Свобода совести предполагает возможность. Право на свободу совести и свободу вероисповедания


Свобода совести - понятие сложное, широкое и многогранное - на протяжении многих веков приковывает к себе внимание философов, историков, юристов и религиоведов, а также правительств, парламентов и политических партий, вкладывающих различный смысл в понимание этой категории.

Свобода мысли и совести - в конституционном праве - одна из основных личных свобод человека, означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. «Совесть, Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом» Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1986. - С.611.

В правовой теории и практике под правами понимается степень дозволенного, а свобода - это степень возможного. Но это не значит, что человек не может воспользоваться своими правами, если они законодательно не закреплены. Ряд прав (так называемых естественных) принадлежит человеку от рождения и до смерти, они являются неотчуждаемыми, не зависящими от власти, государства. В философии: «возможность проявлением субъектом своей воли на основе осознания природы и общества» Там же. - С.611

Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность понятий "совесть" и "свобода совести" объясняется тем, что, как считают некоторые ученые, "на протяжении длительного исторического периода многие мировоззренческие вопросы были тесным образом связаны с религиозным мировоззрением, решались с позиций религиозного понимания, религиозной морали.

Право на свободу совести является таким же естественным, как право на свободу слова, основанное на свободе мысли. Более того, эти два права связаны теснейшим образом. Потому что выбор вероисповедания или атеизма человек осуществляет не только по эмоциональному движению души, но часто - после свободного и глубокого размышления о себе, людях, мире, счастье, смерти, смысле жизни и так далее.

Свобода совести - это возможность проявления человеком своих убеждений, воззрений, своего мироощущения, это сфера внутренней свободы личности, сфера духовной жизни, на которую каждый из нас имеет право и которую никто отнять не может.

Религиозная догматика лежала в основе всех представлений о мире, была исходным пунктом развития и содержания юриспруденции, естествознания, философии и так далее. Влияние религии на нравственную сферу было особенно значительным. Постепенно выработался особый подход к осмыслению свободы совести как понятия, выражающего отношение человека к религии.

Как субъективное право свобода совести представляет собой "право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них" Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. - С. 93. .

При характеристике отношения человека к религии кроме понятия "свобода совести" употребляются термины "свобода вероисповедания", "религиозная свобода". Первый часто встречается в законодательстве, второй - в научных публикациях. Но являются ли эти понятия синонимами свободы совести? Г.Г.Черемных считает, что «свободу вероисповедания, возможно отождествить, с религиозной свободой, со свободой религии: это свобода выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь и распространять любые религиозные взгляды, отказываться от них и менять их, участвовать в религиозных богослужениях, обрядах и культах, жить в соответствии с религиозными постулатами и догмами, соблюдая их в быту, в семье, на работе и т.д., а также свобода, не верить ни в каких богов, не исповедовать никакой религии, не иметь никаких религиозных убеждений, относиться к религии нейтрально, индифферентно» Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996. С. 20..

Возможность полного осуществления этих свобод есть полная свобода вероисповедания. Такое встречается далеко не всегда. Государство, поддерживающее господствующую религию, поощряющее ее распространение среди населения, но преследующее иноверцев или не позволяющее переход из одной веры в другую, не может тем самым предоставить свободу вероисповедания своим гражданам в полном объеме.

Со свободой вероисповедания (или религиозной свободой) свобода совести соотносится, как видовое и родовое понятия, как частное и общее. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, так как к последней, в политико-юридическом значении этой категории, относится, помимо свободы выбора религии и свободы отправления религиозных культов, еще и право не исповедовать религии вообще, право быть атеистом и иметь право и реальную возможность распространять атеистическую пропаганду.

Право на свободу совести должно включать в себя:

Во-первых, возможность каждому человеку иметь свое внутреннее отношение к Богу, то есть право верить или не верить в его существование. В то же время это и право человека нейтрально относиться к вопросам веры;

Во-вторых, право исповедовать наиболее близкую ему религию или жить по принципу “бог внутри нас”;

В третьих, возможность отправлять религиозные культы или совершать обряды (например, посещать богослужения, крестить своих детей, заключать брак, хоронить умерших) в соответствии с канонами своей веры, носить какие-либо религиозные атрибуты или иметь их дома и т. д.

Одним из важных прав граждан при является свобода совести и вероисповедания.

Необходимость зарождения свободомыслия

Свободомыслие в отношении всегда воспринималось людьми как проявление их неотъемлемых прав. Это своеобразное духовное течение, исходным пунктом которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное творческое исследование окружающего мира. Это право могло реализоваться стихийно, но могло отстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме.

Объективными факторами возникновения и развития свободомыслия являются рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком, возрастание активности людей в ходе исторического развития, повышение уровня духовной культуры человечества. Свободомыслие является органичным продуктом развития человеческой практики, и гуманитарных наук, совершенствования и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды динамичного развития общества, расцвета политической и культурной жизни, готовящихся серьезных социальных перемен.

Свободомыслие отражает стремление человека прорвать кольцо внешней и внутренней духовной несвободы, было условием и вместе с тем результатом вызревания и развития реальной свободы. Критический пересмотр господствующей религиозной концепции, как правило, связан с объективной необходимостью более адекватного отражения существующих условий, производства новых идей, преодоления препятствий для свободного социального и культурного творчества. Появление и распространение в эпоху господства религии сект, ересей, нетрадиционных культов, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т. д. расширяли сферу несогласия с установлением религиозной монополии в .

