Топографо геодезические работы при строительстве автодороги. ТТК


Выгодные цены

Экономим ваши деньги.
Постоянным клиентам - скидки.

Качественное исполнение
и грамотное оформление.

Качество

Мы очень внимательно относимся
к каждому клиенту.

Долговечность, удобство, надежность автомобильных и железнодорожных линий определяется не только качеством использованных для их сооружения материалов и уровнем технологической дисциплины при проведении строительства. Многое зависит от правильного инженерно-изыскательского сопровождения проекта. В частности, важны разбивочные работы , являющиеся одним из главных видов деятельности нашей компании – «СГИ», занимающейся топогеодезическими изысканиями по всей территории Московской области.

Для чего необходимы разбивочные работы?

Технологии дорожного строительства не достигли стадии, когда экскаваторная, бульдозерная и другая техника сможет начать действовать, ориентируясь непосредственно на чертежи, полученные от проектировщиков. Возможно в будущем так будет, но сегодня строителям необходимы четкие ориентиры вдоль трассы строящейся магистрали, разместить которые, грамотно и в соответствии с требованиями строительных нормативов (в этом и заключается выполнение разбивочных работ) – задача нашей компании. Разбивка может понадобиться в нескольких случаях:

  1. В наибольшем объеме нам приходится проводить разбивочные работы в процессе строительства новых дорог .
  2. Реконструкция трасс, связанная с расширением дорожного полотна, увеличением количества полос для проезда, усовершенствованием дорожной развязки, постройкой дополнительных придорожных сооружений и конструкций, также не может обойтись без нашего участия.
  3. Привлекается наша компания и чтобы выполнить геодезические разбивочные работы, предшествующие серьезному ремонту дороги. В этом случае, конечно, объемы наших изыскательских услуг существенно меньше тех, которые мы проводим при новом строительстве, но ответственность за качество – не менее строгая.

Разбивка или вынос проекта в натуру предотвращает незапланированные искривления трассы и прокладку ее без излишних перепадов по высоте.

Когда проводятся разбивочные работы при строительстве дорог?

За услугами по разбивке к нам, как к проверенным профессионалам, обращаются многие проектные и строительные организации на этапе, когда наступает момент необходимости привязки полностью готового и уже утвержденного проекта к реальной местности. Далеко не все проектные фирмы занимается топографо-геодезическим инжинирингом , поэтому после окончания процесса разработки, согласования и экспертизы рабочей проектно-сметной документации для строительства дороги проект передается нам, чтобы наши специалисты выполнили разбивочные работы. Разбивкой или вынесением проектных схем в натуру называется разметка положения спроектированной дороги и сопутствующих конструктивных объектов вдоль трассы строительства. Во многом, именно от профессиональной компетентности инженеров-геодезистов, проводящих разбивку, зависит степень точности реализации проектных решений и, соответственно, качество строительства. Этим объясняется, что опытные инвесторы и исполнители проектов поручают выполнение геодезических разбивочных работ проверенным предприятиям, в число которых входит и наша компания.

Для ускорения процесса строительства наши заказчики могут разделить крупный проект на пусковые очереди, рабочая документация которых может рассматриваться отдельно. Это позволит нам начать вынос проекта на местность как можно раньше.

Как мы осуществляем выполнение разбивочных работ в строительстве?

Как и любое ответственное инженерное мероприятие, разбивочные работы в геодезии мы выполняем в определенном порядке.

Подготовка сети основы

Первое, с чего мы начинаем разбивочные работы при строительстве дорог, это подготовка основы – специальной сети точек с определенными координатами. Точные координаты мы устанавливаем путем привязки к ближайшим триангуляционным пунктам, другим ориентирам, чьи координаты являются стопроцентно удостоверенными. Например, к ранее построенным устойчивым капитальным постройкам. Поскольку дороги относятся к категории линейных объектов, то разбивочная основа, нужная нам в этих случаях, имеет свою специфику. Конфигурация разбивочной сети определяется формой дороги и очень вытянута в длину (может достигать десятков километров, при ширине не более нескольких десятков или сотен метров). Если существует такая возможность, то мы используем элементы разбивочных сетей других объектов, находящихся поблизости от строящейся дороги. Когда разбивка заказывается с целью обеспечения реконструкции или капитального ремонта дорог, вначале мы проверяем сохранность их старых разбивочных сетей. И если они оказываются полностью либо частично пригодными для использования, то наша задача несколько упрощается, и стоимость разбивочных работ может быть существенно сокращена.

