Освещение в дизайне. Основы дизайна интерьера: свет


Тщательно продуманный дизайн освещения должен не просто преображать интерьер, но обеспечивать комфорт и сохранение здоровья обитателей дома. На этапе создания проекта учитываются самые разные нюансы.

Виды освещения и их функции

Существует два основных вида источников света:

  • естественные – природные;
  • искусственные – технические устройства всевозможных конструкций.

Интенсивность естественного освещения напрямую связана с временем суток, зависит от времени года, географического местоположения и атмосферных явлений. Естественный свет – наиболее оптимален, с точки зрения физиологии и жизнедеятельности. Но его недостаточно для полноценного функционирования. Именно поэтому столь серьезное внимание уделяется планированию искусственно созданного дополнительного освещения. К нему относятся лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные устройства.

Основные варианты искусственного освещения:

  • общее;
  • акцентированное;
  • рабочее;
  • комбинированное.

Общее освещение

Это наиболее распространенный вид, без которого не обходится ни одно помещение. Свет исходит сверху и равномерно распространяется по всей комнате. Самый яркий пример – люстра в центре потолка. Она не дает световой фигуры с четкими краями, которую можно явственно различить на полу или на стене.

Общее освещение можно разделить на:

  • направленное – наиболее распространенный вариант. Он характеризуется созданием единого светового пятна. Его можно организовать, используя открытые светильники в форме конуса, полусферы, усеченного шара, куба, трапеции, цилиндра, прямоугольника;
  • непрямое – образуется путем отражения света от стен или потолка;
  • рассеянное – свет рассевается сквозь матовое стекло или бумажный абажур шарообразной формы. Он не напрягает глаза и является наиболее комфортным для человека. Лучи распространяются равномерно под углом до 360 градусов. Это происходит благодаря использованию непрозрачных закрытых плафонов;
  • смешанное – образуется благодаря особой форме полупрозрачных светильников с открытым верхом и низом. Эти современные модели все чаще применяют при оформлении квартир или офисов. Свечение исходит со всех сторон – пробивается сквозь стенки, отражается от потолка и стен, падает сверху прямым световым пятном. Такой способ наполнения пространства светом является наиболее продуктивным.

Акцентное освещение

Акцентное или местное освещение используют для выделения определенных участков. Его основная функция – привлечение внимания к отдельным объектам или зонам в помещении. Оно может нести чисто декоративную нагрузку – подсветка картины, скульптуры или иметь практическое значение. С помощью точечных включений мы можем безопасно передвигаться по лестнице, ориентироваться в темном шкафу, отыскивать нужные предметы на прикроватной тумбочке. Акцентное освещение позволяет играть с пространством, выхватывая из темноты ту или иную зону, наделяя их главным значением в зависимости от их использования. На время ужина подсвечивается столовая группа. Затем мы перемещаемся на диван, чтобы почитать в тишине или напротив, поболтать с домочадцами. В многофункциональных помещениях, к примеру, в однокомнатных квартирах или студиях, такой способ подсветки просто необходим. Он позволяет заниматься своими делами, не мешая друг другу. Для создания акцентов используют торшеры, настольные лампы, потолочные подвесные устройства, бра, точечное освещение, светодиодную ленту.

Различают три вида акцентного освещения:

  • резкое – образование яркого пятна с четко очерченными краями. Свет не рассеивается, пространство за пределами луча погружено во тьму. Такой прием используют в театре, когда выделяют лишь небольшой участок, на котором происходит действие. Часто его используют, чтобы сконцентрировать внимание на объекте. Он подойдет для того, чтобы подчеркнуть красоту коллекционных предметов в стеклянных витринах, выделить выразительные архитектурные элементы – колонны, барельефы, арки. Луч может быть направлен вверх, вниз или прямо на объект под углом 30 градусов;
  • смягченное – создается при помощи светильников, снабженных регулятором мощности. Позволяет эффектно, но ненавязчиво выделять необходимые детали. Очевидные плюсы – достижение менее драматичной атмосферы и экономия электроэнергии;
  • мягкое – организуется для фокусирования внимания на предметах, которым вреден яркий свет – картины и другие предметы искусства. Формируется при помощи матовых абажуров, размещенных над объектом.

Рабочее освещение

Хороша освещенность необходима для эффективной и безопасной работы. В условиях дефицита света возрастает нагрузка на зрение, что может привести к его снижению. Из-за постоянного напряжения устают не только глаза, но и в целом повышается утомляемость организма. Человек не в состоянии долго и продуктивно работать в полумраке. Эффективность и сложность таких занятий, как рисование, вязание, ювелирное дело, шитье, чтение, письмо, приготовление пищи напрямую зависит от качества освещения и его направленности. Общий свет падает сверху, поэтому на рабочем пространстве создается тень. Необходимо оборудовать эту зону специальными направленными источниками – настольной лампой, бра, торшером, точечными поворотными приборами. Лучше не задействовать в этих зонах люминесцентные варианты, так как они часто мигают и искажают цвета, а это негативно воздействует на зрение. Галогеновые устройства гораздо лучше воспринимаются, но они недостаточно экономичны. Поэтому лучший выбор – светодиодные конструкции, которые производят приятное для глаз свечение и потребляют в разы меньше электроэнергии.

