктрины только в 1082 году на очередном Вселенском соборе.

Вот, например, фрагмент из Евангелие от Иоанна глава 9 стих 2:

«Однажды, увидев слепца на пороге храма, ученики подошли к Иисусу и спросили: «Учитель! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?»

Отсюда следует, что ученики Иисуса знали, что на будущее воплощение повлияет качество жизни человека, и о том, что перевоплощение душ является естественным процессом. Получается, что в прошлом идеи реинкарнации придерживалась большая часть мира, если не сказать вся. Так почему вдруг в том же христианстве исключили это понятие? Неужели явление перевоплощения стало таким несостоятельным, что все позабыли про него? Неужели нет фактов подтверждающих это?

Есть и немало. Взять, например, книгу Яна Стивенсона "Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях". Автор, занимаясь этим вопросом почти тридцать лет, собрал огромное количество фактов. Получается, что и в прошлом у народов мира были основания верить в реинкарнацию, так же как и в настоящее время полно свидетельств этого «феномена». Так почему же нам внушают явно противоположное - что человек живёт только один раз, а потом в лучшем случае в рай или в ад?

Посмотрим, что говорят известные люди, занимавшиеся в той или иной степени познанием мира, ища ответы на столь важные вопросы. Вот что говорит писатель Вольтер на эту тему:

«Концепция реинкарнации не является ни абсурдной, ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды, нет ничего странного».

А вот слова Артура Шопенгауэра:

«Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: «Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение — это первое вступление в жизнь».

Шрила Прабхупада постоянно обращается к вопросу о реинкарнации в комментариях к священным ведическим писаниям Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гита, в лекциях и очерках, эссе и частной переписке. В письме к известному кардиохирургу доктору Бигелоу он пишет: «Душа индивидуальна и переселяется из одного тела в другое так же, как человек переходит из младенчества в детство, из детство в отрочество, из отрочества в юность и, наконец, в старость. Затем происходит изменение, называемое смертью, когда мы меняем старое тело на новое, подобно тому, как старую одежду меняют на новую. Это называется переселением души» («Наука самоосознания», стр. 72).

В последние десятилетия уходящего XX века общественное мировоззрение на Западе стало склоняться в сторону признания реинкарнации. Ученые, работающие в разных областях знания — биологи и врачи, психологи и психиатры, религиоведы и специалисты по мифологии, — стали уделять в своих исследованиях этому вопросу пристальное внимание. Наблюдения и доказательства различного рода начали накапливать и систематизировать. На смену априорному отрицанию реинкарнации как таковой постепенно пришел аналитический подход с попытками приблизиться к пониманию сущности этого феномена.

Приведем высказывания современных ученых, исследующих эту проблему в вопросах своей компетенции. Специалист по мифологии Джозеф Кэмпбелл: «Реинкарнация предполагает, что вы больше того, что вы есть по вашему мнению. Существуют измерения вашего существа, потенциал для реализации и сознание, которые вы не включаете в вашу концепцию себя. Ваша жизнь намного глубже и шире, чем вы представляете ее, будучи здесь. То, что вы переживаете, всего лишь разрозненные намеки на то, что действительно есть внутри вас, что дает вам жизнь, дыхание и глубину. Но вы можете жить, соотносясь с этой глубиной. И когда вы сумеете познать ее на опыте, вы вдруг увидите, что все религии толкуют именно об этом».

Слова этих людей заставляют нас задуматься о понимании реинкарнации или отрицании её. Зная, что реинкарнация существует, человек будет сознательно приобретать и накапливать в себе лучшие качества, стремиться получить положительный опыт, новые знания и понимание, чтобы в следующей жизни продвинуться ещё дальше. И наоборот, отвергая, человек в неведении может наломать дров, за что потом придётся расплачиваться в следующем воплощении или вообще выпасть из круга воплощений, что часто происходит при самоубийстве и при других нарушениях законов природы. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

И тут стоит задать вопрос: «Кому это выгодно?» Кому выгодно чтобы люди просуществовали пустоцветом свои жизни, не реализовав себя и своего предназначения, а часто ещё и наработали себе проблемы, которые потом надо будет расхлёбывать? Вспомним, что идеология является мощнейшим оружием в тёмных руках. При каждой смене власти в государствах менялась идеология, устанавливалась та, которая была выгодна тому или иному правителю. Народу часто приходилось только принимать, то, что за него кто-то решил, часто навязывали силой и постепенно люди забывали всё старое и верили в полную противоположность как по велению волшебной палочки. Так постепенно забылось всё важное, что человек знал и осознавал, в том числе идея реинкарнации.

Хочется ещё обратить внимание на то, для чего существует перевоплощение, на чём основаны некоторые его механизмы. Видимо душе или если сказать по-другому сущности, требуется физическое тело для накопления опыта на определённом этапе развития, иначе сущность не воплощалась бы вновь и вновь. И здесь интересен момент, почему человек, рождаясь в новом теле, не помнит о своих предыдущих воплощениях. Нам якобы кто-то закрыл память, чтобы мы не пошли уже по проторенной дорожке, а пошли новым путём, так как предыдущий путь видимо оказался не столь верным. Получается, даже сама природа располагает нас в этом моменте к развитию.

Следует отметить, что в большинстве случаев информация о предыдущих воплощениях не доступна человеку в течение жизни. Это связано с тем, что запись информации происходит на качественных структурах сущности. И для того, чтобы «прочитать» эту информацию, человек в новом воплощении должен достичь такого же уровня эволюционного развития, что был в предшедствующей или предшедствующих жизнях. И только, когда человек при своей жизни эволюционно продвинулся дальше, чем в какой-либо из предыдущих жизней, возможно открытие и прочтение всей информации, накопленной сущностью за всю историю её существования.

А как же человек продвинется дальше, если он и не знает, что ему это нужно, точнее ему так внушили. Иллюзия того, что мы живём один раз - губительна для процесса развития. Таким образом, создаётся благоприятная почва для различных манипуляций и ловушек. Особенно для молодёжи, когда подсовывается подмена понятия свободы, выставляя её как распущенность и вседозволенность. Такие лозунги как: «Жизнь нужно прожить так, чтобы потом было стыдно вспомнить» - являются следствием социальной болезни, которая возникла в результате украденного мировоззрения и понимания законов природы. Следуя логике: «живём один раз - надо всё успеть», и человек без понимания и должного воспитания пускается во все тяжкие в погоне за удовольствиями, развлечениями и мнимым счастьем. А счастье всё не наступает и не наступает.