Развитие науки, накопление знаний о мире приводили в те или иные периоды существования человечества к духовным революциям, в процессе которых появлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности.

Тесная связь свободомыслия с процессом познания выражается не только в том, что свободомыслие обогащается добытыми человечеством положительными знаниями, но и в том, что оно содействует их развитию. Формируя на протяжении истории в противовес догматическому критический стиль мышления, свободомыслие содействовало разрушению стереотипов в сознании человека.

Формы свободомыслия

Свободомыслие проявляется в многообразных формах.

Богоборчество — наиболее ранняя форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем, неудовлетворенностью личной судьбой.

Скептицизм — сомнение в истинности или отдельных ее положений. Сомнение как методологический принцип познания — одно из орудий постижения истины. Скептицизм может проявляться не только у философа, но и у поэта, художника, естествоиспытателя, ученого-теоретика, любого труженика. Он способствует возникновению научно обоснованных форм критики религии.

Антиклерикализм - идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в . Сегодня антиклерикализм играет заметную роль в борьбе против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т. д.

Индефферентизм — безразличие, равнодушие к религии или ее существенным идеям. В века господства религии в обществе безразличие к религии далеко не всегда означало отсутствие духовности и мировоззренческую индифферентность. Об этом свидетельствуют произведения, свободные от обращения к богам, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность.

Нигилизм — бунт против религии с позиций эгоистического ин- дивила, считающего, что ему «все позволено». Это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. Нигилизм борется с религией во имя утверждения анархистского своеволия, «сильной личности», беззастенчиво попирающей ценность других людей.

Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, выступает против прелегавлений, признающих нечто сверхнриродное. С позиций натурализма человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественно-научные знания своего времени.

Атеизм — сознательное отрицание идеи Бога. Это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире. Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественной литературе, народном творчестве, научных, этических, философских и других сочинениях.

Светский гуманизм — течение в культуре разных исторических эпох, главной чертой которого является защита достоинства человеческой личности, ее нрава на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе духовное.

Свободное философское осмысление религии является одним из путей самопознания человечества. Признание религии, вплетенной в самые разные стороны социальной и духовной жизни человечества, творением самого человека, общества открывает возможность проникновения в глубины внутреннего мира личности и общества, в котором она существует. Но свободомыслие не всегда было благотворным для развития культуры. Критериями благотворности тех или иных проявлений свободомыслия являются гуманистическая направленность, духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию его творческой деятельности, развитие способности критического осмысления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, содействие нравственному совершенствованию человека и общества.

В России вплоть до начала ХХ в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию, “внеисповедное состояние” не допускалось, а критика религии как богохульство каралась каторжными работами. Православная церковь была “первенствующей и господствующей”, православие было государственной религией. Оно имело большие привилегии, осуществляло контроль за народным образованием, выполняло функции по осуществлению социального обеспечения и благотворительной деятельности. Другие религиозные направления были лишь “терпимыми” или подвергались преследованиям со стороны господствующей церкви и государства. Лишь в 1905 г. был принят указ “Об укреплении начал веротерпимости”, который вместе с тем не отделил церковь от государства, а школу от церкви.

Среди первых декретов Советской республики был принят Декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет провозглашал, что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, что все религии должны быть в равном положении. Считая религию делом совести каждого отдельного человека, государство заявило декретом о том, что оно не становится на сторону ни одного из вероисповеданий, не связывает с принадлежностью к ним никаких особых прав и преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них, отказывается от религиозного воспитания детей в государственной школе, но признает, что верующие могут обучаться религии частным образом.

На протяжении многих лет декларации о свободе совести оставались, однако, лишь декларациями, а на деле, в жизни свобода совести всячески ущемлялась. Принимавшиеся в дополнение к конституциям правовые акты крайне ограничивали реальные возможности церкви, содержали многочисленные запреты. Церковь не могла, например, заниматься благотворительной деятельностью, не имела доступа к средствам массовой информации и т. д. “Служителям культа” практически запрещалось все, что выходило за рамки “удовлетворения религиозных потребностей верующих”. Религия и церковь рассматривались как “пережиток”, унаследованный от прошлого строя, который должен был быть по возможности быстро “изжит”. Вопреки конституционным гарантиям, государство вмешивалось во внутренние дела церкви, стремилось оттеснить церковь и верующих граждан на периферию общественной жизни. Еще в недалеком прошлом верующие представлялись людьми, не заслуживающими политического доверия только на том “основании”, что они верующие, т. е. идеологические враги социализма, ибо религиозная вера рассматривалась как разновидность “буржуазной идеологии”, и там, где были недостаточны средства убеждения, применялось подавление. Вопреки декларациям о свободе совести, совершались насилия над совестью, осуществлялось гонение на веру.


