Какая благодать. Божья благодать для тебя


Столько людей говорят о благодати не понимая что это такое, какова её цель и смысл. Потому что ещё не встречались с ней или не заметили её действие. Поэтому и говорят о ней, как в примере с ленивой студенткой первого семестра:

"Если Фауст в конце своей жизни, трудясь над познанием, говорит: «Я вижу, что мы ничего не можем знать», то это результат;
и совершенно иное дело, когда те же слова мы услышим от студентки первого семестра, пытающейся оправдать свою леность (Кьеркегор). "

Господь не двузначно сказал, что ленивые, неверные и лукавые рабы, ни по какой благодати, не войдут в Царство Небесное. Во что бы они не верили, что бы не исповедовали, на чтобы не надеялись.

Благодать - это не оправдание нашей, недостойной Царства Божьего, жизни.

[ Благода́ть (др.-греч. χάρις, лат. gratia) - понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́жения.
Также благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям. ]

Для чего же благодать?
Дьявол - есть духовная личность, превосходящая человека (ибо он плоть) и в мудрости, и в силе,
и во всём остальном. Ему удалось совратить совершенного человека в Едемском саду. Поэтому ему ничего не стоит сбивать с прямых путей многих и многих уже не совершенных людей. И они ничего не могут сделать, потому что они - плоть. Своей силой они не могут его победить. Но только благодатью Божией они получают способность быть победителями над ним. Другими словами благодать Божья нужна нам для помощи жить святой жизнью.

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести БЛАГОДАТЬ для благовременной помощи . (Евр.4:15,16)

Иисус был искушён и знает трудности борьбы с грехом и плотью. Он понимает и может сострадать в наших немощах, потому что Сам был искушен. И у нас есть возможность, по Его милости, получать эту благодать для благовременной помощи.

11 Ибо явилась благодать Божия , спасительная для всех человеков,
12 научающая нас , чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, (Тит.2:11,12)

Суть благодати - не оправдание наших грехов, непослушания или неверности, а сверхъестественная способность не грешить или делать то, что просто невозможно совершить в этом мире без действия благодати Божьей.

Может поэтому Павел писал: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Фил.4:13)

Но понять это может не каждый, не любой, но только тот, кто следуя повелениям Христа, до крови сражается с грехом, плотью и миром. Совершенное послушание заповедям Христа должно было осуществляться в ежедневных трудах. Благодать не освобождает от следования Христу, но, наоборот приводит в полное послушание Христу. И только такой человек видит реальное действие благодати и понимает её предназначение и смысл.

Человек, который не внимает словам Иисуса, не проявляет усилий, не входит тесными вратами, продолжает жить миром - не может получать помощь в виде благодати Божьей. Так как не имеет в этом нужды, поскольку не ищет этого всем сердцем.

Почему говорится, что спасение - по благодати?
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

Благодать дается через веру. Вера в Иисуса заключается в послушании Ему. Желающему быть послушным, Бог дарует способность быть угодным Ему. Эта благодать (способность) не от них, но дар Бога. Поэтому никто не может хвалиться этими делами.
Мы спасены благодатью в том смысле, что обретаем способность жить святой и угодной Богу жизнью в этом мире греха. И это дается как дар, поэтому похвалиться никто не может.

Кто может видеть и переживать на себе благодать?
...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак.4:6)
Смиренный перед Богом (именно в первую очередь перед Богом), обретает способность делать невозможное, чего он не мог делать раньше. Не исключая того, что через него будут посрамлены те, кто еще вчера над ним превозносился.

..но Бог избрал немудрое мира (но смиренное), чтобы посрамить мудрых, и немощное мира (но смиренное) избрал Бог, чтобы посрамить сильное; (1Кор.1:27)
Именно под благодатью - не мудрый становится премудрым, слабый становится сильным...
Возможно поэтому во время пробуждения в Уэльсе великие толкователи Англии приходили и сидели у ног грубых, тяжело трудящихся угольщиков, и видели чудесные дела Божьи.

Благодатью Божьей мы можем не грешить в этом мире.
Всякий, рожденный от Бога, не делает греха , потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить , потому что рожден от Бога. (1Иоан.3:9)
Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит ; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (1Иоан.5:18)

Сам, своими силами, человек не может противостать искушениям и дьяволу. Но, зная действие благодати Иоанн, делал такие заявления: "Всякий, рожденный от Бога не может грешить!". Именно сверхъестественное действие благодати позволяет верующему жить святой жизнью и хранить себя, если он этого хочет.

Временами Бог отнимает благодать.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:24)
Временами Бог отнимает благодать, чтобы испытать человека на верность и воспитывать святой характер или показать кто он без благодати (в случае, когда он начинает превозноситься).

Благодать дается для служения.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. (1Кор.15:10)
Благодать Божья даёт способность успешно служить. Но человек может активно применять её в служении или же зарывать данные ему таланты и способности.

В случае с Павлом, он говорит что использовал благодать на "полную катушку": "я более всех их потрудился". Но тут же поправляется, зная, что способности не от него: " не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною."

Итак, благодать - это не оправдание нашей, недостойной Царства Божьего, жизни.
Благодать - это помощь жить жизнью, угодной Богу, для тех, кто этого ищет.

P.S. Всё это говорю не как теорию, но то, что прохожу на практике.
Есть еще что сказать о благодати, но пока умолчу, поскольку тема еще раскрывается.

Профессор А. Деликостопулос


Божественная благодать это дар, любовь, благоволение и помощь, которую приносит Бог человеку по Своему благоутробию и благости. Это великая сила, имеющая решающее значение для духовного возрождения человека в подвиге жизни и добродетели. Божественная благодать подается каждому даром. Это не плата и не награда за добрые дела, труды и жертвы человека. Этот дар исходит от крестной жертвы и воскресения Господа и дается Духом Святым. Другими словами, возрождение, которое несет человеку божественная благодать, и духовные плоды жизни во Христе дарует Святой Дух.

