Стиль Людовика XIV. Большой стиль


Декоративное наследие Франции до сих пор вдохновляет дизайнеров всего мира. Журнал "AD Architectural Digest. Самые красивые дома мира" опубликовал краткую и вольную историю стилей “французского происхождения”.

Классицизм (1640 - 1710)

За время царствования Короля-Солнца Франция стала не только сильной державой, но и законодательницей мод в архитектуре и интерьере, оттеснив на второй план Италию. Помпезность и величие отличают всё, что было создано в то время: архитектуру, интерьеры и мебель. Возможно, именно за это стиль Людовика XIV любим сильными мира сего?

Портрет Людовика XIV

2.

Замок Во-ле-Виконт (1658-1661) стоил своему хозяину, финансисту Людовика XIV, свободы и состояния: когда ревнивый король увидел роскошное имение, он немедленно отправил Фуке в тюрьму, а замок конфисковал.

3.

Версальский дворец строила та же команда, что и Во-ле-Виконт. Приказ короля “как у Фуке, но круче” был исполнен в точности.

4.

Андре Шарль Буль, придворный мастер Людовика XIV, вошел в историю как самый знаменитый (а теперь и дорогой) краснодеревщик и создатель стиля “маркетри Буля”.

Современная мебель в стиле Людовика XIV:

5.1.

Подсвечник, дерево, металл, Harrison & Gil

5.2.

5.3.

Журнальный столик, дерево, металл, мрамор, Zanaboni

Рококо и неоклассицизм (1715-1800)

Последующие Людовики (XV и XVI) также подарили Франции по собственному стилю: игривый и витиеватый рококо в первом случае, более строгий и сдержанный неоклассицизм во втором. Даже хрупкой и капризной королеве Марии Антуанетте с ее любовью к природе и “простой” жизни удалось оставить след в истории декора. Мария Антуанетта плохо кончила, зато оставила о себе добрую память.

6.

Портрет работы Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен

7.

Малый Трианон с интерьерами в стиле Марии Антуанетты.

8.

Парижский театр “Одеон” - прекрасный образец неоклассицизма, строившийся по образцу вилл Палладио, был открыт 9 апреля 1782 года в присутствии Марии Антуанетты.

9.

Антуан Ватто, основоположник стиля рококо в живописи, называл свои картины изображениями “галантных празднеств” (здесь - “Удовольствия бала”, 1717).

10.

Франсуа Буше (здесь - “Туалет Венеры”, 1750), мастер пасторальных пейзажей и мифологических сцен, был протеже мадам де Помпадур, возлюбленной Людовика XV.

12.

Марка Taillardat делает мебель в главных французских стилях: от Людовика XV до ампира.
На фото - консоль Amélie, дерево, металл.

Современная мебель в стиле Людовиков :

13.1.

Кресло, дерево, текстиль, Chelini

13.2.

Зеркало, металл, Ciulli 1902

13.3.

Стул Royaumont, дерево, текстиль, Taillardat

Ампир (1800-1820)

Агрессивный настрой Наполеона I проявился не только в многочисленных военных кампаниях, но и в насаждении имперского духа в архитектуре и интерьерах. Строгий и воинственный, стиль ампир был вдохновлен великими цивилизациями прошлого: Древней Грецией, Римом и Египтом.

14.

Портрет Наполеона I

15.

Коллекция Joséphine марки Chaumet навеяна ампиром. Тиара: платина, белые и желтый бриллианты.

16.

Триумфальная арка Каррузель (1809) построена в честь побед наполеоновской армии. Главные архитекторы ампира - Персье и Фонтен - украси--ли ее копией квадриги Константина I в Венеции и барельефами, иллюстрирующими баталии Наполеона.

17.

Компьенский дворец был не единственной резиденцией Наполеона, однако именно здесь лучше всего сохранились императорские интерьеры.

18.

Портрет мадам Рекамье” кисти Жак-Луи Давида, 1800
Мадам Рекамье была не только красавицей и светской дамой, но и прародительницей кушетки рекамье.

19.

Кушетка создана Жоржем Жакобом по дизайну художника, Empire, Baker.

Современная мебель в стиле ампир :

20.1.

Ваза Prestige, фарфор, Wedgwood

20.2.

