Тема революции в творчестве С. А


Отражение революционной эпохи в стихотворениях С. А. Есенина

Сергей Александрович Есенин жил в сложное, пе-реломное время для российского государства. Его судьбу, как и судьбы многих людей, революция поде-лила как бы на жизнь «до» и «после».

Дореволюционное творчество поэта наполнено лю-бовью к родной рязанской природе, к отчему дому: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В природе поэт нашел для себя неиссякаемый ис-точник вдохновения. Он и себя ощущает ее маленькой частицей, ведь его детство и юность прошли среди «утренней и вечерней зари», «среди неба, покрытого грозовыми тучами», «среди полей, красующихся цве-тами с зеленью»:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Революцию 1917 года Есенин встретил восторжен-но. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему, в первую очередь для крестьянст-ва. Поэт верил, что пришло время для мужицкого сча-стья, для сытой, вольной жизни. Такое новое отноше-ние к жизни нашло свое отражение непосредственно и в творчестве Есенина.

Первый послереволюционный блок стихотворений поэта называется «Преображение». Такое название глубоко символично: преображается весь мир вокруг поэта, преображается и он сам. Первое стихотворение цикла «Инония» рассказывает о радостном, новом пришествии Спасителя. С его появлением Есенин свя-зывал грядущие перемены на всей земле. А себя он ви-дит пророком и дерзко возражает христианским ка-нонам:

Я иное узрел пришествие —

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая вера для человека должна наступить совер-шенно по-иному: без «креста и мук»:

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

И новая жизнь должна быть совсем иная, непохо-жая на прежнюю, поэтому и страну будущего поэт на-зывает «Инонией». Стихотворения этого цикла пол-ны веры в грядущие перемены, несущие всему миру освобождение и процветание; а родному крестьянст-ву — сельский рай, с нивами и полями, золотящими-ся от зерна:

Говорю тебе — будет время,

Отплещут уста громов;

Проводят голубое темя

Колосья твоих хлебов.

И вот, кажется, мечты поэта о новой жизни начи-нают сбываться. В судьбе России наступил коренной перелом, все стремительно изменяется. Но эти долго-жданные перемены настораживают Есенина. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», вместо вольной и сы-той жизни перед глазами поэта предстает страна, раз-дираемая гражданской войной, опустошаемая разру-хой. Тяжелое, невыносимое зрелище видит поэт вме-сто обещанного рая:

Нет, не рожь! Скачет по полю стужа,

Окна выбиты, настежь двери.

Даже солнце мерзнет, как лужа,

Которую напрудил мерин.

Поэт чувствует, что приходит конец всему, чем он так дорожил, к чему испытывал глубокую привязан-ность. Приходит конец прежнему старинному укладу жизни, родному сельскому краю:

Трубит, трубит погибельный рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?

На место тонконогого жеребенка приходит на кре-стьянские поля железный конь, с которым уже беспо-лезно тягаться:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В этой железной схватке с городом Есенин осознает бессилие деревни, она обречена. И поэт, полный от-чаяния, шлет проклятия железному коню:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Есенин ощущает себя «последним поэтом дерев-ни», не потому, что не надеется, что эта тема будет ин-тересна новому поколению поэтов, а потому, что пред-полагает скорую погибель всему деревенскому укла-ду. Поэт не находит себе места в этой новой жизни, душа его полна боли и отчаяния. Он пытается найти хоть какой-то для себя выход, и забывается в «хулиганстве». Лирический герой этого времени «похабни-чает и скандалит», стремясь отвлечься в хмельном разгуле:

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах...

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы...

Герой нарочно пытается выглядеть в глазах людей хуже, чем на самом деле. Но в душе он по-прежнему остается таким же деревенским озорником, до боли любящим свой край, свою природу:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину!..

Я все такой же.

Сердцем я все такой же.