Священное Писание через Апостола Павла весьма ясно об этом свидетельствует: «Если по благодати, то не по делам» (Рим. 11, 6) и «благодать Божия и дар по благодати одного человека Иисуса Христа преизбыточествует для многих» (Рим. 5, 15).

Наше искупление, которое Искупитель совершил объективно в истории, должно стать субъективным и личным для каждого из нас, делающих «со страхом и трепетом свое спасение» (Флп. 2, 12). Это усвоение осуществляется животворящим и спасительным действием Святого Духа.

Это субъективное усвоение искупления не должно и не может мыслиться как внешнее, механическое и магическое. Напротив. Это результат двух факторов - божественного и человеческого, т.е. благодати Святого Духа, с одной стороны, и свободного сотрудничества человека, с другой. В этой встрече, безусловно, всегда предваряет и доминирует божественный фактор. Следует подчеркнуть, что под словом «сотрудничество» Отцы Церкви понимают активное участие человеческой воли в процессе освящения человека и, вообще, его спасения.

Таким образом, с одной стороны, всеблагой Бог Своею благодатью совершает призвание, просвещение, покаяние и обращение грешника, а затем оправдание, возрождение и освящение его в Церкви на основе искупительного дела Спасителя. А с другой стороны, свободный человек, приняв благодать, которая ему подается, свободно содействует делу собственного спасения своей правой верой и добрыми делами. Следует подчеркнуть, что это делается, как о том нас учит Священное Писание, «верой, действующей любовью» (Гал. 5, 6) и, таким образом, мы избегаем любой механический или магический момент в оправдании и спасении человека.

Действительно, Бог хочет спасения всем людям, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Однако, спасаются не все или из-за злоупотребления своим самовластием, или потому, что Бог спасает Своею любовью лишь тех, кто свободно желает исполнять Его волю и заповеди. Таким образом, оба эти фактора, божественный и человеческий, гармонично сотрудничают в деле субъективного усвоения нами искупления, для осуществления которого они оба необходимы.

Божественная благодать это проявление благосклонности и любви Божией к человеку, и она составляет спасительную силу Божию, которой, как мы сказали, Он отдает в распоряжение человека искупительное дело Господа, возделывает жизнь во Христе и готовит ее к вечности. Ее основное содержание и сущность в том, что она подается даром ради искупительного дела и жертвы Спасителя, в связи с чем и называется благодатью, проистекающей из искупительного подвига Господа.

Искупление совершает по заповеди Отца Сын, а его плоды дарует человечеству Святой Дух. Священное Писание и наша Церковь веру, оправдание, освящение, покаяние и совершение всякого добра и богоугодного дела и всего того, что совершается в Церкви, приписывают силе и действию Святого Духа, который и составляет животворящее начало и душу Церкви, ибо «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). И св. Григорий Богослов в этом месте подчеркивает: «И от Духа нашего возрождение, а от возрождения воссоздание, а от воссоздания познание достоинства воссоздавшего».

Божественная благодать, как скажем ниже, необходима для человека, дается даром, является всеобщей, но не принудительной.

Божественная благодать, которая даруется Святым Духом, совершенно необходима для спасения человека, потому что никто из нас не может спастись без нее своими собственными силами. По Василию Великому, «в благодати Божией спасение». Участие и сотрудничество человека в деле собственного спасения не пассивное. Он не механически и магически приемлет действие божественной благодати. Его участие активно и существенно. Божественная благодать абсолютно необходима человеку для избавления от первородного греха и всех его последствий.

Спасение это дар Божественной любви. Человек сподобляется божественной благодати не за свои дела, а по благоутробию Божию. Любое благодеяние человека не может служить заслуживающим награды основанием для получения божественной помощи, которая даруется по благосклонности и благоволению Бога. Не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости Он спас нас «банею пакибытия и обновления Духом Святым» (Тит. 3, 5). Т.е. Бог спас нас не по делам той добродетели, которую мы совершили, а по Своей милости, водою крещения, в которой нас возрождает и обновляет Святой Дух. Здесь следует подчеркнуть, что человек, совершающий нравственное добро, может легче получить спасение, которое ему даруется. Совершением добра человек предуготовляется к получению спасения, делается более восприимчивым к нему. Между грехом и благодатью огромная пропасть. Только с помощью божественной силы человек может перейти во власть благодати. Божественная благодать - это дар, который свободно подает любовь Божия человеку.

Божественная благодать является всеобщей, но не принудительной. Она свободно даруется всем людям. По св. Иоанну Златоусту, «благодать изливается на всех... с одинаковой призывая честью». Следует отметить, что действие божественной благодати не является принудительным и не нарушает свободной воли и действия человека. Они гармонично взаимодействуют так, что одна опирается на другую, а вместе соделывают спасение человека. Опять-таки, согласно Златоусту, «когда речь идет о спасении в буквальном смысле слова, мы принимаем действие обоих: и наше и Божие. Человеческая свобода под воздействием божественной благодати становится необходимым получающим органом спасения во Христе. Без того или без другого достичь субъективного спасения невозможно.

Следует отметить, что «много званных, но мало избранных» (Мф. 20, 16). Другими словами, многие призываются ко спасению, однако, не откликаясь на этот зов, сами себя подвергают осуждению, в то время как избранные - это люди, откликнувшиеся на зов и ушедшие из мира погибели. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Апок. 3, 20). Как только человек свободно захочет услышать голос и открыть дверь, Бог входит и начинает дело спасения человека. Ибо, согласно Василию Великому, «там, где готовое произволение, нет никакого препятствия, ибо зовущий человеколюбив, служитель усердный и благодать обильна».

Божественная благодать, будучи всеобщей, даруется всем людям, зовет их ко спасению, содействует и помогает им в осуществлении всякого доброго дела. И если из многих званных остаются избранными лишь немногие, то это объясняется только свободной волей человека, которая, внимая зову, входит в царство благодати, а, отвергая его, отпадает от благодати.

