Статьи доходов и расходов рф. Бюджет доходов и расходов предприятия (образец)


Бюджетный процесс - это построение бюджета компании на определенный период времени. Участниками бюджетного процесса являются финансовый комитет, руководство компании, центры финансовой ответственности. Процесс ежегодного составления бюджета должен быть задокументирован, а задачи, назначения ответственных и сроки должны быть четко прописаны.

Бюджетный процесс опирается на точную систему классификации затрат, расходов и доходов. При этом необходимо различать термины «затраты» и «расходы». Для целей бухгалтерского и налогового учета ЗАТРАТЫ относятся к бизнес-активам, и они отражены в балансе. РАСХОДЫ относятся к коммерческому ДОХОДУ, и они показаны в отчете о чистой прибыли (прибыли и убытках).

Используя данные, генерируемые учетной системой, бюджеты могут быть разработаны для каждого подразделения на различных уровнях. Различные подразделения в рамках бизнеса могут быть определены как центры прибыли, центры затрат или дохода и т.п., т.е. как центры финансовой ответственности (ЦФО). Бюджеты используются в качестве инструмента управления для измерения эффективности деятельности ЦФО. Эффективность измеряется тем, насколько фактические цифры отклоняются от предусмотренных в бюджете сумм.

Существуют различные способы бюджетные классификации затрат, классификации расходов и доходов в зависимости от их отношения к выпуску продукции, а также в зависимости от контекста, в котором они используются.

Контролируемые и неконтролируемые затраты

При использовании бюджетов для расчета показателей эффективности, важно различать контролируемые и неконтролируемые затраты. Менеджеры не должны нести ответственность по неконтролируемым затратам. Следовательно, в типичном бюджете будет отображаться доход от продаж в виде прогноза и переменные затраты, связанные с этим уровнем продаж. Разница между доходом от продаж и переменными затратами - это маржа или маржинальная прибыль. Затем из маржинальной прибыли вычитаются постоянные затраты для получения показателя операционного дохода. В результате, менеджеры и центры финансовой ответственности (ЦФО) оцениваются на основе тех затрат, которые они, как ожидается, будут контролировать.

Постоянные и переменные затраты

Два основных типа затрат, которые существуют на предприятии - это постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты не зависят от выпуска продукции, в то время как переменные затраты зависят от него. Постоянные затраты иногда называются накладными расходами. Они производятся независимо от того, изготовляет ли фирма 100 единиц продукции или 1000 единиц продукции. При составлении бюджета статьи постоянных затрат могут включать в себя арендную плату, амортизацию и заработную плату руководителей. Накладные расходы на производство могут включать такие статьи затрат, как налоги на имущество и страхование. Эти постоянные издержки остаются неизменными, несмотря на изменения в объеме производства.

С другой стороны, переменные затраты колеблются в прямой пропорции к изменениям в объеме производства. В бюджетной классификации затрат на производство затраты на рабочую силу и материалы обычно являются переменными затратами, которые возрастают по мере увеличения объема производства. Требуется больше труда и материала для производства большего объема продукции, поэтому стоимость рабочей силы и материалов изменяется в прямой зависимости от объема выпуска.

Для многих компаний в сфере услуг традиционное разделение затрат на постоянные и переменные не работает. Как правило, переменные затраты определяются главным образом как «труд и материалы». Однако в сфере услуг рабочая сила обычно оплачивается контрактом или управленческой политикой и, таким образом, не зависит от производства. Следовательно, для этих компаний это постоянная, а не переменная стоимость. Нет жесткого и твердого правила о том, какая категория (постоянная или переменная) подходит для конкретных расходов. Например, стоимость офисной бумаги в одной компании может быть накладной или постоянной стоимостью, поскольку бумага используется в административных офисах для выполнения административных задач. Для другой компании эта же офисная бумага может быть переменной стоимостью, потому что бизнес производит печать как услугу для других предприятий. Каждая компания должна определять на основе собственных нужд, является ли расход постоянной или переменной стоимостью для бизнеса.

В дополнение к переменным и постоянным затратам некоторые из затрат считаются смешанными . То есть, они содержат элементы постоянных и переменных затрат. В некоторых случаях расходы на надзор и проверку рассматриваются как смешанные.

Прямые и косвенные затраты

Прямые затраты аналогичны переменным затратам. Их можно непосредственно отнести на производство продукции. В системе оценки запасов, называемой директ-костинг, только те затраты, которые непосредственно зависят от объема производства, относятся на продукцию по мере ее производства. Стоимость инвентаря представляет собой сумму прямого материала, прямой рабочей силы и всех переменных производственных затрат.

