Какой смазкой смазывать вентилятор компьютера. Чем лучше смазать кулер: смазкой или маслом


Если Ваш компьютер более или менее почтенного возраста стал издавать при работе заметный шум, сайт рекомендует провести чистку и смазку вентиляторов процессора и блока питания. Действо это несложное, занимает час-другой времени, что зависит от желаемой тщательности очистки радиаторов и аккуратности проводимых работ. Для большей наглядности в настоящую статью включён подробный фотоотчет обо всём процессе техобслуживания кулеров .

Чистка и смазка кулера (вентилятора) персонального компьютера

Для начала отсоединим компьютер от всех проводов и снимем левую крышку. Положим его на правый бок и займемся очисткой внутренних поверхностей от пыли. Как известно, воздух в корпусе постоянно циркулирует при помощи кулеров , и пыль засасывается большей частью в их радиаторы и другие детали. Начать очистку можно пылесосом, а затем протереть все поверхности блока и дисководов куском ваты, смоченной спиртом (водкой, одеколоном).

Спирт быстро высыхает и не вызывает коррозию и окисление деталей, подобно воде. Как известно, чистота - залог здоровья, поэтому чем тщательнее Вы очистите поверхности, тем дольше радиаторы останутся чистыми . Материнскую плату и карты достаточно аккуратно и издалека пропылесосить и при необходимости протереть ваткой.

Вентилятор процессора снимаем вместе с радиатором, отделяем один от другого и тщательно чистим радиатор пылесосом и спичкой, смоченной спиртом. Желательно добиться максимально возможной чистоты поверхностей ребер для лучшего охлаждения процессора. Чистке также подлежит крыльчатка и все близлежащие детали.

Если у Вас имеется под рукой запас термопасты, спиртом очищаем от старой пасты поверхности соприкосновения радиатора и самого процессора, даём им просохнуть и наносим тонкий слой новой пасты. Если свежей пасты не имеется, просто размазываем старую подобно пластилину тонким равномерным слоем без комочков.

Собираем систему охлаждения процессора. Смазку я предпочитаю проводить прямо на месте. Для этого отдираем наклейку на кулере процессора и удаляем спичкой остатки старой смазки с оси.

Изучив на различных форумах дебаты по поводу того, чем лучше смазывать кулер , я пришел к выводу, что смазка для подшипников скольжения не должна быть излишне вязкой (консистентной), чтобы не уменьшать обороты крыльчатки. Смазки на графитовой основе не подойдут – они могут послужить причиной замыкания электрических цепей. Хорошее автомобильное масло не препятствует вращению крыльчатки и надолго сохраняет свои свойства (не высыхает и не загустевает). Поэтому капаем на ось 2-3 капли моторного масла при помощи спички. Осмысленно не использую для этих целей шприц или маслёнку, чтобы не переборщить. Масло лучше взять синтетическое, но и минеральное хорошего качества также прекрасно справляется со своими обязанностями. Не стоит смешивать минеральное масло с синтетическим.

Место на кулере , где была приклеена наклейка, очищаем от старого клея и возможных пятнышек масла ваткой со спиртом и даём просохнуть. Тщательно заклеиваем отверстие для смазки скотчем. От тщательности этого момента зависит герметичность смазанного узла, а именно не вытечет ли масло при повышении температуры наружу, что, согласитесь, не добавит вашему компьютеру здоровья.

Излишки скотча обрезаем маленькими ножницами. Не оставляйте необрезанными небольшие излишки по краям – они могут шуметь от набегающего потока воздуха.

Далее берёмся за блок питания. Демонтируем его, причем я стараюсь так подобрать его перемещения и длину проводов, чтобы не приходилось его отсоединять от потребителей питания. Снимаем с него крышку, пылесосим.

Демонтируем вентилятор и вычищаем все близлежащие поверхности, радиаторы блока питания, крыльчатку кулера при помощи ватки, смоченной спиртом.

Отрываем наклейку с кулера и вынимаем иголкой или ногтем заглушку на торце. Спичкой очищаем ось и шайбу от остатков старой загустевшей смазки .

Капаем на ось пару капель масла аналогично кулеру процессора и прокручиваем крыльчатку для равномерного распределения смазки .

