Спектакль в эрмитаже вызвал громкий скандал. Эрмитаж обвинили в показе спектакля яна фабра со сценами мужской любви


Беспрецедентная кража из запасников Государственного Эрмитажа коллекции русской эмали и ювелирных украшений вновь привлекла всеобщее внимание к положению дел в крупнейшем музее страны. Со всей остротой опять встает вопрос о полномасштабной проверке сохранности фондов Эрмитажа и подлинности многих его экспонатов.

Напомним, что на днях комиссия Росохранкультуры во время плановой проверки обнаружила исчезновение из фондов 221 уникального шедевра русской эмали и ювелирных изделий. По сообщению пресс-службы Эрмитажа, оценочная стоимость похищенного составляет около 5 миллионов долларов. Но это именно ведомственная цена, аукционная же, по мнению экспертов, может быть в несколько раз выше.

Первые версии выглядят просто смехотворными – некоторые СМИ уверяют, что к «краже века» могли быть причастны студенты, проходившие пару месяцев назад в музее практику. Впрочем, в самом Эрмитаже уже сейчас признают, что к столь масштабному хищению были причастны сотрудники музея. Стрелки пытаются перевести на хранителя коллекции, скоропостижно скончавшегося на рабочем месте, причем не во время нынешней проверки, как первоначально сообщалось, а еще в ноябре. Среди сотрудников Эрмитажа популярна версия его отравления, их также беспокоит, что таинственная смерть была фактически объявлена «закрытой темой».

Знатоки антикварного рынка убеждены, что столь грамотная и масштабная кража вряд ли могла произойти по заказу частного коллекционера руками одного сотрудника. Скорее всего, речь идет о тщательно спланированной акции по хищению и вывозу за границу уникальной коллекции русской эмали, что вряд ли могло быть возможным без кураторства коррумпированной прослойки федеральных культурных ведомств.

Что интересно, перед скандалом в Эрмитаже абсолютно все руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии дружно отправилось в отпуска и длительные командировки. Михаил Швыдкой улетел аж в Бразилию, блистать своим присутствием на фестивале чеховских пьес. И тут обнаружилась еще одна скандальная вещь – в ФАККе нет человека, который отвечал бы за руководство музеями. Вакансия начальника отдела музеев, претендентам на которую обещают базовый оклад в 2833 рубля, никем не занята. Зато, скажем, в управлениях кинематографии и современного искусства, при таких же базовых окладах, свободных мест почему-то нет.

В таких условиях неудивительно, что никто давно серьезно не занимался происходящим в Эрмитаже и других крупнейших российских музеях. А между тем, вот уже пять лет среди интеллигенции северной столицы циркулируют странные слухи о том, что картины из запасников Государственного Эрмитажа полуподпольным образом распродаются, а немало шедевров кисти величайших мастеров было подменено копиями-подделками высочайшего уровня. Часть этих слухов была даже озвучена скандально известным журналистом Андреем Карауловым в программе «Момент истины» на ТВЦ. Тогда многие сочли их сведением счетов со Швыдким, которого Караулов крайне не любит и называет «министром с повадками гардеробщика».

Но теперь ситуация кардинально меняется. Если из Эрмитажа крадут целыми коллекциями на миллионы долларов, то кто даст стопроцентную гарантию, что на стенах музея и в запасниках находятся подлинные Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, Эль Греко? Современные технологии подделок, в частности искусственного старения холста и красочного слоя, достигли такой высоты, что отличить их от подлинника можно лишь при тщательном и длительном анализе с помощью специальных средств. На память невольно приходит знаменитый фильм «Подпасок с огурцом» из культового советского сериала «Следствие ведут знатоки», говорящий о том, что даже в те годы отличить на глаз подлинник от качественной подделки экспертам не удавалось.

Невиданная кража в Эрмитаже заставляет вспомнить и легендарный фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Прошло 35 лет, а вынести шедевры мирового искусства из прославленного музея оказывается так же легко. Правда, в отличие от фильма выносить их помогали сами сотрудники Эрмитажа – вероятнее всего, не только якобы отравленный хранитель коллекции.

По просьбе «Правды.Ру» грандиозный скандал, последствия которого сейчас даже трудно предсказать, прокомментировала начальник отдела контроля за состоянием сохранности и использования фондов управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Ольга Головач: «Я сегодня же вылетаю в срочную командировку в Санкт-Петербург. Такой масштабной кражи из запасников крупнейшего музея я что-то не припомню. Мы приступаем к комплексной проверке фондов Эрмитажа. Что касается возможных отставок директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и руководителя ФАККа Михаила Швыдкого, то я не в компетенции давать какие-либо комментарии. Когда комиссия Росохранкультуры проверяет сохранность фондов живописи, то в нее входят эксперты, реставраторы. Но судят о подлинности картин в такой ситуации они, очевидно, визуально».