Здесь следует сказать два слова о предопределении человека в связи с волей Божией. Все, что происходит в мире, предполагает время и совершается вечной волей и произволением Бога. Что касается искупления, то оно является осуществлением вечной воли Божией во времени. В связи с вышеупомянутым тот факт, что одни принимают, а другие не принимают учение христианской веры, не ускользает от вечного предведения Божия. Как мы уже сказали, Бог до сотворения мира предопределил одних к вечной жизни, а других к вечному осуждению.

Предопределение является не самоуправным и абсолютным, а относительным, потому что определяется верой и жизнью людей. К вечной жизни предопределены будущие верующие, которых предвидит Бог, а к осуждению - неверующие и испорченные. Предопределение зиждится на предведении Бога, однако, не устраняется свобода человека. Таким образом, поскольку предопределение человека зависит от человеческих условий и деятельности, то нельзя заранее быть уверенным ни в том, что он останется во власти благодати, ни в том, что он предопределен к спасению и вечной жизни.

Наша Церковь, Священное Писание и Святые Отцы ясно учат о всеобщности благодати, о призыве ко всем людям и об относительном предопределении в связи со свободой человека. Относительное предопределение зиждится на божественном предведении, поскольку, с одной стороны, Бог, «кого предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29), а с другой, «кто думает что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12). Т.е. тот, кому кажется, что он тверд в вере, пусть будет осторожен, дабы не упасть.

Свобода человека играет существенную роль в его спасении и стяжании вечной жизни. Однако, не оставляет сомнения тот факт, что отношение человеческой свободы к Божественному абсолюту превышает возможности его понимания со стороны человека всех эпох, а, следовательно, и современной. Антиномия, которую не в силах постичь человеческий разум, заключается в том, как благодать Божия, будучи абсолютной, зависит, тем не менее, от человеческой свободы. Человек теоретически не может понять, как человеческая свобода, действуя в отношении с Богом, не причиняет вреда Божественному Абсолюту. В качестве ответа можно привести соображение, что всемогущество Божие уважает человеческую свободу, которая и составляет основу бытия нравственного мира. Без свободы личности рушится система нравственного мира, и нравственный поступок уже не представляет никакой ценности. Православие, избегая протестантского абсурда «абсолютного предопределения», дает человеку возможность усвоения благодати Божией созерцанием обширного горизонта нравственной свободы.

б) Действие Божественной благодати

Божественная благодать, приводя человека к жизни во Христе, оправдывает его, освящает и делает наследником вечного царства. Она просвещает и укрепляет естественные силы человека на пути ко спасению. Последнее предваряется призванием, обращением ко Христу, т.е. подготовкой к оправданию, после чего идет оправдание, освящение и слава. Апостол Павел очень ясно излагает этот момент: «Кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30).

Прежде чем приступить к раскрытию процессов действия божественной благодати, приведем два места из посланий Апостола Павла относительно плодов божественной благодати. «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5,9). Другими словами, плоды, которые производит Святой Дух в душах просвещенных Им, проявляются внешне в виде доброты, справедливости и любви к истине. В другом послании Апостол Павел подчеркивает: «Плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Упомянутые плоды составляют основу добродетелей, которые раскрывает возрожденный божественной благодатью человек.

в) Праведность, спасение и освящение

Первым действием божественной благодати является призыв человека к покаянию и вере, т.е. призыв ко спасению. Апостол Павел говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14), т.е. восстань от сна греховного и воскресни от смерти, в которую ввержен грехом, и тебя озарит светом Бог. Божественная благодать пробуждает грешника от сна греховного и зовет к Богу, чтобы просветить, оживотворить и спасти его.

Человек, сколь бы грешен он ни был, как бы ни были тяжки и велики его грехи, откликаясь на зов, избавляется от тяжести вины, получает искупление от осуждения, спасается от божественного гнева, оправдывается. Человек своим покаянием, своей верой из грешника и преступника становится праведником перед Богом, примиряется с ним, обретает спокойную совесть и сподобляется Царства Божия. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1).

Призвание является необходимым условием оправдания, потому что возрождение всегда предваряется покаянием или осознанием греха, умилением. «Слыша это, они умилились сердцем» (Деян. 2, 37-38), т.е. услышав слово Божие, они осознали свою вину, и их сердце охватила печаль и умиление.

Оправдание произвело существенную перемену в человеке, загладив грех и вину и определив начало новой святой и праведной жизни. С одной стороны, мы получили прощение грехов, а с другой освящение. Праведность ведет к спасению. Человек спасается, оправдывается своею верою и добрыми делами. Оправдавшись благодатью Божией и таинствами Церкви, он, если сразу умирает после оправдания, считается спасенным, идя путем спасения на небо. Впрочем, оправданный, продолжая жить и подвизаться на пути благодати Божией, если он не отпадает от нее, считается тоже наследником вечной жизни, которая зависит от оправдания. Оправдание, спасение и освящение не следует разделять по временным этапам, потому что составляют стороны одного акта. Как свет восходящего солнца разгоняет тьму, так и в человека, получившего оправдание, входит божественная благодать, освящает его и очищает от всякого греха.

Следует отметить, что, по учению нашей Церкви, оставление грехов является действительным их изглаживанием, и оправданный становится непосредственно чадом Царства Божия. И если в мирской жизни судья, оправдывая подсудимого, не делает его праведным, а просто объявляет его внешне невиновным, то в области благодати Бог «не считает» оправданного праведником, а «делает его праведником».

Оставшаяся в оправданном человеке наклонность но греху не считается грехом, поскольку воля человека не поддается ему. Следует подчеркнуть, что испорченность воли, составляя начало и основу греха, устраняется совершенно в царстве благодати, и возрожденная воля уже обращена к Богу, освящаясь в преуспеянии добра. Слова и выражения, которыми Священное Писание описывает оправдание, не оставляют никакого сомнения, что мы находимся перед настоящим оправданием, и соприкосновение оправдания и освящения является внутренним.

