Булгария теплоход сейчас. Теплоход «Булгария»


мои соболезнования, всем кто потерял в этот день своих родных, близких, знакомых...

10 июля 2011 года в Татарстане произошла крупнейшая речная катастрофа на Волге с начала 80-х годов. Недалеко от Булгара в считанные минуты затонул туристический теплоход «Булгария», совершавший круиз выходного дня по Волге. На судне 1955 года постройки, по последним данным находилось 208 человек, спасено 79 человек.

апд.12 июля
Работы по подъему потерпевшего крушение теплохода "Булгария" со дна Волги начнутся 16 июля .

Последовательность событий после крушения на Волге теплохода:

День первый, 10 июля 2011 года, воскресенье
13.58 На Куйбышевском водохранилище около села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана, во время дождя, сильного ветра и волнения (высота волны - два метра) затонул - в течение от трех до пяти минут - на глубину 20 метров двухпалубный теплоход "Булгария", построенный еще в 1955 году в Чехословакии. Прогулочное судно следовало из города Болгар в Казань.

Полтора часа спустя

На следующем в Казань трехпалубном теплоходе «Арабелла» прозвучала команда капитана «Человек за бортом!». В полутора километрах от судна были замечены красные спасательные боты. Первым на борт «Арабеллы» был поднят старпом «Булгарии», который кричал: «Давайте плывите вперед, там женщины и дети!». Команда «Арабеллы» действовала слаженно и профессионально, быстро поднимая на борт с ботов всех, кто остался жив. Были спасены 78 человек.

Всего на борту

208 человек

По путевкам 148

Спасено 50

Экипаж 35

Спасено 23

Не зарегистрированные 25
(информация уточняется)

Спасено 6


АПД.11.июля 12.00
В результате крушения судна погибли и пропали без вести около 120 человек. На борту судна в момент крушения находились 196 человек, причем часть из них - незарегистрированные туристы. Из воды удалось спасти 80 человек.

Перевозчик не имел лицензии на осуществление круизных прогулок на теплоходе "Булгария", затонувшем 10 июля в Куйбышевском водохранилище. Туристическая поездка была проведена незаконно, сообщил в ходе заседания оперативного штаба по ЧС представитель приволжской транспортной прокуратуры.

Также перевозчик допустил серьезные нарушения правил эксплуатации плавсредства: допустимое количество пассажиров судна было превышено на 50 человек. При этом судно отправилось в рейс с неисправным левым двигателем, и за три часа до крушения теплоход сильно накренился на правый бок.

Следователи намерены изъять необходимую документацию у владельца судна и компании-арендатора, а также дать правовую оценку деятельности работников диспетчерской службы государственного бассейнового управления о своевременности информирования о крушении теплохода. Известно, что в районе бедствия прошли два судна, однако они не помогли тонущим людям по неизвестной причине.

Развитие событий:

Суббота, 16.15 Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет Главному управлению МЧС России по РТ штормовое предупреждение. Синоптики сообщают о том, что вечером 9, а также ночью 10 июля, ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 - 27 м/с, крупный град."В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок, - сказало в сообщении. - В случае ухудшения погодных условий владельцам маломерных судов в связи с плохой видимостью, а также осложненной обстановкой на воде необходимо воздержаться от выезда на своих плавсредствах без особых на то причин".
Воскресенье, 14.00 В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступает сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария». Теплоход «Булгария» следовал рейсом из Болгар в Казань. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах и других самодельных плавсредствах.
Около 14.30-15.00 На место выезжают силы Камскоустьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы. Из Казани вылетает вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.
16.00 МЧС обновляет данные - с теплохода спасены 78 человек из 173 находившихся на теплоходе, из них 140 пассажиров и 33 члена команды. Их переправляют в Казань на 3-х палубном судне «Арабелла», на метеоре. Также из Казани выехал теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу Булгар, становится известно, что одна женщина утонула.
Сотрудники МЧС докладывают - теплоход затонул на глубину 20 метров. Место ЧС от берега на расстоянии 3 км Камско-Устьинский район.

В Главном управлении МЧС РФ по РТ создан оперативный штаб.
Работает телефон горячей лини: 227-46-56 для уточнения текущей обстановки и списков спасенных и пострадавших.

19.00 Обновляются данные о спасенных. По состоянию на 19.00 известно, что спасены 77 человек. По последним данным, на теплоходе «Булгария» находились 148 туристов, из них трое детей.