Точки основы мы закрепляем на местности реперами, а их перечень, с указанием высотных отметок и плановых координат, передаем заказчику или представителю строительной организации. Окончание подготовки нами разбивочной основы удостоверяется в специальном акте.

Геодезическая подготовка материалов проекта

На следующем этапе разбивки мы проводим геодезическую подготовку проектных чертежей. Подготовительные разбивочные работы при строительстве дорог заключаются в определении нами методического способа выполнения разбивочных замеров, вычислении элементов разбивки (элементы – это углы и расстояния, которые нам предстоит отмерить вдоль трассы дороги), построении разбивочных схем. Завершается подготовка составлением плана (проекта) выполнения натурных инженерно-геодезических работ .

Натурные геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог

После утверждения проекта, подготовленного нами на предыдущем этапе, мы приступаем к натурным разбивочным работам. В ходе них наши специалисты, ориентируясь на узловые пикеты разбивочной сети и привязочные ориентиры, выполняют основные геодезические разбивочные работы в строительстве – разбивку главных осей прямолинейных участков дороги, а также отрезков трассы, расположенных в местах ее продольных и поперечных перегибов. После прокладывания основных осей мы производим детальную геодезическую разбивку, в ходе которой с повышенной тщательностью уточняем конфигурацию и местоположение отдельных элементов трассы.

Точность привязочных измерений при разбивке мы принимаем на основании требований действующих строительных нормам и правил.

Надежность проложенных дорог и автомагистралей без предварительно проведенных геодезических исследований сложно гарантировать. Даже если трасса проложена в умеренной широте и на нее идет нагрузка в соответствии с проектом, все равно без специальных вычислений сложно уложить покрытие ровно. Вот почему так важны геодезические работы при строительстве автомобильных дорог.

Геодезические работы в дорожном строительстве

В самом начале сотрудничества с заказчиком представители нашей компании знакомятся с проектами и другими документами, относящимися к выбранному участку, на котором планируется прокладывать дорогу.

На основе этих документов, а также после своих наблюдений, измерений и вычислений геодезисты смогут составить достоверные чертежи и разбивочные схемы и составить план.

Преимущества заказа услуги у нас

Доверившись нашим специалистам, заказчики получают:

  • Точные измерения перед укладкой дорожного полотна.
  • Индивидуальный подход к каждому отдельному проекту.
  • Геодезические работы в дорожном строительстве производятся на современном оборудовании и квалифицированными геодезистами и только при согласовании с заказчиком.

Стоимость работ в Москве и Московской области будет зависеть от протяженности и сложности будущей автодороги, а также ее удаленности.

Запросить стоимость

Этапы работ

Они заключаются в следующих мероприятиях:

  • Проектирование . Это обширное понятие, которое объединяет в себе геодезические работы в дорожном строительстве, состоящие из изучения рельефа на участке будущей трассы, прогнозирование природных изменений по всей ее протяженности, выборе оптимальной траектории автомагистрали и топографической съемки всего участка.
  • Подготовка к строительству . Она заключается в определении реперных (температурных) точек и перенос их в натуру, а также сооружение геоподосновы.
  • Укладка дороги . В период прокладки магистрали осуществляется контроль ее геометрии, а также проводится исполнительная съемка отдельных ее участков.
  • Создание отчетной документации и инженерных планов .

Построение геодезической разбивочной основы

Геодезические работы в строительстве автомобильных дорог начинаются с выноса и закрепления реперов. Они служат ориентирами при переносе траектории будущей трассы с чертежей в натуру, при этом определяется продольная ось дороги.

После установления оси, на места временных реперов устанавливаются отметки, представляющие собой деревянные столбы с металлическими штырями.

Геодезические работы на изысканиях

Обычно они включают в себя два этапа:

  1. Полевой этап: визуальное наблюдение за территорией и сбор информации о ее состоянии за прошлые года. Специалисты проводят исследование грунта, определяют наличие и уровень грунтовых вод.
  2. Инженерно-геологический – выявление возможных опасностей при эксплуатации дороги. После этого проводятся расчеты, составляется отчет о целесообразности возведения дороги на выбранной местности.