Новая во Христе жизнь не отделима от оправдания, а связана с ним органически, поскольку Святой Дух и любовь, которые составляют принцип этой жизни и ее животворный вид, подаются в оправдании и проявляются в последующей добродетельной жизни христианина.

Освящение благодаря обитанию божественной благодати, составляя душевную перемену, святое расположение духа и доброе убеждение, укрепляет веру человека, его любовь и проявляется в радости и совершении добра. Освящение составляет сущность оправдания, а оправдание, поскольку опирается на свободную волю человека, дифференцированную в каждом человеке, восприимчиво к развитию и прогрессу. Таким образом, мы имеем различные степени оправдания и освящения, различные степени нравственного характера и различные степени славы в Царстве Божием. Эти степени зависят от степени преуспеяния нравственной жизни и совершения добра, поскольку оправданный, злоупотребляя своей свободной волей, может через грех отпасть от благодати Божией. Подвиг ради спасения проходит через всю жизнь и требует от христианина, особенно, православного, постоянной бдительности в нравственном совершенствовании, требует молитвенного у Господа испрашивания «оставления долгов» его. Наличие грехов, простых или смертных, является основанием для беспокойства верующего за свое спасение и отпадение от благодати Божией. Никто из нас не знает, что случится завтра в этом подвиге нравственного совершенства. Однако, вера в искупительное дело Господа, в безграничную силу божественной благодати и в любовь Божию к нам дает нам твердое основание вести постоянную борьбу, в которой должны быть уверены, что с помощью Божией победим.

г) Правая вера и добрые дела как условия оправдания

Святые отцы Церкви учат, что правая вера и добрые дела - вот два необходимых условия оправдания человека, и именно оба вместе, помимо искупительной силы или воздаяния. Согласно св. Иоанну Дамаскину, «вера без дел мертва. Точно также и дела без веры, ибо истинная вера делами испытывается». Согласно православному учению, нельзя отделять друг от друга веру и дела, ибо и то и другое - неотъемлемые элементы одного и того же дела. Одно предполагает и содержит другое.

В третьей и четвертой главах первой части нашей книги мы раскрыли тему о вере и ее содержании на православной основе. Здесь мы можем сказать, что вера - это не просто принятие истин христианства, а преданность Спасителю в сочетании с принятием спасительных истин и евангельских событий. Совершенно очевидно, что такой вид веры - это не просто работа ума, а, прежде всего, нравственная работа, которая предполагает деятельность воли. Вера, связанная с покаянием, имеет нравственные свойства, которые совершенствует благодать Божия, Святой Дух, что составляет начало жизни во Христе. Вера это твердое убеждение в том, что Христос является единственным Спасителем и Искупителем грешника. Эта вера, будучи совершенной и вседушевной преданностью Христу и Его Церкви, проявляется как полное и совершенное соблюдение и применение заповедей Христовых, особенно, о любви. Вера - это начало христианского жития, в то время как любовь его вершина.

Вера тесно связана с любовью, необходимыми проявлениями и плодами которой являются добрые дела. Правая и живая вера содержит истину и жизнь во Христе, т.е. добрые дела, отсутствие которых делает эту веру ложной и лицемерной. Вполне очевидно, что праведная вера неразрывно связана с любовью, которая составляет существенный образ веры, и отделяются они друг от друга лишь в воображении, а не на самом деле. Сущность добрых дел зиждится на любви к Богу и к ближнему. Поэтому и добрые дела, как необходимое выражение любви, связаны с оправданием и спасением. Добрые дела - это необходимые проявления любви. Здесь следует подчеркнуть, что непроявление любви по причине отсутствия повода или материальных средств для ее проявления, имеет ту же нравственную ценность, что и проявление. Это есть намерение, которое составляет творческую силу любви, а не просто результат. На основании вышеупомянутого можно сформулировать православную позицию таким образом, что человек оправдывается верою, любовью споспешествуемой. Оправдание - это продукт живой веры, соединенной с любовью, или действующей через любовь, потому что «человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2, 24) и «во Христе Иисусе... имеет силу... вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6). По Апостолу Павлу, связь веры с любовью имеет существенное значение: «Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто» (1 Кор. 13, 2). Вера, оправдывающая человека, вдыхает в него дух усыновления, вливает в его сердце любовь Божию и зиждится на крестной смерти Господа и Его воскресении как высшее доказательство любви Бога к человеку и свидетельство величия Господня.

Мы верим, что грешника спасает жертва Христова, вера в Него и его добрые дела, а не чужие. Православное учение находится между двумя упомянутыми крайностями. Оно принимает дела в их органическом единстве с верой и как плоды этой веры и Святого Духа. Наша Церковь учит, что не дела сами по себе заслуживают награды, и не только они оправдывают человека, а только те, которые соединяются с верой и находятся под действием божественной благодати. Добрые дела, которые мы совершаем, не составляют причину нашего оправдания, потому что мы «получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3, 24). Любое добро, которое мы делаем, делаем потому, что должны это делать во исполнение нашего долга. «Когда исполните все повеленное вам, говорите, что мы – рабы ничего не стоющие, потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк. 17,10).

По православному учению, имеется внутренняя связь между верой и делами. В соответствии же с верой, подготовкой и содействием человека на пути оправдания и освящения через веру и добрые дела, Православная Церковь допускает различные степени оправдания и освящения (Мф. 20, 1-16) и, соответственно, различные степени славы в Царстве Небесном. Василий Великий ясно говорит об этом: «Каждому отмеривается по вере». Афанасий Великий приводит и случай отпадения верующего от божественной благодати по причине серьезных и смертных грехов, ибо «он уже не в Боге, поскольку отступил от него в Боге святой и утешительный Дух». И Апостол Павел, как мы уже упоминали, подчеркивает необходимость постоянного бодрствования, говоря: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12).

