Плеханов георгий валентинович - биография. Плеханов Георгий Валентинович: краткая биография, семья, основные идеи


(1856-1918) русский философ и писатель

Будущий основатель русского революционного марксизма происходил из небогатой дворянской семьи и родился в небольшом имении неподалеку от Тамбова. Его отец, Валентин Петрович, штабс-капитан в отставке, был человеком образованным, и соседи даже считали его «вольтерьянцем», как называли тогда последователей французского философа и писателя Вольтера. Мать Плеханова была внучатой племянницей Белинского. Она сама учила детей русскому и французскому языкам, математике, географии.

По семейной традиции Георгий избрал себе военную карьеру, поступив в Воронежскую военную гимназию. Она считалась одной из лучших в России. В гимназии убеждения молодого человека коренным образом изменились, и его идеалом стал Николай Гаврилович Чернышевский . Георгий Плеханов стал задумываться над тем, стоит ли ему посвящать себя военной карьере.

Тем не менее после окончания гимназии он поступил в Константиновское артиллерийское училище в Петербурге, но всего через три месяца после этого подал рапорт об освобождении от военной службы. Принять такое решение ему было нелегко. К этому времени у Плеханова умер отец, имение находилось в запущенном состоянии, и семья ждала от него помощи. Но он уже твердо решил изменить свою жизнь и избрал для себя тот путь, по которому прошла большая часть интеллигентов-разночинцев.

Увлечение химией и естествознанием привело Георгия Валентиновича Плеханова в Петербургский горный институт, куда он поступил осенью 1874 года, блестяще выдержав конкурсные экзамены. Он с удовольствием учился и зарекомендовал себя аккуратным и способным студентом. Однако, несмотря на интерес к естественным наукам, Плеханов вскоре понял, что у него «общественные интересы преобладают над всеми прочими».

Юноша вступает в кружок народников, где знакомится с видными революционерами - С. Перовской, А. Михайловым, С. Степняком-Кравчинским. Вскоре он начинает вести пропагандистские занятия среди рабочих. После выступления на демонстрации 6 декабря 1876 года ему пришлось перейти на нелегальное положение и на некоторое время уехать из России. Вернувшись летом 1877 года, он становится активным деятелем народничества - печатается в нелегальной газете «Земля и воля», выступает на различных собраниях. Во время похорон Н. Некрасова, Георгий Плеханов смело вступил в полемику с Достоевским, доказывая, что Некрасов был выше Пушкина.

Движение народников было направлено против политики правительства, и власти, естественно, всячески препятствовали их деятельности. Над Плехановым тоже вскоре нависла угроза ареста, и ему пришлось эмигрировать. Уезжая из России, он не знал, что вернется сюда только в 1917 году.

Период эмиграции стал для него огромной жизненной школой. На его долю выпали тяжелые испытания. Скрываясь от преследований, он постоянно переезжал с места на место, бывали времена, когда он оставался совершенно без денег и голодал. Однако физические лишения не повлияли на его целеустремленность. Именно в это время Георгий Плеханов получил всеобщее признание как политический вождь, завоевал славу серьезного литературного критика, сделал научные открытия в социологии, истории, эстетике.

Плеханов Георгий Валентинович первым из русских революционеров заинтересовался идеями марксизма, а вскоре окончательно порвал с народниками и даже стал их убежденным противником. С 1882 года, когда Ленину было еще только 12 лет, он уже стал марксистом. Тогда же он впервые перевел некоторые труды Маркса и Энгельса на русский язык, а также написал ряд собственных работ, в которых отстаивал и развивал марксистские взгляды. Плеханова больше считают теоретиком, но он занимался и практической деятельностью. Так, в 1883 году Георгий Плеханов создал в Женеве первую русскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда» - и был автором ее программных документов.

Георгий Валентинович Плеханов также установил и поддерживал тесные связи с другими деятелями рабочего движения в Европе, а с момента основания Второго Интернационала в 1889 году активно участвовал в его работе и был знаком с Энгельсом. Несмотря на свою активную политическую деятельность, Плеханов чувствовал свою оторванность от России, поэтому с радостью принимал приехавших оттуда революционеров. В 1895 году он встретился с Лениным, а позже принял участие в работе ленинской газеты «Искра». Однако между ними почти сразу же возникли разногласия по поводу реализации идей марксизма в России. Георгий Плеханов считал, что революция в стране возможна только тогда, когда там разовьется капитализм, а поскольку капитализм в России находился, как он писал, в «младенческом возрасте», то она, конечно, еще не готова к революции. Причем он считал, что должна произойти буржуазно-демократическая, а не пролетарская революция. Ленин же придерживался прямо противоположных взглядов. Поэтому в 1903 году, когда Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) разделилась на два лагеря - большевиков и меньшевиков, Плеханов и Ленин оказались по разные стороны баррикад.

