Можно ли торговать в церкви? Можно христианину торговать свининой, алкоголем, табаком? Какие бывают проклятия за такую торговлю.


В Евангелии действительно сказано, что «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей». Однако там не о том, что Господь запрещает какую-либо торговлю на территории храма. Чтобы понять, о чем речь, нужно знать устройство ветхозаветного иерусалимского храма и обрядовую сторону ветхозаветного богослужения.

Храм состоял из нескольких частей: двор, куда могли входить люди, и жертвенник, на котором приносились жертвы всесожжения (сжигали принесенных в жертву животных и птиц). Притвор отделял мирскую часть от святилища, куда входить могли только священники, а в «святая святых» мог входить только первосвященник раз в году на праздник очищения. Во дворе, где приносились кровные жертвы по разным поводам, для этого и продавали животных и птиц, а также меняли монеты, которые также могли жертвовать люди.

Все это происходило именно во дворе, который являлся частью храма, а не за его оградой. Это и возмутило Спасителя, и он разогнал всех этих торговцев и менял.

Современность

Что же происходит в современных храмах? Есть ли схожесть у продажи свечей с базаром, на котором продают баранов, овец и голубей? Никакой. Продажа свечей никак не нарушает молитвы в храме, особенно если учесть, что во многих храмах свечные ящики находятся в притворе или вообще вынесены на улицу в отдельные помещения.

Более того, сегодня уже признано, что реализация свечей, молитвословов и в церковных лавках не является коммерческой деятельностью. Об неоднократно заявляла Патриархия. Дело в том, что законодательство Российской Федерации действительно выступает на стороне Церкви, видя в прихрамовой торговле лишь форму пожертвования, когда добавочная стоимость распространяемых товаров считается не коммерческим доходом, а благотворительным взносом «покупателя», добровольной жертвой на церковные нужды.

Законы

Если обратиться к текстам законов, ключевыми тут окажутся 251-я Налогового кодекса РФ и 17-я статья Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Первая, устанавливает перечень источников дохода, не учитываемых при налогообложении. Именно она выводит из-под налогов доходы, полученные религиозной организацией от «реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения» и суммы переданные Церкви «в связи с совершением религиозных обрядов».

17 же «О свободе совести и о религиозных объединениях», в свою очередь, разрешает религиозным организациям производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы, равно как и «иные предметы религиозного назначения», даруя религиозным организациям, кроме всего прочего, преимущественное право учреждать предприятия по производству этих самых предметов.

Спрашивает Татьяна Васильевна
Отвечает Александр Дулгер, 23.01.2011


Мир Вам, Татьяна Васильевна!

Нет, товарами, которые наносят существенный вред здоровью человека или способствуют распространению греховных привычек христианину торговать нельзя.

Вот, что сказал Господь Иисус по этому поводу:

"Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих." (От )

Конечно, слово "торговать" - это понятие растяжимое. Если речь идет о кассире в супермаркете, который иногда на кассе вынужден продавать сигареты, то это вопрос спорный и требующий индивидуального подхода.
Однако, если мы говорим о христианине-продавце в ликеро-водочном отделе или работающем на табачной фабрике, или на винном заводе, то здесь все довольно ясно. Там детям Божьим совсем не место.

Хотя многим нашим читателям очень не нравится наша критика свинины и Божий запрет на ее употребление, все же отмечу, что современная медицина относит свиное мясо и продукты из него ее к опасным для здоровья продуктам.
Поэтому, иметь непосредственное отношение к торговле или производству этого продукта христианину также не следует.

Что касается проклятий, то мы не можем решать за Всевышнего, как поступить с человеком, который умножает в этом мире болезни и скорби, калеча здоровье других людей и их психику. Однако в Библии есть один принцип, который непосредственно касается этого вопроса. В народе этот принцип известен как "что посеешь, то пожнешь", а в Библии его можно найти в различной форме. К примеру:

"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки." (От )

"... какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." (От )

"Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами." ()

Поэтому всякий, кто осознает пагубность распространения греха, соблазнов, зла и страданий, но принимает в этом участие, может внезапно сам стать жертвой тех последствий, которые несет его деятельность.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Нравственность выбора, этика":

На вопросы читателей отвечает протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии Русской Православной Церкви

Мои верующие друзья считают, что заниматься торговлей – грех. Т.е. – надо зарабатывать деньги своим трудом, а торговля использует плоды чужого труда. Является ли торговля как вид деятельности (я не говорю про обман покупателя и Т.д.) не христианской? Что вообще считается “плодами труда” ?

