Актуальные вопросы развития вооружения и военной. Российская армия: социальные проблемы и способы их решения


Вопросы:
1. Военная политика России в условиях изменения геополитической ситуации в мире.
2. Основные направления развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке и их задачи в 2015 учебном году.

События нынешнего 2014 года в мире наглядно продемонстрировали усиление геополитического соперничества между Россией и США, странами Евросоюза. Причинами этого стали возрастание геополитической мощи и влияния России в мире, что наглядно проявляется в качественном изменении состояния ее Вооруженных Сил, ускоренном реформировании науки, образования, ряда передовых отраслей промышленности. На развитие событий вокруг нашей страны повлияли события на Украине, вхождение в состав России Крыма и г. Севастополя. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, события в Крыму стали «серьезным экзаменом» для государства, «продемонстрировали и качественно новые возможности наших Вооруженных Сил, и высокий моральный дух личного состава». В этих условиях Черноморский флот, а также и его воинские части, дислоцированные в Крыму, проявили выдержку, личное мужество, профессионализм, что позволило создать необходимые условия для мирного и свободного проведения референдума.
Очевидно, что Запад устраивает только Россия как слабая в геополитическом отношении страна - поставщик дешевых энергоресурсов и низкоквалифицированной рабочей силы. Именно с этим связан мощный геополитический нажим на нашу страну, проводимый США,
Европейским союзом, их ведущими союзниками в мире (Канада, Австралия и др.) непосредственно, а также по линии ООН и других международных организаций (Совет Европы и др.) в политической, военной, экономической и других областях.

За последний год в мире произошли кардинальные изменения. Они обусловлены прежде всего нарастанием конкуренции различных мировых «центров силы» между собой в военно-политической, экономической, информационной сферах. Среди областей, где развернулось такое соперничество между Россией и США, можно отметить околоземное космическое пространство, Арктический регион и территорию Украины.
Известно, что экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет космического аппарата над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. Это позволяет отслеживать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезными средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8-15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по центральному региону России.
Так, в целях создания оперативно развертываемой системы космической связи и разведки над заданным районом земной поверхности США 2 апреля 2014 года завершили 470-суточные летно-космические испытания беспилотного воздушно-космического самолета Boing Х-37В, который может применяться для разных целей, в том числе инспектирования и нарушения функционирования других космических аппаратов.
Ускоренными темпами США наращивают свою группировку космических аппаратов, совершенствуя ее качественные параметры. В частности, запускаются новые космические аппараты глобальной навигационной системы GPS повышенной помехозащищенности, аппараты для детального исследования магнитного поля и погоды Земли, отрабатывается технология применения «созвездия» (группировки) малоразмерных космических аппаратов дистанционного зондирования для сосредоточения возможностей управления (разведки, наблюдения, обеспечения связи и др.) в заданном регионе земного шара. Завершается подготовка к первому тестовому полету перспективного космического аппарата НАСА «Орион», на котором после завершения эксплуатации Международной космической станции астронавты США будут продолжать освоение ключевых областей космического пространства за пределами «ближнего космоса»: высокоэллиптических околоземных орбит, на которых функционируют спутники систем предупреждения о ракетном нападении, глобальной навигации и связи, а также точек Лагранжа системы Земля - Луна (областей, находясь в которых космический аппарат сохраняет свое положение неизменным относительно этих небесных тел). Создание США космических систем, предназначенных для вывода и длительного пребывания в данных областях космического пространства, разработка ими технологий по захвату и буксировке астероидов на заданную окололунную орбиту являются с военной точки зрения не чем иным, как оперативным оборудованием космического театра военных действий и подготовкой к освоению нового вида нетрадиционного оружия.
Эти действия заставляют Россию наращивать свои возможности по освоению и использованию прежде всего околоземного космического пространства. Одним из приоритетных направлений политики России является обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах обороны и безопасности. В этих целях совершенствуется наземная космической инфраструктура, в частности, стартовые и технические площадки космодрома Плесецк, на которых будет осуществляться отработка ракет-носителей нового поколения (типа «Союз-2»), а также принципиально нового космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, продолжится формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны. В рамках данного направления предусмотрено совершенствование отечественной навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС. В условиях, когда состав орбитальной группировки спутников доведен до штатного состава, предусмотрено увеличение точности позиционирования объектов с использованием данных от системы ГЛОНАСС. В частности, уже в 2014 году точность ГЛОНАСС на территории нашей страны может стать меньше одного метра, после того как начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала «Луч». А к 2020 году точность определения координат с помощью данной системы должна достичь 0,6 м.
Что касается Арктики, то сегодня этот регион мира стал территорией, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. Противоречия между различными (в первую очередь приарктическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности.
Причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них - существующий юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона.
Важность ресурсов Арктики для нашей страны и мировой экономики подтверждается следующими цифрами: запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых, в то же время в Арктике сосредоточено 58% аналогичных запасов мировых шельфов. Россия уже активно реализует планы освоения Арктики. Ожидается, что добыча нефти на Арктическом шельфе Российской Федерации к 2030 г. достигнет 66,2 млн т, добыча газа - 230 млрд куб. м.
Кроме того, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута - Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. В настоящее время Северный морской путь можно использовать лишь в течение трех-четырех месяцев в год, хотя путь по обоим этим маршрутам на 6000-9000 км короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран - прежде всего США, исповедующих доктрину «свободы морей», а также со стороны Норвегии и Канады.
В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т.н. экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.
В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа наряду с Россией предъявляют США, Канада, Норвегия и Дания и другие страны. Большая часть претендентов на арктические ресурсы входит в военный блок НАТО, поэтому и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы. Кроме того, НАТО регулярно демонстрирует свое присутствие в арктическом бассейне, военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые они претендуют. О формировании в Арктике военной угрозы России свидетельствуют также планы по созданию арктического НАТО, ускоренная разработка и введение в строй странами НАТО арктических вариантов военной и морской техники, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах. В декабре 2013 года стало известно, что премьер-министр Канады распорядился включить Северный полюс в направленную в ООН заявку на расширение границ арктического шельфа страны.
