Жизнь царицы тамары. Святая царица тамара великая


Мало о ком слагали столько легенд и сказаний в грузинской истории, как о царице Тамаре. Она живет в народной памяти, лучшие поэты воспевали в одах ее мудрость, благочестие и красоту. Живописуя стройный стан, темные очи, величественный взгляд и приятность речей. Ей посвятил свою бессмертную поэму «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.

Биография Царицы Тамары

Время ее царствования по праву считается веком процветания Грузии. Тамара была дочерью царя Георгия III Багратиона и Бурдухан дочери осетинского царя Худана.

Из летописей известно, что когда Георгий III — внук Давида IV Строителя начал царствовать, первый ребенок — девочка родился через несколько лет. Это была Тамара.

В 1184 г., когда умер ее отец, Тамаре было 18 лет. Важную роль в воспитании и обучении будущей царицы сыграла ее тетка, сестра отца царица Русудан. Она была невесткой верховного султана сельджукского рода Санджара, но когда овдовела, то вернулась в Грузию, где играла значительную роль в политике государства.

Среди духовенства, сановников и вельмож не существовало единодушия по вопросу воцарения Тамары. Женщина во главе государства? Царь Георгий это предвидел и еще при его жизни в 1179 г., Тамара была коронована в Гелатском монастыре как соправительница отца. Ей было всего 12 лет. Именно с этого времени она была в курсе государственных дел, забот и проблем.

Ситуация с престолонаследием была непростой. Она сложилась как следствие спорных решений Давида IV Строителя. Георгий III был младшим сыном Деметре I. На момент его вступления на престол сын старшего брата Георгия — Давида V — царевич Деметре был еще несовершеннолетним.

В 1177 г. Деметре поднял восстание, чтобы овладеть престолом. К нему примкнули военные отряды из некоторых регионов Грузии. Армия восставших насчитывала около 30 тысяч воинов, но в их рядах единодушия не было, и Георгий III расправился с мятежниками. Царевич Деметре, как и многие его ближайшие сторонники, был казнен.

После подавления восстания Георгий окружил себя преданными людьми, но тем не менее на момент воцарения Тамары обстановка внутри страны, как и внешнеполитическая ситуация, была неспокойной. Целостности и независимости объединенного царства угрожали турецкие султаны и эмиры, ведущие захватнические войны на Ближнем Востоке и прилегающих территориях.

Существовала и потенциальная угроза со стороны королей Запада. Именно поэтому так важны были объединение земель и поиск надежных союзников. Тбилисский царский двор располагал хорошо вооруженным войском, и это создавало условия для построения отношений феодальной зависимости с менее сильными и не столь крупными княжествами и царствами.

Не менее важна была и поддержка Церкви. Устранение ересей и прекращение церковных неурядиц царица Тамара считала делом государственным. Она вернула картлийского католикоса, который, сложив с себя сан, бежал в Иерусалим и созвала Собор для устроения дел Церкви, искоренения злоупотреблений и смещения с должностей нерадивых пастырей.

На Собор прибыли епископы, богословы, пустынники и монахи. И вот, когда Собор подходил к концу и некоторый порядок был установлен, а в делах духовных достигнуто определенное согласие, пришла делегация спалсаларов (военачальники) и эриставов и потребовала найти для царицы супруга.

О замужествах царицы Тамары

Выбрать партию из представителей знатных родов не представлялось возможным, так как это вызвало бы распри при дворе и во всем царстве. Через купцов прознали, что есть хорошая партия из венценосцев в русских землях. Вскоре к Тамаре прибыл жених.

Князь Юрий, сын суздальского князя Андрея Боголюбского рано осиротел, родной дядя отнял у него престол и изгнал из страны, пришлось Юрию бежать к кипчакам. Поскольку был он родовитый, доблестный и с виду приятный решено было сделать его мужем царицы Тамары.

Бытописатели упоминают, что Тамара просила повременить, говоря, что надо бы посмотреть, что это за человек, и какого он нрава, но советники, обеспокоенные отсутствием у царицы детей и будущим царского дома, торопили со свадьбой. А вскоре после того как завершились пышные свадебные торжества, Юрий стал проявлять свои «скифские» нравы. Характер супруга становился все более буйным, а поступки просто бесчеловечными. В беспробудном пьянстве он снисходил до самых низменных грехов.

Тамара терпела и прощала супруга два года, но ни ее уговоры, ни увещевания монахов не дали результатов, и она была вынуждена требовать расторжения брака. Юрия отослали в Константинополь, однако, вскоре собрал войско и двинулся на Грузию возвращать себе трон. Занял Кутаиси и был коронован своими приверженцами, но его войско было полностью разгромлено. О его судьбе, после битвы, достоверных сведений не сохранилось.

Брак Тамары с князем Юрием остался бездетным, и, уступив настояниям приближенных, она в 1188 г. обвенчалась с Давидом Сосланом — царевичем из династии осетинских Багратионов. В середине XI столетия сын Деметре, Давид, нашел убежище в Осетии и стал родоначальником осетинских Багратионов.

На сей раз никакие неожиданности в характере супруга царицу не подстерегали: Давид воспитывался во дворце тетки Тамары — царицы Русудан, а Тамара знала его с детства. Он стал доблестным полководцем, не раз отправлялся сражаться и одерживал громкие победы над неприятелем.

Современники считали, что этот брак был счастливым, усматривая доказательством тому многочисленные военные победы и рассредоточение внутренних и внешних врагов. Единственное, что печалило царицу, было отсутствие детей. Но и эта печаль, спустя три года, сменилась радостью: в 1191 г. Тамара родила сына, которого в честь деда назвали Георгием. А, спустя год, на свет появилась и дочь — ей дали имя Русудан.

За что полюбили царицу Тамару?

Присоединяя новые земли, укрепляя царство и противостоя внешней угрозе, Тамара продолжала дело своего отца Георгия III и прадеда Давида IV Строителя. Когда в 1195 г. на Грузию двинулись полчища под предводительством атабека Азербайджана Абу Бакра (1191-1210) из династии Ильдегизидов, царица повелела собирать свои войска, в монастырях неустанно молиться, а нищим щедро раздавать милостыню.

Летописец передает нам слова царицы, с которыми она обратилась к храбрым витязям перед решающей битвой. Благословив воинов, Тамара посетила храм Богородицы в Мцхете и пала ниц перед иконой, слезно молясь о ниспослании победы.

