Фальцевая кровля из оцинкованной стали. Как соединить два листа оцинковки


Преимуществами кровли из стальных оцинкованных листов являются легкость, возможность покрыть крышу любой, даже достаточно сложной конфигурации, высокая прочность и долговечность (до 25 лет).

К недостаткам кровли можно отнести необходимость ее периодической окраски. Так, первый раз после уста­новки кровлю из оцинкованной стали необходимо окрасить через 8-10 лет, а последующую окраску прово­дить каждые 2-3 года. Кровлю из черной стали красят каждые 2-3 года.

Обрешетка под стальную кровлю делается из брусков сечением 50×50 мм, ширина шага которых не пре­вышает 200 мм. Вместо обрешетки из брусков можно сделать сплошной настил из досок, по которому сверху укладывается теплоизоляционный слой из толя или рубероида, а затем стальное покрытие. Такая конструкция кровли значительно увеличивает срок ее службы и утепляет чердак. Это особенно важно в том случае, когда чердачное помещение используется в качестве мансарды или здание находится в холодном климатическом поясе.

Бруски или доски обрешетки начинают прибивать от карниза к коньку. Через каждые четыре бруска при­бивают доску, на которой будут находиться стыки заготовленных листов (картин). Кроме того, сплошной настил из досок обязательно делается над карнизами и свесами крыши, под разжелобками и ендовами. Ширина такого настила должна быть не меньше 600-700 мм. В,’ Перед началом кровельных работ стальные листы сор­тируются, очищаются от ржавчины и грунтуются олифой или смесью олифы с суриком в соотношении 10:1. Загрунтованные листы должны быть хорошо высушены.

Затем приступают к изготовлению картин - сборных деталей рядового покрытия и заготовке листов для карнизных свесов, желобов, ендов и т. д.

Картина состоит из 2 и более листов, края которых подготовлены для фальцевых соединений. Удобнее всего работы по изготовлению картин вести на верстаке длиной 2 м и шириной 1 м с левым краем, выполненным в виде уголка.

По внешнему виду фальцевые соединения делятся на лежачие и стоячие, а по степени уплотнения - на одинарные и двойные.

Для выполнения одинарного лежачего фальца стальной лист кладут на верстак и при помощи чертилки на­мечают линию отгиба фальцевой кромки. Затем риску совмещают с ребром уголка и на углах листа при Помо­щи киянки делают два маячных отгиба. После чего по риске отгибают всю кромку, переворачивают лист и ото­гнутую кромку сваливают на плоскость. Такую же заготовку делают на втором листе. Первый и второй лист соединяют в замок и уплотняют киянкой. Для усиления соединения фальц необходимо подсечь металлической планкой и молотком.

Картины рядового покрытия (а) и карнизного свеса (б)


: а - расположение листа на верстаке и выполнение маячных отгибов; б - отгиб всей кромки; в - перевернутый лист с отогнутой кромкой; г - сваливание листа на плоскость; д - соединение листов фальцем и его уплотнение; е - подсечка.

Для соединения с использованием двойного лежачего фальца первые четыре операции выполняются так же, как для одинарного. После чего образовавшуюся кромку отгибают вниз на 90°, лист переворачивают на плос­кость. Подготовленный точно так же второй лист соединяют с первым, фальц уплотняют киянкой и подсекают его при помощи молотка и металлической планки.

В картинах рядового покрытия короткие стороны листов соединяются одинарными лежачими фальцами, а длинные стороны - двойными стоячими. Двойными лежачими фальцами соединяются картины карнизных све­сов, настенных желобов и покрытия разжелобков.


: а - отгибание кромки на 90°; б - перевернутый лист с отогнутой кромкой; в - сваливание листа на плоскость; г - соединение листов фальцем и его уплотнение.


: а - одинарный и двойной лежачий фальц; б - одинарный и двойной стоячий фальц.

Покрытие крыши листовой сталью начинается с покрытия карнизного свеса и установки над стенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образные ко­стыли на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20-40 см. И те, и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов собираются в блоки. Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соединены лежачими фальцами, ко­торые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложенные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойными лежачими фальцами и закрепляются гвоздями, исходя из расчета: 3 гвоздя на каждый кровельный лист.

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желоба. Желоба монтируются на крюках, прибиваемых перпендикулярно карнизному свесу на расстояние 670-730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Ранее заготовленные картины рядового исполнения поднимают на крышу и укладывают вдоль свеса для удоб­ства ведения работ.

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем - фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона; на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых - от начала конька. Направление укладки картин - от свесов к коньку. При формировании стоячих фальцев кровельщик должен стоять спиной к коньку, чтобы контролировать выполненную работу.

: 1 - картина карнизного свеса; 2 - блок; 3 - лежачий фальц; 4 - Т – разный костыль; 5 - картина рядового покрытия; 6 - полоса; 7 - ячий фальц, 8- коньковый стоячий фальц; 9- кляммера; 10 - усок обрешетки.

