Польза чтения ребенку уже в младенчестве.


РОДИТЕЛЯМ О ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Подготовила:

Заведующая библиотекой МОУ СОШ № 000

Три составляющие - семья, школа, библиотека - созда­ют окружение, формирующее Человека Читающего, челове­ка XXI века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон не­гативно сказывается на ребенке в целом. Но страшнее всего, если из этого треугольника «выпадает» семья . Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. (В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, а сегодня только в 7%).

Любовь к Книге зарождается в раннем детстве, и главную роль в этом играют родители. А если до 10-12 лет ребёнок не научится читать творчески, рождая образы , то далее следует так называемое учебное поражение. Знания усваиваются са­мым простым и самым непродуктивным способом - зубрёж­кой. Что, в свою очередь, приводит впоследствии к пораже­нию и в профессиональной деятельности .

Сегодня – Нечитатель, завтра – функционально неграмотный.

Значит, сегодня – учебное поражение, а завтра – поражение на рынке труда!

Но ведь всем нам хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Как этого добиться?

СОВЕТ: Рассказывайте детям о ценности чтения. По­казывайте связь чтения с их успехами в учебе и в дру­гих делах. Приводите примеры положительного влия­ния книги на вашу собственную жизнь или жизнь дру­гих людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Особое значение чтения заключается в развитии вообра­жения - основы творчества. А книга уникальна тем, что как никакой другой вид искусства развивает воображе­ние. В отличие от живописи, театра, кино, где мы вос­принимаем готовые образы, читая, мы творим эти образы сами.

СОВЕТ: Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вду­мываться в многозначность слова.

Но важно не только как, но и что читает ребёнок. Сегодня многие книги для подростков вместо реальной жизни дают ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую ли­тературу, подросток в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем - деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрас­положенность читателей к реальной агрессии и криминаль­ному поведению.

СОВЕТ: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за кни­га в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Большое влияние на качество восприятия книги оказыва­ют мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда подросток читает в силу интереса. Интерес - это единствен­ный из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Последние исследования говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста – к старшему.

Что мешает чтению детей?

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Но для интересной книги всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители ис­пользуют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т. д.)». Они говорят о книгах, прово­жая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.

Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от кни­ги. Однако оно способно и привлечь его к книге. И в этом отношении роль родителей огромна. Необходимо от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника - предложить ему прочитать кни­гу на тему передачи, которая увлекла.

Многие считают, что ныне компьютер, открывший нам доступ к мировым запасам информации, вытесняет книгу, од­нако наоборот - сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. ИНТЕРНЕТ, как средство читательс­кого общения подростков, открывает возможность для вирту­альных обсуждений книг и диспутов на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой. Само пользова­ние компьютером заставляет читать, писать, рисовать и са­мим создавать информацию. Компьютер приучает детей к гипертексту - основе нелинейного мышле­ния, важность развития которого все более утверждается в современном мире.

Что могут родители?

Разобраться в праве читать или не читать и его последствиях сам ребенок, пока он мал, не может. Помочь ему осознать это, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. В подростковом возрасте самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением попеременно: часть читает взрослый, часть - ребе­нок.

СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще луч­ше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть де­ти видят, как вы сами читаете с удовольствием: цити­руйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочи­танным. Этот пример может стать заразительным для них.

Слушать художественное чтение литера­турных произведений и обсуждать их не только интересно, но и полезно!

Мы хорошо удерживаем в памяти:

· 10% из того, что читаем

· 20% из того, что слышим

· 30% из того, что видим

· 70% из того, что обсуждаем с другими

· 90% из того, что делаем сами

Очень хорошо, когда дети читают вслух своим родителям или рассказывают им содержание прочитанных книг. Это развивает их речь, обогащает язык, словарный запас. Очень важно, чтобы родители внимательно и с интере­сом слушали как чтение, так и рассказ детей о прочитанных книгах.

СОВЕТ: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ре­бенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязв­ляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушев­ной беседы, и это согреет его сердце.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуа­лом проведения каждодневного совместного досуга в опре­деленное время дня или вечера.

Не менее важна и домашняя библиотека.

«Дом, в котором нет книг, - говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души». Семейное собрание детских книг динамично и рас­считано не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

В 11-12 лет у подростков появляются новые информационные и читательские, духовные и эстетические запросы, растет исследовательская активность, начинается медленная дифференциация мотивов чтения. Происходит перелом интереса в познавательную сторону. Что касается художественной литературы , читатель этого возраста воспринимает книгу целостно, чутко чувствует слово, подтекст, ставит себя на место героя. Именно книга может стать другом, наставником и мудрым учителем, войти в жизнь школьника как духовная потребность.

Помимо книг в круг чтения ребёнка необходимо включать и детскую периодику - журналы и газеты.

СОВЕТ: Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Выбранные подростком самостоятель­но периодические издания он будет читать охотнее.

Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Иногда книга лишь потому и не прочитана, что просто-напросто ее нет или слишком поздно оказалась в руках. Вовремя положить книгу на стол - великое дело, а дать её прямо в руки и что-то напутственное молвить при этом и вовсе прекрасно!

Критериями удачной покупки книги для ребенка опреде­ленного возраста или класса являются:

1) доступность для данного возраста;

2) проверка качества издания временем;

3) способность книги быть помощником в обучении;

4) наличие иллюстративного материала;

5) гуманное содержание;

6) образный язык.

СОВЕТ: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиоте­карем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомен­дациям как специалиста.

Что нужно знать родителям о школьной библио­теке?