Комбинированное освещение

Суть этого варианта заключается в сочетании описанных прежде способов. Проект любого интерьера непременно содержит комбинацию различных типов освещения. В одних помещениях главенствует общее, в других акцентное. К примеру, в гостиной центральная роль отводится роскошным или лаконичным многорожковым люстрам. А в кабинете или спальне яркий общий свет не настолько важен, но здесь не обойтись без хорошей настольной лампы или бра. Свет – один из самых популярных инструментов для зонирования помещений. В детской комнате, в дополнение к общим, локальные устройства необходимы в рабочей и игровой зоне. В кухне – над обеденным столом и над поверхностью для приготовления пищи. В ванной и прихожей – в зоне зеркала или декоративной ниши. Сочетание разных вариантов можно наблюдать в любой комнате, но особую значимость оно приобретает в многофункциональной. В гостиных, объединенных со спальней, кухней или столовой особенно важно предусмотреть возможность различных сценариев подсветки.

Правила и нормы

Использование искусственного освещения вызвало необходимость разработать четкие требования к его параметрам. От того, насколько грамотно оно организовано, зависит самочувствие человека, его эмоциональный настрой, способность качественно трудиться, сохранение хорошего зрения. Поэтому для различных помещений установлены свои определенные нормы. Легко догадаться, что для рабочего кабинета и чулана их значения одинаковыми не будут. Главный документ, на который необходимо ориентироваться, просчитывая количество и мощность приборов в квартире – СНиП 23-05-95. Он регламентирует естественное и искусственное освещение жилых, образовательных, торговых, производственных помещений, а также скверов, парков, улиц, площадей.

Единицей измерения освещённости является Люкс –1 люмен на кв. м. Норма зависит от назначения помещения. К примеру, для гостиной, спальни или столовой достаточно 150 Лк. В детской необходимо обеспечить 200Лк, в ванной комнате или кухне уже 250, а в кабинете все 300. В прихожей, кладовой, на чердаке или в подвале потребуется 50-60 Лк.

Об источниках света

К естественным источникам относятся солнечные лучи, свечение звезд, полярное сияние, лунный свет. Искусственные ресурсы – это и огонь: костер, факелы, свечи, и газовые фонари, и электрические светильники. Последние подразделяются на несколько видов:

  • лампы накаливания – содержат тело накала, которое и производит свечение. В конструкцию помещается спираль из вольфрамовой или угольной нити. Затем в колбе создается вакуум. Это позволяет предотвратить окисление металла. В момент замыкания электрической цепи происходит нагрев, вследствие которого элемент накала начинает светиться. Плюсы таких ламп в том, что они хорошо выдерживают перепады температур. Без проблем будут работать в холодном коридоре или жаркой бане. Недостаток подобных ламп в том, что они расходуют много энергии и производят большое количество тепла;
  • галогеновые – их отличие от предыдущих состоит в том, что колба заполняется парами галогенов. Их применяют для наиболее мощных устройств. Газ позволяет значительно повысить температуру спирали и продлить период эксплуатации. Как и обычные лампы накаливания, галогеновые источники тратят большое количество энергии для нагрева. Еще один минус – зависимость от скачков напряжения;
  • люминесцентные – колбы с нанесенным изнутри специальным покрытием. Оно излучает свет за счет постоянного горения паров, заключенных в колбе. В сравнении с обычными лампами срок эксплуатации этих устройств гораздо более длительный. Очевидный плюс – экономичность. Лампы потребляют в 5-7 раз меньше электроэнергии, чем галогеновые. К минусам можно отнести сложность использования – необходимость применения дополнительных устройств – пускового механизма, стартера. Есть и другие недостатки – мерцание и чувствительность к низким температурам, воздушным потокам и влажности окружающей среды;
  • энергосберегающие – подвид люминесцентных ламп. К перечисленным качествам источников данного типа добавляется спиральная форма и наличие стандартного цоколя. Благодаря этому, лампы можно использовать в обычных люстрах и светильниках без каких-либо дополнительных конструкций;
  • светодиодные – революционные устройства, основанные на использовании светодиодов. В отличие от предшественников не нагреваются и не мерцают, а также хорошо переносят воздействие среды и перепады электроэнергии. Высокая стоимость приборов с лихвой окупается длительным сроком эксплуатации и непревзойденно низким потреблением ресурсов.

Естественный свет и как его регулировать

Прямое попадание в помещение природного света может приносить некоторый дискомфорт. Отражаясь от зеркальных и глянцевых поверхностей, резкие солнечные лучи раздражают зрение. Кроме того, они чересчур сильно нагревают комнату, а это не всегда желательно, особенно летом. Поэтому существуют различные способы для защиты от проникновения дневного света и регулирования его количества.
Традиционно с этой целью используют разнообразные занавески, тюль. Выбор материала зависит от потребностей владельцев помещения. Можно выбрать легкие прозрачные занавески, которые лишь слегка скорректируют освещенность. Или глухие портьеры, которые создают в комнате абсолютную темноту даже в дневное время. В качестве регуляторов света используют жалюзи, рулонные шторы. Существует и более радикальное решение – установить стеклопакеты со специальным покрытием для отражения солнечных лучей. Особенно это актуально для окон в крыше мансардного этажа. А для тех, у кого нет возможности поменять стекла, полно предложений о тонировочной пленке-самоклейке.

Если же света недостаточно, его можно «уловить» с помощью:

  • расширения окон;
  • внедрения в интерьер отражающих поверхностей, светлой отделки и мебели;
  • удаления деревьев и кустов, закрывающих окна.

О светильниках и их размещении

Гармоничный сценарий освещения создают, отталкиваясь от особенностей помещения, направления дизайна. Правильно подобранные акценты позволяют визуально изменить пространство исправить его недостатки и подчеркнуть достоинства.

