Иов. Библейская притча


Введение

Иов Многострадальный - один из главных персонажей Ветхого Завета, библейской книги Иова. Помимо этой библейской книги он также упоминается и в других книгах Священного Писания, например в пророческой книги пророка Иезекииля (Иез.14:14), в послании апостола Иакова (Иак.5:11). Праведный Иов является для верующих примером терпения, смирения. Он перетерпел все бедствия свой земной жизни и остался верен Богу, за что получил награду от Господа и жил еще дольше.
Почему же страдал праведный Иов? Об этом попробуем раскрыть этот вопрос в следующих главах.

История праведного Иова

Святой Праведный Иов жил в Северной Аравии, в земле Уц за 2000-1500 лет до Рождества Христова. По некоторым версиям он был племянником Авраама, сыном его брата – Нахора. Иов был благочестивым человеком и искренне преданным Богу и поступал всегда по Его воле. За это Господь его наделил его богатством: у него было большое имение, множество скота. У него было 7 сыновей и 3 дочери.
Сатана завидовал Иову. И он стал клеветать Богу на него со словами: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть,- благословит ли он Тебя? (Иов.1: 9-11). Бог решил показать всем людям, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять все у Иова, что он имел. И все в один день это произошло: разбойники угнали скот, слуг убили, вихрь разрушил дом, где находились дети Иова и все они погибли. Иов сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне». (Иов.1:21).
Посрамленный сатана опять стал клеветать на Иова: «кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя»? (Иов 2:4-5). Сатана по разрешению Бога отнимает здоровье у Иова и наделяет его проказой. После того как диавол наслал на него самую страшную болезнь, жена Иова стала уговаривать, чтобы он пороптал на Бога, а друзья его смотрели на него как на грешника. Но Иов так и оставался верным Богу.
Он в своей беседе с товарищами пророчествовал о Иисусе Христе и о всеобщем воскресении мертвых: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день возставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти своей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, а не глаза другого, увидят Его». (Иов. 19, 25-27).
Тем самым Бог показал пример терпения и верности в Иове, Сам явился и велел его друзьям не осуждать его за грехи, а просить молитв за себя и за него. Господь наградил праведного Иова. Ему вновь вернулось здоровье, у него снова было столько же детей, сколько и раньше и скота стало в 2 раза больше и жил он еще 140 лет (по историческим данным он прожил 248 лет).
Иов своим терпением и страданиями показал образ Христа. Поэтому на Страстной седмице Великого поста в церквях читается отрывок из книги Иова.
Эта история учит нас тем, что Бог несчастья посылает не только за грехи, но и праведникам, чтобы испытать их в верности Ему и в утверждении их в добродетельности.

Почему страдал Иов?

Во всей истории человечества от грехопадения до сегодняшних дней не было ни одного дня, когда человек не встретился бы с проблемами в повседневной жизни. В какой-то степени человек страдает каждый день. И потому человек задавался такими вопросами: «За что?» «Почему я страдаю больше других», «Почему праведные люди страдают больше грешников?» для человека важно узнать причину страданий и возможные пути выхода из них или возможности для ограждения себя от глубоких травм, вызываемых страданиями.
До грехопадения человек находился в состоянии блаженства, где не было ни смерти, ни страданий. Но вскоре грех непослушания послужил тому, что люди потеряли эту блаженную жизнь, изменилась вся сфера жизни, человек сам должен теперь добывать себе пропитание, появилась смерть и страдания.
Причина страдания праведного Иова было как испытание. Это был величайший праведник и образ веры и терпения, которых не могли поколебать никакие козни исконного врага человеческого рода. Он жил в земле Уц, в северной части Аравии, «был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», и по своему богатству «был знаменитее всех сынов востока». И сатана, видя его праведность, решил проверить, насколько он праведный и верный Богу. Почему же диавола заинтересовал именно Иов? Ведь жили еще другие люди? Ответ таков - Иов был праведней и благочестивей всех. И поэтому причиной его страданий является праведность.
Священномученик Зинон Веронский говорит, что когда Иова испытывали, то он прообразовал еще Христа в пустыне, которого диавол хотел трижды искусить, также и праведный Иов был трижды искушаем – это потерью детей, имущества и проказой и его сатана искушал тем, чтобы он возроптал и отрекся от Всевышняго. Также Иов родил потом новых детей, вместо детей уничтоженных сатаною, как Спаситель вместо, умерщвленных народом пророков, создал своих новых детей – Апостолов.
Святитель Иоанн Златоуст, в своей увещательной беседе говорил, что на Иова выпало немало испытаний, но он преодолел все эти диавольские сети, именно то, особенно и удивительно, что на него обрушилось всё, всё с излишком и всё сразу.
Иов не только телесно страдал, но и духовное страдание также у него было. Когда испытание его продолжалось, он изнемогал, но оставался верным Богу. Никто его не понимал, почему он страдает, жена ему говорит, чтобы возроптал на Бога и умер, не мучась, друзья его своими мыслями еще больше расстраивают его. Он принял решение отбросить все теории, принимает только свою участь и решение говорить с Богом откровенно и быть искренним перед ним и желал он страдать до конца (Иов 13:15). И когда он предстал пред Богом, он сосредоточил внимание на нем и его ничто не беспокоило. Он начинает преодолевать страдания и ему это удается т.к. он был искренним с Богом, потом он искал его присутствие и смирился со своими страданиями.
Вскоре он дождался встречи с Господом. Господь ему стал задавать вопросы, на которые Иов не знает ответа (Иов 39:33-34). Бог этими вопросами показывает Иову свое могущество и мудрость. Иов ответил ему, что знает Его всемогущество и что намерение Его не может быть остановлено (Иов 42: 1-2). Иов раскаивается, что он не разумел о делах чудных для него, о которых он не знал (Иов.42:3). И милосердный Господь принимает Его покаяние, просит его друзей выставлявших себя праведниками молиться за Иова. Бог возвращает Иова к прежней жизни, т.е. избавляет от плена сатаны и посылает ему награды.
Тем самым можно сказать, что Иов Многострадальный страдал по 3 причинам. Первая причина – сам Иов говорил, что Бог поступил по своему закону, т.е. подтверждает, что Господь действует по своей воле.
Вторая причина – утверждение истинности Господа, сатана неправду сказал о человеке и Бог показал, что этот праведник сильнее многих. И наконец, третье – тут раскрывается смысл спасения, праведность Иова была от Бога и все его действия являются примером для истинно верующих, чтобы они спаслись и достигли вечного блаженства. Святые отцы говорят, что нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта. Апостол Иаков в своем соборном послании призывает христиан быть такими же терпеливыми, как Иов: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. (Иак.5:11)