Идейный спор между атеизмом и религиозной верой государство, руководимое КПСС, пыталось решить с помощью политических средств. Оно на практике делило своих граждан, вопреки конституционным свободам, по вероисповедному признаку, предоставляя им определенные права или, напротив, ограничивая их в зависимости от убеждений. Верующие не могли заниматься очень многим по сравнению с теми, кто считался атеистом, например быть главным инженером завода или директором школы, да и вообще преподавать в школе, не говоря уже о том, чтобы быть дипломатом, военачальником и т. д. Между тем принцип свободы совести требует именно равенства граждан независимо от их отношения к религии во всем, что касается приобретения информации и распространения своих взглядов, требует, чтобы граждане, имеющие различные мировоззрения, имели равные возможности в общественной жизни, в культурной, экономической, политической деятельности.

Это значит, что подлинно демократическое государство, на деле реализующее принцип свободы совести, не может быть “атеис тическим государством”. Также как со свободой совести несовместима государственная религия, обеспечивающая привилегии своим последователям и ущемляющая интересы инаковерующих и атеистов, так же несовместим со свободой совести и “государственный атеизм”, который не признает верующих полноценными гражданами общества. Демократическое государство - это светское государство, которое не занимается пропагандой ни религии, ни атеизма и права граждан которого действительно не зависят от их отношения к религии, от их выбора между религиозной верой и атеистическими убеждениями. Нетерпимость по отношению к церкви и верующим рождает ответную реакцию, может способствовать лишь разжиганию религиозного фанатизма, т. е. вражды и ненависти между людьми в связи с их отношением к той или иной религии. Степень реализации свободы совести является мерой достигнутой обществом свободы.

Демократизация нашего общества привела к существенным изменениям в отношениях между государством и церковью, в отношении общества к религии, в положении верующих. Правовые аспекты этих изменений определены законами, предоставляющими каждому не только право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но и право выражать и распространять свои убеждения.

Религиозные деятели, религиозные сюжеты - теперь привычны на телевидении и радио, в периодической печати. Религиозные организации издают много печатной продукции, доступны Библия, Коран и другая религиозная литература. Сошла на нет былая атеистическая пропаганда. Однако теперь можно, к сожалению, столкнуться с проявлением религиозной нетерпимости по отношению к инакомыслию, т. е. по отношению к атеистам и людям других вероисповеданий. Свобода совести - это свобода от духовного насилия, с какой бы стороны угроза такого насилия ни исходила. Свобода исповедовать религию или придерживаться других убеждений может быть ограничена лишь условиями охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также правами и свободами других.

Любое - прямое или косвенное - ограничение прав граждан, или установление каких бы то ни было привилегий и преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и уклонение от исполнения установленных законом обязанностей по религиозным мотивам, не должны допускаться. Закон один для всех - и верующих, и неверующих. Принцип отделения церкви от государства означает, что все религии перед законом равны, что государство не возлагает на церковь выполнение каких-либо государственных функций и само не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде атеизма. Так же как и религия, атеизм становится, таким образом, “частным делом” гражданина по отношению к государству.

Свобода совести подразумевает, что религиозные организации не должны участвовать в деятельности политических партий и финансировать их, но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Ныне в России стало возможным проводить богослужения и религиозные обряды в больницах, в домах для инвалидов и престарелых, в местах заключения. Участвовать в богослужении и религиозных обрядах могут военнослужащие в их свободное время. Обряды могут совершаться и в домах и в квартирах граждан.

Школа отделена от церкви, и государственное образование носит светский характер. Доступ к образованию предоставляется всем одинаково - верующим и неверующим. Светский характер школы означает, что в школе не допускается религиозная проповедь, обучение Закону божьему, хотя не исключает изложения научных сведений об истории религии, ее функциях в жизни общества и человека и т. д. Что касается обучения религиозному вероучению и получения религиозного образования, то в этих целях религиозные организации имеют возможность создавать и создают учебные заведения, группы для взрослых и детей, используют иные формы религиозного обучения.

В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий. Это очень важно потому, что свобода совести предполагает терпимость по отношению к мнениям, взглядам, убеждениям другого, предполагает отказ от стремления насаждать единомыслие, исключает религиозную, идеологическую нетерпимость, непримиримость по отношению к инакомыслию. Религиозные убеждения - внутреннее дело каждого человека, дело его собственного выбора, его совести, на которую государство и общество не должны оказывать никакого давления.

Согласно международным обязательствам, действующим правовым актам, включая “Декларацию о ликвидации форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений”, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1982г., дискриминация людей на основе религии или убеждений рассматривается как оскорбление достоинства человеческой личности и отрицание принципов Устава ООН, осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).

Уважение свободы совести, создание условий для ее соблюдения - непременный признак подлинно гуманного общественного строя, завоевание современной цивилизации.

Ни религия, ни атеизм не должны рассматриваться в качестве государственной идеологии. Школа в советском прошлом освоила принцип свободы совести и убеждений только как отказ от религии в качестве официальной государственной доктрины, государственной идеологии. Но она нарушала этот принцип, беря на себя задачу воспитания убежденных атеистов, внедряя атеизм в качестве составной части коммунистической идеологии, как “государственный атеизм”. Принцип свободы совести означает, что в школе не место ни государственной религии, ни государственному атеизму. Атеизм, так же как и религия, согласно этому принципу есть частное дело гражданина.

Светскость государственной школы в стране, которая отличается многоконфессиональностью и наличием весьма значительной части населения, не исповедующего никакой религии или разделяющего атеистические убеждения, предполагает в качестве необходимой предпосылки осуществления свободы совести мировоззренческую терпимость, толерантность.

