Что означает кадило в церкви. Происхождение, значение и использование кадила в религиозном культе


КАДИЛО

Что такое кадило, для чего им кадят, откуда берется ладан, причем здесь жертвенники, как выглядит кация и какими кадилами пользовались в Древней Руси?


Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.


Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:


Каждение в Святая Святых

«И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1-9).»


Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

Кадило, Византия, VI век

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

Кадило, Москва, конец XV века

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кация

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.


Кация на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV века.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

После рождения Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Дары эти пророческие и символические — в частности, ладан был преподнесен Спасителю как Первосвященнику и Богу.


Ладан

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Ладанница

Ладанница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.

Ладанница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Изображение кадила на иконах

Мозаика с образом первомученика архидиакона Стефана из Михайловского Златоверхого Собора. Киев, XII в.

С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.

Интересный факт:

Самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км/час.

Кирилл БАГЛАЙ

Во время православного богослужения совершается каждение всего храма и молящихся. На горящие угли, лежащие в кадиле, священнослужители кладут ладан, который при сгорании дает фимиам, благовонный дым. Издавна во время домашней молитвы использовались кацеи - ручные кадильницы . В настоящее время их используют преимущественно безпоповцы.

Не следует путать кадило с паникадилом - светильником в храме, на котором в определенные моменты службы возжигают свечи или лампады.

История появления христианского кадила

Присутствие кадила в числе церковной утвари и аромат благовонного фимиама во время службы стали для нас привычным и традиционным. Кажется, что всё это существовало в Церкви всегда. Однако каждение не сразу стало частью христианского богослужения. Первоначально христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, а воскурение благовоний ассоциировалось с иудейскими и языческими традициями.

Иудеи совершали каждение только в Иерусалимском храме: золотым совком они сыпали ладан на горящие угли в большом каменном жертвеннике перед святилищем. В дни Ирода совок для каждения был заменен на подобие сковороды.

Для воскурения благовоний язычники использовали каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и на кладбищах пользовались бронзовыми или глиняными емкостями с полой ручкой в виде трубки, через которую раздували угли. Традиция иметь в богатых домах курильницы для благовоний, представляющие из себя бронзовые неглубокие чаши на высоких ножках, распространилась из Египта. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках.

Жития святых свидетельствуют о том, что христиане терпели любые мучения, но не соглашались принести ладан в жертву языческим божествам. В Римской империи христиан преследовали за отказ возжигать ладан перед изображением императора, ведь тем самым они отрицали его божественность.

Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века, когда стали проводиться торжественные шествия, которые можно сравнить с современными Крестными ходами. Первые христианские кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чаши с плоскими, длинными ручками или невысокие цилиндры с ручками. Появились также золотые и серебряные стационарные кадильницы в виде различных архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, чтобы он не потух. Такие стационарные кадильницы устанавливали на невысоких постаментах у алтаря.

Первые кадильницы на цепочках появились с VI века. Церковное богослужение развивалось, и каждение стало важной его частью. С этого времени кадильнице придают особое значение, оно уже представляет собой серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые.

В современном христианском понимании кадило символизирует вместилище Невместимого - Пресвятую Богородицу, от которой вознеслось миру Христово благоухание. Именно поэтому во многих молитвословиях Богоматерь именуют благоуханным кадилом: «О, Пресвятая Госпоже Богородице, девственная похвало, цвете прекрасныи, благоуханное кадило, рождьшая нам Христа Бога нашего, пресветлое Солнце… » (из молитвы к Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы).

Возносящийся фимиам символизирует молитвы христиан, восходящие на Небеса, напоминает о древней праведной жертве Авеля и ассоциируется с присутствием Бога в виде огненного дымного столба, который сопровождал Ковчег Завета днём и ночью. Ладан, среди прочих других даров, принесли Богомладенцу и волхвы, которые пришли поклониться Христу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14).

О каждении пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов в 21 главе Апокалипсиса:

И другии Ангел прииде, и ста пред олтарем имеяи кадильницу злату.

Ангелу было дано множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который был перед престолом, и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом.

О кадиле читаем в 140 псалме Давыда :

Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

На Руси кадильницы на цепочках были известны уже в ΧΙ веке, о чем свидетельствуют источники - Устав Софийского Новгородского собора, а также другие уставы древних монастырей.

С XV века кадило приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.

Самые дорогие кадильницы в виде моделей храмов из серебра и золота изготавливали в дар монастырям и соборам в царских мастерских, начиная с XVII века. Это были настоящие произведения ювелирного искусства, украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями.

Изображения кадила в иконографии

В иконографии с кадилом изображаются святой архидиакон первомученик Стефан , побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года, а также святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году.

С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон .

Святой мученик Закхей , диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284–305), на иконах также изображается с кадилом.

При богослужении мирянским чином у поповцев, а также повсеместно у безпоповцев каждение производится только ручной кадильницей - кацеей. В обоих случаях молитвы, которые по Уставу должен произносить священник, опускаются. Кацеи существовали в древности на востоке и на Руси ещё до появления кадил на цепочках и представляли собой ковши с длинными рукоятками. Каждение икон мирянами с помощью ручных кадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства.