Геодезические работы перед началом возведения трассы

Вначале выполняется разбивка кривых в плане, а затем выполняется высотная планировка земляного полотна. Для этого на местности наносятся все характерные точки не только на плоскости, но и по высоте.

Геодезические работы при строительстве автомобильных дорог: состав, требования и нормы. Как результаты изысканий влияют на качество дорожного полотна, чем грозит нарушение проектных меток.

Исследования в области инженерной геодезии и геологии, в процессе строительства автомобильных дорог, являются комплексные изыскания, направленные на получение детальной информации о местности, ее особенностях, рельефе, геологических характеристиках и условий планировки линейных объектов. К проектированию и дорожному строительству предъявляют высокие требования (износостойкость, надежность, способность выдерживать большие нагрузки), которые регулируются государственными нормативными актами. Один из основных документов – СП 243.1326000.2015.

Компания «Промтерра» выполняет полный цикл геодезических работ при проектировании, реконструкции и строительстве автомобильных дорог, стоянок, парковок, примыканий и пересечений. Исследования проводят на всех этапах, начиная от изучения первоначальной документации, топографической съемки, разбивки осей на местности и до оформления итоговых технических отчетов.

Геодезические работы при строительстве автодорог

Первоначальная задача при проектировании – определение максимально предполагаемой нагрузки на трассу, то есть какой вес она сможет выдерживать при движении легкового или грузового транспорта. Для этого важно правильно произвести все геодезические измерения и выбрать оптимальный участок местности для будущей автомобильной дороги, включая примыкания и пересечения .



На первом этапе проводят анализ имеющихся топографических планов и геоподосновы территории. После выполнения рекогносцировки на местности и трассирования инженеры-геодезисты делают разбивку осей, а также вертикальных и горизонтальных кривых для главных и второстепенных дорог.

Кроме указанных картографических и геодезических работ проводят следующие:

  • топографическая съемка участка с созданием новых топопланов;
  • измерения электронными тахеометрами линейных участков;
  • вынос в натуру высоты полотна и поворотов трассы;
  • разбивочные геодезические работы с расставлением пикетов и поперечников;
  • исполнительные съемки и нивелирование в процессе строительства;
  • разбивка земляного полотна и геодезический мониторинг проектных отметок.

Инженерные изыскания для проектирования и будущего строительства автодорог предполагают, кроме проведение геодезических работ для линейных объектов и топографической съемки участка, гидрометрические, экологические и геологические исследования. Важно правильно расчитать степень воздействия внешних осадков, которые разрушительно влияют на дорожное покрытие и его состояние. От результатов выполнения изысканий зависит выбор участка прохождения линейного объекта, строительных материалов (щебень, песок, асфальт) и финансово-экономическое обоснование целесообразности тех или иных мероприятий.

Результаты геодезических изысканий и рабочая документация

Детальность проведения изысканий в прикладной геодезии и разбивочных работ зависит от требований к точности результатов, которые оговорены в техническом задании. Кроме того, нормы показателей регламентируются сводами правил, ГОСТ и зависят от категории автомобильной дороги.



Объекты дорожной инфраструктуры для которых проводят геодезические изыскания:

  • автомагистрали и скоростные трассы;
  • главные и второстепенные дороги;
  • дороги местного и регионального назначения l-V категории;
  • стоянки и парковки легкового и грузового автотранспорта;
  • мосты, туннели, эстакады и другие линейные сооружения.

Вся рабочая документация, которая составляется в процессе работ по геодезии при проектировании и строительстве автомобильных дорог , формируется в соответствии с установленными стандартами. В состав входят топографические чертежи, спецификации на оборудование, планы дорог, перемещения земляных масс, схемы расположения на местности ТСОДД (средств организации дорожного движения).

На каждом этапе строительства автодорог необходимо проводить контроль проектных меток. Отклонения от значений может составлять не более 1 см при укладке слоев насыпи. Большие погрешности значений для дорожного полотна приведут к нарушению технологии строительства и искажению проектных расчетов. Такой факт приводит к дополнительным финансовым затратам и низкому качеству готовой работы.