Правовую основу этого принципа составляет законодательное признание прав человека, включая свободу убеждений. Политической базой реализации этого принципа является демократическое общество, признание многопартийности и мировоззренческого плюрализма, толерантности. Толерантность является не только правовой и политической категорией. Она является также важной составной частью гражданского сознания, этическим принципом, без которого в обществе невозможно взаимопонимание и общественное согласие.

Человек может быть моральным, соответствовать самым высоким нравственным критериям и в том случае, если он основывает их на божественном авторитете, и в том случае, если он идет по пути самостоятельного выбора моральных норм. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, исторически они вырабатывались в разных формах общественного сознания, включая религиозную. Граница между нравственностью и безнравственностью не совпадает с границей между религиозным и нерелигиозным сознанием. Утверждения, согласно которым только верующий в бога человек может быть нравственным или, напротив, только атеист является полноценным в нравственном отношении человеком, одинаково несостоятельны и являются плодом идеологической предвзятости и нетерпимости. Воспитание нравственно состоятельной личности в школе должно основываться на общечеловеческих нравственных ценностях, на принципе толерантности.

Духовное здоровье общества зависит не от того, что будет разрушена религия и восторжествует атеизм или наоборот, но от преодоления фанатизма, нетерпимости в любых формах проявления - как религиозной, так и атеистической. Совесть должна быть свободной, выбор убеждений должен быть предоставлен каждому как его личное дело. Наука и религия не могут рассматриваться как полностью исключающие друг друга противоположности. Такое понимание соотношения науки и религии, выработанное философией Просвещения, оказалось слишком упрощенным. Религия - иная по сравнению с наукой форма духовной жизни, освоения действительности человеком. Само по себе научное знание автоматически не определяет мировоззренческую ориентацию, включая и выбор между религиозной верой и атеистическими убеждениями. У людей с одинаковым образованием может быть различное мировоззрение. Среди ученых есть люди верующие и есть атеисты. Тезис, согласно которому “атеизм противопоставляет религии научное знание”, отражает не столько результат серьезного анализа, сколько идеологическую установку. Во всяком случае “научный атеизм” в том виде, в каком он выступал в качестве составной части образования “нового человека”, - это один из идеологических мифов тоталитарного общества. Между наукой и религией могут быть, были и есть противоречия. Однако религиозные убеждения человека - не повод к его “отлучению” от науки.

Ввиду сказанного следует, что в светской школе не место как религиозной проповеди, обучению религии, так и насаждению атеизма. Это значит, что вопросы, касающиеся религии и атеизма, должны быть представлены в школе не в качестве идеологии, но в качестве составной части научного знания об обществе и человеке в силу их имманентной культурной ценности. Это относится в равной мере как к религии, так и к атеизму. И это значит также, что школа не только не устраняется от нравственного воспитания, мировоззренческого становления учащегося, но и в полной мере берет на себя эту задачу, основываясь на общих человеческих ценностях, государственных и гражданских установлениях.

ЛИТЕРАТУРА

Религия общества. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 1-2. Под общ. ред.

ГараджаВ.И.М., 1994.- Часть 2. Раздел 6 "Религия и социальная динамика".

Маннгейм К. Религия в современном мире. С. 108-120.

Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества. С. 130-134.

Булгаков С.Н. Религия и экономическое обновление России. С. 152-157.

Религия и религиозные организации в современной России. С. 186-203.

ТЕКСТЫ

  • Означает ли право на свободу совести возможность действовать согласно своим собственным представлениям о добре и зле?
  • Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви?
  • Не означает ли свобода совести «свободу бессовестности»?

Вам известно, что у человека складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире, свое отношение к происходящему, т. е. мировоззрение.

Напомним, что твердые взгляды называются убеждениями. Они складываются на основе наших знаний, ума, наших чувств и оценок, наших поступков.

Большое место в формировании убеждений принадлежит вере.

Что такое религиозное верование? Слово «вера» имеет два аспекта, два смысловых оттенка. Один из них фактически отождествляет слово «вера» со словом «доверие». Речь идет о доверии к своему внутреннему убеждению. Оно возникает благодаря интуиции человека и может быть опровергнуто или доказано через какое-то время. Например, многие молодые люди, поступающие в средние специальные и высшие учебные заведения, на вопрос о том, почему они хотят избрать именно эту (а не другую) специальность, отвечают: я уверен, что из меня выйдет хороший врач, или актер, или инженер, или механик и т. д. Эта уверенность (при наличии, конечно, трудолюбия) в дальнейшем помогает человеку преодолевать трудности и достигать высокого профессионализма.

В другом значении слово «вера» имеет религиозный оттенок и употребляется значительно чаще. Кстати, во многих языках «вера» и «религия» - синонимы.

Что же понимается под религиозным верованием? Прежде всего внутренняя убежденность в существовании высшей силы, Бога (или богов). Бога, сотворившего мир (или, по крайней мере, управляющего им), даровавшего нормы морали, устрашающего и утешающего, карающего или вознаграждающего.

Религиозное верование предполагает принятие определенных утверждений (догматов), например, об устройстве и происхождении мира, а также правил поведения во всех сферах жизни как идущих от Бога. Поэтому они принимаются в качестве абсолютно достоверных во все времена.