Проходит время, и поэт понемногу успокаивается. Его лирика вновь обретает свой звонкий голос. Новый сборник Есенина называется «Весну люблю». Вес-на — это время обновлений, время надежд и, конечно же, любви. И вновь это прекрасное чувство открыва-ется для лирического героя Есенина. Автор ставит пе-ред собой новую задачу:

...постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

В стране советской многое изменилось, и поэт для себя делает много открытий. Изменился бедный и не-приглядный деревенский быт, сняты кресты с коло-колен:

Ах, милый край!

Не тот ты стал,

Не тот...

На селе читают уже не молитвенники, а «Капитал» Маркса да произведения революционных писателей:

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Деревенская молодежь живет и мыслит совсем уже по-другому: ей не село, «а вся земля» стала родиной. Такое настроение заразительно действует и на самого автора, он ощущает в себе желание быть не только певцом в своей стране, но и полновластным ее гражда-нином:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю...

Поэт приносит своеобразную присягу своей обнов-ленной стране:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С. А. Есенин старается всем сердцем принять все перемены, произошедшие в стране. Он считает, что наконец-то пришло время обустроить землю. Поэт горд и счастлив жить в эту эпоху обновлений. Теперь ему даже городские фонари кажутся милее и красивее южных звезд, он чувствует огромную любовь к Роди-не в своем сердце. В стихотворении «Письмо к жен-щине» С. А. Есенин раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности. Сначала он не мог понять, что происходит в стране, и оттого мучил и себя и свою любимую, находясь в постоянном хмельном угаре:

... в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...

Но теперь все стало на свои места, стало все иначе, но уже понятно — поэт осознает и принимает обнов-ленную Россию:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

В цикле стихотворений «Цветы» С. А. Есенин об-разно повествует о революционных событиях. Люди — это цветы, гибнущие под сталью октября:

Цветы сражалися друг с другом,

И красный цвет был всех бойчей.

Их больше падало под вьюгой,

Но все же мощностью упругой

Они сразили палачей.

Поэту жаль, что пришлось заплатить жизнью мно-гих людей за ожидаемую новую, светлую жизнь:

Октябрь! Октябрь!

Мне страшно жаль

Те красные цветы, что пали.

Идет время и с новой действительностью не все ла-дится у лирического героя, с новой властью он далеко не во всем согласен:

Я из Москвы надолго убежал:

С милицией я ладить не в сноровке...

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

В душе поэта идет постоянная борьба — борьба ме-жду приятием и неприятием установившегося поряд-ка в государстве. С одной стороны, он всеми силами пытается принять «Русь советскую», но, с другой сто-роны, он чувствует боль и обиду за то, что он сам ос-тался невостребованным новой действительностью:

Вот так страна! Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но Есенин находит в себе силы не стать на путь гне-ва и обиды за невостребованность, он завещает судьбу своей страны молодым, не обремененным грузом гре-хов и ошибок:

Цветите юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Он приветствует и благословляет новую жизнь, счастье других:

Каждый труд благослови, удача!

А для себя он оставляет путь «к неведомым преде-лам».

Возможно, горьким предчувствием наполнены эти строки стихотворения. Вскоре поэт, действитель-но, ушел из этой жизни «в мир иной». Его лирика раз-нолика, как и сама его жизнь. Любовь, радость, грусть, разочарование, неверие, стремление понять и принять неведомое доселе — все находит свое отраже-ние в творчестве этого великого русского поэта. Жизнь и творчество С. А. Есенина сложны и противо-речивы, он заблуждался и нередко совершал ошибки. Но в одном он постоянно был верен себе — в стремле-нии постичь сложную, тяжелую и, часто, трагиче-скую жизнь своего народа.

Поэту для жизни и творчества определено судьбой некое время, эпоха. Иногда они текут плавно, без разрывов и катастроф, в одном темпе и ритме от начала и до конца. Жизнь же Сергея Есенина, как и многих его современников, четко делится на периоды «до» и «после». Взгляд, возможно, очень варварский, но верный, – перефразируя И. Бродского. Есенин жил в двух разных мирах, и его отношение к ним складывалось по-разному. И находило свое отражение непосредственно в его творчестве.