В библиотечном фонде есть изда­ния по семейной педагогике, по детской и се­мейной психологии. Школа выписывает ряд пе­риодических изданий, которые публикуют мате­риалы и для родителей. Это журналы «Воспитание школьника», «Классный руководитель», «Справочник классного руководителя », «Здоровье школьника». В биб­лиотеке родителям предоставляются рекомен­дательные списки литературы для детей и под­ростков; подсказки для родителей «Как стать родителем читающего ребенка», памятка «Читаем вслух»; буклеты с сове­тами о приобщении ребенка к чтению; рекомен­дации по составлению домашней библиотеки. Очень важно контролировать, что именно са­мостоятельно читают наши дети, учитывать их возраст.

Читающий ребенок - личность, способная удивить даже близкого человека.

Совместно с учи­телями мы разрабатываем и организуем литера­турные викторины и конкурсы. Например: литературные конкурсы: «Читаем всей семьёй» (5 кл.), «Самая читающая семья» (6 кл.) своими задачами ставят:

Ø Способствовать совместному творчеству родителей и детей

Ø Привлечь интерес ребят и взрослых к домашней библиотеке.

Органичной частью единого процесса руко­водства чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно-библиографической грамотности. С учащимися со второго по восьмой класс организован цикл занятий «Основы информационной культуры школьников», на которых они учатся пользоваться библиотекой, её фондами, СБА и правилам работы с книгой. Вот некоторые из этих уроков:

Ø Твоя домашняя библиотека;

Ø История книги и библиотеки в древние века;

Ø Конструкция и справочный аппарат современной книги ;

Ø История книгопечатания;

Ø Семья языковых словарей;

Ø Периодические издания;

Ø За страницами учебника.

* владеть навыком организации книг в домашней библиотеке;

* уметь работать со справочным аппаратом книги;

* подбирать самостоятельно до­полнительную литературу к занятиям;

* владеть техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, справочниками;

Читателями школьной библиотеки фактически считаются все учащиеся, т. к. всем выданы школьные учебники. Некоторые посещают библиотеку в перемены, чтобы почитать журналы или книги из фонда читального зала. Старшеклассники постоянно берут книги по школьной программе. Малыши часто приходят, чтобы просто взять что-нибудь интересное почитать. Подростки спрашивают познавательные книги для подготовки к урокам.

Основное же богатство нашего фонда – книги, которые учат СО-переживать, СО-страдать, СО-радоваться тоскливо стоят на полках и ждут настоящих читателей.

Что мешает нашим детям стать читателями: дефицит времени, телевизор, компьютер, или наше нежелание открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение?

Евгений Ильин - учитель-новатор так размышляет о роли семьи в этом душевном занятии - чтении:

«На родительских собраниях непременно спрашивают; как воспитывается читатель в семье? Когда и с чего начинать? Теперь с уверенностью говорю: с сумки, с которой идёшь на работу. Кроме спичек и папирос, губной помады, кошелька, ключей и бутерб­рода, положите в неё (и делайте это все­гда!) какую-нибудь книгу и хорошенько по­думайте: какой должна быть закладка? Не слишком ли медленно движется она по страницам? Представьте, что это намного важнее докучливых разговоров о пользе чте­ния, о том, что книга - друг человека. Если друг, то почему бы ей не оказаться в сумке с домашними ключами, а не стоять уныло на полке»?

«…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…».

Джон Хершел

_________________________

Литература:

Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, пос­вященного детскому чтению / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2005. - № 9 - 10. - С. 4-25

Готовясь к родительскому собранию / Г. Тубельская // Школьная библио­тека. - 2005. - № 9-10. - С. 25-28

Приложение к журналу «Читайка»

Подростковый возраст – период бунтарства, так или иначе. Поэтому редко встретишь , обожающего читать список литературы на лето. Если верить многочисленным опросам среди , то излюбленной литературой ребят является . Самое разное – российское, зарубежное, разных авторов. Уже многие годы фаворитом среди остается Джон Толкин, соперничать с ним может лишь Джоан Роулинг и ее серия книг о Гарри Поттере. Помимо этого, ребята активно читают «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и «Эрагона» Кристофера Паолини. Из российских авторов ребята предпочитают Сергея Лукьяненко, Ника Перумова и Дмитрия Емца. Кстати, интерес к фантастической литературе братьев Стругацких тоже не ослабевает.

Кстати, стоит отметить интерес к серии книг Стефани Майерс «Сумерки». Юные эти книги обожают.

Интерес подростков к фантастике и фэнтези объясняется желанием уйти в иную реальность от ежедневных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются все без исключения. Впрочем, и интерес взрослых к подобной литературе легко объясняется тем же самым, да , в общем-то, уже взрослые люди.

Подростки любят мейнстрим, любят то, что модно, именно поэтому они так любят современную публицистику. Сергей Минаев и его «Духless», Оксана Робски и ее «Casual» - молодым людям кажется, что, погружаясь в мир, описанный этими авторами, они соприкасаются с настоящей жизнью, которая совсем рядом, которая ждет их в скором времени.

Детективы и ужасы – вот еще одно обширное пространство, интересующее подростков. Причем, детективы могут быть самыми разными, от Эдгара По и Артура Конана Дойля до многочисленного творчества Дарьи Донцовой. Детективы, как и любые логические загадки, всегда были интересны молодым людям. Что касается ужасов, то первое место в рейтинге стабильно удерживает некоронованный король ужасов Стивен Кинг.

И все же подростки читают классику. Другое дело, что толкает их на это вовсе не список обязательной литературы, а рекомендации друзей и реализующиеся, к великому счастью, программы по популяризации культуры, проходящие в разных городах. Читать классику становится модным. Впервые взяв в руки книги Достоевского, Толстого, Стендаля, Бальзака школьники внезапно для себя вдруг понимают, что классика может быть интересной. Наиболее читаемые классические произведения – «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Совет 2: Готовим по книге рецептов Дарьи Донцовой: кулинарный эксперимент

Дарья Донцова заряжает позитивом не только посредством своих детективных, но и кулинарных книг. На страницах последних писательница рассказывает о том, как даже из скудного набора продуктов приготовить королевский ужин.