Возвращаем на место заглушку и заклеиваем кулер скотчем.

Обрезаем излишки и собираем всё в обратной последовательности.

Оставшиеся наклейки с кулеров с их данными я не выкинул, а приклеил на блок питания и внутреннюю стенку компьютера скотчем на случай, если понадобится информация о кулерах при их последующей возможной замене.

Закрываем крышку, убедившись, что фиксаторы по периметру сели на место. Неплотно прижатая крышка гудит и создается впечатление неисправного кулера . Поэтому проверяем плотность посадки обеих крышек, подсоединяем провода и наслаждаемся тишиной.

P.S. Если смазка кулеров не помогла или помогла очень ненадолго, они продолжают шуметь и издавать явно нездоровые звуки, значит кулеры требуют замены или более серьёзного ремонта. Вкратце скажу, что кулеры демонтируют, снимают стопорящую шайбу с оси, вынимают крыльчатку и вытаскивают отклеившийся магнит, смазывают его клеем Момент и вставляют до упора на своё место. Я этим никогда не занимался, а стоит ли овчинка выделки – каждый решает для себя сам.

P.P.S. Техобслуживание компьютера включает также и периодическую очистку линз дисководов. Я предпочитаю делать это вручную, не царапая линзы чистящими дисками от сомнительных и не очень производителей. Для этого дисковод демонтируется, разбирается, линза протирается ваткой, слегка увлажнённой спиртом. Специально ковырять свои дисководы я сейчас не стал, но когда займусь этим делом, обязательно выложу фотоотчет на .

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Ноутбук эксплуатируется в самых различных условиях, а система вентиляции постепенно засоряется. Именно износ вентилятора и его засорение является самой популярной причиной разборки портативного компьютера.

Проявлением засорения вентиляции являются:

  • постоянная работа кулера;
  • треск, скрипы и шумы вентилятора;
  • сильный нагрев нижней поверхности клавиатуры;
  • зависания и самопроизвольные выключения.

Если вовремя не смазать кулер, то в скором времени можно ожидать перегрева процессора или видеокарты. Замена этих узлов является дорогостоящей и проблематичной.

Как смазать охлаждающий вентилятор?

Если в системе вентиляции используется неразборный кулер, то нужно отодвинуть крыльчатку от основы и капнуть одну каплю масла. Масло не проводит ток, но все равно не стоит заливать его много. Капнув одну каплю, нужно включить кулер, дать ему поработать, а затем через 5 минут капнуть еще одну каплю. Этого количества будет вполне достаточно.

Если вентилятор разбирается, то сначала нужно продуть его от пыли. Далее снимается наклейка по центру, под которой находится резиновая пробка. Сняв пробку, нужно ввести в отверстие со шприца 1-2 капли, не разбрызгивая масло.

Все работы по смазке вентилятора проводятся при снятом кулере. Перед установкой детали на место необходимо нанести термопасту на поверхность, которая упирается в процессор.

Выбор масла

Важно не только правильно провести смазку подшипника, но и знать, каким маслом пользоваться. Лучше всего воспользоваться силиконовой смазкой. Выбор таких смазок достаточно широкий. Они отличаются консистенцией, но практика показывает, что пользоваться лучше средством такой густоты, которая чуть мягче вазелина.

Чем сильнее консистенция отличается от этого показателя (густоты вазелина), тем ее характеристики хуже. Если средство будет слишком густым, то двигатель кулера может даже не запуститься, особенно после длительного простоя. Густые смазки не подходят для подобных задач, так как просто будут выдавлены с подшипника. Если же смазка будет слишком жидкой, то она просто разлетится.

В ходе эксплуатации ноутбука кулер разгоняется до 5000 оборотов в минуту. При такой скорости механизм постепенно изнашивается. Своевременная смазка продлевает срок эксплуатации подшипника. При этом не стоит сильно заливать его маслом, 1-3 капли обычно достаточно.

Для смазки используется специальное сервисное или машинное масло для высокооборотных механизмов. Такие средства обладают клейким свойством, позволяющим удержаться на детали и не разлететься.