При монтаже покрытия картины начинают укладывать в рядовую полосу с нижней части кровельного ската. Последующие картины укладывают таким образом, бы одинарное фальцевое соединение между ними можно было выполнить с учетом направления стока воды. Нижняя картина соединяется с верхней одинарным лежачим фальцем. Фальцы располагают на обрешеточной доске. Для их уплотнения в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5×60 мм. В готовых полосах кромкогибщиками отгибают кромки для стоячих фальцев, которыми полосы потом соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону. Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80-100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребровые гребни, рядо­вые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом - 50 мм.

Полосы крепятся к обрешетке кляммерами. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяют ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями (размером 3,5×45 мм) к боко­вым граням брусков обрешетки через каждые 50-70 см и затем закрепляют в стоячем фальце. На каждый лист должно приходиться не менее 2-х кляммеров. Если кляммер совпадает с лежачим фальцем, то его перемещают на другую сторону бруска.

Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм.

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепят свес специальными концевыми клям­мерами через каждые 30-40 см.

При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами.

Одинарный фальц, связующий надстенный желоб и рядовое покрытие, делается следующим образом:

Нижний продольный край рядового покрытия укладывается на заранее сделанный отгиб над стенного же­лоба. Затем рядовое покрытие обрезается так, чтобы осталась свисающая кромка шириной не более 20 мм;

Подрезаются концы стоячих фальцев рядового покрытия, и треугольники высокой кромки сваливаются на малый отгиб;

С помощью металлической лапы и киянки обрезанная кромка рядового покрытия загибается вниз;

Кромка рядового покрытия подгоняется внутрь фальцевого отворота надстенного желоба;

Фальцевое соединение уплотняется зубилом и киянкой.

: 1 - надстенный желоб; 2 - край рядового покрытия; 3 - металлическая лапа; 4- киянка; 5- молоток-подсекальник; 6 - гребнегиб; 7 - зубило; 8 - фальцевое соединение

Покрытие разжелобка. Вначале необходимо раскатать отогнутую ранее полосу покрытия разжелобка и изог­нуть ее по продольной оси и плотно прижать к обрешетке, а затем соединить лежачими фальцами с надстенными желобами и картинами рядового покрытия.

Одна из самых ответственных деталей стальной кровли - воротник дымовой трубы. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды.


: 1 - двойной лежачий фальц; 2 - одинарный угловой фальц; 3 - соединение внахлест.

При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем необходимые размеры пере­носятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой сторо­ны), а верхние и нижние детали - в одном экземпляре.

При монтаже воротника дымовой трубы первой крепят нижнюю П-образную половину воротника при помощи гвоздей, затем крепят верхнюю половину внахлест на нижнюю (не менее 200 мм). Все края воротника соединяют с рядовым покрытием в продольном направлении стоячими фальцами с креплением кляммерами через 500 мм, а в поперечном направлении - одинарными лежачими фальцами.

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметиками или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков ма­териала и грязи и, если это не оцинкованные листы, покрывают краской. Окрашивают.

Современные работы по постройке крыши и настилу кровли Назарова Валентина Ивановна

Заготовка картин из листовой стали

Отдельные кровельные листы прямоугольной формы со стандартными размерами – 1420x710 мм, перед укладкой на основание кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовые полосы, состоящие из двух и более листов. Фальц или фальцевое соединение – это вид шва, образующегося при соединении листов стальной кровли. Кровельные листы с лежачими фальцевыми соединениями называют картинами. В каждую картину может быть соединено два и более листов (рис. 42 ).

Рис. 42. Соединение стальных кровельных листов лежачими фальцами: а – последовательность выполнения одинарного и двойного лежачих фальцев; б – последовательность выполнения одинарного и двойного стоячих фальцев

Фальцевые соединения делятся на лежачие, стоячие и угловые – по внешнему виду, а также на одинарные и двойные – по степени их уплотнения. Угловые фальцы делятся на простые и комбинированные.

Технологический процесс формирования одинарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогнутыми углами укладывают на верстак; отгибают всю кромку на 90°; подготавливают кромку к сваливанию и сваливают ее на плоскость. Затем соединяют листы фальцем и уплотняют соединение, после чего подсекают фальц.

При формировании карнизного свеса верхняя часть этой картины подобна верхней части рядовой картины: она имеет отгиб кверху для лежачего фальца, соединяющего ее с другой картиной ската. Нижняя часть карнизного свеса снабжена капельником (отворотной губой для свеса). Капельник делают следующим образом (рис. 43 ): на расстоянии 120 мм от торцового края листа размечают линию отгиба. По этой линии с обеих сторон картины делают надрезы длиной 40 мм правый и 25 мм левый, чтобы, во-первых, облегчить отгиб капельника и, во-вторых, сделать соединение капельников карнизного свеса более прочным. Далее отгибают вниз кромку на 15 мм (рис. 43, а ). Перевернуть лист кверху отгибом и свалив кромку на плоскость (рис. 43, б ), следует сдвинуть лист таким образом, чтобы кромка свешивалась с верстака на 20 мм, после чего ее отгибают вниз под прямым углом (рис. 43, в ). Лист переворачивают и отгибают вниз кромку высотой 40 мм (рис. 43, г ). В последний раз картину переворачивают и сваливают капельник на плоскость (рис. 43, д ).

