Известные люди тувы. Сценарий мероприятия «Известные люди Тывы


Сат Сайын-Белек

исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Шагонар

Кожуунная олимпиада школьников по краеведению

Исследовательская работа на тему:

Выполнил: ученик 11 «б» класса

МБОУ ОСОШ г. Шагонар

Сат Сайын-Белек

Научный руководитель:

Натпит-оол А.Н.

Шагонар-2013

  1. Введение ……….……………………………………………стр.3-4
  2. Теоритическая часть ………………………………….....….стр. 5-12
  3. Основная часть………………………………………...….…стр.13-14
  4. Заключение …………………………………………………..стр.15
  5. Список использованных материалов………………….……стр.16

Введение

«Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно;

не уважать оной –

есть постыдное малодушие».

Пушкин А.С.

Улуг-Хемский кожуун является одним из центральных кожуунов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие республики. Наш кожуун уникален тем, что есть много замечательных людей, которая породила наша земля: Сергей Пюрбю, Кызыл-Эник Кудажы, Адыг-Тюлюш Чулдум, Тюлюш Кечил-оол, Cат Шулуу, Каадыр-оол Бичелдей, из колыбели Улуг-Хема выросли первые созидатели Тувинской государственности, герои Гражданственных и Великих Отечественных войн, первые ученые Тувы, уникальные корифеи тувинской литературы и поэзии, талантливые артисты, известные борцы, спортсмены, выдающие государственные деятели нашей республики.

Актуальность работы

Изучение биографий известных людей является актуальным в наше время. Мы должны гордиться своими земляками, проявлять чувство уважения к старшим.

Новизна темы : раннее о знаменитых людях Улуг-Хемского кожууна в исследовательских работах не исследовались.

Объект исследования : знаменитые люди Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.

Предмет исследования : вклад знаменитых людей в научную, социальную и культурную сферу Улуг-Хемского кожууна и Тувы.

Методы: изучение литературы, поиск и изучение документального материала, систематизация, реконструкция исторического портрета изучаемых личностей, беседа.

Прикладная значимость: материалы, собранные мной, можно использовать на классных часах, уроках истории, научится говорить о своих земляках, об известных людей кожууна, достойных к уважению.

Цель нашей работы – воспитание чувства любви к своему краю через пример великих людей, которые жили здесь и живут сейчас.

Задачи:

  1. Познакомить со знаменитыми людьми нашего кожууна.
  2. Показать их вклад в жизнедеятельность нашего кожууна и Туве.
  3. Приобщение учащихся к миру прекрасного, формирование чувств патриотизма и уважения к народу.

Историография

Историческая наука изучает историю человеческого общества с древнейших времен до наших дней. История – наука не только о прошлом, но и о настоящем. История и современность тесно взаимосвязаны. Знание исторического прошлого дает возможность лучше понять настоящее и предвидеть перспективы будущего. Каждый образованный человек должен дорожить историческим прошлым своей страны, родного края, народа и знать их историю.

Теоритическая часть.

Кудажы Кызыл-Эник Кыргысович

Родился 13 декабря 1929 г. в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Тувинской народной республики. Окончил Кызылский государственный педагогический институт; Высшую партийную школу при ЦК КПСС (г. Москва); Академию общественных наук при ЦК КПСС (г. Москва). Работал в колхозе, был учителем, редактором республиканских газет "Сылдысчыгаш", "Тыванын аныяктары", "Шын", председателем правления Союза писателей Тувы. Автор более 30 книг на тувинском и русском языках. С 1980 по 1989гг., редактором отдела прозы журнала «Улуг-Хем».

Кудажы Кызыл-Эник Кыргысович – поэт, прозаик, драматург, переводчик. Народный писатель Республики Тыва. Награжден орденом «Знак почета», Орденом РТ.

Родился 2 января 1950 года в селе Белдир-Кежиг Улуг-хемского кожууна Республики Тыва в семье арата. После окончания Чаа-Хольской средней школы два года учился в Кызылском педагогическом институте, а затем, как ленинский стипендиат, был переведен Монгольский государственный университет. Окончил университет в 1975 году по специальности востоковед-филолог. С 1975 по 1990 года – научный сотрудник Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, заведовал сектором культуры, языка и письменности. Автор более 40 научных статей по проблемам тувинского языка, культуры, религии и философии тувинского народа, им разработаны учебники тувинского языка для русских школ. Основная научная тематика, на которой работает К.А. Бмичелдей – это вопросы тувинской фонетики тувинского языка.

