Не опасно ли целовать иконы. Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых


Когда бываешь в церкви, то хочется прикасаться к любимым иконам, некоторые хочется поцеловать. Однако, честно скажу, брезгую это делать, поэтому касаюсь губами своих пальцев, а ими уже иконы.


Сегодня, заметив это, ко мне подошла старуха в черном и сделал замечание, дескать, "ты что брезгуешь целовать иконы в храме". "Брезгую", - ответила я без раздумий. на что получила ответ, в котором она обвинила меня чуть ли не в святотатстве и неверии.

Слушать эту злюку не сочла нужным, отошла к другой иконе, она за мной и продолжала поучать меня, поп не сделал ей замечания, хотя прекрасно видел, что она ко мне прицепилась,говорила довольно громким голосом и мешала другим людям.

У меня иногда создается впечатление, что попам вообще все все равно, живут на пожертвования и славно, денег хватает и хорошо, отбарабанил молитвы и ушел домой.

Иконы в церквях очень грязные, их целует куча людей, причем часто не здоровых. Поинтересовалась, брал ли кто-то анализ того, какие болячки можно подцепить, целуя иконы, оказалось, что недавно две девушки обошли несколько московских церквей и определили, что в таких святых местах обитают обычные микробы - стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки, обнаружили даже родственную палочку сибирской язвы.

Обратились к известному проповеднику и протодиакону Андрею Кураеву, который ответил следующее "Конечно, на иконе полно бактерий, мы это понимаем и делаем все возможное - периодически дезинфицируем. За всю мою практику я не помню ни одного случая эпидемии, которая бы коснулась наших прихожан. Вот я, например, обязан после причастия выливать вино и промывать чашу, но я так не делаю. Я сам выпиваю вино после прихожан, и, как видите, жив-здоров".

Честно говоря, его фразы не убедили, эдакая бездоказательная бравада, потому что даже во время эпидемий болеют далеко не все люди.

Может быть просто никто пока не сопоставлял фактов заражения, к примеру,стафилококком с целованием иконы? Ведь может такое быть? Вполне!

Короче, опять поход в церковь испортила бабка, но зато я не зря искала данные о микробах, теперь убедилась, что делаю правильно и не целую иконы, в Бога я верю, а вот в людей и в их разум далеко не всегда.

Вот, например, Кураев в одном предложении дважды себе противоречит - он понимает, что полно микробов и они стараются дезинфицировать иконы (значит понимает возможность заражения) и в то же время отвергает случаи заражения, что не является фактом, потому что определять, где человек подцепил стафиллокок не станет никто...

У вас никогда не возникало желания узнать, что остается на иконе после поцелуя верующих? А вот студентка Британской высшей школы дизайна Дарья Федорова решила это выяснить, проведя бактериальный анализ икон московских церквей, о чем она рассказала The Village.

Девушка с детства интересовалась медициной, но решила посвятить свою жизнь изучению дизайна и искусства, и когда ей представилась возможность сделать свой собственный творческий проект, у нее возникла идея совместить медицину и искусство.

Все начиналось со слепка лица, которое потом поросло разными организмами. Девушка рассказала, что Американская ассоциация микробиологов даже разместила фото ее работы в соцсети, где слепок лица не только набрал много лайков, но вызвал гнев у одной из художниц, которая, оказывается, тоже занималась подобной работой и посчитала, что ее идею украли.

Студентке понравился результат ее творческого проекта и она решила продолжить работу в том же направлении. Недавно у Дарьи возникла идея взять бактериальный анализ с икон и попытаться прорастить эти бактерии в лаборатории, а к тому же узнать, какие микробы живут в московских церквях.

Я просто подумала, что круто было бы собрать образцы с икон из разных церквей, вырастить эти микроорганизмы и визуализировать. Я верю в Бога и в то, что каждый человек и есть Бог, а значит, и в людей я верю, пояснила Дарья в интервью.

Вместе со своей напарницей – научной сотрудницей лаборатории, девушка ходила по московским церквям в надежде взять анализ. Как рассказала Дарья, служители церкви не очень радушно их встречали, некоторые отнеслись с настороженностью к дамам с длинными ватными палочками.

Если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем. Тем более что эти следы видны невооруженным глазом - на одной из икон был даже блеск для губ,вспоминает студентка.

Результаты анализа

Целью исследования было показать, что в церквях тоже могут обитать опасные бактерии, несмотря на святость места. Дарья поясняет, что ее проект не отрицает Бога, он лишь показывает людям действительность, о которой они могли не подумать в таком месте.

