Церковная иерархия. Церковные звания по возрастанию, церковные чины


Первое упоминание о диаконе как церковном служителе мы находим в Послании к Филиппийцам, где диакон охарактеризован как слуга епископа. Также основанием для появления священного сана диакона в христианской церкви можно считать один эпизод из Деяний святых Апостолов (Деян., 6.1-7, 21.8), повествующий о Семи служителях стола. Первым диаконом по традиции считается святой первомученик Стефан, возглавляющий Семь первых служителей столов.

Вот что сказано о происхождении диаконата в связи с Семью служителями в статье Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева): «Апостолы, сознавая, сколь затруднительно им самим без ущерба для дела проповеди «пещись о столах», предложили собравшемуся «множеству учеников» избрать из своей среды семь человек «изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» (Деян. 6:2–3), дабы те были ответственными раздателями «потребностей» и служителями общих трапез. И община избрала семерых, судя по именам, по-видимому, эллинистов, которые через молитву и возложение апостольских рук были поставлены на это служение» /9, с. 201/.

На числе семь остановились, судя по всему, из-за следующей традиции: «Иосиф Флавий в своих «Древностях» свидетельствует об обычае, по его мнению, учрежденном Моисеем, поставлять руководителей малых городских и деревенских общин в количестве семи человек. Естественно, что, вводя новое служение, вызванное общими нуждами, Апостолы могли воспользоваться именно этой привычной для евреев структурой». /9, с. 202/

Из этого факта, отраженного в Священном Писании, возникла традиция рукоположения не более семи диаконов в одном городе. Отметим, однако, что данная традиция быстро стала нарушаться и к V веку сохранилась только в римской культуре.

Другую точку зрения на происхождение диаконского чина выражает святитель Иоанн Златоуст, не связывающий диаконат со служением Семи. Согласно Деяниям, представители Семи служителей имели более низкий иерархический статус, чем Апостолы, но имели право совершать такие же богослужебные действия. Толкование Иоанна Златоуста было узаконено в VII веке на Трулльском соборе. Таким образом, официальная версия рождения диаконского служения – его стихийное возникновение в подражание греко-римским и иудейским традициям, не связанное с запечатленным в Священном Писании служением Семи.

Уже в упомянутом Послании к Филиппийцам и в Первом Послании к Тимофею диакон упоминается как неотъемлемая часть церковной структуры. Термин diaconus начинает обозначать, главным образом, соответствующий священный сан, хотя прежние значения за ним сохраняются еще долгое время. Функция диаконов в ранней Церкви включала служение Евхаристии и распределение пожертвований для бедных. Кроме того, диаконы являлись ближайшими помощниками епископов, занимались преподаванием богословских дисциплин.

Низшие по чину, диаконы, тем не менее, почитались наравне со священниками и епископами. Так, о значении диаконов в «Апостольском предании» (III век) написано следующее: «диаконы помогают готовить Евхаристию, причащают верных, вносят светильники на вечерю, помогают при совершении Крещения». Некоторые из перечисленных обязанностей сейчас являются принадлежностью более высоких иерархических степеней священства.

Согласно другому источнику, «Дидаскалии Апостолов», диаконы также должны открывать церковные двери и охранять их от неверных и недостойных, следить за порядком в храме, являться посредниками между епископом и прихожанами, призывать к покаянию. Иногда диаконы по повелению священника или епископа могли сами крестить и принимать исповедь. Перечисленные в источниках IV-V вв. – например, «Апостольских постановлениях» – функции младшего священного сана становятся все более разнообразными, но право на совершение Таинств и некоторых чинов диаконы постепенно теряют. В IV-V вв. формируется и современный облик диакона. Основной отличительной чертой его становится ношение на одном плече ораря, а несколько позднее в облачение входит стихарь. Постепенно разрастается и классификация диаконских чинов – появляются иподиаконы и архидиаконы 5 .

В католической традиции диаконский сан всегда рассматривался как подчиненный, вспомогательный в общей структуре церковного служения. В документах древней Западной Церкви диаконы обычно воспринимались как служители епископа, аналогичное упоминание содержалось и в 18-м Правиле I Вселенского Собора. В те времена диаконы образовывали собой некое рабочее окружение епископа, и в этом качестве получали различные задания, преимущественно в сфере церковного управления и организации помощи нуждающимся. Видимо, тогда же и сам термин «диакония» приобрел смысл именно социального служения. В Западной Церкви диаконы обладали широким кругом обязанностей, но были ограничены и зависимы в своих правах. Они действовали лишь согласно указаниям своего епископа, все решения принимал сам архиерей. Согласно 39-му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Вместе с тем, как посланники и представители епископа, действующие от его имени, диаконы занимали важное и влиятельное положение в христианских общинах. Соответственно, и характеризовались они не только как «служители» епископа, но и как его «апостолы и пророки», его «ухо, око и уста, сердце и душа» (Апостольские постановления, кн. 2, гл. 30, 31, 32, 44).