«Королевой» светодизайна по-прежнему остается люстра. В большой комнате с высокими потолками используют массивные конструкции на длинном подвесе. Невысокие потолки – повод сократить длину шнура или цепочки и направить лучи вверх, создавая иллюзию приподнятых сводов. Точечные светильники могут быть дополнением к «главному украшению» гостиной или выступать в роли «основы» в коридоре или ванной комнате. Бра, споты, торшеры, настольные лампы – служат узкоспециализированным дополнением к основному свету. У каждого из них есть свои определенные обязанности – освещение рабочего пространства, места для отдыха, чтения, приготовления или приема пищи. Светодиодные панели, шнуры, волокно – отличные инструменты для декорирования двухуровневого натяжного потолка или стен. Шнуры, вмонтированные в гипсокартонные ниши, могут быть многоцветными. Для того чтобы изменить цвет, нужно просто нажать кнопку на пульте управления. С помощью светодиодов создают разнообразные узоры, которые сногсшибательно выглядят в ночное время.

Есть ли стиль у освещения?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно присмотреться к приборам, которые помогают свету наполнять помещение. Стиль напрямую зависит от характеристик светильников – формы, цвета, материалов изготовления. В классических интерьерах приветствуются люстры и бра с хрустальными подвесками. В современных царствуют хромированные устройства. Поп-арт заполняют яркие, порой несуразные плафоны. Интерьер загородного дома в стиле прованс «согреют» текстильные абажуры. Лофт немыслим без производственных прожекторов, трековых систем и спотов. Кантри добавляют деревенского колорита кованые или деревянные конструкции. Модерн делают еще эффектнее замысловатые линии и формы. Выбранный стиль оказывает влияние на количество источников света, их мощность и размещение.

Дизайн освещения комнат

Правильная организация освещения – одна из первостепенных дизайнерских задач. Это важнейшая составляющая комфорта и уюта вашего дома. В каждом из помещений действуют собственные правила выбора и установки тех или иных приборов. Свет должен подчеркивать преимущества выбранного дизайна, создавать определенную атмосферу.

Прихожая и коридор

Прихожая, как правило, лишена солнечного света. Использование искусственных источников позволяет превратить мрачный коридор в светлую привлекательную приемную. Громоздкие приборы здесь ни к чему – зачем «съедать» и без того маленькое пространство. К тому же, использовать объемные люстры и торшеры в тесном помещении небезопасно. Целесообразнее разместить здесь потолочную точечную подсветку, а на стене около зеркала повесить бра. Усилит освещенность светодиодная подсветка шкафа или декоративных ниш, а также зеркальная стена.

Гостиная

В гостиной ситуация обратная. Здесь объемная люстра более чем уместна. Поскольку это общая комната, нужно предусмотреть различные сценарии подсветки. Бра над креслом, торшер у дивана, устройство из светодиодного волокна на журнальном столике отлично впишутся в интерьер. Светодиодное оформление с различными программами поможет расслабиться в будний день и украсит праздничную вечеринку.

Спальня

Традиционное оформление спальни предусматривает наличие верхнего света – люстры или встроенных в подвесной потолок устройств, светильников в зоне прикроватных тумбочек и туалетного столика. Помимо этого, используют светодиодную подсветку ниш, шкафов, контура кровати. Особый шик придают комнате театральные зеркала, картины со встроенными лампами.

О том, где и какие светильники уместно использовать и какой дизайн кому подойдет, рассказывает наш друг и основатель бренда "Хвоя" Анна Феоктистова?

Освещение – важнейший инструмент формирования пространства. Его задача – не просто осветить, но создать приятную среду для жизни.

Освещение делится на естественное и искусственное:

1. Первое – уличный (дневной) свет. Без него в помещении невозможно долго находиться. Солнечный свет решает множество задач.

  • свет – природный антибиотик, обеззараживающий помещение. По санитарным правилам и строительным нормативам инсоляция (освещение прямыми солнечными лучами) жилого помещения должна составлять не менее 2 часов в сутки. С учетом этого проектируются все микрорайоны и жилые здания на территории России.
  • естественное освещение хорошо влияет на здоровье и психологическое состояние человека, повышает иммунитет и снижает риск депрессий.

2. Второе – все источники света внутри дома. Именно они и грамотное их размещение помогут сделать интерьер не только красивым, но и удобным для жизни (под этим я понимаю уровень физического и психологического состояния человека). Об этом и поговорим.

С чего начать? Особенности современного освещения в интерьере

Начните с себя и определения собственных потребностей!

Подумайте, чем вы любите заниматься, найдите подходящую зону для этого. Всегда старайтесь отвечать на вопрос "Зачем?", тогда ошибки будут минимальны.

Например: "Здесь будет бра, потому что на этой стене я хочу повесить любимую репродукцию и выделить ее светом. И это простое по дизайну бра будет белого цвета, как стена, потому что главное – это картина и акцент должен быть на ней".

Сценарии освещения в квартире


В одном пространстве можно создать несколько сценариев:

яркое основное освещение (люстры и любое потолочное освещение).

приглушенное вечернее, когда не нужен яркий свет (бра, торшеры, декоративные светильники, скрытые подсветки).

акцентное освещение на зону или предмет. Когда нужно что-то выделить (потолочные и настенные светильники с направленным светом).

праздничное (декоративные светильники, гирлянды)

Когда мы говорим о вариантах освещения, предполагаем, что разные светильники будут включаться с разных выключателей. Еще можно использовать выключатели для удобства. Можно включать освещение с двух выключателей, находящихся в разных концах комнаты. Такие выключатели удобно использовать в длинных помещениях, коридорах, спальне.