Исследование Дарьи очень важное, но оно вряд ли приведет к смене порядка в церквях. К сожалению, церковь и наука несовместимы. Никак не получится добиться полной дезинфекции икон, так как это уже многовековая традиция - прикладываться к иконам. Радует, что на иконах нашли не патогены, а микробы, живущие почти у каждого человека во рту. Например, при разговоре по офисному телефону вы тоже можете подцепить эти болячки. Поэтому, чтобы обезопаситься, надо укреплять иммунитет, поделилась со «Снег.TV» доктор биологических наук Елизавета Александровна Бонч-Осмоловская.

Всего девушки обошли шесть церквей Замоскворечья и взяли смывы с десяти икон: Преподобного Сергия, Воскресения Христа, Серафима Саровского, Святой Елисаветы, Божией Матери, Крещения Господня, Спиридона Тримифунтского, «Неупиваемой Чаши».


© VisualHunt.com

Взятые анализы показали, что икона кроет в себе множество микробов: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки. У студенток даже было подозрение на сибирскую язву, но в итоге это оказалась родственная ей палочка.

За такое исследование можно наградить девушку Шнобелевской премией. Конечно, на иконе полно бактерий, мы это понимаем и делаем все возможное - периодически дезинфицируем стекло. За всю мою практику я не помню ни одного случая эпидемии, которая бы коснулась наших прихожан. Вот я, например, обязан после причастия выливать вино и промывать чашу, но я так не делаю. Я сам выпиваю вино после прихожан, и, как видите, жив-здоров, рассказал «Снег.TV» проповедник и протодиакон Андрей Кураев.

Непонятый художник

Дарья Федорова так и не стала публиковать фотографии своего эксперимента, так как посчитала, что ее проект могут воспринять как открытую провокацию. Девушка признаётся, что она лишь увлекается медициной и не может сказать, как сильно повлияют найденные бактерии на человека, но она уверена, что человеку со слабым иммунитетом даже такие микробы могут повредить.

То, что иконы не стерильны, - факт. Было бы здорово, если бы люди, как в спортзале после тренировки, протирали за собой иконы салфеткой с дезинфектором. Ведь это про отношение к ближнему, а христианство учит любви к нему, рассказала Дарья.

Выступая как художник, девушка хочет, чтобы в будущем появились лаборатории, в которых художники могли бы периодически исследовать свои наработки вместе с учеными. Дарья Федорова верит, что художник способен совершить открытие, потому что он лишен рамок научного метода.

У людей, лишь недавно пришедших к Вере Христовой, возникает множество вопросов формального характера, касающихся поведения в церкви. Постараемся ответить на некоторые из них.

Как правильно входить в церковь и подходить к иконам

  • Подойдя к дверям церкви, положено три раза перекреститься, делая каждый раз поясной поклон. Мужчины должны входить в храм с непокрытой головой, а женщины, наоборот, покрывают голову.
  • Далее покупают у служителей свечи, чтобы поставить их перед иконами. Можно заказать поминание усопших и молитву за здравие близких вам людей, написав их имена на специальных записочках, чтобы их помянули во время службы (это оплачивается).
  • К каким иконам подходить в первую очередь? Далее проходят в главную часть храма, в центре которой находится аналой с иконой того святого, чей праздник отмечается в этот день, и крестом рядом. Перед аналоем крестятся дважды с поясными поклонами, можно поцеловать икону и крест.
  • Теперь можно поставить свечки за здравие и за упокой. За здравие их ставят тут же, перед аналоем, либо перед теми или иными иконами; за упокой – на канун, специальный столик слева, где есть место для 40 свечей. Можно поставить за упокой 1 свечку за всех, делать это нужно при выходе из церкви.
  • Передвигаясь по храму, нельзя проходить между аналоем и царскими вратами, аналой всегда должен быть спереди.
  • Обычно верующие ставят свечки и молятся перед иконами, вознося в молитвах благодарность и говоря о своих нуждах. Можно молиться перед иконой Спасителя и Богоматери, а можно выяснить, какой святой в каких случаях помогает лучше всего, и обращаться с молением к нему. Так, например, молитва перед иконой Целителя Пантелеймона читается для исцеления серьезных недугов, а акафист перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» — для избавления от пьянства.
  • Если вы оказались в церкви во время богослужения, лучше всего принять в нем участие, а уже потом совершать молитвы и ставить свечки. Если же такой возможности нет, нужно постараться как можно незаметнее передвигаться по храму, чтобы не отвлекать прихожан от молитвы.
  • При выходе из храма вновь трижды крестятся, отвешивая поясной поклон. Головной убор мужчинам можно надевать, только когда они покинут церковный двор.

