Лекции логопедическая работа с умственно отсталыми. Программа коррекционной (логопедической) работы в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Костюкова Марина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовской школы-интерната №41
Населённый пункт: Ростова-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью (из опыта работы).
Дата публикации: 08.09.2017
Раздел: полное образование

Опыт и особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью.

Учитель-логопед

Костюкова М.П.

ГКОУ РО «Ростовская

специальная школа-интернат №41»

Недоразвитие

отрицательно

психическое

развитие

ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Поэтому представляется актуальной

коррекция дефектов речи у детей с умственной отсталостью, что позволит им в

дальнейшем максимально адаптироваться в окружающем мире.

предлагаемой

коррекционно-логопедической

формирование

лексико-грамматических

построения

высказываний.

обогащение и активизация словаря;

коррекция звукопроизношения;

практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;

развитие связной речи.

определять

наиболее

сохранные

речеслуховой,

речедвигательной, зрительной, двигательной системы и опираться именно на них.

Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии

Специфика логопедической работы в специальной щколе-интернате обусловлена,

характером

нарушения

деятельности,

психопатологическими

особенностями

умственно

отсталого

снижением уровня аналитико- синтетической деятельности, с другой - особенностями

речевого развития и структурой речевого дефекта. В связи с тем, что у умственно

отсталых

нарушением

является

недоразвитие

познавательной

деятельности,

логопедической

направлен

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,

обобщения.

устранении

нарушений

звукопроизношения

отводится

дифференциации

фонетически

Произношение

тщательно

анализируется

слухового,

зрительного,

кинестетического образа.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых

обусловливает

необходимость

логопеда,

родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на

логопедических занятиях, но и в классе осуществлялись закрепления правильных

речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции расстройств.

Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию.

Коррекции

нарушений

звукопроизношения.

Коррекция

нарушений

произношения

умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом. Работа

воспитанию

правильного

звукопроизношения

значительно

осложняется

характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры,

трудностью

закрепления

условных

умственно

отсталых

наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. В

связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять

отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.

Большое внимание уделяем развитию общей мелкой и речевой моторики, воспитанию

слухового внимания, восприятия, памяти. Коррекция нарушений звукопроизношения

связывается

формирование

развитием

фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты

звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного

недоразвития

коррекции

нарушений

звукопроизношения

умственно

отсталых детей учитываются особенность протекания у них психических процессов

(замедление

восприятия,

неустойчивость

внимания,

качественное

своеобразие

мышления,

слабость

мотивации

интересов).

Предварительный этап. Предварительный этап является продолжительным. На этом

этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия,

внимания.

Учитывая

особенности

просодических

компонентов

умственно

отсталых

проводится

правильным

дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Развитие

моторики.

Необходимость

развития

моторики

умственно

отсталых детей обусловлена тесным взаимодействием мелкой и речевой моторики.

Совершенствование мелкой моторики способствует активизации моторных речевых

зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Мы с детьми на

занятиях

выполняем

различные

упражнений,

направленных

развитие

ловкости, точности координации движения пальцев рук. Также выполняем упражнения

общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. конструирование из кубиков домиков, башен (сначала по образцу, затем по памяти и

произвольно);

2. раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек,

кубиков);

3. складывание из палочек, спичек геометрических фигур;

4. обведение контуров предметных изображений;

5. раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

6. вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам;

7. расстегивание пуговиц, зашнуровывание;

8. работа с мозаикой.

Провожу также пальчиковые игры без речевого сопровождения. Изображение

при помощи пальчиков различных фигурок. «Очки», образовать 2 кружка большим и

указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их. «Стол», левую ладонь сжать в

кулак, поставить на стол, правую положить сверху. «Бинокль», большой палец каждой

остальными

образует

посмотреть

«бинокль».

«Флажок»,

четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз, тыльная сторона ладони

обращена

поставить

приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. «Бочка», неплотно сжать

руку в кулак. Использую также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями:

«Пальчики», ребенок поднимает левую руку ладонью к себе, правой рукой загибает

Этот пальчик хочет спать (загибает мизинец).

Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный палец).

Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний палец).

Этот пальчик уж уснул (загибает указательный палец).

Этот крепко-крепко спит (загибает большой палец).

Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдет.

Утро ясное придет Будут птички щебетать.

Будут пальчики вставать (распрямляет пальцы рук).

«Сидит белка», ребенок поднимает левую (а затем правую) руку ладонью к себе:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке (загибает большой палец),

Воробью, синичке (загибает указательный, средний палец),

Мишке толстопятому (загибает безымянный палец),

Заиньке усатому (загибает мизинец).