В религиозных учениях, скажем христианстве, буддизме, мусульманстве, правила поведения (нормы морали) формируются либо прямо (Моисеевы заповеди, Нагорная проповедь Христа), либо преподносятся в форме притч (в данном случае: религиозное поучение), часто излагающих чудеса.

Именно вера в чудеса, в сверхъестественное, в возможность чуда, совершаемого Богом, признание и принятие невидимой реальности как существующей (например, рая или ада) являются необходимым элементом религиозности. Так, святой Августин говорил: «Невозможно разумно рассуждать против чудес». Иными словами, нужно либо поверить в чудеса вопреки разуму, либо отказаться от религиозности. Вера вопреки разуму, считают религиозные люди, дается свыше как «откровение», т. е. знание, исходящее от Бога.

Значит, религиозное верование в отличие от веры-интуиции не только допускает противоречия с реально существующей практикой, но, более того, предполагает восприятие чудес, сверхчувственного бытия как реальности. Религиозный человек верит, что началом мира, его сердцевиной является Бог. Он (Бог) - «высшая инстанция», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Поэтому служение Богу и выполнение его повелений, считают верующие, составляет смысл человеческой жизни.

Таким образом, религия (религиозное верование) является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни, одним из возможных мировоззрений.

В чем состоят притягательная сила и гуманистический смысл религии? Долгое время деятели церкви, люди верующие именовались в нашем Отечестве «нашими идеологическими противниками». Их взгляды упрощались, подавались в карикатурном виде. Считалось, что религия - «опиум народа», «фальшивые цветы на цепях человечества».

Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и религиозного мировоззрения. Наряду с традиционно верующими существуют верующие особого склада. Среди них немало высокообразованных людей, в том числе ученых-естественников, в сознании которых совмещаются научные представления о мире, стремление рационально осмыслить действительность с религиозным верованием.

Они признают существование не столько личности Бога, например Христа, сколько некоей высшей духовной силы, надмирового разумного начала - Абсолюта, который определяет наше нравственное поведение. Следовательно, верующие нового склада принимают лишь общую гуманистическую направленность вероучения, т. е. рассматривают религиозные нормы морали в качестве абсолютных ценностей.

Сущность прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, пути их реализации, характеристика роли религий в истории народов России, правовое положение религиозных объединений закреплены законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Важнейшие положения закона сформулированы в его преамбуле. Закон подтверждает право каждого на свободу совести и вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от религии и убеждений. Закон указывает, что Российская Федерация является светским государством. Закон признает особую роль религии в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважает христианство, ислам, буддизм, иудаизм, составляющие, как отмечено в законе, неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В законе подчеркивается важность содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Отметим, что даже последовательные атеисты (люди, отрицающие существование Бога, Абсолюта, невидимого мира) убеждаются в том, что в священных книгах зафиксировано немало мудрости, накопленной за тысячелетия существования человека, что придает религии неповторимую притягательную силу.

В религиях, в священных книгах воплощены многие элементы мировой культуры, это не только храмовое зодчество и духовная музыка, иконопись и утварь, религиозная философия и религиозная поэзия. Это еще и культурно-национальная традиция, тот образ жизни, те устои, которые религия веками сохраняла, которые передавались от поколения к поколению. Крещение, причастие, воскресная обедня, порядок религиозных празднеств и связанные с ними обычаи, посты, особенности кухни не только предписания религии, но и часть многовекового жизненного уклада, это - национальная традиция. А традиция, как вы знаете, не создается в однолетье, и полный отказ от нее означает ослабление национальных корней.

Все это усиливает притягательную силу религии.

Право на свободу совести и ее гарантии . Итак, мы выяснили, что в настоящее время в обществе преодолеваются догматические представления о сущности религии, а также предвзятое отношение к верующим. Гражданин самостоятельно решает: быть ли ему приверженцем атеистических (т. е. отрицающих религиозную веру) убеждений или религиозных; какой именно религии следовать; выполнять ли религиозные обряды или не выполнять; требуется ли ему для безусловного соблюдения моральных норм божественный авторитет или не требуется.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что свободный выбор этих решений касается духовной жизни гражданина, в том числе ее нравственного аспекта. Не случайно свобода такого выбора закреплена правом, получившим название права на свободу совести. Оно, так же как и право на свободу убеждений, мысли и слова, относится к гражданским правам и предполагает свободу религий и атеизма, отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия.

Значит, право на свободу совести нельзя понимать в буквальном смысле. У заядлого преступника, например, могут быть свои представления о добре и зле, его «совесть» может одобрить то, что, с точки зрения большинства людей, является несомненным злом. Поэтому свобода совести, понятая буквально, могла бы означать и «свободу бессовестности».

Подчеркнем еще раз, необходимо отличать морально-философское понятие «совесть» (способность личности к критической эмоционально-нравственной самооценке своих склонностей и поступков) от юридического понятия «право на свободу совести».

Последнее определяет прежде всего отношение человека к религии. В этой связи напомним, что свобода нравственного выбора рассматривается как возможность человека самому решать, придерживаться ли ему атеистических или религиозных взглядов на происхождение морали. Вместе с тем любой из вариантов решения предполагает признание норм морали в качестве единых, обязательных для выполнения общечеловеческих ценностей.

Мы рассмотрели общий смысл права на свободу совести.