Светлана

Сама по себе торговля не является грехом. Это такой же инструмент, как и многое другое в человеческой деятельности. Производитель товара нуждается в торговце, и подчас требуется определенный талант, чтобы реализовать хороший продукт – материальный или информационный (как, например журнал “Фома”). И, как любой инструмент, духовно можно оценить торговлю по тому, как употреблять ее в человеческом общежитии. Греховной или добродетельной торговля будет в зависимости от отношения к ней торгующего. Мы даже не будем рассматривать обман при торговле – как качественный, так и количественный.

Я бы посмотрел на торговые отношения с другой стороны – торговля приносит определенный доход, но торговец при этом не должен быть хищником и непременно обязан от своего прибытка помогать нуждающимся. Тогда его торговая деятельность будет освящаться и иметь благословение Божие через благотворительность и милосердие. Также от своих трудов торговцы (русские люди называли их купцами) должны благотворить храмам Господним, как это было в обычае у благочестивого купечества.

Что считать “плодами труда”? Не всякий плод человеческого труда можно потрогать руками. Труд интеллектуальный часто неосязаем и неизмерим – в тоннах, погонных метрах и т.д. Чем измерить труд священника? Мне кажется, можно было бы на страницах “Фомы” подробнее осветить эту тему, тем более, что она как раз концептуально подходит журналу, по моему мнению. И второе – наверное, не всегда плоды трудов (даже материальные) могут быть ощущаемы самим трудящимся. Но могут быть оценены мерой общественного блага и мира, происходящего от труда людей, находящихся на разных жизненных послушаниях, но трудящихся ради Бога.

Я замужем за любимым человеком 14 лет. Мой муж очень хороший человек, сочувствующий другим и всегда готовый прийти на помощь. Люди это чувствуют и пользуются тем, что он никогда не отказывает в этой помощи, даже в ущерб своему здоровью. Иногда мне кажется, что он упадет где-нибудь на полдороге обессиленный или заснет за рулем автомобиля. При этом он сам не любит никого ни о чем просить. Должен ли человек уметь говорить “НЕТ”? А может, это мне нужно избавляться от эгоизма?

Спаси Вас Господи!

Ольга

Человек, конечно же, должен уметь говорить “нет” греху, тут даже обсуждать нечего. Но и в обычных житейских обстоятельствах очень важно уметь сказать “нет” – лично я не умею. А преп. Серафим Саровский при этом говорил так: “Но я не соблазняюсь ни тем, что мною одни пользуются, ни тем, что других это соблазняет”.

Как церковь относится к такому явлению, как модификация тела (татуировки, пирсинг, клеймение, шрамирование и пр.)? По сути тело – это то, что полностью принадлежит человеку. Может ли он поступать с ним по собственному разумению? В конце концов, макияж и окраска волос – это тоже своего рода модификация …

Дарья

И тело, и дух, и душа человека принадлежат Богу. Мы все – целиком Божьи дети. И вы правы – и макияж, и окраска волос есть модификация, хоть, может, и более мирная и безопасная, чем пирсинг, тату и прочее, о чем Вы говорите. Апостол Петр не зря называет главным украшением человека “нетленную красоту кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1-е Петра 3:4). А люди стараются изо всех сил украшать себя внешне (чтобы привлечь нескромное ‘внимание, выделиться, проявить себя внешне – по свойству горделивого и надменного духа), забывая, или даже не помышляя о внутренней красоте. Об экспериментах над своим телом очень метко сказал один старый священник, когда к нему подошла некая девушка просить блaгословения, чтобы “проделать дырки в ушах”, он сказал “чадо мое, все дырки, которые нужно, тебе уже проделал Господь, иди с миром”.

