Изобретатели от народа: породистые червяки и пылесос. Made in China — удивительные изобретения рядовых китайцев Какой русский ученый самоучка был основоположником


Паровоз Черепановых, трактор Блинова, станок Нартова, водоход Кулибина и прочие плоды пытливых умов

В России всегда не было недостатка в талантливых ученых и инженерах, которые двигали и продолжают двигать вперед науку и изобретают принципиально новые машины и приборы. Есть в этом кругу люди особые – изобретатели-самородки или, иными словами, самоучки. Не получив регулярного образования, они тем не менее умудрялись работать наравне с дипломированными специалистами, достигая высочайших результатов. Разумеется, в процессе работы эти люди занимались самообразованием, в свободные часы усваивая содержание как учебной литературы, так и фундаментальных научных трудов.

Андрей Константинович Нартов (1693 – 1756)

Изобретатель-самоучка родом из Москвы. В 17 лет начал работать токарем в Школе математических и навигационных наук. И за три года благодаря смекалке, пытливому уму и прилежанию сумел добиться такого авторитета, что о талантах Нартова узнал император Петр I. В результате Андрей Константинович был переведен в придворные мастерские для работ по металлу.

С этого момента начинается его изобретательская деятельность, способствовавшая восхождению по социальной лестнице. Став любимцем императора, Нартов на год был командирован в Европу для совершенствования в мастерстве и изучения «механической науки». По возвращении он был назначен заведующим токарней. И начал придумывать новые методы обработки металла.

Его главным изобретением стал первый в мире токарно-винторезный станок с суппортом и набором сменных зубчатых колес для изменения передачи. Увы, после смерти Петра I о станке, как и самом Нартове, забыли на долгие годы. О том, какой станок изобрел русский самородок, вспомнили лишь в конце XIX века, случайно обнаружив его чертежи и описание в государственном архиве.

На снимке: парадный копировально-токарный медальерный станок, выполненный по указу императора Петра 1 А.К. Нартовым в 1718-21 годах для изготовления Триумфального столпа во славу России/ Фото: Валентин Кузьмин/ ТАСС

Удаленный от дел, Андрей Константинович занялся составлением энциклопедии металлообработки и станкостроения, которую он назвал «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин». В ней он подробно описал 34 оригинальных токарных, токарно-копировальных, токарно-винторезных станков. Этот фундаментальный труд Нартов завершил незадолго до смерти. Сын Нартова передал рукопись в канцелярию Екатерины II. Этот бесценный труд долгие годы невостребованно пылился в придворной библиотеке.

Иван Петрович Кулибин (1735 – 1818)

Родился в купеческой семье, но регулярного образования не получил. В 32 года сделал уникальные по сложности часы, встроенные в яйцеобразный корпус. В этом замысловатом аппарате размещались механизм почасового боя, музыкальный автомат, настроенный на несколько мелодий, механический театр с выдвижными фигурками.

Слава о чудо-часах докатилась от Нижнего Новгорода до Петербурга, и механика призвали в столицу, где он сразу же стал заведовать механическими мастерскими при Академии наук. На этом посту он находился более тридцати лет.

Кулибин разработал несколько уникальных проектов, из которых была реализована лишь незначительная часть. Он предложил построить через Неву 300-метровый однопролетный арочный мост с деревянными фермами. 30-метровый макет выдержал испытания, однако дело не было доведено до конца из-за урезания бюджета. Прожектор, в котором одна лишь свеча давала мощный сноп света, был реализован в миниатюрном варианте для увеселения аристократии. Кулибину принадлежит авторство на судно «водоходного типа», которое движется против течения без какого бы то ни было двигателя – колеса с лопастями приводит в движение речное течение. Водоход должен был заместить труд бурлаков, однако правительство сочло это нецелесообразным.

Протез ноги, предложенный Кулибиным, одобрила Академия наук. Для Академии Иван Петрович создал множество полезных приборов. Однако при дворе ценились, прежде всего, его механические куклы, музыкальные шкатулки, фейерверки и прочий гламур.

Иван Иванович Ползунов (1728 – 1766)

Родился в Екатеринбурге в семье солдата. До 15 лет учился в школе при металлургическом заводе, после был взят в обученье главным механиком уральских заводов. С 1747 года Ползунов стремительно повышаясь по службе, решает широкий круг задач на уральских заводах – от устроения пилорамы с приводом от водяного колеса до модернизации сталеплавильного производства. При этом постоянно занимается самообразованием, просиживая все свободное время в заводских библиотеках.

В результате в 1763 году Ползунов создал паровую машину мощностью 1,8 л.с., которую начали применять на производстве. Распространено мнение, что Ползунов был в этом деле пионером. Однако это не вполне так. Различные проекты «атмосферных машин» начали возникать еще в XVII веке. Первый работоспособный образец паровика сделал и запатентовал в 1689 году английский инженер Томас Севери. Ползунов же сделал первую в мире двухцилиндровую машину, поршни которой работали на один вал. И лишь 20 лет спустя англичанин Джеймс Уатт предложил ряд конструкторских решений по повышению кпд машины.

А в 1966 году Иван Иванович создал машину с рекордной мощностью, равной 32 л.с. Год триумфа стал для Ползунова последним – он скоропостижно скончался от чахотки в возрасте 38 лет.