«Преображение» – так называется первый послереволюционный сборник поэта. Название глубоко символично: преображается не только сам автор, но и мир вокруг него. Первое стихотворение книги «Инония» повествует о радости нового пришествия Спаса. С ним грядут новые перемены в судьбах земли. Есенин видит себя пророком и дерзко адресует свое творение библейскому Иеремии. Он полемизирует с христианскими канонами:

Я иное узрел пришествие –

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая вера должна прийти без «креста и мук», все должно быть по-иному, не так, как раньше: потому и называется страна будущего Инонией. Это своего рода поэтическая утопия – «с крестьянским уклоном». Рай есенинской мечты – рай вполне сельский, с нивами и полями, с синими реками и золотом хлебов. И даже Америка, «отколотая половина земли», будет преображена этим всепобеждающим нашествием. Другие стихотворения сборника также полны веры в грядущие перемены, несущие миру освобождение и процветание.

И вот, казалось бы, мечты поэта начинают сбываться. В судьбе страны – коренной переворот. Тут, возможно, следовало бы ожидать восторженной реакции со стороны Сергея Есенина, однако все гораздо сложнее и мучительней для него. Вместо ожидаемого «мужицкого рая» глазам автора предстает страна, раздираемая гражданской войной и опустошаемая разрухой – невыносимое зрелище для «поэта мирного», певца почти идиллической сельской жизни:

О, кого же, кого же петь

В этом бешеном зареве трупов?

Что видит герой? По полям скачет стужа, солнце мерзнет, небо изглодано тучами, царит «злой октябрь», который сгложет рощи, – так Есенин передает атмосферу эпохи. Социальному конфликту у него придан универсальный характер: распадается связь человека и природы – «человек съел дитя волчицы». Сам же герой отказывается присоединиться ко всеобщему безумию:

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами,

Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень.

Война, насилие – это кощунство над природой, над землей, это сумасшествие, и если люди обезумели, то поэт хочет остаться со зверями. Герой горько сожалеет о том, что некогда воспевал приход революции:

Видно, в смех над самим собой

Пел я песнь о чудесной гостье.

Он видит, что приходит конец всему, чем он так дорожил в своей жизни, всему, что он с чувством глубокой привязанности описывал в своих стихах: милому сельскому краю, мирному труду, старинному жизненному укладу. Уже трубит «погибельный рог» по родной земле – и, как знать, может быть и по самому поэту. На место тонконогого красногривого жеребенка приходит железный конь, вслед которому герой шлет свое проклятие: «Черт бы взял тебя, скверный гость!» В железной схватке с городом деревня обречена. Есенин ощущает себя «последним поэтом деревни» не потому, что предполагает, что у него не будет преемников, а потому, что не надеется на выживание самого села. Душа героя преисполнена боли и отчаяния. Он не находит себе места в новом мире и, как некогда другие подавались в монастырь или на большую дорогу, пытается забыться в «хулиганстве». Он «похабничает и скандалит», потому что так ему хорошо вспоминать «заросший пруд и хриплый звон ольхи». Хулиганство для него – это и акт отчаяния, и попытка к бегству, и стремление забыться во хмельном разгуле. Герой нарочно провоцирует обывателей, принимая их брань с каким-то противоестественным удовлетворением; однако в душе он остается прежним деревенским озорником, живущим в мире если не с людьми, то с братьями нашими меньшими: Не обижу ни козы, ни зайца.

Но проходит время, и поэт вновь обретает свой звонкий голос: ведь до того «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Его новый сборник называется «Весну люблю», и это название говорит о многом. Весна – пора возрождения всего живого, пора цветения и любви. И эта любовь вновь открывается для героя, а вместе с ней – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Автор ставит перед собой задачу:

…постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

На пути познания того, что случилось в родной стране, поэта ждет множество открытий. Изменился бедный и неприглядный деревенский быт, сняты кресты с колоколен, на селе читают «Капитал» и агитки «Бедного Демьяна». Деревенской молодежи уж не село, «а вся земля» стала родиной. И вслед за другими герой ощущает в себе желание быть не только певцом, но и гражданином. Он всерьез начинает думать –

Не лучше ли церквей

Вот эти вышки

Черных нефть фонтанов.