В битве при Шамхоре 1 июня 1195 г. войско разгромило противника и с военными трофеями, многими пленными и гружеными богатой добычей верблюдами двинулось к столице. Царица торжественно выехала навстречу.

В дар ей принесли добычу: драгоценные камни, жемчуга, оружие и доспехи, шлемы, кольчуги, искусно сделанные и богато украшенные, златотканые одежды и сосуды с благовониями. Были среди трофеев и захваченные вражеские знамена. Главный трофей — знамя халифа — Тамара, следуя семейной традиции, принесла в дар Хахульской иконе Божией Матери в Гелатском монастыре.

Когда позволяли государственные заботы, царица любила выезжать с придворными и домочадцами на охоту. Охотились на берегах Иори и на берегах Куры. Для отдыха раскидывали шатры и проводили время, услаждая слух музыкой, песнями и стихами. Еще одна славная победа была одержана грузинской армией под предводительством Давида Сослана в битве при Басиани 27 июля 1202 г. над войсками султана Рукнаддина.

Царская сокровищница вновь пополнилась изделиями из золота, драгоценными каменьями, жемчугами, парчой и изысканными тканями. У летописца можно найти упоминание о том, что теперь при царском дворе не в чести стала утварь из серебра, а использовались блюда, кубки и прочие предметы из хрусталя, украшенного драгоценными камнями, и из золота.

Многие из этих ценных предметов Тамара жертвовала для украшения церквей и обителей. Следуя традициям своих предков, царица освободила церкви от податей и оброков. Она основывала храмы и монастыри не только в Грузии, но также и в Иерусалиме, и в Палестине, много помогала Церкви в Константинополе, заботилась о сиротах, вдовах, больных и немощных.

Самым известным объектом, связанным с именем царицы Тамары, является город-монастырь Вардзия .

Скончалась она около 2013 года от болезни в крепости Агары (ныне Коджорская крепость) в горах, неподалеку от Тбилиси, где была летняя царская резиденция. Место ее захоронения неизвестно.

Популярность царицы Тамары была чрезвычайно велика как при ее жизни, так и впоследствии. Ей приписывали все хорошее, даже то, к чему она не имела прямого отношения.

Горечь поражения придется познать ее детям, когда внутренние распри обострятся, а на страну нападут беспощадные монголы.

Образ царицы запечатлен во фресках Гелатского монастыря, Вардзии и Бетании .

Царица Тамара была канонизирована Грузинской и Русской православными церквами за свои деяния по христианизации северокавказских горцев, богоугодные деяния и истинно христианскую жизнь.

В Сванетии в народной традиции ее почитают как целительницу и молятся ей об избавлении от недугов. День ее памяти отмечается дважды: 14 мая и в третий воскресный день после Пасхи, посвященный женам-мироносицам. В 1892 г. в честь царицы был назван открытый австрийским ученым астероид.

Про Св. Нино − еще одну легендарную личность.

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты. На самом деле Тамара – единственная в истории мира женщина, имевшая титул царя. Именно царем («мэпэ » – «царь», грузинский язык) называли ее современники.

И в жизни, и в смерти Тамары спрятано много тайн и загадок. До сих пор не установлены точные даты ее рождения и смерти. Неизвестно и место, где покоится тело знаменитой царицы-царя. Кто же она такая, Тамара – царица Грузии ?

У Георгия, грузинского царя, Тамара была единственной дочерью. Правивший в сложное время войн и внутренних раздоров, Георгий принял шокирующее для того времени решение – он короновал дочь еще находясь в полном здравии. Мотивом такого странного поступка послужило стремление Георгия избежать распрей и борьбы за трон в случае своей внезапной смерти. Тамара получила корону в четырнадцать лет .

Царица Тамара - воительница и покровительница

Однако мысль о том, что после смерти царя Георгия Грузией будет управлять женщина, не давала покоя высшей грузинской знати. На собрании высших лиц государства было решено срочно выдать царицу замуж. В качестве претендента на сердце Тамары и на трон Грузии был выбран внук Юрия Долгорукого , русский князь Юрий. Это был человек с вздорным характером и дурными манерами. Царица противилась браку изо-всех сил, но… Решение собрания знати было по-грузински твердым. К счастью для Тамары, брак оказался недолгим: Юрий оказался дебоширом, пьяницей и развратником – царица потребовала развод. После истории коронации Тамары это требование стало вторым, из ряда вон выходящим, событием в жизни высшего общества Грузии XII века. Несмотря на многочисленные препятствия, желание царицы было удовлетворено. После развода муж и жена стали кровными врагами – Юрий даже предпринял попытку отнять у Тамары грузинский трон и совершил военный поход на Грузию. В первом же сражении он был позорно разгромлен своими бывшими подданными.

Вторым мужем царицы Тамары стал мужчина, которого девушка выбрала сама. Это был друг ее детства, царевич Давид. Вместе супруги прожили счастливую жизнь. Правда, несмотря на недовольство знати, страной управляла все-таки грузинская царица Тамара , а не ее новый муж.

Период правления Тамары в Грузии называют Золотым веком. Царица сумела обеспечить политическое господство грузинской державы в Малой Азии. Несмотря на то, что территориально Грузия не была супердержавой, все ее внешние враги были разгромлены, а границы – расширены. Тамара отменила смертную казнь – в годы ее правления официально не был умерщвлен ни один человек.

Царица Тамара оказалась не только искусной воительницей . Она проявляла заботу и о духовной жизни своего народа. Женщины была щедрым меценатом, поддерживая художников, поэтов и писателей. С именем грузинской царицы Тамары связано имя известного поэта Шота Руставели . Свое знаменитое произведение, являющееся шедевром грузинской литературы – «Витязь в тигровой шкуре» – он посвятил царице. О любви поэта к Тамаре ходит много легенд и преданий, но сегодня мы можем только догадываться, было ли у женщины ответное чувство к Руставели – летописи об этом умалчивают.

Царица Тамара принадлежала к лагерю православных христиан. Она приложила немало усилий, распространяя свою веру по территории Грузии. Православная церковь причислила Тамару к Святым. Святая Тамара – покровительница больных и немощных, целительница тяжелых болезней.