МЧС России направляет в Татарстан Ил-76 с водолазами на борту. В том месте, где произошла катастрофа, ширина Куйбышевского водохранилища составляет 7,5 км, теплоход затонул ориентировочно в 3 км от берега на глубине около 20 м. Параллельно со спасательной операцией ведется расследование обстоятельств случившегося: Следственный комитет РФ по факту ЧП с теплоходом возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности эксплуатации судов». По одной из версий, озвученной федеральными телеканалами, причиной ЧП могла стать разгерметизация днища судна. В интервью телеканалу НТВ директор компании ООО «Агороречтур» (арендатор судна) Светлана Имякина утверждала, что «Булгария» находилась в технически исправном состоянии. Судно выполняло тур выходного дня по маршруту Казань-Булгар. Стоимость путевок (основной оператор их продажи - казанское агентство Интурволга) составляла от 1200 до 5000 рублей в зависимости от уровня каюты. Сегодня теплоход должен был доставить пассажиров в Казань, а завтра отправиться в Самару. Судя по расписанию, опубликованному на сайте агентства «Интурволга», этим летом предполагалась очень интенсивная эксплуатация теплохода. Гендиректор агентства Александр Елисеев сообщил РИА Новости, что пассажиры «Булгарии» не были застрахованы.
В блоге lyan_lyanych сообщается следующее:
«Щас выяснили, что мы не раз с Димычем на этом теплоходе "развлекателями" работали. Правда раньше он назывался "Украина". И вот что я вам скажу- этот теплоход не просто старый, а очень старый. Скорость у него очень низкая, из-за этого он постоянно опаздывал в порты, и вот шли мы например в Нижний, вместо 6 остановок- ну там монастырь Дивеево например- не останавливались потому, что шли оочень медленно. А медленно шли потому, (повторюсь) что он - старый. 50-ых годов выпуска. Раритет, ага. Как-то мы на нём встали на мель, дёрнуло адски, внизу потом матросы латали и чинили до глубокой ночи.
Там вообще нарушений столько, что можно завести стописят уголовных дел если что. Нарушения на каждом шагу, пассажиров всегда берут больше, во всех рейсах где были мы спали пассажиры на матрасах на полу, про качество жрачки молчу. В каждом порту они его ремонтировали, латали- ну о чём вообще речь! И главное на всех сайтах реклама ему такая www.straus-69.ru/index.php/-lr »
Затонувший теплоход "Булгария"
Вот отзыв о недавнем путешествии на «Булгарии».
"Старая калоша, помпезно именуемая "Булгария", по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!"

Справка

Дизель-электроход «Булгария» проекта 785 был построен в 1955 году, первоначально принадлежало Волжскому пароходству, затем было передано в Камское пароходство (порт Чайковский). С 2003 по 2010 гг. судно не эксплуатировалось. В навигацию 2010 г. работало от компании «Водафлот», с 2011 г. - от ООО «АргоРечТур» (Казань). С момента постройки и до февраля 2010 г. называлось «УКРАИНА».

Основные характеристики:

Количество палуб: 2

Скорость хода: 20,5 км/ч

Мощность двигателя: 273 кВт

Количество двигателей: 2

Класс речного регистра: "о"

Пассажировместимость: 233

Длина: 80,2 м

Ширина: 14 м

Осадка: 1,9 м

В воскресенье, 10 июля, в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход “Булгария”. Судно , на борту которого находилось 188 человек, включая пассажиров и персонал, ушло на дно буквально за несколько минут. Трагедия произошла в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан 10 июля около 14:00 по московскому времени.

Спасательная операция продолжается до сих пор. Вторник объявлен в Татарстане траурным днем.


Спасателям удалось вытащить на поверхность пока только тела девяти пассажиров стремительно затонувшего в Волге теплохода «Булгария». Судьба более ста человек остается неизвестной, в МЧС говорят, что шансов найти выживших крайне мало. По предварительным данным, на «Булгарии» плыло на 70 человек больше, чем положено по регламенту.


По данным МЧС на 9.00, на борту находились 199 человек. Администрация республики заявляет о 196 пассажирах. Среди пассажиров (список выложен на сайте регионального МЧС) 59 детей.


По последним данным, удалось спасти 79 человек: «Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров (путешествующих не по путевке) спасены 6 человек».


«Булгария» перевернулась в 30 километрах от Казани, в Камско-Устьинском районе. Официальные причины пока не названы. Известно, что погода на Волге была плохая: дул сильный порывистый ветер, была гроза. Равновесие теплоход мог не удержать из-за перегрузки. По словам Паньшина, по техническому регламенту на борту «Булгарии» могло находиться не больше 120 человек, включая членов экипажа.


Большинство спасенных поднял на борт проходивший мимо теплоход «Арабелла». Его капитан сообщил МЧС республики о ЧП, а вечером судно доставило спасенных в Казань.


Пассажиры рассказали журналистам, что до «Арабеллы» мимо них проплыли два судна, но ни одно не остановилось, а с бортов тонущие люди видели снимающих их на мобильные телефоны пассажиров.


Судьба более 100 человек остается неизвестной. Шансы найти выживших все меньше. Работу водолазам осложняет погода. Кроме того, из баков судна вытекает топливо, спасатели не могут проводить в воде долгое время.


На месте крушения теплохода «Булгария» установлено дополнительное осветительное оборудование, водолазы обследуют судно. По результатам обследования, шансы найти живых минимальны», – цитирует ИТАР-ТАСС представителя МЧС. РИА «Новости» в ведомстве сказали, что водолазы видели в одном из помещений «много трупов». Паньшин добавляет, что в момент катастрофы проходило музыкальное представление в одном из залов «Булгарии». Его могли смотреть 50 детей.


«Булгария» – достаточно старый теплоход, его конструкция не предусматривает оборудование трюма водонепроницаемыми переборками. Он был построен в 1955 году в Чехословакии.

Минтранс уже заявил, что теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Впрочем, телеканал «Россия 24» сообщил, что на «Булгарии» было только два 20-местных спасательных плота, а не четыре, как это полагается по нормативам.


Следственный комитет РФ распространил информацию, согласно которой теплоход вышел из порта Казани с неисправным двигателем. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности эксплуатации судов".


В музыкальном салоне судна оказались запертыми около 50 детей. В тот момент, когда волна ударила в борт, многие ребята попадали на пол, судно накренилось.


Вид издалека.


Пассажиры теплохода «Булгария» рассказали, что несколько аварийных выходов были закрыты или заварены. Из-за этого люди не смогли выбраться из внутренних помещений на палубу.


Сложно судить, является ли это повреждение серьезным, но понятно одно - судно находилось далеко не в идеальном состоянии.


Без пассажиров


Прижизненные фото затонувшего 10 июля на Волге с около 200 человек на борту дизель-электрохода "Булгария" ясно дают понять - судно ходило в рейсы с креном на правый борт. "Булгария " на причале.

