Родительская суббота в году какого числа. Православные в декабре отметят сразу несколько значимых церковных дат


Родительский день или, как его еще называют, Радоница (Радуница) представляет собой весенний церковный православный праздник особого поминовения умерших. По , Радоница является одним из самых главных поминальных дней, когда принято посещать кладбища, где находятся могилы родных и близких.

Это день светлой памяти и, как ни странно, радости, ведь радость эта за рождение усопших в новую жизнь – жизнь вечную. Чтобы вовремя подготовиться к этому православному празднику, нужно знать, какого числа отмечается родительский день в 2017 году .

Когда празднуется поминальный родительский день

Всего родительских дней в году восемь и семь из них приходятся на субботу и поэтому их называют родительскими субботами. Но есть среди родительских дней самый главный, самый важный праздник поминовения почивших (Радоница), который всегда выпадает на вторник.

У праздника Радоницы нет «своего» числа, он всегда отмечается в разное время, в зависимости от того, на какую дату приходится . На вторую неделю, а, если быть точнее, через девять дней после Светлого Воскресения Христова, во вторник, наступает день поминовения усопших – первый родительский день после праздника Светлой Пасхи.

Поминальные дни крайне важны для всякого православного христианина. Их называют еще «родительскими», чтобы мы помнили о необходимости заботиться о душах наших предков.

Нужно обязательно знать даты всех поминальных дней, чтобы не упустить возможность вовремя вспомнить и помянуть своих умерших близких, родных и знакомых, сходить на кладбище и прибраться на могиле.

История и обычаи праздника главного родительского дня

Как гласят свидетельства Иоанна Златоуста, праздник этот отмечался христианами еще в древности. Само название – Радоница – привилось нам от общеславянского весеннего языческого праздника с непременным поминовением усопших, который назывался Радаваницами, Могилками, Тризнами, Навьим днем.

Слово «радоница» происходит от «радость» и «род», к тому же, праздник этот занимает почетное место сразу после празднования Светлой пасхальной недели и, можно сказать, обязывает православных христиан не слишком углубляться в печаль по умершим, а радоваться их вечной жизни вместе с Господом Богом.

Весь христианский мир празднует Христово Воскресение, Его победу над земной смертью, а затем, спустя девять дней, верующие отмечают возрождение к новой жизни своих предков, родных и близких, поминая их в особый день – Радоницу. Воскресение Христа, как победа над смертью, вытесняет печаль о разлуке с близкими и поэтому на девятый день от Пасхи мы, как сказал митрополит Антоний Суржский:

«…с верой, надежной и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Что нужно делать в родительский день

Довольно большое количество народу посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи. Многие, к сожалению, придерживаются кощунского обычая сопровождать посещения умерших пьяным диким разгулом. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать усопших.

Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, остро противоречит установлениям Церкви: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

Как и многие православные священнослужители, священник Валерий Числов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском кладбище Челябинска, предостерегает от необдуманных поступков и от прочих действий, совершенных по незнанию в праздник Радоницы:

«Следует помнить, что кладбище - это место, где следует вести себя с благоговением, Печально видеть, как некоторые люди пьют там водку и поют мирские песни. Кто-то крошит на могильный холм хлеб и яйца, льёт спиртное. Устраивают порой настоящий разгул. Всё это напоминает скорее языческие тризны и неприемлемо для христиан. Если уж мы взяли на кладбище еду, лучше раздать её нищим. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным»

Придя на кладбище в праздник Радоницы, нужно зажечь свечку и совершить литию (усиленно помолиться). Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего.

Не нужно пить и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм – эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным.

Как поминать почивших

Молитва за усопших родственников и близких – самое главное и самое большое, что мы можем сделать для отошедших в мир иной. Ни в гробе, ни в памятнике почивший, по большому счету, не нуждается – это лишь благочестивая дань традициям.