Всё это отрицательно отражается не только на отдельной личности, но и социуме в целом. Людей преднамеренно лишили стержня, который помог бы им устоять перед многими соблазнами. Людей приучили к пассивности. При идеологии единственной жизни страх смерти, страх получения проблем, потеря работы, денег, дома довлеет над человеком, но, если человек будет знать о перевоплощении и законах кармы, то ситуация в корне изменится. Страшнее не умереть, а переступить через такие понятия как совесть и честь. Человек лишний раз подумал бы, прежде чем совершать преступление, ведь потом придётся отрабатывать в следующем воплощении. Ведь покаяние не исправит ситуацию и нет того кто бы искупил за нас все грехи человечества. Представьте, каким могло быть общество, если бы в нём преобладало правильное мировоззрение.

Тогда человек становится сам ответственным за свою жизнь. Несправедливость в обществе воспринимается уже не как чье-то наказание или испытание, а как то, с чем человек сам вправе справиться. Не откладывая при этом свои пороки в дальний ящик, а начиная с ними работать, меняя при этом себя и своё будущее, будущее своего народа и общества в целом. У человека появляется ответственность за каждый свой поступок и помысел. При этом он сознательно нарабатывает положительные качества не только для себя, но и для своих будущих потомков, желая им оставить добро, а не проблемы. А ведь когда-то всё это было, нам нужно лишь вспомнить и разобраться. В заключение приведу слова Эдуарда Асадова:

"Человеком мало родиться им ещё надо стать."

Существует очень много спорных вопросов. Среди них особое место занимает реинкарнация души. Эзотерики утверждают, что эта субстанция не рождается и не умирает. Она вечная. Никто не может ее уничтожить в отличие от тела, которое гибнет. Есть доказательства переселения душ. Христианство опровергает этот факт, указывая, что человеческая жизнь одна.

Причины и законы процесса перерождения

Слово «реинкарнация» с латинского языка переводится как «повторное вхождение в плоть и в кровь». Это понятие обозначает переселение душ в другое физическое тело после смерти предыдущего. Концепция известна уже тысячи лет. Ее можно найти в кельтской, азиатской, индийской, а также в других культурах. В Древней Греции существовал термин метемпсихоз - философски-религиозные верования, которые определяли вечную субстанцию, что постоянно заново ищет себе тело.

Многие считают, что перевоплощается дух. По мнению эзотериков, его составляют многие души. Они образовываются в процессе переселений. Согласно этой точке зрения, дух имеет память о прошлых жизнях. Но в большинстве случаях доступ к этим фактам закрыт.

Отдельно взятое воплощение души человека называется инкарнация. Не стоит путать его с понятием реинкарнации.

Верование в переселение включает в себя две составляющие:

  • представление о которая выражает личность человека;
  • убеждение, что душа после гибели физического тела сразу или через некоторое время перерождается в новорожденном человеке или

Когда душа переселяется, главный фактор, который движет процессом - материальные желания. Физическое тело выступает своеобразным инструментом для их выполнения. Когда оно гибнет, душа забирает с собой те задумки, что остались.

Материальная природа дает для духа грубые тела поочередно. Это будет происходить до того времени, пока есть цель господствовать над материей и наслаждаться ею. В зависимости от желаний, одни сущности получают человеческие тела, другие - тела животных.

Различные теории

Проводились многочисленные исследования явления реинкарнации душ учеными, эзотериками. Выполняли их в разные времена. Но точных сведений о феномене нет. Есть только догадки.

  1. Душа после смерти физического тела переселяется в другое тело, но противоположного пола. Это необходимо для обеспечения равновесия получения опыта, который играет важную роль в развитии духа.
  2. Перерождение происходит на 4-ом месяце после зачатия ребенка. Но существуют еще согласно которым, это случается в момент зачатия или рождения. Когда малыш появляется на свет, блокируется доступ к памяти о прошлых жизнях. Люди в большинстве случаев не помнят о них ничего. Но известны происшествия, когда дети описывали такие события, которые им не могли быть известными.
  3. Теория реинкарнации актеров - явление непродолжительное. Происходит, когда человек играет роль, из которой потом сложно выйти. В старину церковь не признавала актерство ремеслом, а людей этой профессии не хоронили на кладбище.

Миссия прежнего воплощения может по-разному влиять на теперешнее ее проявление. Не стоит удивляться, когда женщине присущи мужские черты характера или наоборот. Образованные в прошлых жизнях качества, могут присутствовать в новых инкарнациях. Эта теория объясняет факт раздвоения личности.

Наш мир подходит для незрелых духов, которые усваивают в нем уроки. Когда это будет сделано, придется познавать высшие материи и двигаться дальше в выбранном направлении. Сансара - это круговорот переселений духа в разные объекты соответственно кармическим законам. Реинкарнация души сравнивается с переходом учеников из класса в класс. Согласно этому, образно сущности разделяют на 3 группы.

  1. Двоечники - существа, которые не могут усвоить уроки. Соответственно у них не получится сразу выполнить поставленные задачи. Перерождение происходит неоднократно, но без особого результата. Осознать свои прорехи дух может тогда, когда столкнется с ему подобными.
  2. Отличники - духи, быстро обучающиеся и выполняющие поставленные цели. Справляясь с заданиями, они покидают круг Сансары.
  3. Вундеркинды - таким сущностям необходимо всего несколько перевоплощений, чтобы усвоить уроки. Они легко познают суть бытия и быстро уходят из круговорота переселений.

Влияние кармы человека на перевоплощение

Реинкарнация тесно связана с От нее зависит, как произойдет следующее переселение души. Если человек совершил в прошлой жизни ошибки, то их придется исправлять в следующих воплощениях. Для примера, насмешка над кем-то некрасивым грозит получением в новом теле внешних изъянов. Не стоит расценивать это как наказание. Воспринимать такой факт нужно, как обучение, что позволит приобрести опыт. Когда человек живет не в соответствии со своими желаниями, значит, он отрабатывает прежние ошибки.

На личность также влияет семейная карма. Она оказывает воздействие на всех ее членов. Каждая инкарнация имеет свои кармические задания. Они могут следовать за разными людьми после всякого перерождения. Происходит это из-за того, что не всегда получается сразу усвоить урок.

Многие считают, что животные перевоплощаются только в себе подобных существ. Согласно другим точкам зрения, может переселиться в человека, но не наоборот. Но и с этим утверждением согласны не все. Есть мнение, что возможно . Случается это, когда хозяин очень любил своего маленького друга и скучает по нему. Животные, находящиеся в доме, легко тогда примут новую инкарнацию.

О кошках часто говорят, что они имеют 9 жизней. Насчет этого факта существует два мнения:

  • цифра указывает на число инкарнаций, после чего случается переход в загробный мир или на новый уровень развития;
  • в теле кошки проживают всего 9 жизней.

Тема о том, как животное перерождается в человека, имеет много противоречий. Однозначного ответа на вопрос нет.