И напоследок – очень показательный коммент – отзыв туриста от 5 июля (и никто этого “не замечал”):

Старая калоша, помпезно именуемая “Булгария”, по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань – Пермь – Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры – люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый “сервис”!

Оригинал записи и комментарии на

Семь лет назад затонул пассажирский теплоход "Булгария". У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.

10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.

Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.

Она была беременна

Евгений и сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, - всё хотела сделать сюрприз.

Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра - похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые - Айдарович и Айдаровна.

Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, - надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.

Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, - "Булгария" стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?

И вот он - вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась "Булгария". Она словно заманивала людей, "приветливо" наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!

До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них - дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто "неудобства", и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, - бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.

Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали - душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.

Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту - разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.

Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, - рассказывал Евгений Лайфу.

Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг... человек. Схватил за шкирку, вытащил - ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз - может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные - жена и неродившийся сын - остались на дне Волги.

Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала "Арабелла". Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.

Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.

Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: "Смотрите там за ним, оберегайте", - вспоминал Евгений.

Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.

Опоздай. Просто опоздай

Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.

Опоздай, ну опоздай же". Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.

Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про "Титаник", двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь - бывает.

В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.

Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.

Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.

Альбина даже не могла броситься за сестрой - не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.

О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.

Выжил один

Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на "Булгарии" вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.

У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на "Булгарии" - хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.

Даже если что-то случится - выплывем, - уверенно говорила она.

Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде - как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.

Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём - всё обсудить и решить, - рассказывал позже Нияз "Аргументам и фактам".

Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.

Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, - вспоминает мужчина.

Дочь женщины от первого брака - Гузель - позже рассказывала, как Камилу в семье называли "будущий президент", - девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.

Ну хоть дочка развеется, - подумал тогда Нияз.

Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.

Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном...

https://static..jpg" alt="" data-layout="wide" data-extra-description="">

Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.

Спите спокойно, мамочка и папочка, - сказал ребёнок, уезжая с могилы.

Отдыхать на "Булгарии" поехали 28-летний Айнур с Раилей, которая на год его младше. В двухдневное путешествие их позвала сестра Айнура Ильмира и её супруг Альберт Аглиев. Сначала мужчины и вовсе думали отказаться от затеи: не было кают с душем. Но потом под уговоры жён согласились.

Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: "Все на левый борт!"

Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было - наверное, наверху уже, решили супруги.

Поток воды почему-то шёл снизу - как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, - призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.

Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.

Мать Раили кричала мне в лицо: "Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!" - рассказывала позже МК Ильмира.

Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика - - ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.

Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки - вот родственники собрались за большим столом, вот - Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.

Все дети, которые остались сиротами после крушения "Булгарии", были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном - тётя.

Владельцем теплохода значилось "Камское речное пароходство", а арендовал (фрахтовал) её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.

Старпома судна - Рамиля Хаметова - приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.

Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.

Контекст

Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

Московский районный суд Казани 7 июля Он затонул 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в трех километрах от берега. По данным Следственного комитета России, на судне в момент крушения находился 201 человек, из которых 122 погибли.

Институт персональной ответственности. Теплоход "Булгария"

Это крупнейшая катастрофа на воде в новейшей российской истории. Однако, при всей своей экстраординарности, состояла она из набора типичнейших элементов коррупции и халатности, благодаря которым экстремальность нашего туристического судоходства можно было приравнять едва ли ни к филиппинскому.

Три года назад эксперты не сомневались, что вся вина за крушение "Булгарии" будет свалена на капитана и его помощников, и их показательно накажут. Оставался один принципиальный, без преувеличения жизненно важный вопрос: что же будет с чиновниками, которые в лучших традициях Майкла Бэя создают сценарии будущих катастроф, обеспечивают функционирование системы распределенной ответственности, где никто не заинтересован в результате?
Катастрофический конец, построенной в 1955 году в Чехословакии "Булгарии", был предсказан еще за три месяца до трагедии. 24 апреля 2011 года на специализированном форуме владельцам судна и контролирующим органам было адресовано послание: "Все технические проблемы "Булгарии" известны… Если судовладелец вместо того, чтобы решить эти проблемы в межнавигационный период, выйдет с ними в новую навигацию - вся вина за возможные последствия лежит на судовладельце".

Для того, чтобы предотвратить катастрофу, достаточно было взглянуть на технические документы теплохода. "Капремонт на нем был проведен 30 лет назад, в 1980 году. Лицензия на перевозку пассажиров отсутствовала. Имелась неисправность левого двигателя, допущена перегрузка судна", - озвучила после катастрофы известные факты представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Кроме того, на "Булгарии" отсутствовали внутренние переборки, которые в случае пробоины должны удерживать судно на плаву.

Однако Минтранс признал корабль абсолютно исправным. "Очередное освидетельствование теплохода "Булгария" было проведено 15 июня 2011 года. Техническое состояние судна по всем элементам признано годным. Спасательное снабжение отвечало требованиям правил Российского речного регистра", - говорится в сообщении министерства.

Даже пассажиры и экипаж теплохода "Булгарии" пытались уговорить капитана прекратить рейс, говоря о поломках в двигателе и указывая на крен судна, но капитан настоял на продолжении плавания, - рассказал радист экипажа прессе. Но никто и ничто не могло предотвратить катастрофы. Спрашивается, почему, какова истинная природа этого рока?

Все просто: капитан не мог принять решения отправиться в рейс, как и прекратить его, без указания владельцев компании и теплохода. "Кто-то дал ему указание отправиться дальше", - рассказал СМИ один из членов экипажа. И перегрузка - один из факторов, приведших к кораблекрушению, стала прямым следствием указания, предъявленных капитану завышенных требований по достижению нормы выручки с эксплуатации судна, исчисляемой путем вычитания стоимости ремонта из суммы проданных билетов. По техническому регламенту на борту теплохода могли находиться не более 120 человек. На деле их оказалось едва ли не вдвое больше.