Ефим Алексеевич (1774 – 1842) и Мирон Ефимович (1803 – 1849) Черепановы

Отец и сын были крепостными заводчиков Демидовых. С 1822 года преуспевший в машиноведении отец служил главным механиком заводов Нижнего Тагила. Сын, пошедший по стопам отца, был его заместителем и соратником на поприще конструирования всяческих полезных машин. За свою карьеру они построили более 20 паровых машин, мощность которых лежала в пределах от 2 л.с. до 60 л.с.

Черепановы совершили несколько поездок в Швецию и Англию с целью изучения железнодорожного движения. На основании приобретенного опыта, а также природной смекалки в 1834 году они построили паровоз, который в силу низкой мощности паровой машины оказался экспериментальным. Год спустя появился уже вполне способный перевозить вагонетки с рудой паровоз. Для него протянули чугунную дорогу длиной в 854 метров от рудника до железоплавильного завода.

На снимке: паровоз Черепановых/ Фото: Олег Булдаков/ ТАСС

За громадный вклад в механизацию производственных процессов они немедленно получили вольную.

Однако их опыт на других российских предприятиях использован не был. А через некоторое время от паровой тяги отказались и на нижнетагильском заводе. Произошло это не из-за того, что паровоз был плох, а из-за отсутствия инфраструктуры, необходимой для нормальной работы железной дороги. Для эффективной работы паровой машины необходимо было наладить добычу угля. Но вместо него использовались дрова. Во-первых, на их заготовку тратилось много сил, приходилось вырубать большие лесные площади. Во-вторых, дрова менее эффективное топливо, чем уголь.

Федор Абрамович Блинов (1831 – 1902)

Из крепостных крестьян. Родился в Саратовской губернии. После отмены крепостного права, получив вольную, долго и мучительно продвигался к конструкторской деятельности. Вначале был бурлаком. Затем поступил на пароход кочегаром. Вырос до помощника машиниста, а через некоторое время стал машинистом.

Накопив денег, Блинов в 1877 году вернулся в родное село, намереваясь сказать свое слово в транспортном деле. Его первым изобретением, запатентованным в 1879 году, стал «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Роль бесконечных рельсов играли гусеницы, повышающие проходимость вагона. Первый вагон был на конной тяге.

В 1888 году изобретатель продемонстрировал новый вагон (по сути - трактор), который приводился в движение паровой машиной. Его скорость равнялась 3,5 км/час, а проходимость и грузоподъемность привели в восторг специалистов в области машиностроения.

Блинов немедленно стал знаменит. Его трактор с огромным успехом демонстрировался на крупных промышленных выставках. А изобретатель ушел в чистый бизнес. Открыв в родном селе завод по производству пожарных насосов, Блинов вскоре стал весьма состоятельным человеком.Дело Блинова продолжил его ученик Яков Васильевич Мамин (1875 – 1955), который в 1910 году создал трактор с дизельным двигателем, работающим на нефти.Владимир ТучковВ России всегда не было недостатка в талантливых ученых и инженерах, которые двигали и продолжают двигать вперед науку и изобретают принципиально новые машины и приборы. Есть в этом кругу люди особые – изобретатели-самородки или, иными словами, самоучки. Не получив регулярного образования, они тем не менее умудрялись работать наравне с дипломированными специалистами, достигая высочайших результатов. Разумеется, в процессе работы эти люди занимались самообразованием, в свободные часы усваивая содержание как учебной литературы, так и фундаментальных научных трудов.

01-05-2015, 17:05

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение 😆 самыми лучшими анекдотами! 😆 , или оцените наш канал на ЯндексДзен

Не оскудела еще земля русская народными талантами. Чего стоят одни изобретатели - самоучки. Так, изобретатель из Северодвинска Сергей Муракин сконструировал из обычного бытового пылесоса уникальный гидропневмодвигатель. Еще один интересный "самоделкин" фермер из Архангельска, который разводит "породистых" червяков — для производства биогумуса.

Можно ли стать в наше время как минимум региональной, а как максимум мировой знаменитостью в нынешней России самостоятельно, в одиночку, не пользуясь особой государственной поддержкой? Ну или благоволением, скажем, крупных финансово-промышленных структур? Отошло ли время самоучек-самоделкиных, левшей и кулибиных? Спору нет — Сколково и другие подобные научные и высокотехнологичные структуры стране пользу приносят, и немалую. Но…

Лет десять назад Pravda. Ru впервые написала о ставшем впоследствии знаменитым (как раз после наших публикаций) самодеятельном изобретателе Сергее Муракине из Северодвинска. По результатам испытаний его агрегата, сконструированного из обычного пылесоса "Буран" (еще советского образца), ученые тогда сделали вывод: гидропневмодвигатель может использоваться не только в качестве привода-движителя в устройствах различного назначения, но и как генератор на электростанциях малой и средней мощности.

Лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов сказал тогда про его изобретение: "Как работает этот самый гидропневмодвигатель, мы не понимаем… Но он, несмотря на это, все-таки работает!". Чуть позже обладающий лишь средним специальным образованием северодвинский самородок Муракин (закончил он машиностроительный техникум еще при СССР) запатентовал уникальную ветровую электростанцию, аналогов которой во всем мире нет.