Рецепты в кулинарном двухтомнике известной писательницы очень , не требующие больших временных затрат. К тому же написаны они с юмором. Донцова уверена, что в хорошем настроении готовить лучше, тогда и блюда получаются вкуснее.

Первые блюда

Не каждой хозяйке хочется ежедневно стоять подолгу у плиты, чтобы порадовать любимого мужчину наваристыми щами. Поэтому позитивная писательница предлагает сварить на первое простые щи из кислой капусты, которые на следующий день они становятся даже вкуснее.

Чтобы приготовить это старинное блюдо, сварите бульон из 500 граммов и 2,5 литра воды. Обязательно снимите пену во время закипания, а затем подержите кастрюлю с содержимым на маленьком огне. Далее Донцова предлагает проткнуть мясо вилкой. Если та свободно входит в говядину, значит, бульон готов.

Для приготовления щей из кислой капусты Дарья Донцова советует, помимо бульона, взять:

1 луковку;
- 1 морковку;
- 2-3 картофелины;
- томат-пасту;
- из приправ – молотый черные перец и лавровый лист.

В своей кулинарной книге Дарья Донцова предостерегает читательниц готовить щи из подпорченной капусты. Поговорка о том, что добро не должно пропадать, в этом случае не оправдывает себя. Из хорошего продукта получаются вкусные щи.

Положите нашинкованную квашеную капусту в бульон, добавьте томатную пасту, доведите до кипения. Убавьте огонь и подержите ароматное варево на нем еще 15 минут. После этого положите приправы и дайте блюду немного настояться.

Кулинарный эксперимент Дарьи Донцовой на мясных супах не заканчивается. Для она предлагает приготовить оригинальный суп из печенья. Для его приготовления возьмите:

150 г печенья (можно – , без шоколада и наполнителей);
- 1 столовую ложку сахара;
- 5 стаканов молока;
- 1 столовую ложку сливочного масла;
- немного корицы.

Печенье нужно измельчить в крошку. Поможет в этом толкушка или блендер. Пока вы это делаете, поставьте молоко на огонь. Не забывайте за ним присматривать, чтобы «не убежало». Когда закипит, всыпьте измельченное печенье, выключите огонь. Добавьте сахар, корицу и масло. Если нет печенья, то его прекрасно заменят ванильные сухари. Необычный суп готов!

Заливной язык

Донцова дает интересные мясных блюд. Чтобы сделать заливное , понадобится минимум продуктов. Промойте и положите говяжий или свиной язык в горячую воду. Когда она закипит, уменьшите огонь и томите 2 часа.

Чтобы кожа легче снялась, положите отваренный еще горячий субпродукт в холодную воду, а затем очистите его. Бульон процедите. Две столовые ложки желатина замочите в половине стакана воды, расплавьте его на водяной бане и добавьте в бульон.

Туда же положите порезанный язык и уберите блюдо в холодильник до застывания.

Необычные блюда

Особого внимания заслуживают экзотические блюда Дарьи Донцовой. Не все знают, что огурцы можно фаршировать, как кабачки, а рыбу делать с шоколадом. Для приготовления последнего, мелко порежьте луковицу и обжарьте ее в сливочном масле. Добавьте столовую ложку муки и пережарьте с луком.

Затем тонкой струей влейте 250 мл воды и тщательно помешайте соус. Влейте половину стакана белого вина, добавьте 1 небольшую ложку тертого шоколада, соль, перец, по щепотке молотой корицы и гвоздики.

Смажьте огнеупорную миску сливочным маслом, положите в нее 500 грамм филе или трески, нарезанное на порционные кусочки. Залейте рыбу луково-мучным соусом. Пусть все это тушится на очень маленьком огне до готовности.

Очистите, а затем нарежьте горсть шампиньонов и потушите их в сливочном масле. За 10 минут до подачи выложите грибы к рыбе и удивите гостей и оригинальным блюдом. !

Видео по теме

Совет 3: Где скачать книгу Донцовой «Укротитель Медузы Горгоны»

Дарья Донцова – одна из наиболее популярных в России авторов, пишущих в жанре иронического и комедийного детектива. Ее книги легко читаются и могут послужить хорошим «лекарством» от хандры. А отправиться за новой порцией адреналина с автором и его героями можно, как с привычной бумажной книгой, так и за экраном компьютера. Например, скачав одно из последних ее произведений - очередной детектив «Укротитель Медузы Горгоны».

Новые приключения Степаниды Козловой

Книги Дарьи Донцовой можно постоянно читать и перечитывать, наслаждаясь замысловатым сюжетом и неожиданной развязкой. Ведь, как правило, преступником в ее романах оказывается герой, которого было весьма трудно представить в этом обличии. То же самое правило использует автор и в книге «Укротитель медузы Горгоны». В этот раз Степанида Козлова, временно работающая визажистом в захудалом театре и гримирующая труппу для премьеры необычной постановки, будет расследовать очередное преступление и пытаться найти маньяка, скрывающего свои следы при помощи огня. Для этого любительнице приключений Степе придется внедрить коллектив специалиста правоохранительных органов, помощника ее хорошего знакомого – Якименко, Мишу. Что из этого получится и насколько справятся со столь важным заданием, читатель узнает только в самом конце.

Скачать книгу Донцовой

Если вы заинтересовались сюжетом книги, можете прочитать ее в режиме на одном из многочисленных сайтов или . В этом случае вы сможете в любой момент вернуться к чтению, не зависимо от доступа в интернет.

Например, познакомиться с историей героев книги «Укротитель Медузы Горгоны» можно на сайте библиотеки. Один из них – bookz.ru. Здесь в открытом доступе есть не только книги Дарьи Донцовой, но и многих других писателей. Что касается книги «Укротитель Медузы Горгоны», то почитать ее, и к тому же , можно при переходе на специальную страницу, ссылку на нее смотрите ниже.