Простой деревянный или металлический крест более приличествует могиле истинного православного. Но душа усопшего испытывает огромную потребность в нашей непрестанной молитве. Святитель Иоанн Златоуст писал:

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

А особенную помощь усопшим оказывает поминовение их в Церкви.

Реклама

День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) был установлен после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году. Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех "от века (с начала времен) усопших" христиан.

Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года. Как и в другие родительские субботы, утром совершаются заупокойная Литургия и панихида. Накануне вечером служится Великая панихида — Парастас.

Родительская суббота - особый день в православном календаре, когда принято вспоминать ушедших из жизни близких и совершать молитвы им в помощь. В первую очередь покойных родителей, а после и остальных дорогих сердцу людей. Уважительное отношение к родителям в христианских семьях должно формироваться у ребенка в самого детства.

Только в таком случае у уже повзрослевшего человека будет верное и полное понимание пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою», на которой в своей тематической проповеди акцентирует внимание отец Августин.

Основной смысл «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

Издавна считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Димитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Димитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие. Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Димитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Димитриевской родительской субботе это не относится.

Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться. Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Первой родительской поминальной субботой 2017 года определяется дата 18-го февраля. В этот день церковный устав предусматривает совершение богослужения вселенской мясопустной субботы . Название этого поминального дня указывает на время поминовения - последняя суббота перед святым Великим постом, в которую разрешено употребление продуктов питания животного происхождения. После недели мясопустной начинается сырная седмица, а затем верующие вступают в святую Четыредесятницу.


Великим постом в 2017 году усопшие поминаются три раза. Устав отводит для этого субботы середины Четыредесятницы (в частности 2-ю, 3-ю и 4-ю). Самый строгий православный пост подразумевает молитву не только о личном спасении души, но и поминовение умерших людей. Родительские субботы, приходящиеся на Четыредесятницу , 2017 года выпадают на 11-е, 18-е и 25-е марта соответственно.


Одним из самых известных поминальных дней в считается Троицкая родительская суббота. В этот день в православных храмах совершается поминовение всех умерших от века православных христиан, а кладбища как никогда полны народом. В 2017 году Троицкая родительская суббота выпадает на 3-е июня (уже на следующий день в воскресенье Церковь торжествует в честь праздника святой Живоначальной Троицы).


Осенью 2017 года совершается служба Димитриевской родительской субботы . Этот поминальный день выпадает на последнюю субботу перед чествованием великого христианского великомученика Димитрия, названного Солунским. В 2017 году Димитриевская суббота определена календарем на 4-е ноября.


Особо стоит сказать и о других значимых родительских днях 2017 года, которые не выпадают на субботы. Прежде всего, это поминовение усопших в постпасхальный период. 25-го апреля на девятый день после Пасхи в 2017 году отмечается Радоница - время, когда после пасхальной радости православные люди молитвенно поминают умерших (выпадает всегда на вторник).


Другой поминальной датой является 9-е мая . Сама дата указывает на молитвенное поминовение воинов и особую честь, воздаваемую героям - участникам Великой Отечественной войны. Евангелие ясно говорит о том, что высшим подвигом любви является жертвенное заклание своей жизни ради ближнего.


Российское государство определило еще один значимый день для поминовения воинов, который вошел в церковную богослужебную практику. 15-го февраля вспоминаются воины- . Этот день в 1989 году ознаменовался выводом российских войск из Афганистана. Православная Церковь в России совершает особые поминальные службы 15-го февраля в память о почивших. Несмотря на то, что этот день календаря отмечен великим двунадесятым праздником Сретения Господня, во многих православных приходах по окончании литургии совершаются последования панихиды, где на заупокойных ектиньях вставляются специальные прошения о погибших воинах-интернационалистах.

Знать дату Родительского дня необходимо каждому христианину, кому небезразличны его умершие родственники, друзья, также знакомые. Даты ежегодно смещаются, вот ежегодно люди и обновляют себе календари. Итак, какого числа Родительский день в 2017 году?