Наиболее полно содержание этого права раскрывается в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Оно включает следующие свободы: а) принимать религию или атеистические убеждения по своему выбору; б) иметь религию или убеждения; в) менять религию или убеждения; г) исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком в учении, богослужении; д) отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; е) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей родителями или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями.

Итак, согласно международным стандартам прав человека, каждый может принимать, иметь, менять и распространять религиозные убеждения (как и атеистические). Не ущемляется ли это право в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви, утверждением светского характера системы государственного образования? Ведь в международно-правовых актах не содержится требований обязательного отделения церкви от государства! Не так ли?

Да, это так. Однако во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии. Он является ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести.

Последовательное проведение в жизнь данного принципа предполагает отделение церкви от государства и школы от церкви.

Иными словами, государство не вмешивается в дела религиозных организаций и не возлагает на них осуществление государственных функций, а религиозные организации не вмешиваются в дела государственных учреждений, в том числе государственных школ. Это позволяет достичь подлинного равноправия верующих и атеистов. В самом деле, разве интересы атеистов не были бы ущемлены с введением во все школы религиозного воспитания? Кстати, в тех странах, где существуют государственные церкви и религии, в той или иной степени затрудняется осуществление полного равноправия верующих и атеистов. Вот почему отделение церкви от государства и государственной школы от церкви рассматривается в качестве еще одной гарантии обеспечения права на свободу совести.

Для того чтобы не ущемлять интересы верующих, в законодательстве может предусматриваться два вида религиозного обучения: 1) в некоторых негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении; 2) факультативно по желанию граждан в любом учебном заведении.

Кроме того, во всех школах допускается преподавание религиоведческих дисциплин, имеющих информационный характер, без совершения религиозных обрядов. В процессе изучения этих дисциплин происходит знакомство с ролью различных религий, философий, мировоззрений в развитии культуры и нравственности. Тем самым прививается терпимость и уважение к людям, имеющим различные религиозные, атеистические или иные мировоззренческие убеждения. (Согласны ли вы с тем, что такое качество необходимо всем людям? Аргументируйте свой ответ.)

«Ну а правомерно ли религиозное или атеистическое воспитание детей без согласия родителей?» - поинтересуются некоторые из вас. И как быть, если, скажем, родители настаивают на религиозном обучении своего ребенка, а он, 14-летний подросток, сопротивляется этому, так как хочет иметь светское образование?

В международных актах закрепляется норма, согласно которой не допускается навязывание ребенку религиозного сознания или атеистических убеждений вопреки желанию родителей. Причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

Итак, свобода совести является одним из основных гражданских прав человека и означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.

    Основные понятия

  • Свобода совести.

    Термины

  • Религиозное верование.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое религиозное верование?
  2. Чем отличается религиозная вера от веры-интуиции?
  3. В чем притягательная сила религии?
  4. Раскройте гуманистический смысл религии.
  5. Что означает право на свободу совести? Объясните, почему его относят к группе гражданских, ограждающих прав.

Задания

  1. Л. Н. Толстой считал, что Бог есть идея, Бог есть любовь, но церковная обрядовость - это остатки идолопоклонничества, которые он высмеивал и отвергал (за что и был отлучен от официальной православной церкви). При всей неопределенности его конкретных представлений о Боге, он признавал моральные догматы учения.
  2. В своих «Воспоминаниях» А. Д. Сахаров писал: «Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви... В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

    Подумайте, противоречат ли размышления А. Д. Сахарова суждениям о наличии верующих особого склада. Аргументируйте свой ответ.

  3. В последнее время государственные средства массовой информации стали широко транслировать богослужения, передавать религиозные проповеди. Выскажите свое мнение, может быть, было бы более правомерно предоставить церкви, религиозным и атеистическим организациям возможность учредить свои, независимые средства массовой информации. Аргументируйте свой ответ.
  4. Недавно к директору одной из российских государственных школ пришла группа родителей с предложением ввести в старших классах религиозное образование и воспитание.

    Предположите, как поступил директор школы и почему.

  5. Вы разговариваете со своим сверстником. Он возмущается, что в учебных пособиях по гуманитарным дисциплинам слишком много, с его точки зрения, информации о религиях. «Зачем мне, атеисту, это надо? - спрашивает он.- Разве закон разрешает насильственно внедрять религиозное воспитание? Ведь государственная школа в нашей стране отделена от церкви».

    Назовите, какие дополнительные сведения вы должны получить от своего сверстника, прежде чем ответить на его вопросы. Что вы скажете ему в ответ?

Религия, свобода совести - это очень важные вопросы, непременно возникающие в социальном государстве. Как известно, основной ценностью и нашей страны, согласно Конституции 1993 года, является человек, его свободы и права. Поэтому тема, которую мы раскроем в этой статье, очень актуальна.

Прежде всего, определимся с основными понятиями. Свобода совести - это право каждого из нас верить в Бога согласно учению той или иной религии, выбранной нами самостоятельно, а также являться атеистом, то есть совсем не верить в него. Эта свобода особенно важна в странах, в которых установлена государственная религия, а значит и существует некоторое давление на человека, цель которого - заставить его эту религию принять. В других государствах, где нет такого давления, свобода является защитой для атеистов. В атеистических тоталитарных странах ей прикрывалась антирелигиозная пропаганда, всевозможные гонения на церковь.