С 1990 года – народный депутат Верховного Совета РФ и РТ, 1993 года депутат Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва. С 1991 по 1998 года работал Председателем Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва. С 1996 по 1998гг. - член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член Комитета Совета Федерации по международным делам. Заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам.

За вклад в развитие российской государственности Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей награжден Почетной Грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ и медалью в ознаменование 850-летия Москвы.

Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич - доктор филологических наук, академик Российской академии социальных наук, старший научный сотрудник. Владеет свободно тувинским, русским, монгольским, хакасским языками на уровне необходимого общения, знает тибетский, маньчжурский и английский языки, в совершенстве владеет старомонгольской и тибетской письменностью.

В настоящее время – министр образования и науки Республики Тыва.

Кара-оол Шолбан Валерьевич

Родился 18 июля 1966 г. в селе Чодураа Улуг-Хемского района Республики Тыва. Окончил факультет философии Уральского государственного университета (УГУ) в 1990 году. В 1993 г. - очная аспирантура Уральского государственного университета.C 1993 по1997 гг. - генеральный директор АО закрытого типа «Кардо», г.Кызыл. C 1997 по1998 гг. - генеральный директор ООО «Докар», г.Кызыл. C 1998 по 2002 гг. - Председатель Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва. С 2000 - 2001 гг. - заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам. С 2002 - 2003 гг. - и.о. Первого заместителя Председателя Правительства Республики Тува - министр торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва. С 2003 - 2005 гг. - Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва - министр торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва,.

2005 - 2006 гг. - Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва.

2006 - 2007 гг. - депутат Законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тыва.

С апреля 2007 г. - Председатель Правительства Республики Тыва

Донгак Вячеслав Октябрьович

Министр культуры и информационной политики Республики Тыва. Родился 22 августа 1955 года в с. Хайыракан Улуг-Хемского района Тувинской АССР. В 1977 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского по специальности "Режиссура балета". Трудовую Деятельность начал в 1974 в качестве артиста балета Государственного ансамбля песни и танца "Саяны". С 1977 по 1982 год - учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского (г. Москва). С 1982 года - балетмейстер Тувинского музыкально-драматического театра, Государственного ансамбля песни и танца "Саяны", а с 1992 года - художественный руководитель ансамбля. С февраля по декабрь 2002 года - учитель эстетики Республиканского юридического лицея. С января 2003 года - начальник отдела, а затем председатель комитета по культуре мэрии г. Кызыла. Возглавляет детско-юношеский ансамбль «Эдегей».В апреле 2007 года назначен министром культуры и информационной политики Республики Тыва. В 1997 году В.О. Донгаку присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Республики Тыва". Награжден нагрудным знаком "За достижения в культуре", медалью Республики Тыва "За доблестный труд".

Сергей Бакизович Пюрбю

родился 7 сентября 1913 года в местечке Эжим Улуг-Хемского района Тув. АССР в семье арата-скотовода. Рано лишился родителей, батрачил у местных феодалов. В 1928-32 гг. учился на рабфаке Ленингр. вост. ин-та. Печататься начал в 1934г. В 1941-44 гг. был председателем правления СП Тувинской народной республики и одновременно председателем Комитета по делам искусств. Сергей Бакизович Пюрбю - один из зачинателей тувинской литературы. Ленинизм и «Октябрь как вечное солнце, взошедшее в России», воспеты в стих. «Славословие Октябрю», «Бессмертная сила», в балладе «Чыргалбай», рассказах «Быль об Эргепее», «Дорога к простору», в драме «Красный поток». Сергей Пюрбю написал первую тувинскую поэму «Чечек» (1940), где показан тернистый путь завоевания свободы. В годы Великой Отечественной войны песня Сергей Пюрбю «В бой» выражала патриотическое движение молодежи; баллада «Красный обоз» явилась символом небывалого трудового подъема. Преобразование родного края, формирование характера нового тувинца Сергей Пюрбю изобразил в стихотворных циклах, написанных в 40-50-х гг. «Мотивы жизни» (1958), «Картины Тувы» (1958), «Письмо любимой» (1958); в рассказах «Баллада о Чабане», «День рождения», «Орланак»; в пьесах «Испытание» (1963), «Любовь надо беречь». Перевел на тувинский язык «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Дело Артамоновых» М. Горького, «Поднятую целину» М. А. Шолохова и др. Написал книгу «Помощь молодым писателям» (1939). Народный писатель Тувы, творчество которого очень многогранное. Он – и поэт, и прозаик, и драматург. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Помимо того, что С.Пюрбю – гениальный писатель, он ещё и основоположник тувинского литературоведения.