Слова госпожи Головач подтверждают сомнения в стопроцентной гарантии подлинности фондов живописи Эрмитажа. Особенно на фоне скандальных признаний руководства самого музея, что среди его сотрудников были и есть морально нечистоплотные личности.

В такой ситуации, чтобы восстановить подорванную скандалом репутацию Государственного Эрмитажа, просто необходимо провести тщательную экспертизу подлинности экспонируемых и хранящихся в запасниках шедевров мировой живописи с использованием самых последних достижений искусствоведческой экспертизы и приглашением авторитетных международных экспертов.

Тем более что еще в 2001 году тогдашний заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев в интервью «Московскому комсомольцу» высказал опасения в подмене многих картин из коллекции Эрмитажа, в частности работ Кандинского и Гогена, с подлинников на подделки во время сомнительных зарубежных выставок. Похоже, что, если Росохранкультура в своей комплексной проверке перейдет на тщательное определение подлинности живописных фондов Эрмитажа, нас ожидает самый грандиозный скандал в истории отечественной культуры.

ДОМАШНИЙ АРЕСТ МИХАИЛА НОВИКОВА

ПО ТЕМЕ

Как рассказала "Интерфаксу" пресс-секретарь Лефортовского суда Екатерина Краснова, в отношении Новикова-старшего с 28 марта 2017 года избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на два месяца. Известно, что в настоящее время заместитель главы одного из самых крупных музеев России подозревается в мошенничестве (часть 4 статья 159 Уголовного кодекса России).

К слову, в 159-й статье говорится о хищении в особо крупных размерах, совершенном группой лиц, а это значит, что в предполагаемых противоправных действиях Новикова должны быть замешаны и другие работники Эрмитажа. Однако никаких комментариев о том, что же действительно могло произойти в петербургском музее, прессе пока не дают.

ЗАДЕРЖАНИЕ НОВИКОВА-МЛАДШЕГО

Следом в СМИ появилась не менее шокирующая информация. Источник "Интерфакса" сообщил, что сын Михаила Новикова Артем также был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Новиков-младший, к слову, является крупным чиновником – занимает пост директора департамента инвестиций, реставрации и строительства Минкультуры. Издание сообщало, что 28 марта Артем Михайлович был арестован прямо в здании ведомства.

ЧТО ГОВОРЯТ В МИНИСТЕРСТВЕ

Однако сотрудники Минкультуры опровергли информацию о задержании Артема Новикова, сообщает ТАСС . Как оказалось, уже сегодня Новиков примет участие в работе коллегии министерства.

"К сожалению, журналисты не способны даже на перепроверку информации и готовы любую непроверенную новость давать как сенсацию", – возмутились в пресс-службе.

ИТОГИ

Откуда взялась информация о задержании Новикова-младшего и кому это было нужно – не ясно. Как отмечает Lenta.ru , многие издания сообщали: дескать, чиновника допросили в качестве подозреваемого по уголовному делу, а потом отпустили. Не связано ли упомянутое уголовное дело с тем, по которому Михаил Новиков в настоящее время отбывает домашний арест? Ответа на этот вопрос, увы, нет.

Егор Руссак/ТАСС

Выставка знаменитого бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже 22 октября в зданиях на Дворцовой набережной и помещениях в Главном штабе. Противники современного искусства нашли уязвимое место выставки. Им оказались коты и собаки: в парной инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007), расположенной в Главном штабе и занимающей один из залов анфилады, художник использовал чучела животных на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Музеем сразу было разъяснено: Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой 16+.

Однако эта история получила продолжение: 10 ноября ровно в 15 часов началась сетевая атака на музей — массовые перепосты с хештегом #позорэрмитажу. Как всегда в таких случаях, в этих постах преобладают высказывания агрессивные с использованием ненормативной лексики. Люди, которые не были на выставке (о чем свидетельствует приложенное к их жалобам фото с распятым котенком, которого нет в экспозиции) и не способны без ошибок написать фамилию директора музея, призывали к закрытию выставки, увольнению директора, в этой же толпе зазвучали голоса о физической расправе над художником и музейщиками.

Среди бескомпромиссных критиков современного искусства предсказуемо оказались певица Елена Ваенга и депутат Госдумы РФ Виталий Милонов .