В византийской традиции в служении диаконов присутствуют и многие литургические функции, как и в современном православном богослужении. Диаконы произносят ектении и различные аккламации, читают Апостол и Евангелие, совершают каждение, участвуют во всех входах, совершают различные малые священнодействия, помогают при совершении Таинств, осуществляют общую организацию службы.

Во втором тысячелетии эти функции постепенно сокращались (в частности, диаконы перестали совершать проскомидию, произносить отпуст, причащать мирян, выносить свечу на Литургии Преждеосвященных Даров и др.). В византийской культуре диаконское служение связывалось с ангельским (орарь, например, трактовался как крылья). В одеяние диакона также добавились поручи, для архидиаконов и протодиаконов – двойной орарь и камилавки для иеродиаконов и высших диаконов. Внебогослужебным облачением диакона стали подрясник, ряса и скуфья.

В Византии диаконы занимались также общественной и административной работой, чем объясняется значительное возрастание их количества. Этот чрезмерно большой состав византийского диаконата описывает в своей статье архимандрит Лев (Жилле): «собор 314 года в Неокесарии своим пятнадцатым правилом запретил поставлять диаконов в количестве более семи для Церкви одного города, как бы велик он ни был. Однако неокесарийские постановления не остановили рост восточного диаконата. Так, в Александрии в начале IV столетия девять диаконов стали арианами, что уже свидетельствует об определенной численности тамошнего диаконата. Церковь Эдессы в 451 году насчитывала 39 диаконов. Император Юстиниан (правил в 527-565 гг.) запретил Константинопольской Церкви иметь более ста диаконов; тем не менее, в 692-м она имела сто пятьдесят». /10, с. 82/

Диаконы могли занимать многие важнейшие церковные должности, назначались проповедниками, принимали участие в Патриаршем совете, имели право голоса при избрании архиереев. После эпохи иконоборчества число византийских диаконов несколько уменьшилось, хотя до самого падения Византии они продолжали пользоваться всеми вышеперечисленными привилегиями. В подражание этому на Руси в XV-XVII вв. важные государственные чиновники носили титул дьяков. Дьяки являлись составителями и толкователями государственных документов, а также первыми в России профессиональными церковными певчими 6 .

После падения Византии диаконы стали чисто богослужебным чином, хотя иногда исполняли роль секретарей при епископах, в монастырях и крупных храмах. В современной Греческой Православной Церкви диаконов мало, и основной их задачей является помощь священнику на богослужении и в приходской деятельности. В Русской церкви воздействие диаконского служения оказалось гораздо более широким и многоплановым. В отсутствие диакона служба становится менее торжественной, а при поставлении в иереи священнослужитель обязательно должен пройти ступень диакона.

Кроме того, русская культура как никакая другая характеризуется развитым диаконским певческим искусством, именно пение диакона в России исстари украшает богослужение. Это отражено и в церковном Типиконе, где сказано об обязательном присутствии диакона на воскресных и праздничных службах. На протяжении XVIII – XIX вв. неоднократно предпринимались попытки реформировать диаконское служение. Некоторые детали литургической службы и мирской жизни диаконов обсуждались в конце XIX века на специальной общецерковной дискуссии, а также на Поместном соборе. В XX веке появляется множество попыток восстановить социальные функции диаконов.

При этом сама возможность совершения основных служб без диакона выдвинула в XX веке проблему возникновения и существования чина как такового. Об этом пишет митрополит Георгий (Флоровский): «действительно ли участие диакона, в его современном виде, служит конечному замыслу, ради которого создавался и формировался евхаристический чин, или, в определенных случаях, затрудняет его понимание? Это важный и критический вопрос, и притом деликатный, почему его зачастую осторожно и обходят. Примечательно, однако, что в Русской Церкви, в начале этого столетия, полезность диаконата в его современной форме, и даже его необходимость, были решительно оспорены некоторыми выдающимися архиереями, принадлежавшими к консервативному крылу русского епископата того времени. Было заявлено, что бесполезно и бесцельно держать диаконов в приходских церквях; что это был, скорее, бессмысленный обычай или просто мода; и была выражена надежда, что приходской диаконат может вскоре выйти из этой моды полностью. Причины таких радикальных заявлений носили смешанный характер и, очевидно, были обусловлены общей ситуацией. Эта проблема не была глубоко изучена, не были прослежены и её основные богословские предпосылки. Тем не менее, такие заявления, исходящие из компетентных и ответственных верхов, не могут быть просто отвергнуты или проигнорированы» /97, с.89/.