Рис. 43. Технологическая схема изготовления капельника картины покрытия карнизного свеса

Капельник может быть с одинарным или двойным отгибом. Двойной капельник делает карнизный свес более прочным и лучше отводит воду.

Так получают карнизные свесы и картины рядового покрытия (рис. 44 ).

Рис. 44. Картины рядового покрытия и карнизного свеса: а – рядовое покрытие; б – карнизные свесы

Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, предназначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах монументальных зданий. Большое внимание при этом необходимо уделять качеству фальцевого соединения кровельных листов. Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образовали ровную рядовую полосу. Для этого при помощи киянки сначала загибают кромку листа на углах. Эти загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при дальнейшем отгибе всей кромки.

После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют все операции и на втором листе, затем листы соединяют друг с другом загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кровельный лист осадить вдоль фальца при помощи металлической планки и молотка.

При массовой заготовке картин одинарные фальцы для соединения кровельных листов формируют на фальцезагибочных станках.

Подготовка и последовательность выполнения одинарных и двойных лежачих и стоячих фальцев показана на рис. 42.

При монтаже металлического кровельного покрытия картины начинают укладывать в рядовую полосу с нижней части кровельного ската. Последующие картины укладывают таким образом, чтобы одинарное фальцевое соединение между ними можно было выполнить с учетом направления стока воды. Нижняя картина соединяется с верхней одинарным лежачим фальцем. Фальц располагают на обрешеточной доске (рис. 45 ).

Рис. 45. Соединение картин кровельного покрытия одинарным лежачим фальцем, расположенным на обрешетке

Рядовые полосы крепят к обрешетке с помощью кляммер, изготовляемых из кровельной листовой стали. Кляммеры устанавливают между рядовыми полосами – по две на один кровельный лист. Нижнюю часть кляммер крепят к обрешетке гвоздем, а верхнюю заделывают в гребень стоячего фальца (рис. 46 ).

Рис. 46. Заделка кляммеры в одинарный стоячий фальц: 1 – плоская кляммера; 2 – брусок обрешетки; 3 – гвоздь; 4 – лист с малым отгибом; 5 – лист с большим отгибом

После установки кляммер собранную из картин рядовую полосу придвигают вплотную к уложенной и прифальцованной рядовой полосе. Соединение полос стоячим фальцем кровельщик начинает от конька кровли, двигаясь вниз по направлению к карнизу.

Рядовые полосы соединяют одинарными стоячими фальцами при помощи двух молотков – большого и малого. Большой молоток используется в качестве передвижного упора, а малых – для подгиба и уплотнения кромки.

При устройстве металлических кровельных покрытий иногда необходимо получить угловые фальцевые соединения, например, при изготовлении колпаков и зонтов дымовых труб, при покрытии парапетов, брандмауэров и др. Последовательность операции при формировании таких соединений показаны на рис. 47. На кровельных листах, предназначенных для углового соединения, отгибают кромки на 90°, после чего на одном из них сваливают кромку на поверхность, оставляя между ними небольшой зазор.

Рис. 47. Установка кляммер и их крепление к обрешетке

Листы соединяют между собой таким образом, чтобы согнутая под углом 90° кромка одного листа входила в зазор между сваленной кромкой и плоскостью другого листа. После этого фальц уплотняют и сваливают его на поверхность первого листа.

Воротник дымовой трубы (рис. 48 ) одна из самых трудоемких и уязвимых деталей стальной кровли.

Рис. 48. Воротник дымовой трубы для стальной кровли: 1 – двойной лежачий фальц; 2 – одинарный угловой фальц; 3 – соединение внахлест

Изготовление воротника требует мастерства и точности расчетов, иначе он даст течь. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды.

Совет

При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем необходимые размеры переносятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой стороны), а верхние и нижние детали – в одном экземпляре.

Детали воротника соединяются либо двойными лежачими фальцами по направлению стока воды, либо склепкой (при помощи 2–3 заклепок) и пропайкой. Детали в вертикальной части воротника, охватывающего ствол трубы, соединяют одинарными угловыми фальцами. Щели, образовавшиеся в местах переходов, просто пропаиваются или заделываются заплатками, а затем пропаиваются.