Шулуу Чыргал-оолович Сат

Шулуу Чыргал-оолович Сат – один из известнейших представителей тувинской науки, ученый с необычайно широким кругом научных интересов, заложивший многие направления в тувинском языкознании.

Ш.Ч.Сат родился 15 сентября 1926 года в местечке Кашпал Чаа-Хольского кожууна. Всего в семье было 9 детей, из них шестеро мальчиков трое девочек.

После обучения в Чаа-Хольской школе он продолжил учебу в Шагонарской школе, а закончил учебу в Кызылской объединенной школе имени В.И.Ленина (ныне школа №2) в 1947 году. Ш.Ч.Сат окончил школу с серебряной медалью.

Шулуу Сат со студенческих лет обнаружил большие способности к языкознанию, и в 1952 году, сразу после окончания университета, он продолжил заниматься наукой в стенах единственного тогда в Туве научного учреждения гуманитарного профиля – в Тувинском ТНИИЯЛИ, где он проработал три года и семь месяцев, сначала младшим научным сотрудником, затем заведующим сектора языка и письменности. Вместе с группой языковедов он работает над «Русско-тувинском словарем» (под редакцией А.А.Пальмбаха), публикует свои первые научные статьи. Появление этого словаря в середине 50-х годов явилось замечательным событием в тувинской лексикографии. В эти же годы он опубликовал в «Ученых записках» ТНИИЯЛИ статьи «Произведения В.И.Ленина и И.В.Сталина на тувинском языке», «25 лет тувинской национальной письменности». После ТНИИЯЛИ Шулуу Чыргал-оолович один год проработал учителем в Сарыг-Сепской школе и один год три месяца редактором газеты «Тыванын аныяктары».

В 1958 году Ш.Ч.Сат переходит на работу в Кызылский педагогический институт. Талантливому ученому всегда удавалось успешно сочетать научную и преподавательскую деятельность. В 1962 году, закончив аспирантуру, он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Причастие в тувинском языке», а через 10 лет, в 1972 году – докторскую диссертацию «Формирование и развитие тувинского литературного языка». В этой работе, вышедший отдельной книгой, ученый на большом языковом материале создал широкую картину исторических преобразований и обновления в жизни и духовном мире своего народа. Профессор Ш.Ч.Сат – автор многих вузовых учебников, многочисленных учебно-методических программ и пособий. Он становится известным в научных кругах тюркологов. Ему принадлежит первая попытка создания толкового словаря тувинского языка.

Ш.Ч.Сат – первый профессор в Туве, оставил много благодарных учеников и последователей. Он был заслуженным деятелем науки Российской Федерации, награжден знаком «Отличник народного просвещения» и медалью им. Н.К.Крупской. Его яркое имя навсегда останется в тувинском языкознании.

Тун-оол Октябрь Кыргысович

Тун-оол Октябрь Кыргысович – родился 21 октября 1943 года в местечке Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна. Окончил Чаа-Хольскую среднюю школу, потом Кызыльское медицинское училище. Работал строителем, слесарем в совхозе, электромонтером, лаборантом Саяно-Тувинской археологической экспедиции. Член Союза писателей РТ.

Мижит-оол Олег Донгакович

Мижит-оол Олег Донгакович родился в 1950 году в селе Чодураа Улуг-Хемского кожууна. Окончил Балгазынское профессиональное училище, потом Кызыльское училище искусств.