Несмотря на столь категоричные заявления, диакон был и остается церковным чином, имеющим достаточно важные функции в богослужении. Прежде всего, диакон – это κήρυξ, т.е. богослужебный герольд или глашатай. Этот термин сам по себе был использован еще святыми Иоанном Златоустом и Феодором Мопсуестийским. Диакон возглашает начало службы и призывает служащего священника дать начальное благословение – «время сотворити Господеви», в то же время и сам получает разрешение начинать службу. Диакон призывает собравшихся к молитвенному единению, а в особые моменты возбуждает их внимание – «прóсти, вонмем». Это его обязанность и привилегия перед анафорой призывать собрание приветствовать друг друга – «возлюбим друг друга» – и начинать пение (чтение) Символа Веры. Это также его привилегия – призывать служащего иерея к благословению Даров. Это его миссия – приглашать причастников к Чаше для приобщения Святых Даров из рук священника или епископа.

Во всех упомянутых случаях диакон представляет собою возвестителя и блюстителя богослужебного порядка. Роль же глашатая, по самой своей природе и цели, призвана обращать на себя внимание, но при этом, разумеется, является вспомогательной и подчиненной.

Самой заметной функцией диакона в богослужении является, без сомнения, возглашение ектений. Ектении, однако, могут произноситься им только за общественным богослужением, возглавляемым священником (или епископом); вне этих условий читать их он не может. Служение диакона в этом случае – служение, дополняющее священнодействия и разъясняющее их смысл. Не совсем точно было бы называть ектению диалогом, ибо она не содержит ответов на свои прошения. Неточно было бы называть диакона и представителем, гласом собравшихся мирян или посредником между священником и мирянами, как это часто делается, особенно западными учеными. Ведь диакон не читает молитвы, то есть ектении, от лица собрания, он только призывает верующих молиться. «Помолимся» – это возглас, призывающий к молитве, и, в меньшей степени, сама по себе молитва. Как заметил такой авторитетный исследователь восточного обряда, как Жан Мишель Ханссенс, «как священнослужитель, так и народ, вместе молятся в ектениях, хотя и различным образом», и прошения ектении, произносимые диаконом, «являются более призывами, обращенными к молящимся, нежели молитвами, обращенными к Богу» 7 .

Таким образом, несмотря на заметную роль диакона, особенно в первой части Божественной Литургии, было бы большим преувеличением считать, что он совершает некое вполне самостоятельное служение. Нет оснований считать, как иногда советуют, что это дублирование молитв было вызвано иудейским представлением о святыне, как о чем-то абсолютно недоступном для простого народа. Не представляется вероятным и то, чтобы это дублирование было специально привнесено в богослужение, когда стали возникать языковые проблемы, дабы обеспечить более тесное участие народа в богослужении. В Литургии не содержится ничего, что могло бы дать нам право говорить о диаконе более чем о подчиненном сослужителе (помощнике) служащего священника. Определенные части богослужебного чина обычно совершаются диаконом в тесной связи с действиями священника и только по его благословению, и вполне могут быть определены как τα διακονικά; но только священник в Церкви является действительным служителем всех общественных богослужений.

Все функции диаконского служения можно представить в следующей таблице:

Традиция ранней церкви

Католическая традиция

Византийская традиция

Русская традиция

Сослужение во время Евхаристии

Распределение пожертвований для бедных

Личный слуга епископа

Церковное преподавание

Помощь при Крещении

Причащение мирян

Разжигание и внесение светильников

Открывание дверей храма

Наблюдение за порядком в храме

Посредник между епископом и паствой

Совершение Таинств

Произнесение ектений и различных аккламаций

Каждение

Участие во Входах

Совершение Проскомидии

Произнесение отпуста

Общественная работа

Административная работа

Проповедничество

Участие в Патриаршем совете

Секретарь при епископе, монастыре или крупном храме

Руководитель церковного хора

Совершение призыва к началу службы

Управление прихожанами во время чтения Символа Веры

Чтение Апостола

Чтение Евангелия

Если проанализировать данную таблицу, то можно заметить, что лишь одна важнейшая функция диаконского служения сохранилась в нем с самого момента его зарождения – это служение при Евхаристии. Некоторые функции возникли только в ходе развития Церковной истории – например, некоторая помощь при совершении таинств, чтение Апостола, каждение, участие во Входах, слежение за храмовыми светильниками.