Здесь уместно отметить, что все вышеупомянутое догматическое учение Православной Церкви о божественной благодати и стяжании спасения, а также о спасении во Христе, воплощении, крестной жертве, сошествии во ад, воскресении, вознесении и седении одесную Отца, с одной стороны, уже вошло в православное богослужение в виде церковных песнопений огромной красоты и поэтического обаяния, а с другой, в течение веков с любовью вынашивалось благочестивой полнотой Церкви. Все содержание православного догматического учения находится в повседневном богослужении и через песнопения становится доступным верующему любой эпохи, различных духовных способностей и различной степени веры.

Когда размышляешь над тем, что такое благодать, попутно возникает вопрос: «Чем она отличается от понятий любви и милости?» В литературном древнерусском произведении «Слово о законе и благодати» можно почерпнуть много интересных умозаключений на эту тему. По церковному учению она является вышеестественным даром Бога человеку.

Считают благодать «Божественной славой», «лучами Божества», «нетварным светом». Ее действием обладают все три составляющие Святой Троицы. В писании святого Григория Паламы говорится, что это «энергия общая и Божественная сила и действие в Триипостаного Бога».

В первую очередь каждый должен для себя понять, что благодать - это не одно и то же, что и его милосердие (милость). Эти три абсолютно разные проявления божьего характера. Высшая благодать - это когда человек получает то, чего он не заслуживает и не достоин.

Любовь. Милость. Божья благодать

Основной чертой Бога является любовь. Она проявляется в Его заботе о людях, их охране, прощении (13 глава первого послания Коринфянам). По милости Высшего удается избежать даже заслуженного наказания, о чем свидетельствует прощение Адама за его прегрешения. Бог его не только не умертвил, но и даровал ему шанс спасения через принесенную жертву Иисусом Христом. Что же касается благодати, то нередко в писаниях можно встретить такое определение: благодать - это незаслуженная милость. Но можно сказать, что это однобокая формулировка. Некоторые люди, получившие откровения свыше, утверждают, что Божья благодать - это и сила Отца Небесного, выраженная как дар, чтобы человек мог с легкостью претерпеть то, что ему самостоятельно трудно преодолеть, как бы он ни старался.

Божественная энергия доступна тем, кто искренне верит

Ежедневно к Богу нужно подходить в искренней молитве с таким смыслом, что без него в жизни ничего не будет так, как должно быть, и только с ним все проявится наилучшим образом. Смирение пред Высшим, вера в него открывают доступ к его благодати, просьбы становятся услышанными. Библейская церковь «Слово благодати» учит тому, как правильно обращаться с мольбой к Отцу Небесному.

Все, кто принимает Иисуса Христа, спасутся благодаря своей вере. В источнике Ефесянам (2:8-9) сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Также из этого следует, что через что придет спасение, то и должно чтиться, люди должны жить по благодати.

В открытое сердце Богу стучаться не приходится

От осознания, что Бог всегда находится рядом и не только для того, чтобы поддерживать в час нужды, приходит радостное умиротворение, ведь человек начинает чувствовать, что у него есть самый близкий и надежный друг. Он проявляется в каждом мгновении повседневной жизни, в любой, даже на первый взгляд незаметной, мелочи. Мимо взора Всевышнего не проходит ни одна деталь. Вот почему при искренней вере все и происходит с Божьей помощью, а не исключительно собственными силами. Эту истину всем мирянам пытается донести и библейская церковь. Благодать,по мнению ее церковников, заслуживают все. Чтобы получить к ней доступ, необходимо просто радоваться каждому мгновению своей жизни и не уповать только на свои собственные силы.

Что закрывает путь к Богу?

Существует три способа, как уничижить свою веру и тем самым отстраниться от Бога - это гордость, самосожаление и жалобы. Гордость проявляется в том, что человек приписывает себе те заслуги, которые воздались по милости Отца Небесного. Этим грешник «крадет» у Бога славу. Горделивый считает себя независимым, но по-настоящему без Христа он ничего не может. Посетив библейскую церковь, благодатьв которой ощущается единым потоком, каждый мирянин услышит от наставника, что греховность такого плана губит душу человека.

Самосожаление можно отнести к идолопоклонству. Человек, все время размышляя над своей горемычной участью, по сути, поклоняется только лишь себе. Его мысли: «А как же я?» - приводят к глубоким заблуждениям. В нем все меньше проявляется истинное человеколюбие. Он теряет духовную силу, так как жалость этому способствует.

Жалобы - это первый способ забыть о благодарности к Отцу Небесному. Жалуясь, человек умаляет все, что для него сделал, делает и будет делать Высший. Тщательно изучив закон и благодать, человек понимает, что Богу нужно быть благодарным даже за малые дары. Ему также виднее, что правильно для человека, а что неправильно, в чем он более нуждается.

Кто достоин благодати?

Обычно, прежде чем человек научится жить, исповедуя библейское писание, которому учит церковь «Слово благодати», в его жизни может наблюдаться беспорядок. Женщина может быть сварливой, манипулировать членами своей семьи, стараться все держать под своим бдительным контролем. Мужчина может проявлять грубость по отношению к домочадцам. Но важно понимать, что чтобы другие люди не раздражали, а приносили радость, нужно начать изменения с самого себя и в первую очередь открыть сердце Богу, довериться ему. Со временем во многих сферах жизни начнут происходить положительные изменения.

У Бога для каждого имеется свой индивидуальный замысел, и он подводит к тому, чтобы научиться радоваться каждому дню. Зачастую людям это не удается из-за присутствия в их жизни постоянных страхов и сомнений. А нужно просто доверять Высшему, он всегда и во всем поможет, направит, даст силу, чтобы свершить то, что необходимо.

Земной труд и благодать

В Слове Божьем говорится, что человеку может быть дано нечто по благости, как подарок свыше. Прийти это может к тому, кто на первый взгляд по земным законам его абсолютно не заслуживает, кто ради этого ничего не сделал. Нужно понимать, что благодать и работа не могут сосуществовать одновременно. Из-за того, что христианам трудно понять и принять этот факт, они, вместо того чтобы наслаждаться тем, что у них уже есть, и использовать это для постижения всей глубины отношений с Богом, все время стараются получить через труд то, что уже имеют.