Компания «Промтерра» предоставляет услуги геодезического сопровождения строительства автомобильных дорог на всех этапах, проводит транспортное моделирование дорожного движения, а также выполняет все необходимые инженерные изыскания для разработки разделов проектной документации. По окончанию работ готовый проект в полном объеме отправляется заказчику исследований для дальнейшего согласования и прохождения независимой экспертизы (оказываем содействие).

Ежедневно по дорогам и магистралям проносится множество машин. Это создаёт огромные нагрузки на землю. Поэтому постройка шоссе, которое позволит благополучно передвигаться любому автомобилю и выдержит даже тяжеленный грузовик, - дело довольно непростое. Строительство автомобильных дорог, в частности, требует большого объёма работ подготовительных. И основными в этой подготовке являются геодезические разбивочные работы.
Соответствие проекту очень важно при постройке любого сооружения. И дороги не являются исключением. Соответственно инструкциям, производители работ и мастера могут приступать к работе исключительно после того, как основные разбивочные работы будут геодезистами закончены и оформлены специальным актом. Этот акт - основной документ, разрешающий проведение строительно-монтажных работ.

Этапы разбивочных работ

До начала разбивочных работ геодезисты обязаны внимательно ознакомиться со всеми проектными материалами и другими документами, в которых содержатся исходные данные для последующей разбивки. На их основе, а также с учётом информации из проекта организации строительства, составляются разбивочные схемы и чертежи, а заодно и календарный план проведения геодезических работ.

Линейные участки измеряют рулетками или же дальномерами и в прямом, и в обратном направлениях. Предельная относительная погрешность при этом - от 1:1000 до 1:2000. Дальше идёт вынос в натуру всех углов поворота дороги. Эта работа выполняется при помощи прибора, который называется тахеометр. Через каждые 100 метров закрепляется пикет - обыкновенный столб, на котором указывают расстояние до оси строящейся автомобильной трассы.
Кроме пикетов обозначают по оси трассы и другие характерные точки. Например, пересечения с другими дорогами, линиями электропередачи и связи, перегибы поверхности земли и урезы воды, начало и конец криволинейных участков.

На поворотах дорога являет собой кривую. Для того, чтобы определить положение такого участка на местности, нужно определить угол поворота и его радиус. Закрепляются при этом точки начала проектной кривой и конца закругления. Разбивку кривых рассчитывают несколькими методами, в зависимости от метода, любую кривую закрепляют через каждые 20-25 метров. Выбор шага зависит во многом как от угла поворота, так и от радиуса закругления. Рассчитывают и разбивают повороты определённым образом для того, чтобы центробежная сила, которая будет действовать на транспортное средство при переходе на кривую часть дороги с прямой или наоборот, не изменяла своё значение резко и внезапно.

Построение геодезической разбивочной основы

Первым шагом при строительстве автомобильной дороги обычно становится вынос временных реперов и их закрепление. Это облегчает и ускоряет работу по перенесению трассы на местность с карты. Трассой дороги в этом случае называется её продольная осевая линия.

После того, как работы по выноске оси строящейся дороги на местность выполнены, определяют условные отметки на временных реперах. Такой репер представляет собой, как правило, деревянный столб, вкопанный в землю, с металлическим штырем, забитым в него.

Для выполнения необходимых земляных работ производят, кроме пикетажа и детальной разбивки кривых, ещё и детальную разбивку самого земляного полотна. Эти работы состоят в обозначении в плане и по высоте на местности всех характерных точек, присущих поперечному профилю земляного полотна. К таковым относятся ось, бровки, подошвы насыпей, кюветы и так далее. Чтобы транспорт двигался плавно и безопасно, корректируют и разбивают кривые также и в вертикальной плоскости будущей дороги.

Контроль на всех этапах

Высотные отметки контролируют при укладке каждого слоя насыпи. Верх основания должен иметь правильный профиль уклонов - как поперечных, так и продольных. Допустимые отклонения при возведении дорожного полотна не должны превышать 1 сантиметр. Ведь при браке добиться впоследствии проектных отметок, даже корректируя их при прокладке дорожного покрытия, практически невозможно.