Управляя государством, Тамара участвовала во всех его делах. О себе она говорила: «Я отец всех нищих и судия всех вдов ». Царица легко общалась с бедными людьми, всегда выслушивала их просьбы и, по возможности, никому не отказывала в помощи. Сама вела скромный и простой образ жизни. Современники называли ее «сосудом мудрости, лучезарным, но скромным солнцем, чарующей, но смиреной красотой ». Официально носившая титул царя, она была широко известна не только в окружавших Грузию странах, но и далеко за их пределами. Даже правивший позднее Иван Грозный, отзываясь о Тамаре, называл ее «мужеумной царицей грузинской ».

Турецкий султан Нукардин пожелал заполучить умную грузинку в свой гарем. Он потребовал, чтобы Тамара приняла ислам и вышла за него замуж. Оскорбившаяся царица ответила дерзким и возмущенным письмом, после которого Нукардин собрал войско и отправился с войной на Грузию. Тамара лично возглавила грузинские войска и в пух и прах разбила несостоявшегося «жениха».

Согласно одному из преданий, султан, не сумевший завладеть Тамарой при жизни, поклялся заполучить ее после смерти… Сегодня есть все основания полагать, что турок выполнил свое обещание: в названном в официальных документах месте погребения Тамары (в городе Гелати ) ее тело отсутствует. Нет его и в указанной в ватиканских источниках Палестины. Где же находятся останки царицы?

Об этом сегодня неизвестно. Говорят, что предчувствуя близкую кончину, царица Тамара приказала изготовить семь одинаковых гробов. В одном из них ей предстояло отправиться в царство мертвых… Гробы выдали людям из личной охраны – каждый закопал свою ношу в месте, известном только ему одному. Со смертью охранников умерла и информация о месте покоя царицы Тамары. А со смертью Тамары в Грузии закончился Золотой век – уже спустя десятилетия страна потеряла свои позиции в Малой Азии, и вскоре оказалась растерзанной многочисленными армиями турок, персов и монголо-татар.

Память о царице Тамаре живет в сердце каждого грузина и поныне. Великая женщина – самая почитаемая грузинская святая и самая чистая героиня народного эпоса.

(1184-1213 гг.), гру-зин-ская ца-ри-ца, бы-ла до-че-рью Ге-ор-гия III от кра-са-ви-цы Бур-ду-хан. При ее ма-те-ри хри-сти-ан-ство уже рас-про-стра-ни-лось в раз-ных ча-стях Гру-зии. Та-ма-ра оста-ви-ла о се-бе доб-рую па-мять в на-ро-де. Неко-то-рые пле-ме-на Гру-зии по-чи-та-ют Та-ма-ру как це-ли-тель-ни-цу неду-гов.

Гру-зин-ские ска-за-ния про-слав-ля-ют ее кро-тость, ми-ро-лю-бие, муд-рость, ре-ли-ги-оз-ность и кра-со-ту. Из-вест-но еще, что свя-тая Та-ма-ра за-бо-ти-лась о бед-ном на-ро-де, о вдо-вах, си-ро-тах и со-дей-ство-ва-ла ду-хов-но-му раз-ви-тию Гру-зии. Кро-ме то-го, она по-кро-ви-тель-ство-ва-ла по-этам, пи-са-те-лям, по-стро-и-ла мно-го хра-мов, а так-же рос-кош-ный Вард-зий-ский дво-рец. Цер-ковь за за-бо-ты и щед-рые да-ры при-чис-ли-ла Та-ма-ру к ли-ку свя-тых.

Свя-тая Та-ма-ра со-зва-ла цер-ков-ный со-бор, ко-то-рый устра-нил неуря-ди-цы в цер-ков-ной жиз-ни и сме-стил недо-стой-ных иерар-хов. Успеш-на бы-ла и ее го-судар-ствен-ная де-я-тель-ность, бла-го-да-ря ко-то-рой Гру-зин-ское цар-ство уве-ли-чи-лось и окреп-ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя-тая Та-ма-ра про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да Баг-ра-ти-о-нов, по пре-да-нию вос-хо-див-ше-му к са-мо-му ца-рю Да-ви-ду. Ее отец Ге-ор-гий в 1178 го-ду про-воз-гла-сил свою дочь ца-ри-цей. Через 7 лет он скон-чал-ся. С это-го мо-мен-та на-ча-лось прав-ле-ние свя-той.

Ко-гда свя-тая Та-ма-ра взо-шла на пре-стол, то ска-за-ла: «Я - отец си-рот и мать вдо-виц». Эта фра-за опре-де-ли-ла все ее прав-ле-ние.

Ав-тор био-гра-фии Та-ма-ры оста-вил та-кое опи-са-ние юной ца-ри-цы: «Пра-виль-но сло-жен-ное те-ло, тем-ный цвет глаз и ро-зо-вая окрас-ка бе-лых ла-нит; за-стен-чи-вый взгляд, <…> при-ят-ный язык, ве-се-лая и чуж-дая вся-кой раз-вяз-но-сти, услаж-да-ю-щая слух речь, чуж-дый вся-кой по-роч-но-сти раз-го-вор».

Ца-ри-ца на-ча-ла свое прав-ле-ние с кад-ро-вых пе-ре-ста-но-вок. Она сме-сти-ла зло-упо-треб-ляв-ших вла-стью пра-ви-те-лей и во-е-на-чаль-ни-ков, на-зна-чив вме-сто них дру-гих. Она осво-бо-ди-ла Цер-ковь от на-ло-го-об-ло-же-ния, об-лег-чи-ла участь кре-стьян.

В 1185 го-ду пат-ри-арх пред-ло-жил пра-ви-тель-ни-це вый-ти за-муж. Для это-го на Русь от-пра-ви-ли по-соль-ство. Вско-ре оно вер-ну-лось вме-сте с Ге-ор-ги-ем, сы-ном кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го. Та-ма-ра уве-ря-ла свое окру-же-ние, что со свадь-бой на-до бы повре-ме-нить. Ведь нуж-но еще по-нять, что это за че-ло-век. Но при-двор-ные на-сто-я-ли на сво-ем. К несча-стью, опа-се-ния муд-рой ца-ри-цы оправ-да-лись. Ге-ор-гий ока-зал-ся нерав-но-душ-ным к спирт-но-му, со-вер-шая «мно-го непри-лич-ных дел». Два с по-ло-ви-ной го-да Та-ма-ра тер-пе-ла его гру-бое об-ра-ще-ние, вся-че-ски пы-та-ясь об-ра-зу-мить му-жа. Все бы-ло тщет-но. Ей при-шлось рас-стать-ся со сво-им су-пру-гом.