Мижит-оол Олег Донгакович – поэт, композитор, музыкант, учитель. Ветеран труда.

Аракчаа-Величко Ульяна Маспын-ооловна

Аракчаа-Величко Ульяна Маспын-ооловна родилась 31 декабря 1960 году в местечке Кожай Улу-Хеского кожууна. Окончила 1981 году Торгалыгскую среднюю школу. После школы поступила по просьбе ученых педагогический институт в ТНИИЯЛИ, но не закончила. Литературную деятельность начала в газете «Шын». В 1990 году стала Членом ассоциации Союза пистелей женщин. Жила в Тоджинском районе, там она первый раз вышла на сцену. Участвоала разных конкурсах. Награждена разных конкурсах. Награждена грамотой «Союза Писателей РТ». В 1990 году стала членом Союза ученых Тувы. Внучка сказителя – Тулуша Баазанная и в 1994 году в честь дедшки получила право называть Торгалыгскую Дом культуры с его именем. С 2003 года корреспондент газеты «Шын». В 2006 году занесена в книгу «Люди Центра Азии» в третьем томе. С 2007 года Член Союза журналистов.

Дамчай Мария Монгушевна

Дамчай Мария Монгушевна родилась в 1954 году в с. Кок-Чыраа Улуг-Хеского района. Окончила Шагонарскую среднюю школу №2 в 1971г. После школы поступила Кызыльский педагогический институт, факультет биологии и химии и успешно закончила. Трудовую деятельность начала комсомольском райкоме Улуг-Хемского района. Работала первым секретарем комсомольского комитета г. Шагонара. В 1985-1991 гг. работала агитаторском отделе партии райкома. В 1992-1994 гг. заместитель председателя социальной политики в администрации Улуг-Хеского кожууна. Содействовала в открытии дома престарелых в сумоне Хайыракан. С 1994 по 2003 года – директор Центра социальной защиты семьи и детей. В настоящее время глава председателя Хурала представителей городского поселения г. Шагонар №15 округа «Магистральный».

Дамчай Мария Монгушевна - заслуженный работник РТ, ветеран труда. Победитель конкурса «Женщина года». Награждена юбилейным медалям в честь 60-летия вхождения Республики Тыва с состав Российской Федерации и 90-летия основания г. Кызыла, орденом Всесоюзной ударной комсомольской стройке г. Шагонар.

Донгур-оол Бурунмаа (Арина) Монгушевна

Донгур-оол Бурунмаа Монгушевна родилась 16 октября 1948 года рв поселке Ак-Туруг Чаа-Хольского района. Окончив Ак-Туругскую среднюю школу поступила в Кызыльское училище ГПТУ-35 на курсы кономехаников. Трудовую деятельность начала с 1968 года.

1968 -1969 гг. работала в поселке Арыскан киномехаником.

1969 -1970 гг. работала в Ак-Туругской лесной школе воспитателем.

В 1970 году спортинструктором пос. Арыг-Узю.

1970-1976гг. – киномехаником пос. Арыг-Узю.

1976-1982 гг. киномехаником пос. Торгалыг.

1982-1986гг. киномехаником г. Шагонара.

1987г. – преседателем райсовета ДСО «Урожай» Улуг-Хеского района.

1987-1996 гг. киномехаником в кинотеатре имени «40 лет Советской Тувы» г. Шагонара.

1996-1999 гг. – зав. хозяйственной части ЧП «Кашпал».

В настоящее время является членом клуба ветеранов г. Шагонар.

Донгур-оол Бурунмаа (Арина) Монгушевна - Ветеран спорта РСФСР, ветеран труда, отличник физической культуры и спорта РТ. Награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года».

Основная часть

Беседа с Бурунмаа Монгушевной.

- Первый вопрос, расскажите нам о своем детстве?

Мои родители были чабанами. В течение 8 лет я выросла в интернате. В свободное время участвовала с друзьями в различных концертах и конкурсах, получали первые места. В интернате был настольный теннис, там я научилась играть в настольном теннисе. Впервые в 1964 году участвовала в соревновании по настольному теннису в г. Кызыле. Неоднократно участвовала в первенстве республики по настольному теннису и стала 7-кратной чемпионкой республики по этому виду спорта.