Возмущение выставкой Фабра разделяет и Лиана Рогинская , вдова художника Михаила Рогинского , известная фанатичной любовью к животным. «На мой взгляд, никакого отношения к искусству это не имеет, но это отличный пример того, до какой мерзости может дойти нарциссизм и эксгибиционизм в сочетании с отсутствием таланта. Один вопрос: а если бы трупы были не собачьи, а человечьи, вы бы тоже аплодировали этому Херсту для малоимущих?» — заявляет она.

Одиннадцатого ноября противники выставки создали на портале change.org петицию в адрес министра культуры с требованием закрыть выставку. Характерно, что в самом тексте опять упомянут «распятый кот», который «привел в шок верующих, глубоко задев их чувства», хотя такой работы, повторимся, на выставке нет. К настоящему моменту петицию подписали почти 10 тыс. человек.

В ответ Министерство культуры разместило на своем сайте комментарий, объявив, что не считает нужным вмешиваться в выставочную политику музея: «Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн».

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский , относящийся к творчеству Фабра весьма критично, написал : «Думаю, касательно этой конкретной петиции, вовсе не в зверюшках дело. Перед простодушными любителями живого готов извиниться — я не про вас. Вас просто призвал бы не понимать искусство буквально — иначе трудно будет найти для себя что-либо совсем уж нейтрально-отрадное. Особенно в искусстве современном. Так что берегите себя. Или постарайтесь взглянуть чуть шире. Я — про авторов петиции. И комментов в сетях — не поленился просмотреть. Они написаны удивительно злым, бескомпромиссно обличающим языком. Настолько нетерпимым тоном, что понимаешь: нелюбовь к людям превосходит любовь к зверюшкам, якобы попранную художником и его эрмитажными кураторами. Если ты заботишься о живом, так о людях не пишут. Таким тоном писались в приснопамятные времена требования применять высшую меру».

На стороне Фабра петербургская зоозащитница Анна Кондратьева , написавшая в своем аккаунте на Facebook: «А для того, чтобы показать (рассказать. — TANR) добреньким и впечатлительным зрителям о тех тысячах и тысячах брошенных животных, погибших под колесами, принесенных на усыпление. Фабр как бы достает скелеты из шкафов и предъявляет их публике. Имхо, шубы и меховые горжетки на плечах модниц гораздо менее уместны, нежели чучела в залах Эрмитажа».

Петербургская художница и волонтер Центра помощи диким животным «Сирин» Александра Гарт точно отметила на своей странице в Facebook: «В связи с последней вспышкой зоошизоидной активности в ленте пришла такая мысль — а Хёрст молодец, умный мужик. Свинок и акул никому не жалко, хоть и убиты они специально для его произведений. А злой, нехороший человек Фабр набивает чучела из кошечек и собачек, хоть и уже дохлых — подвесить его на крюки!»

Эрмитаж 12 ноября запустил ответный хештег #кошкизафабра и получил поддержку, в частности, от музея и кафе «Республика кошек», где живут в том числе и взятые из Эрмитажа коты. «Ни одна кошка не пострадала при подготовке выставки Яна Фабра, как бы того ни хотели авторы хештега #позорэрмитажу», — написал в Facebook Дмитрий Озерков , глава отдела современного искусства Эрмитажа.

Эрмитаж — единственный в мире музей, который уже десятилетия имеет в своем штате на довольстве целую команду котов и даже проводит ежегодный праздник «День кота».

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своей статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» написал:

«В Эрмитаже открылась выставка мудрого художника Яна Фабра . Все смотрят на натюрморты Снайдерса и думают, как они красивы. Но срезанные плоды, убитые животные — напоминание о смерти. Стоит представить на секунду, как пахнет „Лавка дичи“ или „Рыбная лавка“ Снайдерса. В его натюрмортах есть второй смысл. Глядя на них, человек должен видеть мастерство художника и думать о том, что жизнь проходит.

Поэтому Фабр между картинами вставляет черепа. Вспоминайте! Напротив он располагает чучело павлина, которое держит скелет. Вспоминайте! Свое изображение он ставит вплотную к картине так, что из носа „течет кровь“. Слишком близко к искусству приближаться опасно. У Фабра всюду сложные смыслы.

Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник.

Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр „кричит“ о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит.

У меня на столе пачка протестов. Пишут как под копирку: „уберите Фабра из Эрмитажа“ (это, дескать, „бескультурье“). Упрекают: как можно показывать это сейчас, когда страну взбудоражила история хабаровских живодерок. Именно сейчас это звучит особо. Ужасы характерны для нашего времени, как характерна и нетерпимость.