Дол-гое вре-мя свя-тая ду-ма-ла оста-вать-ся вдо-вой при жи-вом му-же, но ра-ди на-след-ни-ка со-гла-си-лась по-втор-но вый-ти за-муж - за осе-тин-ско-го ца-ре-ви-ча Да-ви-да. Этот брак ока-зал-ся счаст-ли-вым, и вско-ре Гру-зия уви-де-ла сво-е-го бу-ду-ще-го пра-ви-те-ля.

В пе-ри-од цар-ство-ва-ния свя-той Та-ма-ры стра-на до-стиг-ла пи-ка сво-ей сла-вы и мо-гу-ще-ства. Ца-ри-ца бы-ла спра-вед-ли-вым су-дьей. Ее тру-до-лю-бие, го-судар-ствен-ный та-лант, хри-сти-ан-ское со-стра-да-ние пред-опре-де-ли-ли «Зо-ло-тую эпо-ху» Гру-зии.

Она успеш-но оста-но-ви-ла на-ше-ствие ха-ли-фа Абу-Ба-к-ра, ко-то-рый, со-брав огром-ное вой-ско из Ин-дии, на-де-ял-ся по-жи-вить-ся бо-гат-ства-ми Гру-зии. Та же участь по-стиг-ла и дру-го-го за-хват-чи-ка - сул-та-на Рукн-ад-Ди-на.

Сра-зу по-сле вос-ше-ствия на пре-стол Та-ма-ра уде-ли-ла при-сталь-ное вни-ма-ние ор-га-ни-за-ции еди-но-го бо-го-слу-жеб-но-го уста-ва и цер-ков-но-го ка-но-на. Она при-зы-ва-ла всех бо-го-слов-ски об-ра-зо-ван-ных лю-дей, зна-то-ков За-ко-на Бо-жье-го, епи-ско-пов и свя-щен-ни-ков при-е-хать в го-род Карт-ли. Здесь вско-ре про-шел об-щий Со-бор, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ла и са-ма ца-ри-ца.

Пе-ред смер-тью ца-ри-ца Та-ма-ра успе-ла за-кон-чить все необ-хо-ди-мые го-судар-ствен-ные де-ла и рас-по-ря-дить-ся по ос-нов-ным цер-ков-ным и мо-на-стыр-ским во-про-сам. Неожи-дан-но ее на-стиг-ла неиз-вест-ная бо-лезнь. Вра-чи ока-за-лись бес-силь-ны. Вся стра-на вы-ма-ли-ва-ла свою ца-ри-цу, од-на-ко 18 ян-ва-ря 1213 го-да ве-ли-кая пра-ви-тель-ни-ца мир-но скон-ча-лась.

О точ-ном ме-сте за-хо-ро-не-нии свя-той Та-ма-ры до сих пор ве-дут-ся спо-ры сре-ди ис-то-ри-ков и ар-хео-ло-гов.

При-ме-ча-ние

Та-ма-ра - рус-ское про-из-вод-ное имя от биб-лей-ско-го «Фа-марь». Пе-ре-во-дит-ся как «фини-ко-вая паль-ма».

Молитвы

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отгна́ла еси́/ и, в черто́зе ца́рском пребыва́ющи,/ а́нгельское житие́ препровожда́ла еси́,/ цари́це Тама́ро блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Желая небесной сладости, ты отогнала далеко от себя низменные, наслаждения и, пребывая в чертоге царском, проводила ангельскую жизнь, царица Тамара , моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в них моле́ния возсыла́ют ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, свята́я вели́кая благове́рная цари́це Тама́ро! Мы́, гре́шнии (имяре́к) и смире́ннии, я́ко к те́плой защи́тнице и ско́рой помо́щнице усе́рдно прибега́ем, прося́ще по́мощи и заступле́ния в бе́здне бе́д погружа́емых, и́же на вся́к де́нь и ча́с на́м от челове́к лука́вых приключа́ющихся, и разли́чными боле́зньми одержи́мых, да твои́м заступле́нием, ко́ль вели́кое дерзнове́ние к Бо́гу име́еши, помоли́сь о на́с в печа́лех, ну́ждах и напа́стех су́щих, и заступи́ на́с от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, на́глых нападе́ний и льсти́вых подступов, да не бу́дем и́м в поруга́ние и посмея́ние, и твое́ю кре́пкою по́мощию и́х от на́с отгони́, я́коже отгна́ла от страны́ И́верстей и ве́рную любо́вь к Бо́гу в сердца́х на́ших утверди́ и досто́йну соде́лай.
Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности переселе́ние, ско́ро в по́мощь на́м предста́ни, и от наси́лий вра́жиих свободи́, я́ко име́еши жи́знь ве́чную, и приведи́ сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию, да и мы́ нескве́рными усты́ и чи́стой со́вестию предста́нем Пресвяте́й Тро́ице, прославля́я и воспева́я Ю́, со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой благоверной царице Тамаре

Кондак 1

Избранной от древней династии царей Багратидов, пречудное Грузинской страны украшение и победительнице ислама, и широкому распространению христианския веры насадительнице, храмов, крепостей и монастырей, и Слова Божия проповеднице,
Радуйся святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Икос 1

Вся красная мира пренебрегосте и деда своего царя Давида III последовательнице вере христианстей и ее возобновительнице по всей стране Грузинстей святая великая Тамара, воспоминая таковую крепкую и сильную веру твою, приносим тебе сие пение:
Радуйся, вся земная благая и красная мира презревшая. Радуйся, Христа от юности всем сердцем и всею душею возлюбившая. Радуйся, царя Давида III последовательнице веры христианстей. Радуйся, и со отцем Георгием III соправительнице. Радуйся, и множество людей Сванетского края в христианстве просветившая. Радуйся, и храмы Господни в Сванетии устроившая.

Кондак 2

Видя Всевышний Господь о твоей ревности к вере христианстей, послав помощь тебе победить веру мусульманскую Римскаго султаната Руки-эд-Дина, чесому мы удивляющеся, благодарственно Богу, тако устроившему, поем: Аллилуия.