Однако кацея не только мирянская кадильница. В келье ею пользовались даже патриархи. В дораскольном чине святительской хиротонии, изданном при патриархе Филарете, указано, что патриарх кадит в своей крестовой палате иконы и собравшихся его поздравлять царя и архиереев именно кацеей.

В начале XIX в. у старообрядцев почти в каждом доме была кацея, иноки и миряне кадили иконы при совершении ежедневного молитвенного правила, особенно на праздники и при заупокойных молениях.

Кацеями пользовались во время келейной молитвы инокини-схимницы Русской Православной старообрядческой Церкви еще во второй половине XX века. Однако традиция пришла в забвение, и многие староверы стали думать, что домашнее каждение кацеей - обычай безпоповский.

Существование обычая мирянского каждения кацеей подтверждается также многочисленными находками домашних кадильниц в традиционных поселениях поповцев, в частности, в Гуслице.

За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона . («Златоструй», 1912, № 7).

«Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей к рест и затем поклоняясь. Самое лучшее - поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности . («Церковь», 1912, № 35).

Безпоповское традиционное название кацеи - кадильница. Исследователи так описывают Выговские кадильницы: они не имели креста на верхней крышке, а вырезы на ней, в виде сердца, отличались от современных тем, что они были острием обращены вверх. В верхней крышке кадильницы имеются 3 крупных отверстия в форме сердца (чаще их делают просто круглыми), еще 9 малых отверстий по числу чинов ангельских, и еще по 4 с трех сторон по числу 12 апостолов. Такие кадильницы сохранились в употреблении у филипповцев.

Ладан

Разжигается кадило всегда с молитвой, при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан - душистая смола деревьев ближневосточных пород, при сгорании он образует благовонный дым - фимиам.

О ладане говорится в Библии, в книге Исход. Там же содержится один из первых рецептов приготовления и использования благовония:

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого л ивана, всего поровну, И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый чистый, святый; И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего (Исх. 30 , 34-38 ).

Первоначально греки и римляне использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания - шишки пиний, листья лавра, смолы и миндальное масло. Около 500-х годов до н.э. к этим веществам добавляется фимиам - смола некоторых видов ладанного дерева, произраставшего в Южной Аравии и Индии, которая при нагревании распространяет бальзамический аромат.

Слово «ладан» в Россию пришло из Ближнего Востока, где с ливанского кедра собирали древесную ароматическую смолу. Так ливанская смола в России стала ладаном. В Библии вещество, именуемое «чистый ливан», и есть «ладан».

С истоков христианства состав благовоний включал четыре компонента, одним из которых был ладан. Со временем так стал называться весь состав для каждения. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ.

Первоначально же ладаном называлась окаменевшая смола, в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров, полупрозрачно-желтого или розоватого цвета, иногда встречается с зеленоватым оттенком. Запах у смолы терпкий, смолистый. В торговых законах 1200 г. до Рождества Христова Рамсес III постановил, что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного, как лунный свет, а все остальные не имеют никакой ценности.

Средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов, Аль-Бируни пишет: «Лучший ладан - с мужского дерева, белый, круглый, золотистый в изломе и быстро воспламеняющийся…» О индийском ладане он говорит: «Ладан зеленоватого и черноватого цвета. Продавцы придают ему округлую форму так: его режут на небольшие куски различной формы и кладут в кувшин, который вращают, пока куски не станут круглыми. Этот ладан хуже настоящего, он горький и зеленый».

Древнегреческий ботаник Теофраст (ок. 372- ок. 287 гг. до н. э.) так описывает сбор и изготовление ладана: «Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что заполняет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне же кажется, что это преувеличение; я думаю, такое зерно изготовляли специально, отливая смолу в форму, а затем придавали ей вид естественной капли. Так, чтобы поразить воображение царей. Ибо долгое время считалось, что ладанные деревья произрастают в Раю ».

Сбор ладана в Аравии происходил таким образом: «У деревьев были надрезаны стволы и ветви. Смола частью скатывалась вниз, а частью приставала к дереву. Кое-где под деревьями были расстелены плетенки из листьев финиковой пальмы; а кое-где землю просто утрамбовали и чисто подмели. Ладан на плетенках был чист и прозрачен; стекавший прямо на землю был хуже ».

Мирра также является одним из самых древних благовоний. Это рыжевато-коричневая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев.

Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу.

Ладаница

В древней Церкви ладан хранился в специальных сосудах - ладаницах. Древнейшие ладаницы представляют собой узорчатые ковчеги без поддонов с полукруглой или пирамидальной крышкой, увенчанной четырехконечным крестом. Изображения ладаниц, выполненных в византийских традициях, встречаются на мозаиках, фресках, иконах, миниатюрах рукописных книг XI–XIV в.

В ходе богослужения священнослужитель брал из ладаницы частицы благоуханной смолы для того, чтобы положить их на горящие угли кадильницы.