Стремясь упрочить свое геополитическое положение в этом регионе, в 2001 году Россия подала общую заявку в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа в Арктической части на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части (позднее заявка была разделена на две, и первая из частных заявок подана в 2013 году). Так, если будет доказано, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то Российская Федерация сможет получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов в Арктике на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километрах площади.
Экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса, поход туда же в 2010 г. исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал» вызвали негативную реакцию на Западе. Одной из основных задач российских экспедиций в Арктику 2007-2014 гг. как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России на расширение своей экономической зоны в Северном Ледовитом океане.
Очевидно, что Россия, стремясь к решению противоречий политико-дипломатическим путем, должна иметь военный потенциал, достаточный для защиты ее национальных интересов в этом регионе. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу в Арктической зоне Российской Федерации должны быть созданы группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов), способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки. Важное значение при этом имеет укрепление военной инфраструктуры. Решения и меры по восстановлению на Севере России сплошного радиолокационного поля, аэродромной сети, сетей метеорологического и гидрографического наблюдения, создание группировок войск и сил флота арктической зоны действия и начало их активной боевой подготовки являются ответом на существующие риски и вызовы национальной безопасности России в этом регионе. Примером роста возможностей России в Арктике явилось успешное десантирование 8 апреля 2014 года подразделения Воздушно-десантных войск с вооружением и техникой парашютным способом на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана в непосредственной близости от Северного полюса (в районе 89 градусов северной широты).
Результатом усилий России по закреплению в Арктическом регионе стало то, что 14 марта 2014 года Комиссия ООН по границам континентального шельфа удовлетворила первую заявку России о включении в состав ее континентального шельфа анклава площадью 52 тыс. кв. км, находящегося в срединной части Охотского моря. Включение анклава Охотского моря в российский шельф означает, что теперь Россия приобрела исключительные права на значительные ресурсы недр и морского дна (по оценкам геологов, общий объем обнаруженных на этом участке углеводородов превышает 1 млрд тонн). Это решение устанавливает российскую юрисдикцию над территорией анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды, транспортному сообщению.
Президентом России соответствующим министерствам и ведомствам поставлена задача продолжить работу по закреплению России в Арктическом регионе на основе полученных научных данных о строении арктического шельфа.
События на Украине, присоединение Крыма к России существенно изменили геополитическую ситуацию в этом регионе. Геополитический замысел действий США в этом регионе заключается в том, чтобы, инициировав и поддерживая конфликт на Украине, разорвать связи Европы с Россией и перевести отношения между Европой и Россией в режим конфронтации в интересах не допущения выхода Евросоюза из-под своего военно-политического и экономического контроля. Разрыв таких связей, в том числе путем срыва заключения нового базового соглашения между Россией и Европейским союзом, существенно затруднит или даже нарушит планы обозначившейся евразийской интеграции, способной в перспективе свести на нет американское доминирование как в этом регионе, так и во всем мире.
США важно уничтожить передовые отрасли экономики Украины, особенно те, которые являются дополнением оборонно-промышленного комплекса России, а также сформировать у населения Украины и стран Восточной Европы враждебное отношение к России. При этом, используя настроения стран Восточной Европы и Прибалтики, создать на территориях этих стран потенциал угрозы военной безопасности России и ее союзникам - наземные компоненты систем противоракетной обороны и ведения электронной разведки, передовые операционные базы сил специальных операций, авиации и флота, ударные средства поражения. Таким образом, Россия оказалась бы практически выдавленной из региона Восточной Европы, в том числе Причерноморья. При этом существенно осложнились бы условия ведения Черноморским флотом и Средиземноморской эскадрой операций в Черном и Средиземном морях, а российский потенциал ядерного сдерживания, средства систем предупреждения о ракетном нападении, дислоцированные в западных регионах России, оказались бы под прицелом ударных тактических средств НАТО.
США и НАТО после вхождения Крыма и Севастополя в состав России на правах отдельных субъектов предприняли активные действия по наращиванию состава группировок войск в непосредственной близости от границ России. Так, в марте 2014 года в Польшу передислоцированы 12 американских истребителей F-16 и несколько сотен десантников США. НАТО нарастило в 2 раза свою авиационную группировку в трех балтийских странах, разместило самолеты, снабженные системами АВАКС, в Польше и Румынии, усилило присутствие ВМС в регионе Черного моря. США запросили разрешения Румынии на увеличение численности американских военных с 1 тыс. до 1,5 тыс. на авиабазе, дислоцированной в Констанце на Черном море. На очереди - размещение военных баз и группировок войск альянса в Восточной Европе и Прибалтике на постоянной основе. Таким образом, на западе ударный потенциал НАТО входит в непосредственное соприкосновение с военным потенциалом России.
В этих условиях Россия вынуждена принимать необходимые меры по укреплению своей обороны на Западе и в первую очередь в Причерноморье. Территория Крыма в военно-административном делении введена в состав Южного военного округа. В интересах его интеграции в единое оборонное пространство страны разработан поэтапный план действий до 2020 года. План предусматривает развитие военной инфраструктуры Крыма, оснащение современными образцами вооружений и военной техники, повышение боевой готовности и боевой способности, а также уровня боевой подготовки всех соединений и воинских частей, дислоцированных в регионе. В ближайшие несколько лет на усиление Черноморского флота России поступит около 30 кораблей различных классов нового поколения, в том числе подводные лодки. В местах базирования флота будут созданы новые части противовоздушной обороны и соединения морской пехоты. Эти меры обеспечат надежное сдерживание военной угрозы России с Причерноморского направления, повысят боевую устойчивость группировки ВМФ России в Средиземном море.
В целях противодействия глобальным угрозам безопасности Россия будет наращивать оснащенность Вооруженных Сил современной техникой. Так, в настоящее время продолжается разработка современных образцов оружия: комплекса ПВО С-500, который представляет собой универсальный комплекс дальнего действия и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны, истребителя пятого поколения Т-50, новейшей межконтинентальной баллистической ракеты (на смену «Сатане»), боевых железнодорожных ракетных комплексов и др.
Таким образом, современная военная политика России направлена на адекватное реагирование и парирование новых геополитических вызовов и угроз ее безопасности в космической зоне, арктическом регионе, акватории Черного моря и в Причерноморье.