Использование диммеров тоже поможет в создании разных сценариев освещения. Изобретение, конечно, не новое, но очень полезное. С помощью выключателя-диммера, можно регулировать освещенность от каждой лампы. Здесь важно помнить, что не все лампы диммируются. К недиммируемым относится большинство светодиодных ламп.

Продумать сценарии и сделать разводку электричества – одна из первых стадий в ремонте.

Какие источники света бывают?

Основной источник (или источники) освещения. Они дают максимум света. И дополнительные локальные светильники, которые организуют второстепенные сценарии освещения.


Типы светильников:

1. Люстры

2. Подвесные светильники

3. Накладные потолочные светильники общего освещения

4. Накладные точечные светильники

5. Встраиваемые точечные светильники (споты)

6. Трековые светильники

7. Бра

8. Торшеры

9. Настольные лампы

10. Декоративное освещение – встроенная светодиодная подсветка, праздничное освещение, гирлянды

Что выбрать для основного освещения в гостиной?

1. Люстра

Люстра – один из типов подвесных светильников, предназначенный для создания бестеневого освещения.

Люстра – центральный элемент. Она может стать акцентом в интерьере, выделить определенную зону, выступить в роли основного источника освещения. Например, она отлично впишется над журнальным столиком в диванной зоне и станет главным композиционным элементом зоны отдыха. Есть правда и минус: возможность перестановки мебели ограничена тем, что люстра организует пространство вокруг себя.

В каком интерьере уместно использовать люстру?


Люстрой принято подчеркивать пространство, поэтому его должно быть достаточно. Классические люстры больше вытянуты по вертикали, поэтому для них нужны высокие потолки. Люстры в современных стилях бывают и горизонтальными, и вертикальными.

Если говорить о стилях, то дизайнеры все больше экспериментируют и наряду с понятными вещами, сочетают, казалось бы, несочетаемое! Вполне можно встретить классическую люстру в квартире из бетона, или, наоборот, современную геометрическую – в стенах с широкими карнизами и ажурными молдингами.


Используя классическую люстру в традиционном интерьере, можно почти не переживать за результат – наверняка она хорошо туда впишется! Но если хотите сделать необычный акцентный элемент, будьте аккуратны! Весь остальной интерьер в этом случае должен стать фоном, кое-где в мелочах лишь подчеркивая стилистику люстры.


Высота установки зависит во многом от ситуации. Обычно не менее 2,2 м. от пола, чтобы не задевать головой или руками. Однако, если люстра висит над журнальным столиком в гостиной, уместно сделать ниже.

Одна люстра по центру комнаты не решит вопрос освещения. Это основной элемент, дающий много света, но с ней одной углы будут оставаться в тени. Поэтому дополнительные источники света необходимы.

2. Точечное освещение (споты)


Точечные светильники – небольшие светильники с направленным светом, имеющие определенный угол распространения света и радиус освещенности.

Виды потолочных точечных светильников:

встраиваемые споты

накладные светильники

трековые системы

Особенность светильников в том, что они могут использоваться и как основное освещение и как акцентное. Главное – правильно выбрать лампу. Лампы бывают с разным углом рассеивания. Например, у обычной лампы накаливания угол рассеивания равен 360 градусов, т.е. она светит во все стороны и дает общий заливающий свет. У галогенных и светодиодных ламп для точечных светильников с цоколем GU10 и GU5.3 более узкий угол. Чаще всего он варьируется от 20 до 150 градусов. Диапазон от 20 до 40 подойдет для локальной подсветки картины или элементов декора. Для основного освещения нужен угол более 60 градусов.


Точечные и трековые светильники уместны почти в любом интерьере, будь то интерпретация классики, лофт или минимализм. Можно сделать их совсем незаметными или, наоборот, акцентными.

Если использовать светильники в качестве основного освещения, важно правильно рассчитать, сколько именно нужно светильников и на каком расстоянии друг от друга они должны располагаться. Как правило, расстояние между точечными светильниками делают не более 1,5 м. Существуют конечно формулы расчета, но правильнее всего обратиться в магазин освещения, где менеджер поможет определиться с необходимой мощностью и количеством ламп для вашего помещения.

Итог:

Люстру используйте в высоком большом помещении в сочетании с дополнительными элементами освещения.

Точечные светильники подойдут для помещений с низкими потолками, помещений с частыми перестановками, для акцентного освещения.

3. Настенные светильники (бра) – какие и для чего?

Настенные светильники – источники дополнительного освещения, монтируемые в стену или на стену. Бывают двух типов - встраиваемые или накладные (бра).

Накладные бра бывают разной конструкции:

Рожковые. Наиболее привычный и распространенный тип бра.

Пристенные (поверхностные). Уместны в тех случаях, когда помещение узкое, чтобы не мешало проходу. Чаще всего используются в коридорах и лестничных клетках.

Подсветка для картин.

Стационарные. Бра, которые не имеют дополнительных сценариев, освещают только в одном положении.

Регулируемые. Конструкция таких бра имеет подвижные элементы, управляя которыми, можно менять освещение.

С отраженным светом. Такие бра дают мягкий, легкий свет. Чаще всего с отраженным светом встречаются пристенные бра.

С направленным светом.

Вид бра во многом зависит от стилистики интерьера и назначения.


Переключите основной свет на бра и добьетесь приглушенной уютной атмосферы. Они помогут организовать рабочую зону, место для чтения, выделить интересную фактуру стены.