Как следует прикладываться к иконе

Для православных икона – это не картина, изображающая Спасителя, Богородицу либо того или иного святого, это их образ, через который почитание и молитва дойдут до того, к кому обращены. Молясь иконе и прикладываясь к ней, верующий обращается с благодарностью или просьбой непосредственно к Господу, так как и Богородица, и святые являются нашими заступниками и ходатаями перед Ним.

Вознося молитву, верующий испытывает особое благоговение, и с таким же чувством следует прикладываться к иконе после молитвы перед ней. К принятой в православии молитве можно добавлять свои слова, а если вы не знаете канонического текста молитвы, просто говорить своими словами, чтобы поведать иконе-заступнице свои нужды. Главное, чтобы они шли от чистого сердца.

Дважды перекрестившись, слегка прикладываются губами к самому краю иконы (ни в коем случае не к губам и не к лику), затем прикладываются лбом и, отойдя, еще раз крестятся

Женщинам, у которых накрашены губы, необходимо заранее стереть помаду

Обязательно ли целовать иконы в церкви

В обычной жизни мы выражаем поцелуем свою любовь и доверие, как бы открываем свое сердце. Что касается целования икон, то это выражает наше благоговение перед образом того, кто изображен на иконе. Пусть не воспримут это сравнение как святотатственное, но мы целуем фотографии своих детей и родителей тоже с любовью, пусть и несколько иного рода. Тем самым мы не только выражаем свою любовь, но как бы передаем частицу ее любимым людям.

Однако после длительного периода безбожия на государственном уровне все чаще задают вопрос: можно ли целовать иконы в церкви. Люди, далекие от православия, даже пытаются объяснить с научной точки зрения, почему нельзя целовать иконы в церкви.

Аргументация у них следующая: прикасаясь к иконе губами, каждый человек оставляет на ней микробы и бактерии, и следующий, кто целует икону после него, рискует подхватить таких представителей условно-патогенной микрофлоры как стафилококки, стрептококки, синегнойная и кишечная палочки и пр. (Эта информация была получена на основе анализа смывов с десятка икон). Как видим, ничего смертельного, но для людей с ослабленным иммунитетом, особенно пожилых, это может представлять определенную опасность.

Как соотносятся научные данные и вера и всегда ли она спасает? По мнению верующих, на все воля Божья, но не будем забывать и старую русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». В качестве альтернативы можно просто приложиться лбом к краю иконы, выражая тем самым свое почитание и благоговение.


14.Сколько раз в году нужно причащаться?
15.Что такое соборование?
16.Как часто следует посещать храм?
17.Для чего нужен духовный руководитель?
18.Как нужно переносить скорби?
19.Как побороть стыд на исповеди?
20.Какой грех называется смертным?
21.Как относиться к болезни?
22.Как побороть гордость, гнев, осуждение?
23.Если вдруг появились вопросы
24.Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
25.Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
26.Сколько раз в день нужно молиться?
27.Как правильно прикладываться к иконам?
28.Как выбрать себе духовного отца?
29.Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
30.Как лучше читать молитвы дома: вслух, шепотом или мысленно?
31.Если веры недостаточно - как ее приумножить?
32.Как правильно обращаться к служителям храма?
33.Как быть в храме с детьми? Нужно ли их приводить в храм?
34.Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
35.Нужно ли вставать в храме на колени?
36.Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
37.Что означают поклоны и какие они бывают?
38.Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
39.Что такое молебен, панихида, ектения?
40.Как можно помянуть человека?
41.Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
42.Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
43.Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
44.Как православному христианину правильно провести выходные дни?
45.Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
46.Как выдержать горе при смерти близкого человека?
47.Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
48.Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
49.Как быть,если свечу некуда поставить?
50.Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
51.Зачем надо исповедоваться?
52.Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
53.Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
54.Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
55.В какие дни в церкви не совершается венчание?
56.Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
******************************************************************************************************************************************************************

3. Можно ли входить в храм с сумками?
Если есть необходимость, можно.

Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

4. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?
Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры , встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.

5. Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

6. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

7. Что важно в поклонах и молитве?
Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

8. Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

9. Что символизирует поставленная перед образом свеча?
Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

10. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?
Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Даже если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

11. Что означают в молитвах слова "аминь" и "аллилуйя"?
"Аминь" означает "да будет так". В еврейском языке слово "аминь" этимологически связано со словами "твердый", "надежный", "постоянный". Слово "аллилуйя" с еврейского языка переводится как "хвалите Господа". Эти слова перешли практически неизменными во все переводы Библии.

12. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?
Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом.

Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею.

Кресту же помолиться:

Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

13. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.

В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

14. Сколько раз в году нужно причащаться?
Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

15. Что такое соборование?
Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.