Придиванный столик, дерево, металл, мрамор, Zanaboni

20.3.

Пуф, дерево, металл, текстиль, Francesco Molon

20.4.

Кресло, дерево, текстиль, Francesco Molon


(от французского «Grand maniere», Le style Louis Quatorze)

Художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715 г.), отсюда название. В этом стиле соединились элементы классицизма и . Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand».

В 1643 г. во главе Франции оказался пятилетний наследник престола Людовик XIV, регентшей стала его мать, королева Анна Австрийская. Политику определял первый министр, всесильный кардинал Мазарини. Несмотря на ненависть народа к кардиналу-итальянцу и нелюбовь к «королеве-австриячке», мысль о необходимости прочной абсолютной власти как непременного условия развития французской нации и объединения страны сплотила вокруг трона передовые умы того времени - политиков, дворянство, литераторов и художников . В 1655 г. молодой король на заседании парламента произнес знаменитую фразу: «L"Etat, c"est moi!» («Государство, это я!»). А придворные, не без лести, конечно, прозвали его «Roi Soleil» - «Король-Солнце» (которое всегда светит над Францией). Новые идеалы абсолютизма и должен был отразить «Большой стиль».

Не случайно именно вторую половину XVII столетия называют «самым блистательным периодом французской истории». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Вероятно, пышность стиля придворного искусства действительно создавала впечатление «вечного праздника жизни». В «блестящий семнадцатый век» стиль, этикет, манера стали настоящей манией. Отсюда мода на зеркала и мемуары. Люди захотели увидеть себя со стороны, стать зрителями собственной позы. Не заставил себя ждать расцвет искусства придворного портрета . Роскошь дворцовых приемов поражала посланников европейских дворов.

«Стиль Людовика XIV» заложил основы интернациональной европейской придворной культуры и обеспечил своим триумфом успешное распространение идей классицизма и художественного стиля неоклассицизма во второй половине XVIII - начале XIX в. в большинстве европейских стран. Другая важнейшая особенность эпохи «Большого стиля» состоит в том, что именно в это время окончательно складывается идеология и формы европейского академизма. В 1648 г. по инициативе «первого живописца короля» Лебрюна в Париже основана Королевская Академия живописи и скульптуры . В 1666 г. в Риме создана Французская Академия живописи . В 1671 г. в Париже организована Королевская Академия архитектуры . Ее директором был назначен Ф. Блондель Старший, секретарем - А. Фелибьен. «Большой стиль» требовал больших денег. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, хотя бы и в радиусе столицы, в которой возникали дорогостоящие шедевры . В первую очередь требовалось возведение грандиозных архитектурных ансамблей. Были введены официальные должности «архитектора короля» и «первого архитектора короля». В дворцовых интерьерах того периода царило полное парадное великолепие. Новоизобретенный стиль должен был прославлять могущество монарха. Задачу решили просто: больше массивности, резьбы и позолоты. Орнамент при этом строго симметричен. Акантовые листья, фрукты, раковины, маски и головы фавнов сочетались в нем с военной символикой. К навеянным античным Римом мотивам (шлемам и щитам) добавились знаки "короля-солнца": лучезарный лик или две переплетенные буквы L. Мастера щедро инкрустировали мебель черным деревом, медью, оловом, черепаховым панцирем и перламутром. Наиболее прославленные работы в этой технике созданы краснодеревщиком Андре-Шарлем Булем, почему иногда стиль называют просто "Буль".

В годы правления Людовика XIV прославился архитектор и фортификатор С. де Вобан, он построил свыше тридцати новых городов-крепостей и реконструировал множество старых. Л. Лево стал автором двух выдающихся построек, оказавших заметное влияние на развитие архитектуры европейского классицизма : Отеля Ламбер (1645 г.) и ансамбля «Коллежа Четырех Наций» («Института Франции»; 1661-1665 г.). Рядом с «Коллеж де Франс» в 1635-1642 г. архитектор Ж. Лемерсье построил церковь Сорбонны с фасадом в стиле итальянского Барокко (в ней находится гробница кардинала Ришелье, ректора университета). Как и капеллу «Коллеж де Франс», церковь Сорбонны венчает необычный для того времени «французский купол ».