Для смазки подойдут любые синтетические и минеральные масла. Несколько капель можно попросить у друга-автомобилиста. Неплохо подходят в этих целях средства для ухода за машинками для стрижки или электробритвами.

Скрипы и шумы в вентиляторах возникают от износа механизма. Поэтому после нескольких смазок кулер придется менять. Уже после нескольких смазываний подшипника , так как его механизм отрабатывает свой ресурс. Лучше вовремя поменять вентилятор, чем сдавать ноутбук в сервисный центр для ремонта в случае более дорогостоящих поломок.

Практически любой персональный компьютер регулярно требует чистки и смазки кулера – специального вентилятора, служащего для охлаждения процессора или других важных частей (блока питания, видеокарты и пр.). Насколько сложна подобная процедура? Можно ли провести её в домашних условиях? На что стоит обратить внимание, а также что может понадобиться при проведении чистки вентиляторов и их смазки? Обо всём этом и многом другом мы расскажем в этой статье.

Для начала нужно понять, чем лучше всего в компьютере. Первое, что приходит на ум – это масло. Естественно, не растительное, не оливковое и не животное! Ведь если вы будете использовать такую смазку, то можете и вовсе испортить кулер. К нему просто начнёт усиленно налипать пыль и грязь.

  • Машинные масла (т. е. моторные автомасла – синтетические, полусинтетические);
  • Смазочные масла для швейных машин и различного электрооборудования;
  • Высокоэффективные смазки для подшипников;
  • Специальные силиконовые смазки.

Не стоит использовать те смазочные вещества, которые склонны к загустеванию. Это солидол, циатим, литол и пр. Подойдёт ли WD-40? Опять же, нет. Это вариант смазки от американского производителя предназначен лишь для обработки тех поверхностей, которые редко находятся в движении. Например, дверная петля. Тогда как кулер работает постоянно и при больших оборотах.

Кроме того, на различных форумах многие пользователи рекомендуют для смазывания кулеров ПК использовать графитовую смазку. Однако мнение специалистов на этот счёт другое. Ею вы нанесете больше вреда, чем пользы. Во-первых, она хорошо проводит ток, что может стать причиной замыкания. Во-вторых, графитовая смазка предназначена для смазывания тяжело нагруженных механизмов, которые работают на умеренных скоростях.

Однако кулер – это высоко оборотистое устройство. К примеру, даже самый простой и миниатюрный вентилятор у слабенького процессора intel или amd способен вращаться на скорости 1000-1500 об/мин. Что уж говорить про дорогие и мощные модели кулеров от таких производителей как deepcool, zalman, coolermaster и пр.

Поэтому применять графитовую смазку нельзя. Из-за неё обязательно снизится скорость вращения вентилятора, увеличится износ подшипников и т. д.

Что важно знать про вентилятор компьютера?

Многие оснащены сразу несколькими вентиляторами. Как правило, их три. Это кулеры, предназначенные для охлаждения блока питания компьютера, процессора и видеокарты. Все они крайне важны для стабильной работы системы. Если даже один выйдет из строя, то из-за перегрева пк могут быть большие проблемы.

Что же тогда делать? Всё просто – внимательно следить за тем, не греется ли компьютер, не издаёт ли он странные звуки, не появились ли дополнительные шумы при его работе. Каждый из перечисленных пунктов – это явный симптом, говорящий о необходимости смазать вентилятор ПК.

Почему же кулер компьютера периодически требует дополнительной смазки? Всё дело в его конструкции. Как правило, устройство работает за счёт подшипников скольжения или качения, имеющих специальный вал. Он вращается внутри втулки или цилиндра, где имеется смазка, создающая специальную маслянистую пленку. Постепенно она испаряется либо загрязняется, а это приводит к тому, что металлические детали начинают соприкасаться друг к другу. В итоге появляется шум, вентилятор работает намного медленнее и компьютер греется.

Как смазать вентилятор (кулер) процессора?