Здравствуйте. Хотелось бы уточнить все-таки – почему крестные не смогут стать супругами. Просмотр мнений в интернете показал, что в большинстве случаев говорится о запрете, хотя есть мнение и о том, что этот запрет ничем, по сути, не обусловлен. В том числе, такое мнение высказывается и православными священниками. Если оба (возможных) супруга верующие, имеют возможность регулярно встречаться с крестником и могут содействовать его духовному развитию, почему они не могут быть крестными? Тем более в Евангелии и посланиях Апостолов по данному вопросу нет никаких запретов. И получается, что это устная, ничем документально не подкрепленная традиция… Заранее спасибо.

Алексей

Дело в том, что по канонам требуется один восприемник, того же пола, что и крещаемый. Поэтому в настольной книге для церковно- и священноослужителей есть разъяснение, что не возбраняется вступать в брак присутствующим при крещении. Я не могу с точностью сказать, когда возникла традиция приглашать двух восприемников для крещаемого и является ли эта традиция собственно российской, но можно сказать, что, по канонам, крестным будет считаться один из восприемников, что, конечно же, не возбраняет и всем прочим участвовать в духовном воспитании нового члена Церкви Христовой.

Илл.: Малевич Казимир «Продавщица цветов. Вариант» 1904 Холст, масло 72х94 Собрание семьи Чудновских

Можно ли продавать иконы?
Можно. Запретов на продажу и покупку икон не существует.

Со времени установления иконопочитания в древней Византии торговля иконами стала повседневной реальностью православного мира. На Руси иконописание было в основном светским делом, причём основная масса икон создавалсь крестьянами-ремесленниками и продавалась на ярмарках и городских рынках, минуя храмы. В Средние века выкуп представителями знати и церкви у частных лиц наиболее редких и ценных икон для формирования своеобразных «коллекций» - комплексов общественных храмов и частных моленных – нередкое дело.

С XVIII века, когда начал формироваться интерес к русской иконе как памятнику культуры, коллекционирование икон, неизбежно связанное с их куплей-продажей, захватило высшие слои общества. В позднюю императорскую эпоху антикварный рынок икон был довольно мощным направлением, а его основными фигурантами являлись не только глубоко верующие люди (как правило старообрядцы), но и духовные лица, нередко высокого сана. И поныне православные священники – активные покупатели древних икон, оснащающие ими храмы на деньги общины или пожертвования, подходящие к этому делу с большим энтузиазмом и весьма доброжелательно настроенные как к факту самого существования иконной торговли, так и к движущим её продавцам-антикварам.

Нужно ли получать благословение священника на продажу иконы?

Если вы сомневающийся, неверующий человек или убеждённый атеист, то вам ничего не нужно.
Вроде бы это очевидно, но иногда люди подобного склада ума спрашивают об этом. Вероятно, определённое уважение к иконе коренится в нас глубже, чем кажется нам самим.

Если вы считаете себя верующим православным человеком, но не участвуете в церковной жизни , то есть не являетесь воцерковлённым верующим, то вы можете попросить о доверительной беседе батюшку любого храма и, во-первых, просто попросить: "Батюшка, благословите", в общем смысле. Во-вторых попросить у батюшки совета о продаже иконы, однако будьте готовы к тому, что ваша просьба может вызвать у батюшки непонимание и недоумение.

Если вы лишь изредка бываете в храме, а то и вовсе не бываете, если вы не участвуете в жизни общины и не поддерживаете приход, если вы не ищете духовного смысла в церковной жизни, то и совет в мирском деле продажи предмета культа вам не нужен.
Если во всех прочих аспектах бытия вас не интересуют церковные каноны и традиции, то зачем, в сущности, просить совета в продаже иконы?

Очень часто люди испытывают сомнения, можно ли продавать иконы, относящиеся к фамильному наследию или являющиеся памятными артефактами каких-либо событий прошлого или настоящего, а также иконы, которые были подарены. Для невоцерковлённых людей желание получить благословение - психологический уход от принятия ответственности за решение о продаже. В этом случае стоит просто задуматься, надо ли продавать икону, если мысль об этом вызывает диссонанс в сознании. А если решение твёрдо или обстоятельства к тому подталкивают, незачем сомневаться и искать одобрения в храме.