Отсутствие института персональной ответственности не только позволяло владельцам эксплуатировать неотремонтированные суда без спасательных средств (насколько известно, на “Булгарии” было всего два самораскрывающихся плота, число которых должно измеряться десятками), а капитанам соглашаться на смертельно опасный круиз. Она же позволяло членам команды, в нарушение всех писанных и неписанных правил, спасаться самим (из 33 членов команды спасено 23), бросив на погибель пассажиров и детей.

Что же мы имеем в итоге?

Возможно благодаря грандиозному резонансу в СМИ вокруг катастрофы, на этот раз суд принял поистине революционное, с точки зрения актуальности и реформирования правосознательности, решение. Фактически это прецедент внедрения в России института персональной ответственности.

Гендиректор ООО "АргоРечТур", компании-субарендатора затонувшего теплохода "Булгария", Светлана Инякина приговорена к 11 годам колонии общего режима. Начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева и бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова суд приговорил к 6 и 5 годам колонии общего режима соответственно. А старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова - к 5 годам лишения свободы, однако освободил его в зале суда по амнистии.

А вот бывшего первого помощника капитана затонувшего теплохода "Булгария" Рамиля Хаметова суд признал виновным только в нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, а вовсе не к непредумышленному убийству, и приговорил его к 6,5 годам колонии общего режима.

Капитаны: ответственность по умолчанию. Теплоход «Александр Суворов» и пароход «Адмирал Нахимов»

До этого решения суда практически всегда ответственность за любое происшествие на воде несли вовсе не владельцы, отправившие в плаванье непригодное судно, а именно капитаны. Так, например, к десяти годам лишения свободы был приговорен капитан "Александра Суворова" Владимир Клейменов.

© Максим Богданов

Теплоход потерпел крушение на Волге 5 июня 1983 года. При ясной видимости, хоть и в сумерках в 22 часа 45 минут, «Александр Суворов» на предельной скорости 25 километров в час вошел в непригодный для крупногабаритного судоходства пролет железнодорожного Ульяновского моста. Удар срезал ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом. Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Такая неопределенность связана с тем, что теплоход был перегружен.

Эксперты пришли к мнению, что причиной катастрофы стали четыре фактора: халатность первого штурмана, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту, а также то, что на пролете, через которое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями щит судового пролета. Кроме того, капитаны судов к тому времени уже несколько месяцев жаловались на аварийное состояние моста и прилегающего участка, однако железнодорожники так и не приняли необходимых мер.

Изучив все эти факторы, следствие предпочло возложить всю вину на капитана, который во время столкновения отдыхал в каюте. Поскольку на капитане не было обнаружено телесных повреждений, а команда судна не проявила никаких признаков дисциплины после катастрофы, на Клейменова также была возложена ответственность и за самоустранение от спасения пострадавших. На седьмом году заключения капитан “Александра Суворова” потом был освобожден по состоянию здоровья и через несколько месяцев умер от инфаркта.

Схожие обстоятельства сопутствовали «преступлению» капитана парохода «Адмирал Нахимов» Вадима Маркова. Собственно, его вина, за которую он был осужден на четыре года, заключалась в том, что капитан, задав обороты и курс судна, в 23 часа направился в свою каюту. На мостике остался второй помощник Чудновский, который 31 августа 1986 года обнаружил у выхода из порта Новороссийск опасное сближение с сухогрузом «Пётр Васёв». Он вышел на связь с ним и уточнил порядок расхождения, на что получил подтверждение, что сухогруз пропускает пароход.

В итоге, «Пётр Васёв», успев погасить скорость лишь до 5 узлов, вошел в середину правого борта парохода. По официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и членов экипажа. В марте 1987 года капитанов Маркова и Виктора Ткаченко («Пётр Васёв») признали виновными по статье 85 УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»): первый получил четыре года, второй - десять лет лишения свободы (по другим данным, они оба получили по 15 лет лишения свободы). В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана были помилованы и выпущены на свободу.

© Nautical encyclopedia

Таким образом, вместо разбора всех причин, создавших предпосылки для возникновения трагедии (аварийный мост, непродуманная система указателей, сбои в правилах движения по бухте…), поиска ответственных (при риске выйти на слишком высокое начальство), следствие зачастую проявляет аналогичную халатность, сбрасывая всю вину на капитана, даже если никак не мог совершить ошибку, находясь в тот момент во сне.

Капитаны как прикрытие. Лайнер Costa Concordia и линкор «Новороссийск»

Впрочем, в ХХI веке даже в европейских странах ситуация изменилась не сильно. Как и в Средние века, ответственность за все несут капитаны, а политика судовладельческих компаний и действия чиновников практически никогда не принимаются судом к рассмотрению. Даже такая громкая история как крушение Costa Concordia, «нового Титаника», очевидно, закончится приговором одному капитану. Удивить может, разве что, только рекордный срок заключения.

Представитель обвинения предложил дать капитану Франческо Скеттино 15 лет лишения свободы за причинение смерти по неосторожности, 10 лет за крушение лайнера, по 8 лет за каждого из более чем 300 пассажиров, оставшихся на борту Costa Concordia, после того как Скеттино успешно завершил операцию по спасению себя, и по столько же лет за каждого погибшего. В общей сложности Скеттино грозит 2697 лет тюремного заключения.