Сразу в нескольких форматах можно скачивать книги Донцовой на портале электронных книг ELbooka.

Для поиска электронной книги также можно воспользоваться любой поисковой системе. В запросе напишите «скачать книгу Дарьи Донцовой «Укротитель Медузы Горгоны», после чего вам останется перейти на один из предложенных системой сайтов. Однако, чтобы в полной мере насладиться чтением, предварительно скачав книгу, в большинстве случаев вам ее нужно будет сначала оплатить.

На многих сайтах приобрести любую понравившуюся книгу или получить ссылку на ее скачивание можно за цену значительно ниже той, по которой они реализуются в книжных магазинах. Так что экономьте.

Так, например, на сайте «ЛитРес» книгу Донцовой можно приобрести только после регистрации и выбора удобного для вас способа оплаты, которую можно произвести как с банковской карточки, так и при помощи электронного кошелька или счета вашего . После этого вам станет доступна ссылка для скачивания книги.

Если не хотите тратиться, воспользуйтесь другой возможностью. Например, вы можете скачать не электронную версию книги «Укротитель Медузы Горгоны», а . Причем абсолютно бесплатно. Для этого перейдите на сайт «Библиотека книг KODGES.RU», введите в строку поиска название книги и нажмите одну из ссылок для скачивания, располагающихся под аннотацией произведения.

Уберите, ключевик "донцов". Спасибо.

Видео по теме

Источники:

  • Книги Донцовой на ELbooka в 2019
  • Электронная библиотека «Bookz.ru». Дарья Донцова «Укротитель Медузы Горгоны»
  • Купить и скачать книгу Д. Донцовой «Укротитель Медузы Горгоны» в 2019

Роман «Герой нашего времени» завершает внезапно оборвавшегося жизненного и творческого пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то, что герой романа Григорий Александрович Печорин далеко не всегда вызывает симпатию, он во многом близок самому автору. Видимо, поэтому произведение Лермонтова наполнено размышлениями героя о смысле жизни, взаимоотношениях человека и общества, о роли личности в истории.

Инструкция

«Герой нашего времени» - первый в русской философский и социально-психологический роман. Лермонтов поднимает в нем вечные, общечеловеческие вопросы. Основное место среди них отведено проблеме свободы личности.

Именно в поисках свободы и душевной гармонии Печорин отправляется на Кавказ, надеясь вдали от лицемерия светского общества обрести подлинное счастье. Любовь к прекрасной черкешенке Бэле вскоре оборачивается для «героя нашего времени» разочарованием. Простодушие и искренняя преданность девушки быстро надоедают ему, а ее смерть не вызывает даже элементарного человеческого сочувствия.

Печорин испытывает глубокое разочарование в поколении, к которому он принадлежит. Подобные мысли близки и самому Лермонтову. Достаточно вспомнить строки из «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье!». Печорина размышления такого рода приводят к равнодушию, скуке и, в конечном итоге, к одиночеству.

Утрата веры в человека делает Печорина неспособным на подлинные чувства любви и дружбы. Он лишь мучает женщин, играя их чувствами и совсем не думая о том, какую боль он им причиняет. Любовь к Печорину оказывается губительной и для дикарки Бэлы, и для светской барышни княжны Мэри. Даже Вере – единственной женщине, к которой он, кажется, испытывал искреннее чувство, - Печорин приносит только горе и страдания.

Жизнь лермонтовского героя лишена смысла, так как в ней нет достойной цели. Он не умеет любить, потому что в глубине души испытывает страх перед настоящими чувствами, не хочет и не может взять на себя ответственность за судьбу близкого человека. В его жизни остается место лишь для скуки и цинизма. Печорин, как впоследствии и сам Лермонтов, уходит из жизни молодым. Автор показывает читателю, что в мире, лишенном гармонии, нет места ищущей и мятущейся душе.

Одной из ключевых проблем романа становится тема судьбы. Она присутствует в повестях «Тамань», «Княжна Мери» и – особенно – «Фаталист». Печорин не желает подчиняться ее воле, он видит смысл жизни в противоборстве с роком. Возможно, именно поэтому «герой нашего времени» равнодушен к людям, которые его окружают, – все они становятся пешками в его опасной игре с судьбой.

В основе романа Лермонтова «Герой нашего времени» - две основные философские проблемы: и зло и взаимоотношения человека с судьбой. Обе они находят отражение в образе главного героя, так и не нашедшего ответа на мучившие его вопросы.

Видео по теме

Мир без преступности, насилия, убийств, краж – это то идеализированное представление о жизни, которое хотелось бы воплотить в жизнь абсолютному большинству людей. Но что же надо изменить в обществе, чтобы мир без преступлений превратился в реальность?

Инструкция

Фантастические фильмы, рассказывающие об обществе будущего, часто показывают идеализированную картину мира: роботы или специально обученные отряды полиции следят за порядком в городах, узнавая о намерениях преступников заранее и предотвращая преступления. Или же гнев, агрессия людей подавляются каким-то препаратом, после которого не возникает желания причинять вред. Вернее, не возникает эмоций вообще. Либо общество делится в этих фильмах на два класса – аристократы, или чистокровные, живут в безоблачном мире гармонии, тогда как люди низшего класса прозябают в голоде, среди преступлений и насилия. Каким же может быть путь человечества для избавления его от преступлений?

Путь усиления власти. Времена, когда церковь для большинства людей была сильна, имела большой авторитет и проповедовала жизнь праведную и скромную, ее заветы действовали на людей, они страшились применять оружие и убивать или причинять другому вред. То же самое происходит во всех авторитарных государствах с сильной центральной властью. Примером может стать СССР, где уровень преступности был несравненно ниже сегодняшних показателей. Культ власти и тоталитарная политика насаждения правил и законов приучали людей избегать преступных мыслей. Быть может, для удержания поведения человека в рамках ему важна сильная рука власти, способная покарать его за нарушение законов.