Случилось так, что во всех своих надеждах Георгию Плеханову довелось пережить жесточайшее разочарование. Русская революция произошла задолго до того, как в стране развился капитализм. Поэтому он и называл тактику Ленина «беспочвенной политической импровизацией». Он основал собственную газету «Единство» и на ее страницах вел полемику с большевиками. Но Плеханов не мог оставаться в стороне, когда революция в России все-таки произошла.

Поздно вечером 31 марта 1917 года он приехал в Петербург. Поскольку в то время он принадлежал к так называемым «оборонцам», призывавшим вести войну до победного конца, то с большевиками, которые придерживались противоположного взгляда, у него сразу же установились напряженные отношения. Деятели Временного правительства, напротив, стали посещать его, пытаясь склонить на свою сторону. У Георгия Плеханова побывали В. Пуришкевич, М. Родзянко, Александр Колчак . Но он не спешил ни с кем сотрудничать, не желая поддерживать воинствующие политические группировки. Октябрьскую революцию он также не принял, считая, что она ведет страну по ложному пути.

Когда войска Керенского потерпели поражение, большевики произвели у Плеханова обыск. Он тяжело переживал это событие. Возможно, оно косвенным образом сказалось на состоянии его здоровья. Спустя всего семь месяцев после этого, 30 мая 1918 года, Плеханов Георгий Валентинович умер.

(ныне Санкт-Петербургский горный университет).

С середины 1870-х годов Плеханов участвовал в студенческом движении, вошел в революционный народнический кружок, вел пропаганду среди петербургских рабочих.

В марте 1876 года он был арестован, но освобожден за недостатком улик.

В декабре 1876 года на Казанской демонстрации в Петербурге выступил с революционной речью, после чего, опасаясь ареста, перешел на нелегальное положение, отчислен из института.

В начале 1877 года Плеханов нелегально перешел границу, жил в Западной Европе, летом 1877 года вернулся в Россию, жил в Саратове, затем в Петербурге, где участвовал в окончательном оформлении революционной организации "Земля и воля" и был одним из редакторов одноименной подпольной газеты.

В 1879 году, после раскола народнической организации "Земля и воля", он стал одним из руководителей революционно-народнической группы "Черный передел".

С января 1880 года жил в эмиграции — Швейцарии, Италии, Франции и других странах Западной Европы. В этот период посещал лекции в Женевском университете и Сорбонне, установил личные контакты с лидерами западноевропейской социал-демократии.

В 1882 году Плеханов перевел на русский язык и издал "Манифест Коммунистической партии".

В 1883 году Плеханов вместо "Черного передела" основал группу "Освобождение труда", в которую вошли, кроме него, Вера Засулич, Павел Аксельрод, Лев Дейч, Василий Игнатов. Группа занималась просветительской работой: переводом и изданием трудов Маркса и Энгельса для России.

С 1880-х годов петербургские марксисты поддерживали связи с Плехановым и его группой, наладили доставку в Петербург их изданий, помогли организовать в Петербурге легальное издание работ Плеханова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895, под псевдонимом Н. Бельтов) и "Обоснование народничества в трудах господина Воронцова (В. В.)" (1896, под псевдонимом А. Волгин), которые сыграли большую роль в распространении марксистских идей среди российской интеллигенции. Под различными псевдонимами Плеханов сотрудничал в петербургских журналах "Новое слово", "Научное обозрение" и др.

В 1900-1903 годах Плеханов участвовал в организации газеты "Искра", был одним из главных участников II съезда Российской социал-демократической партии (РСДРП). Избирался членом редколлегии газеты "Искра" и председателем совета партии. После съезда из-за усилившихся разногласий с Владимиром Лениным Плеханов стал одним из меньшевистских лидеров.

Во время первой российской революции 1905-1907 годов, не имея возможности приехать в Россию, выступил против большевиков по основным тактическим вопросам — полагал несвоевременной забастовку, приведшую к неподготовленному, не поддержанному армией Декабрьскому восстанию в Москве.