В этом можно найти определенную логику, гораздо сложнее обнаружить ее признаки в действиях следствия. Изучив многочисленные случаи нарушения правил судоходства, допущенные Скеттино, следователей и суд так и не заинтересовал парадоксальный факт: как это Скеттино удалось, начав свою карьеру в компании Costa Cruises (дочка Carnival Corporation & plc) в 2002 году в качестве главы службы безопасности, уже четыре года спустя получить назначение на должность капитана Costa Concordia, при том, что, по правилам, для этого требуется двадцатилетний профессиональный стаж?

© REUTERS/, Paul Hanna

По данным Der Spiegel, компания прощала Скеттино многочисленные выходки и закрывала глаза на нарушения, поскольку фирма Costa Cruises использовала его лицо в маркетинговых целях. Рекламные картины недавнего прошлого показывали Скеттино, стоящим на капитанском мостике и уверенно проводящим свой корабль через Гудзон на фоне силуэта Манхеттена. Вот такой образцовый капитан признался, что уже неоднократно совершал тот самый фатальный маневр: подводил судно ближе к берегу острова Джильо, чтобы поприветствовать проживающего там своего знакомого, бывшего капитана Costa Concordia. Трудно поверить, что об этом не знал никто из руководства компании.

Катастрофа произошла близ острова Джильо в Средиземном море 13 января 2012 года, когда на борту лайнера находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Судно отклонилось от курса на 3-4 мили и наскочило на каменный риф, получив пробоину длиной 53 метра и шириной до 7,3 метра. Экипаж Costa Concordia провалил спасательную операцию. Почти час после столкновения капитан препятствовал эвакуации, дважды объявив, что у судна просто небольшие проблемы с генератором. Сам Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Так он избежал паники и давки, которая началась ближе к 23 часам, когда крен достиг 30 градусов и раздался сигнал, означавший, что пассажирам надо покинуть судно.

После того как стало известно о 32 погибших, капитан Скеттино дал новые показания, обвинив менеджера компании Carnival Corporation & plc, которой принадлежало судно, в том, что он ему указывал куда плыть и заставил его подойти слишком близко к берегу. Однако судебного никакого продолжения эта информация не возымела. Получается, российское правосудие, посадившее в тюрьму руководство компании, которое, по некоторым данным, заставило капитана неисправной «Булгарии» выйти на рейс, оказалось более прогрессивным, чем итальянское.

Другой занимательная история катастрофы на воде, еще теснее связывающей Россию с Италией, загадка затопления линкора «Новороссийск», спустя более полувека, возможно, получила неожиданную развязку.

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся с мероприятий по празднованию столетия обороны Севастополя и занял место на «бочке». В полвторого ночи под корпусом корабля в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила. Он насквозь пробил корпус линкора, вырвал часть палубы и пробил в подводной части дыру в 150 кв.м. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек.

Оперативно прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку линкора на мелководье. Когда же он решил уже лично отдать аналогичное приказание, оно уже оказалось бессмысленным: носовая часть села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до тысячи человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. Линкор лег на левый борт, уткнулся мачтами в грунт и вскоре полностью исчез под водой. В катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Согласно официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Уже тогда эта версия вызвала большие сомнения у специалистов: источники электропитания вытраленных пятидесятых годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели - неработоспособными.

В результате расследования оказались понижены в звании и должности, с вынесением выговора: адмирал, главнокомандующий ВМФ СССР Николай Кузнецов, вице-адмирал, командующий Черноморским флотом Виктор Пархоменко, вице-адмирал Николай Кулаков, контр-адмирал Анатолий Галицкий, контр-адмирал Николай Никольский. Поскольку капитана в данном случае обвинить было никак нельзя, никто не сел.

И только в августе 2013 года бывший диверсант итальянского спецподразделения боевых пловцов Уго Д"Эспозито рассказал изданию 4Arts, что «взрыв советского линкора Черноморского флота в 1955 году в порту Севастополя был делом рук итальянского ВМФ. Командование 10-й флотилии не желало видеть "Новороссийск" в качестве советского линкора. Судно до 1949 года под именем "Джулио Чезаре" принадлежало итальянскому флоту».

После этого заявления российские ветераны-моряки, многие из которых стали после инцидента инвалидами, потребовали провести международное расследование по факту уничтожения корабля.

XIX век как точка отсчета. Пароходы Atlantic и Princess Alice

Нынешнее законодательство Западного мира, заточенное на капитанов, видимо, наследие XIX века, когда кодекс морских традиций был редуцирован устремившимися в погоню за первичным накоплением капитала компаниями до единоличной ответственности капитана, во избежание риска выплаты компенсаций.

Череде грандиозных кораблекрушений того века, число жертв которых исчислялось сотнями, посвящено множество книг. Из десятка примеров можно выделить два, характеризующих три главных причины «беспредела на воде»: завышенные требования экономической эффективности, слабая изученность морского дна, непроработанность законов и правил. Перед всеми тремя капитаны оказались бессильны, что не уберегло их от несправедливых обвинений.

Так, например, считается, что английский пассажирский пароход Atlantic погиб на скалах у побережья Новой Шотландии 1 апреля 1873 года из-за навигационной ошибки капитана Уильямса. Катастрофе, унесшей жизни 547 человек, предшествовал длившийся несколько дней сильный шторм. Он вынудил капитана сбавить ход и идти со скоростью пять узлов. Непогода плохо подействовала на команду и пассажиров: участились случаи драк, матросы начали воровать со склада спиртное.