Когда Сергей Михайлович подавал заявку на участие в международном конкурсе "Глобальная энергетика" (одним из инициаторов учреждения которой и был, кстати, академик Ж. Алферов), члены оргкомитета, пять нобелевских лауреатов, множество академиков и профессоров, пришли в недоумение: да ведь изобретения, хоть и работают, и испытания проходят, но все-таки законам "общепринятой" физики противоречат!

Как уже писала Pravda. Ru, в середине 2000-х Сергей Муракин разработал уникальную технологию преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, и снова привел в недоумение ученых. Суть: при трансформации вращательного движения в возвратно-поступательное (и наоборот) в устройстве Муракина напрочь отсутствуют такие "незаменимые", казалось бы, штуковины, как кривошип, шатун и коленчатый вал! Не может быть — но… все работает!

Автор этих строк в не раз в те времена лично общался с самоделкиным из Северодвинска — ведь благодаря нашим публикациям он, по большому счету, и приобрел известность, к нему по электронной почте посыпались вопросы. И предложения — в основном из-за границы. В частности, из США, Германии и Японии. Деньги сулили громадные…

Но Сергей Михайлович не раз рассказывал: его сокровенная мечта — чтобы изобретения начали работать "в Отечестве своем". Ветровая электростанция к тому времени уже подходила к стадии реализации в одной из уральских областей России. Свои мудреные железяки он возил в поездах, в обычном плацкарте, за свой счет — никто особо не хотел вкладываться в них, пока не будет показана их реальная отдача…

Недавно, наткнувшись на фамилию Муракина на одном из научно-технических интернет-форумах, решил ему позвонить. И… вдова сказала, что не так давно он ушел из жизни. Говорит, что устал пробивать со свои изобретения, за которые японцы и немцы предлагали ему огромные деньги. Но ни одно свое изобретение он "на сторону" так и не продал! Ну, а на родине они так и не пригодились…

Куда более счастливой оказалась судьба другого нашего героя, Григория Иванова из Архангельска. Этот простой архангельский фермер прямо в самом центре города, в подвале одного из вполне официальных учреждений взялся разводить червей для производства биогумуса.

Сейчас Григорий Иванов успешный бизнесмен, глава фермерского хозяйства. Центральный офис компании расположен сейчас в самом центре Архангельска в здании бывшей котельной. И опять же, когда я дозвонился до героя своей же публикации в Pravda. Ru, услышал печальное: бюрократические препоны и дороговизна долго не давали развернуться.

Характеризуя Ивана Петровича Кулибина, энциклопедия Кирилла и Мефодия (КМ) сдержанно сообщает: «Российский механик-самоучка (1735-1818). Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др».

При чтении этого абзаца у неподготовленного человека возникает ощущение, что Кулибин был-таки довольно приличным изобретателем (вон, за ним числится и фонарь, и семафор и даже «много др.»). Но с другой стороны всего-навсего механик (типа слесаря) да еще и самоучка.

С высокоученым европейцем эпохи Возрождения рядом не поставишь.

Поэтому, нарушая традиции написания рефератов и научных статей, посвященных каким-либо персоналиям, начну не с биографических данных, а с загадки.

Итак, известно, что Иван Кулибин, родившийся на Волге и с детства видевший тяжелый труд бурлаков, изобрел самоходную баржу. Которая (внимание!) сама шла против течения реки, используя в качестве движущей силы само (вы не поверите!) течение реки.

Да-да, это не ошибка и не опечатка. Кулибин действительно создал баржу, которая используя только силу течения шла … против течения.

Это кажется невероятным. Невозможным. Противоречит базовым законам физики.

Судите сами: даже если добиться того, чтобы тяжелая баржа имела нулевой коэффициент трения о воду (что невозможно!), то судно в лучшем случае оставалось бы на месте. Не дрейфовало бы по течению в низовья реки.

А тут баржа своим ходом шла ВВЕРХ.

Это же просто вечный двигатель какой-то!

Парижская академия наук отказалась бы рассматривать такой проект, так как это невозможно, потому что невозможно никогда!

Но Кулибин-то не проект предоставил, а настоящую баржу. Которая при большом скоплении народа действительно была спущена на воду и НА САМОМ ДЕЛЕ, у всех на виду, шла против течения, не используя никаких внешних сил.

Чудо? Нет, реальность.

И теперь, когда вы это знаете, попробуйте сами (как никак мы жители XXI века, вооруженные знаниями и обласканные техническим прогрессом) сообразить, как механик-самоучка(!) XVIII века добился столь удивительного эффекта, используя самые простые и доступные каждому материалы.

Пока вы думаете, для обострения мыслительных процессов приведу несколько основополагающих принципов изобретательства. Разработанных, естественно, в XXI веке.

Техническое решение считается идеальным, если нужный эффект достигается «даром», без использования каких бы то ни было средств.

Техническое устройство считается идеальным, когда устройства нет, но действие, которое оно должно делать, выполняется.

Способ, которым осуществляется техническое решение, является идеальным, когда расхода энергии и времени нет, но требуемое действие выполняется, причем регулированно. То есть столько, сколько надо и только тогда, когда надо.

Ну и в завершение: Вещество, используемое в техническом решении, считается идеальным, когда самого вещества нет, но его функция выполняется в полном объеме.

Вам не кажется, что деревенскобородый мужик-лапотник, а точнее механик-самоучка Иван Кулибин умел находить именно ИДЕАЛЬНЫЕ решения? Невозможные с точки зрения Парижской академии наук?