Случалось и так, что элементы диаконского служения возникали, а потом исчезали, и снова появлялись в другое время, но так и не дожили до сегодняшнего дня. Они в основном были связаны с общественной работой – распределение милостыни, преподавание в церковных школах, посредничество между епископом и паствой, проповедничество.

Несколько элементов сохранились до современности – произнесение ектений и различных возгласов, руководство хором и прихожанами во время чтения Символа Веры.

Особенно выделяется византийская эпоха – в ней диаконы занимали очень высокое положение в обществе и играли важную роль в духовной и светской жизни – они занимались административной работой, следили за порядком в храме, служили секретарями при епископах и были их личными слугами, участвовали в выборах архиерея (в том числе с правом самовыдвижения), даже читали Евангелие на службе. Другие функции, непосредственно связанные с главной целью Литургии – подготовкой и подношением Святых Даров – т.е. совершение Проскомидии и Причастия, а также совершение других таинств и произнесение отпуста, отошли от диакона к священнику еще на раннем этапе развития Церкви.

Возможно разделить богослужебные функции диакона и по их использованию в традициях различных Церквей. Порой они будут пересекаться, но некоторые из них характерны только для той или иной традиции.

    В ранней церковной традиции (до V века) предполагалось, что диаконы будут прислуживать при Евхаристии, совершать Проскомидию, Причастие и другие Таинства, распределять милостыню, заниматься преподаванием, быть личным слугой епископа, посредником между епископом и паствой, произносить ектении и возгласы, проповедовать, управлять хором и прихожанами, совершать призыв к началу службы.

    Католическая традиция (с V века до сегодняшнего дня) традиционно сохраняет более узкий спектр деятельности диакона: кроме служения при Евхаристии, они могут быть слугами епископа, секретарями при епископе, а также выполняют повседневную храмовую работу.

    Византийская традиция (c V до XV века) – как уже говорилось, самая богатая на диаконские функции: здесь и сослужение епископу, и посредничество между ним и паствой, и участие в Патриаршем совете и в выборах архиерея, и другая общественная и административная работа; здесь и такие храмовые функции, как присмотр за светильниками, за дверьми, за порядком в храме, распределение милостыни, преподавание в церковных школах, проповедничество, управление хором и прихожанами во время чтения «Символа Веры»; здесь и чисто богослужебные функции – служение при Евхаристии, помощь при Крещении, произнесение ектений и возгласов, каждение, участие во входах, призыв к началу службы, чтение Апостола и даже Евангелия.

    Русская традиция (с X века до сих пор) – менее насыщенная, и в основном в ней сосредоточены чисто богослужебные функции: служение при Евхаристии, помощь при Крещении, произнесение ектений и возгласов, каждение, участие во входах, призыв к началу службы, управление прихожанами во время чтения «Символа Веры» и иногда – хором, чтение Апостола (но не Евангелия, если только это не протодиакон), реже – более мелкая повседневная работа (но она в большинстве храмов возложена на алтарников, чтецов и пономарей).

Завершим исследование функций диаконского служения повествованием об исключительном случае, когда диакон полностью заменить священника на службе. Вот что сказано в одном из писем в редакцию журнала «Церковный вестник»: «Священник был болен. Настал крещенский Сочельник. Имевшийся в наличности о. диакон, ревнуя о благе прихожан, благословился у настоятеля и начал с дьячком служить вечерню. По окончании вечерни вышел на водосвятие. Исполнивши положенный чин до молитвы, которую читает священник пред погружением св. креста, диакон остановился, налил в миску воды и вместе со крестом отнес ее в дом больного священника. Священник прочитал молитву и освятил воду. Освященная вода снова принесена в церковь и влита в приготовленный сосуд с водою. Окончивши прочее по чину, о. диакон совершил кропление св. водою.