Капитан же перед выходом в море получил от владельцев компании White Star строгое требование прибыть в Нью-Йорк точно в назначенное время. White Star боролась за контроль над «голубой лентой Атлантики», ради чего набирали молодых капитанов, готовых рисковать, и заставляли их нарушать требования безопасности и здравого смысла. Однако в этом рейса из-за шторма Atlantic настолько выбился из графика, что в его бункере оставалось угля на 15-20 часов, а воды и продовольствия хватило бы на двое суток, а идти предстояло еще 740 км.

Капитан Уильямс принял решение идти в ближайший порт Галифакс, где он еще ни разу не был. За несколько десятков метров до берега судно наскочило на подводные камни. Atlantic накренился на левый борт, и все шлюпки этого борта смыло огромными волнами. Через двадцать минут судно переломилось, носовая часть Atlantic опрокинулась на левый борт, а корма, где находились почти все женщины и дети, быстро утонула. Капитан Уильямс и старший помощник Ферт оставались на судне до конца.

При расследовании причин кораблекрушения выяснилось, что Atlantic наскочил на камни острова Марс за маяком Самбро, огонь которого так и не разглядел сквозь туман второй помощник капитана. Он искал огонь маяка с левого борта, а на самом деле Atlantic должен был оставить его справа. Во всем обвинили капитана, однако наказали относительно легко: Уильямса лишили капитанского диплома.

В еще более безысходную ситуацию попал капитан Princess Alice Уильям Гринстед. 3 сентября 1878 года этот английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым судном Bywell Castle. В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек, большую часть которых составили женщины и дети.

Заметили эти два судна друг друга еще в полвосьмого вечера, когда видимость была отличной, а ширина Темзы в месте встречи судов равнялась примерно 500 метрам. Единственной проблемой стало то, что в те годы в Англии еще не существовало единых правил расхождения морских и речных судов на фарватере реки.

Пока пароходы сблизились, наступила темнота, и каждый из капитанов смог судить о курсе встречного судна только по положению ходовых огней. Они не поняли маневров друг друга, угольщик своим прямым форштевнем ударил в правый борт Princess Alice чуть позади гребного колеса. Нос парохода вместимостью разрушил машинное отделение и фактически разрезал корпус судна пополам.

Столкновение еще можно было списать на случайность. При том, не совсем фатальную. После удара нос Bywell Castle некоторое время оставался в пробоине борта Princess Alice, которая еще держалась на плаву. Однако главную ошибку совершил капитан угольщика Томас Харрисон, который он дал команду «задний ход». Форштевень парохода освободился из пробоины, куда потоком хлынула вода. Корпус Princess Alice почти сразу переломился на две части и затонул.
Дело пересматривалось в Адмиралтейском суде, который пришел к выводу, что вина полностью лежит на погибшем капитане Princess Alice. Харрисон и законодатели оказались непричастны к трагедии.

Переломные процессы. Лайнеры Empress of Ireland и La Bourgogne

Ну рубеже XIX и XX веков катастрофы на воде стали настолько часты и приняли такие грандиозные масштабы, что дальше закрывать глаза на антигуманную политику компаний могло подорвать общественное доверие к водному виду транспорта в принципе, не говоря уж об ответных акциях и превращении некоторых кораблей в зоны свободного от права и законов поведения.

Важным прецедентом стал процесс по делу Empress of Ireland. Этот канадский пассажирский лайнер 29 мая 1914 года во время своего регулярного рейса столкнулся с норвежским углевозом Sturstadt на реке Святого Лаврентия. Через 14 минут он затонул, погубив 1014 человек из 1477. Детали катастрофы сильно напоминают происшедшее с Princess Alice - только произошло столкновение чуть позже, в 2 ночи, и при сильном тумане.

© wikipedia.org

Sturstadt сделал ту же ошибку, дав задний ход, но канадский суд, возможно, во избежание дальнейшего дублирования этого рокового промаха все-таки обвинил лоцмана углевоза в гибели лайнера. В число подозреваемых попал и выживший капитан Empress of Ireland. Канадская компания выиграла судебное дело против А. Ф. Клавенесса, владельца Sturstadt. Суд обязывал владельца выплатить Канаде 2 миллиона долларов США. Неспособный заплатить по счетам, Клавенесс был вынужден продать нуждавшийся в ремонте Sturstadt за 175 тысяч долларов и объявить себя банкротом. Тем самым, был создан прецедент привлечения к материальной ответственности владельца, а не только капитана или лоцмана.

Это был крайне актуальный прецедент, поскольку фактическая безответственность остальных членов команды, кроме капитана, привела к тому, что экипажи судов забыли обо всех традиционных нормах поведения на корабле и стали даже потенциально опасны для пассажиров.

После трагедии La Bourgogne 4 июля 1898 года стало очевидно, что если дальше продолжать сваливать всю вину на капитанов, то пассажирский флот, в конце концов, превратится в пиратский.

La Bourgogne вышла из Нью-Йорка с более чем 597 пассажирами и 128 членами экипажа на борту, и около 5 часов утра, недалеко от острова Сейбл, в густом тумане столкнулся с барком Cromartyshire. Шлюпки с правого борта лайнера оказались разбиты, капитан La Bourgogne принял решение выбросить судно на песчаную отмель, но затопление шло быстро и менее чем через час после столкновения лайнер затонул.

Однако это была только прелюдия к настоящей катастрофе гуманизма. Как только корабль начал тонуть на палубе воцарилась кровавая вакханалия. Многие пассажиры были убиты в борьбе за место в шлюпках, в драках за спасательные жилеты, и даже после погружения корабля в пучину. Зачинщиками беспорядков выступили австрийские матросы. Они начали стрелять в других пассажиров, прокладывая себе путь к шлюпкам. Их примеру последовали и пассажиры третьего класса: выходцы из низов пустили в ход ножи. Когда лайнер затонул, люди подплывали к шлюпкам или плотам, но сидевшие в них били тонущих веслами по голове, резали хватавшиеся за борта пальцы.