Использование при богослужении ладаницы отмечено в Чиновнике новгородского Софийского собора, написанном до 1645 г.: «Святитель… покадит крест и на налогех (аналоях) святыя иконы и евангелия и подияков с лампадою и со свещами и с ладанницею… »

Ладаницы, как и кацеи, были широко распространены в древнерусских храмах и монастырях. На Руси ладаницы были известны уже в XI в., о чем свидетельствуют их изображения на мозаиках Софийского собора в Киеве. Так, на мозаике в апсиде Софийского собора в Киеве представлен архидиакон Лаврентий, который в правой руке держит кадило, подвешенное на цепях, а в левой покровенной руке на уровне груди - золотую узорчатую ладаницу с крышкой в виде купола византийского храма.

Здесь же на северо-восточном столбе собора имеется мозаичное изображение первосвященника Аарона, держащего в правой руке кадило на трех цепях, а в левой руке - золотую ладаницу с пирамидальной крышкой и навершием в виде трилистника. Схожее изображение архидиакона Стефана в рост с кадилом и ладаницей есть на мозаике Михайловского Златоверхого собора в Киеве (около 1112 г.).

Золотая ладаница с пирамидальной крышкой лежит на пелене в левой руке у диакона Аифала, представленного в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (около 1156 г.). Аналогичные изображения имеются в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.) - у архидиакона Авива в левой руке богато украшенная узорчатая ладаница в виде ковчега с полукруглой крышкой, а в правой - кадило.

Со временем формы, пропорции, характер декора и типология ладаниц заметно изменялись. Различные типы ладаниц были изображены на стенописи XIV в. новгородской церкви Успения на Волотовом поле. У двух неизвестных диаконов в левой покровенной руке на уровне груди можно видеть ладаницы в виде ковчежцев, которые напоминают миниатюрные каменные палаты с четырехскатной кровлей.

Согласно древним Уставам на малом и великом выходе архидиаконы и диаконы выносили ладаницу, держа ее левой рукой у левого плеча, а в правой руке держа кадильницу с курящимся ладаном. Такой торжественный выход священнослужителя с кадилом и ладаницей связан с древнейшими византийскими традициями богослужения, которые позже были утрачены.

Ковчежец с благовониями был неотъемлемой принадлежностью кадила, однако в отличие от кадила, где сжигалась на углях малая частица благовоний, ладаница была вместилищем большого количества драгоценного фимиама. Особое отношение было к месту хранения ладана. В «Стоглаве» указывалось, что он наряду с другими «священными веществами» и богослужебными предметами должен находиться на жертвеннике храма.

Ладаницы на византийских и древнерусских мозаиках, фресках, иконах и миниатюрах лицевых рукописей нередко изображались на красном или белом плате, который дьякон держит в левой руке на уровне груди, часто дьяконы касаются ладаниц покровенными руками. Так же как богослужебный крест и Евангелие, ладаницу по древним уставам следовало переносить только на пелене. Такое бережное и благоговейное отношение к ладаницам, которых священнослужители касались только через ткань пелены или священнической одежды, зафиксировано на многочисленных древнейших священных изображениях. Таким образом, ковчежцы с ладаном наряду с богослужебными крестами, Евангелиями, евхаристическими сосудами были важнейшими священными предметами церковной утвари, к которым так же, как и к Престолу, не разрешалось прикасаться служителям церкви низших чинов.

Древнерусские ладаницы, как и кацеи, большей частью повторяли образ храма и были увенчаны одной или несколькими главками с крестом. Священные изображения и литургические надписи были связаны с богослужебной функцией и символикой этих произведений.

Постепенно ладаницы теряют свое назначение и, подобно древнерусским сионам, кратирам и панагиарам, выходят из богослужебного обихода.

Каждение у старообрядцев-поповцев

Каждение во время службы бывает полным или малым. Во время полного каждения священник или диакон обходит с кадилом весь храм, кадит иконы и молящихся. В настоящее время у старообрядцев полное каждение храма совершается во время вечернего богослужения: в начале Всенощного бдения, на литии, на полиелеосе, на девятой песни канона. В начале Утрени каждение совершается не в каждом приходе (по обычаю), и оно может быть полным - в небольшом храме, или малым, когда священник или диакон кадит алтарь, иконостас и, стоя на амвоне, молящихся.

Малое каждение бывает и во время утреннего богослужения: в конце девятого часа, во время чтения Апостола и при пении Херувимской. В определенные моменты Проскомидии и Литургии совершается также каждение Святых Даров, находящихся на Жертвеннике или Престоле.

Совершая каждение молящихся, священнослужитель возглашает: «Дух Святыи найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя ». Молящиеся кланяются ему (без крестного знамения) и тихо отвечают: «Дух Твой благии наставит мя на землю праву ».

Каждение совершается также во время совершения Таинств: Крещения, Венчания, Соборования. Погребение, панихиды и прочие заупокойные молитвословия также сопровождаются каждением. Совершается оно и во время молебнов и Крестных ходов.