В 1909 году он начал труд "История русской общественной мысли", который не успел завершить. http://hrono.ru/biograf/bio_p/plehanov1gv.php

После Февральской революции в ночь на 14 апреля (1 апреля по старому стилю) Плеханов вернулся в Петроград.

С мая 1917 года он жил главным образом в Царском Селе (ныне город Пушкин), возглавлял социал-демократическую группу "Единство", выступал в поддержку Временного правительства и его политики "войны до победного конца", против большевиков и их курса на социалистическую революцию.

С сентября 1917 года Плеханов тяжело болел (обострение туберкулеза легких).

К Октябрьской революции отнесся отрицательно. После Октябрьского переворота Георгий Плеханов вместе с Засулич и Дейчем обратился с "Открытым письмом к петроградским рабочим", где предрек грядущую гражданскую войну и разруху.

С января 1918 года он находился в санатории "Питкеярви" близ Териок (в то время на территории Финляндии, ныне в районе города Зеленогорск Курортного района Санкт-Петербурга).

30 мая 1918 года Георгий Плеханов скончался в Териоках. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

В 1924 году имя Плеханова было а (ныне Российский экономический университет).

В 1925 году в Санкт-Петербурге был установлен памятник Георгию Плеханову .

В 1928 году село Гудаловка было переименовано в село Плеханово . В декабре 2006 года здесь был открыт памятный знак в честь 150-летия со дня рождения Плеханова.

В 1998 году перед домом-музеем была установлена скульптура революционного деятеля.

Георгий Плеханов был женат на участнице народнического движения , враче по образованию Розалии Боград (1856-1949). После смерти Плеханова занималась работой по увековечиванию его памяти и сохранению его архива. С 1928 года заведовала Домом Плеханова (филиал Российской национальной библиотеки) в Ленинграде. Умерла в Париже, похоронена на могиле мужа на Волковском кладбище.

У Плехановых остались две дочери — Лидия и Евгения. Лидия Плеханова Ле-Савуре (1881-1978) была врачом-невропатологом. Евгения Бато-Плеханова (1883-1964) перевела произведения отца на французский язык, написала о нем статью в Британскую энциклопедию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Первый русский марксист, выдающийся литературный критик и теоретик искусства Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря 1856 года в селе Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне с. Плеханово Грязинского района). Его отец – небогатый тамбовский помещик – Валентин Петрович Плеханов был человеком суровым и требовательным к себе и окружающим. От матери Марии Федоровны, урожденной Белинской (внучатой племянницы В. Г. Белинского), Георгий унаследовал доброту, впечатлительность, внимание к людям.

В доме Плехановых имелась большая библиотека, в которой преобладали книги по военному делу. Георгий просиживал в ней часами и, начитавшись книг по военному искусству, решил посвятить себя военной службе. Он успешно сдал приемные экзамены в Воронежскую военную гимназию и был зачислен сразу во второй класс.

Кроме изучения военных наук, Георгий Плеханов много работал над собой, познакомился с сочинениями классиков русской литературы, лучшими произведениями критиков революционно-демократического лагеря. На всю жизнь стали для него близкими имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Белинского, Чернышевского.

В 1873 году Плеханов окончил военную гимназию (незадолго перед этим умер его отец) и поступил в Константиновское военное училище, где пробыл недолго, всего несколько (месяцев, после чего ушел в отставку и вернулся на родину – в село Гудаловку. Отсюда в конце марта 1874 г. он уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Горный институт.

Во время учебы в училище, а затем в Горном институте Г. В. Плеханов несколько раз приезжал в родные места, жил в Гудаловке и в Липецке. Удивительная природа Черноземья, первые впечатления детства и отрочества, несомненно, повлияли на формирование его эстетических вкусов.

«Когда я познакомилась с «зеленым городком» – с Липецком, действительно утопающим в зелени, с чудным его местоположением на холмах, с которых открывается незабвенный вид на долину реки Воронеж, с его сияющими прудами, озерами, сочными лугами и густыми хвойными лесами, – сказала себе: мне понятна теперь любовь Георгия Валентиновича ко всему прекрасному, к природе, животным, скульптуре, поэзии. Здесь, в Липецке, развилась эта поэтическая сторона натуры Георгия Валентиновича» 1 – так писала его жена Розалия Марковна после посещения родины Плеханова в 1927 году.

В 1876 году Г. В. Плеханов окончательно становится на революционный путь, а летом 1877 года его отчисляют из института. Мировоззрение Плеханова претерпело сложную эволюцию. Являясь вначале лидером народнической организации «Земля и воля», он под влиянием идей марксизма порывает с народничеством и становится страстным сторонником и пропагандистом марксистских идей в России.