«Этот пальчик», ребенок сгибает пальцы руки в кулак:

Этот пальчик дедушка (разгибает большой палец),

Этот пальчик бабушка (разгибает указательный палец),

Этот пальчик папочка (разгибает средний палец),

Этот пальчик мамочка (разгибает безымянный палец),

Этот пальчик наш малыш (разгибает мизинец),

А зовут его...

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся систематически в течение 3-5

минут на каждом занятии.

Развитие ритма. Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой

структурой слова, над ударением, интонацией. Сначала тренирую детей на восприятие

и воспроизведение звеньев из одинаковых количественных ударов (.. .. .. … …). Далее

даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и

сильные удары с короткими и длинными промежутками: .._, …__, .._, …__, _.. .

Развитие дыхания. Первоначально провожу работу над развитием длительного выдоха

без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи,

излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата. Воспитывается диафрагмальное

дыхание. Приведу некоторые игровые упражнения. «Погреться на морозе», ребенок

вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы

согревая руки. «Надуй игрушку», ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая

медленно

отверстие

шелестят», предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и

прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики

отклонялись

шелестели.

зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок медленно выдыхает так, чтобы

пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер», ребенок старается

на одном выдохе задуть свечу. «Бабочка», перед ребенком раскладываю «зеленые

полянки» с разноцветными бабочками. «Бабочки» прикреплены к «полянке» нитками.

По сигналу «Красная бабочка полетела» ребенок дует на красную бабочку и т.д.

длительный

упражнения.

Обращается

внимание

«Вьюга», перед ребенком - сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась»

ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит:

у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По

кончилась»

замолкает.

предлагается

сюжетная картинка «На лугу». На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они

Как они отвечают? Ребенок произносит высоким голосом: му-му. «Добавление фразы»,

развития

закрепления

правильного

речевого

использовать

короткие стихотворения З.Александровой, С.Маршака, А.Барто и др. При этом дети

сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по

одной строчке стихотворения. Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе

над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, но и формируются

правильные интонации, выразительность речи.

Развитие

артикуляторной

моторики.

предварительном

коррекции

нарушений звукопроизношения: определенное место отводится развитию мимических

движений

движений

проведении

артикуляторной

гимнастики

используются

различных

коррекции

использую

следующие артикуляторные упражнения: гимнастика для губ и щек, надувание обеих

щек одновременно, надувание щек попеременно, втягивание щек в ротовую полость,

«Трубочка» - сомкнутые губы вытягиваются вперед, «Заборчик» - губы растягиваются

в стороны, обнажаются оба ряда зубов, чередование «трубочка-заборчик», «Кролик»-

поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы, имитация полоскания

зубов, «Фырканье лошадки» - вибрация губ. Гимнастика для челюстей: опускание и

поднимание нижней челюсти, движение нижней челюсти влево, вправо. Гимнастика

для языка: «Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе, «Чашечка»

Рот открыт, узкий язык выдвинут вперед, «Иголочка» - рот открыт, узкий язык

выдвинут вперед, «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка поднята вверх, «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу, «Качели» -

рот открыт, напряженным языком тянуться к носку и подбородку, «Почистим зубки» -

рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами, «Маляр» -

рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до

мягкого нёба. На подготовительном этапе выбираю только те упражнения, которые

необходимыми

формирования

правильного

артикуляционного

нарушенного звука.

Развитие слухового восприятия

внимания. Логопедическая работа по развитию

слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на

слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На предварительном этапе эта работа

проводится

упражнений.

умственно

отсталых

отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин

недоразвития

речевого

начальном

логопедической работы важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку

на восприятие речи окружающих. «Найди картинку», раскладываю перед ребенком ряд

картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и

воспроизвожу соответствующие звукоподражания. Детям дается задание определить

животного и показать картинку с его изображением. «Хлопки», сообщаю детям, что

буду называть различные слова. Как только назову животное, дети должны хлопать.

При произнесении других слов хлопать нельзя. «Кто летит», сообщаю детям, что буду

говорить, слово летит, в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но

иногда буду ошибаться (собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два

слова, употреблены верно.

Этап постановки звука. Этап постановки звука у умственно отсталых детей занимает

вызывает

трудности,

нормально

развивающихся

сверстников.

особенностями

деятельности

(трудностями

перестройки

рефлекторных

психологическими

особенностями

умственно

отсталых

нарушением

артикуляторной моторики, а также недоразвития слуховой дифференциации звуков.

Особенностью

логопедической

умственно

отсталыми

постановки звука является максимальное использование всех анализаторов: слухового,

зрительного,

тактильного.