Принцип сильной власти может поддерживаться современными средствами: увеличением числа полицейских на улицах, введением серьезных мер против преступников, модификацией генома, толкающего людей на преступления. Такими мерами могут стать, к примеру, выселение нарушителей за пределы больших городов для жизни на неблагоприятных территориях или введение смертной казни. Другими средствами сдерживания могут стать меры по предотвращению преступлений: вычисление и обезвреживание преступников, пока они еще не совершили самого ужасного, химическое подавление агрессии человека. Пока подобные проекты находятся в разработке, но впоследствии вполне могут применяться с помощью роботов, следящих устройств, медицинских предписаний. Страх и сила – вот, чем воспользуются некоторые государства для искоренения преступников.

Есть и другая модель общества без преступлений. Развитие экономики и системы воспитания до высокого уровня по исследованиям ученых помогут максимально снизить уровень преступности. Для создания такого общества необходим высокий уровень образования всего населения, отсутствие ярко-выраженного расслоения общества на очень богатых и слишком бедных, постоянная социальная работа с трудными подростками, высокий уровень социальных гарантий и высокооплачиваемая занятость для всех слоев населения. Именно в таком обществе человек сможет чувствовать себя в безопасности, будет удовлетворен своей занятостью и получаемой за нее компенсацией, сможет воплощать свои замыслы и жить в безопасном обществе в довольстве и радости. В этом обществе пропадет нужда спонтанных преступлений для обогащения или выживания. А естественный уровень агрессии можно будет вымещать в онлайн

Если в семье есть подросток, который читает книги, это огромное достижение родителей. Но сложнее всего поддержать огонек интереса к литературе. Книги должны нравиться ребенку, ему пока не понятна русская классика при всей ее ценности. Оставьте Толстого для уроков литературы, дома можно читать книги для души. Подростку пока сложно ориентироваться в огромном потоке информации и родители должны ненавязчиво подсказать ему, что лучше всего прочитать.


Ребенку лет 10-13 можно предложить «советскую классику». За этим выражением скрывается огромный пласт детской литературы , в которой есть и динамичный сюжет, а главное – мораль, то, что, к сожалению, отсутствует в современной детской литературе. И мальчикам, и девочкам понравятся произведения Анатолия Рыбакова («Кортик», «Бронзовая птица»). «Республика Шкид» может стать для кого-то из детей настоящим откровением, но без такой литературы невозможно взросление. Девочки по достоинству оценят «Дикую собаку Динго», где повествуется о первой любви. Причем эти книги не носят назидательного характера. Софья Прокофьева («На забытом чердаке», «Остров капитанов» и другие) разбирает сложные жизненные ситуации, делает выводы из поступков и все это легко для восприятия подростка. Хорошо описывает и разбирает конфликтные ситуации Михаил Коршунов («Трагический иероглиф» и др.).



Из зарубежной литературы 80-х годов хорошо читается серия романов про приключения Томека писателя Альфреда Шклярского. Сейчас он переиздан, но по-прежнему так популярен, что его сложно купить в книжных магазинах. А вот в детских библиотеках можно найти старые издания. Поищите, ваш ребенок скажет вам спасибо.


Сейчас стали появляться детские авторы, книги которых сразу становятся бестселлерами. Например, «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Эту книги читают даже взрослые! И как хорошо, что авторы не остановились на одном удачном произведении. Обязательно дайте ребенку и прочитайте сами «Я хочу в школу», «Типа смотри короче», «Смерть мертвым душам».

В век современных технологий дети читают очень мало, но педагоги продолжают упорно настаивать на необходимости изучения и штудирования печатных книг. Роль книги в развитии ребёнка и в его воспитании — основная тема изучения данной статьи.

Роль книг в воспитании и обучении ребенка

Роль книги в развитии ребенка — тема диссертаций многих педагогов и психологов. Несмотря на то, что печатные издания все реже находят своего читателя, люди, работающие с детьми, продолжают настаивать на важности книг.

Все дело в том, что сказки и серьезные книжные издания не только учат чему-то ребенка, но еще и влияют на развитие его фантазии. Печатное слово помогает малышу мыслить за рамками обычного, создавая яркие образы в воображении.

Родителям следует с самого детства читать малышам сказки перед сном, вырабатывая у них интерес к печатному слову. Примерно с трех лет малыши начинают проявлять интерес к чтению, поэтому следует как можно чаще заниматься с ребенком, учить его алфавиту и составлению слогов. Обычно мир букв и слов настолько захватывает ребенка, что уже к пяти годам он начинает читать самостоятельно. Чтобы подкреплять интерес ребенка к литературе, стоит тщательно выбирать материал для чтения. В этом возрасте для малыша подойдут поучительные рассказы и необычные сказки.

Огромное достоинство книг — это содержащаяся в них мораль. Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать. Иногда книги действуют на противоречии, делая главными персонажами злодеев и высмеивая их плохие поступки. Разъяснив ребенку смысл и содержание книги, родитель поможет не только развивать воображение, но и повлияет на грамотное установление причинно-следственной связи. При помощи литературы ребенок сможет понять, что за любым действием следуют свои последствия, и что любой плохой поступок рано или поздно будет наказан. Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен.

Еще одно огромное достоинство книг — то, что они пробуждают глубокий интерес в ребенке. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость. Психологи давно доказали, что дети, которые много читают, отличаются спокойным характером. Они способны дольше сосредотачивать свое внимание на конкретном объекте изучения, а это, в свою очередь, сильно облегчает процесс обучения. Те детки, которые в детстве много читали и часто проводили время за книгой, в школе будут гораздо более усидчивыми.