Выдающимся художником-декоратором «Большого стиля», предвосхитившим и стиль рококо , был Ж. Верен Старший. Он оформлял придворные празднества, постановки опер Ж.-Б. Люлли, композитора «версальского стиля», выполнял рисунки мебели , оформления интерьеров и декора кораблей. Инициативы короля Людовика XIV способствовали формированию художественной коллекции Лувра . В 1662 г. по распоряжению министра Ж.-Б. Кольбера из простой мастерской красильщиков шерсти в предместье Парижа была создана «Королевская мануфактура меблировки», или мануфактура Гобеленов . Там производились не только тканые ковры - шпалеры, но и мебель , мозаика , изделия из бронзы. На рубеже XVII-XVIII в. французское искусство по впечатлениям современников создавало ощущение «безудержной роскоши и великолепия». Корывердюры и огромные «картинные» гобелены с пышными бордюрами - гирляндами цветов и фруктов, эмблемами и картушами, с вплетенными мерцающими золотыми и серебряными нитями, занимали все стены. Они не только соответствовали характеру интерьеров «Большого стиля», но задавали им тон .

Эпоха Людовиков – XV и XVI – дала миру замечательную мебель, актуальную до сих пор. В нашей подборке – самые интересные современные интерпретации классических кресел и стульев в стиле Людовиков.

1. Кресло и столик в стиле Людовика XV, Silvano Grifoni, WWTS

Кресло с прямой спинкой на словно прогибающихся ножках (это XV) и кресло на прямых ножках со спинкой-медальоном (XVI). Оба варианта – просто хиты.

2. Людовик XV в остромодной обивке с «тропическим» принтом, Boiserie Italia

Тропики – сегодня очень модная тема в интерьерном дизайне, и авторы этих кресел не побоялись объединить в одном предмете мебели резной золочёный каркас и современный принт. Получилось свежо!

3. Людовик XVI в модном синем,Coleccion Alexandra

При дворе Людовика XVI такая обивка показалась бы вопиющим нарушением протокола: предписаны были обивки с цветочным узором, венками, лентами, колосьями. Однако в наше время жаккардовая полоса на однотонном материале воспринимается как классический вариант, подходящий для кресла в . Так оно и есть!

4. Людовик XV с плетёной спинкой и подушками с ярким современным узором, Сhelini

Это кресло очень глубокое, и за счёт его глубины «скрадывается» высота спинки. На самом деле, она не такая низкая, как кажется. Однако за счёт этого эффекта создаётся ощущение особенного комфорта и вальяжности кресла. Оно выглядит очень актуально за счёт сочетания тёмного каркаса с ярким текстильным принтом.

5. Людовик XV: влияние эклектики, Colombo Mobili

В этом стуле, безусловно, исторический узнаваем прототип: и ножки прямые. С каннелюрами, и спинка-медальон имеется. Однако лёгкость силуэта и выемка под «медальоном» указывают на то, что этот стул сделали по образу и подобию какого-нибудь бального стула конца XIX века. Догадку подтверждают и натуральный цвет дерева, и бархатное сиденье винного цвета.

6. Кресло в стиле Людовика XVI, Bedding

Это кресло очень похоже на кресло – исторический прототип, однако оно гораздо более комфортное, и по сути, и с виду. Крепкое и достаточно широкое (но не в ущерб куртуазности), оно рассчитано на современного человека с его потребностями и представлениями о комфорте. Цветок на спинке – классический орнамент, подходящий по времени, однако он сильно увеличен и размещён по центру, в духе сегодняшнего дня

7. Мебель Outdoor, Flamant


Казалось бы, это кресло – абсолютно современное. Но присмотритесь: плетёнка облекает каркас, сделанный «по мотивам» Людовика XV. А вот совершенно прямые ножки – принадлежность следующей эпохи, Людовика XVI. Кстати, тогда было много переходных форм (ведь смена стиля – это постепенный процесс), а уж сегодня мы наблюдаем всё разнообразие форм и расцветок, на которые только способен постмодернизм.

8. Стулья в стиле Людовика XVI, Modenese Gastone

Вот это как раз один из примеров постмодернисткого подхода к теме. Никакой резьбы, форма очень лаконичная, сохранены только самые общие признаки стула в стиле Людовика XVI: спинка медальон и – даже не прямые, а «почти» прямые ножки. Да, тут уже есть лёгкий изгиб, характерный для современной мебели. Такие стулья стилистически универсальны, прекрасно пишутся в современный эклектичный интерьер.