Современные вызовы и угрозы безопасности страны обуславливают необходимость поддержания Вооруженных Сил России в готовности к быстрому и эффективному противодействию им в любых условиях обстановки. В соответствии с указаниями Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2015 году предстоит продолжить последовательную работу по укреплению Вооруженных Сил как ключевого инструмента, гарантирующего безопасность и суверенитет России.
В условиях усиления давления со стороны Запада на Россию в военно-политической сфере происходит пересмотр как приоритетов военной политики России, так и направлений ее военного строительства, прежде всего строительства Вооруженных Сил.
Эти направления определены государственной программой вооружения, планами строительства, развития и переоснащения Вооруженных Сил. В целях повышения боевых возможностей Вооруженных Сил в условиях нестабильной военно-политической обстановки и экономической ситуации в мире в 2015 году будет завершено формирование новой госпрограммы вооружений на 2016-2025 годы, которая направлена на интенсификацию их оснащения вооружением и техникой высокого уровня интеллектуализации.
В соответствии с планами развития Вооруженных Сил в 2015 году продолжится развитие всех основных функциональных и территориальных группировок войск (сил), а также будут созданы новые: в Крыму и в арктической зоне, где предусматривается постоянное базирование и несение боевого дежурства специально выделенными силами.
Гарантом национальной безопасности России являются стратегические ядерные силы. В соответствии с планами их модернизации в 2015 году продолжится переоснащение группировок войск и сил РВСН и ВМФ современными ракетными комплексами наземного и морского базирования, обладающими повышенными боевыми возможностями, - «Яре», «Булава». На вооружение соединений и частей РВСН будут поступать современные средства маскировки и борьбы с низколетящими воздушными целями. В 2015 году будут продолжены работы по созданию новых ракетных систем стратегического назначения наземного, морского и воздушного базирования, в том числе перспективного авиационного комплекса дальней авиации.
В силах общего назначения первоочередное внимание планируется уделять совершенствованию системы воздушно-космической обороны страны, наращиванию потенциала высокоточных средств поражения. В 2015 году будет продолжено формирование единого информационного пространства видов и родов войск Вооруженных Сил. Важнейшей частью этого пространства станет работающая в реальном масштабе времени глобальная система разведки и целеуказания, создаваемая на основе группировок перспективных космических аппаратов военного и двойного назначения (система ГЛОНАСС).
В войсках воздушно-космической обороны в настоящее время идет подготовка к государственным испытаниям радиолокационных станций высокой заводской готовности системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде и в Иркутске. Начата работа по созданию еще четырех аналогичных станций. Эти меры позволят создать на территории России сплошное радиолокационное поле. Также проводится формирование воинских частей войск ВКО в Крыму. Продолжается перевооружение частей противовоздушной обороны на новейшие системы и комплексы. Так, в марте 2014 года в Подмосковье на боевое дежурство заступил зенитно-ракетный полк, вооруженный новейшей системой ПВО С-400. В 2015 году будет поставлен на боевое дежурство еще один полковой комплект данной системы. С 2014 года войсками ВКО обеспечивается возможность вывода ракетой- носителем «Союз-2» космических аппаратов, в том числе военного назначения, на всевозможные типы орбит. В 2015 году продолжатся летные испытания ракеты-носителя «Союз-2» модификации 1в, обеспечивающей высокую точность выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.
В ближайшие годы на вооружение Сухопутных войск начнет поступать перспективный межвидовой артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», не имеющий мировых аналогов по боевым и эксплуатационным характеристикам. По своей огневой мощности он превосходит уже существующие образцы такого же калибра в 1,5-2 раза. На очереди принятие на вооружение перспективных отечественных танков проекта «Армата», а также колесных бронемашин семейства «Бумеранг». Их особенность заключается в том, что экипаж находится внизу (он выживет даже при попадании снаряда), а в башне - только комплекс вооружения высокой степени автоматизации, в управлении которым используются алгоритмы системы поддержки принятия решения.
Также в течение 2015 г. в войска продолжатся поставки современных образцов ракетного вооружения: оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», самоходных гаубиц «Мста-С», реактивных систем залпового огня «Торнадо-Г», самоходных противотанковых ракетных комплексов «Хризантема».
Завершается разработка многофункциональных комплексов радиоэлектронной борьбы. Принятие их на вооружение обеспечит возможность эффективного подавления существующих и перспективных радиоэлектронных систем условного противника, а также позволит обеспечить надежную защиту вооружения и военной техники от радиоуправляемых минно-взрывных устройств и наиболее важных объектов от высокоточного оружия. Примером эффективности отечественных средств радиоэлектронной борьбы является успешный результат их применения фронтовым бомбардировщиком Су-24 в апреле 2014 года для противодействия информационно-управляющей системе «Иджис» американского эсминца «Дональд Кук» в нейтральных водах Черного моря. В результате применения комплекса радиоэлектронной борьбы была нарушена работа радара, боевых управляющих цепей и системы передачи данных корабля. По сообщениям СМИ, после завершения его облета российским самолетом «Дональд Кук» поспешно направился в румынский порт, а 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота.
В ближайшем будущем планируется поставка в Сухопутные войска перспективных образцов унифицированных высокомобильных модульных платформ на колесном и гусеничном ходу («Тайфун-К», «Тайфун-У», «Платформа-О», «Арктика» и др.), а также машин инженерной разведки и разграждения нового поколения с внедрением элементов искусственного интеллекта, машин радиационной, химической и биологической защиты, авторазливочных станций, средств аэрозольно-пенной маскировки на унифицированных платформах малой и средней грузоподъемности и ряда других, приспособленных, в частности, для действий в условиях Арктики.
Для ВВС уже изготовлено 5 первых истребителей штурмовой авиации 5-го поколения Су-35С, во многом превосходящих зарубежные «Фантомы». В ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» разработан перспективный военно-транспортный самолет Ил-112В.
В 2015 году начнется серийное производство новейших комплексов ПВО средней дальности С-350Е «Витязь», которые по своим возможностям превосходят зарубежные аналоги и должны заменить находящиеся сейчас на вооружении С-300.
В 2014 году ВМФ России планирует принять в свой состав более 40 боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения различного класса, а с 2015 года начнется масштабная модернизация российского флота, главной ударной силой которого станут атомные подводные крейсеры нового поколения класса «Борей» и «Ясень». В стратегической программе модернизации кораблестроения до 2050 года планируется строить новые корабли по принципу модульности. В ближайшей перспективе на вооружение ВМФ поступят корабли, оснащенные высокоточным ударным и противолодочным оружием, а также авиационными средствами и средствами самообороны (современные многоцелевые боевые надводные корабли типа корвет, фрегат, малый ракетный корабль, головной эсминец нового проекта типа «Лидер» и др.).
Масштабное перевооружение армии и флота требует организации освоения личным составом современных образцов вооружения техники, что будет являться в 2015 году одной из важнейших задач Вооруженных Сил. Для обеспечения этого совершенствуется система военно-учебных заведений и развертывается сеть учебных центров видов и родов войск Вооруженных Сил, а также межвидовых центров подготовки специалистов. В 2015 году планируется создать принципиально новый межвидовой центр - Центр арктической боевой подготовки подразделений, предназначенных для действий в условиях Крайнего Севера.
Кроме того, в 2015 году перед Вооруженными Силами актуальной будет оставаться задача увеличения числа военнослужащих, проходящих военную службу на должностях солдат и сержантов по контракту. Воздушно-десантные войска, Ракетные войска стратегического назначения и подводный флот к 2020 году должны стать полностью контрактными. К концу 2014 года численность контрактников будет доведена до 280 тыс. военнослужащих, что практически сравняется с численностью военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Вооруженные силы ведущих государств мира сейчас движутся в направлении развития беспилотной авиации. Поэтому с недавнего времени в Вооруженных Силах Российской Федерации под руководством специально созданного управления Генерального штаба реализуется широкая программа внедрения системы беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
В современных условиях серьезное значение имеет обеспечение надежного управления Вооруженными Силами, координация их действий с деятельностью других элементов военной организации государства. В этих целях в систему органов военного управления Министерства обороны в 2014 году введен Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), а также региональные, территориальные центры и пункты управления в военных округах и на флотах (в марте 2014 года они заступили на опытно-боевое дежурство). НЦУ предназначен для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными Силами РФ; обеспечения управления повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота; сбора, обобщения и анализа информации по военно-политической обстановке в мире, на стратегических направлениях и по общественно-политической обстановке в Российской Федерации в мирное и военное время.
Техническая оснащенность центра в перспективе позволит в режиме реального времени получать информацию из любой точки земного шара, где находятся подразделения, формирования или объекты Вооруженных Сил, и моделировать различные сценарии развития ситуации, которые лягут в основу стратегического и оперативного планирования и принятия решений военно-политическим руководством государства.
В 2015 году продолжится формирование новой системы мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил и ряда других силовых ведомств, которая была введена Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ. Система предусматривает выделение в структуре запаса страны мобилизационного людского резерва. В него войдут граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в данном качестве. В 2015 году по планам Генерального штаба Вооруженные Силы должны иметь не менее 8600 профессиональных запасников.
В интересах поддержания необходимого объема военно-обученного мобилизационного людского ресурса и улучшения качества мобилизационного резерва в настоящее время разрабатывается новая система военной подготовки студентов вузов. Ее основой является концепция совмещения профессиональной учебы студентов с их военно-мобилизационной подготовкой. Сущность концепции заключается в том, чтобы, не отказываясь от отсрочек для студентов, дать возможность всем студентам очной формы обучения пройти в ходе учебы и последующего военного сбора продолжительностью не менее трех месяцев подготовку и получить воинскую специальность как офицеров, так и рядового и сержантского состава. Предполагается обучать студентов по возможности по военно-учетным специальностям, родственным их будущим гражданским профессиям. Обучение будет организовано не только на военных кафедрах, в учебных военных центрах при вузах, а также в создаваемых межвузовских центрах военной подготовки на базе одного из вузов или, где такая возможность отсутствует, в вузах Министерства обороны или в воинских частях. Этот механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего техническим, воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные Силы.
В 2015 году продолжится практика внезапных комплексных проверок боевой готовности группировок войск и сил флота, проведенных в 2014 году в Западном и Центральном военных округах, а также в родах войск Вооруженных Сил. Предстоит совершенствовать навыки войск и органов управления межвидовыми группировками в действиях по приведению в полную боевую готовность, том числе с отработкой задач подъема по тревоге, передислокации и развертывания в незнакомых и удаленных районах сосредоточения (в том числе в арктическом регионе), с выполнением боевых стрельб (пусков ракет) на полигонах других военных округов в сложных условиях обстановки (массированного применения противником сил специальных операций, средств электронного подавления и разведки, высокоточного оружия, БЛА).
В 2014 году Вооруженные Силы во взаимодействии с другими войсками Российской Федерации успешно выполняли нетрадиционные задачи: боролись с паводком на Дальнем Востоке и его последствиями, занимались тушением лесных пожаров, обеспечением водоснабжения Крыма, снабжением полярных экспедиций. В 2015 году продолжится их подготовка к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (наводнений, лесных пожаров и др.).
Таким образом, в 2015 году продолжится подготовка Вооруженных Сил к действиям по обеспечению обороны страны в условиях нестабильной военно-политической обстановки в мире, появления в непосредственной близости от границ России новых вызовов и угроз ее безопасности. Главным направлением развития ВС РФ является повышение боевой готовности и боевой способности соединений и частей за счет массового перевооружения их на новые высокоэффективные образцы вооружения и техники, повышения уровня подготовленности личного состава к действиям в сложной обстановке начала и ведения боевых действий с сильным технически оснащенным противником.