Ровно 6 лет прошло с того дня, когда новостные сообщения всех СМИ вышли с пометкой «Срочно» или «Специальный выпуск». 10 июля 2011 года затонул круизный теплоход «Булгария» с пассажирами на борту. Спастись смогла только треть из них. Страшная, беспощадная весть обрушилась на людей в тот летний день, в период отпусков и каникул. Но еще страшнее было узнавать подробности трагедии, которые выяснялись в процессе расследования крушения.

Незавершенный речной круиз

Кто хотя бы раз проводил свой отпуск в речном круизе, тот обязательно его повторит. Нигде не удается так отдохнуть за короткий промежуток времени, как на воде. Чередование городов и экскурсий с расслабляющим отдыхом на палубе и вкусными обедами быстро восстанавливает утраченные за год силы. Немудрено, что многие, выбирая для себя такой вид отдыха, ждут его с нетерпением и покупают билеты заранее.

Пассажиры этого рейса, как и все путешествующие по воде, были спокойны и беззаботны. После экскурсии в городе Болгаре они отдыхали. В Казань должны были вернуться только к 10 часам вечера. Кто-то сидел в холле, ведь снаружи дождь и сильный ветер, кто-то прилег подремать после обеда, а детей собрали в музыкальной комнате для развлекательного мероприятия.

В 13 часов 30 минут по московскому времени теплоход «Булгария», совершая левый поворот, резко накренился набок, зачерпнул открытыми иллюминаторами забортной воды и через три минуты ушел под воду.

О теплоходе

Построенный на верфях Чехословакии в 1955 году и выпущенный с именем «Украина», он до катастрофы эксплуатировался на реках России 56 лет, меняя владельцев. В последние годы своей жизни ему пришлось претерпеть разные неприятные события.

Старое изношенное судно, требовавшее если не списания, то капитального ремонта, нещадно эксплуатировалось меняющимися арендаторами и субарендаторами. Ясно, что «временно свое» никто не жалел. Последним его хозяином, желающим выжать из умирающего теплохода деньги, был казанский ООО «АргоРечТур».

В 2007 году теплоход уже пробовал тонуть, «притапливался», как мягко говорили об этом люди, работавшие на нем тогда. Но в тот раз команде удалось справиться с ситуацией.

Годом позже, в начале сентября, теплоход сел на мель недалеко от речного порта Казани. Посадка оказалась столь плотной, всем корпусом, что вызволить его смог только буксир-толкач, пришедший на помощь из городского порта.

Эксперты утверждают, что к этому времени за теплоходом закрепилась дурная слава. Часто отказывали какие-либо механизмы, ломалось оборудование, плохо работали персонал и команда. Спрос на его услуги резко упал. Чтобы отсечь «негативный шлейф», теплоходу дали новое имя, как бы начав его историю с чистого листа.

Родившийся заново теплоход «Булгария» оставался таким же старым и плохо приспособленным для туризма судном. Чтобы повысить спрос на его круизы, была до минимума снижена стоимость путевок. Теперь люди стали выбирать его для 3-х дневных путешествий по Волге или Каме.

О владельце

Владелец теплохода уже много лет видел свое судно только на бумаге. «Камское речное пароходство» предпочитало отдавать проблемный теплоход в аренду. Арендаторы сменяли один другого, пока не пришла очередь казанской компании ООО «АргоРечТур», возглавляемой Светланой Инякиной.

Работая до этого в туристическом бизнесе, госпожа Инякина заслужила такой отзыв коллег: непрофессионал. Некоторые туроператоры отказывались сотрудничать с ней из-за возникающих проблем материального характера.

Несмотря на то что созданная ею новая компания не входила в Единый реестр туроператоров, то есть не имела прав на перевозки людей, директор фирмы- арендатора ООО «Бриз» Валерий Незнакин передал судно в субаренду в июне 2011 года С. Инякиной. Не приходится сомневаться в осведомленности обоих директоров о плачевном техническом состоянии теплохода «Булгария». Его даже не удалось застраховать.

О техническом состоянии

По словам арендатора теплохода В. Незнакина, судно ежегодно проходило технический осмотр, но находилось «в эстетически старом состоянии». Если бы только в эстетически… Выжившие члены команды рассказывали о том, что поломки происходили постоянно. Ремонтники на теплоходе не сидели без дела.

Там же выяснилось, что аренда обошлась С. Инякиной дешевле в 2 раза от первоначальной стоимости, так как она брала на себя ремонт двигателя, который был необходим. А кроме того, других желающих взять этот теплоход в аренду не было…

По итогам расследования Ространснадзор опубликовал информацию, что с 8 июля 2011 года на судне не работал левый главный генератор. На протяжении круиза ремонтная бригада как раз и была занята решением этой проблемы. Эта проблема вызывала крен судна на правый борт на 4 градуса.

О команде

Гневные, обвинительные слова в адрес капитана Александра Островского из-за гибели теплохода «Булгария» слышались наиболее яростно в первые, самые эмоциональные дни. Горе было таким большим и нестерпимым, что хотелось обвинять всех и вся. А уж капитана в первую очередь.

Человек с 1978 года водил корабли по реке. Сначала теплоходы, потом скоростной «Метеор», потом опять теплоход. Приходилось плавать и по спокойной реке, и по штормовым водохранилищам, и по Ветлуге, реке стремительной и извилистой.

Когда он перешел на «Булгарию», все заметили перемены в нем. Он замкнулся, часто раздражался из-за сложных отношений с арендатором, платил свои деньги за ремонт судна и зарплату команде. Дельных ребят хотел этим удержать, но текучка была большая. По словам семьи, он не мог уволиться, так как был «финансовым заложником», ему не выплачивали денег, но подбадривали обещаниями.