В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.

16. Как часто следует посещать храм?
В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.

Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу.

Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности. Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

17. Для чего нужен духовный руководитель?
Чтобы при его помощи незаблудно шествовать и достигнуть Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, на деле исполнять наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво.

Были примеры того, как некоторые люди, имея возможность часто бывать у старца, непрестанно слышали его наставления и указания, жительствовали с ним и — оставались бесплодными, а некоторые, редко имея возможность быть у старца и кратко слышать наставления, преуспевали.

Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять и не быть бесплодными. Когда обучают детей своих грамоте, то зачем их отдают в училище и нанимают учителей, которые растолковали бы, что написано в книгах? Дали бы им одни книги и учебники, и пусть бы учились сами без учителей. И это делают для обучения наукам, в течение нескольких лет, хотя науки полезны только в здешней кратковременной жизни. Как же столь пренебрегают душою бессмертной, говоря, что не нужен руководитель для жизни духовной?

18. Как нужно переносить скорби?
Скорби следует переносить втайне, как всякий подвиг. Тогда мы не лишимся награды на небе. Только с духовным отцом мы можем говорить о скорбях, прося его совета, и молить Бога терпеливо понести всякое искушение.

19. Как побороть стыд на исповеди?
Стыдиться на исповеди открывать грехи — от гордости. Обличив себя перед Богом при свидетеле духовнике, люди получают успокоение и прощение.

Помни, что нераскаянные тяжелые грехи по смерти принесут великое и вечное наказание. Прежде всего следует исповедовать то, что более возмущает твою совесть. Многие о незначительном говорят, а о важном умалчивают и, таким образом, уходят не исцеленными от греховных язв и неразрешенными

20. Какой грех называется смертным?
Смертный грех — это такой грех, из-за которого, если не покаешься в нем перед смертью, то идешь в ад; но если ты в этом грехе покаешься, то он тебе сразу же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только от покаяния.

21. Как относиться к болезни?
Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, к добру.

Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления перед Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств — от Господа есть и случайно ничего не бывает. Есть такие болезни, на исцеление коих Господь иногда налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье . И вслед за сим опять благодарите Господа!

Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот

22. Как побороть гордость, гнев, осуждение?
Гнев и осуждение от гордости. Взыщите смирение — гнев и осуждение отстанут сами собою. Против гнева — стиснув зубы молчать. Это первый начальный прием.

Второй — когда забирает — немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев. Когда и от этого не уймется гнев и придется наговорить глупостей и неисправностей, возьмите веревку потолще и отхлестаите себя, да только так, чтоб чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош.

Против осуждения — свои грехи скорее вспоминайте и держите их перед сознанием — и осуждение отойдет. Всяко боритесь против этих и других страстей, гоня прочь самые зачатки их с молитвою к Господу.

23. Если вдруг появились вопросы
Если вы что-нибудь хотите спросить у священника, сначала обратитесь к нему со словами: «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Если священника нет в храме в тот момент, когда вам нужно с ним поговорить, то вы можете уточнить, когда будет батюшка - подойдите к свечному ящику и задайте вопрос тому, кто будет за ним стоять. Если у вас возник вопрос касательно венчания, крещения или отпевания, то об этом можно спросить там же.

Свечной ящик (церковный ящик) - место, обычно при входе в храм, где верующим предлагаются свечи, иконы, книги, крестики и другие предметы внешнего выражения веры. За свечным ящиком можно заказать молебны, панихиды, крестины, отпевания, венчания, поминовения о здравии и упокоении и прочие требы.

24. Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и Святые Отцы учат и, можно сказать, просят нас о том, чтобы мы подавали бедным.

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - говорит святой Августин, - не будет сам накормлен Христом?" . Ведь в глазах Самого Господа и мы должны выглядеть, по грехам нашим, куда страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие милостыней.

Не следует и искушать (смущать) себя мыслью о том, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится, прежде всего, за его дела.

Ваше дело в данном случае - проявить милосердие, невзирая на лица, с легкостью сердца. Если же видите, что перед собой нищих, употребляющих все средства на пропой, ссудите их не деньгами, а продуктами: дайте яблоко, печенье, конфет, хлеба и т. д. Когда преподобного Амвросия спрашивали, зачем он подает пропойцам, он отвечал: чтобы спасти их еще от одного греха - воровства.

25. Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
Освящение квартиры, машины, икона, молитва - это не языческий оберег, не заклинание от беды. Это должно стать изменением внутреннего мира, в частности отношения к вещи, которую освятили, к Богу, к Которому обратились с молитвой.