Покрытие крыши листовой сталью начинается с покрытия карнизного свеса и установки надстенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образные костыли 4 (рис. 49 ) на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20–40 см. И те, и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов 1 собираются в блоки 2. Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соединены лежачими фальцами 3, которые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложенные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойными лежачими фальцами и закрепляются гвоздями, исходя из расчета: 3 гвоздя на каждый кровельный лист.

Рис. 49. Покрытие карнизного свеса: 1 – картина карнизного свеса; 2 – блок; 3 – лежачий фальц; 4 – Т-образный костыль; 5 – картина рядового покрытия; 6 – полоса; 7 – стоячий фальц; 8 – коньковый стоячий фальц; 9 – кляммера; 10 – брусок обрешетки

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желоба. Желоба монтируются на крюках, прибиваемых перпендикулярно карнизному свесу на расстояние 670–730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Внимание!

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем – фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона; на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых – от начала конька. Направление укладки картин – от свесов к коньку. При формировании стоячих фальцев кровельщик должен стоять спиной к коньку, чтобы контролировать выполненную работу.

Картины 5 в полосах 6 соединяются лежачими фальцами 3 по направлению стока воды, причем при их уплотнении в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5x60 мм. В готовых полосах кромкогибщиками отгибают кромки для стоячих фальцев 7, которыми полосы потом соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону. Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80-100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребровые гребни, рядовые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом – 50 мм.

Полосы крепятся к обрешетке кляммерами 9. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяют ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями (размером 3,5x45 мм) к боковым граням брусков обрешетки через каждые 50–70 см и затем закрепляют в стоячем фальце. На каждый лист должно приходиться не менее 2 кляммер. Если кляммер совпадает с лежачим фальцем, то его перемещают на другую сторону бруска.

Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм.

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40–50 мм. Крепят свес специальными концевыми кляммерами через каждые 30–40 см.

При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами. Одинарный фальц, связующий надстенный желоб и рядовое покрытие, делается следующим образом (рис. 50):

Рис. 50. Соединение картин надстенного желоба и рядового покрытия при устройстве кровли: 1 – надстенный желоб; 2 – край рядового покрытия; 3 -металлическая лапа; 4 – киянка; 5 – молоток-подсекальник; 6 – гребнегиб; 7 – зубило; 8 – фальцевое соединение

Нижний продольный край рядового покрытия 2 укладывается на заранее сделанный отгиб надстенного желоба 1. Затем рядовое покрытие обрезается так, чтобы осталась свисающая кромка шириной не более 20 мм (рис. 50 а );

Подрезаются концы стоячих фальцев рядового покрытия и, треугольники высокой кромки сваливаются на малый отгиб;

С помощью металлической лапы 3 и киянки 4 обрезанная кромка рядового покрытия загибается вниз (рис. 50 б );

Кромка рядового покрытия подгоняется внутрь фальцевого отворота надстенного желоба (рис. 50 в );

Фальцевое соединение уплотняется зубилом и киянкой (рис. 50 г ).

Покрытие разжелобка. Вначале необходимо раскатать отогнутую ранее полосу покрытия разжелобка и изогнуть ее по продольной оси и плотно прижать к обрешетке, а затем соединить лежачими фальцами с надстенными желобами и картинами рядового покрытия.

При устройстве воротника дымовой трубы первой крепят нижнюю П-образную половину воротника при помощи гвоздей, затем крепят верхнюю половину внахлест на нижнюю (не менее 200 мм). Все края воротника соединяют с рядовым покрытием в продольном направлении стоячими фальцами с креплением кляммерами через 500 мм, а в поперечном направлении – одинарными лежачими фальцами.

Совет

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметиками или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков материала и грязи и, если это не оцинкованные листы, покрывают краской. Окрашивают стальную кровлю в сухое время года.

Из книги Советы по строительству бани автора Хацкевич Ю Г

Из книги Уютный дом без особых затрат автора Криксунова Инна Абрамовна

Из книги НОЖNEWS #16 автора NOZHRU

КЛИНКОВЫЕ СТАЛИ Локомотивом научно-технической революции XX века выступило производство стали - сплава железа с углеродом. Сталь оказала решающее влияние на развитие всех областей науки и техники. Не исключено, что именно производство клинкового оружия послужило в

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

Из книги Современные работы по постройке крыши и настилу кровли автора Назарова Валентина Ивановна

Кровля из стали Традиционным в России материалом для металлических кровель является оцинкованная сталь. Обычная листовая сталь при эксплуатации быстро подвергается коррозии и поэтому не может считаться надежным кровельным материалом. Оцинкованная сталь – это

Из книги Коси, коса… автора Родионов Н. Н.