Если вы православный христианин, придерживающийся церковных норм , то и вам лучше просить не благословения, а совета. Благословения просят всё же на какие-то созидательные, творческие, добрые дела. Благословение - одобрение ваших планов, поддержка ваших намерений и мыслей в высоком духовном смысле.
Продажу иконы лучше обсудить с духовником не с точки зрения поиска одобрения принятого решения, а с позиций сомнений и обсуждения решения с тем человеком, кому вы доверяете, с кем привыкли планировать свою жизнь.

Здравствуйте! Я хотела бы задать Вам такой вопрос - почему в церкви идёт торговля иконами, свечами, книгами и молебнами? Ведь в Библии пишется, что Господь запрещает какую-либо торговлю на территории Божьего Храма. Этот вопрос задала мне моя дочь, а я хочу задать его Вам. Анжелла.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анжелла!
Начнем с того, что в Евангелии не пишется о том, что Господь запрещает какую-либо торговлю на территории храма. В Евангелии сказано, что «вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей». Чтобы понять о чем речь, нужно знать устройство ветхозаветного иерусалимского храма и обрядовую сторону ветхозаветного богослужения. Храм состоял из нескольких частей. Двор, куда могли входить люди, и там же стоял жертвенник, на котором приносились жертвы всесожжения (сжигали принесенных в жертву животных и птиц). Притвор отделял мирскую часть от святилища, куда входить могли только священники, а в святая святых мог входить только раз в году на праздник очищения первосвященник. Как я уже отметил выше, во дворе приносились кровные жертвы по разным поводам, для этого и продавали там животных и птиц, а также меняли монеты, которые также могли жертвовать люди. Представьте себе, какая там царила атмосфера. Настоящий базар, который мешал общественной и частной молитве. Все это происходило именно во дворе, который являлся частью храма, а не за его оградой. Это и возмутило Спасителя, и он разогнал всех этих торговцев и менял.
А теперь посмотрим, что происходит в наших храмах. Разве есть схожесть у продажи свечей с базаром, на котором продают баранов, овец и голубей? Полагаю, что никакой. Продажа свечей никак не нарушает молитвы в храме, особенно если учесть, что во многих храмах свечные ящики находятся в притворе или вообще вынесены на улицу в отдельные помещения.
Но все же вопрос остается открытым – почему в храмах или прилегающей территории ведется торговля? Разве нельзя обойтись без этого? Давайте представим, что в единочасье из храмов пропали все свечные ящики. Купить свечи более негде, надо приносить с собой. Где брать такие свечи? На базарах и в магазинах их не продают. Хочется купить иконку Спасителя, Богородицы или святых, а их нет. Сделать самому не представляется возможным, а церковное производство остановится, не имея рынка сбыта готовой продукции. Остаемся без иконы. Нужен крестик, потому как старый сломался\потерялся. Теперь только в ювелирном магазине, но не факт, что он сделан по церковным канонам, а не является авторской отсебятиной ювелира. Продолжать можно и дальше, но не вижу смысла. Свечные ящики, в первую очередь, нужны и удобны для прихожан.
Помимо этого есть вопрос о деньгах. Почему церковь зарабатывает на свечах и иконах деньги, не раздает их? Еще один околоцерковный миф – в церкви все должно быть бесплатно. А как же тогда содержать храм, делать ремонты, платить за коммунальные услуги, платить зарплату священнослужителям и работникам храма, содержать благотворительные столовые, помогать нуждающимся и т.д.? Спросите почему священники и работники получают зарплату, а не работают во славу Божию? А откуда же им взять деньги, чтобы прокормить себя и свои семьи? Свет, газ, отопление, вода – все это не за бесплатно поступает в храмы, за все платим. Если в ветхозаветные времена существовало понятие десятины, когда каждый отдавал на храм десятую часть своего заработка, то сейчас этого нет. А откуда же взять деньги? Вот со свечных ящиков они и берутся, с продажи свечей, икон, книг и т.д., а также с заказов служб (обеден, молебнов, панихид и т.д.).