Все измерения заносятся ежедневно в специальные геодезические журналы. Заказчик получает эти журналы вместе с остальной исполнительной документацией после завершения строительства. Собранные данные впоследствии могут понадобиться при ремонте или реконструкции дороги.

Технико-экономические показатели и качество дорожных строительных работ в значительной степени связаны с производством разбивочных работ и с обслуживанием строительства, возлагаемого на геодезическую службу строительных подразделений Министерства автомобильных дорог РСФСР. Функции, права и обязанности этой службы определены Положением о геодезической службе в строительных и мостостроительных организациях Минавтодора РСФСР, утвержденного и введенного в действие приказом N 35 Минавтодора РСФСР от 21 мая 1979 г.

1.1.2. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений разбивочные работы выполняются геодезической службой строительных организаций в едином комплексе, определенном "Положением о геодезической службе в строительных и мостостроительных организациях Министерства автомобильных дорог РСФСР".

1.1.3. Геодезическая служба в дорожно-строительных и мостостроительных организациях Минавтодора РСФСР имеет установленную численность, входит в основной штат строительных управлений и подчиняется главному инженеру строительного подразделения.

1.1.4. При больших объемах и сложности работ по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, мостов и тоннелей геодезическая служба может быть создана и в ремонтно-строительных организациях.

1.1.5. Создание геодезической службы в строительных и ремонтно-строительных подразделениях не снимает с линейного инженерно-технического персонала ответственности за своевременное и качественное выполнение разбивочных работ в соответствии с настоящей инструкцией, проектом, СНиП и техническими условиями в дорожно-мостовом строительстве.

1.1.8. Геодезические разбивочные работы должны обеспечивать высокое качество, повышать производительность труда, способствовать снижению сроков и стоимости механизированных работ, повышению эффективности всего строительного производства.

1.1.9. Геодезическая служба несет ответственность за точное соблюдение проектных размеров, форм и расположения возводимых сооружений, за своевременное обеспечение строительных работ геодезическими данными.

1.1.10. Геодезическая служба обязана письменно извещать главного инженера строительства о необходимости прекратить строительные работы, исправить или перестроить элементы сооружения, выполненные не в соответствии с проектом, если были допущены серьезные отступления от проектных данных.

1.1.11. Производители работ и мастера не должны приступать к строительно-монтажным работам до окончания основных разбивочных работ и оформления их актом. Акт о производстве геодезических разбивочных работ, утвержденный главным инженером строительной организации, является основным документом, разрешающим производство строительно-монтажных работ.

1.1.13. Руководители строительных и мостостроительных организаций не должны возлагать работы и обязанности, не входящие в перечень, установленный положением о геодезической службе Минавтодора РСФСР, на работников геодезической службы.

1.2.1. В основу организации разбивочных работ должен быть положен принцип "от общего к частному", при котором эти работы выполняются с точек трассы или опорной сети при постоянном их контроле.

1.2.4. Работники геодезической службы перед началом разбивочных работ обязаны детально ознакомиться с проектными материалами и документами, содержащими исходные данные для разбивки, а также с проектом организации строительства и на их основе составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план работ.

1.2.5. Восстановление трассы, перенесение на местность основных осей сооружения, а также развитие опорных сетей на строительстве возложено на заказчика с последующей сдачей всех точек и линий таких сетей геодезической службе строительства со знаками и всей необходимой проектной документацией.

1.2.6. Разбивочные работы состоят из восстановления трассы, развития опорной сети изысканий дороги, перенесения проектов сооружений на местность, детальной разбивки сооружений, геодезического управления работой строительных механизмов, геодезического контроля за производством строительных работ и исполнительных съемок законченных сооружений или их элементов.

1.2.7. Разбивочные работы при строительстве и реконструкции дорог и искусственных сооружений проводят в такой последовательности: подготовительные работы; восстановление трассы и осей сооружений; создание опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей запроектированных инженерных сооружений; детальные разбивочные работы; геодезическое управление работой строительных машин; геодезический контроль за работами; исполнительные съемки и приемка инженерных сооружений в эксплуатацию.