Время шло далее. Здоровье священника не поправлялось. О. диакон в воскресные и праздничные дни служил утреню и часы. Настала страстная седмица. В Великий Четверток о. диакон прочел Евангелия Страстей. Иначе и быть не могло. В интересах церковного старосты волей-неволей пришлось служить, так как во время чтения Евангелий молящиеся стоят со свечами и народу бывает полна церковь. В Великий Пяток о. диакон не усумнился отслужить вечерню и вынести плащаницу, а в великую субботу отслужил и утреню, предстоя пред плащаницею, и обнес ее вокруг храма» /34/.

Однако следует признать данный факт лишь редчайшим исключением, подтверждающим общее правило: ни один священник не может совершать производства в чтеца, хотя бы было дозволено это архиереем , только игумены, по архиерейскому определению, совершают это, – в этом и есть особенное их преимущество перед священниками. Отсюда есть полное основание заключать, что с точки зрения настоящего правила тем более недозволительно священнику благословить диакона на исполнение вместо себя должности предстоятеля церковного собрания, – на действие, несравненно важнейшее, чем отправление должности чтеца.

    Канонические требования к совершителям диаконского служения.

Современный православный канон о диаконском служении предполагает следующие обязательные положения:

    веру, нравственную чистоту и воздержанность кандидатов в диаконы;

    безбрачие или единобрачие;

    крещение и Миропомазание как обязательное условие;

    минимальный возраст – 25 лет (хотя известны примеры рукоположения в диаконы и в более раннем возрасте);

    запрет на присвоение диаконом чести, равной священнической, епископской или более высшей (исключения – диаконы, представляющие своего епископа и харитофилаксы 8);

    право на прикосновение к священным сосудам и обязанность причащаться за каждой совершаемой Литургией;

    запрет на занятие диаконом, равно как и священником и епископом, высоких светских должностей;

    отлучение от сана и от церкви за серьезные нравственные и канонические проступки.

Религиозное служение в Древней Руси было направлено, прежде всего, на воспитание истинного человека, служащего Богу и выполняющего Волю Божию. Характер мироощущения средневекового человека позволяет говорить о «кенотическом служении», «облечении во Христа», когда субъективное «Я» - как центра мира – отходило на второй план, приближая тем самым человека к ипостаси человечества и давая возможность общения с позиции всего «тварного» мира.

Данная позиция позволяла освободиться от «различных видов детерминизма человеческой сущности» (Н.В. Лосский, с.236), преодолеть человеческое желание господства над другими людьми, стать частью мира, «живым камнем» Церкви. Отрешение от мирских ценностей жизни наделяло православного верующего духовной свободой и раскрывало его душу дарам Святого Духа.

Основные нравственные положения были сформулированы еще в I веке на Апостольских Cоборах и дополнялись и уточнялись с течением времени.

Клириками, или вообще лицами священного сана, не могут быть:

    Преданные игре. Игрок не может выполнять высокую миссию, так как его помыслы и действия направлены на достижение обогащения. Неустойчивая психика требует постоянных острых ощущений, игры, азарта. В момент игры человек себе не принадлежит, им овладевает страсть наживы: даже внешне появляется отсутствующий взгляд, трясущиеся руки – все это зримое выражение игрока, столь далекое от высокого духовного идеала.

    Не могут стать клириками и пьяницы: опьянение полностью отключает разум человека, приводит к неумеренной веселости, излишней болтливости, развязности. Дисгармония внешнего облика постепенно приводит и к полному преображению человека. Правила приличия и нормы поведения отсутствуют, так как состояние бесконтрольности и быстрое развитие страсти помрачают рассудок.

    Препятствием к принятию священного сана была злоречивость. Необдуманное, импульсивно выпущенное слово оказывает разрушающее воздействие на душу самого человека и окружающих. Иногда импульсом злоречия подвержены сразу несколько людей (своего рода цепная реакция), выражающих недовольство. В основном злоречием страдают люди, которые не удовлетворены своей жизнью и списывают неудачи на обстоятельства, на других людей, хотя корень зла часто находится в них самих. Такие люди не могут созидать и дарить тепло близким, но скорее разрушают атмосферу добра и света.

    Злоречивые люди обычно бывают склочными и склонными к ссорам. Накопленное зло и раздражение, по их мнению, должно иметь выход и «выплескиваться» на окружающих, так как это облегчает тяжелое нравственное состояние. Однако своим поведением, разрушающим мир, они привносят лишь отрицательные эмоции, которые травмируют психику окружающих. Моральный климат коллектива резко портится от присутствия даже одного склочника и спорщика, и удаление их в древности было вызвано абсолютно справедливым желанием оградить общину от смущений и соблазнов.