- Ваше любимое увлечение?

Спорт, концерты и участие в общественной жизни кожууна, член клуба ветеранов Улуг-Хемского кожууна.

Что пожелаете молодым людям?

Заниматься спортом, участвовать общественной жизни кожууна и республики, в свободное время посещать концерты и кинотеатры. Родителям пожелаю, чтобы большое внимание уделяли на воспитание детей.

Спасибо вам, Бурунмаа Монгушевна, за то, что нашли время побеседовать с нами. Мы гордимся успехами в вашей жизни, оставайтесь с такой же позитивной и энергичной женщиной, а для подрастающего поколения нашей республики примером подражания.

Беседа с Марией Монгушовной.

Первый вопрос: какого исторического героя Тувы Вы уважаете?

Уважаю Великого героя Тувы Буяна-Бадыргы, за его большой вклад в историю Тувы.

Ваши любимые занятия?

Домашнее хозяйство. Пою и играю на баяне.

Какие личные качества Вы предпочитаете в человеке?

Приветливость, отзывчивость, оптимизм, энтузиазм и эрудиция.

Какое время года Вы любите?

Я люблю раннюю золотую осень, так как вся природа становиться прекрасной и собирают богатый урожай.

Какова ваша цель в жизни?

Чтобы жизнь нашего народа была сытной, жили благополучно. В будущем наши дети стали достойными людьми нашей республики.

Мы гордимся вами, Мария Монгушовна, вашими мужеством, мудростью, верностью, идеалом Добра и Справедливости. Будем всегда рядом во всех ваших благородных делах.

Заключение

Когда я решил писать исследовательскую работу на тему «Знаменитые люди Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва», то ни минуты не сомневался, что работа будет интересна. Исследуя жизнь и деятельность известных людей своего кожууна, я познакомился с замечательными людьми.

Это всего лишь маленькая частичка известных людей Улуг-Хемского кожууна, о которых я пока узнал. Я горжусь, что живу в Улуг-Хемском районе, рядом с такими людьми! Надеюсь, что и у нашего поколения будут такие же знаменитые и известные люди! Я продолжу эту работу.

Мы считаем, что нашу работу можно использовать на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. Надеемся, что данная работа вызовет интерес не только у учащихся, но и у жителей и гостей нашего кожууна.

Список использованной литературы

  1. “Кто есть кто Улуг-Хемского кожууна”, материал работников Улуг-Хемской централизированной библиотечной системы Национально-краеведческого отдела.
  2. Люди Центра Азии, 3 том/ под ред. Н.М. Антуфьевой. Кызыл:ООО Редакция газеты “Центр Азии”, 2006.
  3. Амир Саая, Екатерина Хаян. Улуг-Хемскому кожууну 80 лет, Шагонару 115 лет.ООО “Эфир”.
  4. Портфолио Донгур-оол Б.М.
  5. Фотоальбом семьи Донгур-оол Б.М.
  6. Портфолио Дамчай М.М.
  7. Фотоальбом семьи Дамчай М.М.

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Республика Тува или Тыва является субъектом Российской Федерации. Тува расположена на границе с Монголией, имеет общую площадь территории 168 тысяч км², на которой расположены горы и межгорные котлованы. При этом около 80% территории – это горные хребты. Регион относится к одним из самых бедных в России, но тем не менее есть среди населения и состоятельные люди. Самые богатые люди Тувы не настолько известны, как миллионеры России, Европы или богачи США. Но это не мешает им из года в год грамотно улучшать свое финансовое состояние.

Факты о благополучии Республики не радужные:

    по уровню безработицы в стране Тува занимает второе место;

    средняя оплата труда у жителей Республики по отношению к минимальной корзине потребительских товаров составляет 1,11.

И это при том, что Тува - богатый природными ресурсами регион. На территории Республики богатейшие залежи коксующего угля, немало меди и никеля, кобальта и урана. Благодаря потрясающей природе есть все предпосылки для развития туризма. Только вся промышленность этого региона находится в весьма плачевном состоянии, а туристический рынок даже не пытается привлекать внимание потенциальных посетителей. Но есть отрасли, которые позволяют некоторым жителям региона получать неплохой доход.