анализаторов

следующим направлениям:

1) развитие восприятия речи;

2) формирование фонематического анализа;

3) развитие артикуляционной моторики;

4) постановка звука.

Этап автоматизации звука. Автоматизация звука осуществляется по принципу от

легкого к трудному, от простого к сложному. Прежде всего, проводится включение

звука в слоги. Слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы

произношения слогов, что облегчает их автоматизацию. Для умственн6о отсталых

длительный,

обусловлено

психофизиологическими

особенностями.

процессе

автоматизации

просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и

словах, над логическим ударением в предложениях, над интонацией при закреплении

звука в связной речи.

Этап дифференциации звуков. Логопедическая работа по дифференциации конкретных

пар смешиваемых звуков и включает два этапа: 1) предварительный этап работы над

смешиваемых

слуховой

произносительной

дифференциации смешиваемых звуков. На первом этапе последовательно уточняется

произносительный и слуховой образ каждого звука: a) уточнение артикуляции звука с

опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места звука. На втором этапе

сравниваем конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

Большое место отвожу развитию фонематического анализа и синтеза.

Коррекция

нарушений

лексико-грамматической

Недоразвитие

познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании

лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Логопедическая работа по

развитию лексики тесно связана с формированием представления об окружающей

действительности

познавательной

деятельности

умственно

отсталого

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного

запаса уточнение значения слова, расширения семантики слова, особенно важной

является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно

усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова

тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и

явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях мы

уточняем значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель,

Домашние и дикие животные и др. Примерные задания:

1. Назвать одним словом все предметы.

2. Назвать овощи и фрукты и т.д.

3. Найти лишнюю картинку (морковью лук, самолет, капуста).

4. Разложить картинки на две группы (животные, растения).

5. Отгадывание загадок.

Предлагаю загадки с использованием обобщающих слов. В логопедической работе по

обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь

прилагательные).

использую

различные

передвигается». Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц

мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает,

медведь рычит. «Какие звуки издает». Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит,

листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест». Кошка лакает молоко, заяц грызет

морковку, корова жует сено, курица клюет зерно. «Кто что делает». Учитель учит, врач

художник

Овладение

прилагательными

начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный,

величину

(большой,

маленький),

(круглый,

квадратный,

треугольный).

дальнейшем

отрабатываются

обозначающие

величину

(высокий, низкий), толщину (широкий, узкий) вкусовые качества (сладкий, горький,

соленый, кислый, качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый,

прилагательными,

образуются

существительных

суффиксов

(дерево-деревянный,

Березовый,

стекло - стеклянный, бумага - бумажный, мех - меховой и т.д.). Уточнению значений

слов способствует и работа над антонимами: существительными (день- ночь, радость -

прилагательными

короткий),

глаголами

(радуется

грустит),

наречиями

Логопедическая

обогащению

предполагает

уточнение

значений

синонимов.

Актуализации

способствует

звуковому

закреплению его слухового и кинестетического образа. Расширение и обогащение

умственно

отсталых

развитием

грамматического

Формирование

грамматического

осуществляется в следующих направлениях:

1. Формирование практических навыков словоизменения и словообразования.

2. Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и

некоторые виды сложных.

Развитие навыков словоизменения и словообразования. Работа над усвоением форм

слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов. В процессе

обращается

внимание

изменение

существительных

употребление

глаголов,

согласование

существительного

существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по

лицам, числам и родам. Пример дифференциации единственного и множественного

существительных.

предлагается

картинок,

изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, тазы, ваза,

таз, дом). Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, где вазы» и

предметов. Ребенок называет соответствующие картинки. Предлагаю послушать еще

слышится

закрепления формы множественного числа использую следующие задания:

1. Образование формы множественного числа с использованием картинок, на которых

изображен один предмет (машина, сосна, гора, береза).

2. Измени слово. Называю слово в единственном числе и бросаю мяч к ребенку, он

должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа использую следующие виды работы:

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать что они видят: «Я вижу

стол, стул, окно и т.д.»

требующие

постановки

существительного

винительном

нарисуешь

карандашом?

карандашом? И т.д.

При уточнении формы дательного падежа использую следующие виды работ:

1. Игра «Кому нужны эти вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых маляр без

парикмахер

продавец

изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют кому что нужно

(удочка - рыбаку, весы - продавцу и т.д.)

2. Ответы на вопросы к картинке (Кто кому что дает?) Бабушка дает внучке ленту.

Мама дает дочке куклу.