В книге Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» ярко живописуется, как титульный герой перехватил и исказил информацию, передаваемую при помощи семафорного телеграфа с испанского театра военных действий в Париж. Результатом стало обрушение биржи и грандиозное разорение одного из могущественнейших банкиров - врагов графа.

Ничего удивительного. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Хочется только подчеркнуть, что изобрел этот самый семафорный телеграф - Иван Петрович Кулибин.


Теперь о прожекторе.

Не забудем, что милостью ее императорского величества Екатерины II сын нижегородского купца-старовера Иван Кулибин был призван в столицу и там, в течение 32-х лет (с 1769 по 1801 год) заведовал механическими мастерскими Петербургской академии наук.

Петербург - город мореходный. А значит, подача световых сигналов в нем исключительно важна. Тут и маяки, ориентирующие суда и оберегающие их от попадания на мель, и передача информации с корабля на корабль…

До эпохи Кулибина суда для передачи сигналов использовали разноцветные вымпелы, поднимаемые на мачтах, и ручной семафор (лихой матросик с флажками). Понятно, что разглядеть эту красоту можно было только днем. На маяках ночью разжигали костры.

Но на деревянном судне открытый огонь слишком опасен, поэтому в море для освещения можно было использовать только свечу или фитиль, плавающий в плошке с маслом. Понятно, что мощность света от таких источников невелика и для передачи сигналов на сколь-нибудь приличное расстояние не годится. Так что ночью суда погружались во тьму и информационное молчание.

Изучив проблему, механик-самоучка Кулибин в 1779 сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававший мощный свет при слабом источнике. Важность такого фонаря-прожектора в портовом городе трудно переоценить.

Виктор Карпенко в своей книге «Механик Кулибин» (Н. Новгород, изд-во «БИКАР», 2007 год) так описывает событие:

«Как-то в темную осеннюю ночь на Васильевском острове появился огненный шар. Он освещал не только улицу, но и Английскую набережную. Толпы народа устремились на свет, творя молитвы.

Вскоре выяснилось, что это светит фонарь, вывешенный знаменитым механиком Кулибиным из окна своей квартиры, которая помещалась на четвертом этаже Академии».

Фонари пользовались огромным спросом, но Кулибин был плохим предпринимателем и заказы ушли к другим мастерам, которые нажили на этом не одно состояние.

Автомобиль

Леонардо да Винчи считается первым в истории изобретателем самобеглой коляски. Правда, у флорентийца она предназначалась для военных целей и, как сейчас утверждают, явилась прообразом современного танка.

Устройство, со всех сторон защищенное «броней» из дерева (современных пуль и снарядов в средние века не знали), передвигалось за счет мускульной силы нескольких человек, которые сидели внутри и вращали рычаги. (Типа «кривой стартер»).

Увы, изучив чертежи Леонардо современные специалисты оценили изобретение так:

Дэвид Флетчер, британский историк танков:

«- Да, сначала кажется, что ничего из этого не выйдет. Там внутри должны быть люди, вращающие рукояти, чтобы завращались колеса и с места сдвинулась махина бог знает какой тяжести. Я бы сказал, что это физически почти невозможно.

Для того чтобы это могло двигаться, нужно поле боя ровное, как стол. Камень - и оно остановится. Нора крота - и снова остановка. Противник умрет от смеха раньше, чем эта штука до него доедет.

Но это только с первого взгляда. Со второго - солдаты (!) британской армии заметили, что в чертеже есть принципиальная ошибка.

Шестерни на колесах расположены неправильно, - сказал один из тех, кого посадили внутрь Леонардовского танка и заставили крутить рукояти. - При таком устройстве переднее колесо крутится назад, а заднее - вперед. Так что это нужно исправить - переставить шестеренки. Тогда оба колеса будут одновременно двигаться в одном направлении.»

Как видите, изобретение Леонардо содержало принципиальные конструкторские недоработки. Причем, даже после их устранения механизм мог использоваться только в лабораторных условиях на идеально ровной поверхности, какой в реальной жизни не найти.

Теперь взглянем на изобретения Ивана Кулибина.


В Политехническом музее Москвы хранится несколько уменьшенных копий самодвижущейся коляски. Таковые (не копии, а настоящие изделия) изготавливались в механических мастерских Петербургской академии наук, которыми руководил Кулибин, и довольно широко использовались для прогулок аристократов.

Сотрудники музея подчеркивают, что кулибинская самобеглая повозка имела все части современного автомобиля: коробку скоростей, тормоз, карданный механизм, руль, подшипники качения… Единственное сходство с Леонардовским изобретением - приводилась сия конструкция в движение тоже за счет человеческих мускулов. Водитель крутил ногами педали, его усилия раскручивали тяжелый маховик… и через короткий промежуток времени, велоколяска, отличавшаяся завидной грузоподъемностью, могла развивать приличную скорость. От водителя требовалось только твердо держать руль и поддерживать маховик в постоянном вращении.

Мосты

Устраиваясь под покровительство миланского герцога Людовико Сфорца, Леонардо позиционировал себя, как военный инженер.

«Я могу создать легкие прочные мосты, - говорил он, - которые будет легко перевозить в ходе преследования. Или, упаси господи, бегства от врага. Так же я придумал способ осады замков, при котором первым делом осушается ров с водой».