    Не могли быть священнослужителями и «берущие лихву и приобщающие к своему имению чужое имущество». Воровство всегда считалось одним из самых серьезных грехов. На сознательном и подсознательном уровне человек совершал присвоение чужого, не принадлежащего ему предмета; и, следовательно, был недоволен своим положением и, одновременно, ущемлял права других. Воровство всегда было одним из самых трудно искореняемых пороков, разлагающе действовало на окружающих, так как сеяло соблазн и подозрительность.

    «Впадшие в любодеяние» также извергались из клира. Их мысли и действия направлены на удовлетворение телесных потребностей, эмоции превалируют над разумом. Эти грехи особенно коварны своей скрытностью, возможностью утаить от окружающих. При этом незаметно для самого грешника голос начинал выдавать страсти и излишним внутренним волнением, привнося в звучание неуместную чувственность.

    Еретики, искажающие суть православного вероучения и привлекающие к этому других. Эти люди наносят церковной общине наибольший вред, так как ввергают в соблазн и наводят смуту. Особенно велико влияние еретиков на молодое поколение, которое ввести в заблуждение достаточно просто, а развеять заблуждение очень сложно.

Все перечисленные правила распространялись не только на епископов и священников, но и на диаконов, а также на певчих и чтецов.

Кроме того, им было запрещено:

    Входить в расположения мирскими делами или занимать мирские начальственные должности, за исключением лишь попечения о сиротах или беспомощных. Запрет объясняется тем, что мирские дела и должности формируют совершенно противоположные идеалу, а порой и резко отрицательные качества характера (жестокость, угодливость, связь с деньгами, поиск выгоды и др.). Человек, совмещающий мирское и Божие, все время будет оказываться меж двух огней, служить двум господам.

    Клирики не должны поступать в воинскую службу. Сама по себе военная служба не противоречила званию христианина, защищать Родину считалось священным долгом. Но клирик, как человек, посвятивший себя служению церковному, уже не мог подвергать свою жизнь опасности, что неизбежно при военной службе. Тем более он не мог обагрить руки кровью, даже если это было вынужденной мерой. Лишь в тех случаях, когда Родине угрожал враг, когда вся страна поднималась на бой, и клирики шли на жестокое сражение.

    «Брать на откуп имения». Все как-либо связанное с деньгами не должно было касаться клира. Операции купли-продажи отрицательно сказывались на нравственных и духовных качествах, рождали обман и недоверие, возводили материальное благополучие на уровень основной цели; помышляя о выгоде, человек терял сосредоточенность на высоких идеалах, становился жадным и подозрительным.

    «Давая себя порукою за кого-либо», клирик тем самым ставил себя в зависимое положение. Тот за кого он поручился, мог стать причиной серьезной беды. Кроме того, клирик должен был помнить, что уже не принадлежит себе, но располагает им только Господь.

    Клирик должен беречь свое честное имя и непорочную репутацию, отводя от себя подозрение в чем-либо греховном.

Как видим, система ограничений для диаконов была достаточно строгой. Однако она давала ощутимые результаты. В служении действительно выражалась чистота и высота духа, звуки чтений и возгласов раскрывали стремление к небесной гармонии.

Существуют три степени священства. К высшей и средней степени относятся епископы и священники. Дьякон - это низшая степень. Её представители хотя и сподобились Благодати Божьей при рукоположении в сан, но самостоятельно совершать таинства не могут. Их задача ― помогать в этом архиереям и священникам.

Несколько рангов дьяконского сана

Дьякон, совершающий службы совместно с архиереем, называется "протодьякон", то есть старший дьякон. Если это священнослужитель, принявший то называется он архидьяконом. Монах, не удостоенный ещё служения с архиереем ― иеродьякон. Можно назвать ещё и иподьякона, но он не является священнослужителем, так как не наделён Благодатью Божией. По своему рангу он ниже чем дьякон и выполняет чисто вспомогательные обязанности.

Обязанности дьякона во время богослужения

Роль, отведённая этим священнослужителям в церковной службе, видна из перевода самого слова «дьякон». На языке древних греков оно обозначает ― «слуга» или «служитель». Чтобы понять, кто такой дьякон в церкви, достаточно побывать на богослужении и увидеть, сколь много обязанностей на него возлагается. Это и каждение ― окуривание храма дымом ладана. Образующееся при сгорании ароматической смолы благовоние неразрывно связано в сознании каждого прихожанина с церковной службой и тем самым способствует созданию благоприятного молитвенного настроя.