При уточнении формы родительного падежа использую следующие виды заданий:

1.«Угадай;

предлагаю

картинки,

изображено:

картинки

изображением

отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называю один из предметов, дети говорят,

кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки). 2.Игра

«Чьи хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой

изображения хвостов. Показываю хвост и спрашиваю: «Кому принадлежит хвост?»

(это хвост лисы, это хвост зайца).

При уточнении формы творительного падежа предлагаю детям следующие задания:

1. Ответь на вопрос: Кто чем работает? По картинкам (маляр - кистью, парикмахер -

ножницами).

2.Добавь слово к глаголу: рисовать – карандашом, писать – ручкой, копать – лопатой,

пилить – пилой.

3.Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами,

корзина с грибами, ваза с цветами.

При уточнении форм предложного падежа предлагаю детям следующие виды работ:

1. Ответь на вопрос по картинкам: Где что лежит? Где что хранится? (посуда, одежда,

книги). Где что покупают? (лекарства, хлеб, игрушки). Где что растет" (грибы, овощи,

2. Игра «Помоги животным найти свой домик». Две группы картинок: на одних

изображены животные, на других - их жилища. Предлагаю детям найти домик для

животного.

С целью развития словоизменения глаголов использую следующие задания:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует

дом. Мальчик нарисовал дом).

Дифференциация

возвратными

глаголами

причесывать

причесываться, прятать -прятаться, катать - кататься).

Согласование

существительного

настоящего

прошедшего

Мальчик спал, девочка..., дети... Заяц бежал, лиса..., звери...

Развитие

речи. Упражнения

развитию

необходимо

расположить

возрастающей

сложности.

следующем

Пересказ

рассказа,

составленного

демонстрируемому

действию.

наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с

ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок

действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает

образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания

непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на

фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность

представлена

предметами,

объектами

действиями

изображенными

сюжетных

картинках;

последовательность

одновременно

высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки.

Составление

рассказа

сюжетной

создаются

предпосылки

творческим

рассказыванием.

Последовательно

применяя

перечисленные

обучения,

формировать

изначально

развернутыми

высказываниями,

подменяя

называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически

неоформленных фраз.

комплексном

нарушениям

сотрудничестве

специалистов

обеспечить

учащимся

развивающую

среду, направленную на преодоление нарушений развития речи.

Список использованной литературы

1.Е.А.Лапп, С.Ж. Хайрушева. Логопедическая работа с младшими школьниками.

Учитель, Волгоград, 2011

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение,

3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых

школьников М., 2005

4. Школьное воспитание аномальных детей, под.ред. Носковой Л.П. М., 2003

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей М., Владос, 2007

6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей с

умственной отсталостью. М., «КАРО», 2010

7. Коррекционная педагогика. Пузанова Б.П. М., Академия, 1999

8. Лапин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., Просвещение, 1990

9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Владос,2009

10. . Ткаченко Т.А Формирование лексико-грамматических представлений С-Петербург,

11. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи, С-Петербург, 2003

12. Цвинтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь С

Основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. У детей с УО встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи у УО детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы. В их основе лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строе-нии артикуляторного аппарата. Коррекция нарушений звуков у УО детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования новых условно рефлекторных связей, что обусловливает замедленность и длительность формирования нового звука. Наиболее длительным является введение звука в речь, т. е. этап автоматизации. Иногда достаточно бывает 3-5 занятий, чтобы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1 -1,5 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности УО детей, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения. В логопедической работе по коррекции нарушений звуко во вспомогательной школе широко используется прием сравнения. Так, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически далекими. При дифференциации проводится сравнение отрабатываемого звука с фонетически близкими. В процессе коррекции сравнивается звуковой состав различных слов по количеству звуков, месту отрабатываемого звука в словах. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, т. е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушений звук у умственно отсталых детей и обусловливают особенности их проявления. Во вспомогательной школе осуществляется тесная преемственная связь между логопедической работой и обучением грамоте. При коррекции нарушений у УО школьников необходим учет особенностей протекания их психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, слабость мотивации и интересов, контроля). Особенностью логопедической работы по устранению дефектов звук во вспомогательной школе является ее индивидуализация. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. Проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Развитие арт моторики у умственно отсталых детей проводится в двух направлениях: развитие кинетической основы движения и кинестетической основы арт движений. При развитии кинестетических ощущений работа проводится без зеркала, ученик воспроизводит положение губ, языка после пассивного их перемещения логопедом по речевой инструкции. Детей учат различать на слух речевые единицы запоминать последовательность слов, сначала с опорой на картинки, затем без нее повторять слоги. На предварительном этапе осуществляется развитие элементарных форм звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять гласные и согласные звуки из ряда изолированных, ударный гласный из начала простого слова (ой, ус, ах, ау, Оля) . Особенностью ЭТАПА ПОСТАНОВКИ ЗВУКА будет максимальное использование полимодальных афферентаций: зрительного образа артикуляции, слухового образа звука, кинестетических, тактильных и тактильно-вибрационных ощущений. Постановка звука у умственно отсталых детей осуществляется с использованием смешанных способов. В процессе АТОМАТИЗАЦИИ звуков рекомендуется проводить и развитие просодической стороны речи: работу над ударением в слогах, словах, над лексическим ударением при автоматизации звука в предложении, над интонацией при закреплении звука в предложении, связной речи. Особенностью этого этапа является и планирование уроков, распределение тем. У УО выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.