И герцог принял его на службу. Однако, как человек здравомыслящий, (энциклопедии сообщают, что при нем «Милан стал одним из сильнейших государств Италии, центром наук и искусств») поручил новому служащему не строительство мостов новой конструкции, а нечто гораздо более скромное. Он доверил Леонардо (Умеешь осушать? - Осушай!) провести дренаж для ванной комнаты герцогини.

Энциклопедия КМ сообщает:

«В 1770-х гг. Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). В 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. Она была испытана специальной академической комиссией. Проект получил высокую оценку математика Л. Эйлера, по модели Кулибина проверившего правильность своих теоретических формул».

Очень любопытно упоминание о том, что знаменитый Эйлер не проводил расчеты для русского самоучки, а по его модели проверял СВОИ расчеты. Умный был человек, понимал, что «практика - критерий истины».

Вопрос: а зачем, собственно, Кулибину понадобилось изобретать мост такой необычной формы? Слава Богу, конструкций мостов с древнейших времен существует множество…

Дело в том, что Санкт-Петербург - крупный порт. И до сегодняшнего дня он принимает суда большого тоннажа и водоизмещения. Для того, чтобы эти громадные суда могли входить в город, основные мосты Санкт-Петербурга сделаны разводными.

А одноарочный мост, который предлагал Кулибин, как бы парил над Невой, касаясь земли только в двух точках - на правом и на левом берегах.

ЕГО НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ БЫ РАЗВОДИТЬ!

Мосты Кулибина, если бы их проект был принят, позволили бы океанским судам входить в порт не только ночами, а в любое время суток! И никаких затрат на обслуживание и ремонт разводных механизмов.


Часы

Общеизвестно, что столичная карьера Ивана Кулибина началась с того, что во время визита императрицы Екатерины II в Нижний Новгород, ей преподнесли изготовленные мастером часы. Размером они были с гусиное яйцо и вмещали (помимо собственно часов) ни много ни мало, как театр-автомат, музыкальную шкатулку и механизм, который все этим управлял. Всего «яичная фигура», которая теперь является жемчужиной в коллекции Эрмитажа, содержит 427 деталей.


Вот как описываются эти удивительные часы в книге Виктора Карпенко:

«Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая золоченый чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь.

По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся трижды.

Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба». В полдень часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен-мироносиц были отлиты из золота и серебра».

Часы, созданные Кулибиным, хранятся в кладовых Эрмитажа и, чтобы их увидеть, нужно приложить специальные усилия (договариваться, оформлять пропуск и т.п.). Гораздо доступнее знаменитые «Часы-павлин», изготовленные в Европе и выставленные в одном из залов Эрмитажа.

Это поистине грандиозное сооружение, которое даже в просторном Эрмитаже занимает значительную часть выделенного ему помещения.

Разумеется, как все произведенное в Европе, часы "Павлин” являются модной занимательной игрушкой и, заодно, произведением искусства. В "чудесном саду”, выполненным в натуральную величину, на золоченых ветвях дуба расположились павлин, петух, сова в клетке и белки. При заводе специальных механизмов фигуры птиц приходят в движение. Сова вертит головой, павлин распускает хвост и поворачивается к публике своей самой красивой частью (то есть тылом), петух кукарекает.

Плюс ко всем наворотам имеется и циферблат (в шляпке гриба), взглянув на который можно без всяких выкрутасов, чисто по-человечески узнать сколько время.

Часы были приобретены князем Потемкиным у английской герцогини Кингстонской, которая в 1777 году на собственном корабле с грузом художественных ценностей, вывезенных из Англии, приплыла в Санкт-Петербург.

У часов был только один недостаток: герцогиня вывезла их из Лондона в разобранном виде и, они более десяти лет лежали в кладовой, теряя свои части и детали. Например, из 55 граненых хрусталей, лежащих на основании часов, к 1791 году уцелел лишь один.

Светлейший князь Потемкин-Таврический, потративший на диковинку немалые деньги, призвал Кулибина и попросил «оживить бедных птичек».

Часы действуют до сих пор.

Часы различных конструкций Кулибин создавал во множестве: карманные, суточные, перстневые, часы с гуслями…

Но рассказать хочется еще лишь об одних. В 1853 году в журнале «Москвитянин» появилась заметка, подписанная неким П.Н. Обнинским. Он сообщал, что у него в доме находятся часы, созданные Кулибиным, и просил прислать комиссию для освидетельствования.

Чем же так интересно было это устройство?

Во-первых, часы были астрономическими. То есть показывали ход планет, затмения Луны и Солнца. Кроме того, часы указывали дату (день, месяц), а особая стрелка отмечала високосные годы.

Во-вторых, на минутной стрелке были устроены мелкие часы, в гривенник размером, которые не имея никакого сообщения с общим механизмом часов и не имея завода, показывают, тем не менее, время очень верно.

Фактически, здесь мы опять сталкиваемся с «вечным двигателем», изобретенным Кулибиным.


Считается, что образование для певцов, музыкантов, художников играет важную роль, однако, бывают и исключения. Как ни странно, самые популярные и харизматичные личности, добившиеся признания в мировой культуре и завоевавшие народную любовь, были самоучками. Биография этих самородков доказывает: если суждено тебе стать великим, ты им станешь. Главное – верить в себя и слушать, что подсказывает сердце.

Элла Фицджеральд

Королева джаза Элла Фицджеральд, чье пение вокалисты всего мира до сих пор считают эталоном, на самом деле была… самоучкой.