Икос 2

Разум Богоприятен святая Тамара всехвальная, тебе самой и прочим душеполезен стяжати усердствуя, днем и нощию от милостиваго Бога прилежно просила о победе над исламской верой, темже человеколюбивый Бог вняв твоему молению, дав победу, чесо ради вопием тебе таковая:
Радуйся, благоверная Тамара, по твоему желанию, Божию же изволению, благополучно победу достигшая. Радуйся, многая духовная благая и душеполезныя сокровища от Бога стяжавшая. Радуйся, многие храмы в стране Иверстей построившая. Радуйся, многих христиан своим любомудрием укрепившая. Радуйся, границы страны своей расширительнице. Радуйся, строительство каналов, дорог, сетей, водопроводов устроительнице. Радуйся, и иноческих монастырей великая устроительнице. Радуйся, и памятников зодчества, живописи, литературы и науки насадительнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 3

Сила Вышняго вселившеся в чистое твое сердце, благоверная царице Тамара, любовию разжже, и в исторической битве близ Басиани победи. И в стране своей за мудрое твое правление всенародную любовь снискавши, темже зряще таковое твое усердие, воспеваем Всевышнему Богу: Аллилуия

Икос 3

Имея великое желание возобновить по всей Иверии веру христианскую испросила силы у Господа Бога святая царице и нас припадающих к тебе укрепи своею верою, желающим усердно пети и воспевати имя твое:
Радуйся, услышанная Всевышним в молитве своей. Радуйся, от Господа силу возымевшая. Радуйся, служение Богу и Божией Матери, паче всего вседушно возлюбившая. Радуйся, всем старым и юным образ смирения представившая. Радуйся, всеми добродетельми паче сверсник своих хвалимая и почитаемая. Радуйся, время царствования своего веком золотым наименовавшая. Радуйся, во всем мире, славу имевшая, воспеваемая и прославляемая. Радуйся, и царствование свое ни во что же вменившая. Радуйся, светлыми ризами от Бога украшенная. Радуйся, и дары чудотворений имеющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 4

От богомерзких волнений непреодоленна еси, благоверная Тамара, желая непрестанно работати Господеви, на большия простираяся труды, покинув царственный престол, провела в пещерном монастыре Вардзил, воспевая Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав, благоверная Тамара, о скоротечном житии нашем, иноческий образ возложила на себя, о чесом и мы помышляюще, тако взываем к тебе:
Радуйся, и царствование свое спасению души вменившая. Радуйся, и иноческаго жития последовательнице. Радуйся, в пещерном монастыре Вардзил, церковь себе устроившая. Радуйся, келию, посредством оконца с храмом имевшая. Радуйся, из оконца в храм молитвы во время Богослужений возносившая. Радуйся, мирския бури, волнения и мятежи в тишину мудре прелагающая. Радуйся, всех любезно в спасительное пристанище наставляющая. Радуйся, свирипеющая врагов шатания мудре усмиряющая. Радуйся, под свой покров и матернее защищение приемлющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 5

Богоявленная звезда в стране Иверстей, лучами своей святыни многих просвещающая, и на путь Боговедения наставляющая, сие Божие изволение добре зряще, поем благодарно Всемилостивому Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше многие, Богоугодное житие твое, сердца сокрушают воспоминающи: «Грядущего ко Мне не изжену вон», тем же венчаем тебя песнопением:
Радуйся, царице, высоким благочестием отличившаяся. Радуйся, продолжительницей всех начинаний царя Георгия являющаяся. Радуйся, широкому распространению веры, искусства и духовной культуры по всей стране способствующая. Радуйся, войсками Иверскими успешно к победе управляющая. Радуйся, семь мусульманских вер победившая. Радуйся, своими победами всех христиан ободряющая. Радуйся, всех своих последователей, делом и усердною молитвою к Богу, укрепляющая. Радуйся, одолеваемых от сопротивных, внезапным пособием утверждающая. Радуйся, всех христиан бодренным оком назирающая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианской веры воительнице.

Кондак 6

Проповедуем и везде похваляем имя твое, святая благоверная царице, к концу жизни земной нестяжательное в пещере затворенной продолжаемое, терпению твоему, тела умерщвлению удивляяся, Богу воздая хваление песнею: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в Иверской церковной области, благоверная великая Тамара, заключив себя в пещере, так же и окрестные страны озаривше и просветивше, и сердца многих к добродеянию сотвористе, о сем благо даряще Бога, приносим тебе наше пение:
Радуйся, еще царицею мудрое правление страной имеющая. Радуйся, и в келии от Бога благодать стяжающая. Радуйся, вразумительнице в суете жительствующих. Радуйся, управление добре жити начинающих. Радуйся, укрепление изнемогающих и унынием колеблемых. Радуйся, всех в трудолюбии утверждение. Радуйся, великая Иверии устроительнице. Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице. Радуйся, всех благочестно и богоугодно жити хотящих мудрая наставнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 7

Хотя всезлобный враг доброму твоему начинанию сотворити препятствие, посылая в 1204 году правителя Римскаго султаната с требованием отказа Иверии от христианства и принятия ислама, ты, благая царице Тамара отвергла это требование, и в битве близ Бассиани победив хитрость и коварство врага, о чем возрадовашеся, благодарно воспеваем Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый труд и новый подвиг в пещерном житии восприяла себе, святая благоверная Тамара, в устроенном тобой молитвенном храме Вардзил усерднейшее Христу Богу служение и мы умными очима взирающе, непрестанно взываем к тебе:
Радуйся, коварнаго врага христианского победившая. Радуйся, и пещернаго иноческаго пребывания достигшая. Радуйся, обителей монашеских хранительнице. Радуйся, 365 пещер и храм Вардзил построившая. Радуйся, много легенд о вечной жизни твоей снискавшая. Радуйся, заповедей Божиих верная исполнительнице. Радуйся, в иноческих трудах непринужденная подвижнице. Радуйся, теплая о нас молитвеннице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 8

Странное и скорбное житие, единому Богу работающее, сего ради и мы Богу, тако тебе научившему и вразумившему присно поем: Аллилуия.