Признаки реинкарнации

Человек не помнит предыдущие жизни. Но его душа имеет возраст. Если личность более реализована в определенной области, то существовали инкарнации, которые имели дело с этими отраслями. Согласно некоторым фактам, можно определить, что перерождение уже происходило.

Повторные сны

Сновидения связаны с подсознанием человека. Когда его периодически посещают одни и те же грезы, это может указывать на следующее:

  • личность имеет травму, страх или проблему, над которой постоянно работает мозг;
  • таким способом отражается опыт прежних инкарнаций.

Часто люди указывают на то, что сюжеты снов им знакомы. Место, события и персонажи человек откуда-то припоминает.

Чудные воспоминания

Известны случаи, когда малыши рассказывали о каком-то событии, о котором они не могли знать. С одной стороны, можно воспринимать слова детей как фантазии, искажения определенных обстоятельств и неспособность запоминать. Но с другой - есть много доказательств связи с прошлой жизнью. Часто слова детей подтверждаются с точностью до деталей.

Сильно развитое шестое чувство

Когда человек обладает интуицией, это говорит о зрелости его духа. Он помогает своему анатомическому носителю подключиться к неосознанному. Чем выше духовная зрелость, тем большая возможность стать ближе к истоку в итоге. Поэтому существует такие понятия, как Нирвана, Вечность.

Дежавю

У многих возникало ощущение, что определенный момент когда-то уже был в их жизни. Это могут быть не только места, но и такие чувства:

  • ароматы;
  • голоса, другие звуки;
  • вкусы.

Существует несколько объяснений такого явления:

  • неврологический диссонанс;
  • присутствие параллельных измерений;
  • проявление опыта прошлых жизней.

Существование эмпатов

К этой категории относят уникальных людей, которые проникают чувствами других. Они способны поглощать эмоции окружающих. Иногда испытывают их физическую боль. Эмпаты - это души, перерождение которых происходило неоднократно. Они развились до соответственного уровня и смогли выйти за пределы высшего Я.

Стоит отличать истинных эмпатов от тех, кто делает вид, что переживает за других. В действительности они поверхностно воспринимают проблемы окружающих, уделяя внимание только собственным заботам.

Несоответствие ощущений и своего возраста

Часто люди говорят, что молоды душой. Но бывают случаи, когда человек чувствует себя намного старше, чем есть. Объяснение этому простое - огромный опыт перерождений в прошлых инкарнациях. Душа уже зрелая.

Такая личность в текущей жизни способна принимать серьезные решения и выбирает соответствующую модель поведения даже в молодом возрасте.

Когда душа перерождалась небольшое количество раз, то это отражается на ее энергии. Поведение носителя тогда отличается примитивностью и инфантильностью.

Влечение к определенным культурам

Человек может захватываться разными цивилизациями, постоянно исследовать какой-то отрезок времени. Эти факты указывают на то, что ранее душа была вселена в тело, которое находилось в определенной среде.

Человек часто не понимает своего влечения и интересуется событиями какой-то культуры на подсознательном уровне. Нередко такие люди встречаются среди археологов.

Безосновательные фобии

Неоднократно необъяснимые страхи появляются в детей. Реже случаются такие случаи и у взрослых. Никто не пугал малышей до этого, не было критических ситуаций, но откуда-то появилась фобия. Это может быть что угодно - боязнь воды, насекомых, определенных мест и т. д.

Приверженцы теории реинкарнации души считают, что в прошлых инкарнациях присутствовали негативные переживания, которые духовная оболочка запомнила и взяла с собой. Поэтому родителям не стоит воспринимать страхи своего чада за выдумки.

Предсказание

Существуют люди, имеющие способность получать информацию о предстоящих событиях. Делают они это необычным методом:

  • с помощью видения;
  • через физические ощущения;
  • благодаря снам.

Некоторые опровергают ясновидение и считают его псевдонаучным. Многие же воспринимают этот дар, как опыт в результате реинкарнации души и ее зрелость.

Способность раскрыть тайны прошлого

Ясновидением может обладать человек с раннего детства. Иногда способность возникает в более зрелом возрасте. Проверить неизвестные до этого времени рассказы, касающиеся прошлого, сложно. Но если есть подтверждения их достоверности, то можно утверждать, что произошло перерождение души.

Ощущение себя чужаком на нашей планете

Бывает, что человек постоянно находится в поиске своего дома. От этого он устает, испытывает напряжение. Процесс рассматривают как неосознанное желание вернуться к источнику - к Высшему разуму.

Перевоплощение при жизни

Понятие переселения при жизни не подразумевает гибель физического тела. Процесс происходит редко, сопровождаясь серьезными потрясениями. Это может быть, для примера, клиническая смерть, после которой человек чувствует себя совсем другим.

В мире зафиксирован случай, который служит доказательством реинкарнации души. В Америке человек находился длительное время в коме, а когда вышел из нее, то понял, что он швед. Произошло перевоплощение в живое тело.

Переселение души после суицида

Согласно теории реинкарнации, когда человек совершает самоубийство, он осознанно пренебрегает возможностью получить опыт. Это явление недопустимое в большинстве религий. Негативно влияет на родовую карму умершего. За поступок расплачивается не только человек, но и члены его семьи. Когда произойдет переселение, новой инкарнации придется отрабатывать карму. Жизнь человека будет переполнена трудностями. Он может испытать те чувства, которые после суицида мучают его родственников.

Во многих странах считают, что душа умершего долго блуждает в мире, не находя спокойствия. Она становится или Существует точка зрения, согласно которой бессмертная субстанция застревает Там она находится для осознания ошибки.

Тест на опыт вашей души из прошлых жизней

Есть специально разработанные методики, позволяющие заглянуть в подсознание человека. Выполняются они посредством гипноза, медитации и т. д. Отличаются сложностью, особенно для неподготовленной личности. Требуют регулярной практики и присутствия опытного наставника. Нужно учесть, что воспоминания о прошлой жизни могут быть тяжелыми.

Более простой способ - пройти онлайн-тест. Он не подскажет точно, где и как вы жили, но наведет на мысли о роде деятельности, раскроет тайну опыта, который уже имеет ваша душа. С помощью теста можно узнать также предназначение нынешней жизни - это задания, которые не были выполнены полностью в прошлых перерождениях.

Ответов на вопрос, что такое реинкарнация, не меньше десятка. Каждый описывает процесс в меру знаний, фантазии и исповедуемой религии. Точных определений нет, зато теорий, описывающих явление, множество. Тема возрождения в новом качестве будоражила умы во все времена. Как хочется исправить ошибки, и не повторять один и тот же урок!