Каждение у старообрядцев-безпоповцев

Совершая полное каждение, наставник с кадильницей обходит весь храм, а также кадит молящихся. Каждение Креста и Евангелия, иконостаса и предстоящих людей называется малым.

В разных согласиях старообрядцев-безпоповцев существуют отличия каждения людей. Например, в общинах федосеевцев молящихся не кадят, а только нательные кресты: каждый, достав свой нательный крест, держит его с обеих сторон за гайтан. Наставник кадит сначала честныи Крест, святые иконы, а затем нательные кресты молящихся: сначала у мужчин, а потом у женщин. Подобный обычай каждения нательных крестов сохранился в Верхокамье и частично в республике Коми.

В некоторых общинах по этой причине наставник с солеи кадил только общий зал, со всеми находящимися там прихожанами. Кадить каждого прихожанина - такой обычай у поморцев был перенят от федосеевцев, но распространен не повсеместно.

Филипповцы кадят обводом, федосеевцы и поморцы крестом, при этом кацею чаще всего держат (не все наставники и не во всех общинах), сложив персты как для крестного знамения: два перста вытягиваются вперед, а тремя держат саму ручку кацеи.

Обычаи каждения

О каждении святых икон из книги святаго Епифания Кипрскаго, глава 39-я, вопрос 30-й некоего старца ко святому Флавиану патриарху: «Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам? »

Ответ 30. «Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. И егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно и глаголет се что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. И трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. И тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. Проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. И того ради учит апостол Павел, со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь»;

Каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).

Указания о каждении мирянами содержатся в творениях святых отцов, вероучительных и уставных книгах.

«А мирским людем в своих домех православне живуще по закону, неприсовокупився к жене своей: достоит им кадити самим святыя иконы, аще не будет ту священника, и не токмо самим мужем но и женам благочестивым, и чистым от мужа кадити, и детей своих сему учити, аще и вельми малы, понеже православных сия обычай суть» (От послания Фотия митрополита Московскаго в лето 6927 ) .

«Подобает же и всякому брату имети иконостас. А ще ли невозможно есть кому святых икон стяжати, а один крест. и тако при нем пети уставленныя каноны в келии своей, и кадити иконостас по обычаю во время пении соборных. Аще ли кому невозможно есть, кадити по уставленных, а он по единою днем. Н еподобает оставляти непокадив, кроме великия нужа. И ли по прилучая и згожается некогда» (Из книги Нила Сорския пустыни ) .

«Правило иноку на всяк день. ниже: Кажение святым, 2-жды. или единою» (Из Псалтыри со воследованием, московския печ. в начале правил; также кн ига Канонник с емидесятник , начало Правилу. лис. 5 об. и 6. и лист. 37 ) .

«Подобает же всякому брату имети в келии своей иконостас. ащели невозможно есть кому святых икон стяжати, и он поне крест. и тако при сем пети уставленныи канон в келии своей. и кадити иконы святыя по обычаю во время пений соборных» (Из старописменнаго устава соловецкаго ) .

«Преподобному же Саватию поющу заутреню воскресную, изшедшу ему ис келии своея, в подобная время на покажение честнаго креста, иже вблиз келии его поставлен. и услышася ему глас и вопль того ради и возвратися в келию свою, и сказа подругу своему Герману» (Из минеи четии, от жития преподобнаго отца нашего Саватия соловецкаго ) .

«И ко исходу блаженныя си души сам кажение сотвори» (От жития преп одобного Саватия соловец кого ч юдотворца ) .

«Мирским мужам благочестно живущим кадить можно в домех своих и женам» (Кн ига «Старчество» древлеписьменная, л ис т 304 ) .

«Вжещи свещи, и благоговейно покадити фимианом» (Кн ига «Сын Церковный». Чин како подобает самому себе причащати. лис т 43 2-го счета).

«Мирским мужем и женам кадить во своих домех» (Кормчая древлеписьменная . гл. 94. лис. 220 об.).

«Всякому брату подобает кадити иконы, а кто этому нерадит в ересь мессалиян поткнулся» (Сборник «О последних мнисех». Лис т 145).

Феодор Едесский кадил рукой, гроб и вся священная места. (Житие Феодора Едесскаго. Вып. I. Лицевое. Лис т 21).

«Видевше же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценныя, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше, положи с сыном своим Гаведаем» (Пролог, сентября 29, в страдании святых мученик: Дады и Гаведдая и сестры Гаведдаевы Каздой).

«Блаженная Клеопатра взя тело мученика Уара, и принесе в свое село, положи в дедине гробе, и по вся дни кадяше окрест гроба» (Пролог, октября в 19 день).

«Святая же Миропия ревностию божественною подвигшися, нощию с своими служебницами пришедши, прият святое тело, (Исидора мученика) и честне покадивши, в нарочитом месте положи» (декабря во 2 день, от жития святыя муч еницы Миропии).