Непонятно, почему такой опытный человек не отдал команду задраить иллюминаторы, которые были открыты из-за духоты в помещениях. Неопытные туристы могли и не понимать грозящей опасности. Но все было распахнуто и в служебных помещениях.

Как говорят очевидцы, во время катастрофы теплохода «Булгария» он был единственным человеком из команды, который пытался изменить ситуацию. Оставаясь у штурвала, он вел судно к мели, но все произошло слишком быстро. Если бы «Булгария» проплыла еще 40 метров, она попала бы на мель и, возможно, последствия были бы не столь ужасающими. Капитан остался на своем судне.

Пассажиры спасались сами, как могли. Раскрывшиеся два плота и круги помогли кому-то. Но вот члены экипажа были заняты спасением себя и членов своих семей. В порядке ли были спасательные средства и безупречна ли дисциплина на корабле у строгого капитана А. Островского - вопросы, на которые и сегодня ответить трудно.

Гибель теплохода «Булгария» на Волге

Возвращение в Казань сопровождалось плохими, но допустимыми поначалу для плавания погодными условиями. В 13 часов 30 минут совпало несколько событий, которые поодиночке не нанесли бы вреда кораблю. Но вот вместе они привели к катастрофе, признанной крупнейшей на реке за период новой истории.

На судно, находящееся в 3 километрах от берега Куйбышевского водохранилища, обрушился грозовой фронт с ливнем и шквалистым ветром. Входя в левый поворот, судно накренилось вправо. Сочетание этого крена с уже имеющимся из-за технических проблем и усиленное бортовым ударом ветра накренило теплоход с 4 до 9 градусов. Этого оказалось достаточно для того, чтобы вода хлынула в открытые иллюминаторы. Последовавшее за этим увеличение угла крена позволило обрушиться внутрь потоку воды, и судно ушло ко дну за считанные минуты.

Спасение утопающих…

На теплоходе плыл 201 человек. Спастись посчастливилось только 79. Остальные туристы и члены команды не смогли выбраться из помещений.

Дети, собранные внизу для развлекательного мероприятия, не имели никаких шансов подняться оттуда. Родители, бросившиеся вниз спасать их, остались в коридорах.

Некоторые выжившие при крушении теплохода «Булгария» рассказывали о том, что кого-то смывало водой за борт, кому-то помогали выбраться чужие, незнакомые люди, кто-то сам выхватывал кого-то из кают по пути к спасению. Все произошло слишком быстро.

Помощь идет или проплывает мимо

Легко представить себе ужас оказавшихся в воде людей при бушующей вокруг грозе. Отчаянный страх за близких, далекий берег, может быть, неумение плавать. Разве можно представить, что в такой ситуации тебе не протянут руку помощи? Тем более что угрозы спасителям никакой нет.

Два судна прошли мимо, не отреагировав на крики из воды. Капитаны сухогруза «Арбат» и толкача «Дунайский 66» решили, что погибающие люди - не повод прекращать движение.

Спасение пришло от экипажа круизного теплохода «Арабелла». Они подняли людей на борт, оказали помощь, доставили на берег.

Спасательные работы

На том месте, где затонул теплоход «Булгария», были организованы спасательные работы. Несколько дней водолазы доставали со дна тела погибших людей. Все это время на берегу оставались их родные и близкие. Наконец, все утонувшие люди были найдены. 122 человека остались внутри тонущей «Булгарии», с ними остался капитан Александр Островский.

Для подъема самого корабля, учитывая его дряхлость и угрозу развалиться при попытке достать его из воды, «оборонщиками» были придуманы «стальные полотенца», которые изготовили в кратчайшие сроки в Санкт-Петербурге.

26 июля в результате технологически сложной работы водолазов и служб, находящихся на плавсредствах, был поднят на поверхность теплоход «Булгария». Фото с места событий опубликовали все СМИ.

Расследование

  • нарушение правил безопасности (неисправность судовых механизмов, плавание при силе ветра, превышающей допуски для подобных судов, и т. д.);
  • низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа (открытые иллюминаторы, отключение без команды левого двигателя, осуществление поворота судна без учета имеющегося крена и т. д.).

Следственный комитет РФ по факту катастрофы на Волге теплохода «Булгария» возбудил несколько уголовных дел. Наказание понесли следующие лица:

  • Светлана Инякина, субарендатор судна - 9,5 лет.
  • Рамиль Хаметов, старший помощник капитана «Булгарии» - 6,5 лет.
  • Яков Ивашов, эксперт, выдавший разрешение на эксплуатацию теплохода, - 5 лет.
  • Ирек Тимергазеев, Владислав Семенов, специалисты, выдавшие заключение о готовности ООО «АргоРечТур» к перевозке пассажиров, - 6 и 5 лет соответственно.
  • Юрий Тучин и Александр Егоров, капитаны прошедших мимо судов, - штраф в размере 130 и 190 тыс. рублей соответственно.

О них помнят

Трагедия теплохода «Булгария» не оставила равнодушным никого. Наши соотечественники, правительства и простые люди разных стран выражали сочувствие близким погибших. Жители Казани в первые часы после гибели теплохода соорудили стихийный мемориал в порту. Сюда несли цветы, игрушки и свечи.

10 июля 2012 года на берегу реки, напротив места трагедии, открыт памятник, соединивший в себе стену памяти с 122 именами погибших людей, площадь с часовней и мечетью.

На месте гибели судна установлен буй, проплывая мимо которого, суда дают длинный гудок.