С января 1880 года до Февральской революции 1917 года Плеханов живет в эмиграции (Швейцария, Италия, Франция).

Активно участвуя в борьбе идей, Плеханов написал много трудов по эстетике. Его интерес к вопросам искусства был постоянным.

Период с 1883 по 1903 год был в творчестве Плеханова – литературного критика – наиболее плодотворным. В эти годы были написаны работы: «Белинский и разумная действительность» (1897), «Литературные взгляды Белинского» (1897), «Эстетическая теория Чернышевского» (1897), «Письма без адреса» (1899-1900).

В них Плеханов выступил с защитой революционно-демократических традиций в эстетике и критике. Среди последователей Маркса он больше других сделал для применения исторического материализма к эстетике, теории искусства и литературы.

К числу примечательных теоретических и критических выступлений Плеханова относятся статьи «Пролетарское движение и буржуазное искусство» (1905), «Генрик Ибсен» (1906), «К психологии рабочего движения» (1907), «Искусство и общественная жизнь» (1912-1913), статьи о Л. Н. Толстом, а также многочисленные письма Плеханова к деятелям литературы и искусства.

Вернувшись в Россию 31 марта (13 апреля) 1917 года, Плеханов стал свидетелем Октябрьской революции, но не принял ее, хотя и не выступил против Советской власти.

По собственному его предсмертному желанию он был похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде, близ дорогих ему могил Белинского и Добролюбова. Архив и библиотека Плеханова хранятся в специально созданном в Ленинграде Доме Плеханова.

Чтут память своего земляка липчане. В 1928 году с. Гудаловка было переименовано в с. Плеханово, в том же году улица Продольная в г. Липецке была переименована в улицу Плеханова. В 1972 году в его честь названа площадь Плеханова в районе пересечения улиц Плеханова и Зегеля. В Липецке был открыт мемориальный музей Г. В. Плеханова, на котором в 1956 году была установлена мемориальная доска. 30 октября 1998 года перед домом-музеем была установлена скульптура Г. В. Плеханова (автор Е. А. Вольфсон). 6 декабря 2006 года в с. Плеханово Грязинского района был открыт памятный знак в честь 150-летия со дня рождения Г. В. Плеханова (скульптор И. Мазур).

1 Бережанский А. Годы на родине // Собеседник. – Воронеж, 1971. – С. 90.

Произведения автора

  • Сочинения: в 24-х т. – М.-Пг., 1923-1928. – (Ин-т ЕС Маркса и Ф. Энгельса. Б-ка науч. социализма).
  • Литературное наследие: в 8-ми т. – М.: Мосэкгиз, 1934-1940.
  • Избранные философские произведения: в 5-ти т. – М.: Госполитиздат, 1956-1958.
  • Избранные труды / сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. В. Тютюкин. – М. : Росспэн, 2010. – 550 с. – (Б-ка отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
  • За двадцать лет: сб. статей лит., экон. и филос.-ист. – Пб., 1905. – 652 с.
  • О задачах социалистов в борьбе с голодом в России. – СПб. : Изд. М. Малых, 1906. – 84 с.
  • Статьи о Толстом / предисл. В. Ваганяна. – Москва: Госиздат, [б. г.]. – 95 с.
  • Н. Г. Чернышевский. – Пб.: Шиповник, 1910. – 537 с.
  • 14-е декабря 1825 года: речь произнесённая на русском собрании в Женеве 14-27 декабря 1900 года. – Пг: Госиздат, 1921. – 31 с.
  • Искусство: сб. ст. / вступ. ст. Л. Аксельрод-Ортодокс и В. Фриче. – М.: Новая Москва, 1922. – 216 с.
  • Искусство и общественная жизнь. – М. : Московский ин-т журналистики, 1922. – 68 с.
  • Предшественники К. Маркса и Ф. Энгельса. – М. : Московский рабочий, 1922. – 230 с.
  • В. Г. Белинский: сб. ст.. – М.-Пг., 1923. – 333 с.
  • А. И. Герцен: сб. ст. – М., 1924. – 215 с.
  • Искусство и литература. – М.: Гослитиздат, 1948. – 888 с.
  • Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь / послесл. и примеч. У. Гуральника. – М. : Гослитиздат, 1956. – 248 с.
  • Литература и эстетика: в 2-х т. / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Б. И. Бурсова. – М.: Гослитиздат, 1958. – (Памятники мировой эстет. и крит. мысли).
  • Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова: в 3-х т. – М.: Наука, 1973.
  • Эстетика и социология искусства: в 2-х т. / вступ. ст. М. А. Лифшица; примеч. И. Л. Галинской. – М.: Искусство, 1978. – (История эстетики в памятниках и документах).
  • Политическое завещание: pro et contra (Последние мысли Г. В. Плеханова) / ред. А. Бережанский. – Липецк: Де-факто, 2006. – 120 с.