Фонари на улицах города кажутся ему прекраснее южных звезд. Настало время для того, чтобы обустроить землю. Поэт счастлив жить в такое время. В стихотворении «Письмо к женщине» герой раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности: некогда он не мог понять в «развороченном бурей быте», куда «несет нас рок событий». Теперь же все иначе: прошло время, и поэт осознал сущность происходящего и принял его. В цикле стихов «Цветы» Есенин образно повествует о событиях революции. Люди – цветы, гибнущие под сталью октября. Но поэту не жаль того, что произошло, потому что впереди – новая светлая жизнь.

Однако не все ладится в отношениях героя и новой действительности. Это у Маяковского – «Хорошо!», и герой восторженно восклицает: «Моя милиция меня бережет». У Есенина же по-другому:

Я из Москвы надолго убежал:

С милицией я ладить не в сноровке–

Для своей страны он остается «сводным сыном»:

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

В душе поэта борются противоречивые чувства: он всеми силами старается принять «Русь советскую», но, с другой стороны, ему больно и обидно от того, что его жизнь оказалась невостребованной действительностью.

Однако Есенин не встает на путь обиды и гнева. Судьбу своей страны он завещает молодым, не обремененным грузом ошибок и грехов прошлого:

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Он благословляет новую жизнь, юность, счастье других: «Каждый труд благослови, удача»

А что остается на долю самого поэта? «Один пойду к неведомым пределам», – пишет он о своей судьбе. Так получилось, как знать, случайностью ли было это, или же горьким предчувствием, что Есенин действительно ушел – ушел из жизни «в мир иной». На его трагическую гибель остро отреагировал Маяковский, его поэтический собрат и идейный соперник. Причину смерти Есенина он видит в невозможности для него принять новую жизнь во всей ее сложности. «Смычки» с жизнью действительно очень мало, а отсюда – «много водки и вина». Далее Маяковский утверждает, что подобная смерть не выход, но проявление слабости: в этой жизни умереть не сложно, «сделать жизнь – значительно трудней».

Поэт устал бороться с действительностью и с собой и ушел. Кто осудит или же оправдает его? Разве что – другой поэт.

певцу России, великому патриоту, который всем своим творчеством воспевал « Шестую часть земли // С названьем кратким Русь». Октябрь 1917 года...

Революция представлена началом всего сущего на Земле, началом изобилия и великолепия: «зреет час преображения», поэт с нетерпением ожидает появления «светлого гостя». В поэме «Иорданская голубица», написанной в 1918 году, поэт признает свою принадлежность к революции:

Месяц язык,

Мать моя родина,

Я большевик

Особенность этих поэм в том, что образ революции наполнен мифологическими чертами: библейская «голубица» несет радостную весть о преображении мира, «светлый гость» поведет народ к счастью. Приветствуя революционную новь, Есенин ожидал, что она принесет крестьянам зажиточность, счастье. Именно в этом он и видел смысл революции, её предназначение. Она должна была создать мир, где нет «податей за пашни», где отдыхают «блаженно», «мудро», «хороводно». Стихотворение «Небесный барабанщик» (1919) совсем иное, оно близко к призывно-обличительной лирике пролетарских поэтов.

«мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ... ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Что это предвидение? Не это ли увидели и поняли все спустя десятилетия? Действительно, «большое видится на расстоянье». «Русь моя, кто ты?» вопрошает поэт в начале 20-х годов, осознав, что революция принесла деревне не благодать, а разорение. Наступление города на деревню стало восприниматься как гибель всего настоящего, живого. Поэту казалось, что жизнь, при которой родные поля оглашаются механическим ревом «железного коня» противоречит законам природы, нарушают гармонию. Есенин пишет стихотворение «Сорокоуст».

Рядом с движущимся по железной дороге вперед железным поездом изо всех сил скачет, стремясь не отстать, маленький смешной жеребенок, символизирующий деревенскую жизнь. Но он неумолимо теряет скорость. «Неужель он не знает, что живых коней // Победила стальная конница?» Поездка за границу вновь заставила поэта переосмыслить постреволюционную действительность.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик»

Пишет поэт.