Если хотите использовать бра в рабочей зоне вместо настольной лампы, попробуйте вариант с возможностью регулировки с выносом от стены до 60 см, чтобы можно было управлять светом, как необходимо.


Помните, светильник не должен мешать проходу. Если помещение узкое, используйте поверхностные бра, которые не сильно выступают. Или вовсе откажитесь от них и сделайте акцентное потолочное освещение.

Любому светильнику необходимо пространство, поэтому выберите место для бра так, чтобы ему не было "тесно" на стене.

Кухня и столовая группа

В зоне кухни должны быть общее освещение и подсветка рабочей поверхности. Это набор, необходимый для удобства и приготовления еды.


Помимо равномерного освещения светильниками, хорошо бы разместить светильник над столовой группой. Это может быть подвесной светильник или бра.

Устанавливать светильник на кухне следует на высоте 1,3-1,4 м. от пола (50-70 см. от столешницы).

Если говорить о светильниках над барной стойкой, то здесь высоту следует сделать чуть повыше – 1,6-1,8 м. от пола.



Если стол приставлен к стене, можно использовать бра. Интересное решение – консольный настенный светильник с выносом до 1 метра в длину. Высота установки такого светильника также 50-70 см. от столешницы.


Если у Вас помещение небольшое по размеру – не перегружайте его, используйте небольшие светильники или светильники в светлых тонах или с плафонами из стекла. Эффектно могут смотреться ажурные светильники из металла или дерева.


Многие производители выпускают серии светильников, в одном материале, но в разных размерах и формах, и предлагают нам поэкспериментировать и проявить фантазию. Комбинируйте в различных сочетаниях и подвешивайте на разной высоте!

С чем можно поэкспериментировать?


С проводом!

Эффектно смотрятся подвесные светильники с проводами в текстильной оплетке. Это может быть витой провод или простой круглый провод в оплетке. Количество цветовых вариантов огромно!


Интересным элементом дизайна может стать открытая проводка. Прикрепите ее к поверхности стены или потолка клипсами для открытой проводки, если кабель витой - с помощью изоляторов.

Важно знать!

Если используете в качестве основного освещения потолочный светильник или люстру по центру кухни, не вешайте над столовой группой подвесные светильники! Они будут "спорить" друг с другом. Лучшим решением послужат бра.



Если основное освещение – точечные светильники, подвесные светильники над столовой группой будут отличным вариантом!

Освещение коридора


Рассмотрим несколько вариантов. Допустим, у нас есть широкий просторный холл с шириной не меньше 1,5 метров с консольным столиком для ключей или банкеткой. Для такого помещения подойдет центральное освещение с люстрой или накладным светильником. На стенах можно сделать бра. Располагайте их, например, над столиком или у зеркала. Высота установки бра может варьироваться от 1,6 до 1,8 м. над уровнем пола.


Если Ваш холл узкий и длинный, лучшим вариантом будет использование встроенных или накладных акцентных светильников.

В минималистичном интерьере будут уместны встраиваемые светильники. Это могут быть как точечные светильники, так и линейные.

Совет! Если у вас длинный коридор, можно его визуально уменьшить, сделав дальнюю стену акцентной и подсветив ее. Все яркие или освещенные поверхности визуально кажутся ближе.

Освещение в спальне


В спальне также может быть основное освещение в виде люстры или точечных потолочных светильников. Хотя часто его не делают, чтобы изначально создать уютную атмосферу для отдыха и сна. Вопрос освещения в этом случае решается декоративными светильниками. Это могут быть бра, точечная подсветка отдельных элементов интерьера, скрытые светодиодные подсветки. Ну и, конечно, ночники у кровати, чтобы, например, можно было почитать книгу.

Удобная высота установки бра для чтения может быть около 100-120 см от пола.

Прикроватные светильники могут быть подвесными, настенными, настольными. Кстати, их можно разместить ассиметрично – с одной стороны кровати – светильник, с другой – настольная лампа.


Если говорить про подвесные светильники, можно объединить по 2-3 светильника вместе. Рекомендуемая высота установки плафона – 90 см. от пола. Неплохо в этом случае продумать небольшой крючочек для фиксации, чтобы они не раскачивались из стороны в сторону, когда вы их случайно заденете или откроете окно и подует ветер.


Главное для прикроватных ламп, – чтобы их можно было включить, не вставая с кровати. Выбирайте светильники с выключателем на корпусе. Или сделать проходной выключатель – один на входе в спальню, второй – над изголовьем кровати.

Свет в детской


Комната ребенка – целый мир с множеством задач и функций – это и спальня, и игровая, и рабочее место. Должно быть и общее освещение в виде люстры или точечных светильников, и бра у кровати (или подвесной светильник), и настольная лампа и возможно какое-то еще дополнительное декоративное освещение.


Бра у кровати в детской желательно выбирать с кнопкой включения на корпусе и поворотный, чтобы можно было регулировать направление света. Высота установки бра не меньше 50 см. над кроватью.


Душевая и туалет

В туалете также помимо общего освещения хорошо иметь подсветку зеркала. Это может быть бра или подсветка, вмонтированная в зеркало. Основное ее назначение – светить на лицо, не создавая падающих теней. Поэтому хорошо, если бра будет с общим заливающим светом или с возможностью поворота плафона.

Интересные решения могут получится со светодиодными подсветками. Важно только помнить, что подсвечивать имеет смысл что-то красивое. Это может быть стена из необычного материала (например, камня, дерева или рельефная) или отдельный интересный элемент на стене.