Девочка жила в бедной семье и музыке не училась, хотя и любила петь. Вокальную манеру она поначалу перенимала у своей любимой вокалистки Конни Босуэлл, пластинку с записями которой однажды в дом принесла мама. Позже она стала подражать и другим певцам, пока в итоге не сформировала свой вокальный стиль. Впрочем, помимо пения, юная Фицджеральд увлекалась кино, танцами, спортом...

После смерти любимой матери 14-летняя Элла совсем отбилась от рук. Она забросила учебу и даже какое-то время подрабатывала смотрительницей в борделе, а бывало, и вовсе бродяжничала. Все изменил случай. Элла решила принять участие в конкурсе талантов гарлемского театра «Аполло», за победу в котором организаторы обещали 25 долларов, и неожиданно победила. Кстати, сначала она собиралась участвовать как танцор, но в последний момент одумалась и выступила с вокальным номером. Именно после этого триумфа на юную самобытную девушку обратили внимание в музыкальном мире.


Не получив профессионального вокального образования, великая Фицжеральд всегда пела идеально: ее звук был бархатисто-завораживающим и чистым. Говорят, перед выступлением ей даже не нужно было распеваться.

Поль Гоген

Великий Поль Гоген заинтересовался живописью только во взрослом возрасте, когда работал брокером на бирже. Зарабатывая приличные деньги, он начал покупать картины известных художников и так увлекся процессом, что решил попробовать писать сам. Гоген начал общаться с парижскими художниками, изучать их приемы, что и было для него основной школой.


Ударившись в творческие поиски, Поль черпал вдохновение в далеких краях – например, на Таити. К сожалению, смена профессии негативно отразилась на финансовом положении семьи, и он расстался с женой.

Последние годы жизни были для художника не простыми, он даже пытался свести счеты с жизнью, но мировая слава к нему все-таки пришла. Правда, уже после смерти.


Айседора Дункан

Дункан – пожалуй, самая известная и харизматичная танцовщица прошлого века. С юных лет девочка из бедной семьи обожала танцевать, причем, делала это, не руководствуясь какими-то общепринятыми правилами, а так, как чувствовала. Своим странным танцам она пыталась обучать и других детей.

В 10 лет Айседора бросила школу, посвящая все свое время лишь музыке и танцам, и начала выступать на публике. В 18 она переехала в Чикаго, где продолжала нести свое самобытное искусство в массы.


Юную исполнительницу «экзотических» танцев все чаще стали приглашать в клубы. Постепенно она разработала свою танцевальную школу, стала мировой знаменитостью и новатором в хореографии, приобретя миллионы фанатов и последователей.

Джим Керри

Родители будущей голливудской звезды не могли дать сыну достойного образования: семья жила очень бедно. Кое-как окончив учебу, Джим работал на сталелитейном заводе и, как потом признавался в интервью, если бы не стал актером, то вкалывал бы там до сих пор.


Однако юноше повезло. С детских лет он любил кривляться и всех пародировать. И пусть сначала его талант комика не признавали (в 11 лет он отослал 80 своих пародий на известное шоу, но ответа не получил), зато потом он стал настоящей звездой. Первые шаги к славе он сделал в одном из комедийных клубов Торонто и со временем стал звездой этого заведения. А несколько лет спустя переехал в Лос-Анджелес, где после долгих взлетов и падений ему все-таки удалось обратить на себя внимание и в итоге стать одним из самых знаменитых актеров.

Морис Утрилло

Мать великого французского пейзажиста Мориса Утрилло подрабатывала натурщицей в художественных салонах. Ее советы и стали для юного Мориса главной «школой». А еще он часто ходил на Монмартр наблюдать за работой художников и с некоторыми из них даже подружился.


Когда Утрилло сам начал писать картины, первые его работы в художественных кругах не оценили, посчитав непрофессиональными, однако простым людям они нравились. Мировой знаменитостью Утрилло стал, когда ему было уже под сорок: его пейзажи признали шедеврами постимпрессионизма и примитивизма.

Правительство даже наградило Утрилло орденом Почётного легиона за вклад в развитие культуры Франции.


Джими Хендрикс

Композитор, певец, музыкант Джими Хендрикс, который не раз попадал в первые строчки рейтингов величайших гитаристов мира, тоже был самоучкой. Первую гитару он купил в 16 лет и так ею увлекся, что даже бросил школу. Искусству игры он учился, слушая записи известных музыкантов. Интересно, что, будучи левшой, Джимми держал гитару наоборот, но отец требовал от него играть правой рукой, как все, считая, что леворукость связана с нечистой силой. Чтобы родитель не отобрал у него гитару, юноша при нем играл правой рукой, а когда оставался один – левой.


Самообучение не прошло даром: Хендрикс стал виртуозом и легендой мирового рока. Считается, что он открыл новые возможности электрогитары, и многие музыканты учились играть именно «по Хендриксу».

Татьяна Пельтцер

В нашей стране тоже есть великие самоучки. Например, мало кто знает, что у одной из самых любимых и харизматичных советских актрис Татьяны Пельтцер не было театрального образования. Впрочем, это не помешало ей стать народной артисткой Советского Союза и лауреатом Сталинской премии.