«Письмо к женщине» Есенин сетует:

Что не пойму

Куда несет нас рок событий...»

В поэме «Русь уходящая» Есенин восклицает с болью: «Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом!..» Поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: «Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке...» С одной стороны, он причисляет себе к «питомцам ленинской победы», а с другой заявляет, что готов «задрав штаны, // Бежать за комсомолом» с неприкрытой иронией.

«Русь уходящая» с горечью признаёт Есенин свою ненужность новой России: «Моя поэзия здесь больше не нужна». Тем не менее, он не отрекается полностью от принадлежности к советской России: «Отдам всю душу октябрю и маю...», хотя и не признает себя певцом революции: «но только лиры милой не отдам». Поэт так и не нашел душевного спокойствия, не смог до конца осмыслить социальные процессы, затронувшие Россию. Лишь одно чувство никогда не покидало его творчество чувство искренней любви к Родине. Именно этому учит его поэзия. Как заклинание, как молитва звучит в наших сердцах есенинский призыв: «О Русь, взмахни крылами!»

Сочинение

С. Есенин - великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, «избяной» Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крес­тьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы, затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Октябрьскую революцию С. Есенин принял с радостью, связывал с ней большие надежды на обновление деревни, жителям которой приходилось зарабатывать на жизнь тя­желым трудом, они часто бедствовали. Поэт верил, что Ок­тябрь положит конец нищете крестьян и ознаменует нача­ло мужицкого рая. Поэтому стихи Есенина, посвященные революции, полны нескрываемой радости и восторга.
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

В автобиографии «О себе» Есенин писал: «В годы рево­люции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Это означало, веро­ятно, мечты поэта на построение «нового мира» именно в деревне, тесно связанной с патриархальными традициями, поскольку город всегда был чужд Есенину как источник всего искусственного, железного, дыма и грохота.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. Рево­люция потребовала многих кровавых жертв, а деревне принесла новые беды и разруху. С тоской и смятением Есенин оглядывается вокруг, переживая глубокий духов­ный кризис, вызванный непониманием революционной действительности. Следствием этого в его поэзии появ­ляются мотивы усталости, одиночества, трагической бе­зысходности.
Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час -
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас.

Крушение надежд на лучшую жизнь заставляет Есени­на искать забвение в разгуле и пьянстве, ему не пишется. И все же поэт стремится преодолеть эти упаднические на­строения, принять новую жизнь.
Пора приняться
Мне за дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой.

Побывав в деревне, Есенин слушает рассуждения крес­тьян о революции, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы. Он видит, что старой, патриархальной, милой его сердцу деревне грозит гибель, поскольку железный грохо­чущий город наступает на «мир таинственный», что «за шею деревню» уже сдавили «каменные руки шоссе».

Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом
Тянет к глоткам равнин пятерню...

В 1922 году, вернувшись из заграничной поездки, Есе­нин сумел взглянуть на послереволюционную реальность по-новому. В отрыве от Родины поэт сумел оценить могу­щество технического прогресса, невозможного без городов и машин. Есенин понимает необходимость не только воз­рождения, но и обновления деревни путем проведения ее через «каменное и стальное».
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Есенин создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», в кото­рых размышляет о Родине, о жизни в селе. Поэт уже не оплакивает уходящую Русь, поскольку видит, что жизнь здесь идет не так, как раньше, но и не так, как он себе представлял. Новые песни, новые слова заставляют Есени­на почувствовать себя почти чужим, иностранцем в род­ном краю, среди народа, который раньше поэт знал, как самого себя.
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

Но жизнь в деревне идет своим чередом, и Есенин по­нимает, что Родина помолодела, обновилась. Поэт благо­словляет эту новую жизнь: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев...» Возрожда­ется и вера в победу революции, но Есенин не уверен, что в этом молодом и активном мире для него будет место. И все же: «Приемлю все. Как есть все принимаю... Отдам всю душу октябрю и маю...»