При выборе светильников во влажные помещения необходимо также смотреть на уровень защиты от влаги. Обозначается он так IP44, где первая – это защита от проникновения твердых предметов и пыли по шкале от 0-6, вторая – это степень защиты от влаги по шкале от 0 до 8. Подробнее об этом в другом нашем посте о классе защиты приборов – . Если на светильнике стоит маркировка IP44, он подойдет для влажных помещений.

Где найти светильники?


Логичный вопрос! Ну во-первых, конечно, в магазине . И есть несколько производств, на которые мне хотелось бы отдельно обратить внимание. Качественный продуманный дизайн. Но судите сами!

Если говорить о встроенных, накладных светильниках и трековых системах, я бы посоветовала два бренда. Первый более экономичный вариант, второй более премиальный. Оба достойны внимания.

SLV – немецкий бренд встроенных и накладных светильников. Минималистичный дизайн и отличное качество!

Centrsvet – еще один производитель точечных и встраиваемых светильников в стилях минимализм и функционализм.

Подвесной светильник или люстра – важная тема, я уже говрила о том, что они могут стать акцентом, вокруг которого сформируется все остальное пространство. Выбор подвесных светильников очень велик, легко запутаться. Поэтому расскажу немного об иконах дизайна, которые всегда на слуху и всегда уместны, и о светильниках, которые мне нравятся, но еще не набрали такой популярности.

Если три-четыре года назад на пике популярности были светильники в стиле лофт, то сейчас популярно возвращение к стилям 60-80-хх годов прошлого века. Дизайнеры не боятся миксовать ретро-стили с минимализмом, классикой или лофтом. Многие производители делают реплики светильников, созданных известными дизайнерами XX века. Фабрика FLOS , например, история которых началась в 70-х гг. XX века.


Одним из первых светильников был Zeppelin (на фото выше), он с успехом выпускается до сих пор.


Дизайном 60-80х и большими брендами все не ограничивается. Дима Логинов, известный российский дизайнер, один из его светильников – Mountain view, спроектированный для фабрики Axolight, на фото выше. Есть молодые производства в России, основателем одного из которых я сама являюсь: Хвоя, Woodled, Garage Factory, Tayga Design, Anastasiya Koщeeva, Mayna. Про некоторые из них был , посвященный деревянным светильникам. Дизайнеры работают с традиционными русскими материалами и технологиями. Это делает светильники запоминающимися и выделяет на фоне зарубежных аналогов.

Многие состоят в Клубе Промышленных Дизайнеров и собраны в общем пространстве – Библиотеке Дизайна в Москве.


ХВОЯ. Подвесной светильник "Колпак"


WOODLED. Подвесные светильники "Ротор и Спутник"


GARAGE FACTORY. Подвесной светильник "Loona" и бра "Boomerang"


Tayga Design. Подвесные светильники "Crusta White" и "Iussi"


Anastasia Koщeeva. Серия подвесных светильников "Svetoch"


MAYNA. Торшеры "Атон, Лас, Нодо"

Заключение

В мире все быстро меняется. Совсем недавно в спальне мы консервативно ставили на прикроватные тумбочки две настольные лампы или бра. А сейчас пробуем ассиметричные композиции и необычные по форме светильники! В этой статье я собрала правила, которыми руководствуюсь в работе дизайнера. Однако, иногда что-то смотрится красиво именно потому, что сделано вопреки правилам. Дайте волю фантазии, пробуйте и создавайте! А за вдохновением и новыми идеями можно заглянуть в Pinterest или подписаться на нашу рассылку !

Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.

Светодизайн - искусство управлять светом. Задача светодизайнера - создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.

В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.

Сегодня светодизайн - пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров для решения практически любых задач.

Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.

Светодизайн - сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.

Типы освещения

Тип 1: основное (общее) освещение. Цель - обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.

Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.

Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.

Типы распределения светового потока

Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.

Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.

Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.

Виды освещения

Естественный свет. Его источники - солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения - одна из задач светодизайнера.

Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.

Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.

Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.

Ключевые правила светодизайна интерьеров

Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?

Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.

Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.

Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток - не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.

Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.

Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние - заслуга грамотно спроектированного освещения.

В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.

В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. , чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.

Осень в Москве – это время проведения большого количества мероприятий и фестивалей. С 21 по 25 сентября 2018 года в Москве пройдет уже ставший традиционным международный фестиваль «Круг света». Фестиваль «Круг света» – ежегодное событие. Его задача – предоставить возможность показать свои умения и навыки светодизайнерам и специалистам в области аудиовизуального искусства. С 21 по 25 сентября 2018 года осенние московские вечера превратятся в фантастическое шоу с большим количеством света, огня, лазеров, салютов и музыки. И обеспечивать этот праздник будут коллективы со многих стран мира!

Во время проведения фестиваля «Круг света – 2018» будет организована образовательная программа, которая будет включать в себя лекции, мастер-классы от лучших специалистов светодизайна. Вход бесплатный абсолютно на все мероприятия (желающим принять участие в образовательной программе, необходимо пройти предварительную регистрацию, т.к. количество мест ограничено).

Главные площадки фестиваля:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (открытие)

Мероприятия будут проходить ежедневно: 21, 22, 23 сентября. Шоу будет проходить с 20:30-21:30.

21 сентября Открытием фестиваля станет мультимедийное шоу «Карнавал света», которое будет сочетать в себе удивительные возможности световых и лазерных проекций, хореографии фонтанов и огня, грандиозных пиротехнических эффектов. На этот раз вдоль косы Гребного канала для видеопроекций будет возведена конструкция из 12-метровых кубов, на воде разместятся свыше 250 прямых и 35 вращающихся фонтанов, а на понтонах установят более 170 огненных горелок различных модификаций. 22, 23 сентября московская публика сможет увидеть повторные показы «Карнавала света».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Царицыно


24 сентября так же будет выступление Дмитрия Маликова с 20:00–21:00.

В этом году в Царицыно публику ждут два новых произведения, которые будут демонстрироваться на фасаде Большого Царицынского дворца: история птицы Феникс «Дворец странствий» и аудиовизуальный спектакль о мире будущего. Благодаря технологии дополненной реальности их можно будет легко считать с помощью фотокамер мобильных устройств, на экране которых появятся животные – возможные обитатели экосистем будущего. 24 сентября на сцене перед Большим Царицынским дворцом состоится концерт Народного артиста России Дмитрия Маликова. Выступление маэстро будет сопровождаться видеопроекциями на фасаде дворца. В этом году площадка фестиваля в Царицыно станет частью программы международного конкурса Art Vision. Свои работы на фасаде дворца представят финалисты конкурса в номинации «Модерн».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Театральная площадь

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Театральная площадь в этом году задействует для световых шоу фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. Три здания позволят создать панорамную 270-градусную видеопроекцию. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке, историю его борьбы за личную свободу и духовном освобождении. Также можно будет увидеть два световых шоу фестиваля прошлого года – «Небесная механика» и «Неподвластный времени», работы финалистов международного конкурса Art Vision в номинации «Классик».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Музей Победы

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Впервые в истории «Круга света» площадкой фестиваля станет Музей Победы на Поклонной горе. На фасаде здания будут показаны световые новеллы, посвященные военному прошлому России, городу Москве, а также пятнадцатиминутный виджеинг под музыку и песни военных лет. Одно из видеомэппинговых произведений, «Конструкторы победы», посвящено конструкторам, прославившим Россию. Их изобретения стали достижением мировой технической мысли, а участие в решении задач по созданию оборонной техники приблизили победу русского народа в Великой Отечественной войне. Световое представление состоит из трех частей, посвященных военно-морскому флоту, военно-воздушным силам, бронетанковой и автомобильной технике. Второе световое шоу о Москве – сердце России. Оно расскажет о том, как росли и объединялись на протяжении веков земли и территории вокруг столицы. Зрители совершат путешествие над нашей необъятной родиной, увидят природу Урала, Сибири и Дальнего Востока, полюбуются широтой наших рек и пейзажами Крыма.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Коломенское

Музей-заповедник Коломенское приглашает всех в пространство впечатлений. Огромная территория парка превратится в мир феерии, где лес наполнится миражами, и зрители не сразу смогут понять, что реально, а что – нет. Прямо на глазах гостей оживут сказочные маски и таинственные животные, на деревьях вырастут золотые плоды, карета с Золушкой станет тыквой, а Оле Лукойе пригласит публику в мир сновидений.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (закрытие)

Закрытие фестиваля будет посвящено перекрестному году Японии и России. Зрителей финального представления удивят 40-минутным шоу японской пиротехники, известной на весь мир своей уникальной красотой и масштабностью. В нем будут задействованы крупнокалиберные заряды, а диаметр раскрытия самых больших из них достигнет в небе почти 1 км.

Так же будут во время проведения мероприятия будут проходить лекции и мастер классы специалистов по мультимедийным технологиям и светодизайну.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Площадка DIGITAL OCTOBER

Адрес: Берсеневская наб., 6, стр. 3

Задача программы – создание учебной и экспериментальной площадок для молодых специалистов, студентов и работников креативной индустрии. Программа включает в себя мастерские, панельные дискуссии и публичные презентации.

Расписание мероприятий:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 22 CЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

11:00-12:00 СОЗДАНИЕ СВЕТОВЫХ ШОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕТАЮЩИХ АППАРАТОВ. МИХАИЛ ЦВЕТКОВ (INTEL), НИКИТА РОДИЧЕНКО (TSURU ROBOTICS), МИХАИЛ И МАКСИМ КАБА (DRONESWARM), АНТОН СКИТЕР, ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
12:10-12:50 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО СВЕТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СЦЕНИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ. ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
13:00-14:00 ЗА СЦЕНОЙ ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» – КОМАНДА ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ШОУ ЭТОГО ГОДА.
14:10-14:50 «СФЕРОКРАТИЯ» (“DOMECRACY”). ПЕДРО ЗАЗ (PEDRO ZAZ, ПОРТУГАЛИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 НА ГРАНИ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. АНАСТАСИЯ ИСАКСЕН (ANASTASIA ISACHSEN, НОРВЕГИЯ)
16:20-17:00 ИСКУССТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ. КРИСТИАН МИО ЛОКЛЕР (CHRISTIAN MIO LOCLAIR) (STUDIO WALTZ BINAIRE)

МАЛЫЙ ЗАЛ

12:30-13:10 СМЫСЛ И ФОРМА. ИНТЕГРАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНО-СВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. PITCH MEDIA (РОССИЯ)
13:20-14:00 СМЕШАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ГОЛОГРАФИЧЕСКИХ ИНСТАЛЛЯЦИЯХ. MIXED REALITY. ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР, СТАРЦЕВ СЕРГЕЙ (INTY – СТУДИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЙ, РОССИЯ)
14:10-14:50 КАК НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И НЕ БОЯТЬСЯ. STRUTTURA (РОССИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ДЕТАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ГРЯДУЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ ЛЮДЕЙ С СИСТЕМАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. МАСТЕРСКАЯ ИВАНА РАСТРА (IVAN RASTER SOFTWARE LAB)
16:20-17:00 ДВИЖЕНИЕ ПРОУН. МИСАК САМОКАТЬЯН
17:10-17:50 «НЕ/РЕАЛЬНОЕ ИСКУССТВО». HAPTIC TEAM

АУДИТОРИЯ 1

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: РАБОТА С ВИЗУАЛЬНОЙ СЦЕНОГРАФИЕЙ В ПРОГРАММНОМ ПРОДУКТЕ RESOLUME 6. ЙОРИС ДЕ ЙОНГ (JORIS DE JONG), ЭДВИН ДЕ КЁНИХ (EDWIN DE KONING) (RESOLUME, НИДЕРЛАНДЫ)

АУДИТОРИЯ 2

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: УПРАВЛЕНИЕ ЛАЗЕРАМИ С ПОМОЩЬЮ TOUCHDESIGNER. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)

АУДИТОРИЯ 3

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ТЕХНОЛОГИЯ POLYLIGHT. КАК СДЕЛАТЬ СВЕТОВУЮ ИНСТАЛЛЯЦИЮ ЛЮБОЙ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ? ИЛЬЯ СОБОЛЬ И ТИМ ТАВЛИНЦЕВ (РОССИЯ).

АУДИТОРИЯ 4

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ. ВАДИМ ЭПШТЕЙН (РОССИЯ)

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 23 СЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

12:00-13:00 СВЕТОДИЗАЙНЕР. ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИИ. ЮРИЙ МЕДВЕДЕВ, НАТАЛЬЯ БЫСТРЯНЦЕВА, СТАНИСЛАВ ЛЯПУНОВ, КИРА ФЕДОТОВА, КОНСТАНТИН КУЗНЕЦОВ. МОДЕРАТОР ДИСКУССИИ: ИВАН ФЕДЯНИН.
13:10-13:50 О ТЩЕТНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВАЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)
14:00-14:40 СВЕТ С ПЕРВОГО И ПО СЕЙ ДЕНЬ. МЕРАВ ИТАН И ГАСТОН ЗАР (ИЗРАИЛЬ)
14:40-15:20 ПЕРЕРЫВ
15:20-16:00 РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ. МИЧИЮКИ ИШИТА (ЯПОНИЯ)
16:10-16:50 СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ. АНДРАС НАГИ (ВЕНГРИЯ)
17:00-18:00 СВЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ. СРЕДА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК, ВЛИЯЮЩИЙ НА СРЕДУ. НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА УНИВЕРСИТЕТА ИТМО

Роль освещения в человеческой жизни трудно переоценить: без сомнений, естественный свет более благоприятен для нашего организма, чем искусственный, однако он чересчур зависит от времени суток, поры года, географического положения местности и состояния атмосферы.

Человек для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности без искусственного освещения не сможет обойтись.

Сегодня принято различать две функции искусственного освещения — утилитарную и эстетическую . Первая имеет особенно важное значение для тружеников умственного труда в офисных помещениях, поскольку позволяет обеспечить комфортные условия труда сотрудникам, снизить нагрузку на их зрение и обеспечить повышение работоспособности персонала.

При покупке светильников и других приборов для офисных помещений нелишне помнить: потолочные светильники должны светить ярким светом, приближенным к естественному, и иметь равномерный световой поток. Больший комфорт и удобства, необходимые в комнатах приема гостей и отдыха персонала, обеспечат осветительные приборы с мягким теплым светом. Это правило действует и при организации освещения и в жилых помещениях.

Свет и тень

Красота и эстетичностть приборов искусственного освещения уже описаны не в одной сотне статей. Однако другая сторона этого вопроса — взаимодополнение в дизайне интерьера света и тени — не менее интересна.

Как известно, именно контрасты оказывают стимулирующее воздействие на зрительные ощущения человека. И форму, и фактуру предметов и поверхностей подчеркнет лучше всего именно контраст.

Дизайнеры в стремлении детально проработать вопросы освещения пространства часто используют в своих разработках тени. Существует целый ряд методик, позволяющих добиться любопытных эстетических эффектов.

Так, например, подчеркнуть трехмерность, объемность предметов и поверхностей поможет игра со светом и тенью: используя удачно направленную одностороннюю подсветку, а направив свет на дальнюю стену, можно добиться визуального удлинения помещения.

Для зрительного восприятия задуманного архитектурного решения велико значение и пятен света.

Вариантов два: в месте образования светового пятна тени могут либо вообще отсутствовать, либо окажутся весьма незначительными. Как следствие, и объемы в целом, и детали интерьера как бы тают. Форма и глубина объектов не выделяются, а само пространство будто превращается в плоскость.

Одна из наиболее распространенных ошибок, по мнению специалистов, — скопление глубоких теней. Рекомендуется этого избегать.

Не все люди эффективно используют преимущества правильно организованного освещения. Хотя хорошее освещение способно задать стиль и придать более живой характер любому современному интерьеру.

Кроме того, использование оригинальных абажуров для светильников позволит создавать великолепные, порой просто фантастические узоры.

Играя со светом и тенью, всегда помните: не следует использовать приборы освещения исключительно в декоративных целях, т.е. для дизайна интерьера. Основное предназначение бра, люстры или торшера — не дизайн, а хорошее и качественное освещение.