Яко некая вдовица приемши от некотораго презвитера мучениковы мощи, и кадяше по вся дни, идеже сице пишет: «Прежив же призвитер той, (иже мучениковы мощи имеяше) неколико лет, егда приближися к скончанию своему, вручи святаго мученика мощи некоей вдове честной, житием святой, и старой леты, яже безценное то сокровище с радостию приемши соблюдаше у себе честно, такожде по вся дни кадило вжигающи, и кадящи, и исхождаше же и от мощей святых благоухание велие, и наполняше храмину ту» (Минея четия, июля в 3 день, в страдании мученика Иакинфа).

«Откры убо царь Лев Саврянин злочестивыи изъят оттуду с древяным ковчегом святыя Евфимии мощи чюдотворныя нетленныя, а в тех место в каменной гроб вложи некия кости согнившия, смрадныя, якоже нарочне на то приуготовав бяше. и паки дскою наложив отъиде, татьскии отнес с собою честныя оныя мощи, и положи я в некоей храмине внутрь полат царских; сестры же его такожде и дщери, оттай его прихождаху к святым мощем, и кадяху миры, и свещами просвещаху. честно почитающее, и любезно поклоняющееся. но вскоре уведав то злочестивыи царь, абие ковчег с мощьми взем, нощию въверже в море» (Минея чет., июля 11, о чюдеси святыя великомученицы Евфимии всехвалныя).

В Следованной Псалтыри описано келейное иноческое правило, в котором предписывается каждому монаху (не священнику) один или два раза в день кадить иконы. В Житии преподобномученика Епифания Соловецкого описывается, что святой кадил кресты, хотя не был священником. Протопоп Аввакум в своих письмах предписывает мирянам для очищения оскверненных сосудов кадить их и омывать святой водой, также и мощи убиенных за старую веру советует кадить.

Отношение к кадильнице, углям и ладану всегда было бережным и благоговейным. Так, после того, как на угли был положен ладан и совершалось каждение, эти угли запрещалось рассыпать, а если выпадал из кадильницы уголёк, то обратно его в кадильницу уже не клали, а закапывали в чистом месте или «полагали в горн». Попа, рассыпавшего кадилу, полагалось извергнуть из сана, а кто уголь из кадила растопчет по небрежению попа или пономаря, то такого человека «святии отцы проклятию предают».

Соборные постановления безпоповцев о каждении

Решения Первого Всероссийского Собора 1909 г.:

Вопрос : В каком порядке и как (крестообразно или обводом) кадить Святые иконы и братию, и всех ли?

Ответ : Кадить крестообразно

Вопрос : Кто, кроме отца духовнаго, может кадить?

Ответ : Кадить может тот, кого благословит на это отец духовный.

Вопрос : Можно ли кадить замирщенных и отлученных?

Ответ : Замирщенных и отлученных не кадить.

Вопрос : Можно ли кадить иконы за стеклом?

Ответ : За стеклами иконы кадить можно.

Решения Третьего Всероссийского собора 2006 г.

Вопрос : Допустимо ли вкупе покадить молящихся?

Ответ: Допустимо. Поморский Устав, л.16.

Вопрос : Можно ли брать кацею женщине и кадить образа, усопших?

Ответ : Допустимо при погребении вдовам и девицам (старицам) с согласия духовного отца. Пролог: 2 декабря, мц. Миропия; 19 октября, блаж. Клеопатра.

Порядок мирянского каждения

После приходного начала и в определенных местах богослужения старший из молящихся благословляется перед образами, берет кадильницу и крестообразно осеняет иконы. Вначале Крест и Евангелие, затем образ Спаса и Богородицы, святых. После каждого осенения иконы кадильница перекладывается в левую руку, совершается крестное знамение и поясной поклон. Затем кадильница снова перекладывается в правую руку. Во время каждения произносят (про себя) запевы Господу, Богородице и святым, изображенным на иконах.

Из книги « История и обычаи Ветковской церкви » И. Г. Кабанова: «Каждение во святых церквах совершашеся по древнему Преданию и обычаю церковному: трикратным видом, дважды праве, и третие преки, крестообразно, по свидетельству священнаго отца Феодосия, от древлеправославныя Церкве приятое, тако бо мы (рече) научихомся от отец своих кадити. И в неприсутствии священника иноцы во святых церквах кадят трикратным же видом, подобне и в келиях по тому же совершают каждение». Так, на Ветке иноки кадили троекратно, дважды прямо и третий раз поперек. Только использовали при этом не кадило на цепях, а кацею.

Известны и другие способы каждения ручным кадилом: подносной, (когда кацея устанавливается под образом, подносится к нему), каждение обводом.

В некоторых приходах староверов-поповцев во время службы, совершаемой без священника, на пении «Господи воззвах», на литии, на величании, на 9-й песни канона утрени и в других местах богослужения разожженную кадильницу с фимиамом ставят на подставке среди храма или на солее. При этом разжигать и обносить кадило во время богослужения без священника может только человек, получивший на это благословение, однако кадить в алтаре и молящихся он не может, так как это могут делать только священники и диаконы (2 Пар. 26, 16-20).