Методические рекомендации.
Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия необходимо привести примеры усиления геополитического соперничества между Россией и США странами Евросоюза и НАТО.
При изложении материала по первому учебному вопросу необходимо особое внимание уделить раскрытию новых геополитических вызовов и угроз безопасности Российской Федерации, а также основных направлений ее военной политики, направленных на парирование этих вызовов и угроз.
При изложении материала по второму учебному вопросу руководителю занятия необходимо дать характеристику основных направлений развития и задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в 2015 году.
В заключительной части занятия руководителю целесообразно подчеркнуть сложность и масштабность задач реализации военной политики и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

Рекомендуемая литература:
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2013 года, www.kremlin.ru .
2. Материалы заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 20 марта 2014 года, www.mil.ru .
3. Материалы заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 22 мая 2014 года, www.mil.ru .
4. Выступление Президента Российской Федерации в ходе представления офицеров, назначенных на высшие командные должности, 28 марта 2014 года. www.kremlin.ru .

Александр ЛЕБЕДЕВ, кандидат военных наук

Выступление заместителя командира войсковой части
90921 по работе с личным составом
капитана 2 ранга Бондаренко Д.Н.
Лекция
«Россия в современном мире и основные приоритеты
ее военной политики. Актуальные вопросы развития
.
Задачи личному составу бригады Черноморского флота
по поддержанию боевой готовности, укреплению
правопорядка и воинской дисциплины
в ЛПО 2018 учебного года».

Современная военно-политическая обстановка в мире
События
последних
лет
свидетельствуют о том, что мир в
начале XXI века не стал более
стабильным
и
безопасным,
а
наоборот, привел к целой череде
войн и военных конфликтов, которые
уже запылали или тлеют в разных
уголках нашей планеты.
2

Россия выступает за активное продвижение
курса на всемерное укрепление международного мира
3
Россия выступала и выступает за
активное
продвижение
курса
на
всемерное укрепление международного
мира,
всеобщей
безопасности
и
стабильности,
за
формирование
отношений
добрососедства
с
сопредельными
государствами,
содействие устранению имеющихся и
предотвращению возникновения новых
очагов напряженности и конфликтов в
прилегающих к Российской Федерации
регионах.
Со всей определенностью это
отмечено
в
Концепции
внешней
политики Российской Федерации от
2013 года, а также в Послании
Президента
России
В.В.Путина
Федеральному собранию Российской
Федерации от 2016 года.

Обретение Российской Федерации
статуса великой державы
За последние несколько лет
благодаря усилиям Президента
России,
военно-политического
руководства и дипломатического
корпуса страны положение России
в мире значительно изменилось в
лучшую сторону.
Она
вновь
обрела
статус
великой державы, которая призвана
решать
важнейшие
мировые
проблемы, среди них, ликвидация
химического оружия и уничтожение
военного
и
экономического
потенциала
террористической
организации ИГИЛ (ДАИШ) в Сирии,
прекращение ядерного проекта в
Иране
и
предотвращение
распространения оружия массового
поражения в мире.
4

Экономические интересы становятся главными в политике
К основным факторам, оказывающим
все большее влияние на военнополитическую
обстановку
в
мире,
следует отнести прежде всего то
обстоятельство,
что
экономические
интересы
становятся
главными
в
политике.
В связи с этим будет обостряться
борьба за природные ресурсы –
минеральные, водные и т.д.
На Западе все громче говорят о том,
что ресурсы некоторых стран, в том
числе и России, должны принадлежать
всему мировому сообществу.
5

Планомерное приближение НАТО
к государственным границам Российской Федерации
6
Военно-политическая обстановка у
западных
границ
страны
остается
нестабильной. США и другие члены НАТО
продолжают
наращивать
военный
потенциал, в первую очередь в соседних с
Российской Федерацией странах. Из более
чем 1 трлн долл. военных расходов в мире
в 2017 году на долю НАТО пришлось
свыше 70%.
Военный бюджет США на 2018 год
составляет 700 млрд. долл.
В настоящее время на территории
государств
Восточной
Европы
на
ротационной основе размещено около 1,2
тыс. единиц боевой техники, в том числе
30 боевых самолетов, а также находятся
свыше
5000
военнослужащих
западноевропейских стран НАТО и США.

VI Московская конференция
по международной безопасности
7
Министр
обороны
Российской
Федерации генерал-армии С.Шойгу в
выступлении
перед участниками
VI
Московской
конференци
по
международной безопасности отметил,
«НАТО – это военно-политический блок, а
не общество филателистов. Он ведет курс
на
проецирование
силы
вблизи
российских границ, вовлечение в орбиту
своего влияния всё новых и новых
государств».
Северо-Атлантический
альянс
продвигают военную инфраструктуру в
Арктике, осуществляют деятельность в
рамках
«полицеской»
авиационной
миссии НАТО по патрулированию
воздушного пространства Прибалтики.
Вместе
с
тем,
«Россия
заинтересована в новых идеях, готова к
открытому
обсуждению
любых
инициатив,
которые
способствуют
укреплению нашей общей безопасности.

Серьезную угрозу для безопасности России
представляет вооруженный конфликт на востоке Украины
В настоящее время сохраняются
предпосылки к обострению ВПО в этой
стране и применению военной силы на
Донбассе. Киев постоянно провоцирует
самопровозглашенные
республики
обстрелами их территорий. При этом
украинское
руководство
продолжает
саботировать
Минские
соглашения
(февраль 2015 года), настаивая на
выгодной
для
нынешней
власти
очередности выполнения пунктов этих
договоренностей и размещении войск
ООН на границе с Россией.
8

Стратегическое партнерство России и Китая
в интересах мира и стабильности
9
Российско-китайские отношения в
настоящий момент переживают подъем,
связанный
с
совпадением
внешнеполитических позиций, а также с
расширением
экономического,
торгового, военного, научного и других
видов сотрудничества.

Используя современные технологии противоборства
Запад стремится взять вверх над Российской Федерацией
10
В настоящее время действующая
администрация Белого Дома и их
союзники по НАТО самым активным
образом
используют
технологии
гибридных войн, применяя при этом
различные способы и
методы их
ведения.
Это
могут
быть
«цветные
революции»,
распространение
терроризма
и
этнический
фактор,
финансово-экономическое давление и
методы военно-силового принуждения.
Сценарии при этом просты и хорошо
отработаны: если страна не принимает
западных правил игры, то начинается
революция, для начала «цветная».
Если власти капитулировали, их
заменяют на прозападный режим. Если
же руководство страны сопротивляется,
начинается силовая операция, причем не
обязательно в виде прямого военного
вторжения.


об основных внешних угрозах для государства
11
Военная
доктрина
Российской
Федерации при перечислении основных
внешних опасностей для России выносит
на первый план наращивание силового
потенциала НАТО и наделение её
глобальными функциями, реализуемыми
в нарушение норм международного
права,
приближение
военной
инфраструктуры стран-членов НАТО к
границам Российской Федерации, в том
числе путем дальнейшего расширения
блока.
Среди других опасностей в Военной
доктрине упоминается о создании и
развертывании систем стратегической
противоракетной обороны, подрывающих
глобальную стабильность и нарушающих
сложившееся соотношение сил в ракетноядерной сфере, реализации концепции
«глобального
удара»,
намерении
разместить оружие в космосе, а также
развертывании стратегических неядерных
систем высокоточного оружия.