Считается, что благодать - это то, за что Бог отдал лучшее небесное и тем самым спас худшее земное. А потому на нее может рассчитывать каждый, но это не значит, что можно уже ничего не делать, не совершенствоваться, не чтить Всевышнего. Он дарует силу в первую очередь тем, кто в него уверовал всем сердцем, тогда каждый день человека будет проходить в радости. Главное - довериться его благости и мудрости.

Суть божественных энергий

Божья благодать - это дар. Ее ни купить, ни продать, это ниспосланная Богом милость, его нетварная энергия, которая может быть многообразной. Существует боготворящая энергия, делающая человека богом по благодати, она его освящает, обоживает. Есть просвещающаяся, очищающая, освящающая энергии. С их помощью Бог поддерживает человеческое существование.

Божественная энергия - врачеватель души человеческой

Иисус сказал: «…Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанна 15:4). И это означает, что Отец Небесный не требует от человека обходиться собственными силами, божья благодать снизойдет к каждому, кто в него уверует всецело.

Божественная энергия является мостом между человеком и Богом. Если ее нет, то между первым и вторым непреодолимая бездна. Именно поэтому христиане поклоняются святым иконам, мощам, так как они являются носителями благодати божьей и помогают приобщиться к энергиям Отца Небесного.

Самой великой тайной благодати является смирение. Когда человек смирился и кается, он смотрит только на себя и никого не судит. В этом случае Высший принимает и очищает его душу. Стяжать благодать можно через непрекословное соблюдение божьих заповедей, но быстрее всего благодатная энергия снизойдет к смиренным через их покаяние.

бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. В теологии - участие в божественной жизни. Теологическая проблема благодати заключена в вопросе: может ли она быть результатом внутреннего совершенствования, добродетельного поведения человека (католическая концепция) или же она совершенно не зависит от наших усилий, будучи чисто божественной помощью, на которую мы не оказываем никакого воздействия, наподобие судьбы (протестантская концепция, также концепция янсенизма). Вопрос, следовательно, в том, что же определяет действенность благодати: человеческое действие или божественный выбор. Благодать представляет собой единственное чудо в собственном смысле слова, ведь истинное чудо - это внутреннее чудо обращения (а не г внешние чудеса, которые могут лишь поразить воображение и всегда остаются довольно сомнительными).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Благодать

Подобно многим терминам, слово "благодать" имеет маесу нюансов и коннотаций, перечислять крые здесь едва ли необходимо. Поэтому в нашей статье мы будем рассматривать его основное значение. Благодать это незаслуженный дар, свободно ниспосылаемый человеку Богом. Такое понимание не только лежит в основании христианской теологии, но и составляет ядро всякого подлинно христианского опыта. При обсуждении этого понятия важно различать общую (основную, универсальную) и особенную (спасительную, возрождающую) благодать, если мы хотим составить правильное представление об отношении между божественной благодатью и положением человека.

Общая благодать. Общая благодать называется так, поскольку это дар, общий для всего человечества. Ее дарования доступны всем, без какого бы то ни было различения. Порядок творения отражает разум и заботу Творца, Который оказывает поддержку тому, что Им создано. Вечный Сын, через Которого сотворено все сущее, держит все "еловом силы Своей" (Евр 1:23; Ин 1:14). Благодатное попечение Бога о своих созданиях зримым образом проявляется в последовательности времен года, сева и сбора урожая. Иисус напоминал о том, что Бог " повелевает солнцу Своему воеходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45). Опекающая забота Творца о Его творении и есть то, что мы подразумеваем, когда говорим о божественном провидении.

Другой аспект общей благодати с очевидностью проявляется в божественном управлении жизнью человеческого общества. Общество это под властью греха. Если бы Бог не поддерживал мир, он бы давно пришел к хаотическому беззаконию и разрушил сам себя. Тем, что большая часть человечества живет в условиях относительного порядка в семейной, политической и международной жизни, мы обязаны великодушию и благости Бога. Ап. Павел учит, что гражданское управление с его властями определено от Бога и "противящийся власти противится Божию установлению". Апостол даже называет мирских властителей и начальствующих над народом "Божьими слугами", ибо им вверено надзирать за сохранением порядка и благопристойности в обществе. Коль скоро "начальствующие" в интересах мира и справедливости носят меч "в наказание делающему злое", то они наделены авторитетом "от Бога". Заметим, что государство, к гражданам крого с гордостью причислял себя ап. Павел, было языческим и временами подвергало жестоким гонениям всех не согласных с политикой империи, а ее правители впоследствии казнили и самого апостола(Рим 13:1 идал.).

Благодаря общей благодати человек сохраняет способность различать правду и неправду, истину и ложь, справедливость и несправедливость и, к-ром е того, сознает свою ответственность не только перед своими ближними, ной перед Богом, своим Создателем. Иными словами, человек как разумное и ответственное существо обладает сознанием собственного достоинства. Он обязан с любовью повиноваться Богу и служить своим ближним. Сознание человека как существа, созданного по образу Божьему, это тот фокус, в к-ром сосредоточено не только его уважение к себе и другим, но и почтение к Богу.

Именно действию общей благодати мы должны с благодарностью приписать неизменную заботу Бога о Его творении, ибо Он неустанно печется о нуждах своих созданий, не позволяет человеческому обществу стать полностью нетерпимым и неуправляемым и дает возможность падшему человечеству жить сообща в условиях относительного порядка, дабы люди оказывали друг другу взаимное снисхождение и общими усилиями способствовали развитию цивилизации.