Заключение
История с Иовом Многострадальным показала, что все страдания исходят от нечистой силы, а Господь их обращает во благо.
Бог знал, что Иов выдержит все испытания, потому что Он никогда сверх сил не допускает испытаний. Хоть Иов и не понимал, почему он страдал, он оправдал Божественный характер, который представил ему сатана в ложном свете. Сатана обвинял Бога, что он лицеприятен, а Иова в корыстных целях. Но страдания, наведенные на Иова дьяволом, так и не смогли сломить доверие праведника к Богу.

Список литературы

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета М.1998
2. Слободской С., прот. Закон Божий.- N.Y, 1991
3.Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. – Киев: О-во любителей правосл. Лит. : Изд – во им. Свт. Льва, папы Римского
4. Азбука Веры: Православное общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/
5. Закон Божий [Электронный ресурс] http://www.zakonbozhiy.ru/
6. Православие.Ru [Электронный ресурс] http://www.Pravoslavye.ru/
7. Портал Слово для тебя [Электронный ресурс] http://www.word4you.ru/

Среди своих так называемых учительных книг имеет небезынтересное произведение, называемое Книгой Иова. Название ей дано по имени главного героя, и преданного слуги Божия.

Структура книги

Чтобы понять, что представляет собой главный герой, нужно предварительно разобраться в произведении. Повествование о злоключениях, которые претерпевает библейский персонаж Иов, разделено на пролог, основную часть и эпилог.

В прологе описывается благословенная жизнь праведника, его процветание в духовном и материальном плане. Основная часть рассказывает о том, как претерпевает горе, выпавшее на его долю в результате спора сатаны и Бога. Сама по себе эта часть делится на три раздела: разговоры Иова с друзьями, слова Елиуса и речь Всевышнего. Эпилог замыкает круг и рассказывается о восстановлении справедливости и возвращении благосостояния пророка.

Повествовательная канва произведения

Начинается рассказ с того, что на собрание сыновей Божиих пришел Сатана и стал провоцировать Бога отнять свое благословение от праведного и безгрешного Иова, чтобы проверить, сохранит ли он верность Всевышнему в скорби. В результате Бог поддается провокации и отдает своего слугу в руки дьявола с одним условием - не убивать его. В дальнейшем библейский персонаж Иов переживает ряд потрясений: единовременно умирают все его сыновья и дочери, он лишается всего своего богатства и имущества, а сам жестоко заболевает проказой. Чтобы его утешить и поддержать, к нему приходят три друга. Большая часть книги представляет собой как раз их речи и ответы на них Иова, в которых они совместно пытаются установить причины, по которым на праведника обрушились такие бедствия. Они считают, что Иов многострадальный повинен в каком-то тяжком грехе, потому что невиновного, по их мнению, Бог уберег бы от напрасных мучений. Но пророк упрямо заявляет о своей непорочности и, смиряясь под властью Божией, благословляя его имя, тем не менее призывает его к ответу. В конце концов, Бог является и обличает неправоту как самого Иова, так и его друзей. Господь устраивает суд и задает вопросы главному герою, на которые он не в состоянии дать ответ. И все-таки в заключение Бог хвалит верность и терпение своего слуги, исцеляет его от болезни и умножает утраченное имущество больше прежнего. Друзей же его он обвиняет в клевете на себя и повелевает им попросить у Иова помолиться за них, чтобы отвратить наказание за то, что они говорили о нем «не так верно». На этом повествование заканчивается.