Военная доктрина Российской Федерации
об основных внутренних опасностях для государства
1. Деятельность, направленную на
насильственное
изменение
конституционного
строя
Российской
Федерации,
дестабилизацию
внутриполитической
и
социальной
ситуации в стране, дезорганизацию
функционирования
органов
государственной
власти,
важных
государственных, военных объектов и
информационной
инфраструктуры
Российской Федерации.
2. Деятельность террористических
организаций
и
отдельных
лиц,
направленную на подрыв суверенитета,
нарушение единства и территориальной
целостности Российской Федерации.
3. Деятельность по информационному
воздействию на население, в первую
очередь на молодых граждан страны,
имеющая целью подрыв исторических,
духовных и патриотических традиций в
области защиты Отечества.
12

Военная политика Российской Федерации
Военная
политика
это
деятельность
государства
по
организации
и
осуществлению
обороны
и
обеспечению
безопасности
Российской
Федерации, а также интересов ее
союзников.
Задачи
военной
политики
определяет Президент России как
Верховный
Главнокомандующий
Вооруженными Силами.
13

План обороны
Российской Федерации на 2016-2020 годы
14
Вопросы развития армии и флота
изложены в Плане обороны Российской
Федерации на 2016-2020 годы. Он
согласован и одобрен с 49 министерствами
и ведомствами и утвержден Президентом
страны в ноябре 2015 года.
План учитывает все вызовы и угрозы в
военной
сфере,
предусматривает
обеспечение обороны государства по всем
прогнозируемым вариантам возникновения
военных конфликтов с участием России.

Актуальные вопросы развития
Вооруженных Сил Российской Федерации
15
Президент России В. Путин на
приеме
в Кремле офицеров
назначенных на высшие должности
в Вооруженных Силах отметил,
«Доля новой техники только в
ядерных силах уже через два года
составит более
60 %, а по
некоторым параметрам и вовсе
90%.
Однако
без
профессионального
личного
состава решить и половину задач,
которые сегодня войска успешно
выполняют, было бы невозможно».
К 2021 году ударный потенциал
высокоточного оружия нашей армии
и флота должен увеличится в
четыре ораза, повысится и боевая
помощь сил общего назначения,
которые играют ключевые роль в
наземных операциях.

Серия совещаний по состоянию и
перспективах развития ВС РФ и оборонной промышленности
16
Более 300 образцов военной
техники принято на вооружение за
пять лет.
В 2017 году уровень современного
вооружения
и
техники
запланировано довести до 62%.
К 2020 году до 70% увеличится
оснащение
Вооружённых
Сил
современной
техникой
и
вооружением.

Планы по модернизации и переоснащению
стратегических ядерных сил
17
В РВСН более 95% пусковых установок содержится в постоянной готовности к
боевому применению. Усиливается мощь наших ядерных сил за счет пополнения их
самым современным оружием типа комплексов «Ярс», ракетного подводного крейсера
стратегического назначения (РПКСН) «Александр Невский», модернизированными
стратегическими бомбардировщиками Ту-160 и т.д. В ноябре 2017 года спущен на воду
РПКСН «Князь Владимир», который войдёт в состав ВМФ в 2018 году. В стратегических
ядерных силах в текущем году предстоит поставить на боевое дежурство в Ракетных
войсках стратегического назначения три ракетных полка, оснащенных современными
ракетными комплексами, ввести в боевой состав Дальней авиации ВКС РФ пять
модернизированных авиационных комплексов: один Ту-160 и четыре Ту-95МС.

Оснащение Сухопутных войск современным
вооружением и техникой
Сухопутные войска в текущем году
должны получить два бригадных комплекта
оперативно-тактических
ракетных
комплексов
«Искандер-М»,
а
также
перевооружить три дивизиона войсковой
ПВО на зенитный ракетный комплекс «ТорМ2».
В мотострелковые и танковые части
поступят
905
танков
и
боевых
бронированных машин.
18

Современное

19
Противотанковый ракетный комплекс
«Корнет-Д»,
позволяет вести борьбу
с
бронетехникой
противника,
долговременными укреплениями и даже
низкоскоростными воздушными целями.
Огневая мощь позволяет расстрелять
сразу несколько единиц бронетехники
противника. Комплекс имеет восемь
ракет, готовых к стрельбе, при полном
боекомплекте в 16 единиц и обладает
возможностью залповой стрельбы по
двум целям.
«Искандер-М»
превратился
в
стратегический
фактор,
его
перемещения вызывают реакцию в
самых высоких кабинетах по всему миру.
Таким «авторитетом» ракетный комплекс
обязан своим боевым возможностям –
точности и дальности полета ракеты,
скрытному несению боевого дежурства,
мобильности
и,
самое
главное,
способности
преодолеть
любое
противодействие противника.

Современное
вооружение и техника Сухопутных войск
Создание
универсальной
тяжелой
гусеничной
платформы
«Армата»
представляет собой принципиально новый
подход к строительству бронемашин.
Командир танка постоянно находиться в
едином
информационном
поле
с
командирами других машин и старшими
офицерами, имеет полное представление
о
складывающейся
оперативнотактической обстановке
20
«Тайфун-К» способен перевозить сразу
18 военнослужащих в полной боевой
экипировке.
Защиту личного состава и
грузов
обеспечивают
интегрированная
керамическая броня, особая геометрия
рамы,
минозащищенные
кресла,
остекление с защитой от крупнокалиберного
стрелкового оружия и новые марки
броневых сталей, которые считаются
лучшими в мире. Надежность брони была
подтверждена в ходе предельно жестких
испытаний.

Воздушно-космические силы Российской Федерации
21
Воздушно-космические силы (ВКС), созданные на базе ВВС и ВКО показали свою
высокую выучку и боевые возможности в реальных условиях в небе Сирии, внеся свой
весомый вклад в дело борьбы с международным терроризмом. Существенный скачок
сделан в области развития беспилотной авиации как новой современной тенденции
развития военного дела в мире.
Воздушно-космические силы и авиация ВМФ в 2017 году пополнятся 170 новыми и
модернизированными летательными аппаратами. Четыре зенитных ракетных полка будут
перевооружены на ЗРС С-400 «Триумф».

Развитие Военно-Морского Флота России
22
Продолжается развитие отечественного Военно-морского флота, который пополняется
самыми современными кораблями и подводными лодками, новыми видами вооружений.
Только в последние годы в состав сил постоянной готовности введены атомные
стратегические ракетоносцы «Владимир Мономах» и «Александр Невский», большие
подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар»,
«Колпино», «Великий Новгород», фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен»,
малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол».
В перспективе Военно-морской флот пополнится еще тремя новейшими атомными
подводными лодками, заложенными в 2014 году. В боевой состав ВМФ в 2017 году войдут
восемь надводных кораблей и девять боевых катеров. Береговые войска получат четыре
ракетных комплекса «Бал» и «Бастион».

Всероссийское военно-патриотическое
общественное движение «Юнармия»
23
Всероссийское
детско-юношеское
военно-патриотическое
общественное
движение
«ЮНАРМИЯ»
создано
в
октябре 2015 года.
Цели движения – приумножение
патриотических традиций, воспитание у
молодежи
высокой
гражданскосоциальной активности, противодействия
идеологии
экстремизма,
изучение
истории страны, военно-исторического
наследия Отечества и краеведения.

Развитие боевого состава арктической группировки
Вооруженных Сил Российской Федерации
24
Каждая арктическая база СФ может
автономно существовать 1,5 года.
Создание и вооружение всей
арктической группировки завершится
к 2018 году.

