Исполнил ли заветы отца чичиков. (по поэме Гоголя «Мертвые души») Что говорил отец чичикову в детстве


Главным героем бессмертной поэмы Николая Гоголя « » является Павел Иванович Чичиков. Родом он был из бедной дворян ской семи. Его детство проходило в тесной и душной комнатушке, а самыми яркими детскими воспоминаниями были хриплый кашель отца и его жизненные наставления. Многие из них маленький Павлуша давно позабыл, а одно навсегда врезалось в его память: «береги и копи копейку». Эти слова прошли красной нитью через всю жизнь главного героя и стали смислом его жизни.

Исполнять завет отца Чичиков начал еще со школьной скамьи. Он продавал пирожне и булочки своим голодным одноклассникам. Павел Иванович занялся дрессировкой мышонка, чтобы потом продать его подороже.

После окончания школы главный герой начал свою карьеру мелким чиновником. Благодаря своей смекалке и сообразительности сумел продвинуться по карьерной лестнице. становится членом комиссии по строительству какого-то городского объекта. За это время ему удается построить собственный дом. Правда, после смены руководства все имущество было конфисковано в доход государства. Но это жизненное обстоятельство не сломило Чичикова. Он устаивается на работу в таможню, где вступает в сговор с контрабандистами. За год ему удается заработать огромные деньги, пусть даже преступным путем.

Преступные схемы главного героя были преданы огласке, против него начинается судебное разбирательство. Чичикову удается выкрутиться и из этой ситуации. Он снова остается без денег, его репутация окончательно запятнана.

Другой человек, наверное, уже бы сломался. Но Чичиков был не таким. Перед его упорством и целеустремленностью остается только снять шляпу. В его голове рождается новый план по обогащению – покупка мертвых душ и оформление на них банковского кредита. Он отправляется в город «NN» для осуществления своего плана. Но и отсюда Чичиков вынужден бежать, чтобы не стать «развалиной прежнего Чичикова».

Таким образом, нельзя дать однозначного ответа на вопрос: исполнил ли Чичиков завета. Всю свою жизнь он посвятил цели обогащения, но жизнь всегда возвращала его обратно. не называет причины такого исхода событий, он просто констатирует факт. По мнению автора, душа главного героя нуждалась в возрождении. Скорее всего, жизнь подсказывала Чичикову о его не правильном выборе, но главный герой желал исполнить завет отца. В этой ситуации отец главного героя с одной стороны является жизненным наставником, а с другой – жизненным палачом, который не оставляет Чичикову право на самоопределение.

Вступая в самостоятельную жизнь, Павел Иванович Чичиков, тогда еще мальчишка, получил от отца «умное наставление»:

Учиться, а не повесничать;

Больше всего угождать начальникам;

Водиться с товарищами, которые побогаче;

Не угощать никого, а вести себя так, чтобы тебя угощали;

А главное - беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все

Прошибешь на свете копейкой».

Отец Чичикова не очень, вероятно, следовал этим принципам, а потому оставил после себя в наследство сыну ветхий домишко, старые личные вещи да одну семью крепостных. Сын же его Павлуша помнил слова отца всегда, следовал его советам и, как ни трудно это ему давалось, преуспел в жизни. Как же Чичиков исполнял заветы отца?

Учился Павлуша с большим старанием. Но так как способностями к наукам не обладал, то больше добивался успеха тем, что угождал учителю. Не столько из уважения, сколько из желания отличиться, обратить на себя внимание, заслужить похвалу. И добился своего: был на отличном счету у администрации училища. Умение угождать начальству, угадывать желание начальника, льстить, быть нужным человеком пригодилось Чичикову, когда он служил и в казенной палате, и на таможне, и в звании поверенного. Но с детства он не был искренним. Все его поведение можно назвать притворством, лицемерием. Особенно это проявилось в истории с повытчиком, в доверие к которому вошел Чичиков и даже якобы собирался жениться на его дочери.

Чичиков и в юные годы, и позже «не повесничал», а много и настойчиво работал. Отказывал себе в отдыхе, в хорошей еде, в развлечениях. И все ради карьеры, ради того, чтобы в будущем вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками». Он ревностно служил на любом поприще, входил в доверие к начальству и другим чиновникам и тем самым заслуживал повышение в должности. А затем путем мошенничества, обмана умножал свое незначительное сначала состояние.

Товарищей у него не было. Он не только не угощал однокашников в училище, но даже, «припрятав полученное угощение, потом продавал им же». Или же дразнил пряником или булкой проголодавшегося товарища побогаче и потом «брал деньги, соображаясь с аппетитом». Во взрослой жизни у него тоже не было друзей. Был один, которого Чичиков привлек для исполнения рискованного дела с контрабандистами. Но кончилось все ссорой и доносом. Но более всего Чичиков следовал совету беречь копейку. И не только берег, но и приумножал. И в этом проявил оборотистость почти необыкновенную. В училище продавал булочки товарищам, соразмеряя цену со степенью голода; сделал из воска снегиря и продал его очень выгодно. Столь же выгодно продал выдрессированную им мышь. Это были детские способы. На службе же Чичиков проявлял чудеса изобретательности, прикрытые внешней обходительностью и видимостью благородства, для получения взяток.

Не погнушался возможностью обобрать государственную казну во время работы в комиссии по строительству казенного дома. Сумел тайно связаться с контрабандистами и получить «на этом деле четыреста тысяч капиталу». Оправдывал он себя словами: «Кто же зевает на должности? - все приобретают». Но верхом его находчивости, смекалки и ума была идея с покупкой мертвых душ, с тем чтобы заложить их в опекунский совет как живых и на разнице в цене составить новый капитал тысяч этак в двести, как просчитал наперед Чичиков.