Определения понятия "совесть"

Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками. Современные исследователи совесть определяют как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Понятие "свобода"

Можно выделить, рассматривая интересующее нас понятие "свобода", разные подходы к его осмыслению. В частности, Рене Декарт считал, что это автономность и произвольность воли. Свобода также может быть рассмотрена в идеальном и материальном смыслах. Материальная сторона ее означает свободу действий и является ограниченной физическими возможностями людей и воздействием законов природы на каждую личность. Идеальная сторона ее зависит в большей степени от свободы воли отдельного человека. Она ограничивается его нравственной позицией. Под свободой, таким образом, подразумевается возможность поступать в соответствии со своими целями, своей волей, а не по внешнему ограничению или принуждению.

Свобода совести - что это такое?

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Однако нас интересует свобода совести в юридическом аспекте. В 1993 году принята была Конституции РФ. В 28-й статье этого документа затрагивается этот вопрос. Нередко свобода совести в нем равнозначна вероисповеданию,она отождествляется также атеизмом или же с выбором между ними. Тем не менее совесть и свобода ее хотя и являются ядром религиозной нравственности, они не определяют ничем не ограниченного выбора между отрицанием Бога и верой в него. Совесть - душевное свойство, присущее каждому человеку вне зависимости от его признания или отрицания. Оно заключается во врожденном различении и познании добра и зла. Еще в младенчестве закладывается совесть, когда родители объясняют детям, что хорошо, а что плохо.

Нравственные нормы определяют этот наш внутренний регулятор действий. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении собственных чувств и мыслей. Если он поступает бессовестно, то обычно несет ответственность за это. Сначала она моральная, а затем может наступить и правовая. Совесть, являясь элементом нравственного сознания, служит для ориентации человека в мире правильных и неправильных поступков. Склонность к их оценке с точки зрения зла и добра - одна из главных черт натуры человека.

Понятие свободы совести в Конституции РФ

В 28-й статье Конституции РФ понятие "свобода вероисповедания" оценено как равнопорядковое рассмотренному выше понятию "свободы совести", однако не равнозначное ему. В 52-й статье Коституции СССР, принятой в 1977 году, свобода совести и вероисповедания в значительной степени приравнивались как понятия. Эта статья гарантировала гражданам право самостоятельно выбирать, исповедовать им или нет ту или иную религию. Она также предоставляла возможность вести антирелигиозную пропаганду и отправлять различные культы, защищая тем самым "свободу совести". Это же повторяется и в 50-й статье Конституции РСФСР, принятой через год. При изменении данного документа в 1990 году уже отмечается, что гарантируется свобода вероисповеданий и совести.

"О свободе вероисповеданий"

Закон РСФСР, принятый в 1990 году, 25 декабря, носит название "О свободе вероисповеданий". Необходимость в нем связана была главным образом с религиозной многообразностью, которая сложилась исторически на территории нашей страны. Православие, протестантство, католичество, буддизм, ислам, иудаизм, а также разнообразные секты этих и других религий, которые имеют своих приверженцев, являются конкретными вероисповеданиями. При этом приобщение к тому или иному из них - это реализация свободы вероисповедания. То есть она означает право граждан на выбор религиозного учения, а также беспрепятственного отправления обрядов и культов, определенных им. Эта свобода, таким образом, уже свободы совести по содержанию. В субъективном смысле, как право человека, является равнозначным ей понятие свободы религии.

Можно выделить следующие составляющие в свободе вероисповедания: равноправие всех религий, а также верующих и равенство их перед законом, отсутствие дискриминации граждан по религиозному признаку, возможность менять религию, исповедовать любую из них, отправлять различные религиозные обряды.

Соотношение свобод совести и вероисповедания

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свобода совести и вероисповедания соотносятся как видовое и родовое понятие, как частное и общее. Обе они предполагают, что никакая власть - ни духовенство, ни государство - не имеют права вмешиваться в религиозную жизнь отдельного человека.

Обеспечение защиты прав на свободу вероисповедания

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты - дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия.

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Как мы уже отмечали, в 1990 году принят был закон "О свободе вероисповеданий". Однако это не единственный федеральный закон о свободе совести. Расскажем еще об одном очень важном документе.

В 1997 году, 26 сентября, появился закон "О свободе совести и о религиозных о религиозных объединениях". Он состоит из 3-х разделов. Первый из них - это общие положения, во втором рассматриваются религиозные объединения, а в третьем - условия деятельности и права религиозных организаций. Самые важные принципы, освещенные в первом разделе, следующие:

1) Равноправие граждан вне зависимости от того, какое у них отношение к религии.

2) Должно обеспечиваться равенство перед законом религиозных организаций.

3) Существование особых законодательных актов, которые обеспечивают реализацию в стране свободы вероисповедания, а также устанавливают ответственность за нарушения их.

4) Система государственного образования имеет светский характер.

В 3-й статье этого закона можно найти принцип свободы вероисповеданий, то есть право любого гражданина выбирать, распространять и иметь любые атеистические и религиозные убеждения, а также действовать в соответствии с ними, но при одном условии - следует соблюдать законы нашей страны. В дальнейшем уточняется, что равноправие не допускает ограничения прав или же установления тех или иных преимуществ, зависящих от отношения к религии человека. Также недопустимым является возбуждение ненависти или вражды в связи с этим и оскорбления граждан.