26..Логопедическая работа при задержке психического развития.
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребёнка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.По (Е.В.Мальцевой): 3 группы детей с ЗПР1 группа – неправильное произношение 1 группы звуков. У них сформированы лишь простые формы фонематического анализа. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально-волевой сферы. Эти дети многословны, легко вступают в контакт. Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента. 2 группа – дети, у которых выявлено ФФН. Особенности речи у этих детей проявляются в бедности лексико-семантической стороны речи, в ограниченном объёме словаря, в неточном употреблении слов. Связная речь находится на более низком уровне, чем у детей 1 группы. 3 группа – дети с системным недоразвитием всех компонентов речи. Логопедическая работа проводится по следующим направлениям: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительно й памяти. Формирование пространственных отношений. Коррекция нарушений моторного развития, особенно ручной и артикуляторной моторики. Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры. Развитие лексики. Формирование морфологической и синтаксической системы языка. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений. Формирование анализа структуры предложений. Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи. Логопедическое воздействие носит комплексный и дифференцированный характер. Особенности логопедической работы с детьми с УО (виды УО). Нарушения фонетической стороны. Речь монотонная, маловыразительная, лишена тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий. Слабый, немодулированный, у возбудимых – крикливый, резкий. Нарушения лексики У УО детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей. В словаре преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера. Употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предметов. Встречается неточное употребление слов. Пассивный словарь с трудом актуализируется. Нарушения грамматического строя. Наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Выявляются искажения в употреблении падежей. Дети неправильно употребляют форму Р.п. мн.ч. . допускают ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Нарушения связной речи. Становление связной речи у УО осуществляется замедленно и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросоответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельной речи оказывается очень трудным и затягивается до старших классов вспомогательной школы. Особенно трудной является контекстная форма речи. Ситуативная речь осуществляется ими гораздо легче. УО дети часто не осознают необходимость ясно и чётко передавать содержание какого-либо события, т.е. они не ориентируются на собеседника. Связные высказывания малоразвёрнуты, фрагментарны. Более легко, чем рассказ осуществляется пересказ, но они пропускают важные части текста, передают содержание упрощённо. Нарушения чтения у УО школьников. Процесс овладения чтением у УО школьников протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. В процессе овладения чтением УО проходят те же этапы, но длятся они в 3 раза дольше. Каждый этап характеризуется определёнными трудностями. Усвоение букв для первоклассников представляет наибольшую трудность. Особенно сложная задача – слияние звуков в слоги. Способность звукослогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. Нарушения письма у УО школьников. сопровождается распространёнными орфографическими ошибками. Дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм. Логопедическая работа по развитию фонетических процессов. Коррекция нарушений звукопроизношения у УО детей более длительный и сложный процесс, чем у детей с N. Наиболее длительным является процесс введения звука в речь, т.е. этап автоматизации. Основной причиной является особенность ВНД, отсутствие контроля за собственной речью. Коррекцию дефектов звукопроизношения следует связывать с развитием познавательной деятельности, формированием операций анализа, синтеза, сравнения. Широко используется метод сравнения правильного и неправильно произносимого звука. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти. Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, с развитием фонематической стороны, словаря, грамматического строя,. При работе с УО школьниками необходим учёт особенности протекания их психических процессов. Особенностью логопедической работы по коррекции звукопроизношения является её индивидуализация. Специфика и в планировании, занятия должны быть узкими, поставленные логопедом задачи должны быть доступны ребёнку. Предварительный этап во вспомогательной школе более продолжительный, характеризуется иным содержанием. Проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Необходима работа над правильным речевым дыханием. Развитие артикуляторной моторики проводятся в 2 направлениях: развитие кинетической основы движений и кинестетической основы артикуляторных движений (без зеркала). Особенность постановки звука – использование полимодальных афферентаций (зрительных, слуховых, тактильных тактильно-вибрационных ощущений). На этапе автоматизации проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умение выделять звук в слове, определять его место. Рекомендуется работа по развитию просодической стороны речи. Обязательным этапом является дифференциация звуков. Работа осуществляется в 2 направлениях: уточнение произносительной дифференциации звуков речи, развитие слуховой дифференциации. Логопедическая работа по развитию лексической стороны. Во время воздействия ведётся работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные. Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих цвета, форму, величину. Далее слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину и др. Затем отрабатываются прилагательные, образующиеся от существительных с помощью суффиксов. Обогащение словаря осуществляется за счёт местоимений, числительных, наречий и других частей речи. Важное место отводится работе над значением слова с постепенном переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении. Логопедическая работа по развитию грамматического строя речи. Большое значение имеет учёт онтогенетического принципа. Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным. Рекомендуется следующая последовательность работы над падежами: дифференциация ед. и мн.ч., В.п., Р.п., Д.п., Т.п., предложно-падежные конструкции, падежные формы мн.ч. Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в н.вр., затем в пр.вр., затем в буд.вр.. Работу над словообразованием нужно начинать с уменьшительно-ласкательных форм, далее образование прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами. При формировании структуры предложения особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических отношений внутри речевого высказывания, которые постепенно усложняются и включаются в структуру предложения. Логопедическая работа по развитию связной речи. Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее – контекстной, монологической. В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие связной речи у УО должно быть связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе. При устранении нарушений письменной речи необходимо учитывать особенности ВНД, психопатологические особенности детей с УО. Т.о. логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями ВНД, психологическими особенностями УО, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта

дипломная работа

2.4 Рекомендации для логопедов и родителей по проведению коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками

Успешное преодоление нарушений речевого развития умственно отсталых дошкольников возможно при обеспечении выполнения таких условий, как: установление взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива, работающего с данной категорией детей (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и пр.); установление тесной связи логопеда с родителями; адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада; сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения; постоянное закрепление содержания программного материала; разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

Логопедическая работа с умственно отсталыми детьми для построения индивидуальных программ должна строиться на следующих принципах:

Учет возрастных особенностей ребенка;

Учет особенностей высшей нервной деятельности;

Учет особенностей познавательной деятельности;

Учет индивидуально-личностных особенностей;

Учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;

Прогнозирование динамики развития ребенка.

В задачи коррекционно-логопедической работы должно входить: расширение понимания обращенной речи; формирование двусловных предложений; осуществление постановки звуков. Затем логопед должен совершенствовать фразовую речь, развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов, вести работу по словоизменению и словообразованию.

Логопедическая работа должна начинаться с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики. Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении. Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.). Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Особенностью логопедической работы с такими детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу. В связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в группе осуществлялись закрепления правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции расстройств. Логопед проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

На логопедических занятиях должна проводиться следующая работа:

Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка: занятия по формированию словарного запаса, грамматического строя (развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обогащающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения);

Занятия по формированию звуковой стороны речи (формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры, контроль за внятностью и выразительностью речи);

Занятия по развитию связной речи (составление предложений по демонстрируемым действиям).

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса уточнение значения слова, расширения семантики слова, особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях уточняются значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, домашние и дикие животные и др. Примерные задания будут следующие: назвать одним словом все предметы; назвать овощи, фрукты и т.д.; разложить картинки на две группы; отгадывание загадок и др.

В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь. Для этого используются различные игры: "Кто как передвигается", "Кто как голос подает", "Какие звуки издает", "Кто что делает".

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый), величину (большой, маленький), форму (круглый, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие величину (высокий, низкий), толщину (широкий, узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый), качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

Также проводится работа над прилагательными, образованными от существительных с помощью суффиксов. Эта работа тесно связана с развитием словообразования.

Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день - ночь, радость - печаль), прилагательными (высокий - низкий, длинный - короткий), глаголами (радуется - грустит), наречиями (далеко - близко).

Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов.

Упражнения по развитию связной речи необходимо расположить в порядке возрастающей сложности. Работа ведется в следующем порядке:

1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком картин.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. На этом этапе создаются предпосылки над творческим рассказыванием.

Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.

Родителям необходимо также проводить с детьми работу по расширению словарного запаса, проводить дома артикуляционную гимнастику.

Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу. Родители должны тесно контактировать с логопедом, чтобы совместная работа их была максимально продуктивной по устранению недостатков в речи умственно отсталых детей.

Таким образом, очень важной в логопедической работе с умственно отсталыми детьми является тесная взаимосвязь между логопедом и родителями.

Работа их должна быть направлена на преодоление недостатков звукопроизношения, расширения словарного запаса, на формирование связной речи детей. Положительной динамики можно добиться при условии системного, комплексного подхода в формировании всех компонентов речи умственно отсталых дошкольников.