Еще одно преимущество книг, о котором часто говорят педагоги и психологи — то, что печатные издания помогают развивать память. В возрасте до десяти лет память ребенка работает идеально, и малыш может фиксировать огромные потоки информации. Частое чтение помогает запоминать сюжет книг, имена героев и основные поворотные линии происходящего в литературном источнике. В результате, ребенок за счет активного чтения гораздо быстрее учится, отлично запоминает школьный материал.

Интеллектуальное развитие ребенка с книгами и без

Зачастую ребенок, изучая новую сказку или поэтическое произведение, узнает какие-то необычные слова, что пробуждает в нем интерес к их изучению. В результате, знакомство с книгой потворствует увеличению словарного запаса и развитию элементарной любознательности. Дети, которые часто читают, обычно задают много вопросов, любят придумывать свои сюжеты для книг.

В противовес этому, детки, отказывающиеся от чтения книг, зачастую страдают из-за скудного развития фантазии и творческих навыков. Словарный запас у таких малышей невелик и ограничивается стандартными фразами, используемыми в повседневной жизни.

Для того чтобы воспитать у ребенка стойкую любовь к чтению, родителям необходимо подавать малышу отличный пример. Так, взрослым следует почаще читать в присутствии ребенка, иногда делая это вслух. Также родителям нужно разбирать с малышами литературные произведения, рассказывать про мотивы тех или иных персонажей. Совместный разбор литературного произведения улучшит связь между ребенком и родителем, помогая малышу знакомиться с совершенно новым для него миром слов.

Также родителям следует внимательно отбирать литературный материал для своей крохи. На раннем этапе развития, когда малыш только начинает тянуться к книгам, для него стоит отбирать только самые интересные произведения, короткие сказки и притчи с яркими образами. В дальнейшем, кроха может перейти к изучению более серьезных и сложных произведений. Такой поступательный подход поможет малышу отыскать свой любимый жанр литературы и ознакомиться с богатым выбором детских произведений.

Несмотря на то, что методики обучения меняются и преобразуются чуть ли не ежегодно, книги остаются неизменным символом успешной учебы. Педагоги признают, что без частого чтения ребенку оказывается довольно сложно справиться с большим учебным материалом, ведь его память и воображение работают не на все 100%. К тому же, постоянное чтение книг делает внутренний мир малыша богаче. С раннего детства ребенок за счет литературных сюжетов знакомится с основами патриотизма, с важными моментами защиты окружающего мира. Хорошие детские книги учат ребенка добру, уважительному отношению к старшим, развивая его не только с интеллектуальной точки зрения, но и в психологическом плане.

Зачастую знакомство с литературными персонажами пробуждает в малыше интерес и к кинематографу (а конкретно к экранизациям его любимых книжек), и к театральным постановкам. При помощи интересной книги родители всегда могут успокоить слишком активного малыша, рассказав ему новую и очень необычную историю.

Конечно, далеко не все дети любят читать, и некоторые из них берутся за книги лишь по настоятельной просьбе учителей. Воспитывать уважение и любовь к литературе нужно с раннего детства, постепенно, уделяя внимание детским интересам и особенностям развития. Даже если ребенок не хочет читать ту или иную книгу, родителям следует попытаться заинтересовать малыша сюжетом, пробудив в нем элементарную любознательность.

В мире современных технологий учителя настаивают на том, чтобы родители покупатели детям именно бумажные книги, а не электронные носители. Простое печатное издание поможет ребенку отвлечься от компьютера, погрузив его в совершенно новый мир, где всегда есть место волшебству и справедливости.

Несмотря на то, что детские книги положительно влияют и на обучение, и на обогащение внутреннего мира, читать любят далеко не все детки. Положительный пример со стороны взрослых и систематические уроки чтения в школе и на дому помогут ребенку развить в себе любовь к силе печатного слова.

Мы все хорошо знаем, что современная молодежь читает существенно меньше, чем читали мы сами в их возрасте. Об этом уже столько всего сказано! И педагогами, и психологами, и родителями изобретаются всё новые и новые «способы» увлечь детей чтением.

Когда мои старшенькие — Миша и Лиза — только научились читать, это как-то не стояло, как острая проблема. У нас не было телевизора, было много книг и дети рано начали читать. К 8-9 годам оба перечитали половину детской и юношеской литературы, читали много из классики.

Но вот когда подросла Катя — все было совсем иначе. Читать она не хотела и руки у родителей опускались… И тут меня осенило! Ей просто не интересно то, что я ей предлагаю! Её не захватывает! Ей надо что-то другое!

И нам на помощь пришёл Гарри Поттер. В 7-8 лет Катя все книги серии, которые уже были изданы к тому моменту, далее каждая следующая с волнением ожидалась и проглатывалась. Естественно, что все книги перечитывались много-много раз.

Что же тут хорошего, скажете вы? Мол, книга-то «несерьезная», так, фэнтези… Но не всё так просто!

Оставим достоинства или недостатки серии книг про Гарри Поттера. Не будем их тут обсуждать. Скажу только, что я сама обожаю эти книги и перечитывала сама не раз каждую из них.

Но фокус в том, что как только Катя насытилась Гарри Поттером, она стала читать запоем всё остальное! Причем, как современную литературу, так и классику! Зачитывалась и Чеховым, и Буниным и многими другими. Наравне с Вербером и Коэльо…. И теперь я могу за неё только радоваться. Читает много! И очень качественную литературу.

Подростки не читают книг. Мне 12 лет. У нас в классе из 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно. Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.

Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И выходят такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они издаются только сейчас.

Я не буду заумничать, и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, за которые ручаюсь. Которые затягивают и не отпускают до последней страницы. Фантастику я в свой список специально не включала, потому что к этому жанру человек придёт сам, но начав с фантастики, он может зациклиться именно на ней, и ничего больше ему не будет интересно.