Икос 8

Все твое попечение, благоверная царице Тамара, всезлобному рода христианскаго врагу сопротивляющеся, и гордую его главу попирасте, общаго Творца прослависте. Тем же и Слава Божия возсия из келии твоей и озари все концы земли, чесо ради таковое похвальное воздаем тебе пение:
Радуйся, Единому Богу работающая. Радуйся, вражия гордыни крепко смиряющая. Радуйся, глубоким смирением и кротостию украшенная. Радуйся, Мудростию от Бога обдарованная. Радуйся, в непрестанной молитве последние годы жизни проведшая. Радуйся, и жизнь земную мирно скончавшая. Радуйся, к лику святых благоверных чинов сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 9

Всякий человеческий ум взирая на убогое и смиренное житие твое, оставившей царский трон и все земные почести, воздаяние велие, Всевышнему Богу благодарение, прославляя Его благостыню, да многих от душегубительныя стези изведше и на путь спасения настависте, научающе пети Создателю и Промыслителю: Аллилуия.

Икос 9

Все в мире сем поправ, и возненавидев аки неполезное смитие, и наши души тому научаеши, святая благоверная Тамара, за таковое твое благоучение приими наше присное почитание:
Радуйся, мира и всех его сластей, красот и прелестей доблестная презрительнице. Радуйся, кротости и воздержания рачительнице. Радуйся, безмолвием и от мира устранением себя спасающая. Радуйся, мягких и светлых одеяний на себя не возлагающая. Радуйся, вместо избранной пищи, постом многодневным и тела умервщлением возсиявшая. Радуйся, вместо царского сладкого пития, сердечными слезами себя напаявавшая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 10

Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ожидаяй, Премилосердный Бог яви тебя стране Иверской, яко поспешницу правоверия, возбуждая и нас чистым серцем тебе и Богу воспевати: Аллилуия.

Икос 10

Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, святая благоверная Тамара, руку помощи всем усердно к тебе притекающим подающая, и за таковое твое благодетельсто благодарственное воздаем тебе пение:
Радуйся, бедствующим скорая помощнице. Радуйся, алчущих милостивая кормительнице. Радуйся, одежды и крова лишенных - покров и убежище. Радуйся, болезньми отягченных - мудрая уврачевательнице. Радуйся, всех напастей и скорбей скорая прогонительнице. Радуйся, с верою к тебе притекающих теплая защитнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 11

Пение приносим тебе, святая великая благоверная Тамара, к прославлению подвигов и трудов твоих, мы же зряще Божие произволение, приносим тебе малое сие наше моление от всяких грех и скверн твоими молитвами очисти, да на всяк день и час чистым сердцем поем Богу: Аллилуия.

Икос 11

Божия благодати исполненная и от страны Иверской прославленная святая великая благоверная царице, моли Бога о нас грешных верно с любовию тебе прославляющих:
Радуйся, всех добродетелей исполнительнице. Радуйся, прекрасное и пречудное Духа Святаго жилище. Радуйся, всех Богоугодных дел преудобренное вместилище. Радуйся, Творцу и Богу во временном житии добре угодившая. Радуйся, и при жизни славу всенародную имевшая. Радуйся, и к исходу от сея временныя и многотрудныя твоея жизни, прекрасно себя уготовившая. Радуйся, и в небесное жилище вшедшая, и к лику святых сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 12

Благодать юже даде Всещедрый Бог, от своих дароваше тебе сокровищ, за доблестное трудолюбие и подвиги, яко и Богу приятни и любезни явистеся, и себе в небесных селениях нескончаемое приобрящше воздаяние, непрестанно поюще Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твою победу над мусульманской коалицией и безмолвное житейское попечение, похваляем многоболезненные труды и подвиги, почитаем всенощные бдения и молитвы воспевая:
Радуйся, в небесней славе Ангелом уподобившаяся. Радуйся, к лику благоверных сопричтенная. Радуйся, со всеми святыми добре Богу угодившими участие и наследие обретшая. Радуйся, пресладким и блаженным Пресвятыя Троицы лицезрением выну насыщяющаяся. Радуйся, неизреченных благ праведным от века уготованных наследие, праведно удостоившая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 13

О, святая великая благоверная Тамара! Приими сие наше моление, нами, недостойными, от любве приносимое. От всех вражиих наветов и нападений неврежденно соблюди и в долгоденствии нас с верою и любовию к тебе притекающих, от всяких бед, скорбей и напастей избави, да благодарно поем о тебе Богу и Спасителю нашему: Аллилуия.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й, кондак 1-й.)

Молитва первая

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, святая царице Тамара!
Не забуди нас, но поминай во святых Твоих молитвах раба Божия (имярек), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными от века угодившими Христу Господу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечные веки веков. Аминь.

О том, что была такая царица Тамара, знают все. Редко кто в школе не читал романтическое стихотворение Лермонтова о том, как в «глубокой теснине Дарьяла, где роется Терек во мгле», в старинной башне жила царица Тамара, которая заманивала путников на ложе любви, а наутро приказывала их убить. В знаменитой книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» сошедшему с ума отцу Федору, сидящему на скале возле Военной Грузинской дороги, в видении также является легендарная царица Тамара, предлагающая зайти в гости, чтобы перекинуться в картишки. Эти, казалось бы, весьма далекие от истины упоминания о Тамаре свидетельствуют не о недостатке уважения к памяти великой женщины, а скорее, об огромной популярности жившей восемь веков назад правительницы.

О том, что была такая царица Тамара, знают все. Редко кто в школе не читал романтическое стихотворение Лермонтова о том, как в «глубокой теснине Дарьяла, где роется Терек во мгле», в старинной башне жила царица Тамара, которая заманивала путников на ложе любви, а наутро приказывала их убить. В знаменитой книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» сошедшему с ума отцу Федору, сидящему на скале возле Военной Грузинской дороги, в видении также является легендарная царица Тамара, предлагающая зайти в гости, чтобы перекинуться в картишки. Эти, казалось бы, весьма далекие от истины упоминания о Тамаре свидетельствуют не о недостатке уважения к памяти великой женщины, а скорее, об огромной популярности жившей восемь веков назад правительницы.

Рожденная превзойти великих мужчин


Конечно же реальная царица Тамара (1166—1213) никогда путников с нехорошими целями не заманивала и в картишки по-соседски не перекидывалась. Некогда было ей такими несерьезными делами заниматься.