Литература о жизни и творчестве

  • Аптекман О. В. Георгий Валентинович Плеханов: из личных воспоминаний / О. В. Аптекман. – Л. : Колос, 1924. – 96 с.
  • Клоков А. Ю. К истории музея Г. В. Плеханова в Липецке // Бартеневские чтения: материалы межрегион. конф. 18-19 ноября 2003 г. – Липецк, 2005. – С. 113-117.
  • Бережанский А. Здесь жил Плеханов: музей человека, который предсказал последствия революции: [история создания музея Плеханова в Липецке. Экспозиция] // Музей. – 2005. – № 5. – С. 34-35.
  • Бережанский А. С. Плеханов: от народничества – к марксизму / А. С. Бережанский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Росспэн, 2006. – 264 с. – (Библиотека фонда Плеханова).
  • Георгий Валентинович Плеханов и деятели русской культуры: фотоальбом. – Липецк: Де-факто, 2006. – 33 с. – (К 150-летию Г. В. Плеханова).
  • Георгий Валентинович Плеханов: к 150-летию философа, мыслителя и общественного деятеля. – Липецк: Липец. обл. краеведческий музей: Респект, 2006. – 130 с.
  • Душа полна воспоминаний: Георгий Валентинович Плеханов и Липецкий край: из фондов Липецкой областной научной библиотеки, Государственного архива Липецкой области и архивного отдела г. Липецка. – Липецк, 2006. – 143 с.: ил.; 1 компакт-диск (CD-R).
  • Историко-философское наследие Г. В. Плеханова и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения Г. В. Плеханова, 5-6 дек. 2006 г. – Липецк: Ин-т развития образования, 2006. – 199 с.
  • Каталог мемориального фонда Г. В. Плеханова. – Липецк: Липец. обл. краеведческий музей, 2006. – 31 с.
  • Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) // Выдающиеся экономисты России и мира: сб. науч. трудов. – Липецк: ЛГПУ, 2006. – C. 12-20.: фото.
  • Ненахов А. В. Об исторических взглядах Г. В. Плеханова // Межвузовские научно-методические чтения памяти К. Ф. Калайдовича: сб. материалов. – Елец, 2006. – Вып.7. – С. 99-101.: ил., фото.
  • Щукина Е. П. Георгий Валентинович Плеханов: [по архив. материалам] // Вестник архивиста. – 2006. – Вып. 1. – С. 130-134.
  • Колтаков В. М. Дом-музей Г. В. Плеханова // Исторические и памятные места Липецка / В. М. Колтаков, А. В. Овчинников. – Липецк: Де-факто, 2007. – С. 77-83.: фото.
  • Григорьев Е. К. Маркс и его «ученики» на родине ленинизма: [Г. В. Плеханов, упомин. документы из ГАЛО] // Вопросы истории. – 2007. – № 1. – С. 58-78.
  • Шахов В. Великий сын Подстепья // Подъем. – 2007. – № 5. – С. 176-183.
  • Гудухин В. Озарение: документальная повесть о жизни и деятельности Г. В. Плеханова / В. Гудухин. – Липецк: Неоновый город, 2008. – 67 с.

Справочные материалы

  • Общественная мысль России XVIII-начала ХХ в. : энциклопедия. – М., 2005. – С. 404-407.: ил.
  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд. – Воронеж, 2009. – С. 413.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 62-66.
  • Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 446-447. : портр.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 578-579.: портр.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 271-277.: ил.
  • История русской литературы конца XIX–начала XX века: библиогр. указ. / под ред. К. Д. Муратовой. – М.-Л., 1963. – С. 339- 347.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. – М., 1999. – Т. 4. – С. 642-647. : портр.
  • Общественно-политические деятели Липецкого края: биобиблиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1980. – С. 3-4.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 84-88.