Человек освятил машину и перестал в ней курить, ругаться, бесчинствовать на дороге, помнит, что с ним отныне Ангел Хранитель.

Освятил свой дом - значит, сделал его своей малой церковью.

А если после освящения человек не хранит святыню, то как же ее и его будет хранить Бог?

Или он ставит Бога в зависимость от своих прихотей: раз я к Тебе обратился, Ты обязан меня хранить?

Господь всегда желает человеку добра и именно поэтому порой, как строгий Отец, вразумляет, заставляя задуматься о жизни, о мире, о Божественном Промысле.

26. Сколько раз в день нужно молиться?
Обязательными для православных христиан являются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы перед трапезой и после нее. Накануне дня причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: Покаянный (или Иисусу Сладчайшему), Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Сверх этого молитвенное правило на каждый день должно быть индивидуально. Необходимо, чтобы оно соответствовало силам человека и его жизненным обстоятельствам. Неразумно брать правило сверх сил и возможностей. Тогда могут возникнуть искушения. Конечным итогом этого бывает уныние и расслабление.

27. Как правильно прикладываться к иконам?
Иконы принято лобызать, то есть целовать, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды.

Тем самым христианин призван упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым. Прикладываться к ликам на иконах нельзя.

28. Как выбрать себе духовного отца?
Специально искать или выбирать духовного отца не нужно.

Однажды вам встретится батюшка, с которым вы ощутите духовную связь. Вы станете ходить к нему на исповеди, спрашивать у него советов в трудных жизненных ситуациях и однажды попросите стать вашим духовником.

Если же такая связь не возникла ни с одним из священников, то не надо ни унывать, ни предпринимать специальных поисков. Надо просто помолиться, чтобы Господь дал духовника и терпеливо ждать.

29. Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
Все это христианство рассматривает как суеверие, и не более того.

Такие суеверия подчас настолько порабощают человека, что он может даже заболеть. Великий ученый Блез Паскаль писал: «Неверующие оказываются самыми легковерными». И это легковерие мешает им жить спокойно и с миром в душе.

Если чувство холодно, а мысль убегает, то произносить с такой громкостью, чтобы ухо как бы прислушивалось к словам. Так собирается внимание «в слышании» и помогает цельности молитвы.

31. Если веры недостаточно - как ее приумножить?
Веру не надо «умножать» — старайтесь жить так, как заповедует нам Евангелие, и этот опыт поможет вам относиться к Богу с большим доверием, что и составляет суть веры.

32. Как правильно обращаться к служителям храма?

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"? А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности. "Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.

"Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр".

К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".

В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом "матушка".

К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

33. Как быть с детьми в храме? Нужно ли их приводить в храм?
Некоторые так считают: сам вырастет, потом разберется, поймет. Но это не верно:вырастет, и не поймет, если его не приучишь! В храм нужно детей приводить!

Как им там надо себя вести? К сожалению, дети часто мешают службе, мешают прихожанам молиться. Родителям нужно стараться держать детей все-таки при себе. Мамы должны знать, как занять ребеночка, чтобы он не капризничал, но делать это надо тихонечко, никого при этом не смущая. Все понимают, что ребенок есть ребенок, которому трудно полтора часа неподвижно стоять. Но этому надо учить.

Привить навык быть на службе, стоять, не отвлекаясь, - это дело родителей.

34. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
В первую очередь хорошо поставить свечу о здравии своих близких в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери.

О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помоши в имеющихся нуждах.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Большая и дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Ну и поставить свечу о здравии самого себя, конечно же, можно. Кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники.

35. Нужно ли вставать в храме на колени?
Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать.

В исключительных случаях, когда человек болен (например, у него радикулит или больные ноги) или когда в храме очень тесно, то можно на колени не вставать.

36. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
Как известно, Церковь в нашей стране отделена от государства, поэтому она должна сама себя содержать.

Пожертвования идут на поддержание богослужебной деятельности и различные хозяйственно-экономические нужды: оплату коммунальных платежей (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), на восстановление, реставрацию и текущий ремонт храма и прилегающих помещений, на зарплату священнослужителей и сотрудников храма (певчих, свечниц, уборщиц, дворников, сторожей).

Средства, полученные за крестины, венчания, отпевания и записки тоже идут на многочисленные нужды церковной общины.

37. Что означают поклоны и какие они бывают?
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения, молитву сопровождают поклонами.

Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаются головой земли (пола).

38. Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам - иконам, храму - оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных как носящих в себе образ Божий.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

39. Что такое молебен, панихида, ектения?
После Литургии обычно служится молебен - особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери (разным Её иконам) или святым. Можно заказать водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздаётся верующим.

Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар - всё то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.

Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения - прошение к Господу, которое возглашается священником или диаконом во время богослужения. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

40. Как можно помянуть человека?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет.

Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молится об этих людях).

Вечное поминовение длится в течение всего времени, пока существует монастырь.

41. Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящён главный престол храма.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву (перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имярек), моли Бога о мне (о нас))».

Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображённого на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображённого на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых - руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

Если на иконе изображено несколько святых, достаточно приложиться к ней один раз.

Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображённым на них - к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

42. Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно, но лучше это делать в домашней молитве. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота.

Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Душа же человека бессмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений, одно из которых - свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи надо за людей, а не за животных.

43. Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
Положение рук при молитве не принципиально. Главное в молитве - это внимание к произносимым словам. Смыкание ладоней скорее традиция западной, католической церкви. В православных храмах принято держать руки опустившие, что называется "по швам", поднимая правую руку для осенения себя крестным знамением.

В практике древних подвижников встречается даже приём биения себя рукой в грудь, для как бы сугубого возношения словес, но это частная практика. Одним словом: "Где просто, там ангелов со сто"!

44. Как православному христианину правильно провести выходные дни?
Долг каждого христианина - постараться побывать на Воскресной Божественной Литургии.

После нее желательно отложить досужие дела в сторону и дать время своей душе на духовную подпитку, ведь наступит понедельник, и эти насущные дела навалятся с огромной силой. Чем лучше себя занять? Все зависит от самого человека. Человеку, предрасположенному к уединению, можно зажечь лампадку и заняться молитвенным деланием или духовным чтением. Тому, кто близок к общению, можно было бы посоветовать провести вечер с добрыми друзьями, способными разговаривать на духовные темы. Трудоголику можно заняться физическим трудом. Семейному человеку - прибраться дома, естественно, всё свое делание освещая внутренней молитвой, а одинокому можно найти какое-нибудь послушание и в храме, руководствуясь разумной инициативой.

Вообще же отдых православного христианина не должен быть безделанием, потому что безделание - это грех. Отдых христианина должен быть полезным, и, выбирая такой отдых, можно быть уверенным, что в выходные, проведенные таким образом, человек получит духовный заряд на всю предстоящую трудовую неделю.

45. Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
Священник благословляет именем Христовым, вернее Христос благословляет через священника или епископа.

Два пальца складываются буквой «Х» и означают Христос, один палец (мизинец) стоит отдельно и обозначает славянскую букву «I» и означает Иисус, два других пальца складываются крестообразно и означают Крест Господень. Поэтому священническое благословение заключает в себе имя Иисуса Христа и Крест Господень.

46. Как выдержать горе при смерти близкого человека?
Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче - почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешёл в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека - от Бога, к Богу и уходит. Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идёт туда - здесь никто остаться не может.

47. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.

48. Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
Если человек употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни (будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется «стрессовым состоянием»), угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Но, конечно же, все это нужно делать с верой.

49. Как быть, если свечу некуда поставить?
Можно и нужно положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

50. Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
Бог наделил людей свободной волей. Если бы эта свобода была лишена реально¬го выбора, тогда она была бы не нужна. Люди никогда бы не узнали, что такое добро, если бы не знали, что такое зло. В том и заключается настоящая ценность и красота, что Царство Бога и Его любовь человек выбирает добровольно, хотя вокруг него и много со¬блазнов. Ведь всё, что совершается насильно, лишено подлинной радости и счастья.

51. Зачем надо исповедоваться?
А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако, о теле, которое живёт временно, человек заботится, но ещё более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно.

Грязь души - это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят её так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошённость. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не имеет внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов.

Исповедь - это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведёт к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет худые наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

52. Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
Всё то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть.

Грех - это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех - это «чёрная печать», до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Исповеди. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать цепочку последующих, более тяжких грехов.

Вот ступени, по которым в нас входит грех: образ, внимание, интерес, влечение, страсть.

Хорошо не быть никому должным. Хорошо чаще оплачивать долги, а иначе они, накопившись, делаются слишком большими, тягостными, неоплатными. Так и грехи - долги наши перед Господом - хорошо как можно чаще оплачивать, каясь, исповедуясь перед священником, и внутренне ежедневно, ежечасно, постоянно каясь перед Господом. Корни греха истребляются борьбой с греховными мыслями и повторением исповедания уже тогда, когда мысли начнут одолевать.

Да, все люди много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев - не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

53. Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
Освящённые вербы хранят в течение года как знак всепроникающей благодати Божией. Затем ветви сжигают (пепел не выбрасывают в мусор, а закапывают в не попираемом ногами месте или опускают в проточную воду), заменяя новыми, либо набивают ими подушечку, которую потом кладут в гроб под голову усопшему христианину.

54. Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
Покаяние - это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей - не только явных, но и тайных. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

Исповедь - это обвинение себя в грехах перед Богом при свидетельстве священника. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу грехи, но и в том, чтобы уже не возвращаться к ним, чтобы сокрушённым сердцем сожалеть о прежних грехах, и не только сожалеть, но и заглаживать их добрыми делами, трудами покаяния.

55. В какие дни в церкви не совершается венчание?
По церковному уставу, Таинство Венчания не совершается в продолжение многодневных постов (Великого, Рождественского, Петрова и Успенского), в продолжение Святок - с 7 по 20 января, на масленице (неделя перед началом Великого поста, начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную),в Светлую седмицу (неделя после праздника Пасхи), в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, а также во вторник, четверг и субботу каждой недели.

56. Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Господу попустить нам в очищение наших согрешений. Взять свой крест - значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти.

В Библии сказано, что верующий человек обязан посещать храм, который является домом Господним. Именно в нем можно ощутить святое присутствие Христа и вознести Ему хвалебные слова в виде молитвы. В церквях присутствует особая атмосфера благодати, которую трудно ощутить дома. Поэтому в храм ходить не только нужно, но и полезно. А чтобы не испытывать неловкость и смущение, необходимо четко знать, как вести себя в святых стенах и как правильно приложиться к иконе.

История возникновения икон

В церковных преданиях сказано, что была нарисована апостолом и евангелистом Лукой. Он изобразил на доске от обеденного стола образ Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Когда Божья Матерь увидела творение, она сказала, что с этой иконой всегда будет благодать Ее Сына. Медик и художник Лука считается первым иконописцем. С его легкой руки святые образы Богородицы, Божьих угодников и мучеников стали изображать повсеместно. А также на иконах были запечатлены и главные церковные праздники. Однако с появлением первых картин с изображением святых люди еще не знали, как правильно приложиться к иконе. Правила поведения верующих перед святыми образами были установлены позже.

Иконография

Каждая икона создается в соответствии с церковными канонами. Это значит, что святой образ на ней должен быть узнаваемым и иметь расшифровку изображения или церковного события. В настоящее время существует не один десяток школ иконографии. У каждого мастера имеется свой фирменный стиль. Иконописцы рассказывают, что работа их требует огромной отдачи. Ведь перед началом творения, во время написания икон и по окончании читаются определенные молитвы, то есть на протяжении всей работы по созданию святого образа. Поэтому здесь важен не только творческий подход, но и духовность мастера.

Каждая икона должна быть освящена. Для этого над ней читаются определенные молитвы в зависимости от изображенного Святого, а затем картина окропляется святой водой. Только после освящения образ становится Святым.

Правила прикладывания к иконам

Читая молитву перед иконой, православные верят, что она будет услышана увековеченным на ней Святым. И это действительно так.

Как правильно приложиться к иконе? Вначале нужно 2 раза перекреститься, после чего слегка приложиться губами к краю иконы, а затем лбом. Далее отойти и еще раз перекреститься. Женщины должны усвоить одно правило: перед тем, как подойти к иконе, нужно убрать помаду с губ.

Не следует целовать святой образ несколько раз и по всему периметру стекла. Ни в коем случае нельзя целовать лик святого. Если икона «поясная», нужно прикладываться к благословляющей руке. К написанной картине в полный рост прикладываться следует к ногам. Если верующий сомневается, куда поцеловать икону, лучше приложиться к ее краешку.

У иконы нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа почитать следует изображение Его волос. При поклонении кресту нужно прикладываться к ногам Спасителя.

Можно ли целовать

Многие сомневаются, можно ли целовать иконы в церкви. Вот как отвечает на этот вопрос церковь. В повседневной жизни поцелуем люди выражают свою любовь, доверие. Так же и с иконами. Когда верующий ее целует, тем самым выражает благоговение перед изображенным на ней образом.

Однако все чаще люди, далекие от православия, пытаются научить других, как вести себя в церкви правильно, и доказывают, что иконы нельзя целовать. В качестве аргумента описывают результаты экспериментов, при которых с икон снимались отпечатки. В них учеными было обнаружено много опасных бактерий, которые оставались после многочисленного прикладывания к иконе. Однако священники убеждают, что верующему человеку не стоит этого бояться. Господь охраняет прихожан. Но в качестве альтернативы предлагается просто прикладываться лбом к краю иконы в знак почитания и благоговения святому образу.

Как входить в церковь

Люди, регулярно посещающие храм, знают, как ведут себя в церкви прихожане. Однако правильны ли их действия? Обычно священнослужители разъясняют, Итак:

  1. Перед тем как перешагнуть порог церкви, нужно 3 раза перекреститься у ее дверей, сопровождая действия поясными поклонами.
  2. Мужчины в храм входят без головных уборов. Женщинам положено покрывать голову.
  3. Прихожане покупают свечи и при желании заказывают молитву о здравии или за упокой.
  4. Как одеваться в церковь? У мужчин должны быть брюки и верхняя одежда, не оголяющая их торс. Для женщин главное требование - юбка ниже колена и тоже закрытый верх.

После этих действий верующие подходят к иконам, зажигают свечи и слушают молитвы, читаемые во время литургии.

К каким иконам подходят в первую очередь

Как только верующие заходят в главную часть храма, перед ними предстает аналой с иконой того Святого, чей праздник отмечается. Рядом со Святым образом стоит крест. Перед высоким четырехугольным столиком с покатым верхом следует 2 раза перекреститься с поясным поклоном, после чего приложиться к самой иконе и кресту.

К каким иконам подходить в первую очередь после аналоя? Здесь выбор зависит от желания прихожанина. Например, можно поставить перед ним. Не будет ошибкой, если верующий подойдет к образу конкретного Святого с просьбой о здоровье и поставит там свечку. Лучше выяснить у священника, какие святые в чем помогают, и после этого подходить к конкретной иконе с молитвой.

Например, перед иконой «Неупеваемая чаша» просят избавления от пьянства. Молитва перед образом Целителя Пантелеймона помогает избавиться от серьезных недугов.

Поминать усопших нужно перед специальной иконой. Место это называется канун. Располагается оно в левой части храма и представляет собой столик из 40 свечей. Помянуть умерших разрешается при выходе из церкви. Для этого достаточно одной свечки.

Правила поведения при богослужении

Как вести себя в церкви правильно? Во время богослужения верующие должны спокойно стоять и слушать молитву или читать ее вместе со священником. Нельзя гулять по храму, ходить между царскими вратами и аналоем.

Как ведут себя в церкви вновь пришедшие, когда богослужение уже началось? Если верующий зашел в храм во время проведения службы, лучше поучаствовать в нем, а после поставить свечки Святым. Допустим, у прихожанина нет такой возможности, значит, по церкви он должен передвигаться очень аккуратно, чтобы не отвлекать других от молитвы. По окончании службы верующие выходят из храма, перекрестившись 3 раза с поясным поклоном.

Какую одежду выбрать для храма

Раньше на богослужение мужчины приходили в строгих костюмах, а женщины - в удлиненных платьях. Сейчас же все чаще прихожане приходят в Дом Божий в неформальной одежде, к примеру, мужчины позволяют себе надеть шорты, а женщины - короткие юбки и брюки.

Современная молодежь считает, что главное - не внешний вид, а то, что у человека внутри.

Как одеваться в церковь? Какими хочет видеть нас Бог в своем доме? На первых страницах Библии сказано, что одежда должна прикрывать наготу человека. Священное Писание учит одеваться людей благочестиво. Если прихожане приходят на службу в открытой одежде, они тем самым показывают свое неуважение к святыне. Она отвлекает от молитвы. Люди просто начинают рассматривать тела друг друга. Вызывающие и яркие вещи тоже неприемлемы для церкви, так как отвлекают прихожан от богослужения. Клайв Льюис писал, что мода уводит внимание человека от истинных ценностей. Даже этих слов достаточно, чтобы понять, что в церковь нужно одеваться скромно. Тело прихожан должно быть закрыто, а женщине следует отказаться от брюк на время богослужения.

Иконы в доме

Еще в древности у людей появилась традиция приносить в дом иконы, как правило, две - образ Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часто их дополняли иконами святых, чьи имена носили хозяева дома.

В современном мире этот обычай сохранился. Священники рекомендуют устроить дома молитвенный уголок. Там можно поместить иконы, небольшую лампадку перед ними. Не желательно приобретать много икон, ведь это не картины и каждому образу придется молиться. Если домашняя икона выцвела, ее нужно предать огню. Святой образ, которому молятся, всегда должен быть четким. А потому нельзя молиться искаженным от старости иконам.

Как правильно приложиться к иконе дома, и нужно ли это делать? Здесь действия верующего аналогичны церковным правилам. Так мы выражаем уважение к Святому, образ которого изображен. Поэтому после молитвы можно поцеловать иконку. В доме рекомендуется иметь иконы со святыми образами Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, мучеников Гурия, Самона и Авива, молитва которым помогает обрести семейное благополучие.