Кроме того, у дьякона есть ещё одна важная обязанность. Открыв Церковный календарь, можно увидеть, что каждому дню года соответствуют определённые отрывки из Евангелия и из Апостола.

Апостол обычно читает псаломщик, а дьякон - это как раз тот, кому доверено чтение нашей главной Новозаветной книги ― Евангелия. Ежедневно под сводами храма его голос доносит до прихожан её бессмертные строки. Кроме этого, на него возложена обязанность во время службы давать определённые указания богомольцам.

Во время богослужения дьякону поручено возглашать Божественные ектении. Это молитвенные прошения, обращённые к Богу. В конце каждого из них хор поёт: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении делятся на несколько видов. Среди них: Великая, Сугубая, Просительная и Малая. Каждая несёт определённую смысловую и психологическую нагрузку, и к их чтению предъявляются особые требования. Дьякон это должен хорошо понимать и уметь донести до сознания молящихся всю глубину возглашаемых им слов.

Недооценка роли дьякона при богослужении

Следует заметить, что во время церковной службы все обязанности дьякона может выполнять непосредственно священник или архиерей. Это иногда служит причиной недооценки роли дьякона в ходе богослужения. Известны даже периоды в новейшей истории церкви, когда шло массовое сокращение приходских штатов за счёт упразднения в них этой должности. В подавляющем большинстве случаев подобная практика вызывала резкое недовольство со стороны прихожан. Нередки случаи, когда дьякона, выведенного за штат и лишённого тем самым жалования, брала на содержание община храма.

Дьяконское служение в эпоху раннего христианства

Из истории Церкви известно, что во времена первых христиан существовало подобное служение. Дьякон - это служитель, на которого тогда возлагались обязанности, связанные с благотворительностью. Благодаря тому, что он брал на себя все хлопоты по сбору и распределению между малообеспеченными прихожанами милостыни и провизии, священники имели возможность, не отвлекаясь на эти нужды, всецело посвятить себя богослужению.

Следует заметить, что в те давние времена были не только дьяконы-мужчины, но и женщины. Диакониссы ― в переводе «служительницы», занимались в основном уходом за больными женщинами и подготовкой прихожанок к Святому Крещению. Со временем было упразднено.

Рукоположение в сан диакона

Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того, что диакон не является совершителем Евхаристии, а лишь участвует в ее совершении, рукоположение в сан диакона на литургии происходит после окончания евхаристического канона, а именно после слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Рукоположение в сан диакона может быть совершено не только на полной литургии (Василия Великого или Иоанна Златоуста), но и на Литургии Преждеосвященных Даров. В этом случае оно совершается после великого входа.

С левой стороны от престола ставится кафедра, на которую садится епископ . Два иподиакона, одной рукой взяв ставленника за руку, а другую возложив ему на шею, ведут его из середины храма к алтарю. В алтаре диакон возглашает «Повели». Перед тем как ставленник будет введен в алтарь, другой диакон возглашает «Повелите» . При вступлении ставленника в алтарь старший диакон возглашает «Повели, преосвященнейший Владыко». Первый из трех диаконских возгласов обращен к народу, второй к клиру, третий к архиерею. Они сохранились в чинопоследовании диаконского рукоположения с тех времен, когда на рукоположение публично испрашивалось согласие народа, клира и епископа.

В царских вратах ставленника принимают диаконы: один берет его за правую, другой за левую руку. Ставленник делает земной поклон архиерею, который осеняет его крестным знамением. Диаконы трижды обводят рукополагаемого вокруг престола; при каждом обхождении он целует четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руку и колено архиерея, после второго – палицу и руку архиерея, после третьего совершает три поклона перед престолом (два поясных и один земной).

Во время обхождения рукополагаемым престола священнослужители в алтаре поют те же тропари, что поются при совершении Таинства Брака:

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги Святитель Игнатий - Богоносец Российский автора (Петровская) Игнатия

Рукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Постриг, рукоположение и настоятельство Постриг этот тоже не был обычным. Подготовка к нему происходила в глубокой тайне от всех членов высокопоставленной семьи послушника, и, приехав в Вологду, он укрылся на постоялом дворе, готовясь к решительному и долгожданному дню

Из книги Не от мира сего автора

Рукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Рукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Рукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Рукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Рукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в

Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей Николаевич

Рукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина

Из книги автора

Рукоположение преп. Феодора 10. Между тем, когда дела их так преуспевали и братство их умножалось и, подобно тучной и плодоносной ниве, отлично возделываемой опытностью искусных земледельцев, приносило многократный плод Господу, тогда мудрый пастыреначальник Платон,

Из книги автора

Рукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.