Плеханов Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918). Деятель российского и международного социал-демократического движения, философ, пропагандист марксизма. С 1880 г. - в эмиграции. Основатель первой социал-демократической ячейки в России - "Группы Освобождение Труда" в 1883 г. Один из крупнейших вождей социал-демократического движения в России и II Интернационала. Главнейшие заслуги Плеханова, помимо блестящего обоснования роли рабочего движения в России, относятся к области пропаганды и разработки основных проблем марксизма в целом ряде трудов и статей. Наиболее известны его следующие книги: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "Обоснование народничества в трудах В. В.", "К развитию монистического взгляда на историю", "Наши разногласия", "Beitrage zur Geschichte des Materialismus", "Н. Г. Чернышевский" и сборники статей "За 20 лет", "Критика наших критиков" и др. Плеханов был долгое время главарем меньшевистской фракции соц.-демократической партии России. Во второй половине 90-х г.г. и начале 900-х г.г. Плеханов развертывает следующую кампанию против оппортунизма "экономистов" и теоретической критики марксизма со стороны Бернштейна и Струве . Вместе с Лениным и др. он руководит "Искрой", а на 2 Съезде поддерживает Ленина против Мартова и Аксельрода. Но вскоре после Съезда Плеханов отходит к своим старым друзьям, а после московского декабрьского восстания 1905 г. провозглашает свое знаменитое сужденье: "не нужно было браться за оружие". В эпоху реакции в Плеханове снова просыпается до известной степени революционер, и в 1909 - 1911 г.г. он становится "певцом подполья", одновременно ведя идейную борьбу с антимарксистской философией Богданова. В довоенные годы Плеханов активно участвует также в Международном Социалистическом Бюро, выступая иногда с докладами на международных конгрессах. Война ликвидировала Плеханова, как политического вождя. Он сразу примыкает к крайнему, шовинистическому течению в социал-демократии, проповедует защиту отечества, борьбу до победоносного конца, фальсифицируя в этих целях ученье Маркса. После февраля Плеханов возглавляет наиправейшую социал-демократическую группу "Единство", не гнушаясь близостью с такими политическими негодяями, как Алексинский . В 1917 г. вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно.

1000 биографий . 2000 .

Смотреть что такое "Плеханов" в других словарях:

    1. Биография. 2. Эстетические взгляды Плеханова в свете его общих политических и философских взглядов. 3. Природа и сущность искусства. 4. Трактовка Плехановым проблем художественного процесса. 5. Принцины марксистской критики в понимании… … Литературная энциклопедия

    Плеханов, Георгий Валентинович Плеханов, Георгий Валентинович Георгий Валентинович Плеханов Дата рождения: 11 декабря 1856(18561211) Место рождения: с. Гудаловка … Википедия

    Георгий Валентинович (псевд. Н. Бельтов и др.) , рус. теоретик и пропагандист марксизма,… … Философская энциклопедия

    Плеханов, Георгий Валентинович Георгий Валентинович Плеханов Дата рождения: 11 декабря 1856(18561211) Место рождения … Википедия

    Георгий Валентинович (псевдонимы Н. Бельтов, А. Кирсанов, Н. Каменский, А. Волгин и др.) (1856 1918) обществ, деятель, публицист, эстетик и лит. критик, переводчик марксистской лит ры. Основатель рус. марксизма. Учился в Петербург … Энциклопедия культурологии

    ПЛЕШАКОВ ПЛЕШАНОВ ПЛЕШКОВ ПЛЕХОВ ПЛЕШКЕВИЧ ПЛЕХОВ ПЛЕШКЕВИЧ И Плехан и Плешак прозвища плешивых. (Ф) Отчество от древнерусского нецерковного мужского имени Плехан из нарицательного плехан лысый. В Суздальской Руси Плехан языческое божество,… … Русские фамилии

    Георгий Валентинович (1856 1918), политический деятель, философ, теоретик и пропагандист марксизма. С 1875 народник, один из руководителей обществ Земля и воля, Чёрный передел. С 1880 в эмиграции, основатель марксистской группы Освобождение… … Русская история

    Георгий Валентинович (1857 1918) русский мыслитель, один из основоположников социал демократизма в России, философ, социолог, теоретик искусства и проблем религии. Основные философские сочинения: «К вопросу о развитии монистического взгляда на… … Новейший философский словарь

    ПЛЕХАНОВ - Георгий Валентинович (1856 1918), деятель росс. и междунар. с. д. движения, философ, пропагандист марксизма. Уделяя большое внимание общим проблемам историч. материализма, П. подверг критике теорию социально историч. факторов, указывая, в… … Демографический энциклопедический словарь