Особенная благодать. Посредством особенной благодати Бог избавляет, освящает и прославляет свой народ. В отличие от общей благодати особенная благодать ниспосылается только тем, кого Бог избрал к вечной жизни по вере в Его Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Именно от особенной благодати зависит спасение христианина: "Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою..." (2К0р 5:18). Возрождающей благодати Бога присуща внутренняя динамика она не только спасает, но преображает и оживляет тех, чья жизнь разбита и лишена смысла. Это убедительно показывает пример Савла, гонителя христиан. Он преобразился и стал Павлом, апостолом, сказавшим о себе: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их [других апостолов] потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор 15:10). По действию благодати Божьей совершается не только обращение человека ко Христу, но весь ход его служения и странствования. Ради удобства об особенной благодати мы будем говорить дальше так, как принято в теологии,т.е. исходя из аспектов ее действия и проявления и различая,соответственно, предваряющую, действенную, непреодолимую и достаточную благодать.

Предваряющая благодать самая первая. Она предваряет всякое человеческое решение. Когда мы говорим о благодати, мы подразумеваем, что инициатива всегда принадлежит Богу, что действие Божье по отношению к нуждающимся в помощи грешникам первично. Благодать начинается не с нас, она берет начало в Боге; мы не заработали и ничем не заслужили ее, она свободно и с любовью дается нам. Ап. Иоанн говорит: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Ин 4:10,19). Бог первым выказал свою любовьк нам, милосердно ниспосылая нам избавление как раз тогда, когда мы не имели любви к Нему. Ап. Павел говорит: "...Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Ин 6:37,39; ср. 17:2,6,9,12,24). Нет во всей вселенной такой силы, края могла бы уничтожить действие особенной благодати Божьей. Добрый Пастырь говорит: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей" (Ин 10:2728). Все, от начала до конца, существует по благодати всемогущего Бога (2 Кор 5:18,21). Полнота нашего искупления уже достигнута и запечатлена во Христе. "Ибо, кого Он [Бог] предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим 8:2930). Благодать Божья во Христе Иисусе имеет действенный характер, она сейчас и навеки достигает искупления;это служит ручательством для каждого христианина и должно порождать в нас великое доверие. Все христиане должны преисполниться непоколебимой уверенностью в искупительном действии благодати, ибо "твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"" (2 Тим 2:19). Поскольку благодать искупления благодать Божья, то христианин может быть абсолютно уверен в том, что "начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6). Особенная благодать Божья никогда не бывает тщетной(1 Кор 15:10).

Непреодолимую благодать невозможно отвергнуть. Представление о непреодолимости особенной благодати тесно связано с тем, что мы уже говорили о действенности благодати. Деяние Божье всегда достигает цели, к крой оно направлено; точно так же Его деяние невозможно отвергнуть. Большинство людей поначалу слепо сопротивляются действию искупительной благодати Божьей, как Савл из Тарса, крый шел " против рожна" своей совести (Деян 26:14). Однако и он понял, что Бог не только призвал его своей благодатью, но и избрал "от утробы матери" (Гал 1:15). Поистине, те, кто Христов, избраны во Христе прежде создания мира (Еф 1:4). Творение было непреодолимо доведено до завершения всемогущим словом и по воле Божьей; так и новое творение во Христе непреодолимо завершено через всемогущее слово и волю. БогТворец и БогИскупитель. Так говорит и ап. Павел: "...Бог, повелевший из тьмы воссиять свету [в процессе творения, Быт 1:35], озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа [т.е. в новом творении]" (2 Кор4:6). Возрождающее деяние Божье в верующем сердце, в силу того что это Божье деяние, невозможно отвергнуть, как невозможно это деяние уничтожить.

Достаточная благодать достаточна для спасения верующего здесь, сейчас и во веки веков. Ее достаточность тоже проистекает из бесконечного могущества и благости Бога. Тех, кто приближается к Нему через Христа, Он спасает полностью и совершенно (Евр 7:25). Крест единственное место всепрощения и примирения, ибо кровь Иисуса, пролитая за нас, очищает от всякого греха и от всякой неправды (1Ин 1:7,9); Он умилостивление не за наши грехи только, но и "за грехи всего мира" (1 Ин 2:2). Более того, когда нас постигают испытания и скорби нынешней жизни, благодати Господней всегда достаточно для нас (2 Кор 12:9), ибо Он обещал: ""не оставлю тебя и не покину тебя", так что мы, подчеркивает автор Евр, смело говорим: "Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?"" (13:56; см. также Пс 117:6).

Многие люди, внимая призыву Благой вести, не могут ответить на него раскаянием и верой и остаются при своем неверии. Но это не значит, что в искупительной жертве Христа, принесенной на кресте, есть к.л. недостаточность. Это целиком их вина, и они осуждены по причине своего неверия (Ин 3:18). Нельзя говорить о божественной благодати в понятиях количества, словно она достаточна лишь для тех, кого Бог оправдывает, или словно выйти за свои пределы значило бы расточить благодать и до некрой степени упразднить искупительную жертву Христа. Благодать Божья безгранична, она и не может быть иной, ибо это благодать Господа нашего Иисуса Христа, Бога во плоти. Поэтому она вседостаточна. Сколько бы мы ни черпали из нее, река ее остается полной (Пс 64:10). Если говорить о ней количественно, то для тех, кто отвергает всеобщее предложение Благой вести, она становится недействительной, и люди отвергают то, что им не доступно даже для того, чтобы отвергнуть. А это, в свою очередь, не оставляет никаких оснований для их осуждения, ибо как неверующие они уже осуждены (Ин 3:18). В большей степени соответствует духу Св. Писания предложение различать между достаточностью и эффективностью (или действенностью) особенной благодати (хотя нелепо воображать, что это различение может раскрыть тайну милости Бога к Его созданиям). Согласно такому различению, благодать достаточна для всех, но эффективна (или действенна) лишь для тех, кого Бог оправдал по вере.