Поэт, бесконечно любящий родину, сумел преодолеть сомнения и не растерять своего огромного чувства привя­занности даже в жестоких жизненных коллизиях, потому что верил, что справедливость, доброта и, главное, красота должны в конце концов восторжествовать.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Есенин восхищался «восстанием рабов», которое охватило всю страну в годы революции. Он также считал ее явлением подлинно космического масштаба, в котором могло бы разрушиться все старое и появиться новое. Сам поэт мечтал стать пророком нового мира. Но затем его мировоззрение кардинальным образом поменялось.

Трансформация взглядов

Отношение Есенина к революции поначалу отличалось наивностью, и оно определялось скорее бурлившими в его душе страстями, а не какой-либо системой взглядов на грядущие реформы.

Очень сложно будет поверить каждому поклоннику Есенина как воспевателя природы и деревни, что следующие строки принадлежат его перу.

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

(«Инония»)

Так звучит тема революции в поначалу, когда поэт еще не испытал разочарования от нововведений советского режима. Однако уже с наступлением 1920 г. энтузиазм поэта сменило горькое разочарование. И данная трагедия отражается в небольших произведениях поэта: начиная от восторженной «Инонии» и заканчивая едкой «Страной негодяев».

Смена облика страны

Постепенно на смену крестьянской Руси стала приходить городская Россия. Новое время вытесняло старый жизненный уклад, который был так привычен для поэта. Как менялось отношение Есенина к революции? Поэт поначалу приветствовал эти перемены, пытался подстроить себя под них - ведь его мировоззрение сложилось именно в Руси крестьянской.

Социализм совершенно не оправдал надежд поэта. В нем все живое оказалось «в тесноте». Есенин погрузился в смертельную тоску по разрушенной деревне, ее застроенным улочкам. Это серьезно отразилось на психическом состоянии поэта, которое и так не отличалось стабильностью.

Как отразились события на жизни поэта?

Есенин практически постоянно пропадал в тяжелейших запоях. Он стал страдать от мании преследования. У него постоянно возникали вспышки агрессии, во время которых поэт устраивал дебоши, ломал мебель и избивал знаменитую супругу. Много раз говорила о его сумасшествии и делала попытки лечить Есенина у профессиональных американских психиатров. Но это было бесполезно.

Отношение Есенина к революции отражается в его строках:

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.

Что Родина? Ужели это сны?

Сравнение взглядов Маяковского и Есенина

Если говорить о Маяковском, то его творчество обращено в будущее, и в некоторой мере - в настоящее. Пусть даже это будущее и настоящее несколько идеализированы, однако они реальны. Отношение к революции Маяковского и Есенина различается по направленности перспективы их творчества. Социализм тогда строился на ожидании наступления светлого «завтра»: сегодня мы живем неважно, но зато наши дети и внуки будут счастливы. Поэтому Маяковский жил будущим, все его творчество пропитано верой в успех советского устоя. Даже связана с советским будущим. С любящим человеком поэта связывает не только страсть, но и общее дело.

Каково было отношение Есенина к революции, в отличие от Маяковского? Есенин весь находится в прошлом. В нем он не был брошен, не страдал от горького одиночества. Он находится вне нового поколения, но и не относит себя к старому:

Типичная для поэта фраза «грустная радость» приобретает немного другое значение. Теперь Есенин не задушевно рассказывает о своей разбитой молодости, а грустно констатирует факт своего одиночества.

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый <…> И это я! Я, гражданин села, которое лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита...

Странничество и отчужденность

Поэт пишет о совершенной отчужденности от общества. В его произведениях больше нет никаких притязаний на социалистические настроения. И в конце концов Есенин сам отвечает на любые вопросы о своем творчестве:

Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

На первом месте для Есенина всегда была любовь к природе, ко всему живому. Природа у поэта наделена душой, она ощущает себя по-человечески. Все в мире наполнено живым духом.

И сам Есенин признает собственную несостоятельность в новом советском строе. Он оказывается отвергнутым:

Я пел тогда, когда мой край был болен.