Военно-политическая обстановка
на Юго-Западном стратегическом направлении
25
Военно-политическая обстановка на Юго-Западном стратегическом направлении
продолжает оставаться сложной. Здесь насчитывается
более полутора десятков
замороженных кризисов и вооруженных конфликтов различной интенсивности, что, с
учетом возможных негативных тенденций их развития, может привести к образованию у
южных границ Российской Федерации очагов напряженности и возникновению прямых
угроз ее военной безопасности.
Используя возвращение Крыма в состав России как повод к наращиванию военного
присутствия в Черноморской зоне, руководство США и ряда европейских стран
значительно увеличили количество заходов в Черном море боевых и разведывательных
кораблей.

Борьба Российской Федерации с террористической
группировкой «Исламское государство» в Сирии
26
30 сентября 2015 года Совет Федерации Федерального собрания Российской
Федерации одобрил предложение Президента Российской Федерации об использовании
войск Российской Федерации за рубежом, а именно – для борьбы с террористической
группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ) в Сирии. Участие России в
контртеррористической
операции в Сирии осуществляется на основе обращения
сирийского руководства и на основании международного права, при этом Россия
поддерживает сирийскую армию в борьбе с «Исламским государством» лишь с воздуха,
без наземных действий.

Российский Центр по примирению
враждующих сторон в Сирии
27
Созданный Россией Центр по
примирению взял на себя основную
нагрузку по прекращению боевых
действий со стороны разрозненных
отрядов, выступавших на стороне
вооруженной оппозиции. Тем не менее,
до сих пор не удалось наладить
полноценное взаимодействие по Сирии
с остальными странами, в первую
очередь – с США.

Указом Президента РФ старшему лейтенанту
Прохоренко присвоено звание Героя России посмертно
28
Старший
лейтенант
Александр
Александрович
Прохоренко,
корректируя
авианалет
российской
авиации на позиции террористов в
Сирии, попал в окружение и предпочел
вызвать огонь на себя, но не плен.
Офицер погиб, повторив подвиг
сотен и тысяч таких же, как он, солдат и
офицеров, вызывавших огонь на себя в
годы Великой Отечественной войны, во
время боевых действий Советской
армии
в
Афганистане,
в
ходе
контртеррористической
операции
в
Чечне,
в
ходе
других
военных
конфликтов.



29
1. Достижение
высокого профессионального уровня подготовки всех
категорий личного состава ракетно-артиллерийских, минно-торпедных и
электромеханических боевых частей кораблей, позволяющих решать задачи
боевой службы, боевого дежурства и другие задачи в соответствии с их
предназначением.
2. Повышение уровня подготовки соединений, воинских частей,
подразделений и тактических групп с учетом внедрения современных способов
тактических действий войск (сил), совершенствование методов работы органов
управления (штабов) по организации боевых действий (боя) и управлению
войсками (силами).
Развитие в воинских частях и подразделениях состязательности за право
называться «ударными».

Главные задачи в летнем периоде обучения
2018 учебного года на Черноморском флоте
30
3. Обучение офицеров практическим действиям по планированию и
осуществлению
восполнения
текущего
(временного)
некомплекта,
комплектования должностей гражданского персонала, восполнения потерь в
личном составе, вооружении, военной технике и запасах других материальных
средств в ходе ведения военных действий.
4. Поддержание морально-психологического состояния личного состава на
уровне не ниже «оптимальное», а в ротных и батальонных тактических
группах, «ударных» подразделениях - «высокое».
5. Предупреждение гибели личного состава, прежде всего, в результате
дорожно-транспортных происшествий и нарушения требований безопасности
военной службы.
Исключение из воинской среды проявлений коррупции, экстремизма,
конфликтов на межнациональной почве и уклонений от военной службы.

Важнейшим средством обеспече­ния военной безопасности Рос­сийской Федерации являются Во­оруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляю­щая основу обороны Российской Федерации, главный элемент воен­ной организации государства.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.

Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

· в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

· в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

· во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

· в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: (Слайд №1)

Стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;

Операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

Совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;



Контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;

Миротворческие операции.

Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро, и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны.

Основные принципы развития военной организации государства:

· адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

· централизация руководства;

· единоначалие на правовой основе;

· достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

· единство обучения и воспитания;

· реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует фор­мирования новых к ним подходов.

Основные приоритеты строитель­ства Вооруженных Сил РФ опреде­ляются характером задач в сфере национальной безопасности и гео­политическими приоритетами раз­вития страны. Можно говорить о существовании нескольких прин­ципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Феде­рации, которые будут определять основные параметры военного строительства:



Способность осуществить стра­тегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизаци­онная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплекто­ванности хорошо обученным и под­готовленным личным составом;

Высокая техническая оснащен­ность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований поз­воляет выбрать задачи развития Воору­женных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала Стра­тегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества сое­динений и частей постоянной го­товности и формирование на их ос­нове группировок войск.

3. Совершенствование оператив­ной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модер­низации вооружения, военной и специальной техники и поддержа­ние их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем со­циального обеспечения военнослу­жащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью этих мероприя­тий являются ликвидация дублиру­ющих звеньев и обеспечение в слу­чае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств РФ.

Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.

Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных сил Российской Федерации

1. Военная подготовка России в условиях изменения геополитической ситуации в мире

военный россия геополитический безопасность

Европейский союзом, их ведущими союзниками в мире (Канада, Австралия и др.) непосредственно, а также по линии ООН и других международных организация (Совет Европы и др.) в политической, военной, экономической и других областях.

За последний год в мире произошли кардинальные изменения. Они обусловлены, прежде всего нарастанием конкуренции различных мировых «центров силы» между собой в военно-политической, экономической, информационной сферах. Среди областей, где развернулось такое соперничество между Россией и США, можно отметить околоземное космическое пространство, Арктический регион и территорию Украины.

Известно, что экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет космического аппарата над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. Это позволяет отслеживать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезным средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8 - 15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по центральному региону России.

Так, в целях создания оперативной развертываемой системы космической связи и разведки над заданным районом земной поверхности США 2 апреля 2014 года завершили 470-суточные летно-космические испытания беспилотного воздушно-космического самолета Boing X-37B, который может применяться для разных целей, в том числе инспектирования и нарушения функционирования других космических аппаратов.

Ускоренным темпами США наращивает свою группировку космических аппаратов, совершенствуя ее качественные параметры. В частности, запускаются новые космические аппараты глобальной навигационной системы GPS повышенной помехозащищенности, аппараты для детально исследования магнитного поля и погоды Земли, отрабатывается технология применения «созвездия» (группировки) малоразмерных космических аппаратов дистанционного зондирования для сосредоточения возможностей управления (разведки, наблюдения, обеспечения связи и др.) в заданном регионе земного шара. Завершается подготовка к первому тестовому полету перспективного космического аппарата НАСА «Орион», на котором после завершения эксплуатации Международной космической станции астронавты США будут продолжать освоение ключевых областей космического пространства за пределами «ближнего космоса»: высокоэллиптических околоземных орбит, на которых функционируют спутники систем предупреждения о ракетном нападении, глобальной навигации и связи, а также точек Лагранжа системы Земля - Луна (областей, находясь в которых космический аппарат сохраняет свое положение неизменным относительно этих небесных тел). Создание США космических систем, предназначенных для вывода и длительного пребывания в данных областях космического пространств, разработка ими технологий по захвату и буксировке астероидов на заданную окололунную орбиту являются с военной точки зрения не чем иным, как оперативным оборудованием космического театра военных действий и подготовкой к освоению нового вида нетрадиционного оружия.