Книги

  • Плеханов: жизнь, судьба, завещани , А. С. Бережанский. Первая часть включает несколько очерков, написанных на основе ранее неизвестных архивных и редких печатных источников, существенно обогащающих биографии самого Плеханова, его родителей,…

С годами мы так меняемся, что не только не узнаём самих себя – своих былых фотографий, своих когда-то записанных мнений, это бы ничего: всё развивается и в развитии меняется, – но в старости обидно вспомнить, как целые периоды, целые периоды твоей жизни направлены были не туда, потеряны были не на то, – обидно именно сейчас, когда так дорого последнее время – а нет его, когда так нужно, несравненно нужнее всего прежнего хоть сколько-нибудь сил – а нет их.

Почему так важно было столько сил убить когда-то на дискуссии с Михайловским? – разве в нём была истинная опасность? Или как мог сомкнуться с этим мелочно-злобным деспотом Лениным – и на 2-м съезде партии, и потом после ликвидаторов , и казалось, что они надолго вперёд заодно? А вот, в исторические и роковые дни России – кто выявился для неё коварнее, чем этот Ленин?

И недолог срок человеческой жизни, но и не так уж мал. И сколько раз за него мы успеваем повернуться и измениться? Мать (Белинская, отдалённая родственница критика) направляла к религии, отец ото всех 13 детей (от двух жён) требовал: трудиться! (Мелкопоместный, 200 десятин земли.) А Георгий, старший от второго брака, слушая о военных подвигах отца, отринул быть штафиркой, замечтал стать полководцем, и в 9 лет – в воронежскую военную гимназию, и там проглатывал военные книги, впрочем уже вступал и в диспуты с законоучителем. Потом – Петербург, Константиновское юнкерское училище и страстное подражание старшему единокровному брату Митрофану – выпускнику Академии Генерального штаба, блестящему офицеру, пессимисту и скептику под образ лермонтовского Печорина. (И загадочно кончил самоубийством, в Киеве, в саду св. Владимира.) Но уже и юнкером Георгий отклонялся ко взглядам демократическим и революционным. (Приехал домой, а мать склоняется продать землю не крестьянам, ниже цена, а купцу. Помешал: тогда сожгу хлеб у купца и объявлюсь властям. Продали крестьянам.) А желание быть полководцем – растерял. Окончив училище, выхлопотал освобождение от офицерской службы – и в 17 лет поступил в Горный институт. При смутных представлениях о народе – он жаждал идти в народ. И очень стеснялся: как это надо делать? Начал вести занятия с петербургскими рабочими. Кое-кто из них, а больше учащаяся молодёжь на праздничный Николин день в декабре 1876 года устроили демонстрацию у Казанского собора – и тут Плеханов выступил со своей первой революционной речью, ставшей знаменитой в истории России. А после неё при возгласах «да здравствует Земля и Воля!» развернули красное знамя, тоже первое в русской истории. Подступивших полицейских даже обратили в бегство. После того дня были аресты, но Плеханов ускользнул.

Плеханов в молодости. Фото 1870-х гг.

Три года жил по подложным документам. Пытался стать деревенским учителем по подложному аттестату. На рабочих похоронах в Петербурге студенческой группой отбили от ареста рабочего оратора. Искал, где мог, благоприятных случаев для агитации в народе. Ездил и на Дон, где казаки волновались против вводимого земства. Несколько раз задерживался полицией – но всегда удачно отпускали. Весной 1878 написал программу партии «Земля и Воля» : продолжать титанов народно-революционной обороны – Болотникова , Булавина , Разина , Пугачёва . А через год против этой программы пробилась мысль Александра Михайлова: работа среди крестьянства – медленна, трудна, это бочка Данаид, надо не агитировать в массах, а – наказывать и дезорганизовывать правительство, и тем мы достигнем народной свободы. И Ткачёв тоже призывал к прямому захвату власти революционным меньшинством, к диктатуре революционеров. Так – всё меньше верили в способность народа добиться чего-нибудь собственными силами, из народничества – вытравлялась вера собственно в народ! Плеханов воспротивился. Он соглашался на террор частичный – фабричный, аграрный, но лишь как дополнительное средство к агитации народных масс. И – ушёл с землевольческого съезда в Воронеже, создавал «Чёрный передел». Тот быстро умер, но из него пошли ростки российской социал-демократии. Эти три года Плеханов жил нелегально, и даже готовился не отдаваться в руки полиции без вооружённого сопротивления (не пришлось) – а в начале 1880, когда в Петербурге ожидалась массовая проверка паспортов, – выехал за границу, вместе с женой Розалией Марковной, курсисткой-медичкой.