Отец Татьяны Пельтцер был актером и режиссером. Девочка освоила актерскую профессию самостоятельно, наблюдая за работой папы, и первые свои роли исполнила именно в его постановках.


Отсутствие образования поначалу мешало ее карьере: в молодости Пельтцер поменяла много театров, роли получала не очень значительные. Впрочем, настоящая слава и признание ее все-таки нашли – в более зрелом возрасте Пельтцер стала одной из самых ярких звезд советского кино.

Кстати, русский художник-самоучка Павел Федотов, известный своими шедеврами, в XIX веке произвел настоящий фурор и даже

Интересно было бы узнать, как много среди моих читателей тех, кто хотел попробовать писать и всерьез заняться живописью, но остановился не из-за нехватки времени или нехватки фантазии, а из-за распространенного стереотипа о том, что достичь успеха в живописи можно лишь после долгих лет художественого образования?

Многие полагают, что художники-самоучки могут писать лишь в качестве хобби, но на успех, признание и богатство им рассчитывать не приходится.

Общаясь с многими людьми, я слышу это мнение в самых разных формах. Знаю даже многих художников, которые пишут, увлеченно и очень хорошо, но считают свои картины просто забавой лишь потому, что сами они не получили художественного образования.

Они почему-то полагают, что художник - это профессия, которая непременно должна быть подтверждена дипломом и оценками. И пока диплома нет, художником стать нельзя, хорошие картины писать нельзя, а даже если и написать работу «для себя», то уж о продаже её или выставлении на суд публики запрещено даже и думать.

Якобы, картины художников-самоучек сразу распознаются специалистами, как непрофессиональные, и вызовут только критику и насмешки.

Смело скажу - это все чепуха! Не потому, что я одна так считаю. А потому, что история знает десятки успешных художников-самоучек, чьи картины заняли достойное место в истории живописи!

Более того, некоторые из этих художников успели прославиться при жизни, а их творчество повлияло на всю мировую живопись. Причем есть среди них как художники прошлых веков, так и современные художники-самоучки.

Для примера расскажу вам только про некоторых из таких автодидактов.

1. Поль Гоген / Eugène Henri Paul Gauguin

Пожалуй, один из величайших художников-самоучек. Путь его в мир живописи начался с того, что он, работая брокером и зарабатывая хорошие деньги, начал приобретать картины художников-современников.

Это хобби увлекло его, он научился хорошо разбираться в живописи и в какой-то момент начал пробовать писать сам. Искусство увлекло его настолько, что он стал всё меньше времени уделять работе и все больше писать.

Картина «Шьющая женщина» написана Гогеном ещё в бытность его биржевым брокером

В какой-то момент Гоген принимает решение полностью посвятить себя творчеству , бросает семью и уезжает во Францию общаться с единомышленниками и работать. Здесь он начал писать действительно значимые полотна, но здесь же начались и его финансовые проблемы.

Общение с художественной элитой и работа совместно с другими художниками стали его единственной школой.

Наконец, Гоген решает полностью порвать с цивилизацией и слиться с природой, чтобы творить в райских, как он считал, условиях. Для этого он уплывает на острова Тихого Океана, сначала на Таити, затем на Маркизские острова.

Здесь он разочаровывается в простоте и дикости «тропического рая», постепенно сходит с ума и… пишет свои лучшие картины.

Картины Поля Гогена

Увы, но признание к Гогену пришло уже после его смерти. Через три года после его кончины, в 1906 году, в Париже была организована выставка его картин, которые были раскуплены полностью и позже вошли в самые дорогие коллекции мира. Его работа «Когда свадьба?» входит в рейтинг самых дорогих картин мира.

2. Джек Веттриано / Jack Vettriano (он же Джек Хогган)

История этого мастера - в некотором смысле противоположность предыдущей. Если Гоген умер в нищете, писав свои картины под гнетом непризнанности, то Хогган ещё при жизни успел заработать миллионы и превратиться в мецената только за счет своих картин.

При этом начал писать он в 21 год, когда подруга подарила ему набор акварельных красок. Новое дело так увлекло его, что он начал пробовать копировать работы известных мастеров в музеях . А затем начал писать картины на собственные сюжеты.

В итоге на первой его выставке все картины были раскуплены, а позднее его работа «Поющий дворецкий» стала сенсацией в мире искусства: её купили за $1,3 млн. Картины Хоггана покупают голливудские звезды и российские олигархи, хотя большинство художественных критиков считают их полной безвкусицей.

Картина Джека Веттриано

Большие доходы позволяют Джеку выплачивать стипендии для малообеспеченных одаренных студентов и заниматься благотворительностью. И все это - без академического образования - в 16 лет молодой Хогган начал работать шахтером, после чего нигде официально не учился.

3. Анри Руссо / Henri Julien Félix Rousseau

Один из самых известных представителей примитивизма в живописи, Руссо родился в семье сантехника, по окончании школы служил в армии, затем работал на таможне.

В это время он и начал писать, причем именно отсутствие образования позволило ему сформировать собственную технику, в которой богатство красок, яркие сюжеты и насыщенность полотна сочетаются с простотой и примитивностью самого изображения.

Картины Анри Руссо

Ещё при жизни художника его картины высоко оценили , Гийом Апполинер и Гертруда Штейн.

4. Морис Утрилло / Maurice Utrillo

Ещё один француский художник-автодидакт, без художественного образования сумевший стать знаменитостью мирового масштаба. Его мать была натурщицей в художественных мастерских, она же подсказала ему основные принципы живописи.