В Ветхом завете говорится о том, как Корей, Дафан, Авирон и 250 человек с ними использовали священнические кадильницы по образцу, указанному Законом, с которыми они и явились ко входу Скинии собрания (Чис. XVI). Левит Корей вместе с Дафаном и Авироном оспаривали право Аарона на первосвященство. Как только они попытались возжечь курения Господу - обряд, который должен совершать священник, - они и остальные, пришедшие с ними, оказались поглощенными землей.

О том, что «восхищающии недарованная им раздражают Бога, яко же сынови Кореови и Иозия царь», подробно говорится в Священном Писании: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Иозии царю и сказали ему: не тебе, Иозия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не (будет) тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Иозия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Иозия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли. Прочие деяния Иозии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк. И почил Иозия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него». (2 Пар.26:16-23).

Заключение

Благословляя кадило, священник читает молитву: «Кадило Ти приносим Христе Боже наш, в воню благоухания, еже прием в Пренебесныи Свой Жертвенник, низпосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа ». Он просит принять аромат кадила в знамение духовного благоухания людей и их молитв перед Богом, ниспослать благодать Святого Духа на людей. Поэтому благовонный дым кадила есть видимый образ невидимого присутствия благодати Святого Духа, которая наполняет храм и духовно радует верующих.

По толкованию святого патриарха Константинопольского Германа (VIII в.), кадильница означает благоуханнейшее веселие. Духовная радость, веселие, утешение - всё это согласно с евангельским учением о Господе, как об Утешителе, Сокровище благих и жизни Подателю. Каждение очищает молящихся от суетных помыслов, направляет к достойному слушанию и созерцанию богослужения. Дым фимиама возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с христианскими молитвами.

Что такое кадило, используемое во время богослужений в церкви, каково его назначение и история появления, устройство и разновидности — ответы на такие вопросы заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Описание и назначение

Церковное кадило является неотъемлемым атрибутом богослужения, проходящего в православном храме. Многие прихожане видят его во время однако не знают точно, что такое кадило, каково его предназначение и символическое значение.

Кадило в христианстве является важным элементом церковной утвари, который применяется во время совершения молитв еще с древних времен.

Состоит кадильница из 2 половинок: в нижнюю чашу кладутся угли и ладан, а верхняя является крышкой, по форме она делается похожей на с христианским крестом. С обеих сторон к кадилу крепятся цепочки, за которые оно может подвешиваться в храме. Достаточно часто на них есть и звонцы в виде шариков, внутри которых размещены металлические ядра. Во время прохода священника и раскачивания кадила они издают мелодичный звон. В христианстве принято считать, что раскуривание ладана и фимиама в нем обозначает приношение Богу бескровной жертвы.

Символическое значение

Сожжение жертв существовало еще в древние времени, начиная с языческих ритуалов. В православии сам Господь Бог, как описывается в Ветхом Завете, велел Моисею провести особый жертвенный обряд, состоящий из священного окуривания ароматическими веществами. Придя на поклонение к Христу, волхвы принесли дары, среди которых был и ладан.

Евангелист увидел в Откровении в Небесном Храме маленького ангела, несущего золотую кадильницу. Огонь, по толкованию святых отцов, выполняет роль согревающего и сожигающего вещества, которое символизирует Божество.

В христианстве принято считать, что раскуривание ладана и фимиама в нем обозначает приношение Богу бескровной жертвы. Горящие угли в кадиле знаменуют Божественную природу Иисуса, сам уголь — его земную, человеческую природу, а ладан означает молитвы обычных людей, которые они произносят, обращаясь к Богу.

В некоторых молитвах Пречистая Дева именуется Кадилом благовонным. Само кадило олицетворяет образ Богородицы, которая вмещает внутри себя Христа, с ее помощью Христово благоухание вознеслось ко всему православному миру. Ритуал каждения обозначает силу, разгоняющую злых духов и воздающую славу Божию.

Древние кадильницы

Кадило в церкви в современном православии считается традиционным предметом, однако существовало оно не всегда. Вначале христиане использовали простые обряды, а использование благовоний считалось традицией церемоний у иудеев или язычников.

При иудейском богослужении каждение проходило только в Иерусалимском храме, когда при помощи специального золотого совка в большой каменный жертвенник в святилище насыпался ладан на горячие угли. В дни Ирода такой совок заменяли предметом, похожим на сковороду.

В языческом ритуале благовония воскурялись также в каменном жертвеннике, куда предварительно клали угли и зажигали огонь. Для совершения богослужений на кладбище использовали емкости из глины или бронзы с приделанной полой ручкой, через которую поступал воздух для раздувания углей.

В богатых домах в древности существовала традиция иметь курильницы, в которых горели ароматные благовония. Это были чаши из бронзы, стоящие на высоких ножках, форма которых была заимствована из Египта. Аналогичные курильницы присутствовали и в домах римской знати, где они подвешивались на цепочках и были переносными.

Кадило в христианской религии

Во времена Римской Империи христиане подвергались преследованиям за нежелание возжигать ладан перед портретом императора, потому что так они отрицали его божественность.