Родительский день

Для православных считается важнейшей датой. Не праздник, который можно отметить весело, не важное мероприятие, обязательное для посещения. Он считается более личным, ведь у каждого из людей есть умершие родственники, также друзья или знакомые. Жизнь скоротечна, правда в христианстве верят в бессмертие души и загробную жизнь. Считается, что через молитвы живые могут помочь умершим. Найти дорогу, ободрить их, попросить Всевышнего дать им покой.

Когда же будет для 2017 года ? И почему собственно, такие дни называют «родительским»? Чтобы точно вычислить дату мероприятия, нужно вспомнить Пасху. Вот она идет 16 апреля, далее нужно отсчитать ровно 9 дней после нее. Тогда Родительский день придется на 25 апреля.

История поминального дня

У данного события есть много разных традиций, обычаев. Например, принято посещать кладбища, вспоминать всех умерших близких. Не обязательно только родителей, а всех близких, друзей, даже знакомых, кто успел при своей жизни оставить след и живет теперь в памяти, сердцах.

Нельзя заниматься обычными делами, решать бытовые вопросы. Дата посвящена только умершим. Можно обсуждать их, вспоминать какие-то случаи, в народе обычно говорят: «поминать лишь добрым словом».


Поминальный день еще называют Радоница. Это более древнее, первое название. Когда-то Радоницу называли по имени Радуницы – бога, который у славян считался защитником, охраняющим души у умерших людей. Бог был им проводником, помогал отыскать быстрее вечный покой. За это живые язычники почитали бога, благодаря за постоянный нелегкий труд. И просили к ним быть таким же милостивым и внимательным, когда придет уже их время.

Да, у Родительского дня глубокие корни, уходящие еще в языческие времена, когда люди поклонялись и силам природы, и обожествляли окружающий мир, пытаясь объяснить себе, как он устроен. Солнце, Луна, казались им живыми божествами, времена года тоже имели свои личности. Многих богов пытались задобрить, приносили разные жертвы и дары. Пасха, например. Ведь язычники проводили много ритуалов, пытаясь вызвать весну и проводить зиму, чтобы она быстрее ушла.

Бог Радуница тоже получал благодарности, ему готовили вкусные, разнообразные яства. Подобная традиция вместе с древним именем сохранилась, единственное, приготовленные яства люди раздают потом нуждающимся. Родительский день по встречают с вкусными, пышными куличами, разнообразными пирогами, угощая всех нищих, обездоленных. Испеченные блюда также берут и на кладбища, потом оставляют их рядом на могилах, кого посетили из родственников, друзей.


Кстати, поминальный день вовсе не считается грустным или траурным мероприятием. Люди угощают нищих, подбадривают окружающих и улыбаются. Это скорее светлый, даже радостный праздник, наполненный воспоминаниями и рассказами о близких. День, когда их души обрели желанный покой. Считается, что живым наоборот, отмечая Радоницу нельзя плакать, наоборот радоваться. Тогда умершие души перестанут беспокоиться о живых и смогут продолжить свой путь там, за гранью и обретут покой. Ведь связь между близкими остается, неважно, умер кто-то или еще жив.

Традиции для родительского дня

Церковь предупреждает: нельзя таскать на кладбище множество вкусных блюд и никаких спиртных напитков. Некоторые частенько перебарщивают, устраивая практически пикник среди могил. Нет, так умершим нельзя помочь в обретении покоя. Скорее это праздник живых, чревоугодие с распитием спиртного. Истинное поминание: угостить нищих и обязательно читать молитвы. Посетить кладбище, оставить немного сладостей. Все.


Хозяйкам печь куличи, затем , кроме этого никакой бытовой работы. С утра же прихожане обязательно посетят церковь, поучаствовать в специальной поминальной литургии. Когда возможности такой нет, можно поставить особую, священную свечу, прочесть молитвы, посвящая их душам всех умерших родственников, близких, знакомых, друзей. После чего приготовить вкусности и обязательно посетить кладбище. Важно идти к могилам в компании близких, друзей или родственников, одиночные посещения не приветствуются.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».