Устройство кровли из листовой стали Кровли из листовой стали делают как правило на крышах со сложной геометрией. Из листов кровельной стали независимо от типа покрытия выполняются карнизные свесы, разжелобки, ендовы, надстенные желоба, водосточные трубы, различные

Из книги Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера автора Каминская Елена Анатольевна

Из книги Ваш домашний виноградник автора Плотникова Татьяна Федоровна

Кожаные и меховые цветы для картин и предметов интерьера Создать картину из лоскутков кожи и меха или украсить ими шкатулку под силу даже начинающей мастерице. Сюжет для картины можно найти в любом глянцевом журнале и скопировать его на бумагу. Для работы годятся даже

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Плоскорез Фокина! Вскопать, прополоть, прорыхлить и скосить за 20 минут автора Герасимова Наталья

Из книги Виноградная лоза. Опыт выращивания автора Красников Петр Алексеевич

Из книги Слесарное дело: Практическое пособие для слесаря автора Костенко Евгений Максимович

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

4.4. Отжиг стали Отжигом называют термическую операцию, заключающуюся в нагревании материала до определенной температуры, выдерживании его при этой температуре и медленном охлаждении.Целью отжига углеродистой стали является снятие внутренних напряжений, получение

Из книги автора

4.5. Закалка стали Закалкой называется технологический процесс термической обработки, применяемый для получения высоких механических свойств стальных изделий за счет изменения их структуры. Закалка состоит в нагревании изделия до определенной температуры, выдержке при

Из книги автора

4.11. Отпуск стали Отпуск – это термическая операция, которой подвергают предварительно закаленные стальные изделия. Она заключается в нагревании изделий до определенной температуры, выдерживании при этой температуре и последующем постепенном охлаждении на воздухе.

Один из наиболее распространенных способом соединения металлических листов кровли, который предполагает собой укладку кровельного материала в шахматном порядке. Лежачие фальцевые соединения создаются при покрытии кровли от 7 до 30 градусов. С помощью строительной киянки создается отворот металлической пластины, которая позволяет соседнему листу соединиться с предыдущим. По линии фальцевой кромки производится сколачивание металлических листов, которые идеально скрепляются и способны защитить кровлю от проникновения влаги, осадков и прочих негативных проявлений атмосферы.

Стоячий фальц

Подобные виды фальцевых соединений для покрытия кровли имеют наиболее прочные конструкции, которые создаются подобно лежачим фальцам с использованием металлических листов и строительной киянки. На устройстве верстака создается специализированная фальцовочная кромка с последующим отгибом под прямым углом. Второй металлический пласт накладывается на линию отгиба первого и создается прочное соединение с двойным отгибом на внутреннюю сторону перпендикуляра металпласта.


Одиночный фалец

Одинарное фальцевое соединение - это наиболее экономичный способ создать надежную кровельную конструкцию. Для создания одинарного фальцевого соединения используются по одному металлическому листу единой кровли, имеющей специфическую шахматную кладку. Все листы кровли прочно крепятся друг к другу при помощи технологии создания стоячих или лежачих фальцев. Подобная кровельная основа позволяет покрыть дачные дома, гаражи и сараи, которые не требуют особых материальных вложений.

Двойный фалец

Двойные фальцы - это особо прочное соединение кровельных металлических листов, которое предполагает использование двух, соединенных между собой металлических пластов. Соединение двойного фальца выполняется стоячим или лежачим способом, что дает возможность создать надежное кровельное покрытие жилого или бытового строения. Двойные фальцы - это отличный выбор хозяина, который планирует создать надежную защиту строения от протеканий, порчи конструкции крыши и чердака.

Кровли из листовой стали делают как правило на крышах со сложной геометрией. Из листов кровельной стали независимо от типа покрытия выполняются карнизные свесы, разжелобки, ендовы, надстенные желоба, водосточные трубы, различные фартуки и т.п.

До начала кровельных работ необходимо листы кровельной стали с двух сторон тщательно осмотреть и отсортировать. Ржавчину очищают стальными щетками. Выпуклости (хлопушки) выравнивают металлическим или деревянным молотком. Искривления листов, появившиеся при их транспортировке и хранении выправляют деревянным молотком-киянкой на металлической плите толщиной 12-20 мм. Нестандартные листы откладывают для изготовления мелких деталей, фартуков, водосточных труб и др. изделий. Затем приступают к разметке, обрезке, огрунтовке и соединению листов в картины.

Для изготовления одинаковых деталей применяют шаблоны (выкройки), которые кладутся на лист, прижимаются и очерчиваются по контуру. Для разметки кровельной стали существуют различные специальные инструменты: чертилка, рейсмус, металлический угольник, кернер, кронциркуль, нутромер, разметочный циркуль, линейка длиной 50-100 см, рулетка длиной 1, 2, 10 и 20 м.

После очистки листов стали от ржавчины их огрунтовывают, чтобы избежать в дальнейшем коррозии. Для огрунтовки листы с двух сторон протираются ветошью, смоченной натуральной олифой. Для того, чтобы избежать пропусков в огрунтовке, олифа слегка подкрашивается суриком и такие пропуски сразу обнаруживаются. Для этого на 1 кг олифы берется 0,1 кг тертого сурика. Огрунтованные листы в течение 24 часов выдерживаются в проветриваемом помещении до их полного высыхания, после чего могут использоваться для кровельных работ.