В этой статье

Душа или дух? Что подразумевается под понятием реинкарнации

Прежде чем рассуждать о философии бессмертия, необходимо уяснить значение базовых терминов, принятых в парапсихологии и богословии.

Понятие реинкарнации заключается в переселении нематериальной субстанции в иное физическое тело. Христианство же, как и другие авраамические культы (иудаизм, ислам), отрицает такую .

Инкарнация – это жизнь каждой отдельной нематериальной оболочки, нынешнее земное воплощение.

Философия бессмертия: вечный круговорот жизней

Что кроется за понятиями «дух» и « » и можно ли считать эти слова синонимами?

Эфирных копий у живого существа несколько. Это энергетический и информационный слепок нынешней инкарнации. , которая, отделившись после смерти, некоторое время находится рядом, но потом устремляется в . Дух – это синтез опыта, знаний, поступков и дел; позволяет вспомнить забытое, отвечает за эмоции, отношение к Богу, грехи и благие действия.

Поэтому многие эзотерики говорят, что перевоплощается Дух, владеющий ключом к знанию о прошлых путешествиях.

Душу называют прослойкой между физическим и духовным планом. Она линейное направление. Это мысли, чувства, желания. Духовность – это вертикаль: помогает осмыслить предназначение. Соединяет с Богом, отвечает за совершенствование, отвергает сомнительные удовольствия и пороки.

В этом видео представлена мощная мантра для духовного роста:

Высшая сила, способная изменить мир, приходит не в каждое тело, считают теологи. Чем выше уровень сознания, тем вероятней схождение Благодати. Примеры: Иисус Христос, Далай-Лама, Будда.

Теория реинкарнации: принципы учения

Поэты и писатели пытались постигнуть тайну бытия и смерти. Вот как видел будущее А.С. Пушкин:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Несомненно, Пушкин, как и его современники, – христианин и верит в бессмертие. Но вот что гений говорит дальше:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

В этих словах можно увидеть прямое указание на вероятность перевоплощения. Автор говорит, что мысли и чувства донесут до читателя не последователи, а он в облике другого поэта.

Кармические задачи и духовный опыт прошлых жизней

Ошибки, грехи, незаконченные дела и недостойное поведение – эти факторы с каждым рождением . Плохие поступки, совершенные ранее, приходится исправлять в нынешнем облике. И, наоборот, чем хуже поведение сегодня, тем больнее станет завтра.

Выполнить кармическую задачу – значит облегчить следующую жизнь

В качестве примера можно привести домашнее насилие: женщина выходит замуж за тирана и постоянно терпит побои и унижения. усматривают в этом прямую связь с прошлым. Скорее всего, она была жестоким и бескомпромиссным мужчиной, привыкшим решать проблемы с позиции силы.

Определить свою кармическую задачу можно онлайн, перейдя по ссылке .

У каждого имеются кармические задачи и долги. Их берет на себя Дух, принимая послушание. Это повторение неусвоенного материала. Только на другом витке сознания и опыта.

Будда предупреждал: если хочешь узнать, что делал , посмотри на то, как живешь сейчас. Если хочешь знать, как проживешь следующее воплощение, посмотри на то, что ты делаешь сегодня.

В народе говорят:

Грешно смеяться над убогими и больными.

Исконно русская пословица таит сакральный смысл учения о карме. Она по-своему перефразирует слова Просветленного и наставляет, что нельзя обижать беззащитных. В следующий раз вы поменяетесь местами.

Исторические факты о реинкарнации

В теологических рассуждениях Блаженного Августина есть размышления на эту тему. Полностью исключил возможность упоминания о перерождении император Юстиниан. Законы средневековья настолько суровы, что за крамольные мысли легко было прослыть еретиком и угодить на костер. Мрачное средневековье, известное гонениями на инакомыслящих, целенаправленно уничтожило идею. Костра заслуживали не только ведьмы, попавшие под горячую руку Инквизиции, но и любой, кто осмеливался высказывать мнение, отличавшееся от общепринятого.

Великий Инквизитор Торквемада

Свободно выражать мысли стало возможным в эпоху Ренессанса, философы получили право на , не опасаясь быть причисленными к клану ведьм и колдунов.

Вольтер, Дидро и другие блестящие умы высказывали суждения о посмертном путешествии. Теория перерождения легла в основу трудов Карла Юнга о Коллективном Бессознательном.

Восточное направление религии всегда придерживалось этой концепции бытия. Она до сих пор является одной из составляющих глобальной культуры народов региона.

Реинкарнация существует: реальные факты и доказательства

Верить или не верить в ту или иную концепцию мироздания – дело каждого. Подвергать сомнению слухи – вполне естественно. Но в истории есть факты, не поддающиеся традиционному объяснению.

Под влиянием обстоятельств или глубоким гипнозом люди вспоминали предыдущие воплощения. х они приводили подробности, которых априори не могли знать в силу возраста, места жительства и повседневного опыта.

В этом видео рассказывается о гипнотерапевте-регрессологе Майкле Ньютоне. Он известен благодаря исследованиям сообщений от клиентов, которые поведали о своей жизни до рождения на Земле. Автор книг «Путешествия души», «Предназначение души», «Воспоминания о жизни после жизни», «Жизнь между жизнями».

История Джеймса Лейнингера

Облетела весь мир и заставила задуматься ученых, изучающих процессы, происходящие в мозге и отвечающих за память.

Мальчик Джеймс Лейнингер стал сенсацией. Он в подробностях описывал события времен Второй мировой войны. Ребенок детально рассказал, как выглядел самолет, на котором совершал вылеты и даже назвал свое имя. Сначала родители и врачи не поверили Джеймсу, посчитав его рассказы плодом детской фантазии и чрезмерным увлечением самолетами. Но после работы с психологом удалось выяснить, что все подробности действительны. В списках летчиков, погибших у берегов Японии, было и имя Джеймса Хьюстона, которое называл ребенок.

Американский психотерапевт Кэрол Боумэн сказала, что воспоминания Джеймса не что иное, как посмертный опыт. Реальное доказательство переселения. Болезненные переживания зафиксировались на матрице в результате трагической гибели летчика. Поэтому в последующем воплощении удалось вспомнить прошлое.

История Грэхема Хакстейбла

Память проявляется в странных и необычных способностях, которые приходят из ниоткуда. Это могут быть навыки или знания древних языков. Известны случаи, когда под влиянием глубокого гипноза испытуемые говорили на чужом наречии, а проснувшись, не помнили об этом.

Так произошло и с Грэхемом Хакстейблом.