Правнучка великого правителя Давида Строителя, она превзошла славу прадеда: с именем Тамары связывают золотой век Грузии и период ее наибольшего государственного могущества.

Кстати, права Тамары на престол были несколько сомнительными. Ее отец Георгий III силой отобрал власть у законного наследника - своего рано осиротевшего племянника Дмитрия. А когда тот при поддержке части грузинских вельмож решил вернуть себе утраченное, Георгий жестоко подавил восстание. Царевича Дмитрия то ли казнили, то ли ослепили, поддержавший его род Орбели был почти истреблен. Случилось это в 1177 году, когда Тамаре было всего одиннадцать лет или даже меньше. Ведь точная дата ее рождения неизвестна, слишком давно это было, и слишком много трагических событий видела земля Грузии за прошедшие столетия.

Большая часть свидетельств той эпохи канула в Лету, зато история жизни Тамары обросла легендами и версиями. Есть даже такая, что на самом деле царевич Дмитрий спасся от казни и жил потом под именем Шота Руставели. Будто бы он любил свою двоюродную сестру Тамару, которой и посвятил поэму «Витязь в тигровой шкуре». За восемь веков можно много придумать, смешивая слухи и факты.

А реальная жизнь царицы была весьма непростой, и вспоминать в Грузии созданный ею золотой век любят. Тем более что Грузия времен царицы Тамары была государством с территорией много большей, чем современная, во многом благодаря… счастливому браку правительницы.

Взошла на трон - замуж!


Георгий III, женатый на осетинской царевне Бурдухан, не имел сыновей - только двух дочерей, старшей из которых и была Тамара.

В честь рождения девочки отец приказал построить храм Рождества Богородицы. Ей дали прекрасное образование - согласно официальной версии занималась воспитанием царевны ее тетя Русудан. В самом юном возрасте отец сделал царевну своей соправительницей, справедливо полагая, что так будет надежнее. Недовольных жестким правлением царя и тем, что он захватил трон племянника, хватало и после подавления мятежа. Так что через год после подавления восстания, в 1178-м, Тамара взошла на трон.

Историки относят к 1180 году фреску в монастыре Вардзия, на которой рядом с Георгием - Тамара. Это ее единственное из сохранившихся прижизненных изображений.

В 1184 году Георгий умер - еще совсем нестарым человеком. Но грузинские цари в те времена редко отличались кавказским долголетием, слишком сложна и опасна была их жизнь. Это в полной мере ощутила и Тамара, когда осталась одна на троне.

Судя по всему, в первые годы правления, даже после повторного венчания на царство, ей приходилось подчиняться грузинским вельможам, явно не желавшим отдать власть в руки юной девушки. Молодой царице назначали советников, от нее удалили верных людей, в конце концов даже вынудили выйти замуж за совершенно незнакомого человека.

Тамара сопротивлялась, как могла, но вынуждена была уступить - грузинские феодалы решили, что изгнанный из русских земель сын владимирского князя Андрея Боголюбского Юрий будет подходящим женихом. Во-первых, он был христианином, во-вторых, не имел в Грузии родственников и сторонников, значит, станет подчиняться тем, кто его возвысил. Напрасно Тамара просила подождать с браком, чтобы присмотреться к будущему мужу. Свадьба состоялась уже в 1185 году.

Когда муж равнодушен к жене


Юрий явно не желал мириться с ролью принца-консорта. Проведя два успешных военных похода, он показал себя умелым полководцем и приобрел симпатии некоторых вельмож, виртуозно используя разногласия в грузинской верхушке. Русский князь постепенно становился влиятельным, и его претензии на реальную власть становились все очевиднее.

Да и мужем он оказался, мягко говоря, не идеальным. В личной жизни Юрий проявил себя как человек грубый, неуживчивый (видно, не зря его с Руси выставили) и вовсе не считал себя счастливейшим из смертных, обладая прекраснейшей женщиной Грузии. Красота Тамары, которую воспевали поэты, оставляла мужа равнодушным.

Другая юная женщина в такой ситуации могла бы пасть духом - трон практически отобрали, за него теперь дерутся разные группировки влиятельных и жестоких мужиков, собственный муж с тобой не считается и не любит, в стране беспорядки… Но умница-красавица Тамара, обладавшая к тому же редким обаянием, умела и ждать, и действовать.

Она постепенно собирала своих сторонников, оттесняла и ссорила противников, завоевывала симпатии подданных - и к 1187 году оказалась настоящей правительницей своей страны. Юрий был отправлен в Константинополь, в утешение ему дали приличное состояние. Причиной для развода назвали пьяные бесчинства Юрия и его гомосексуальные наклонности. Был ли князь подвержен этому греху или такой повод показался удобным, неизвестно. Но детей в этом браке не было, что наводит на размышления.

Царице удалось навести порядок в стране - где-то жесткими мерами, где-то щедрыми дарами, но в Грузии воцарился мир. Юная прекрасная царица сумела, как сейчас модно говорить, сплотить нацию. И наконец, она обрела любовь.

Они нашли друг друга и любовь


В этой истории опять загадка - как они нашли друг друга? Осетинский царевич Давид Сослан вроде бы воспитывался вместе с Тамарой с детства у той же тетушки Русудан.

То есть был другом детства царицы и даже родственником династии Багратионов. Другие же историки утверждают, что Тамара и Давид были еле знакомы. И просто после развода с Юрием нужно было срочно искать нового мужа: трону требовались наследники.

Но нет никакой разницы, как именно прошло первое знакомство, главное, что Тамара и Давид искренне полюбили друг друга. Не случись этого, возможно, не было бы и никакого золотого века.

Они поженились в 1188 году в Дидубийской церкви Рождества Богородицы, той самой, которую отец Тамары построил в честь ее рождения.

История не сохранила для нас портрет Давида Сослана. Его описывали как человека образованного, красавца богатырского телосложения, отважного воина и мудрого полководца, любящего мужа и отца. Если даже в этих описаниях есть преувеличение, то небольшое.

Вряд ли Тамара смогла бы полюбить человека, не обладавшего несомненными достоинствами. Тем более что военные победы Давида принесли ему заслуженную славу. Это он в 1191 году разбил войско вернувшегося из Константинополя Юрия, желавшего вернуть себе трон и жену. Когда некоторые историки пишут о том, что мятежников усмирила сама Тамара, верится с трудом. Как раз в 1191 году она родила сына Георгия, будущего грузинского царя Георгия IV. Затем Давид Сослан разбил правителя Азербайджана Абу Бекра, потом - румского султана Рукн-ад-Дина.