Уже во второй половине 5-го века христиане знали, что такое кадило, и проводили с ним торжественную церемонию, похожую на современный Крестный ход. Самые первые кадильницы представляли собой бронзовую чашу или невысокий цилиндр с ручками без крышки. Для богатых людей делались кадила из серебра и золота, напоминающие по форме архитектурные здания с окнами, предназначенными для прохода воздуха и слежения за огнем. Стационарные кадильницы были установлены около алтаря на постаменте. Кадильницы с цепочками стали появляться с 6 века, когда каждение в церкви стало важной частью ритуала богослужения.

В Древней Руси кадильницы с цепочками были распространены, начиная с 11-го в., о чем сохранились записи в уставах древних храмов и монастырей. С 15-го в. кадило стали делать в форме храма по ассоциации с образом Иерусалима. Чаще всего такие ювелирные изделия изготовляли в царских мастерских, а затем дарили монастырям и храмам. Они украшались золотом, камнями, эмалями и др.

Правила пользования кадилом

Каждение, т.е. проход священнослужителя с кадилом во время церковного богослужения, происходит всегда перед священными церковными предметами: иконами, самим храмом, а также перед другими служителями церкви и прихожанами.

Церковными правилами четко прописано, что кладут в кадило и в каких случаях его используют. Каждение бывает полным, при котором обходят все пространство храма, и малым, когда кадят только алтарь, иконостас и стоящих перед ними прихожан. В ответ на каждение по традиции православия прихожане должны поклониться.

Во время домашней молитвы издавна использовались кацеи, так называли ручные кадильницы, однако сейчас их применяют только беспоповцы.

Как разжигается кадильница

Священник в церкви проводит весь ритуал и знает, как разжигают кадило: внутрь его кладут небольшой кусок древесного горящего угля, сверху кладется ладан. В процессе сгорания выделяется фимиам, ароматическое вещество.

Ладан — древесная смола со специфическим ароматом, при ее сгорании образуется благовонный дым, называемый фимиамом. Еще в Ветхом Завете Яхве повелел народу Израилю приносить ему в дар благовонные ароматы и указал специальный их состав, состоящий из нескольких веществ, в число которых входит древесная смола «ливан», собираемая с деревьев в восточных странах.

Ладанное дерево растет в юго-западных регионах Аравии, на склонах гор. Смолу собирают из надрезов, сделанных на деревьях в конце зимы и начале весны. Вытекая, сок твердеет на воздухе, затем его в засохшем виде снимают. Благодаря этому государство стало центром заготовки этого продукта, который приобретается всеми храмами и церквями мира.

Виды церковных кадил

В современных христианских храмах используют кадила двух видов:

  • закрытая чаша на цепочках, которые крепятся к ручке, — предназначена для применения священниками в процессе проведения богослужения;
  • «келейная» или ручная кадильница, имеющая ручку сбоку.

По виду церемоний кадила бывают праздничные, будничные и требные. Требное кадило используется во время треб, богослужений по просьбе верующих, оно меньше по размеру и не имеет бубенчиков. Архиерейское кадило применяется в соборных церквях и украшено колокольчиками. Форма кадила символизирует образ храма, который венчает православный крест.

Современные кадильницы изготовляются из самых различных материалов: латуни, мельхиора, металла с чеканкой и позолотой. Такая может делаться вручную, с применением ювелирной позолоты, украшается эмалью, резными элементами, росписью и драгоценными камнями.

Самое большое в мире церковное кадило называется «Ботафумейро», что в переводе с испанского означает «испускающее дым». Находится оно в соборе Св. Иакова в г. весит около 80 кг, подвешивается канатами к потолку. В него помещается 40 кг углей и ладана. Чтобы начался процесс воскурения фимиама, его необходимо привести в движение и раскачать до скорости 60 км/ч, для чего нужна сила 8 людей.

В октябре 2017 г. премьер-министром России Д. Медведевым в целях усиления пожарной безопасности в церквях и храмах различных конфессий было подписано постановление о правилах пользования кадилом. В них оговаривается суточная норма горючих веществ, которые можно хранить в помещении церкви, и устанавливается расстояние между воспламеняющимися материалами и источником открытого огня (не менее 1,5 м). Предписывается правило установки разожженного кадила исключительно на негорючее основание.

Для людей, которые посещают религиозные богослужения в современной церкви, знания о том, что такое кадило, его символического значения и истории помогут разобраться в правилах и обрядах православия.

Вконтакте

Каждение совершается во время молитвы с апостольских времен.

Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан - душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым - фимиам.

shakko , CC BY-SA 3.0

Существуют церковные кадила (имеют цепочки, которыми присоединяются к ручке) и келейные, иначе домашние (с фиксированной ручкой на боку).

Перед началом каждения священник произносит молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Богослужебное каждение бывает полным , когда или священник с кадилом обходит весь храм, и малым , когда кадят , иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается перед священными предметами - иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться.