Эти действия заставляют Россию наращивать свои возможности по освоению и использованию, прежде всего околоземного космического пространства. Одним из приоритетных направлений политики России является обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах обороны и безопасности. В этих целях совершенствуется наземная космическая инфраструктура, в частности, стартовые и технические площадки космодрома Плесецк, на которых будет осуществляться отработка ракет-носителей нового поколения (типа «Союз-2»), а также принципиально нового космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, продолжится формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны. В рамках данного направления предусмотрено совершенствование отечественной навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС. В условиях, когда состав орбитальной группировки спутников доведен до штатного состава, предусмотрено увеличение точности позиционирования объектов с использованием данных от системы ГЛОНАСС. В частности, уже в 2014 году точность ГЛОНАСС на территории нашей страны может стать меньше одного метра, после того как начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала «Луч». А к 2020 году точность определения координат с помощью данной системы должна достичь 0,6 м.

Что касается Арктики, то сегодня этот регион мира стал территорией, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. Противоречия между различными (в первую очередь практическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности.

Причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них - существующий юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона. Важность ресурсов Арктики для нашей страны и мировой экономики подтверждается следующими цифрами: запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых, в то же время в Арктике сосредоточено 58% аналогичных запасов мировых шельфов. Россия уже активно реализует планы освоения арктики. Ожидается, что добыча нефти на Арктическом шельфе Российской Федерации к 2030 г. Достигнет 66,2 млн т, добыча газа - 230 млрд куб.м.

Кроме того, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута - Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. В настоящее время Северный морской путь можно использовать лишь в течение трех-четырех месяцев в год, хотя путь по обоим этим маршрутам на 6000-9000 км короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран - прежде всего США, исповедующих доктрину «свободы морей», а также со стороны Норвегии и Канады.

В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т.н. экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.

В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа наряду с Россией предъявляют США, Канада, Норвегия и Дания и другие страны. Большая часть претендентов на арктические ресурсы входит в военный блок НАТО, поэтому и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы. Кроме того, НАТО регулярно демонстрирует свое присутствие в арктическом бассейне, военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые они претендуют они претендуют. О формировании в Арктике военной угрозы России свидетельствуют так же планы по созданию арктического НАТО, ускоренная разработка и введение в строй странами НАТО арктических вариантов военной и морской техникт, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах. В декабре 2013 года стало известно, что премьер-министр Канады распорядился включить Северный полюс в направленную ООН заявку на расширение границ арктического шельфа страны.

Стремясь упрочить свое геополитическое положение в этом регионе, в 2001 году Россия подала общую заявку в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа в Арктической части на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части (позднее заявка была разделена на две, и первая из частных заявок подана в 2013 году). Так, если будет доказано, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то Российская Федерация сможет получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов в Артике на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километрах площади.

Экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса, поход туда же в 2010 г. Исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал» вызвали негативную реакцию на Западе. Одной из основных задач российских экспедиций в Арктику 2007-2014 гг. как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Военная опасность и военные угрозы: понятие, сущность, источники и характерные признаки. Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации. Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности России.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Тенденции, влияющие на развитие военно-политической обстановки в мире. Общая характеристика и основные источники угроз безопасности Российской Федерации. Факторы роста военных угроз для России. Задачи Вооружённых Сил в системе безопасности страны.

    конспект урока , добавлен 14.11.2010

    Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Военная организация древних славян. Военные реформы Ивана Грозного и соборное уложение Алексея Михайловича. Преобразования Николая II, Александра II и Петра I в сфере военной деятельности. Развитие армии в период СССР. Вооруженные силы современной России.

    презентация , добавлен 24.02.2013

    Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

    презентация , добавлен 13.03.2010

    Преобразование вооруженных сил Грузии после "революции роз" 2003 года. Численность личного состава Военно-воздушных сил государства. Карта-схема боевых действий в районе Цхинвала 08-12.08.2008 года. Удары российской авиации по грузинским войскам.

    презентация , добавлен 26.06.2014

    Юридическая служба как структурное подразделение Министерства обороны. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы. Полномочия, организация работы и основные направления деятельности подразделений.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Порядок, время и место приведения граждан Российской Федерации к Военной присяге. Хранение списков, приведенных к Военной присяге. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

    реферат , добавлен 20.01.2015

    Понятие и история возникновения военной присяги на Руси. Ритуал принятия военной присяги, ее роль и значение для военнослужащих. Воспитание личного состава на боевых традициях армии и флота, особенности военной службы в Вооруженных Силах России.

    презентация , добавлен 17.09.2014

    Национальная безопасность и национальные интересы России. Внешние и внутренние угрозы. Отношения России с НАТО. Военная организация Российской Федерации. Внутренние войска МВД РФ, Войска Гражданской обороны РФ, Вооруженные силы РФ и их основные задачи.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИЛ

Для проведения занятия по ОГП

Тема №1: «Россия в современном мире и основные приоритеты её военной политики.

Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи личного состава на зимний период обучения 2016 учебного года».

1. Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире.

2. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке.

Задачи личного состава на зимний период обучения 2016 учебного года.

Цели занятия:

Слайд №2

n Раскрыть особенности современной системы мироустройства, признаки суверенитета и влиятельности современного государства, а также основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивающие России достойные роль и место в современной системе мироустройства.

n Довести принципы современной военной политики Российской Федерации, а также основные направления и задачи совершенствования военной организации государства в интересах их реализации.

n Разъяснить сложность и масштабность задач реализации военной политики и совершенствования военной организации Российской Федерации на современном этапе.

Вопрос 1.

Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире.

События двух последних лет показали, что основной вектор изменений в мире остался прежним. Его характерными чертами являются интенсификация перехода мировой экономики к новому технологическому укладу и стремление единственного глобального «центра силы» (США) сохранить в новых условиях существующую геополитическую модель однополярного мира, заменив ее на так называемую квазидвуполярную, в которой роль второго «полюса» играют так называемые центры мирового зла. Последними являются государства, которые, по мнению США и их союзников, являются главными источниками всех мировых проблем. В настоящее время западной пропагандой «центром зла» вместо Ирана, как страны, пытающейся «незаконно» овладеть ядерными военными технологиями, и ранее СССР, объявлена Россия как ядерная и энергетическая сверхдержава, стремящаяся «господствовать» на евразийском континенте, в Арктике, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в космосе.

В соответствии с обновленной Национальной военной стратегией США Россия поставлена в один ряд с группировкой ИГИЛ как пример источника так называемой гибридной войны, а также вместе с Китаем, Ираном и КНДР включена в группу «ревизионистских государств», стремящихся оспорить существенные нормы миропорядка.

В условиях глобализированной экономики, используя ставшие доступными современные научно-производственные и социальные технологии и свои конкурентные преимущества, на ведущие позиции в мировой экономики, политики, финансовой сфере выходят Россия, Китай, Индия и другие развивающиеся страны из группы G – 20 и БРИКС как новые региональные финансовые и экономические центры. По информации Международного валютного фонда, в конце 2014 года экономика Китая начала обгонять экономику США и уже стала первой мире по объему национального экономического производства за год, а совокупный объем ВВП стран БРИКС в ближайшие два-три года может превысить аналогичный показатель стран Большой семерки. Создаваемые финансовые институты этих стран, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, пул условных валют стран-участниц БРИКС, серьезно поколебало мировую монополию Запада в этой сфере.

В то же время стремление США и Запада поставить данный процесс под свой контроль и не допустить утраты доминирования в мире привело к значительному обострению их геополитического противостояния с Россией, рядом других региональных держав и с Китаем. В настоящее время это противостояние значительно усилилось в экономической, информационной, политической, гуманитарной и других сферах в целом ряде регионов планеты, прежде всего тех, которые в перспективе будут определять экономическую мощь государств, их объединений. К таким областям относятся Арктика, Ближний Восток, Южная Америка (сосредоточение энергетических ресурсов), Юго-восточная Азия (сосредоточение значительных ресурсов).