Не один раз обстоятельства отбрасывали Чичикова назад, опять в грязь и нищету. Но Павел Иванович, умудрявшийся припрятать часть денег, находил в себе силы подняться и предпринять новые шаги для продвижения вверх. И в этом он проявлял незавидное упорство, настойчивость и изобретательность. «Кто же он? стало быть, подлец?» - задает вопрос Гоголь. И сам же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».

Читаешь «Мертвые души» и диву даешься, насколько верно Н. В. Гоголь отразил нравы дельца-предпринимателя. Гоголь увидел их еще в зародыше в середине XIX века. В XX веке они укоренились. И сейчас, в годы расцвета «дикого капитализма» в нашей стране, дают достойные плоды. Наставления отца юному Чичикову становятся «кодексом чести» современного предпринимателя.

В начале своего жизненного пути Павлуша Чичиков вместе с полтиной меди получил от отца в «наследство» совет, «умное наставление»: «учись... и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, кото-рые побогаче», «не угощай... никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи ко-пейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, а мальчик сам не спросил, но понял вскоре, что отцовскому завету не нужны никакие дополнения, которые только мешают в жизни, бу-доража совесть.

Способностей к наукам у Павлуши не оказалось, но он отличался «прилежанием и опрятностью». Угождая учи-телю даже по мелочам, угадывая его желания, Чичиков быстро сделался любимцем, заслужил похвалу и «при вы-пуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Учиться и угождать начальни-кам стало первостепенным делом для Чичикова на пути к главной, самой заветной его цели — накоплению богат-ства, поэтому он всегда был на хорошем счету у началь-ства. Ловкость, смекалка, изощренное приспособленчество, умение пользоваться достоинствами и недостатками лю-дей в своих целях, лесть пригодились Чичикову не только в училище, но и когда он служил в казенной палате, на таможне, в звании поверенного. Рано научившись лицеме-рить, угадывая желания и склонности начальства, герой поэмы легко делал карьеру.

Для того чтобы скопить капитал и вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками», Чичиков «не повесничал» даже в ранней молодости: «еще ребенком, он умел уже отказать себе во всем». Он никогда не был мо-том, напротив, зачастую отказывал себе в отдыхе, развлече-ниях, хорошей еде, маленьких, но приятных радостях — и все для того, чтобы получить повышение по службе, понра-виться начальству, которое он сам потом безжалостно об-манывал.

Друзей у Чичикова никогда не было, да он в них и не нуждался. Никогда и никого он без корыстной надобнос-ти не угощал, а, напротив, старался устроиться так, чтобы «его угощали». И после окончания училища, исполняя дол-жностные обязанности, Чичиков без зазрения совести брал взятки и подношения.

Совет беречь и копить копейку Чичиков взял за основное правило своей жизни. Даже будучи маленьким мальчиком, он «из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращение, показав оборотистость почти необыкновен-ную». Не довольствуясь одними лишь безобидными спо-собами накопления денег (продал дрессированную мышку, слепленного из воска снегиря), Чичиков шел на подлости, мошенничество, совершал недостойные поступки: мог в училище продать ребятам их же угощение, до времени припрятанное; присвоил деньги, отпущенные на построй-ку казенного дома; работая на таможне, связался с кон-трабандистами и получил за помощь им большую сум-му. Чичиков был уверен в своей правоте: «Кто же зевает на должности? — все приобретают». И эта неутолимая жажда приобретения вела его по чужим головам, серд-цам, душам. Чичиков часто оглядывался назад, на про-шлый опыт, но не затем, чтобы посмотреть, не обидел ли он кого, не сделал ли больно, а чтобы удостовериться: он не упустил ничего важного на пути достижения своих корыстных целей. Материал с сайта

Лучше всего внутренний мир дельца-приобретателя Чичикова раскрылся во время выполнения плана заду-манной им великой аферы: при покупке «мертвых душ», а после — их продажи как живых. На этом деле Чичиков рассчитывал собрать достаточный капитал, чтобы нако-нец-то зажить в свое удовольствие. И здесь ему пригодил-ся опыт всей предшествующей жизни и заветы отца. Во всем своем безобразии раскрылись перед нами приспособ-ленчество, хитрость, лицемерие, подхалимаж, подлость глав-ного героя. «Кто же он? стало быть, подлец?» — спраши-вает у себя Гоголь и тут же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает на-звание не очень чистых».

В образе Чичикова Гоголь изобразил новый тип чело-века, дельца, предпринимателя, зародившийся в России, ког-да старинные патриархальные устои начали разрушатся. Этот человек явился предвестником нового класса — бур-жуазии и новой угрозы для косного самодержавного мира — угрозы бессовестного хищничества, бескомпромисс-ного и беспринципного приобретательства.

Чичиков задержался в мире, ему комфортно и сегодня, ведь всегда есть люди, которых легко обдурить и облапо-шить. Надевая различные маски, то улыбаясь, то угрожая, чичиковы добиваются своих целей, и в этом им, безуслов-но, помогает «умное наставление», полученное в детстве от отца главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • настваление отцов молачлину гриневу чичикову
  • как в училище чичиков выполняет завет отца
  • отец чичикова береги копейку
  • завет отца чичикова
  • как чичиковв накопил капитал учась

210 лет назад, 1 апреля 1809 года, родился НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ: Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см). Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком. Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову - министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I. В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений - повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко». Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным. Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец. Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.