Иргит Шолбан-оол Советович на данный момент является замом Председателя Правительства в Республике. До получения ответственного поста сменил немало должностей. Несколько лет после получения высшего образования Иргит трудился на Кызылской птицефабрике, занимал пост замдиректора. Потом перешел на должность директора ООО «Плутон». После этого также работал на посту исполнительного директора ООО АПК “Урянхай”.

С 2007 года Шолбан-оол Советович ведет активную политическую деятельность. Это год его избрания депутатом народного совета, после чего отмечен карьерный рост до заместителя Председателя Правительства. Основной доход депутат получает от предпринимательской деятельности.


Неволин Анатолий Афанасьевич на данный момент является председателем самой крупной в мире артели старателей. В золотодобычу Неволин пришел не сразу, до этого он отработал около 10 лет редактором в СМИ. В тувинский поселок он приехал ради собственной книги о золотоискателях. Трудовая книжка Неволина имеет много пунктов:

  • бригадир,

    начальник смены,

    председатель артели.

Анатолий Афанасьевич очень ответственно относится к работе. Поэтому с того момента, как понял, что золотодобыча его интересует больше, чем просто для написания книги, получил необходимое образование. За время учебы Неволин понял, что золотодобыча Тувы отстает на целый век от современных методов. Но не опустил руки, а стал постепенно вводить новшества, улучшая уровень золотодобычи региона, усовершенствуя её методы и меняя отношение к работникам. И если в 80-е годы прошлого столетия артель «Ойна» намывала около 20 килограмм ценного металла, то сейчас она занимает ведущие позиции среди лидеров золотодобычи РФ. Штат сотрудников за годы руководства Неволина вырос с 9 до 700 сотрудников. Работникам предлагают удобное жилье, а некоторым даже оплачивают обучение в специализированных вузах.

Анатолий Афанасьевич также являлся членом Великого хурала Республики Тыва. Но его состояние - результат кропотливой работы в артели «Ойна».


Шолбан Валерьевич Кара-оол года занимает пост главы Республики Тывас 2007. Закончил УрГУ, имеет специальность «философ-политолог», а также учился на очном отделении аспирантуры Уральского государственного университета. До своей политической карьеры преподавал в ДГУ.

Депутатом был избран в 1998 году, после чего Шолбан Валерьевич надежно закрепил свои позиции в политике. С 2007 года занимает пост Председателя Республики Тыва, а с 2012 года переизбран на этот пост. Глава подает в отставку, в 2016 году, но на данный момент является временно исполняющим обязанности Главы Республики до появления нового кандидата.

Супруга Главы Республики является генеральным директором ООО «Докар», которое приносит семье хороший доход.

Сергей Конвиз


Конвиз Сергей - известный в Туве человек, который также может претендовать на заметное место в списке самых богатых людей Тувы. Конвиз является издателем газеты «Риск». В прошлые годы вел активную политическую деятельность, но сейчас больше известен скандальными выходками и острыми статьями. Свою позицию Конвиз не боится высказывать на страницах газеты.

Кроме газеты Конвиз владеет АЗС, имеет автосалон и небольшое, но успешное кафе. Предпринимательская деятельность позволяет Сергею Семеновичу успешно держаться на плаву.


Депутат и Председатель Законодательной палаты Верховного хурала до этого был председателем Нижней Палаты Великого Хурала Республики Тыва. До 1993 Оюн Василий был зоотехником, но далее решил активно строить политическую карьеру.

В список самых богатых людей Тувы попадает не столько сам Оюн Василий Майлович, сколько его супруга Чечен. На данный момент она является главой крестьянского хозяйства, где насчитывается не меньше 3000 голов скота.


Кызылчанин Роберт Доржу несколько лет назад стал «звездой малого бизнеса». И на самом деле, у этого человека на сегодняшний день есть сеть гастрономов, несколько универмагов и кафе. Также Доржу владеет АЗС и имеет собственное мебельное производство. Сегодня малым предпринимателем его вряд ли можно назвать, а вот успешным бизнесменом называют с легкостью.