Ему много пришлось воевать, а она молилась за него и строила монастыри и храмы. В это время в Грузии вообще много строили - крепости, дворцы, дороги и мосты. Недаром Тамара была правнучкой Давида Строителя.

Расширение государства приносило новые доходы, которые вкладывались в то, чтобы Грузия стала процветающей страной. Удачно проведенная военная реформа привела к тому, что страна могла выставить шестидесятитысячное, хорошо подготовленное войско.

Административная реформа позволила улучшить управление страной и уменьшить злоупотребления власть имущих.

Народ любил свою царицу и уже при жизни слагал о ней легенды.

Идеальная пара правителей


Их семейная жизнь восхищала современников: сохраняя величие правителей, Тамара и Давид при этом трогательно были привязаны друг к другу и к своим детям - царевичу Георгию и царевне Русудан.

В одной легенде говорится, что, когда один большой вельможа пришел с докладом к Давиду, тот катал на спине сына, изображая лошадку. Увидев удивленный взгляд, Давид спросил: «У Вас ведь тоже есть дети?» И, получив утвердительный ответ, сказал: «Тогда продолжаем». Так он выслушал пришедшего, не прерывая игры с сыном.

Двор царицы поражал даже не роскошью, а тем, что в нем царили поэты и философы. Любимым занятием Тамары и Давида были беседы с образованными людьми и поэтические турниры. Есть исследования, в которых утверждается, что сам Давид Сослан писал и издавал книги, что он послал в Грецию сорок молодых людей для обучения. Тамара платила стипендии шестидесяти студентам, учившимся в Афонской школе. В грузинских школах того времени, которых при Тамаре открылось немало, преподавали древние языки, стихосложение, историю, философию, арифметику, астрологию, богословие и ораторское искусство.

В легендах чувства живут вечно


Великолепная история этого счастливого брака омрачена только одним - он оказался недолгим. В 1207 году Давид умер, возможно, был убит. Есть версия, что его устранила грузинская знать, опасаясь усиления влияния талантливого полководца. Во всяком случае сразу после его смерти Тамара сделала шестнадцатилетнего сына своим соправителем, явно воспользовавшись опытом своего отца.

После этого она прожила совсем мало, по некоторым источникам, даже умерла в тот же год. Ее смерть и погребение окружены тайной. Официально Тамара скончалась в 1213 году от болезни в замке Агарани, кстати, какой именно замок тогда так назывался, установить не удалось.

Где могила Тамары, тоже неизвестно. Ее тело было перенесено в Мцсхету, потом в Гелати, в фамильный склеп Багратионов. Но археологические раскопки не нашли следов ее захоронения.

Есть документы Ватикана, что, согласно завещанию царицы, ее прах перевезли в Крестовый монастырь в Иерусалиме. Существует легенда, что там окончил свою жизнь и принявший монашество великий поэт Шота Руставели, всю жизнь любивший царицу. Есть и мнение, что Тамару тайно похоронили рядом с мужем, в родовой часовне в Осетии, но это, скорее всего, тоже легенда.

Причисленная грузинской церковью к лику святых царица Тамара до сих пор живет в легендах. Считается, что она вовсе не умерла, а где-то спит в золотом покое и проснется, когда народу потребуется ее помощь.

14 мая Грузия отмечает день поминовения Тамары - этот день называется Тамароба. Открытый в 1892 году астероид назвали именем Святой Тамары, в Грузии стоят посвященные царице памятники, в 2010 году открылся аэропорт ее имени. О любви Тамары и Давида написано много.

А недавно на сцены вышла опера «Тамара и Давид Сослан». И вряд ли на этом закончится их история…

Текст: Алиса Бецкая


Изображение царицы Тамары кисти современной российской художницы Надежды Антипиной.

Сегодня в Православном календаре день памяти благоверной Тамары, царицы Грузии.

Тамара - знаменитая грузинская царица (1184 - 1213), с именем которой связан один из лучших периодов истории Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой.

Воспитала её высокообразованная тётка Русудань. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, ликом лучезарной, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.

О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён; её хотели видеть все, её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Всё царствование Тамары окружено таинственным ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179 год) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 год) она стала править государством. Девизом своего правления Тамара провозгласила милость и правду: «Я - отец сирых и судия вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.

Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.

Первый её супруг, русский князь Георгий (Юрий, по мнению Карамзина - сын Андрея Боголюбского) совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван (нынешний Азербайджан) и Эрзрум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут - по словам грузинского летописца вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.

Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через десять лет после вступления на престол открывает наступательную политику.


Грузинское царство к концу правления Тамары.

Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии своей страны. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский литературный язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создаётся светская романтическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование прославился поэт Шота Руставели, чья великолепная поэма «Витязь в тигровой шкуре» вся проникнута любовью к царице Тамаре. Её черты мы находим разом у двух прекрасных героинь: царевен Тинатины и Нестан - Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают одновременно и Тариэл и Автандил.

Легендарная история, приписывающая Тамаре сооружение всех замечательных храмов и крепостей Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и среди них - роскошный Вардзийский дворец, вмещающий в себя до 360 покоев.

Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь причислила её к лику святых. Грузины горцы превратили Тамару в богиню - целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

Народ верит, что Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели: когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте её могилы.

Из книги Елена Грушко, Юрий Медведев. Словарь имен. Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996 г. Страницы 603 - 606.

Коснусь ещё одного момента.

Многим любителям поэзии со школьной скамьи памятны строки Лермонтова:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на чёрной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Так вот, "коварная как демон" Тамара, убивавшая своих любовников, а трупы приказывавшая скидывать в Терек, к исторической царице Тамаре никакого отношения не имеет!

В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Пушкин этой темы не упоминает. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихе "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет - непонятно. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером. Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).

Подборка изображений царицы Тамары:

1. На фреске в монастыре Вардзиа.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Памятник царице Тамаре.

9.

10. Картина Есадзе. 1913 год.

11.

7. Копия фрески из Эрмитажа (фото моё).

8.

9.

10.

11. Картина художника Алексея Вепхадзе.