На сеансе гипноза он «превратился» в матроса-простолюдина, жившего много веков тому назад. В состоянии транса Грэхем употреблял неизвестные морские термины и говорил с акцентом. Гипнотический сон продлился час и был записан на аудиопленку. По окончании сеанса доброволец даже не вспомнил, что произошло, а когда прослушал запись, удивился. Автор эксперимента Эймолл Блоксхэм считает, что видения, которые испытал подопытный, – воспоминание о жизнях.

Видео рассказывает об исследованиях регрессии, проводившихся в Московском институте гипноза:

Как отягощенная карма влияет на последующие воплощения человека

Чем чаще нематериальная оболочка возвращается на Землю, тем больше у нее опыта, но не всегда положительного. Когда много долгов, Небеса снова и снова заставляют переживать болезненные и неприятные ситуации.

Карма - это совокупность плохих и хороших поступков

– не наказание, а путь к исправлению. Но обыватели привыкли закрывать глаза на очевидные факты, не желая учиться. Как понять, в чем заключается урок?

  1. Повторяющиеся ситуации. Судьба настойчиво предлагает одни и те же модели конфликтов не просто так. Их не нужно избегать. Нерешенные проблемы накапливаются, как снежный ком.
  2. Определенный типаж: плохой начальник, коллеги-завистники, непослушные дети. Это не собирательные образы, а Учителя.
  3. Сны и навязчивые мысли свидетельствуют о невыполненном ранее кармическом предназначении.

Игнорировать послания Свыше нельзя, так же как и жить одним днем. Во Вселенной нет такого понятия. Она мыслит глобальными категориями. А мы часть Космоса.

Реинкарнация животных

Одни сторонники теории утверждают, что только у нас есть возможность вернуться. Другие – что все были кошками, собаками и мышами, но обрели Сознание.

Православные святые о реинкарнации

«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»;

«Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»;

«Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,

Всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.

Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле - одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.

Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения - индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространение и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев - 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.

В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация - повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

Карма - совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей» .

Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.

Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти» .

В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В.К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но “прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде» .

Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.

Древние святые отцы о реинкарнации

В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград» .

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой.

Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие нелепости…

В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного…

В мнениях этого философа, если обнажишь их от прикрас в выражении, увидишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже» .

Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.

Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года.

Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь - анафема».

Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию

О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «[по представлениям индусов], когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом.

И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире.

Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!» .

Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,- все это оказывается плодом его дел в прежней жизни.

Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,- он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.

Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,- связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела... тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение» .

По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к [этому] преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.

Этот [буддийский] метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела - есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души - самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи» .

Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.

Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.

Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность.

Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает.

Он видит в духовном "я" только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа.

Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это - другое» .

Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна - полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.

Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: "Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.

Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии..." - так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).

Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.

Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.

Аргумент святого Иринея

Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними.

Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда,- ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир).

Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… - так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело.

Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…

Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…

Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь.

Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу.

Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией» .

Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации - факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить».

Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма - например, с помощью гипноза.

Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.

ВОСПОМИНАНИЯ О «ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ» ПОД ГИПНОЗОМ

Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.

Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.

Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях - «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим» .

По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей» .

Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохозяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел.

Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.

Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории.

Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение.

Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых - историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света.

Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано...

Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий» .

Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.

Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.


ОБЪЯСНЕНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

Современные приверженцы реинкарнации нередко ссылаются на те случаи, когда, якобы, человек, «вспоминая» свою прошлую жизнь, сообщил вдруг нечто, что ему заведомо не могло быть известно, например, где находится зарытый кем-то клад, или заговорил на древнем языке, и тому подобное,- но почему-то сообщения об этом, как правило, ограничиваются художественными книгами, фильмами, и желтой прессой, а в материале, который реально записывают ученые, встречается совсем другое - то, что было описано выше.

Автор этих строк помнит освещенную в прессе историю про мальчика из обычной московской семьи, неожиданно заговорившего на старославянском языке. Его родителям язык казался действительно «старославянским», но когда пригласили ученых, те быстро установили, что мальчик не знает старославянского языка, а говорит на современном русском, примешивая к нему несколько архаизмов, иногда даже невпопад. Когда же подключили психологов, те выяснили, что архаизмы мальчик узнал из книг покойного дедушки, а своим «говорением на старославянском языке» он пытался отвлечь родителей от их намерения развестись.

Возможно, впрочем, что не все подобные случаи объясняются таким образом. Не исключено, что за некоторыми из подобных сообщений скрываются реальные факты, известные журналистам, но временно ускользающие от внимания ученых. Возможно, некто из утверждающих о том, что помнит свою прежнюю жизнь, действительно может в подтверждение сообщить факты, выходящие за рамки того, что он знает в этой жизни.

Относительно источника таких явлений писал святитель Григорий Палама: «Если разберешь, каков для внешних философов смысл заповеди "Познай себя", то обнаружишь пучину злоучения: исповедуя переселение душ, они считают, что человек достигнет самопознания и исполнит эту заповедь в том случае если узнает, с каким телом был связан прежде, где жил, что делал и чему учился; узнает же он это, покорно отдавшись коварным нашептываниям злого духа» .

Аргументы святителя Иринея относятся к общему - действительно, память о прошлых рождениях не свойственна людям как нечто естественное и общеизвестное; замечание же святителя Григория относится к тем частным и исключительным случаям, когда тому или иному человеку вдруг показалось, что он вспомнил некие видения из предыдущей жизни.

К слову, не только христианство, но и буддизм признает существование в мире злых духов, цель которых - сбить человека с пути к истине, и которые обладают возможностью внушать человеку видения. Все это подробно описано в классических биографиях Будды, в эпизоде, когда демон Мара пытался соблазнить его различными видениями.

Так что не только в контексте христианского мировоззрения, но и в контексте буддийских понятий вполне правомерно замечание святителя Григория, объясняющего демоническим влиянием возникновение у человека видений типа «там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье» и т.д.

Закончив с этим, можно перейти к следующему святоотеческому аргументу против идеи реинкарнации.
АРГУМЕНТ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ НИССКОГО

Критикуя оригенистов, веривших в предсуществование душ, святитель Григорий Нисский пишет, что «учение их клонится к тому, что, как говорят, сказывал о себе один из языческих мудрецов, а именно: ″Был я мужем, потом облекся в тело жены, летал с птицами, был растением, жил с животными водяными″…

Причина же такой нелепости - та мысль, что души предсуществуют…

Если душа каким-либо пороком отвлечется от высшего образа жизни, и, однажды вкусив, как говорят, телесной жизни, делается человеком; жизнь же во плоти в сравнении с вечной и бестелесной, без сомнения, является более страстной, то душе в такой жизни, в которой больше поводов ко греху, совершенно неизбежно сделаться более порочной и страстной, чем была прежде. Страстность же человеческой души есть уподобление бессловесному.