Сегодня Роберт Дермеевич является депутатом, а также занимает пост Президента федерации дзюдо и Главы палаты ремесленников РТ.


Виктор Николаевич - известный в Республике Тува политический деятель и успешный бизнес. До того, как попасть в список состоятельных людей Тувы, прошел путь от обычного мастера до главного инженера строительной компании. На данный момент имеет собственный бизнес и является депутатом Кызылского городского Хурала. Ранее занимал должность Главы Кызыла.

Основной доход Тунев получает от коммерческой недвижимости, которая является его собственностью, от работы телекомпании «Новый век» и магазина.


Депутат верховного Хурала РТ Юрий Афанасьевич Тыхеев является совладельцем ОАО “ТЫВААГРОСНАБ”, благодаря которому и получает основной доход.


Заметное место в списке самых богатых людей Тувы имеет Виктор Васильевич Уюсов. Он является гендиректором крупной компании «Восток». Строительная компания включает три асфальтобетонных завода, огромный парк автомобилей и механизмов, поэтому радует отличными производственными мощностями и, соответственно, высокими доходами.


Владимир Александрович Фалалеев занимает пост Первого зама Председателя Правительства Республики Тыва. В рейтинг попала благодаря тому, что является совладельцем ООО «Водоканал».


Эрес Кыргысович Чульдум на данный момент является Министром земельных и имущественных отношений РТ. Свои первые существенные доходы получал от деятельности собственных магазинов, которые предлагали бытовую технику, продукты питания, строительные материалы и осуществляли поставку товаров в пределах Республики. На данный момент Чульдум владеет целой сетью магазинов.

Прекрасным помощником Эресу Кыргысовичу всегда была Маргарита Михайловна - любимая и любящая супруга, которая является основателем магазинов. На данный момент также успешно ведет свою политическую деятельность, являясь депутатом Верховного хурала РТ.

Затерянные среди кольца Саянских гор тувинцы всегда ощущали обособленность и изолированность от мира. В древности в формировании народности участвовали монголы, тюрки, саксы, скифы. Результатом смешения культур оказалась самобытная тувинская народность, в жизни которой тесно переплелись буддизм, шаманизм, уникальное горловое пение и национальная борьба хуреш.

Название

Самоназвание народа «тыва» известно с ранних пор: первые упоминания встречаются в китайских летописях VI-VII веков, как «тупо», «дубо», «тубо». Название восходит к имени древнего тюркского племени туба, занявшего территорию современной Тувы в конце первого тысячелетия новой эры.
Соседние народы ошибочно именовали тувинцев сойотами и урянхайцами. Второй вариант распространен среди монголов. Сойотами, по аналогии с общим названием Саянских племен, тувинцев определяли хакасы и алтайцы, использующие экзоним по отношению к народности до сих пор.

Где живут и численность

Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть - около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:

  • Красноярский край - 2 939 чел.
  • Иркутская область - 1 674 чел.
  • Новосибирская область - 1 252 чел.
  • Томская область - 983 чел.
  • Хакасия - 936 чел.
  • Бурятия - 909 чел.


В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:

  • Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии - порядка 5000 чел.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае - порядка 3300 чел.

Язык

Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением.
В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.


Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII-XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. - образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.


Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

  • 1944 г. - Тува вошла в состав СССР в качестве автономной области;
  • 1961 г. - приобрела статус Тувинской АССР;
  • 1991 г. - Республика Тува в составе России;
  • 1993 г. - переименование в «Республика Тыва».

Внешность

В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее - монголоидному центрально-азиатскому типу.
Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • атлетическая или худощавая фигура;
  • черные жесткие волосы;
  • темные глаза с эпикантусом;
  • слабая растительность на лице и теле;
  • широкое и высокое лицо;
  • слабо выступающий нос.

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда - халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной - фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь - сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.


Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи - моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.


Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) - оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы - скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность - кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел - создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.


Жилище

Традиционное тувинское жилище - юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой - шкурами животных.
В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага.
Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.


Культура

Достояние тувинского народа - уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.


Религия

Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII-XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.


Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них - Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.