Каждение на Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя Presidential Press and Information Office , CC BY-SA 3.0

Старейший образец кадила на цепочках датируется 1405 годом. С XV века кадило приобретает формы храма и интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона.

Кацея

Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке. Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

Фотогалерея




Название

Кади́ло, кади́льница

NB Не следует путать с паникадилом.

В Ветхом и Новом Заветах

Кадило - изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ.

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

Каждение означало силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

Толковый типикон

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

Ботафумейро - самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И.С. Тургенев).
  • «Раздуть кадило» в переносном значении обозначает - развернуть какую-либо деятельность, развернуться.
Кад и́ ло – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.
Кадило и паникадило – это разные понятия!

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Паникадило – большая свечная люстра или канделябр в церкви.

Теперь вы не перепутаете кадило с , как это сделал русский классик: "Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле" (И.С. Тургенев).

Кадило церковное - необходимая утварь для каждого храма

Каждение – обряд, совершаемый во время православного богослужения и указывающий на благоухание Божественной благодати. Еще одно его значение – моления, приносимые верующими, поднимаются к Престолу Божию подобно дыму из кадильницы.

В храме каждение совершается священнослужителями, но покадить с молитвой свой дом имеют право и миряне.

Практикуется с древнейших времен: ладан воскурялся пред Богом в ветхозаветные времена; это благовоние принесли Младенцу Христу волхвы в знак Его Божеского достоинства. Каждение совершалось и на богослужениях первых христиан.

Существуют следующие виды приспособлений для каждения ладаном:
  • Кадило на цепях с бубенцами – храмовое. Состоит из двух соединенных полусфер, внутрь которых на специальный вкладыш кладется уголь, а на него – ладан . Священник или диакон ритмично помахивает кадилом , держа его за кольцо, прикрепленное к концам цепочек.
  • Кадило требное – выглядит так же, как храмовое, но имеет меньший размер и, как правило, не снабжено бубенчиками.
  • Кадильница ручная – кацея. Имеет форму ковша с длинной ручкой. Используется, в основном, вне богослужения. Кацеей могут пользоваться и миряне.
  • Насадка на лампаду – «паучок». Не требует использования угля для кадила : ладан нагревается от огонька лампадки. Применяется келейно.

Как купить кадило? Критерии выбора

«Куплю кадило» - такой заголовок часто встречается на форумах православных священнослужителей. Но на таких ресурсах, к сожалению, велик риск встретить недобросовестного производителя или даже нечистого на руку продавца. Удобнее и безопаснее купить в проверенном интернет-магазине!

Обычно батюшки руководствуются при выборе кадила следующими требованиями:

  • Надежность: важно, чтобы цепочки не порвались, вкладыш с ладаном не выпал, уголь не рассыпался. От этого зависит не только благолепие службы, но и пожарная безопасность!
  • Эстетика – как и любой другой предмет церковной утвари, кадило должно быть красивым.
  • Эргономика – хорошее кадило приятно держать в руке.
  • Звучание – тональность звона бубенцов имеет значение: он должен ласкать слух, а не раздражать!
  • Цена – мы живем на земле, и многим приходам необходимо купить кадило недорого .

В соответствии с этими требованиями для многих становится оптимальным решением купить церковное кадило из латуни , украшенное чеканными узорами. Блестящее белое никелированное кадило выглядит достаточно благородно.

Ну а храмы, имеющие такую возможность, украшают свое богослужение благозвучным звоном серебряных бубенчиков кадила, изготовленного из этого драгоценного металла.

Как бы то ни было, решая, где купить кадило , обратите внимание на торговые площадки с богатым выбором, на которых вы сможете оценить и сравнить максимальное число вариантов. Интернет-магазин – прекрасный выбор для тех, кто хочет купить кадило любой категории: старинное или сделанное в наши дни, простое или ювелирное. У нас представлена церковная утварь от отечественных и зарубежных производителей, так что вы сможете приобрести не только русское, но и греческое кадило .

Как правильно выбрать подставку для кадила

– важная принадлежность алтаря православного храма. Она представляет собой вертикальную металлическую стойку в форме шеста с крюком. Кадило на подставке не создает опасности пожара, даже если в нем находится раскаленный уголь .

Удобна многофункциональная подставка для кадила , вверху которой укреплен подсвечник либо емкость для ладана. Также к ней могут крепиться диаконские свечи в выносных подсвечниках.

Каковы же требования к данному предмету храмового интерьера?

  • надежность и безопасность: в первую очередь, подставка для кадила должна быть устойчивой;
  • легкость: вероятно, ее придется выносить из алтаря, особенно если подставка «по совместительству» служит подсвечником;
  • долговечность – достигается благодаря высокому качеству металла и покрытия;
  • эстетичность, соответствие прочим предметам утвари храма.
На портале вы приобретете качественные подставки для кадила от лучших мастерских, создающих церковную утварь . Помимо этого, у нас представлены все виды изделий, необходимых в алтаре и церковной ризнице. Вам нужно просто добавить товар в “корзину” и оформить заказ. У нас также работает удобная система доставки во все регионы России и мира.