Религиозные объединения, таким образом, от государства отделены. Этот принцип предполагает невмешательство его должностных лиц и органов в вопросы, которые определяют отношение к религии, а также во внутреннюю деятельность различных религиозных объединений, конечно, если она не нарушает законы страны. Гражданская власть не должна финансировать религиозные организации. Это же касается и деятельности в сфере пропаганды различных убеждений. Религиозные объединения, в свою очередь, в дела государства вмешиваться не могут. Они не имеют права участвовать в выборах органов управления и власти, влиять на деятельность различных политических партий. Однако служители данных организаций могут участвовать в политической деятельности, как и другие граждане и наравне с ними.

В этом законе четко указано, что государственное образование имеет светский характер. Доступ к нему на его основе предоставляется всем одинаково как неверующим, так и верующим. Государственное образование не должно преследовать цели формирования того или иного отношения к религии. Следовательно, в учебных заведениях религиозная проповедь, катехизация, обучение Закону Божьему недопустимы. Тем не менее изложение истории религии, а также ее роли в жизни человека и общества не исключается. Недопустима в равной мере и атеистическая пропаганда, целенаправленное и сознательное формирование у учащихся атеистических убеждений. Получение религиозного образования, а также обучение вероучению той или иной религии возможны лишь на основе внегосударственной. Региональные организации с данной целью могут создавать специализированные учебные заведения, открывать группы для детей и взрослых и т. д. Для атеистических организаций подразумеваются аналогичные права, хотя в законе они и не прописаны. Должно быть выражено в общеобразовательных программах отношение взаимного уважения и терпимости между гражданами, которые исповедуют и не исповедуют те или иные религии. Перед законом все они равны, и ни одна не должна пользоваться ограничениями или преимуществами. В вопросах убеждений и веры государство нейтрально.

Второй раздел данного закона регулирует право на религиозную деятельность и убеждения. В 7-й статье предусмотрено право менять, иметь и выбирать религиозные убеждения, распространять и высказывать их в печатной, устной и любой иной форме, совершать беспристрастно религиозные обряды, исповедовать любую религию, вступать добровольно в различные религиозные объединения, а также выходить из них. В 8-й статье (закон "О свободе совести...") последние определены как добровольные объединения достигших совершеннолетия граждан, которые образуются для осуществления права на свободу вероисповедания. В 11-й статье закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано, что они обретают права юридического лица после регистрации их устава в Министерстве Юстиции или же в его органах, функционирующих на местах. В 14-й статье определено, что прекратить деятельность того или иного религиозного объединения можно либо по решению собрания его учредителя или его образовавшего съезда, либо в случае его распада (самоликвидации), либо по решению суда.

Религиозные объединения также могут осуществлять благотворительность и милосердие, миссионерскую деятельность, религиозное воспитание и обучение, подвижничество в скитах, монастырях и т. д., паломничество, а также иные виды деятельности, соответствующие вероучению и предусмотренные положением (уставом) данного объединения. В третьем разделе регулируются финансовые и имущественные правоотношения этих организаций. Принципы, сформулированные в данном законе, закреплены в Конституции РФ.

Отрицательная сторона закона

ФЗ "О свободе совести..." имеет и отрицательную сторону. Религиозной организацией в нем признается лишь та, у которой есть подтверждение ее существования на этой территории не менее 15 лет, которое было выдано местными органами самоуправления; либо выданное указанной организацией подтверждение о его вхождении в состав централизованной религиозной организации. Однако не все из них могут доказать сегодня свое существование в этом периоде, необходимо учесть и то, что в стране до 1991 года велась атеистическая политика, так что многие религиозные организации возникли совсем недавно. Поэтому возможны определенные трудности для регистрации той или иной религиозной организации, а следовательно, и новое проявление бюрократизма. Также можно сделать вывод о том, что закон "О свободе совести и религиозных объединениях" фактически лоббирует православие, поскольку многие годы именно оно было единственной в стране разрешенной религией. Может возникнуть ситуация, при которой, не признавая иные религиозные направления, органы местной администрации могут их запрещать со ссылкой на пункт в нем. Таким образом, законодательство о свободе совести целесообразно было бы пересмотреть, поскольку складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, этот закон далек от совершенства. Российская Хельсинская группа, более того, ратует за его отмену. Представители ее считают, что таким образом нарушается свобода совести в России.

Однако данный закон, несмотря на это, функционирует и по сей день. В правительстве РФ была создана и работает вот уже несколько лет группа по анализу предложений по его совершенствованию, поступающих из регионов страны.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют "господствующим" в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их - важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Новые поправки к закону

24 июля 2015 года вступили в силу очередные поправки, которые были внесены в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". Отныне религиозной группой считается добровольное объединение граждан, которое уведомило в обязательном порядке о своей деятельности Управление Министерства юстиции, а также предоставило сведения о своих руководителях, местах совершения богослужения, основах вероисповедания. В предыдущей редакции сообщать о начале деятельности было не обязательно. Также была поставлена точка в вопросе о том, нужна ли лицензия при организации курсов катехизации, воскресных школ и др. Согласно новой поправке в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", религиозное воспитание и обучение религии образовательной деятельностью не являются, следовательно, в лицензии нет необходимости.