Итак, вы уже поняли, чтобы кулер не шумел, а различные части компьютера не грелись, его необходимо почистить и смазать. Для этого мы предлагаем вам следующую схему действий:

  • Первым делом разбираем корпус системного блока, чтобы получить доступ к кулерам.
  • Обычно проще всего снять вентилятор процессора, так как он располагается на видном месте. Так что начнём с него. Понадобится отвертка, чтобы открутить болты и снять кулер.
  • Попутно с вентилятором процессора снимаем и радиатор. Отделяем каждый друг от друга и тщательно очищаем. Можно воспользоваться пылесосом. Затем ватными палочками, смоченными в спирте (одеколоне или водке). Желательно, подвергнуть очистке все рёбра, детали и доступные поверхности.
  • Если у вас есть термопаста, то неплохо обработать ею места соприкосновения радиатора и процессора. Правда, не забываем предварительно с помощью спирта убрать старую пасту.
  • Затем всё собираем обратно. Теперь переходим к процедуре смазывания. Для этого на кулере процессора убираем специальную наклейку, расположенную в центре. Далее нужно вытащить маленькую резиновую пробочку (например, при помощи пинцета или отвертки). Будьте предельно аккуратны.
  • Под резинкой вы обнаружите втулку и ось. С помощью спички, зубочистки или ватной палочки удаляем старую смазку.
  • После чего можно приступать к смазыванию. Просто нанесите немного масла на ось вентилятора. При этом помните, что нет никакой необходимости в большом количестве смазки. Ведь при наложении резиновой пробки все излишки будут выдавлены наружу. К тому же, из-за этого может запачкаться корпус, и защитную наклейку будет сложно приклеить обратно.
  • Как вы уже поняли, заключительный этап – это возвращение резиновой пробочки на место. При этом нужно следить, чтобы смазка не вышла наружу. После чего протираем корпус кулера и переходим к наклейке. Если она сильно износилась, то её можно заменить обычным кусочком скотча. Только не забудьте убрать все излишки клейкой ленты, а то из-за работающего кулера они будут шелестеть и издавать дополнительный шум.

Смазывать можно и внутренние части вентилятора. Но это довольно сложно. Причём придётся полностью разбирать кулер. Поэтому беритесь за такую работу, только если вы уверены в своих силах и имеете определённый опыт. Иначе можно легко испортить кулер.

Как смазать кулер видеокарты или блока питания?

Процесс смазывания и чистки кулера видеокарты или блока питания зачастую оказывается немного сложнее, чем процессора. Обычно это объясняется тем, что приходится разбирать корпус и откручивать большее количество болтов. Иначе получить доступ к точке смазки нельзя.

Также кулеры у видеокарт и блоков питания не всегда одинаковые. У некоторых точка смазки сверху (просто под герметизирующей наклейкой), у других – нужно снимать радиатор, отсоединять вентилятор и затем лишь переходить к чистке и смазке. Во всём остальном процедура аналогична работе с процессорным вентилятором.



Что же делать с неразборным кулером?

Нередко современные компьютеры оснащаются неразборными кулерами. Причём чаще всего их можно встретить на некоторых видеокартах nvidia geforce. Смазать такие вентиляторы намного сложнее. Ведь здесь не будет специальной резиновой пробочки, убрав которую вы получаете доступ к втулке. Конечно, кому-то, простите за каламбур, удаётся разобрать неразборный кулер. Однако чаще всего это заканчивается поломкой креплений и прочих деталей.

Если ваш компьютер стал перегреваться или издавать шума больше, чем изначально, первое, что нужно сделать – смазать кулер на процессоре, материнке и видеокарте. В вашем ПК их может быть больше или меньше, смазывать нужно все.

Зачем смазывать кулер (вентилятор) в компьютере

Чтобы понять: какая связь между всеми этими фактами, рассмотрим работу кулера детальней.

Причины шума кулера

Винт крутится благодаря подшипникам, которые, для плавного и мягкого вращения, смазаны спецмаслами. В процессе работы эти масла испаряются, загрязняются, подсыхают. Детали подшипника начинают тереться друг о друга, нагреваться и издавать лишний шум, тормозить. Такая некорректная работа кулера приводит к перегреву всего компьютера, а к естественному шуму, идущему от ПК, добавляется звук его трущихся частей.

Как разобрать кулер

Чтобы добраться до кулера, нужно снять корпус системника. После того, как устройство стало доступно, его нужно открутить от детали, которую он охлаждает (процессор, материнку…).