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь.

— Ульссон, Якобссон «Дневник Берта»

— Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения)

— Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)

— Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения)

— Мюрай «Oh, boy!»

— Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»

— Блэкер «Спорим это мальчик»

— Уилсон – все книги (лёгкое чтение для девочек)

— Арутюнянц «Я плюс все»

— Жвалевский, Пастернак «Время всегда хорошее»

- Жвалевский, Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»

— Воскобойников «Всё будет в порядке»

— Востоков «Ветер делают деревья», «Стражи беспорядка»

— Альберт Лиханов – всё, если кто не читал

— Нестлингер «Лети, майский жук»

— Кэндзиро «Взгляд кролика»

— Амонд «Скеллиг»

Может быть эти книги станут началом полезного увлечения – чтения.

Цель: сформировать представления об особенностях чтения детей, подростков и юношества на основе знаний их возрастных и психических закономерностей в развитии.

Задачи :

1. Дать характеристику периодам развития детей.

2. Раскрыть значение чтения для развития ребенка.

3. Характеристика особенностей читательского развития у детей. подростков и юношества.

Основное содержание :

Развитие детей, их психики происходит через деятельность. Ведущий вид деятельности в том или ином возрасте определяет и периоды детства. Ребенок развивается в обществе и представляет собой хотя и маленькое, но существо социальное, растущее и развивающееся в определенном социуме. Расширение контактов ребенка с миром (родители, родственники, детский сад, школа, внешкольные учреждения) обеспечивают социальное развитие. Это явление – развитие в обществе - получило название « социальная ситуация развития » и обозначает своеобразное для каждого периода детства взаимодействие развивающейся личности и среды. Заметим, что

- 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни,

- 50% к четырем годам,

- 80% к восьми годам,

92% закладывается до 13 лет. Уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений человека.

Периодизация детства разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов выдающихся отечественных психологов С. Л. Выготского и А. А. Леонтьева.

В основе выделения периодов детского развития было положено представление о том, что каждому возрасту соответствует определенный тип доминирующей деятельности ребенка. Существенные изменения в деятельности соответствуют и характеризуют смену возрастного периода. В каждом типе доминирующей деятельности ребенка возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство его психического развития.

Первый период развития ребенка начинается с непосредственного эмоционального общения с родителями – от рождения до года.

Второй период развития – возраст от 1 года до 3-х лет. Этот период получил название предметно-манипулятивной деятельности по ведущему виду деятельности ребенка с игрушками и окружающими предметами. В этом возрасте ребенок воспроизводит, сначала с взрослыми, различные способы действия с предметами. Осуществление предметно-манипулятивной деятельности обеспечивает развитие речи и смысловое обозначение вещей. Центральное место в этом возрасте занимает собственное детское «я».

Третий период – период собственно игровой деятельности. Этот период охватывает возраст от 3 до 6 лет. У детей этого возраста развивается наблюдательность, а игра представляет собой подражание действиям взрослых. В детской игре осваиваются социальные роли и ролевое поведение. В связи с игрой у ребенка формируются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Эти виды деятельности роднит с игрой их образный характер, высокая эмоциональность, элементы творчества. В игровой деятельности формируется воображение, ориентация на правила поведения и общий смысл человеческих отношений и действий.

Следующий возрастной период – дети от 7 до 10 лет. Основной вид деятельности ребенка – учебная деятельность. При ее осуществлении начинает развиваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности – рефлексия, анализ, смысловое планирование, происходит становление потребности и мотивов учения.

Пятый период детского развития соответствует возрасту от 11 до 14 лет. Ведущий тип деятельности у детей этого возрастного и психического развития - общественно-полезная деятельность. Это большой комплекс различных видов деятельности, включающий в себя учебную, трудовую, организаторскую, спортивную, художественно-творческую деятельность. В процессе осуществления этих видов деятельности развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, умение оценивать собственное поведение, развивается самосознание и самооценка.

Юношеский этап психического развития определяется возрастом от 15 до 21 года. Это период выбора профессии, друзей, спутника жизни, завершения учебы и овладения специальностью. Этот сложный этап жизни молодого человека связан с главным видом деятельности по самоопределению в жизни. На протяжении всего возрастного периода юношество отвечает для себя на судьбоносные вопросы: « С кем быть? Каким быть? Чем заниматься в жизни?» Это возраст проб и ошибок, очарования и разочарований. Это период всестороннего, многопланового становления личности. Это последний этап подготовки личности к активному включению ее во все сферы трудовой и общественной жизни.

Большую роль в процессе социализации, воспитания и развития личности играет книга и чтение. Современные дети с книжкой знакомятся очень рано. Первая книжка - игрушка попадает к ним в руки уже в грудничковом возрасте в 4 – 6 месяцев. В возрасте до года ребенок манипулирует книгой, для него это новый предмет и материал, с которым можно играть. Раннее детство – самая благодатная пора для игры и общения ребенка с книгой. Эта пора общения незатейлива и естественна, очень органична как сама жизнь ребенка. Сколько радостных минут переживает мать, разглядывая с малышом картинки, радуясь успехам ребенка в узнавании предметов, животных, ухаживая за ребенком и напевающей песенки, декламируя вместе с ним стихи А. Барто про мишку, которого уронили на пол, про зайку, нашу Таню. Вы, конечно же, наблюдали, как светятся глаза родителей, как гордятся они успехам ребенка в освоении детской литературы, когда ребенок родным и знакомым рассказывает стихи С, Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, демонстрируя тем самым свою память и интерес к поэтическому слову. Правда, в настоящее время есть и другие наблюдения. Это сидящий подолгу 2-3-х летний малыш у телевизора, с наушниками, у компьютера, которые нынче все чаще замещают родителей, няню, бабушку…

Раннее детство является самой благодатной порой приобщения ребенка к книжной культуре, поэтическому слову. Ребенок в возрасте до трех лет еще слабо улавливает смысл прочитанного, но хорошо чувствует поэтику устной речи, улавливает ритм и рифму слова, правильно реагирует на рисунок, цвет и через них опосредовано постигает окружающий мир. Чем больше ребенку этого возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие.