Заготовка картин из листовой стали

Отдельные кровельные листы прямоугольной формы со стандартными размерами - 1420x710 мм, перед укладкой на основание кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовые полосы, состоящие из двух и более листов. Фальц или фальцевое соединение - это вид шва, образующегося при соединении листов стальной кровли. Кровельные листы с лежачими фальцевыми соединениями называют картинами. В каждую картину может быть соединено два и более листов.

Фальцевые соединения делятся на лежачие, стоячие и угловые - по внешнему виду, а также на одинарные и двойные - по степени их уплотнения. Угловые фальцы делятся на простые и комбинированные. Технологический процесс формирования одинарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогнутыми углами укладывают на верстак; отгибают всю кромку на 90°; подготавливают кромку к сваливанию и сваливают ее на плоскость. Затем соединяют листы фальцем и уплотняют соединение, после чего подсекают фальц.

Рис. 48. Соединение стальных кровельных листов лежачими фальцами. Последовательность выполнения :
а - одинарного и двойного лежачих фальцев; б - одинарного и двойного стоячих фальцев

При формировании карнизного свеса верхняя часть этой картины подобна верхней части рядовой картины: она имеет отгиб кверху для лежачего фальца, соединяющего ее с другой картиной ската. Нижняя часть карнизного свеса снабжена капельником (отворотной губой для свеса). Капельник делают следующим образом: на расстоянии 120 мм от торцового края листа размечают линию отгиба. По этой линии с обеих сторон картины делают надрезы длиной 4 мм правый и 25 мм левый, чтобы, во-первых, облегчить отгиб капельника и, во-вторых, сделать соединение капельников карнизного свеса более прочным. Далее отгибают вниз кромку на 15 мм. Перевернуть лист кверху отгибом и свалив кромку на плоскость, следует сдвинуть лист таким образом, чтобы кромка свешивалась с верстака на 20 мм, после чего ее отгибают вниз под прямым углом. Лист переворачивают и отгибают вниз кромку высотой 40 мм. В последний раз картину переворачивают и сваливают капельник на плоскость.


Рис. 49.

Капельник может быть с одинарным или двойным отгибом. Двойной капельник делает карнизный свес более прочным и лучше отводит воду. Так получают карнизные свесы и картины рядового покрытия. Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, предназначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах монументальных зданий. Большое внимание при этом необходимо уделять качеству фальцевого соединения кровельных листов. Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образовали ровную рядовую полосу. Для этого при помощи киянки сначала загибают кромку листа на углах. Эти загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при дальнейшем отгибе всей кромки.

После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют все операции и на втором листе, затем листы соединяют друг с другом загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кровельный лист осадить вдоль фальца при помощи металлической планки и молотка. При массовой заготовке картин одинарные фальцы для соединения кровельных листов формируют на фальце-загибочных станках. Подготовка и последовательность выполнения одинарных и двойных лежачих и стоячих фальцев показана на рис. 48.


Рис. 50. :
а - рядовое покрытие; б - карнизные свесы


Рис. 51.

При монтаже металлического кровельного покрытия картины начинают укладывать в рядовую полосу с нижней части кровельного ската. Последующие картины укладывают таким образом, чтобы одинарное фальцевое соединение между ними можно было выполнить с учетом направления стока воды. Нижняя картина соединяется с верхней одинарным лежачим фальцем. Фальц располагают на обрешеточной доске (рис. 51).


Рис. 52. :
1 - плоская кляммера; 2 - брусок обрешетки; 3 - гвоздь; 4 - лист с малым отгибом; 5 - лист с большим отгибом

Рядовые полосы крепят к обрешетке с помощью кляммер, изготовляемых из кровельной листовой стали. Кляммеры устанавливают между рядовыми полосами - по две на один кровельный лист. Нижнюю часть кляммер крепят к обрешетке гвоздем, а верхнюю заделывают в гребень стоячего фальца (рис. 52). После установки кляммер собранную из картин рядовую полосу придвигают вплотную к уложенной и прифальцованной рядовой полосе. Соединение полос стоячим фальцем кровельщик начинает от конька кровли, двигаясь вниз по направлению к карнизу.

Рядовые полосы соединяют одинарными стоячими фальцами при помощи двух молотков - большого и малого. Большой молоток используется в качестве передвижного упора, а малых - для подгиба и уплотнения кромки. При устройстве металлических кровельных покрытий иногда необходимо получить угловые фальцевые соединения, например, при изготовлении колпаков и зонтов дымовых труб, при покрытии парапетов, брандмауэров и др. Последовательность операции при формировании таких соединений показаны на рис. 53. На кровельных листах, предназначенных для углового соединения, отгибают кромки на 90°, после чего на одном из них сваливают кромку на поверхность, оставляя между ними небольшой зазор.