Теперь разберемся, как разобрать кулер компьютера:

  • Отвинчиваем вентилятор от радиатора.
  • Снимаем резиновую заглушку, закрывающую стопорное кольцо.
  • Далее, аккуратно поддевая с одной стороны тонким острым предметом, снимаем и само кольцо.
  • Убираем резиновые заглушки, защищающие механизм от масла.

Разделяем вентилятор на две части.

Теперь можно добраться до всех элементов устройства, чтобы тщательно очистить и смазать.

Как почистить кулер

Перед тем, как смазать вентилятор в компьютере, его нужно очистить от грязи, пыли и старой смазки. Сначала все детали стоит обдуть пылесосом.

Та часть крыльчатки, на которой нет катушки, промывается водой и хорошо высушивается.

Вторую деталь обтираем сначала сухой, а потом смоченной в спирте ватной палочной так, чтобы не задеть электронику. Спирт удаляет остатки старого масла и грязь.

Радиатор очищаем от пыли и грязи мягкой щеткой или тряпкой, не оставляющей ворс. В труднодоступные места можно добраться ватной палочкой со спиртом.

Чем смазать кулер компьютера

Перед тем, как собрать и установить кулер обратно, ось, втулку и подшипники (все металлические части) нужно смазать.

Как выбрать масло

Основной критерий выбора смазки – она не должна загустевать и содержать мелкие частицы. В связи с этим для такой процедуры не подходят как графитовая смазка, так и солидод, циатим и прочие густеющие со временем вещества.

Лучше использовать:

  • моторные автомасла;
  • масло для смазывания швейных машин;
  • смазки для подшипников;
  • силиконовые, средней густоты, смазки.

Нельзя использовать также и натуральные продукты, это должны быть синтетические или полусинтетитческие масла.

Как смазать кулеры компьютера

Сам процесс смазывания прост, но его нужно проводить аккуратно, чтобы не залить электронику. Смазке подлежит активня часть – вентилятор.

Смазка кулера процессора

Прибор расположен на видном месте, поэтому его довольно просто снять: открутить болты и отсоединить провода, соединяющие его с ПК. Далее нужно разобрать кулер процессора, очистить и собрать снова.

Если у вентилятора неразборная конструкция, или вам просто не хочется его разбирать, добраться до деталей, требующих смазки, можно через отверстие.

Нужно убрать наклейку в центре вентилятора. Затем удалить резиновую пробку, закрывающую подшипник, втулку и ось. Это маленькое отверстие очищаем от старой смазки и капаем туда новый смазочный материал – 5-7 капель. Пробку ставим на место. Если масло начинает выступать, его нужно вытереть.

Чтобы в процессе работы вентилятора смазка не просачивалась сквозь крышку, ее нужно приклеить скотчем. Возвращать на место старую наклейку не стоит – она не будет уже так плотно держаться.

Если не получается убрать пробку, можно проделать все это шприцем сквозь нее. Только эффект будет хуже, потому что на деталях останется слой старой смазки.

Смазка кулера блока питания

Чтобы смазать кулер блока питания, нужно сначала открыть сам БП и открутить устройство от его корпуса. В зависимости от размера, он зафиксирован либо на снятой с БП крышке, либо на корпусе.

Дальнейшая процедура смазки такая же, как и для кулера процессора.

Смазка кулера видеокарты

Охладитель видеокарты прикреплен к ее обратной стороне, поэтому карту нужно вынуть из слота и отсоединить от нее вентилятор, чтобы открыть доступ к отверстию.

Смазать кулер на видеокарте можно по аналогии с предыдущими вариантами.

Профилактика кулеров компьютера

Чтобы не доводить до преждевременного износа, кулеры нужно периодически чистить и смазывать. И делать это лучше не дожидаясь сигнала в виде перегрева или возникновения сторонних шумов.

Периодичность условна и зависит от интенсивности работы ПК и использованных в прошлый раз смазочных материалов. Так, например, силиконовая смазка держится в два-три раза дольше, чем машинное масло. Если же компьютер иногда включается, что бы полистать новостную ленту, проверить почту или посмотреть фотографии заводские смазки прослужат не один год. А вот игрокам нужно разбирать свою технику не реже, чем каждые 10-12 месяцев.