С другой стороны, косвенные затраты аналогичны постоянным затратам. Они напрямую не связаны с объемом выпуска. Косвенные затраты на заводе-изготовителе могут включать зарплату руководителей, косвенные затраты труда, поставки, налоги, коммунальные услуги, амортизацию на здания и оборудование, аренду заводов, расходы на инструменты и расходы на патенты. Эти косвенные затраты иногда называют производственными накладными расходами.

В рамках системы учета, известной как калькуляция полной себестоимости, все косвенные затраты на производство, а также прямые затраты включаются в определение стоимости запасов. Они считаются частью стоимости производимой продукции.

Таким образом, бюджетная классификация затрат может опираться как на разделение затрат на постоянные и переменные, так и на прямые и косвенные.

Доходы бюджета и расходы бюджета: классификация статей расходов и доходов бюджета

Статьи доходов бюджета – это планируемые поступления от продаж товаров и услуг. Бюджет доходов от продаж может быть построен, исходя из ожиданий, сколько товаров и услуг компания планирует продать, а также от количества клиентов. Он также включает цену, которую компания будет взимать за свои товары и услуги.

Что касается классификации расходов бюджетов, то почти все статьи расходов бюджета отражаются либо в операционном бюджете, либо в капитальном бюджете. Однако периодически могут возникать некоторые внебюджетные расходы.

В бюджетной классификации расходов операционные расходы представляют собой расходы на обычные бизнес-операции. Например, операционные расходы бюджета могут включать расходы на зарплату, страхование, аренду помещений, электричество или договоры на техническое обслуживание.

Термин «капитальные расходы» относится к расходам, которые увеличивают стоимость имущества и оборудования, принадлежащего бизнесу. Закупки основных средств, например, являются капитальными затратами. В результате эти активы становятся частью базы активов организации, следовательно, они увеличивают балансовые счета активов. Компании обычно планируют и управляют капитальными расходами в капитальном (инвестиционном) бюджете. Элементы в капитального (инвестиционного) бюджета не отображаются в операционном бюджете.

Рисунок 1. Пример классификации бюджетных статей в программе «WA: Финансист».

Программный продукт WA: Финансист является гибким инструментом бюджетирования и позволяет проводить любую классификацию бюджетных статей из указанных выше. При этом важным разделителем является тип статьи: статья бюджетирования (для бюджетов доходов и расходов и бюджета по балансовому листу) и статья ДДС (для бюджетов движения денежных средств).

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит

Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит

Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр

Этапы бюджетного процесса : – бюджетное прогнозирование; – составление бюджета – рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

– исполнение бюджета в течение бюджетного года; – анализ и контроль исполнения бюджета.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей:распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей; формирования совокупных доходов и расходов - формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей; формирования бюджета денежных средств - в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета

Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации Статья 20. Классификация доходов бюджетов

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета

Статья 21. Классификация расходов бюджета Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Статья 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;средств целевых иностранных кредитов (заимствований);добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ Статья 39. Формирование доходов бюджетов Статья 40. Зачисление доходов в бюджет Статья 41. Виды доходов бюджетов Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 47. Собственные доходы бюджетов

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТОВ Статья 65. Формирование расходов бюджетов Статья 69. Бюджетные ассигнования Статья 70. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд Статья 73. Реестры закупок Статья 74. Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий Статья 74.1. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг Статья 78.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности Статья 81. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)

Перед вами стоит задача построить доходный бизнес? Вам не обойтись без разработки последовательной политики бюджетирования!

В высококонкурентном мире бизнеса не всегда побеждает самый сильный. Очень часто победителем становится самый последовательный предприниматель, который умеет грамотно планировать свои доходы и расходы, оперировать не пространными гипотезами, а четкими, обоснованными планами, составленными с помощью эффективных инструментов. Одним из важнейших управленческих инструментов является БДР.

БДР – это бюджет доходов и расходов, составляющий основу бюджетной политики коммерческой компании и позволяющий предприятиям решать множество операционных задач.

Структура БДР

Ясно из названия, что в БДР входят такие фин. показатели как расходные статьи, доходные статьи и, соответственно, прибыль. Современные финансисты рассматривают БДР не только как финансовый инструмент, но скорее как комплексный способ управления и оптимизации процессов внутри бизнеса. Проще говоря, именно БДР помогает разбираться в реальном положении вещей на предприятии, нормировать расходы ресурсов, производить перспективное планирование и оценку экономики предприятия.

Поэтому БДР включает в себя следующие статьи по доходу и расходу:

Статьи доходов:

  • Выручка от основной деятельности;
  • Выручка от любых других типов экономической деятельности.

Статьи расходов:

  • Затраты производственного типа;
  • Все остальные затраты периода.