Душа, усвоившая себе это, переходит в естество скотское и, однажды вступив на путь порока, даже и в состоянии бессловесном никогда не прекращает дальнейшего поступления во зло. Ибо остановка во зле есть уже начало стремления к добродетели, а у бессловесных добродетели нет.

Поэтому душе необходимо всегда будет изменяться в худшее, непрестанно переходя в состояние более и более бесчестное и изыскивая всегда положение худшее того, в каком она находится…

Душа, однажды поползнувшаяся в жизни высшей, не сможет остановиться ни на какой мере порока, но по наклонности к страстям из словесного состояния перейдет в бессловесное, а из этого дойдет до бесчувственности растений… Поэтому для нее уже будет невозможно возвращение к лучшему» .

Итак, святитель Григорий формулирует один из «классических» аргументов против реинкарнации, который позднее неоднократно повторялся и уточнялся уже в применении к собственно индуистской концепции переселений, связанной с идеей кармы.

Вот, например, слова о ней архиепископа Иоанна (Шаховского): «Невозможно принять сам принцип воздаяния, составляющий основу учения о реинкарнации. ″Падшие″ люди наказываются воплощением, при котором они, с одной стороны, не могут в их новом состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой - прочнейшим образом ″закрепляются″ в этих формах в своем падшем состоянии. В животном состоянии они не способны оценить свое прошлое, сделать необходимые выводы и исправиться. Поэтому получается фикция воздаяния» .

«В самом деле»,- замечает В. К. Шохин,- «прошлый развратник, который стал свиньей, никак не может в ″свинском искуплении″ своего прошлого ни оценить меры неадекватности своей прошлой ″карьеры″, ни сделать для себя надлежащие выводы и, соответственно, исправиться.

Становясь низшими животными и демонами, наказуемые, напротив, должны лишь закрепляться в своей деградации без малейших шансов выхода из нее» .

О том же говорит и архимандрит Рафаил (Карелин): «Нравственность там, где может быть оценка своих поступков.

Нравственность там, где есть норма и образец для деятельности. Нельзя же червя назвать безнравственным, если он ест рис в огороде брамина, или нравственным, если его (червяка) склевал воробей. Где же внутренний стимул их перевоплощения в более высокую форму?

Если в приобретенном опыте, то в опыте чего - открывать цветку утром лепестки и сжимать их с заходом солнца?

И почему карма червя должна превратить его в осу? Чем оса лучше червя? Какой опыт жизни, и какую карму приобретает оса?

Жалить и воровать мед у пчелы? Но нельзя ее назвать воровкой, так как она делает это, не имея свободной воли и выбора.

Что же представляет собой ее карма? Если душу вора в наказание вселили в тело мухи, то разве душа станет от этого лучше? Чему она научится, ползая в помойной яме?» .

АРГУМЕНТ БЛАЖЕННОГО ФЕОДОРИТА
К другому крупному аргументу против идеи переселения душ подводит наблюдение отца Андрея Хвыли-Олинтера:

«Человек создан цельным по своей природе. Реинкарнация расчленяет цельную индивидуальность на передаваемую и отбрасываемую части» .

А это предполагаемое идеей реинкарнации расщепление человеческого единства - тела и души - вступает в противоречие с идеей справедливого воздаяния. Уместно привести здесь слова блаженного Феодорита Кирского: «Будет ли [такой] суд законным, если, по учению неверных, тела не воскреснут и одни души подвергнутся ответственности за прегрешения?

Душе, которая согрешила с телом, посредством очей допустила в себя зависть и неуместные пожелания, посредством слуха обольстилась беззаконными речами, посредством каждой части тела приняла в себя какое-либо недоброе возбуждение, несправедливо одной нести наказание за эти прегрешения…

Справедливо ли также, чтобы души святых, вместе с телами преуспевавшие в добродетели, одни наслаждались обетованными благами?..

Справедливо ли, чтобы тело, которое вместе с душою собирало богатство добродетели, пребывало прахом и было оставлено, одна же душа провозглашена была победоносною?

Если же это противно справедливости, то, конечно, следует сперва воскреснуть телам, а потом уже сообща с душою давать отчет в образе жизни.

Это сказал и божественный апостол. Все предстанем, говорит он, пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: ибо Ты воздаешь каждому по делам его (Пс. 61, 13)» .
ОБЪЯСНЕНИЕ СВЯТОГО НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

В ХХ веке опровержению и развенчиванию заблуждения о переселении душ немало слов посвятил святитель Николай Сербский, который, в частности, писал: «Вы слышали об этом (реинкарнации) на сборище оккультистов и спрашиваете, как это согласуется с учением Христа?

Эх, братья честные, лучше бы вы не ходили на то собрание, а пошли бы в церковь и послушали Евангелие о богаче и Лазаре, о том, как умер несчастный и больной бедняк, которого уста Господни именуют Лазарем, а потом умер знатный богач, чье имя уста Господни даже не произносят.

Душа Лазаря сподобилась небесной радости, а душа безымянного богача - адских мук.

Неужели небесный знаток, наш Спаситель Господь, этой притчей раз и навсегда не пресек легенды о переселении душ? Неужели Он, Свидетель всех тайн неба и земли, не засвидетельствовал со всей очевидностью, что души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами!..

[Пусть это будет для вас] грозным предостережением, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом - суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку» .

В другой книге, объясняя изречение Господа Иисуса Христа, сказанное Им на кресте, святитель Николай пишет: «Слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы.

Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46)» .

«Индию спасет от пессимизма истина… Когда Индия осознает, что этот мир имеет своего Творца, имеет свое начало и свой конец, что существует иной мир, в котором нет болезни, ни печали, ни воздыхания, тогда всеобщая радость развеет отчаянный пессимизм в ней, как свет уничтожает тьму.

Тогда индийцы отвергнут и ложное учение о реинкарнации. Ибо им станет понятно, что душа, когда выходит из своего тела, уходит из этого ограниченного мира в иной мир, в свое царство, откуда она и возникла, а не будет бесконечно переселяться из тела в тело» .