Еда

Повседневный рацион тувинцев состоял из отварного мяса барана и молочных продуктов. После забоя от барана оставляли лишь шкуру, «рожки, да ножки». Мясо, внутренние органы и даже кровь использовали в пищу. Главным напитком, хорошо утоляющим жажду, считали соленый чай хан. Для приготовления в большой котел заливали молоко, кидали пару щепоток черного или зеленого чая, давали закипеть, солили, подливали растопленное масло.


Национальное тувинское блюдо - кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.

Известные тувинцы

Самый известный тувинец - министр обороны России Сергей Шойгу. Интересно, что его настоящее имя Шойгу, а фамилия - родовое имя Кужугет. То есть при рождении будущий министр был Шойгу Кужугет: Сергеем он стал лишь в зрелом возрасте при получении документов.


Видео



Х омушку Чургуй-оол Намгаевич - механик-водитель танка Т-34 25-го отдельного танкового полка 52-й армии 2-го Украинского фронта, младший лейтенант.

Родился 18 мая 1918 года в селе Хонделен ныне Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в семье крестьянина. Тувинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 6 классов, работал скотоводом в колхозе. В 1936-1938 годах проходил службу в Тувинской народно-революционной армии.

В июне 1941 года Тувинская народная республика вступила в войну на стороне СССР. В мае 1943 года первая группа добровольцев, граждан республики, отправилась на фронт. Среди 11 тувинских добровольцев-танкистов был младший лейтенант Хомушку Чургуй-оол. В учебном полку в городе Горьком (ныне - Нижний Новгрод) тувинские танкисты прошли подготовку и в начале февраля 1944 года были зачислены в 25-й отдельный танковый полк.

В марте 1944 года полк принял участие в Бугско-Днестровской наступательной операции. В этих боях особо отличился младший лейтенант Хомушку.

5 марта 1944 года при прорыве обороны противника у деревень Рыжановка, Кобыляки (Киевской области) танк, в экипаже которого механиком-водителем был Хомушку Чургуй-оол, на предельной скорости ворвался в расположение противника. Огнём и гусеницами танкисты уничтожали огневые точки и живую силу. В течение двух часов вместе со своим экипажем Хомушку уничтожил 35 гитлеровцев, три противотанковых орудия, семь пулеметов, два миномета. Когда командир танка был ранен, механик-водитель принял командование боевой машиной на себя.

Через несколько дней, под Уманью, три танка, среди которых была и машина Хомушку Чургуй-оола, захватили 24 самолета, 80 автомашин, пленили до сотни гитлеровцев и открыли путь для дальнейшего наступления.

13 марта при форсировании реки Южный Буг отважный танкист вновь отличился. В наградном листе отмечалось: "…13 марта 1944 года при форсировании реки Южный Буг младший лейтенант Хомушку Чургуй-оол быстро провел свою машину под водой на западный берег реки и сразу же повел танк в бой по отражению контратаки противника, на протяжении 6 км преследовал пехоту врага, уничтожив гусеницами танка 25 солдат противника, 2 ручных пулемета, 1 миномет. Танк младшего лейтенанта Хомушку Чургуй-оола с 5 по 18 марта 1944 года непрерывно находился в боях, не имея ни единого случая вынужденных остановок… ." 25 марта 1944 года танкист был представлен к геройскому званию.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками младшему лейтенанту присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 7008).

Хомушку Чургуй-оол стал первым тувинцем - Героем Советского Союза и единственным, удостоенным этого звания в годы Великой Отечественной войны.

В составе 25-го танкового полка отважный танкист освобождал Молдавию, сражался в Румынии и Венгрии, день Победы встретил в Чехословакии.

С 1948 лейтенант Xомушку - в запасе. Вернулся в родную Туву. Жил и работал в селе Берт-Даг Тес-Хемского района. Умер 10 июля 1978 года.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, медалями.

Именем Героя названа одна из улиц тувинской столицы - города Кызыл. У входа в Национальный парк на Аллее Героев установлен бюст.

Решением Правительства Республики Тыва в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне воздушному судну ЯК-42 Д с бортовым номером RА 42429 авиакомпании "Интер-Авиа" присвоено имя Героя Советского Союза, тувинского воина-добровольца Хомушку Чургуй-оола Намгаевича.