В этих условиях Россия, Китай, ряд других развивающихся стран пытаются реализовать собственные масштабные программы достижения финансово-экономической, военной и политической независимости в регионах системы обеспечения безопасности, а там где их геополитические устремления пересекаются, объединить усилия для повышения эффективности своих действий и предотвращения соперничества. Так, Россия и Китай договорилась о «сопряжении» двух больших проектов развития территорий – китайского (экономической зоны «Шелковый путь») и российского (Евразийский экономический союза).

США, а следом и Евросоюз, стремясь не допустить усиления геополитического влияния и объединения потенциалов России, Китая и, других стран БРИКС между собой, приступили к ведению против нашей страны «ограниченной холодной войны». Для этого используются прежде всего финансово-экономические (в виде секторальных санкций), информационные (широкомасштабная пропаганда и поддержка внутренней оппозиции) и другие действия (дипломатические, военно-технические и пр.), которые сопровождаются локальными проявлениями «горячей войны» в отдельных регионах планеты, расположенных в непосредственной близости от России и являющихся традиционными зонами ее влияния (Украина, Ближний и Средний Восток Балканы). Среди этих действий выделяются те, что направлены на закрепление за США абсолютного технологического лидерства, в том числе в военной сфере, нарушение сложившегося паритета в области стратегических ядерных вооружений, а также баланса сил общего назначения в Восточной Европе и Прибалтике.

Экономическое давление на Россию сопровождается беспрецедентным со времен «холодной войны» военным давлением элементами провокаций, в том числе:

Усилением военного потенциала США и НАТО в Арктическом регионе, странах Восточной Европы и Прибалтики, включая размещение ударных авиационных средств (в том числе впервые – носителей ядерного оружия), тяжелой техники (в том числе танков), значительных контингентов сил специальных операций, сил реагирования, передовых пунктов управления и тылового обеспечения – фактически частичным развертыванием группировок сил общего назначения у западных границ России;

Демонстрацией США и НАТО своей военной мощи и способности оперативно наращивать свой военный потенциал в непосредственной близости от границ России путем проведения целой серии масштабных военных учений, в том числе в Арктическом регионе, Балтийском, Черных морях, странах Восточной Европы, Прибалтике, Украине;

Намерениями США вновь разместить в Европе крылатые ракеты наземного базирования под предлогом якобы нарушения Российской Федерацией договора об ограничении ракет средней и меньшей дальности;

Активизацией разведывательной деятельности США и НАТО в непосредственной близости от границ России с использованием авиационных и морских сил и средств.

Провокационный характер этих действий подтверждают факты, например, то, что ряд учений НАТО были проведены непосредственно перед празднованием и даже в дни празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а также проведение США испытаний противоракет в северо-восточной части Атлантики, что свидетельствует об отработке ими перехвата российских баллистических ракет. При этом международное военное сотрудничество России с США, НАТО и Европейским союзом свернуто до минимума, а по ряду направлений прекращено.

США открыто и последовательно ведут подготовку к милитаризации космических пространств, развертыванию за пределами своей территории национальной системы ПРО (НПРО), угрожающей Стратегическим ядерным силам (СЯС) России, включая наращивания боевого состава системы и размещение компонентов ее наземного и морского эшелонов вблизи границ России. Такие действия в сочетании с подготовкой вооруженных сил США к реализации концепции «первого молниеносного глобального обезоруживающего удара» в перспективе могут привести к нарушению ядерного паритета в пользу США и НАТО и возможности шантажировать Россию. Свидетельствами подготовки США к реализации этой концепции являются: проведение очередных испытаний многоразового беспилотного космического летательного аппарата Х-37В, способного в управляемом режиме перемещаться на низкой околоземной орбите, в стратосфере и атмосфере, переносить различные полезные нагрузки массой до 900 кг.; активизации НИОКР в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов; ускоренная политическая и техническая подготовка к развертыванию в Европе континентальной системы ПРО театра войны (является компонентом НПРО США), которая может использоваться для скрытого размещения и применения баллистических ракет среднего радиуса действия, и другие мероприятия.

Еще одной угрозой глобальной безопасности является дальнейшее разрастание по всему миру конфликтов на этнической, религиозной, социальной почве и их приближение к географическим, политическим и экономическим границам России. Такое приближение сопровождается дестабилизацией внутриполитической, экономической обстановки на территориях целого ряда сопредельных государств. Эти конфликты по замыслу их организаторов и вдохновителей должны обеспечить перенос на территорию России и ее союзников политической нестабильности, хаоса в экономике, терроризма, экстремизма, неконтролируемых миграционных потоков, наркотрафика, организованной преступности, экологических бедствий, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки других негативных явлений.

Очевидно, что в условиях резкого изменения геополитической обстановки России как суверенное государство, для того, чтобы обеспечить свои национальные интересы и успешно решать задачи социально-экономического развития, должна обладать военным потенциалом, адекватным существующим и перспективным угрозами вызовом военной безопасности. Эти планы определяются военной политикой государства, которая является специфической составной частью общей политики.

Внешние вызовы и угрозы, изменения геополитической ситуации и военно-политической обстановки определяют нравственность и содержание военной политики и военной доктрины, при этом неизменными остаются следующие основные принципы формирования ее военной политики:

1.Россия в силу своего геополитического положения и имеющегося потенциала наряду с другими ведущими странами мира несет ответственность за поддержание военной безопасности как на глобальном, так и на региональном уровнях.

2.Россия нацелена на совместные согласованные действия со всеми заинтересованными государствами и равноправное участие в решении глобальных и региональных проблем при учете ее национальных интересов.

3.Россия будет работать на опережение и упреждение событий, оставаясь готовой к любому варианту развития военно-политической и стратегической обстановки. В современных условиях, по взглядам военно-политического руководства страны, военная организация Российской Федерации должна быть способна (что является целями ее современной политики):

Предотвращать потенциальные и эффективно отражать любые выявившиеся угрозы и вызовы военной безопасности страны, в том числе агрессию, попытки силового давления и шантажа;

Гарантированно обеспечивать вооруженную защиту суверенитета и национальных интересов России в ключевых регионах мира, ее территориальную целостность, личную безопасность наших граждан, безопасность экономической деятельности ее субъектов.

При этом оборонные программы должны быть разумными и не ложиться тяжким бременем на экономику, на социальную сферу страны.

Исходя из данных принципов и учитывая резкое изменение геополитической обстановки, основными направлениями реализации принципов и целей военной политики Российской Федерации на обозримую перспективу являются:

Комплексное ускорение развития Вооруженных Сил с целью придания им способности адекватно и эффективно реагировать на любые существующие и возможные потенциальные угрозы военной безопасности страны;

Обеспечение способности оборонно-промышленного и научного комплексов самостоятельно создавать эффективное современное и перспективное вооружение и военную технику на основе передовых достижений науки, техники и технологий;

Ускоренное оперативное оборудование территории страны на угрожаемых направлениях и важных в стратегическом отношении регионах и зонах, таких как Арктика, Дальний Восток, Черноморский регион, Западное стратегическое воздушно-космическое направление, околоземное космическое пространство;

Расширение и углубление международного военного сотрудничества в рамках ОДКБ, союзного государства Россия-Белоруссия, с другими заинтересованными странами - региональными лидерами в интересах обеспечения и поддержания стабильности и военной безопасности в ключевых регионах мира.

Таким образом, в условиях усиления США и Западом финансово-экономического, информационного воздействия на экономику и социальную сферу России, сопровождающего непрямым военным давлением, соответствующим образом перестраивается военная политика Российской Федерации. Основными характерными особенностями этой военной политики является ускоренное развитие и наращивание потенциалов Вооруженных Сил и других элементов военной организации государства до уровня, исключающего возможность или делающих неэффективными в ближайшее время и в перспективе силовое давление и шантаж России.

Вопрос 2.

Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке.