Лаконичная речь. Лаконичность лаконичный


Вступление

Правила написания вступления и заключения речи

Аргументация в основной части убеждающего выступления

Если выступление убеждающее (т.е. направлено на защиту вашей точки зрения), то следует продумать систему аргументации в основной части.

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Успех доказательства зависит от выполнения ряда правил:

1. Тезис должен быть суждением ясным и точно определённым.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства.

3. Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие.

4. Тезис не должен находиться в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее.

5. Тезис должен быть обоснован фактами.

6. Тезисом не должно быть суждение очевидное, так как то, что достоверно само по себе, не требует доказательств.

7. Тезис должен определить собою весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовалось доказать.

Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные.

Сильные аргументы не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание. Слабые аргументы могут вызвать сомнения оппонентов. Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.

Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения слушателя (оппонента).

Запомните, что:

· существует эффект края: люди запоминают первое и последнее из того, что вы сказали (т.е. вступление и заключение вашей речи);

· вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть закончена, и все свои идеи оратор отчётливо понимает и ясно изложил в основной части.

Вступление и заключение всегда следует писать полностью.

Во вступлении оратор может ставить перед собой следующие цели:

· установить контакт с аудиторией, вызвав расположение и доверие к себе;

· заинтересовать слушателей;

· подготовить слушателей к восприятию выступления;

· обосновать постановку вопроса.

Как это сделать?

Во-первых, начало должно быть коротким (не более одной восьмой всего объёма речи) и динамичным. Первые слова – это обращение к слушателям.: Многоуважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, дорогие друзья и т.п. Если вы разговариваете с одним человеком, обращайтесь к нему по имени чаще. Помните, что одно из самых любимых слов для человека – его имя.

Во-вторых, можно использовать ряд специальных приёмов начала выступления.

Таблица 3

Приёмы начала выступления

Продолжение



Сравните!

Немецкий специалист по риторике Х.Леммерман предлагает следующие способы формирования введения:

1) способ подкрепления (по Квинтилиану, captatio benevolentiae , т.е. обеспечение благожелательности);

2) способ повода, напрямую связанного с содержанием речи (поводом может служить: а) небольшое происшествие, б) сравнение, в) лично пережитое событие, г) анекдоты, д) неожиданный вопрос);

3) способ побуждения к размышлению (называют проблему или пакет проблем и задают слушателям вопросы);

4) прямой способ (непосредственный переход к сути выступления; хорошо для небольшого делового сообщения).

Заключение

В заключении оратор может ставить перед собой следующие цели:

· суммировать сказанное, обобщить информацию;

· способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых в выступлении, и др.;

· сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и к тексту своего выступления;

· повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы;

· вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идёт речь;

· повысить значимость своего выступления (перевести выступление в более высокий стиль);

· призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Как и начало речи, концовку нужно тщательно продумать, обязательно записать и отрепетировать.

Концовка должна быть короткой.

Приёмы, используемые в заключительной части выступления

Для того чтобы привлечь и удержать внимание аудитории, необходимо работать над выразительностью, точностью, понятностью и лаконичностью текста выступления.

Чтобы речь была лаконичной (немногословной), необходимо избегать необоснованных повторов.

Работа над лаконичностью речи – первый этап редактирования текста. Как только текст написан полностью (вступление, основная часть, заключение), следует просмотреть его в целом, чтобы выявить и ликвидировать:

1) несоответствия рабочему плану;

2) случайные смысловые повторы;

3) лексические повторы (тавтология и плеоназм), например: Крайне важным условием для удачного заключения является удачный выбор момента, когда надо закончить речь; своя автобиография.

Наше время, с его ускоренными темпами, ростом количества информации, с необходимостью повышения культурного уровня, требует от судебного оратора ясного, краткого изложения материала. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие. Разновидностью многословия являются плеоназмы, то есть сочетания слов, обозначающих одно и то же и тавтология, то есть повторение одного и того же слова или однокоренных слов.

Краткость должна сочетаться с глубоким содержанием речи, чему способствуют эмоциональность, экспрессивность. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат и языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции аудитории. Это различные изобразительно-выразительные средства. Однако каждое выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность.

Особо ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) - умение говорить о самых лакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы - это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Штампы используют бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь образности, индивидуальности. Штампованными могут стать и отдельные композиционные части судебной речи, особенно вступления. Речь, характеризующаяся самобытностью, личностным своеобразием в освещении фактов не может оставить людей равнодушными.

13. Богатство речи

И еще одно важное, просто необходимое качество убеждающей речи - это ее богатство, или разнообразие. Это максимальное использование разнообразных средств языка, которые необходимы для эффективной передачи информации. Если в речи не повторяются одни и те же языковые средства (слова, словосочетания и однотипные синтаксические конструкции), если в ней большой словарный запас, активный состав моделей словосочетаний и предложений, такую речь называют богатой, или разнообразной.

Выразительность речи зависит от того, насколько активно мышление оратора, в какой мере сильны и ярки его эмоции, в какой степени владеет он богатством языка. Умение использовать разнообразные языковые средства, передающие движение мысли, тончайшие оттенки состояния и действий человека, последовательность рассуждения оратора; сложные предложения с придаточными частями, логические построения, отражающие последовательность рассуждения, большое количество логических вопросов, противопоставлений. Экспрессивность речей достигается использованием редких восклицательных предложений, риторических вопросов, метафор, параллелизма, иронии. Речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою высокую общественную функцию.

Антитеза - изобразительное средство, строящееся на противопоставлении понятий, мыслей, образов.

Арго - тайный воровской язык.

Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

Жаргон - социальная разновидность речи, характерная для людей, объединенных общностью интересов, профессии, времяпрепровождением.

Метафора - употребление слов в переносном значении на основе их сходства.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся значением.

Семантика - значение слов.

Фразеологизм - устойчивое в своей структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в речи в виде готовой единицы.

Экспрессивность - выразительность речи.

Лаконичность как качество личности – склонность излагать мысли с минимальным количеством слов, умело отделять главное от второстепенного, концентрировать изложение на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов.

Лаконичность берет свое название от Лаконии - региона Древней Греции, в котором находится город Спарта. «Когда беседуешь со спартанцем, он может неожиданно поразить простотой суждений», предупреждал философ Сократ своих земляков. «Как умелый стрелок он может вдруг продемонстрировать острую фразу, которую можно услышать, беседуя с малоразвитым ребёнком». Многие правители и военачальники убедились в правоте Сократа. Отец Александра Македонского – Филипп, подойдя к стенам Спарты, направил спартанцам послание, в котором говорилось: «Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сровняю город с землёй!». Когда Филипп развернул послание, там было одно слово «Если». И Филипп II, и впоследствии сам Александр Македонский обходили Спарту в своих походах стороной.

До сражения в Фермопилах, спартанский военачальник Диенекес получил сообщение, согласно которому у персов так много лучников, что их стрелы закроют солнце. Диенекес констатировал: «Хорошо, значит, сможем сражаться в тени». Хорошо известно сражение в Фермопилах. Хотя персидский царь Ксеркс кое-как вымучил формальную победу, моральную победу одержали геройски сражавшиеся спартанцы. Известен лаконичный ответ царя Леонида на предложение сложить оружие в обмен на жизнь: «Придите и возьмите». Когда царь Леонид отправлялся на войну, его жена Горго спросила, что ей делать, если он погибнет, Леонид ответил: «Возьми хорошего мужа и рожай здоровых детей».

Лаконичность – это обворованное многословие. Многословие склонно к несдержанности в мыслях, излишеству слов в передаче информации, излишне пространной форме речей. В отличие от своей противоположности – многословия, лаконичность обладает умением контролировать свои мысли. Сдержанность в мыслях перекрывает фонтан слов. Мечта лаконичности – одна мысль – одно слово. Много слов не говорит о множестве мыслей. Демагог – говорун способен испакостить воздух тысячами слов, за которыми не будет ни одной мысли. Достаточно вспомнить незаурядного болтуна М.С. Горбачева, который мог часами говорить ни о чем. Перечитываешь его речь и не находишь ни одной мысли, сплошь «консенсусы», которые нужно «углубить».

Игорь Губерман здорово сказал про лаконичность: «Люблю слова за лаконичность, Луч лаконической строки. Вдруг так высвечивает личность, Что духа видно позвонки». Наверное, поэты главные любимцы лаконичности. Большой поэт любит, уважает и трепетно относится к слову. Фаворит лаконичности Владимир Маяковский писал: «Поэзия - та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Но адский труд поэта вознаграждается безукоризненной лаконичностью стиха: «Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла
кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики».

«Краткость – сестра таланта», — учил А. П. Чехов. В сегодняшней поэтической среде есть человек, для которого лаконичность стала если не сестрой, то уж верной подругой точно. Это Владимир Вишневский, радостно дарящий «луч лаконической строки» людям: «Любви моей не опошляй согласьем…», «Желанная моя, скорей бы утро!..», «Спасибо мне, что есть я у тебя!», «Какой-то вы маньяк не сексуальный…», «Поэт так не умеет сочинять, Как женщина умеет дать понять», «Вас так послать или по факсу…», «О главном я не умолчу — Мне и на это хватит смелости: Да, я хочу тебя, хочу!.. Но, знаешь, меньше, чем хотелось бы».