9. Бержер, Moissonier

Уютное кресло с «цельнокроенными» подлокотниками. Французское кресло с в английскую (а точнее, шотландскую) клетку отлично подойдёт и для гостиной, и для кабинета. Дорогая, стильная и вместе с тем непафосная вещь.

10. Резное кресло, Moissonier

Ещё одно кресло «переходного периода». Прекрасные дамы в костюмах XVIII века (принты на обивке) придают эффект театральности этому .

11. Кресло в стиле Людовика XIV, Provasi

Да, вот эти резные ножки напоминают витые ножки прямоугольных кресел эпохи Людовика XIV. Комфортные пропорции – из эпохи Людовика XV. Обивка в этой модели играет важную роль: суперсовременное монохромное решение.

12. Кресло в обивке с орнаментом пейсли, Provasi

(т. н. «французские королевские стили»), приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610-1643); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643-1715); «стиль регентства » - переходный этап между правлением Людовиков XIV и XV; рококо, поздний этап барокко (Людовик XV, 1720-1765).
Во Франции сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его роскошными, величавыми, изящными формами, стало поистине искусством «большого стиля». Рост могущества государства приводит к процветанию искусств, монархи не жалеют средств на создание грандиозных архитектурных ансамблей.

В годы правления Людовика XIII завершено строительство нескольких великолепных сооружений в стиле позднеренессансной архитектуры: парижского Лувра, охотничьего замка короля в Версале. Начиная примерно с шестидесятых годов XVII века роскошная мебель королевских дворцов является, в сущности, повторением итальянских образцов. Дух итальянского барокко заносится во Францию мастерами, прошедшими выучку в Италии.

В 1662 году на базе скромной шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов, производившая, помимо прочего, и мебель. Мануфактуру возглавил известный художник Шарль Лебрен. Среди мастеров6мебельщиков, приглашенных Лебреном, был итальянец Куччи. Выходцем из Рима был и Жак Каффиери, талантливый скульптор и бронзовщик.

Однако крупнейшим мастером6мебельщиком эпохи, несомненно, является фламандец по происхождению Андрэ Шарль Буль (1642-1732). Буль первым стал инкрустировать мебель черепахой (т. н. техника «пике»). С этой техникой он познакомился во Фландрии. Первые значительные работы Буля появляются уже в 1672 году. Возглавив после смерти придворного столяра Жана Масэ мастерские в Лувре, он в 1679 году расширил их. Природа наделила Андрэ Шарля многогранным талантом; он и архитектор, и живописец, и мастер художественной мебели, и рисовальщик, и гравер. С его именем связаны известные по всему миру и ревниво хранимые в музейных собраниях изделия мебели в т. н. «стиле Буль» .

Они фанерованы черным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, олова, позолоченной меди, кости и пр. Формы этой мебели несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, прямоугольные в сечении ножки книзу сужаются, завершения и цоколи решены строго. Ведущий элемент орнаментики - крупные, симметричные мотивы стилизованной лозы.

Произведения Буля производят впечатление строгой величавости; это крупные шкафы, комоды, консоли, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др. Мастера, следовавшие приемам Буля, по характеру материала, которым они пользовались, были названы чернодеревцами; чернодеревцы работали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзовщиками. Буль, так же, как до него Куччи (1664-1673), сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие.

В эпоху Людовика XIV парадный интерьер в основе своей носит явно ренессансный характер. Стены украшаются лепными узорами или резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, завешиваются гобеленами. В цветовой гамме преобладает сочетание белого с золотом. Величественность форм, некоторый произвол в использовании элементов ордерной архитектуры, обильная, но органически связанная с мебельными формами декорировка - таковы основные особенности стиля Людовика XIV.

А 2017-ый, если верить китайскому календарю, пройдет под знаком этой яркой птицы, самое время вспомнить о костюме в стиле барокко.