Крайне важно помнить о том, что действие божественной благодати глубочайшая тайна, превышающая возможности ограниченного человеческого понимания. Мы для Бога не марионетки, у крых нет ни разума, ни воли. Человеческое достоинство личностей, ответственных перед Богом, Он никогда не попирает и не презирает. Да и может ли быть иначе, если этим достоинством наделил нас сам Бог? По заповеди Христовой, Благая весть о божественной благодати свободно провозглашается по всему миру (Деян 1:8; Мф 28:19). Те, кто отворачивается от нее, поступают так по собственному выбору и сами осуждают себя, ибо они "более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин 3:19,36). Те же, кто с благодарностью принимает ее, полностью сознают свою личную ответственность (Ин 1:12; 3:16), но при этом воздают славу только Богу, ибо своим искуплением во всей его полноте они чудесным образом всецело обязаны благодати Божьей, а не самим себе. Перед этой чудесной, но таинственной и непостижимой реальностью мы можем лишь воеклицать вслед за ап. Павлом: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь" (Рим 11:33,36).

Р. Е. Hughes (пер. в. р.) Библиография: C.R. Smith, The Biblical Doctrine of Grace; 3. Moffatt, Grace in the NT; N. P. Williams, The Grace of God; H.H. Esser, NIDNTT, II, 115 ff.; H. Conzelmann and W. Zimmerli, TDNT, IX, 372 ff.; ?. Jauncey, The Doctrine of Grace; T.E Torranee, The Doctrine of Grace in the Apostolic Fathers.

Отличное определение

Неполное определение ↓

«Благодать», так часто говорят люди, попадая в лес, наслаждаясь теплым морем или гуляя по цветочному полю. Даже когда пробуя вкусную еду, фрукты, любимые ягоды, люди испытывают блаженство.

Это все относится к душе и телесным удовольствиям, а что такое благодать Божья в христианстве? Кому это доступно, и почему апостолы говорят о даре Божьем?

Что такое Божья благодать

Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.

Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.

Божья благодать представляет собой некую неуловимую силу, которую Всевышний направляет на христианина

Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но, не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.

Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!

Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.

Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.

Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не богом.

Сила благодати

Каждый верующий может проверить, есть на нем сила харизмы, проанализировав свою жизнь, поведение, отношение с другими людьми по плодам.

Если у человека нет веры и благодатного дара, он будет постоянно пребывать в стрессе и нервозности, а значит, в этом случае открыта дверь болезням и семейным неурядицам. Идти одному против ураганного ветра нынешнего мира невозможно, но все меняется, когда тебя за руку берет Спаситель.

Только Господь способен наполнить душу верующего своей милостью

Иисус никогда не сделает это насильно, каждый человек должен позволить Богу касаться его души, наполняя ее миром, любовью, прощением и терпением, это также плоды.

Когда христианин наполнен харизмой, он оставляет грехи, ибо около святого Учителя невозможно оставаться грязным, Его чистота вливается в доверчивую, открытую христианскую душу.

У человека, наполненного благодатным даром, не возникает вопросов по поводу курения, обмана, гнева, гражданского брака, аборта и чего-то нечистого, совесть проведет покрытого Божьего любовью христианина мимо всего этого к познанию воли Господа.

Безусловно, любой человек может упасть, впасть в искушение, но христианина, познавшего благодатное прикосновение Творца, будет мучить совесть, ощущение прикосновения к грязи. Он пойдет на исповедь, покается, примет причастие и будет дальше идти по дороге чистоты под покровом благодатной силы Всевышнего.

Важно! Одним из благодатных плодов является нежность, которая никогда не опустится до осуждения и превозношения, ибо понимает, что вся чистота дарована Творцом.

На кого сходит Божья благодать

В послании Римлянам, глава 3, апостол Павел подчеркивает, что перед Всевышним нет таковых, на ком нет греха. Все грешат, и ни на ком нет славы Божьей, но великий Отец так возлюбил людей, что послал Своего Сына, чтобы каждый верующий в Него был искуплен по благодати, даром!

Для получения великого подарка нужно исполнить одно условие, стать дитем Господним, иметь веру во Христа. Тогда перестает действовать закон, для соблюдения которого надо было прилагать усилия, вступает в силу харизма, дарующая спасение и жизнь вечную даром.

Благодать Божия — действие, направленное на спасение человека

Соблюдая все заповеди закона, проводя дни в постах и молитвах, без веры в спасительную Кровь Христа невозможно стать праведником перед Творцом.

Христиане живут праведной жизнью перед Господом, ибо Иисус есть ориентиром, путеводителем через Духа Святого, Его присутствие в жизни праведников - дар. Источник нашего спасения - Творец, Всевышний Господь, и в нем нет человеческой заслуги, это дарование с Небес.

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви.

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

Иисус - единственный путь к получению благодати

Христиане, старающиеся угодить Богу своей самоправедностью, без признания спасающей силы Крови Христа, потерпят крах.

Когда человек уверует в Спасителя, он наполняется праведностью, искуплением и святостью

В Первом послании Коринфянам 1:30 сказано, что христиане принадлежат Богу только по одной причине, они пребывают всей своей жизнью во Христе. При этом не имеет значения ни достижения, способности или достоинства, главное:

  • благодать;
  • любовь;
  • великодушие.

Как я могу хвалиться великим даром, если в этом нет моей заслуги, хвалимся Господом, Его милостью и благодатью даровать мир и покой в сердца, уверенность в завтрашнем дне и вечном присутствии Духа Святого в христианской жизни.

Важно! Все добрые дела не во имя Христова и не по Его любви не приведут к спасению души, если нет веры.

Когда Бог дарует Свою харизму? В тот момент, когда человек уверует в Спасителя, он одевается в праведность, искупление и святость.

Бог не говорит нам молиться, поститься, заниматься добродетельностью для того, чтобы обрести спасение. Наоборот, когда приходит вера в Иисуса Христа, как в Спасителя, тогда в сердца Богом по благодати поселяется любовь, желание молиться, поститься и творить добрые дела, чтобы быть ближе к Творцу, Иисусу, Духу Святому, ибо только так можно испытывать настоящее блаженство.

Важно! Чистое сердце, наполненное добротой, умение прощать и терпеть, это не наши добрые дела, а плоды отношения с Ним, и вся благодарность не человеку, а Богу, ибо это Его заслуга.

Что такое благодать Божия? Протоиерей Головин Владимир