Примечания
1 Св. Николай Сербский. Индийские письма, 7.
2 Св. Николай Сербский. Феодул. Пресветлая тайна.
3 Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
4 Блаженный Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.
5 Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.
6 Св. Николай Сербский. Феодул, Введение, 1-3 (Индия).
7 И. Мефодий. Сравнение главнейших религиозно-нравственных положений буддизма с христианскими // "Миссионерское обозрение" 1905, №12 - С. 337-358; №13 - С. 495-513.
8 Св. Николай Сербский. Феодул, 17-27 (Просветленная тайна).
9 Священник Иоанн Попов. Критический обзор главнейших основоположений ламаизма с точки зрения христианского учения. СПб., 1900. - 52 с.
10 Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 2.XXXIII.1,3,5.
11 Шохин В.К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху… Также весьма популярны воспоминания своих прежних существований в виде римских легионеров, сражавшихся с варварами или карфагенянами; гладиаторов; рабов, последовавших за Спартаком; колдунов, сжигавшихся на кострах; крестоносцев, ставших жертвами сарацинов; аристократов, гильотинированных во время французской революции; узников нацистских лагерей.
12 Там же.
13 Там же.
14 Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, I.1.10.
15 Святитель Григорий Нисский. "Об устроении человека", 28.
16 Архиепископ Иоанн (Шаховской). О перевоплощении // «Листья древа». Нью-Йорк, 1964.
17 Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
18 Архимандрит Рафаил (Карелин). Оживший зверь.
19 Иерей Андрей (Хвыля-Олинтер). О реинкарнации (переселении душ).
20 Блаженный Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.
21 Святитель Николай Сербский. Душа Сербии. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
22 Св. Николай Сербский. Миссионерские письма, 28.
23 Св. Николай Сербский. Индийские письма, 52.

Одна из самых загадочных тем в истории человечества — какой может быть жизнь после смерти. Предлагаю вместе поразмышлять над столь загадочным и неопознанным вопросом. И в статье буду приводить доказательства реинкарнации души. Если у вас будут другие мысли, комментарии открыты. Напишите свою точку зрения.

Истоки теории

Версия о реинкарнации пришла из буддизма и иудаизма. Эти религиозные течения основаны на любви к миру, просветлении и вечной жизни. Благодаря этим заповедям, человеческую душу наделили вечной жизнью . Наше тело ветшает и умирает со временем, а вот душа может жить бесконечно. Думаю, многим приходилось сталкиваться с утратой близкого человека.

К сожалению, в жизни практически невозможно избежать смерти. Если верить теории про переселение душ, то возможно встретить погибшего еще раз в жизни, только уже в виде другого человека, животного или явления.

Существует масса случаев, когда близкие родственники умершего человека видят его во снах, замечают его характер в маленьком ребенке или, например, к ним на балкон прилетает один и тот же черный ворон.

Подобного рода вещи можно толковать, как нездоровые выдумки или совпадения. А можно прислушаться к собственным ощущениям.

Научные факты

Ученые, эзотерики, философы не одно столетие бьются над раскрытием этой тайны. Вследствие многолетней войны за правду, возникли удивительные теории.

По одной из версий , человеческая душа способна поддерживать, своего рода, природный баланс, а так же насыщаться опытом. Поэтому душа может после гибели физического тела переселиться только в тело противоположного пола.

Если тело покойника было некорректно упокоено или над его могилой надругались, то в следующей жизни человек с этой душой будет страдать серьезными психологическими заболеваниями . Шизофрения, мания преследования, раздвоение личности – все это признаки неудачной кончины в прошлом.

Кстати, внимательно присмотритесь к своему собственному телу . Есть ли на нем необъяснимые следы, с которыми Вы появились на свет, родимые пятна? По одной из версий, такие отметины являются шрамами от прошлой жизни. Другим словом, если у человека на ноге большое родимое пятно, то, вероятно, в прошлой жизни его тело погибло от ранения в это место.

Существуют жаркие споры над тем, какое обличие душа может принять в скудеющей жизни. По закону витальности дух человека не может проводить свое существование в теле животного.

В восточной философии все немного иначе. Многие японские мудрецы говорят о том, что душа расплачивается за содеянные грехи. Если в теле человека были совершенны серьезные нравственные преступления, то в последующей жизни энергетическая материя будет волочить существования жука-навозника или утюга.

Некоторые люди уверяют, что помнят события из их прошлой жизни. Если быть точнее, то перед ними периодически всплывают различные воспоминания, события, которые с ними точно никак случиться не могли. Остается только уповать на то, что произошло это когда-то в прошлой жизни.

Каждого из вас, хотя бы раз в жизни, посещало такое странное чувство, как дежавю . Существует множество теорий возникновения этого феномена.

Одни считают, что это наслоение межвременных отрезков, другие относят это к замыканию внутримозговых импульсов. Просто, в какой-то момент вам начинает казаться, что все это было. Вы были в этом месте, знаете, что скажет собеседник и чуть ли не предугадываете дальнейшие события. Но такого совпадения не может быть. Вы-то, может, и не были в этом месте никогда, но вот Ваша душа…

Случаи из науки

Опыты по выявлению перемещения души начали проводиться еще задолго до научных исследований.

Еще в древности народы восточных стран запатентовали оригинальную традицию. Умершему родственнику ставили точку на какой-то части тела, а надежде, что она перейдет по наследству новому члену семьи и станет родинкой. Так что родинки на Вашем теле, возможно, не просто там образовались.

Позже этим суеверием заинтересовался некий Джим Такер . В его работах приводились некоторые интересные случаи.

У одного , за год до его рождения, умер дедушка. Перед погребением ему поставили угольную метку на левой руке . Малыш родился с родинкой в том же месте.

Если верить источнику, через пару лет мальчишка назвал свою бабушку именем, которым ласково называл ее муж, то есть, дедушка паренька. С момента гибели мужчины в семье к бабушке так больше не обращались. Позже, мать мальчика призналась, что, будучи беременной им, к ней во сне пришел ее отец и изъявил желание остаться со своей семьей.

А вот еще пример.

В одной из социальных клиник Майами работала Дайан. Женщина сначала была старшей медсестрой в клинике, а потом и пациенткой.

Во время работы она ухаживала за пациентом с острым легочным заболеванием. Его мучили приступы удушья и кашель. У него была родинка в виде полумесяца на плече. Мужчина пошел на поправку, и у молодых людей завязался роман. Позже пара сыграла свадьбу и провела вместе много счастливых лет.

Но перед этими славными событиями, женщина наблюдалась у психотерапевта клиники. На одном из сеансов она описала свои видения.

Что во времена конфликтного положения Северной Америки, она, в теле коренного поселенца, пряталась со своим младенцем на руках. Заподозрив наступление врага, девушка закрыла ребенку рот рукой, вследствие чего, задушила его.

И все бы в этой истории было не так страшно, если бы на затылке ребенка не красовалась родинка в форме полумесяца.

Кстати, по одной из научных версий, астмой страдаю те, кто в предыдущей жизни погиб от асфиксии.

В одном из городов Турции научные деятели могли наблюдать историю одно мальчика.

Он якобы помнил о жизни солдата, которого застрелили из ружья. Кстати, в местной больнице нашлось дело о мужчине, получившем ранение в правую сторону лица и скончавшемся через неделю. При этом сам парень, рассказывавший о своих видениях, родился с многочисленными дефектами лица, конечно, с правой стороны.