А наверно – роковая ошибка. Выезжаешь – думаешь: на несколько месяцев, вот переждать сплошную проверку, кажется – опасный короткий период. Опасными кажутся – лишь преследования от царского самодержавия. А не знаешь, какой это сухой, выматывающий и безплодный ужас – эмиграция. Уезжаешь – на несколько месяцев, и кто бы тебе прошептал: на 37 лет! Сразу – туберкулёз (и вечный бронхит). Безденежье (твоё писательство нигде ничего не зарабатывает). Кормит – жена (а ей ещё надо добиться диплома доктора). Из трёх дочерей одна умерла, две растут почти не зная русского языка. Порыжелое пальтишко, жалкий костюм, бахрома брюк. Швейцарское правительство высылает (жена остаётся работать в Женеве, Георгий Валентинович – через границу, во французской деревне). Потом высылает и Франция. Лондон. Потом Швейцария разрешает вернуться – и 22 года там. (Даже и в Пятом году не было средств подняться на поездку в Россию.)

Отвергнутый пророк. Георгий Плеханов

37 лет – нищеты и выживания. А какая долгая духовная история этих же лет. После убийства Александра II – сочувствие к разгромленным народовольцам, надо их поддержать. Союз с Тихомировым. Потом разрыв с Тихомировым. «Освобождение труда». Полемика, полемика с народниками. И против изменника Струве. Подрастают молодые революционные марксисты – и с ними не в одно, полемика и с ними. Только создали партию – раскол. Потом хлипкое соединение. Опять раскол. А уму – простор десятилетий, есть время читать, обрабатывать чужое, думать своё. Маркс выводит понятие красоты только из производственной деятельности – узко. Почва красоты – несравненно шире, и даже может быть – биология? раса? Горький пишет предельно пролетарски-выдержанную «Мать» – но это бездарно тенденциозно. А Ропшин едва не заражает нас ренегатством от революции – но объективно это допустимо в искусстве. И какая-то сила затягивает в глубь веков – XVIII – XVII – XVI века, «История русской общественной мысли». Ты остаёшься верен своим революционным взглядам, но родная история ещё по-своему и по-новому омывает. А родной язык из древности – учит писать не так, как пишем мы наши брошюры.

Жил на родине – понимал её как поле агитации и боя, освобождение народа. Надо лишиться её – на десять лет, на двадцать, на тридцать, – чтобы ты с удивлением увидел, что любишь её даже такою, как она есть сейчас, – растоптанную самодержавием. Да наверно, вот это чувство родины удержало и в молодости вне террора народовольцев (хотя ведь и он тренировался когда-то, истыкивая табурет кинжалом, и восхищался чигиринской мистификацией). Не мог заставить себя быть пораженцем в японскую войну. А началась великая европейская война – и немецкие, французские социал-демократы поддерживают свои правительства, как бы к ним ни относились, – а что же мы? отринутей? безродней? Столько лет призывал Плеханов через Интернационал: душить Россию международной изоляцией, не давать ей ни кредитов, ни чего другого. А теперь написал социал-демократу думцу: голосование против военных кредитов было бы изменой России, голосуйте за. И предостерегал русских рабочих от революционных действий во время войны: это равнялось бы измене. Он обнаружил в себе чувство края – края гибели для родины.

И такой поворот совсем не лёгок: три четверти российских революционных эмигрантов ощерились на Плеханова как на предателя Интернационала. Сколько грязных оскорблений от грубого Ленина из Цюриха, от ядовитого Троцкого из Парижа – и за что? что Плеханов и его группа признали право народа защищаться, если на него напали. Такой «интернационализм» – несложная премудрость убогого состава. (И почему-то Троцкий всё поливал грязью только союзников, а Германии всё прощал, даже потопление санитарной «Лузитании».)

Ах, сумасшедший! Да кто ж его уймёт?

А у Казанского собора?

Член Совета Бройдо энергично нападал на правительство:

«Если бы мы захотели, то через два часа свергли бы это правительство и взяли власть в свои руки!» – «А вы не боитесь, что ещё через два часа и вас свергнут?» – «Нет, мы – народ, нас свергнуть нельзя!»

У Казанского собора!

И как же через эту сумятицу умов донести: и отечество в опасности, и социализм в опасности. Товарищи! если мы действительно стремимся к свободе – то какие между нами могут быть разногласия?..