Готовность детей с общим недоразвитием речи к овладению грамматикой

Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы...

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Анализ литературы показал, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка...

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий...

Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками

Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелы речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи...

Нарушение чтения и письма у младших школьников с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5–6 лет

Логопеду в своей работе необходимо широко использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж...

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей умственно отсталых

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств...

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему)...

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с речевыми нарушениями

Самой важной социальной функцией семьи является воспитание подрастающего поколения - детей. Родители несут ответственность за организацию условий...

Особенности словарной работы на уроках чтения и русского языка с учащимися 1 классов специальной (коррекционной) школы IV вида

В результате нашей работы мы разработали рекомендации, которые помогут педагогам на уроках чтения и русского языка в 1 классах коррекционных школ IV вида правильно организовать словарную работу. Занятия с детьми, имеющими нарушения зрения...

1) Значение кружковой работы Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает...

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы

Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут самостоятельно изготовлять поделки. Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу...

Русский язык как учебный предмет в коррекционной школе

Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительное препятствие в усвоении этого материала учащимися не только коррекционной, но и массовой школы. Для того чтобы ребенок овладел знаниями...

Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Формирование артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы с дошкольниками с речевой патологией

В рамках использования педагогических технологий по коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевую патологию, применяются совершенно разные методики: практические, наглядные и словесные...

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ УМЕРЕННУЮ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

В 1999 году в нашей школе был открыт класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости в количестве 8 учащихся. В этом учебном году в школе обучается 38 человек данной категории.

Из них, логопедическую помощь получают 14 человек - учащихся 1, 4, 5 классов. 14 учащихся, которые обучаются на дому, получают консультативную помощь.

Основной речевой диагноз этих учащихся: системное недоразвитие речи тяжёлой степени, обусловленное умственной отсталостью, осложненное дисграфией, дислексией, дизартрией, алалией.

В связи с основным диагнозом, речевыми нарушениями, тяжёлыми сопутствующими заболеваниями соматического, психического, генетического и неврологического характера эти дети всегда имеют низкую готовность к обучению.

Не секрет, нарушения речи у детей с УСУО носят стойкий характер, негативно влияют на формирование личности ребёнка, препятствуют обучению¸ воспитанию и социальной адаптации. Поэтому с момента поступления ребёнка в школу крайне важно осуществлять логопедическое сопровождение.

Целями логопедической работы являются:

Устранение или сглаживание как речевых, так и психофизических нарушений;

Развитие коммуникативной функции речи.

В основу логопедической работы с детьми данной категории ставлю общеизвестные дидактические принципы:

Комплексность, воздействия на речевые и неречевые нарушения;

Максимальная опора на различные анализаторы;

Опора на сохранные звенья нарушенной функции;

Поэтапное формирование умственных действий;

Учёт «зоны ближайшего развития»;

Усложнение материала с постепенным включением сложных элементов в логопедическую работу;

Наглядность и доступность.

Очень важно помнить, что логопедическая работа с этой категорией детей имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать.

Во-первых, это позитивный взгляд на возможности каждого конкретного ребёнка с его индивидуальными особенностями восприятия, внимания, памяти, характера и темперамента. Каждый ребёнок - это «особый ребёнок».

Создание на логопедических занятиях эмоционально-комфортной психологической обстановки и формирование эмоционально-оптимистического настроя у детей - это еще одна особенность в работе.

Наиболее сохранными у детей с умеренной умственной отсталостью являются эмоции, вот почему я использую их в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

А как важна организация обстановки занятия! Всё имеет значение: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребёнка, использование его любимых игрушек.

Первый шаг к развитию подражательной способности ребёнка - это развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребёнок вслушивался в речь, реагировал на слово.

Мои логопедические занятия носят игровой комбинированный характер, который позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская снижения интереса.

Вся логопедическая работа ведётся с элементами игры. Ведь именно игра учит и воспитывает личность ребёнка с УСУО, в игре можно моделировать ситуацию, создавать условия для возникновения необходимости говорить, вести диалог, для формирования обращения, просьбы, вопроса.

На мой взгляд, важными являются организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретным предметом и организация перехода от действия по подражанию к действию по образцу, а, затем, и по речевой инструкции.

В своей практике я использую интегрированные занятия, на которых можно закрепить навыки речевого общения на материале предметных уроков - рисования, самообслуживания, труда и т. д.

Залогом эффективности усвоения материала учащимися является частая смена видов деятельности на занятии.