Познание мира через книгу и чтение продолжается в средний период раннего детства от 3 до 6 лет. Общение ребенка с книжной культурой в этом возрасте, по-прежнему, осуществляется через посредничество взрослого. Расширяется тематика чтения, ребенок осваивает разные литературные жанры: рассказы, сказки, стихи, охотно фантазирует сам, сочиняя свои тексты по аналогии со знакомым жанром. Характер познания в этом возрасте свободный, наивно – игровой, неутилитарный. Это определяет и отношение ребенка к книге как особое, наивное, эмоционально-эстетическое. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия художественного слова: эмоциональная сфера, мышление, воображение.

К шести годам многие дети обучаются самостоятельному чтению, посещают с родителями детскую библиотеку. Однако есть и отстающие в развитии дети, как правило, из неблагополучной социальной среды. Столкнувшись с таким явлением, воспитатель, библиотекарь должен подойти индивидуально к сопровождению читательского развития такого ребенка, по возможности выравнивая его заметное отставание от других детей средствами усиленной индивидуальной работы.

В младшем школьном возрасте привычный игровой метод познания постепенно вытесняется учебной деятельностью и к 8-10 годам учеба становится доминирующей в видах деятельности младшего школьника. Содержание чтения младшего школьника направляется учебными программами, становится еще более разнообразным, свободное чтение отходит на второй план. Восприятие текстов и воображение в процессе чтения становится более точным, а творческое воображение (фантазия) более глубоким по своему содержанию.

В подростковом возрасте выделяются три периода: ранний подростковый период - 10 – 11 лет, собственно подростковый - 12 – 13 лет, старший подростковый - 13 - 14 лет. Вступление в подростковый возраст связано с качественными изменениями в психическом и читательском развитии, обусловленными новыми видами деятельности подростка.

У читающих младших подростков расширяется тематический круг чтения. Чтение научно - познавательной литературы об окружающем мире увеличивается в 2 раза. Познавательная деятельность становится направленной, в читательских интересах, мотивах чтения проявляется интерес не столько к факту, сколько к познанию причинно - следственных связей в описываемом автором явлении. В художественной литературе высоко ценится правдоподобность, схожесть с жизнью. В художественной литературе 10 – 11-летние читатели ценят уже не деталь, как это было в 8 – 9 лет, а героя сверстника, яркий, героический или приключенческий сюжет, идейное содержание. Утрачивается бытовавшая в раннем детстве естественная чуткость к поэтическому слову, чтение стихов, их заучивание осуществляется только с учебной необходимостью. Активно начинает читаться детская периодика. В читательском восприятии художественной литературы доминирует «наивный реализм», слияние действительности и искусства. В этом возрасте читатель художественной литературы эмоционально активен там, где текст реалистичный, правдоподобный, узнаваемый.

Чем старше становится ребенок, тем больше на нем проявляется отпечаток образа жизни семьи и его личных интересов. Меняется характер общения подростка. Если еще в 10 лет эмоциональное благополучие ребенка определялось отношением к нему взрослых, то для 12 – 13-летних положительное эмоциональное самочувствие определяется отношением к ним друзей и сверстников. Развивается и принимает новые формы познавательная деятельность подростка. Высокого уровня достигает мышление в понятиях. Важнейшая особенность возраста – развитие самосознания и самооценки. У подростков развиваются нравственные качества, появляются самостоятельные суждения и оценки, моральные взгляды. Познавательные интересы очень широкие, развиваются устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и потребность в практической деятельности (коллекционированию, техническому творчеству, занятию спортом, другим увлечениям и любительским занятиям). В подростковом возрасте появляются различия в чтении мальчиков и девочек. Читательские интересы мальчиков сосредотачиваются на технике, спорте, героическом поведении людей, приключениях, фантастике, детективе, девочки в предпочтениях тяготеют к литературе о человеческих отношениях, любви, искусстве, моде и др.

В раннем юношеском возрасте – 15 лет в психическом развитии углубляется нравственная сфера. 15 – 16-летние остро переживают несправедливость, обиду, первое чувство влюбленности. Читательское восприятие резко субъективно. В связи с ростом самосознания при чтении происходит наполнение художественного текста переживаемыми собственными этическими проблемами. Вследствие этого может происходить субъективная акцентировка смысла читаемого произведения. Восприятие художественного текста под влиянием читательского воображения, собственных переживаний, может быть произвольным по отношению к авторскому замыслу. Поэтому освоение смыслов программных художественных произведений должно на каждой возрастной ступени читательского развития сопровождаться помощью профессионалов – учителей, библиотекарей. Только тогда в современных условиях больших информационных возможностей может состояться настоящий читатель.

Как и в подростковом возрасте у юношества наблюдается активное использование Интернет для получения различной информации, общения с друзьями, самовыражения в социальных сетях. Интернет во многих молодежных кругах в настоящее время является практически единственным источником информации. Часто традиционная книга используется только в связи с выполнением учебных заданий, по настоятельному требованию педагогов. В этой связи на библиотеки, обслуживающих детей, подростков, юношество возлагаются новые и серьезные задачи по поддержке и развитию интереса к чтению. Современная библиотека, работающая по удовлетворению информационных потребностей детей и юношества, должна располагать мощной материальной базой, обеспечивающий общение детей с информацией, иметь новую, комфортную информационно-коммуникативную среду, профессионалов – библиотекарей, психологов, педагогов, умеющих общаться с детьми, организовывать их досуг в библиотеке, прививать любовь к книге и чтению.