Рис. 53.

Листы соединяют между собой таким образом, чтобы согнутая под углом 90° кромка одного листа входила в зазор между сваленной кромкой и плоскостью другого листа. После этого фальц уплотняют и сваливают его на поверхность первого листа.

Воротник дымовой трубы одна из самых трудоемких и уязвимых деталей стальной кровли. Изготовление воротника требует мастерства и точности расчетов, иначе он даст течь. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды. При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем необходимые размеры переносятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой стороны), а верхние и нижние детали - в одном экземпляре.


Рис. 54. :
1 - двойной лежачий фальц; 2 - одинарный угловой фальц; 3 - соединение внахлест

Детали воротника соединяются либо двойными лежачими фальцами по направлению стока воды, либо склепкой (при помощи 2-3 заклепок) и пропайкой. Детали в вертикальной части воротника, охватывающего ствол трубы, соединяют одинарными угловыми фальцами. Щели, образовавшиеся в местах переходов, просто пропаиваются или заделываются заплатками, а затем пропаиваются.


Рис. 55. :
1 - картина карнизного свеса; 2 - блок; 3 - лежачий фальц; 4 - Т-образный костыль; 5 - картина рядового покрытия; 6 - полоса; 7 - стоячий фальц; 8 - коньковый стоячий фальц; 9 - кляммера; 10 - брусок обрешетки

Покрытие крыши листовой сталью начинается с покрытия карнизного свеса и установки надстенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образяые костыли 4 (рис. 55) на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20-40 см. И те, и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов 1 собираются в блоки 2. Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соединены лежачими фальцами 3, которые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложенные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойными лежачими фальцами и закрепляются гвоздями, исходя из расчета: 3 гвоздя на каждый кровельный лист.

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желоба. Желоба монтируются на крюках, прибиваемых перпендикулярно карнизному свесу на расстояние 670-730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем - фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона; на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых - от начала конька. Направление укладки картин - от свесов к коньку. При формировании стоячих фальцев кровельщик должен стоять спиной к коньку, чтобы контролировать выполненную работу.

Картины 5 в полосах 6 соединяются лежачими фальцами 3 по направлению стока воды, причем при их уплотнении в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5x60 мм. В готовых полосах кромкогибщиками отгибают кромки для стоячих фальцев 7, которыми полосы потом соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону. Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80-100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребровые гребни, рядовые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом - 50 мм.

Полосы крепятся к обрешетке кляммерами 9. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяют ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями (размером 3,5x45 мм) к боковым граням брусков обрешетки через каждые 50-70 см и затем закрепляют в стоячем фальце. На каждый лист должно приходиться не менее 2 кляммер. Если кляммер совпадает с лежачим фальцем, то его перемещают на другую сторону бруска. Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм.


Рис. 56. :
1 - надстенный желоб; 2 - край рядового покрытия; 3 - металлическая лапа; 4 - киянка; 5 - молоток-подсекальник; 6 - гребнегиб; 7 - зубило; 8 - фальцевое соединение

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепят свес специальными концевыми кляммерами через каждые 30-40 см. При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами. Одинарный фальц, связующий надстенный желоб и рядовое покрытие, делается следующим образом (рис. 56):

  • нижний продольный край рядового покрытия 2 укладывается на заранее сделанный отгиб надстенного желоба 1. Затем рядовое покрытие обрезается так, чтобы осталась свисающая кромка шириной не более 20 мм (рис. 56 а);
  • подрезаются концы стоячих фальцев рядового покрытия и треугольники высокой кромки сваливаются на малый отгиб;
  • с помощью металлической лапы 3 и киянки 4 обрезанная кромка рядового покрытия загибается вниз (рис. 56 б);
  • кромка рядового покрытия подгоняется внутрь фальцевого отворота надстенного желоба (рис. 56 в);
  • фальцевое соединение уплотняется зубилом и киянкой (рис. 56 г).

Покрытие разжелобка. Вначале необходимо раскатать отогнутую ранее полосу покрытия разжелобка и изогнуть ее по продольной оси и плотно прижать к обрешетке, а затем соединить лежачими фальцами с надстенными желобами и картинами рядового покрытия. При устройстве воротника дымовой трубы первой крепят нижнюю П-образную половину воротника при помощи гвоздей, затем крепят верхнюю половину внахлест на нижнюю (не менее 200 мм). Все края воротника соединяют с рядовым покрытием в продольном направлении стоячими фальцами с креплением кляммерами через 500 мм, а в поперечном направлении - одинарными лежачими фальцами.

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметиками или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков материала и грязи и, если это не оцинкованные листы, покрывают краской. Окрашивают стальную кровлю в сухое время года.