Поэт осознает, что тот мир, который был бесконечно дорог его сердцу, безвозвратно теперь утерян. И в его творчестве возникают мотивы странничества:

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля…

Все происходящее начинает вызывать в нем глубокий протест и чувство отвращения. Есенин пытается отыскать укрепления в светлых воспоминаниях детства, родном доме и той Руси, которую он потерял. Но и здесь тревога не дает поэту покоя. Есенин приходит к выводу, что причина тех изменений, которые оказались для него неприемлемыми, находится в революции.

Деревенская разруха и душевная драма поэта

Отношение Есенина к революции наполняется критикой, неприятием. Сам поэт искренне раскаивается, что придерживался мнения о правильности ее идей.

Драмы поэта в завершающие годы его жизни связаны с наступившими политическими переменами. И если ранняя поэзия Есенина наполнена принятием новых порядков и в ней поддерживается лозунг «Земля - крестьянам!», то поздний Есенин видит всю разруху. Поэт начинает отвергать новые порядки всеми силами. Отношение Есенина к революции выражается в таких произведениях, как «Возвращение на Родину», «Письмо матери» и других.

Например, в произведении «Возвращение на Родину» можно наблюдать, какое влияние оказала революция на жизнь сельских жителей. Лирический герой, вернувшись в родной край, не может узнать родных людей, собственного дома. Он с грустью понимает, что его родной край теперь стал для него чужим. Поэтический мир сталкивается с удушающей действительностью:

Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность!

Это и является причиной душевной драмы. Такой же разлад можно наблюдать и в произведении «Неуютная жидкая лунность», в строках которого поэт выражает полное равнодушие к окружающему миру. Это равнодушие ужасает лирического героя:

Равнодушен я стал к лучам,

И очажный огонь мне не мил.

Но поэт не ставит крест на России окончательно. Ему больно наблюдать, что его страна терпит нищету, унижение. Он призывает ее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

Настроения сборника «Преображение»

Первый поэтический сборник Есенина, который был выпущен после революции, называется «Преображение». Название отображает настроение поэта в то время: изменяется и сам поэт, и окружающий его мир. В первом произведении под названием «Инония» пишется о радости пришествия Спаса. Скоро грядут новые времена в судьбах народов. Есенин смотрит на себя как на пророка, его дерзкие слова адресованы библейскому пророку Иеремии. Лирический герой вступает в полемику с канонами христианской морали.

Я иное узрел пришествие -

Где не пляшет над правдой смерть.

Новая религия должна прийти в народ без мучений и «креста». Теперь все должно быть иначе. Поэтому и называется страна будущего «Инонией». Рай, о котором мечтает поэт, - это рай совершенно сельский, деревенский. В нем есть место нивам и полям, глубоким рекам и золоту созревающей пшеницы. Другие произведения данного сборника также были наполнены этим ожиданием.

Чем обернулась революция?

Казалось бы, мечты поэта воплощаются. В жизни страны наступает глубинный переворот. И здесь можно ждать восторга со стороны поэта, однако все оказывается намного более мучительным и тяжелым для него. Вместо того «мужицкого рая», которого ждал Сергей Александрович, глазам поэта предстает государство, раздираемое войнами, опустошаемое разрухой. Все это становится невыносимым для певца мирной, идиллической деревенской жизни.

Что теперь наблюдает Есенин? Холод и стужу, небо в тучах. Теперь царит «злой октябрь», который скоро сгложет зеленые рощи. Именно так передает поэт атмосферу нынешней эпохи. Общественный конфликт становится универсальным. Человек отпадает от природы. А сам герой отказывается от присоединения к царящему вокруг безумию.

Никуда не пойду с людьми,

Лучше вместе издохнуть с вами,

Чем с любимой поднять земли

В сумасшедшего ближнего камень.

Отношение Есенина к революции кратко можно описать так: поэт не стремится отвергать теперешнюю власть - он просто не может понять советского уклада, ощущает себя совершенно лишним человеком. И такого обращения она не прощает: после трагической гибели Есенина было запрещено его имя, стихи. Впервые начали вспоминать о нем с добрыми словами только в начале Великой Отечественной войны, когда было глупо отрицать вклад Есенина в русскую поэзию.