В „крике“ Фабра много глубокого смысла. Не хотите слышать, не слушайте. Он безупречен, точно останавливается на грани, за которой ужас и грязь.

Современное искусство — вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».

Выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты» наделала в Петербурге много шума. Экспозиция, где главными экспонатами стали трупы животных на крюках буквально раскололи Северную столицу на два лагеря. Страсти утихли в апреле, когда противоречивая экспозиция покинула Эрмитаж. Но, как оказалось, ненадолго. В соцсетях разгорается очередной скандал. На этот раз бурный протест вызвала театральная постановка Фабра «Гора Олимп ».

«ПОТРЕБУЕТСЯ ТАЗИК ДЛЯ РВОТЫ»

Провокационный пост опубликовал на своей страничке в Фейсбуке политический аналитик Руслан Осташко . В своем сообщении он настаивает – непристойный спектакль с кровью, кишками, странными танцами и облизыванием межягодичного пространства показали петербургской молодежи. И не где-нибудь на задворках Вселенной, а в главном музее страны.

Как вы относитесь к такому «искусству», которое в рамках молодежных образовательных программ показывают в Эрмитаже? - спросил Осташко у друзей в соцсети.

К записи он прикрепил откровенное фото с изображением двух обнаженных мужчин: один из них стоит нагнувшись, второй прильнул языком к его пятой точке. В то, что такие кадры могли демонстрировать в музее, честно говоря, верится с трудом.

И если бы дело было только в одной, пускай гадкой, но изолированной антикультурной диверсии. Но ведь это - система. В Молодежном центре Эрмитажа была целая «образовательная программа», направленная на приобщение молодого поколения к искусству Яна Фабра. Список тем на странице программы впечатляет потому, что включает в себя, в том числе знаменитый спектакль Фабра «Mount Olympus», который знаменит своими яркими сценами гомоэротического характера. Предупреждаю: тазик для рвоты в этом случае вам потребуется, - написал Осташко.

Скриншот записи спектакля "Гора Олимп"

«НЕ ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ»

Буквально за сутки сообщение набрало сотни комментариев возмущенных пользователей. И все они примерно одного содержания.

Молодежный центр Эрмитажа работает при музее почти двадцать лет. Главная целевая аудитория – это студенты. Для них в центре создают образовательные и культурные программы, где молодежь знакомится с историей искусства, архитектурой, живописью, скульптурой и дизайном. Занятия проводятся бесплатно сотрудниками музея.

Вы ведь понимаете, что мы живем не за железным занавесом. Искусство бывает разным, и молодежь видит это. Но понять и разобраться в этом самостоятельно они не могут. Поэтому приходят к нам за помощью. А мы готовы им в этом помочь и объяснить, - поделилась с «КП » руководитель и создатель Молодежного центра Эрмитажа София Кудрявцева .

Также она рассказала, что в Центре действительно готовились к показу экстравагантного спектакля Фабра. Правда, избегая провокационных и гадких сцен.

От команды Яна Фабра мы получили разрешение на показ нескольких отрывков его 24-часовой постановки «Гора Олимп». Он должен был стать завершающим этапом образовательной программы в рамках выставки «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты». Только вот просмотр не состоялся, в нашей программе на это не хватило времени, - рассказала «КП» Кудрявцева.

Вместо этого Молодежный центр устроил собственный перфоманс. Студенты провели документальное исследование на тему: «Как современный человек реагирует на выставку Фабра». В этом им помогла книга отзывов Эрмитажа.


Образовательная программа к временной выставке Яна Фабра завершилась перформансом "Интермедия: круги по воде". Спектакль прошел 7 апреля. Фото:Молодежный центр Эрмитажа.

Там много как негативных, так и положительных откликов. На их основе был написан сценарий спектакля. В основе сюжета - суд над Фабром. Участвовали в нем прошедшие кастинг актеры. Они приводили разные аргументы – обвиняя и оправдывая художника. Это помогло участникам курса еще раз взглянуть на творчество Яна с разных сторон, - настаивает руководитель Центра.

КСТАТИ

Премьера перфоманса «Гора Олимп» прошла в Берлине в 2015 году. Спектакль длится 24 часа, и все это время идет без антрактов. Участие в постановке принимают 27 артистов. В основе сюжета – 15 известных античных мифов, рассказывающих об инцестах, детоубийствах и жертвоприношениях. Спектакль построен на экспериментах - актеры испытывают свои тела на выносливость, прыгают с металлическими скакалками, пачкаются в мясе и раздеваются догола.