Нельзя недооценивать индивидуальную и дифференцированную работу на уроке. Каждый ребёнок должен выполнять задания в соответствии со своими возможностями и использованием помощи логопеда.

Частая повторяемость материала, применение его в новых условиях позволяет добиваться положительной динамики в коррекции речевых нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью.

Очень важно постоянно наблюдать за психо-физиологическим состоянием ребёнка, чтобы вовремя принять меры по профилактике переутомления. С этой целью использую упражнения из гимнастики мозга, автором которой является Пауль Дениссон, разнообразные виды массажа (ручной, точечный), упражнения по релаксации, общая и дыхательная гимнастика.

Малейшие достижения ребёнка обязательно должны быть отмечены эмоционально положительной оценкой логопеда. Технические средства обучения, которые я использую на занятиях, позволяют ребёнку самому оценить свои достижения, развивая таким образом самоконтроль за речью.

Как приём по развитию речевой активности использую комментированное рисование.

Особое место я отвожу развитию сенсорного восприятия. Знакомлю детей с разнообразием форм, звуков, движений, дети учатся выделять, сравнивать, объединять в группы. На занятиях используются упражнения с сенсорным материалом по системе Марии Монтессори.

Особо хочется отметить, что вся логопедическая работа с этими детьми была бы малоэффективной при отсутствии тесного контакта с другими педагогами, специалистами и родителями. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми работает логопед. Наши общешкольные мероприятия ярко показывают результаты совместной деятельности специалистов по формированию звуковой культуры речи, выразительности, умения преодолевать скованность при публичном выступлении. В завершение своего выступления хочу отметить, что дети с умеренной степенью умственной отсталости обучаемы, способны овладеть навыками общения, но только в условиях специального обучения, направленного, в первую очередь, на формирование коммуникативной сферы. Если ребёнок способен выразить свои желания и потребности, адекватно реагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет адаптироваться в окружающем мире и жить в нём.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Пирогова Г. Н.

Нарушения речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.

Екатеринбург ГОУ СО «СКШ №123»

Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые не

говорящие дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 - 25%.

Такие дети по своему состоянию неоднородны. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Третьи пользуются неречевыми средствами (показывают пальцем на нужный предмет, игрушку). Эта группа детей является наиболее сложной в речевом отношении. У некоторых детей отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произносимые ими с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения возникают из-за трудностей организации кинетической и кинестетической программы. Нарушения организации, удержания артикуляционных позиций и реализации серии двигательных актов делают их речь трудной для понимания, а детей - фактически не говорящими, несмотря на попытки пользования речью.

Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Одни воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу, инструкцию, требующую пространственного восприятия, не понимают и не реагируют адекватно. Другие воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, но у них также отмечается недостаточное восприятие более сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаемы, способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения, направленного, в первую очередь, на формирование коммуникативной сферы. Для детей с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем.

Суть логопедического воздействия состоит в создании у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тех «ключевых звеньев», которые обусловливают развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются (Б. М. Гриншпун). В обучении можно выделить два взаимосвязанных раздела:

■ Формирование основы для овладения навыками коммуникации.

■ Развитие умений и навыков коммуникации.

Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный, начальный, тренировочный и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение средств общения - вербальных и невербальных (визуальных речевых кодов: жестомимики, пиктографии), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Особое место в коррекционнологопедической работе занимает развитие у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сенсорного восприятия. Именно поэтому на всех этапах коррекционнологопедической работы уделяется особое внимание сенсорному воспитанию детей - основы для развития мышления через расширение поля восприятия (М. Монтессори). Дети знакомятся с разнообразием форм, звуков, движений, учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Основное внимание уделяется тому, чтобы воспринятое соединялось со словом для формирования особых представлений о пространственных признаках предметов, чтобы ребенок пользовался сформированными на предметном материале перцептивными действиями при восприятии материала социального содержания (экспрессивных жестов, мимических движений, эмоциональных состояний и т.д.). На занятиях широко используются упражнения с сенсорными материалами по системе М Монтессори. Помимо формирования сенсорных эталонов, овладения детьми новыми способами предметно-познавательной деятельности опосредованно происходит расширение словарного запаса, его систематизация.

Поскольку в формировании и развитии устной речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большое значение имеет уровень их общего и речевого моторного раз-

вития, в коррекционно-логопедической работе используются игры - упражнения на развитие общей моторики, мелкой мускулатуры рук, артикуляционной моторики.

Таким образом, логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна осуществляться по следующим направлениям:

■ развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной способности;

■ развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

■ развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

■ развитие чувства ритма;

■ развитие импрессивной речи;

■ формирование и развитие экспрессивной речи.

© Г. Н. Пирогова, 2008