Однажды к английскомy хиpypгy Джонy Абеpнетти, известномy необычайной лаконичностью pечи, обpатилась за помощью обладавшая той же чеpтой женщина с сильно опyхшей pyкой. Междy ними пpоизошел такой диалог: — Ожог? — Ушиб. — Компpесс. Hа следyющий день: — Лyчше? — Хyже. — Еще компpесс. Чеpез два дня: — Лyчше? — Здоpова. Сколько? — Hичего. После yхода дамы Абеpнети с восхищением пpоизнес длинноватyю для него фpазy: — Удивительно yмная женщина!

Самые лаконичные литературные шедевры: 1. Однажды Хемингуэй поспорил, что напишет рассказ, состоящий всего из четырех слов, способный растрогать любого читателя. Он выиграл спор: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» 2. Фредерик Браун сочинил кратчайшую страшную историю из когда-либо написанных: «Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучались…» 3. О.Генри победил в конкурсе на самый лаконичный рассказ, который имеет все составляющие традиционного рассказа - завязку, кульминацию и развязку: «Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года». 4. Англичане тоже организовывали конкурс на самый лаконичный рассказ. Но по условиям конкурса, в нем должны быть упомянуты королева, Бог, секс, тайна. Первое место присудили автору такого рассказа: «О, Боже, - воскликнула королева, - я беременна, и не знаю, от кого!» 5. B конкурсe на самую короткую автобиографию победила одна пожилая француженка, которая написала: «Раньше у меня было гладкое лицо и мятая юбка, а теперь - наоборот».

Среди выдающихся политиков явным приверженцем лаконичности был Уинстон Черчилль. В 93 года один из университетов пригласил его прочитать лекцию, рассчитывая услышать длинную скучную речь престарелого политика о своей жизни, невероятно насыщенной судьбоносными для страны событиями. И вот под бурные аплодисменты на трибуну поднимается Черчилль, произносит: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь» и уходит. Зал онемел и окаменел. Лишь немногие поняли, что речь закончена и осознали ее глубочайший смысл. Эта самая короткая речь Уинстона Черчилля, отражающая истинную суть победителя, стала одной из самых известных в истории мира. Черчилль знал, что так и будет, и опять в 93 года стал победителем.

Дело в том, что в годы второй мировой войны Черчилль оказался единственным из политиков, решившим не сдаваться на милость врагу. Когда под бомбежками гибли тысячи мирных жителей, Черчилль упорно и решительно настаивал продолжать войну до победы. Члены его кабинета, включая министра иностранных дел лорда Галифакса, выступали за попытку достижения соглашений с гитлеровской Германией. В своей первой речи, произнесённой 13 мая в Палате Общин в качестве премьер-министра, Черчилль сказал: «Мне нечего предложить [британцам] кроме крови, тяжкого труда, слез и пота». Черчилль предпринимал регулярные поездки на места бомбёжек, встречался с пострадавшими, с мая 1940 по декабрь 1941 года он выступил по радио 21 раз, его выступления слышали более 70 процентов британцев. Популярность Черчилля как премьера была беспрецедентно высока, в июле 1940 года его поддерживало 84 процента населения, и этот показатель сохранился практически до конца войны. Кто знает, как бы сложился ход второй мировой войны, если бы Черчилль сдался и присоединил к военно-промышленному комплексу фашистской Германии экономическую мощь своей страны? Но Уинстон Черчилль был не из робкого десятка. Он считал: если ты прекратил борьбу, ты проиграл. Предал мечту, не сможешь больше мечтать, а без мечты нет и жизни.

Петр Ковалев

Λακωνία ) - краткое и ясное выражение мыслей.

Лаконичность у Спартанцев

Корень слова произошёл от названия Лаконии - региона Древней Греции , в котором находится город Спарта . «...Если бы кто захотел сблизиться с самым никчемным из лаконцев, то на первый взгляд нашел бы его довольно слабым в речах», предупреждал философ Сократ своих земляков, «но вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком». Многие правители и военачальники убедились в правоте Сократа.

Ещё одна из известнейших фраз Леонида относится к тому, как он готовился отправиться на эту войну. Когда его жена Горго спросила, что ей делать, если он погибнет, Леонид ответил: «Возьми хорошего мужа и рожай здоровых детей».

Лаконичность в рекламе

Лаконичность особенно важна в рекламе, так как денежные затраты на рекламу зависят от её длины. Также это связано с особенностями памяти человека - в кратковременной памяти фиксируется примерно 7±2 элемента .

Лаконичность в бытовой речи

Известно выражение «краткость - сестра таланта», принадлежащее А. П. Чехову . Он высказал эту мысль в письме своему брату такими словами:

Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта. Памятуй кстати, что любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны.