Фактически, если говорить о БДР как об управленческом инструменте с некоей глобальной ролью, то в первую очередь следует отметить, что на основании составленного БДР можно спрогнозировать результат всей деятельности компании (естественно в рамках периода бюджетного планирования). При этом еще раз заострим внимание на том, что БДиР позволяет предприятиям управлять своими доходами и расходами, а значит – увеличивать прибыль.


Для начала отметим, что детализация БДР и даже состав статей, включенных в этот вид бюджета, могут существенно различаться в зависимости от вида деятельности организации, политики в области учета или просто оперативных задач.

По идее, если мы составляем БДР, значит, мы хотим не только зафиксировать некоторые величины доходов и расходов, а планировать, учитывать и оптимизировать фин. состояние нашей организации. Поэтому при составлении бюджета по доходам и расходам рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

  • Рассчитайте расходы;
  • Рассчитайте доходы;
  • Определите норму прибыли и ищите способы ее увеличивать.

Если по расчетам расходов и доходов все в принципе понятно, поскольку зависит от конкретных условий на предприятии и его финансовых задач, то на планировании прибыли стоит остановиться подробнее.

Когда мы говорим про определение нормы прибыли, имеется в виду задача, которая позволит нам установить приблизительный норматив между доходом и расходом, который в конечном итоге приведет нас к возникновению прибыли как таковой и исключит возможность убытка.

Понятно, что прибыль – это основной (если не единственный) драйвер роста предприятия, включающий любые вопросы финансирования – от расширения производства, до увеличения географической представленности предприятия. Поэтому, когда мы используем деньги, чтобы делать деньги, – деньги должны как можно скорее возвращаться. Эта задача и решается планированием нормы прибыли.


Безусловно, увеличение прибыли связано с внутренней оптимизацией и поиском рациональных решений, которые в целом повысят конкурентоспособность предприятия. Эти решения могут касаться не только снижения, допустим, прямых производственных издержек, или минимизации каких-то налоговых вопросов, но и уходить гораздо дальше в область дробления бизнеса, аутсорсинга, новых технологий и прочих управленческих решений.

Говоря про способы получения максимальной прибыли, не лишним будет отметить, что экономия – это не всегда хороший путь увеличения прибыли. Наоборот, зачастую именно правильное инвестиционное использование накопленной прибыли приводит к финансовому успеху. Но это другая тема.

Бюджетирование в Excel и форма БДР в Excel

БДР, как правило, составляют в качестве простой таблицы в Excel или программе учета. Специализированные программы для учета данных имеют больше возможностей, чем стандартный набор функций Exel. В особенности специальное программное обеспечение превосходит статичные таблицы возможностью оперативного получения новых данных в автоматическом режиме.

В принципе, табличный бюджет позволяет решить все необходимые задачи, хотя требует несравнимо большего количества ручных операций. Последовательно в таблицу, то есть в БДР, вносятся все показатели по затратной и доходной частей, из которых формируются показатели прибыли. На основе этих данных принимаются последующие управленческие решения.

Отметим, что для БДР не существует какой-то определенной формы, поэтому у каждого предприятия его формат будет отличаться. Естественно, предприятию предпочтительнее использовать собственную систему статей (из реальной жизни), которой оно оперирует, и, главное, может управлять. Глупо вставлять в БДР статью на модернизацию производственных комплексов, если бизнес в принципе не предусматривает их использование.


Сегодня Интернет изобилует примерами различных бюджетов доходов и бюджетов расходов, поэтому каждый может выбрать образец отвечающим собственным нуждам. Еще более простой путь – использование в качестве основы форму отчета о прибылях и убытках, расширив детализацией статей дохода и расхода конкретной организации.

При этом важно помнить, что при составлении БДР не стоит гнаться за сложностью бюджета. Наоборот, бюджет для планирования прибыли должен быть сформирован таким образом, чтобы управленческая команда бизнеса могла с ним работать. Бывали случаи, когда бизнес заказывал разработку БДР у специализированной компании, а в итоге получал вместо понятного бюджета «трехэтажный» документ, не применимый на практике. Поэтому при выборе формы бюджета и его составлении, крайне важно оставаться максимально близко к реалиям собственного бизнеса.

Отличия БДР от БДСС

Следующим важнейшим бюджетом внутри любой компании является БДДС (движения ден.средств). О его функциях и задачах подробно рассказано в соответствующей статьей. Но в рамках рассмотрения бюджета доходов и расходов, необходимо заострить внимание на разнице между БДР и БДСС. Их ключевое различие заключается в целях, для достижения которых они формируются.

Как мы отметили ранее, БДР ведется для планирования прибыли за бюджетный период, а БДСС – для оперативного управления распределением денежных средств. То есть БДСС отражает всю деятельность организации в части движения денег, и благодаря этому появляется возможность управления движением денежных потоков.