Иасент Риго
Портрет Людовика XIV


Барокко - самый яркий, самый пышный, самый нарядный стиль как в истории искусства, так и в истории костюма. Никогда до и никогда после мода не была настолько сложной и при этом неимоверно прекрасной. Никогда ранее стиля барокко мужской костюм не был так же изящен и наряден, как и женский.


Николя де Ларжийер
Портрет Людовика XIV с семьёй


Стиль французского барокко (в костюме стиля барокко была еще и испанская мода, особенно в первой половине XVII века) - это стиль вечного праздника. В костюме – это плиссировки и буфы, каскады лент, рюшей, оборок и бантов. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название для данного времени – галантная эпоха.

Любимый металл стиля барокко – золото. И во Франции XVII века считалось, что золота много не бывает. Позолоченные рамы картин и зеркал, золотые люстры, вышивка золотыми нитями. А с золотом идеальнее всего носить алмазы. Алмазы нашивались на одежду, алмазы использовались в качестве пуговиц в мужском костюме.

Стиль барокко во Франции связан с именем короля Людовика XIV. Людовика XIV называли «королем-солнце», а сам он говорил про себя «Франция – это я». При Людовике XIV был построен Версаль – загородная резиденция французского короля в стиле барокко.

Людовик практически все время пребывал в Версале, а с ним и его двор. Со второй половины XVII века и до начала века XVIII вся мода в Европе зависела от Версаля. То, что носили придворные Людовика XIV и он сам, вскоре становилось модным во всей Европе.


Шарль Лебрен
Канцлер Сегье


Очень нарядным был мужской костюм. Мужчины носили нижние, обязательно кружевные, сорочки, поверх которых надевался жилет и жюстокор. Жилет всегда был короче на 10-15 см верхней одежды – жюстокора.

Жюстокор изначально считался военной одежой, однако со второй половины XVII века его начнут носить придворные аристократы Людовика XIV, а затем и .


Шарль Лебрен
Конный портрет Людовика XIV


Жюстокор – это одежда длиной до колен, прилегающего силуэта, расширяющая книзу. Обязательно с широким поясом. Жюстокор украшался нарядными пуговицами, в том числе они могли быть и брильянтовыми. У жюстокора также было два кармана спереди и три разреза – два по бокам и один сзади.

Разрезы делались для удобства езды верхом. Также жюстокор украшала вышивка. Из-под рукавов жюстокора обязательно должны были быть видны кружевные манжеты нижней рубашки.


Портрет Шарля Лебрена работы художника Никола Ларжильера


Также с жюстокором носили белый шейный платок, прообраз современного галстука. Считается, что данный платок французские аристократы позаимствовали у солдат-наемников из Хорватии. Так что страной-родиной галстука вполне можно считать именно Хорватию.


Портрет Мольера кисти художника Пьера Миньяра
«От башмаков до шляпы – банты, ленты, банты, ленты …» - писал Мольер о моде французских аристократов XVII века


Был и вариант жюстокора, который могли носить только члены королевской семьи. Это было прописано в указе Людовика XIV, принятом в 1660-е годы. Такой жюстокор назывался «жюстокор по привилегии». Выглядел он следующим образом – синего цвета на красной подкладке, расшитый золотом и серебром.


Автопортрет художника Пьера Миньяра
(в домашнем халате)


С жюстокором мужчины по французской моде стиля барокко носили узкие короткие, длиной до колен, штаны под названием кюлоты и длинные белые шелковые чулки, а также туфли, зачастую украшенные бантом.


Портрет Кольбера – министра финансов короля Франции


Обязательным элементом мужского придворного костюма XVII века был парик. В те времена мужчины носили длинные напудренные (цвет под седину) парики, завитые крупными локонами.

По легенде, то ли Людовик XIV, то ли еще его отец Людовик XIII, рано поседел, вот и появилась мода на белые, словно «седые», парики. Среди горожан в те времена ходила шутка о том, что аристократы теперь потребляют муку не только внутрь, но и посыпают ей головы.


Людовик XIV вместе с братом и Кольбером посещают
Мануфактуру Гобеленов


Макияж также не был чужд мужчинам XVII века. Аристократы вне зависимости от пола белили лица и ярко румянили щеки.


Портрет мадам де Монтеспан
ателье художника Пьера Миньяра


Женский костюм французского барокко был сложен и наряден, как и мужской. Женщины носили парадные платья с пышными юбками на каркасе. При этом низ платьев второй половины XVII века состоял из трех юбок.