Заключается ясность речи в ее доходчивости, понятности для слушающего и достигается использованием общеупотребительных слов и выражений, взятых из обыденной речи. Это речевое качество имеет особенно важное значение в суде присяжных. По свидетельству известного правоведа

С.С. Хрулева,

в суде присяжных «только те речи влияют на решение дела, которые убедительны в своей понятности. Когда на суде присутствуют прокурор и защитник, которых присяжные понимают, то решение их будет основано на всестороннем обсуждении дела и, более или менее, удовлетворять требованиям правосудия» .

Этот же вывод верен и для всех судов, где присутствует принцип состязательности.

Логичность речи означает изложение ее содержания в логической по-

Следовательности в соответствии с

С. С. Хрулев. законами логики, связями и отноше-

«Об ораторе суди по тому, ниями объективной реальности.

как он слушает» На типичные проявления логиче-

Ски непоследовательной, а значит, непонятной и неубедительной речи указывал А.Ф. Кони:

Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать, что способствует формированию у слушателей негативизма, нежелания внимать доводам оратора. И наоборот, если мысли текут, развиваются в четкой логическом последовательности, такую речь не только возможно, но даже весьма приятно слушать, ибо она покоряет ум и сердце своим гармоническим единством... Естественное течение мысли, доставляет кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение, что придает речи еше большую понятность .

Для построения и произнесения такой логически последовательной, связной судебной речи необходимо тщательно продумать план и композицию речи, т.е. осмыслить единство всех ее частей (вступления, главной части и заключения). О логически-смысловом единстве совершенной речи образно говорил Платон:

Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому 1 .

Для того чтобы разработать и произнести такую гармоничную речь, необходимо прежде всего четко определить замысел речи, ее главную мысль - тезис речи, который «красной нитью» будет проходить через все части речи и связывать их в единое целое.

Эффективному усвоению слушателями главной мысли судебного оратора, его позиции и доводов, на которых она основана, способствует еще одно важное качество - лаконичность при достаточной продолжительности речи. Эта особенность речевой культуры выражается в отсутствии лишних слов, мешающих движению главной мысли, экономности, емкости, упругости, содержательности речи, в которой словам тесно, а мыслям просторно. Лаконичная речь, обладающая достаточной продолжительностью, может быть и краткой, и длинной, и очень краткой, и очень длинной, произносимой в течение нескольких часов и даже дней, - когда здравый смысл подсказывает, что разумно, целесообразно, уместно избрать ту или иную продолжительность речи, с учетом складывающейся речевой ситуации, замысла оратора, его интеллектуально-духовного потенциала, его речевых ресурсов, умений и навыков .

Это хорошо понимали античные ораторы, о чем свидетельствует выдержка из трактата Цицерона «Об ораторе»:

Повествование согласно правилам должно быть кратким... если же краткость состоит в том, чтобы все слова были только самыми необходимыми, то такая краткость требуется лишь изредка, обычно же очень мешает изложению не только потому, что делает его темным, но и потому, что уничтожает самое главное достоинство рассказа - его прелесть и убедительность .

Эта мысль Цицерон последовательно развивает и подчеркивает, что краткость является достоинством речи лишь в том случае, «если предмет того требует» .

Так, например, в суде присяжных, где в условиях информационной неопределенности, при дефиците или противоречивости доказательств рассматриваются и разрешаются в нравственно-конфликтных ситуациях наиболее сложные уголовные дела об убийствах и других тяжких преступлениях, краткая речь может быть неуместной. Так, адвокат, который собирается покорить присяжных слишком краткой речью, рискует, что их умы и сердца окажутся в плену аргументов его более разговорчивого процессуального противника. Не случайно П. Сергеич (псевдоним известного русского юриста П.С. Пороховщикова), предостерегая судебных ораторов от такой речи, писал, что сжатая речь - опасное достоинство для судебного оратора 1 . Основная опасность сжатой, слишком короткой речи в том, что она не обеспечивает эффекта убеждающего внушения в защитительной речи, поскольку адвокату после речи прокурора приходится не только убеждать, но и переубеждать судей. И тут без убеждающего внушения, которое обеспечивает только достаточно продолжительная речь, не обойтись. Известный русский юрист Л.Е. Владимиров писал:

Искусство защитника должно состоять в том, чтобы, не будучи многословным, а скорее сжатым, говорить, однако, настолько долго, чтобы подчинить себе волю и мысль слушателей. Очень короткою речью нельзя достигнуть той внушаемости слушателей, какая нужна .

В то же время речь не должна быть длинной, многословной. Если судьи начинают ощущать, что их утомляет продолжительная речь, они невольно испытывают негативное ОТ- ЛЕ Владимиров

ношение к тому, кто злоупот- ___

ребляет их вниманием. В этот момент судьи меньше всего склонны прислушиваться к доводам такого оратора, поскольку их больше всего начинает занимать не то, о чем он говорит, а то, когда он перестанет говорить.