1.2.8. Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна, искусственных сооружений (мостов, виадуков, путепроводов, тоннелей) и их подмостей, временных эстакад и аванбеков, регуляционных и берегоукрепительных сооружений, водоотводных сооружений (нагорных канав, перепадов быстротоков, водобойных колодцев, спрямляемых русел и пр.); оснований и покрытий дорожной одежды, виражей и их отгонов и уширений на кривых, съездов и пересечений, автобусных остановок, площадок под автопавильоны, здания эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ и ЦБЗ (вынос на местность их проектов вертикальной планировки и проектов зданий, сооружений и служб), специальных инженерных сооружений (подпорных стен, банкетов, барражей, сооружений противоселевой и противолавинной защиты, балконов, галерей и полутоннелей), трасс подключаемых линий электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, газификации, телефона, водосточной сети.

1.2.9. В качестве исходной документации для разбивочных работ используют: ведомости прямых, круговых и переходных кривых, закрепления трассы и реперов; план трассы, продольный профиль с проектными данными, график распределения земляных масс и полос отвода, поперечные профили земляного полотна индивидуального проектирования и привязку типовых профилей к пикетажу; ведомости и чертежи переустраиваемых коммуникаций; план вертикальной планировки улиц и площадей при прохождении дороги через города и поселки; ведомость проектируемых сложных мест с проектными решениями; чертежи подмостей, временных эстакад и аванбеков; чертежи регуляционных и берегоукрепительных сооружений; планы размещения нагорных канав и их поперечных профилей, привязки к трассе перепадов, быстротоков и водобойных колодцев; чертежи поперечных сечений быстротоков, конструкций перепадов и водобойных колодцев; ведомости и типовые поперечные профили проектируемой дорожной одежды, ведомости уширений на горизонтальных и вертикальных кривых, ведомости и чертежи разбивки виражей; чертежи привязки автобусных остановок и автопавильонов; ведомости и чертежи привязки съездов и переездов; проекты вертикальной планировки площадок под комплексы эксплуатационной и автотранспортной службы, полигонов, АБЗ и ЦБЗ, чертежи привязки типовых комплексов к местным условиям; ведомости и планы привязки к трассе специальных инженерных сооружений и чертежи их конструкций в высотных отметках трассы; ведомости и паспорта сосредоточенных грунтовых резервов и карьеров, планы подключаемых коммуникаций с привязкой к трассе, комплексам и сооружениям подключения, продольные профили и чертежи коммуникаций и их деталей; материалы и чертежи согласования изыскательских и проектных материалов с заинтересованными организациями.

1.2.10. При выносе проекта автомобильной дороги на местность осуществляют: восстановление трассы и утраченных знаков ее закрепления; выделение точек нулевых работ, прямых и кривых участков трассы, мест размещения насыпей, выемок, труб, мостов, путепроводов, специальных сооружений, тоннелей, быстротоков, подпорных стенок; определение положения всех основных элементов пересечений с подземными и воздушными коммуникациями, подлежащими переустройству.

1.2.11. Вынос на местность проектов горизонтальной и вертикальной планировки улиц, площадей, а также площадок под комплексы дорожной и автотранспортной служб, автозаправочных станций, АБЗ и ЦБЗ, заводов железобетонных конструкций осуществляется в соответствии с привязкой этих участков к местности.

1.2.12. Подготовительные работы содержат: выбор способа производства работ, изучение проекта, выбор методики измерений, составление схем, чертежей, журналов разбивки, календарного плана геодезических работ на объекте.

1.2.13. Исполнительные съемки и нивелировки производят с составлением продольных и поперечных профилей, планов и схем размещения элементов сооружений, с выполнением контрольных промеров уклонов, рабочих отметок, параметров сооружений и элементов дорожного полотна.

На первом этапе, на основе привязки и закрепления трассы и осей сооружений к опорной сети, восстанавливают и закрепляют знаками положение главных осей сооружения и сгущают опорную сеть строительства.

На втором этапе производят детальную разбивку сооружения с размещением плоскостей, линий и точек отдельных элементов сооружения, устанавливают и контролируют взаимосвязь между отдельными элементами сооружения.

На четвертом этапе производят окончательную разбивку элементов сооружения для отделочных работ и завершения монтажных работ с установкой и закреплением технологического оборудования, предусмотренного проектом.