Самая нижняя юбка называлось «тайной». Средняя юбка платья называлась фрипон, что означало «шалунья». Такая юбка чаще всего шилась из более легких тканей, к примеру, тафты или муара. Нижняя часть средней юбки фрипон была видна из-под верхней юбки и поэтому украшалась рядами кружев, бахромы, кисточек, оборок, воланов.


Портрет мадам де Монтеспан
фаворитка короля Франции Людовика XIV


Верхняя юбка называлась модест, что означало «скромная». Ее шили из тяжелых и однотонных тканей. К примеру, атлас, парча, бархат. К слову, цвета как женского, так и мужского костюмов в стиле барокко чаще всего были темными и насыщенными. Особенно популярными были темно-красный и темно-синий цвета.

Верхняя юбка модест разрезалась и поднималась по бокам, демонстрируя среднею юбку фрипон и свою собственную подкладку. При этом к лифу платья она крепилась при помощи бус либо нарядных шнурков.


Мадам де Монтеспан и ее дети


Лиф платья украшался рядами кружев или же бантов. Рукава были длиной до локтя и украшенные кружевной оборкой. Во Франции XVII века была мода на глубокие декольте. Моду на практически неприличные декольте, настолько они были глубоки, ввела одна из фавориток короля Людовика XIV мадам де Монтеспан.


Мадам де Монтеспан


Моду в женском костюме чаще всего диктовали именно фаворитки короля. И в последние годы жизни Людовика XIV, когда его фавориткой стала набожная маркиза де Ментенон, мода на открытые декольте платьев уходит в прошлое. Также исчезают и обильные украшения. Платья придворных дам последних лет правления Людовика XIV в целом становятся более скромными и менее нарядными.


Королева Мария Терезия Австрийская – жена Людовика XIV


Также обязательным элементом женского костюма XVII века являлся корсет. Целью корсета, который делался из китового уса, было сделать как можно более узкой женскую талию.

Корсетом иногда затягивались до такой степени, что в душном помещении было трудно дышать и женщины часто падали в обмороки. Поэтому дамы XVII века обязательно носили с собой нюхательную соль. Использование корсета в женском гардеробе также негативно сказывалось и на здоровье женщин того времени, так как из-за длительного ношения корсета происходили деформации внутренних органов.


Слева - Гортензия Манчини, герцогиня де Мазарен
Сестра Марии Манчини


Справа - Мария Манчини. копия с портрета Якоба Фута
Одна из пяти дочерей кардинала Мазарини
и первая любовь короля Людовика XIV


чаще всего были высокими. К примеру, в моду входит прическа «фонтанж», названная в честь еще одной фаворитки Людовика XIV Анжелики де Фонтанж. Такая прическа состояла из ряда взбитых волос, лент и кружев, уложенных на высокий проволочный каркас.

Франсуаза д’Обинье
Маркиза де Ментенон
После смерти своей жены Марии Терезии Австрийской,
Людовик XIV тайно женится на маркизе де Ментенон


Ткани платьев в стиле барокко обязательно украшались орнаментами и рисунками – плоды граната, декоративные цветы, завитки, виноградные гроздья. Очень популярным был узор трельяж – ромбовидная сетка с розетками.


Портрет Маркиза де Ментенон
До того как стать фавориткой короля, а затем и его женой,
маркиза де Ментенон была нянькой детей Людовика XIV
и его самой влиятельной фаворитки мадам де Монтеспан


Но не только парадные платья носили дамы XVII века. Появляется мода и на домашнюю одежду. К примеру, именно во времена стиля барокко появляется такой элемент женского костюма как дезабилье - простое домашнее платье из легкой ткани. В дезабилье либо прозрачном пеньюаре и тонких шелковых чулках дамы XVII века вполне могли себе позволить принимать гостей по утрам в собственном будуаре.

Не забывают о моде стиля барокко и современные дизайнеры. Так, множество барочных мотивов всегда можно найти в коллекциях бренда Dolce & Gabbana. Не стала исключением и коллекция сезона . Множество декора, черные и белые сочетания, насыщенные яркие цвета. Все, что стоит носить, в год петуха.