Историчность книги

Религиозные деятели иудаизма и христианства до двадцатого века по большей части считали, что история библейского Иова исторически достоверна. Утверждавших же легендарность описываемых в книге событий, как и отрицавших само существование этого пророка, обычно сравнивали с еретиками. Так случилось, например, с Феодором Мопсуестийским, которого осудил пятый Но развитие библеистики в двадцатом и привело к тому, что чаша весов стала склоняться на иную сторону. Сегодня множество серьезных исследователей Библии считают, что история библейского Иова - это притча, педагогическая поэма, а не рассказ о жизни реального человека.

Время жизни Иова и время написания книги

Сразу стоит сказать, что все попытки установить время, когда жил библейский персонаж Иов, обречены на неудачу. Во-первых, он был главой племени кочевников, каких было множество на Ближнем Востоке, и не привязан повествованием книги ни к каким городам и монархическим династиям. Во-вторых, скорее всего, Иов многострадальный - собирательный образ. Вероятно, он даже не чисто еврейского происхождения, потому что в Библии он упоминается как человек без родословной, не имеющий ни отца, ни матери. А между тем евреи всегда упоминали родословную ветвь, когда говорили о людях (будь это живые люди или библейские персонажи), возводящих свое происхождение к Аврааму - прародителю евреев. Поэтому логичней всего предположить, что в основе книги лежит ближневосточная языческая легенда, творчески обработанная иудейским автором.

А вот о том, что касается написания этой поэмы в том виде, как она вошла в канон Библии, можно сделать определенные предположения. На основании внутреннего анализа текста, языка, структуры, наличия арамейского влияния и поздних вероучительных признаков, можно более или менее уверенно предположить, что середина первого тысячелетия до нашей эры - время, когда «родился» литературный герой Иов. Библия евреев в это время была кодифицирована и подверглась серьезной редакции. Вероятно, тогда же в педагогических целях в нее внесли и повествование о страдающем праведнике.

Авторство книги

Вопрос о том, кому обязан своим происхождением библейский персонаж Иов, решается непросто. С одной стороны, книга входит в иудейский канон Писаний, а с другой все ее действующие лица среди людей - не евреи. Жена Иова - аравитянка, друзья тоже представители различных нееврейских семитских народностей. Плюс язык книги очень сильно арабизирован, что позволяет сделать два предположения: либо автор был арабом, либо евреем, жившим в арабском окружении.

У читателей Библии периодически появляются вопросы о неких странных существах, которые населяют землю. Примером этого может служить знаменитый левиафан. Это история библейского Иова одна из немногих упоминает его, вкладывая в уста Бога упоминание о грандиозном морском чудовище. Вместе с ним упоминается некий бегемот. Скорее всего, речь идет о мифическом огромном существе, которое неподвластно человеческому могуществу. Господь говорит Иову, что только сотворивший его может воткнуть в него свой меч. Другое интересное место находится в самом начале текста, где о Сатане говорится, как о сыне Божием, одном из его ангелов.

Заключение

Данная книга стоит особняком в каноне по своему содержанию и форме. И хотя в ее каноническом достоинстве мало кто сомневался, она является неоднозначной по самому важному вопросу - вопросу зла. К этому не имеют отношения такие странные образы, как бегемот или левиафан. Это история библейского Иова учит верующих, что ответа на вопрос о причине страданий человеку не узнать. Ведь Бог является на вызов Иова, но не желает нести ответственности и не дает ответа, а просто задавливает его своим авторитетом и мощью, задавая вопросы, перед которыми человек бессилен, в результате чего герой просто «полагает руку на уста». Сам сюжет спора не получает развития и итога. Таким образом, непонятно, что и кому доказывал Бог, проводя своего самого преданного слугу через жуткие страдания (включая гибель десяти невиновных детей Иова). К тому же сами по себе действия Господа трудно назвать этичными в современном понимании этого слова.

В давние времена к востоку от Палестины в земле Уц жил праведный человек по имени Иов. Он был пятым от Авраама. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей своей жизни угодить Богу.

Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?»

Бог, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел.

В один день разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, где все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?»

Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самой страшной болезнью - проказой.

Даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога. А его друзья, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями.

Они верили, что Бог добрых награждает, а злых наказывает, и кто терпит от Бога наказание, тот грешник. Иов защищал свое доброе имя: он уверял, что страдает не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Его друзья полагали, что Бог поступает с людьми по тем же законам, по которым выносит суд человеческое правосудие.

Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать о его невинности.

Бог явился Иову в вихре и указал ему, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей природы. И невозможно проникнуть в тайны судеб Божиих – почему Бог поступает с людьми так или иначе.

Иов был прав в том, когда говорил о Божием Промысле о человеке и что Бог поступает с людьми по Своей Премудрой воле.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал о Спасителе и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его».

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него.

Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

Иов библейский персонаж (евр. "удрученный, гонимый") - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". - Этот рассказ изложен в особой библейской книге - "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим - в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим - Соломон , по иным - неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги - в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах - все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин , Григорий Великий , блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали L ee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе - капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880-87).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Иов библейский персонаж" в других словарях:

    Иов Многострадальный. Миниатюра из Киевской Псалтири Иов (ивр. אִיּוֹב‎, Иов, букв. «удручённый, гонимый») библейский персонаж, герой книги Иова. Величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову.… … Википедия

    - (евр. удрученный, гонимый) имя известной библейско исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, был непорочен,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иов мужское имя древнееврейского происхождния. Известные носители: Иов Многострадальный библейский персонаж, герой Книги Иова, которую, согласно традиции, написал Моисей. Иов (ок. 1525 1607) первый Патриарх Московский и всея… … Википедия

    Иов Многострадальный. Миниатюра из Киевской Псалтири Иов (ивр. אִיּוֹב‎, Иов (Iyyov, ʾIyyôḇ), букв. «удручённый, гонимый») библейский персонаж, герой книги Иова. Величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал … Википедия

    ИОВ - [евр. , араб. ; греч. ᾿Ιώβ], ветхозаветный праотец, о к ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В… … Православная энциклопедия

    ИММУНОДЕФИЦИТЫ - мед. Иммунодефициты самостоятельные заболевания (нозологические формы) и сопутствующие синдромы, характеризующиеся недостаточностью иммунной системы. Частота 1 из 500 младенцев рождается с дефектом иммунной системы Значительно большее… … Справочник по болезням

    Следующий список мест погребения относится к библейским личностям. согласно различным религиозным и местным традициям. Для того, чтобы воздать должное, праздновать, а также скорбеть о великих людях Библии, гробницы и монументы были установлены на … Википедия

    - (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен … Википедия

    Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках … Википедия

Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире? В XVIII веке философ Лейбниц объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально - оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, - самому Богу…

Иов жил в местности под наз­ванием Уц. Он был богат и богобоязнен, непорочен, справедлив и удалялся от зла (Иов 1 :1). Десять детей было у Иова: семеро сыновей и три дочери.

Однажды сатана пришел к Богу и стал утверждать, что Иов богобоязнен, потому что Бог даровал ему благополучие. Но будет ли Иов так же любить Бога, если у него все это отнять?

Бог разрешил сатане отнять у Иова все, что тот имел: и богатство, и детей. Иов принял это испытание и ни слова не сказал против Бога: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1 :21).

Тогда сатана наслал на Иова проказу. Иова выгнали из города, он был вынужден сидеть в пыли у дороги и соскребать черепком струпья со своего тела. Видя мучения мужа, жена Иова предлагала ему похулить Бога и немедленно умереть. Но Иов оставался непреклонен: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем? (Иов 2 :10).

К Иову пришли его друзья. Семь дней они молча сидели рядом с ним и оплакивали его страдания. Они утешали его, пытались ему помочь: ведь не мог Бог зря наказать Иова, значит, Иову надо вспомнить, в чем он согрешил перед Богом. Но Иов твердо знал, что перед Богом он чист: он страдает безвинно.

Иов обратился к Богу с молитвой. Скорбя, он просил, чтобы Сам Бог засвидетельствовал его невиновность. И Господь ответил ему. Это был, как сказали бы сейчас, ассиметричный ответ. Он показал ему красоту сотворенного мира, и это — само явление Господа, Его слова — и стали ответом для Иова.

Праведник раскаялся в своих мыслях: Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42 :6). Иов был прощен, благополучие его было восстановлено: проказа прошла, родились новые дети, вернулось богатство. Он прожил еще 140 лет и умер в глубокой старости.

Тем не менее, нельзя считать, что Книга Иова дает универсальный, логически непротиворечивый ответ на вопрос, поставленный тем же Лейбницем. Скорее, она дает ключ к ответу. Настоящий ответ невозможен без Спасителя Христа, без Благой Вести. И может быть, смысл присутствия Книги Иова в Ветхом Завете — показать, что Ветхий Завет не самодостаточен. Что это — приготовление к тем откровениям, которые получит человечество через Пришествие Христа и будут запечатлены в Новом Завете и церковном Предании.

Рисунки Наталии Кондратовой