Из книги автора

На свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо

Из книги автора

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с

диакон
  • архим. Лев (Жилле)
  • свящ. Георгий Ходр
  • архим. Кирилл (Гундяев)
  • Анастасий Д. Салапатас
  • иеродиакон Николай
  • прот.
  • прот.
  • Диакон есть первая ступень в священной иерархии ().

    Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем , но не может совершать их самостоятельно (кроме , которое могут при необходимости совершать и миряне).

    «По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом – побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, – были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа)».
    Протоиерей В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву

    Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон).

    1. История установления чина

    Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.

    Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.

    Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).

    В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу ( 5, 12, 34-40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые , . Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

    Согласно обычаям древней Церкви рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.

    2. Схема чинопоследования хиротонии во диакона

    Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
    Архиерейское благословение
    Троекратное шествие вокруг престола
    Пение тропарей
    Преклонение правого колена пред святым престолом
    Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
    Архиерейское благословение
    Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
    Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
    «Кирие элеисон»
    Две молитвы
    Мирная ектения
    Разрешение препоясания
    Возгласы: «Аксиос»
    Возложение ораря и надевание поручей
    Вручение рипиды
    Целование с диаконами
    Причащение Святых Таин
    Ектения: «Прости, приимше…»
    Потребление Святых Даров.

    3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона

    Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».

    Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через которого Сам Христос низводит на него благодать Божию.

    В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие , которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.

    Второй тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.

    В третьем тропаре: «Исаие, ликуй…» возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.

    Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.

    Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.

    При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиерей громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ним: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.

    Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию святого , потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, то есть занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выражению Церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.

    Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию , изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».

    Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).

    Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа «Святая святым», то есть до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов (вслед за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

    По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше», показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу».

    Состояло трое служителей, называемых парнасин (раздаватели милостыни) или габай цдака (габай - староста братства, цдака - благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай цдака также должны были хорошо знать Писание . Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габай цдака , ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος и древнееврейского цдака (צְדָקָה )).

    Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых Апостолов (6:1-6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы , обязанные прежде всего проповедовать Слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц. Следует, однако, отметить, что в тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , диаконэйн ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία , диакониа ) слова». В тексте нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле слова, в каком его употребляет апостол Павел. Некоторые иследователи считают, что в число семерых служителей входило трое парнасин , а также хазан синагоги.

    Диакон Римской-Католической церкви

    В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу . По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров , возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

    На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность гр. Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.

    В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие».

    См. Также

    Ссылки

    • Рон Мосли Свидетельства еврейского происхождения ранней Церкви
    • Заозерский Н. О ДИАКОНАХ : Богословский вестник МДА , сентябрь 1892




    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Дьякон" в других словарях:

      См. диакон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЬЯКОН, ДИАКОН [гр. diakonos служитель] в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

      - (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом … Современная энциклопедия

      См … Словарь синонимов

      Дьякон - (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      - (греч. diakonos) в православии лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом … Большой Энциклопедический словарь

      И (офиц.) д и а к о н, дьякона, муж. (греч. diakonos) (церк.). В православной и католической церкви священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

      ДЬЯКОН, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. В православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы. | жен. дьяконесса [нэ ], ы (в англиканской церкви). | прил. дьяконский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

      О. см. Атласова, о. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

      дьякон - и устарелое диакон (сохраняется в церковной речи); мн. дьякона и дьяконы, род. дьяконов и дьяконов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

      А; мн. дьяконы, ов и дьякона, ов; м. В православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника при совершении церковной службы. ◁ Дьяконов, а, о. Дьяконский, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь

      дьякон - и ДИА/КОН, а, м. Помощник священника, имеющий первую степень священства. Дьякон вышел на амвон... и торжественно стал читать молитвы. // Лев Толстой. Война и мир //; Дьякон все продолжал играть перстами в бороде. // Тургенев. Записки… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Книги

    • Дьякон Луговской, по Татищеву писатель XVII века, и его сочинение о суде над патриархом Никоном. , Леонид, архимандрит. Книга представляет собой репринтное издание 1885 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…