Доказательства существования реинкарнации

Множество психологов и психотерапевтов разрабатывают на ее основе разные методики, позволяющие заглянуть в подсознание человека. Одним из них является гипноз.

С помощью гипноза пациента вводят в состояние транса. Человек неосознанно вспоминает факты из своего детства, прошлого и из другой жизни. Когда клиент приходит в себя, он, скорее всего, ничего не помнит. Такая практика позволяет разобраться во многих нюансах человеческого мировосприятия. История знает несколько случаев, которые, вероятно, могут подтвердить феномен переселения душ.

Существует такое понятие, как ложные воспоминания . Группа ученых провела опрос среди групп детей различного возраста. Многие из них подробно и красочно рассказывали о своей смерти. Она наступала в большинстве случаев насильственным образом – человек был убит. Смерть происходила за несколько лет до рождения опрашиваемого ребенка. Самими четкими рассказы были у ребят в возрасте от двух до шести лет .

Психоаналитик Брайан Вайс описывает в своих научных трудах сеансы с девушкой Кэтрин .

Во время транса она рассказала доктору, что видит присутствие в этом помещение его отца и сына, назвала их точные имена. Так же она упоминала о том, что отец умер из-за слабого сердца, по той же причине скончался и сын. Кэтрин мало знала о личной жизни врача и вряд ли нарочито могла оперировать такими фактами. Такой феном, когда человек видит погибших родственников своего собеседника, называется сумеречной зоной .

В семидесятые года в возрасте двух лет погиб мальчик по имени Кевин. У него был сложный перелом ноги, который перерос в более серьезное заболевание, и убило малыша. Ребенок прошел курс химиотерапии. Катетер вводили через правую сторону шеи, а над левым ухом был заметный рубец от деформации глаза, вызванной опухолью.

Через десять лет его мать родила сына, но уже от другого мужчины. Странным было то, что у этого ребенка, так же был рубец, родимое пятно на шее справа и проблемы с левым глазом. Как только мальчик начал самостоятельно передвигаться, он странным образом начал хромать. Никаких дефектов или заболеваний у него не было.

Став старше, малыш утверждал, что помнил медикаментозный курс, мог назвать точное место катетера — правая сторона шеи. Позже он начал рассказывать о своем старом месте жительства, в точности описывая дом, в котором жил Кевин, хотя сам парень там никогда не был.

Преподаватель психиатрии Иэн Стивенсон упоминает про маленькую девочку из Бирмы . Она родилась в шестидесятых годах двадцатого века.

Малышка трех лет отроду стала рассказывать о себе, как о японском солдате, которого бирманские жители сожгли заживо, привязав к стволу дерева. Так же девочка очень сильно отличалась от местных жителей и игнорировала их национальный менталитет.

Ее привлекала мальчишечья одежда и короткие волосы. Не нравилась традиционная пряная кухня. Она не принимала буддизм. И ведь на самом деле в далекие годы японские солдаты напали на бирманское поселение. Подобно тому, как они давали пощечины местным жителям, девчушка обращалась со своими сверстниками.

Самым удивительным было то, что она родилась с необычными руками: на правой руке средний и безымянный пальцы были сросшимися, подобно лягушачьим перепонкам.

Всего несколько дней отроду ей их удалили. На левой руке вовсе отсутствовали некоторые фаланги. Мама девочки утверждает, что на ее правой руке была метка, похожая на ожог и следы от веревок, но со временем она пропала.

В одной индийской деревне жил мальчик по имени Таранжит Сингх . В возрасте двух лет он говорил, что проживает в шестидесяти километрах от родной деревни и называл себя именем Сэтнэм Сингх.

Он нарекал себя студентом, которого в возрасте шестнадцати лет сбили на смерть мужчина на скутере. Его книги были залиты кровью, а в кармане на тот момент лежала бумажка номиналом тридцать рупий.

Ребенку долгое время никто не верил, но он не переставал рассказывать эту историю. В итоге его отцу пришло в голову выяснить, есть ли в его словах хоть доля правды. Учитель местной школы поведал ему о том, что на самом деле, когда-то был юноша с таким именем, погибший в результате нелепой катастрофы. Мужчина вместе с сыном отправился к семье погибшего парня.

Родители подтвердили факты об окровавленных книгах и валюте в кармане. После ребенок смог опознать того несчастного по фото. Эта история быстро распространилась по местным окраинам. Здешние эксперты и органы власти, проведя экспертизу, сравнили почерки двух мальчиков, которые оказались похожими друг на друга, как две капли воды.

Медицинская практика знает много примеров того, когда люди начинают свободно говорить на несвойственном для них языке. Как правило, это происходит после черепно-мозговых травм, клинической смерти или сильнейшего стресса. В парапсихологии такой феномен называют ксеноглоссией .

Поскольку носитель никак не может изучить, например, испанский язык в обычной для него среде обитания, а потом начинает свободно на нем говорить. Единственным рациональным объяснением будет то, что он в совершенстве владел им в прошлой жизни.

В практике был случай с одной малоизвестной американкой . Женщина сорока лет жила в семье иммигрантов, которые все ее детство говорили на польском, русском, чешском и английских языках. Сама она, переехав в Филадельфию, принялась за изучение французского. Обратившись за помощью к психоаналитику, она начала показывать невообразимые вещи.

Во время сеансов гипноза женщина говорила о себе, как о шведском крестьянине. Изъяснялась она естественно на шведском. Женщина спокойно отвечала на заданные вопросы на этом языке, используя новые слова и выражения. Навык английского тоже никуда не делся. Публика сначала скептически отнеслась к таким показателям. Женщину неоднократно проверяли на полиграфе и на знание языков. Результаты доказали, что обмана в ее действиях не было.

Разговоры с членами семьи и друзьями, так же привели к тому, что она нигде не могла пересечься с этим языком. Группа специалистов выявила, что шведский, на котором парировала женщина, был смешен с норвежским. Словарный запас мужчины, в образе которого она приходила, был весьма скудным, а сам он не блистал интеллектом.

Вся эта информация – лишь крупица в море неизведанного феномена реинкарнации. Как вы успели заметить, все факты и примеры, что приводит нам история, научно не доказаны. Вся концепция переселения душ по сей день находится под большим вопросом . Для каждого существует своя правда. Тем более, куда приятнее жить, осознавая, что это не последнее обличие, в котором еще предстоит увидеть свет.

Проверить на себе методику воспоминания прошлых жизней, кем вы были до этого воплощения, можно на . Но прежде (не гипноз), с помощью которой вспоминаются прошлые жизни.

Не забудьте понажимать по кнопкам соц.сетей, если статья вам понравилась. До встречи!

< Елена Изотова >