Позже все его уроки заключались в наблюдении за тем, как пишут великие художники на Монмартре. Долгое время его картины не признавались серьезными критиками и он перебивался лишь случайными продажами своих работ простой публике.

Картина Мориса Утрилло

Но уже к 30 годам его работы стали замечать, в возрасте сорока лет он становится знаменитым, а в 42 получает Орден Почетного Легиона за вклад в искусство во Франции . После этого ещё 26 лет он творил и нисколько не беспокоился об отсутствии диплома о художественном образовании.

5. Морис де Вламинк / Maurice de Vlaminck

Французский художник-самоучка, все официальное образование которого закончилось в музыкальной школе - родители хотели видеть его виолончелистом. В подростковом возрасте начал писать картины, в 17 лет занимался самообразованием вместе с другом Анри Ригалоном, а в 30 продал свои первые картины.

Картина Мориса де Вламинка

До этого времени он умудрялся кормить себя и свою жену уроками игры на виолончели и выступлениями с музыкальными коллективами в различных ресторанах. С приходом славы полностью отдался живописи, а его картины, в стиле фовизм, в будущем серьезно повлияли на творчество импрессионистов XX века.

6. Аймо Катаяйнен /Aim o Katajainen

Финский современный художник, работы которого относят к жанру «наивного искусства». В картинах присутствует много синего цвета- ультрамарина, что в свою очередь очень успокаивает… Сюжеты картин спокойные и умиротворящие.

Картины Аймо Катаяйнен

Прежде чем стать художником, изучал финансовое дело, работал в клинике для реабилитации алкоголиков, но все это время писал в качестве хобби, пока его картины не начали продаваться и приносить хороший доход, достаточный для жизни.

7. Иван Генералич / Ivan Generalić

Хорватский художник-примитивист, сделавший имя картинами с сельским бытом. Стал знаменитым случайно, когда его картины заметил один из студентов Загребской академии и предложил ему провести выставку.

Картина Ивана Генералича

После того, как его персональные выставки прошли в Софии, Париже, Баден-Бадене, Сан-Пауло и Брюсселе, он стал одним из самых известных хорватских представителей примитивизма.

8. Анна Мозес / Anna Mary Robertson Moses (она же Бабушка Мозес)

Известная американская художница, начавшая писать в 67 лет после смерти мужа, уже страдая артритом. Никакого художественного образования не имела, но её картину случайно заметил нью-йоркский коллекционер в окне дома.

Картина Анны Мозес

Он и предложил провести выставку её работ. Картины Бабушки Мозес быстро стали настолько популярными, что её выставки были проведены во многих европейских странах, а затем в Японии. В возрасте 89 лет Бабушка получила премию от президента США Гарри Трумена . Примечательно, что прожила художница 101 год!

9. Екатерина Медведева

Самый известный в России представитель современного наивного искусства, Екатерина Медведева не получила художественного образования, а писать начала, когда работала на полставки на почте. Сегодня она вошла в рейтинг 10000 лучших художников мира с 18 века.

Картина Екатерины Медведевой

10. Кирон Уильямс / Kieron Williamson

Английский вундеркинд-автодидакт, который начал писать в стиле импрессионизм в 5 лет , а в 8 впервые выставил свои картины на аукцион. В 13 лет он за полчаса продал на аукционе 33 свои картины за $235 тыс, а сегодня (ему уже 18) он — долларовый миллионер.

Картины Кирона Уильямса

Кирон пишет по 6 картин в неделю, а за его работами постоянно выстроена очередь. На образование у него просто не остаётся времени.

11. Пол Ледент / Pol Ledent

Бельгийский художник самоучка и творческая личность. Увлекся изобразительным искусством ближе к 40 годам. Судя по картинам, много экспериментирует. Изучал живопись самостоятельно …и сразу применял знания на практике.

Хоть Пол и брал несколько уроков по живописи, большую часть своего увлечения изучал сам. Учавствовал в выставках, пишет картины на заказ.

Картины Пола Ледента

По моим наблюдениям, пишут интересно и свободно именно творчески думающие люди, у которых незабита голова академическими художественными знаниями. И кстати, добиваются определенного успеха в арт нише не меньше художников-профессионалов. Просто такие люди не боятся смотреть на обычные вещи чуть-чуть шире.

12. Хорхе Масьел / JORGE MACIEL

Бразильский автодидакт, современный талантливый художник- самоучка. У него получаются чудесные цветы и красочные натюрморты.

Картины Хорхе Масьел

Этот список художников самоучек можно продолжать очень долго. Можно сказать, что Ван Гог, один из влиятельнейших художников мира, не получил официального образования, учился эпизодически у разных мастеров и так и не научился писать человеческую фигуру (что, кстати, и сформировало его стиль).

Можно вспомнить Филиппа Малявина, Нико Пиросмани, Билла Трейлора и множество других имен: многие известные художники были самоучками, то есть, учились Самостоятельно!

Все они - подтверждение того факта, что для успеха в живописи специальное художественное образование иметь необязательно.

Да, с ним легче, но можно стать хорошим художником и без него. Ведь самообразование никто не отменял… Равно как и без таланта - об этом мы уже говорили .. Главное, иметь жгучее желание учиться самостоятельно и открывать все яркие грани живописи в практике.