На территории России традиционно пользуются спросом кровли из металла, это объясняется тяжелыми климатическими условиями, не балующими жителей страны теплом и сухой погодой. Несмотря на изобилие материалов, кровельная сталь считается наиболее надежным способом защиты дома от проникновения атмосферных осадков. Фальцевая кровля — не теряющая актуальности технология, делающая стыки листов металла на кровле герметичными.

Название фальцевая крыша получила благодаря системе соединения между листами металла, именуемому фальцем . Он представляет собой особый вид шва, который создает самозащелкивающаяся кромка. Чаще всего встречаются крыши с вертикально расположенными фальцами, но существуют и горизонтальные варианты. Кровельщики различают следующие виды швов между листами:

  • Стоячий одинарный фальц. Он представляет собой одинарный гребень треугольного сечения, расположенный вдоль края листа металла. Гребень одного листа, надевают на гребень соседнего и закрепляют на обрешетке ската с помощью кляммеров.
  • Стоячий двойной фальц. Такой типа шва, с помощью которого соединяется фальцевая кровля, представляет собой двойной загиб, выступающий над уровнем листа. Технология соединения элементов кровельного покрытия с помощью двойного фальца считается наиболее герметичной.
  • Лежачий одинарный фальц. Для того чтобы выполнить монтаж фальцевой кровли с двойным фальцем, по всей кромке листа металла выполняют одинарный загиб. Чаще всего такая технология используется для выполнения горизонтальных швов.
  • Лежачий двойной фальц. Устройство двойного лежачего фальца заключается в формировании вдоль края листа загиба, состоящего из 2 витков. По сравнению с одинарным такая технология обладает лучшей защитой от проникновения воды и протечек.
  • Кликфальц. Самозащелкивающаяся фальцевая кровля с одной стороны имеет декоративный загиб, который имитирует фальц, а с другой стороны подпружиненный кликфальц. Такое устройство позволяет выполнять монтаж фальцевой кровли быстрее, защелкивая лист металла на предыдущий.

Обратите внимание! Строительство и ремонт фальцевой кровли – трудозатратный, кропотливый процесс, качественно выполнить который может лишь кровельщик с опытом. Самозащелкивающаяся технология стала отличным решением для тех, кто по достоинству оценил высокие эксплуатационные, декоративные качества кровли такого типа, но не готов раскошелится на наемных работников.

Виды металла

Эксплуатационные качества, которые проявляет фальцевая кровля, зависят от материала листов. В настоящее время производители предлагают следующие варианты:


Лист металла, кромки которого загнуты для выполнения фальцового соединения называют картинами. Производят рулонные материалы, подготовленные к монтажу, которые нужно только нарезать и закрепить на скате крыши.

Обратите внимание! Установка и ремонт фальцевой кровли из меди и цинк-титана проводятся с большой осторожностью. Чтобы не повредить дорогостоящие материал, на него нельзя наступать, наносить отметки в виде царапин, бросать. От аккуратности обращения с металлом зависит срок службы крыши.

Достоинства

В пользу фальцевой технологии говорят доверие кровельщиков и долга успешный опыт использования в условии суровых российских зим. К числу достоинств такого типа крыш относят:

  • Высокую степень защиты от проникновения влаги. Такое устройство соединительного шва не допускает проникновения воды под кровельный материал. Технология флецевой кровли подразумевает, что в ней нет сквозных отверстий.
  • Легкость. Листы металла, толщина которых достигает 0,5-0,6 мм имеют малый вес и не перегружают стропильный каркас и фундамент дома.
  • Гладкость. Гладкая поверхность скатов и продольные швы не затрудняют соскальзывание снеговых масс и дождевой воды с крыши, предотвращая обвалы и деформацию.
  • Долгий срок службы. При условии качественного монтажа, соблюдении правил эксплуатации, которые предписывает инструкция, время эксплуатации кровли фланцевого типа превышает 50-60 лет.
  • Пожарная безопасность. Металл относится к классу негорючих материалов, он не горит, не поддерживает горение и не плавится.

Важно! Выполняя монтаж и ремонт фальцевой кровли, примите во внимание, что она обладает высокими теплопроводными и резонирующими свойствами. Для минимизации этих негативных качеств конструкции необходимо использовать качественную тепло- и шумоизоляцию. Кроме того, металл накапливает статическое электричество, поэтому инструкция по пожарной безопасности предписывает оборудовать крыши с таким покрытием громоотводом.

Монтаж

Инструкция не в силах подробно описать, как выполняют монтаж и ремонт фальцевой кровли. Ее устройство чаще всего поручают кровельщиком, обладающим достаточным опытом, знаниями. Схематично процесс укладки кровельного покрытия таким образом выглядит так:


Важно! Рулонная технология монтажа существенно сокращает затраты времени на устройство кровли. Она позволяет отрезать от рулона полосы длины, соответствующей протяженности ската. Отсутствие горизонтальные соединений между листами сокращает вероятность возникновения протечек, увеличивает срок службы кровельного покрытия.

Видео-инструкция