Тюрки народы. История тюркских народов


Внутренняя Азия и Южная Сибирь – малая родина тюрков, это тот территориальный «пятачок», который со временем разросся в тысячекилометровую территорию в масштабах всего мира. Географическое сложение ареала тюркских народов происходило, по сути, на протяжении двух тысячелетий. Прототюрки жили западне Волги еще в III – II тысячелетии до нашей эры, они постоянно мигрировали. Древнетюрские «скифы» и хунны» также являлись неотъемлемой частью Древнетюркского каганата. Благодаря их ритуальным сооружениям сегодня мы можем знакомиться с произведениями древней раннеславянской культуры и искусства – это именно тюркское наследие.

Тюрки традиционно занимались кочевым скотоводством, кроме того, они добывали и обрабатывали железо. Ведущие оседлый и полукочевой образ жизни, тюрки в Среднеазиатском междуречье в VI веке образовали Туркестан. Существующий в Центральной Азии с 552 по 745 годы Тюркский каганат в 603 году был разделен на два самостоятельных каганата, в один из которых вошли современный Казахстан и земли Восточного Туркестана, а другой составляли территория, куда входили нынешняя Монголия, Северный Китай и Южная Сибирь.

Первый, западный, каганат спустя полвека прекратил свое существование, завоеванный восточными тюрками. Вождем тюргешей Учэликом было основано новое государство тюрков – Тюргешский каганат.

Впоследствии боевым «форматированием» тюркского этноса занимались булгары, киевские князья Святослав и Ярослав. Печенегов, огнем и мечом опустошавших южнорусские степи, сменяли половцы, их побеждали монголо-татары… Отчасти Золотая Орда (Монгольская империя) являлась тюркским государством, распавшимся потом на автономные ханства.

В истории тюрков были и другие многочисленные знаменательные события, среди которых наиболее значимым является образование Османской империи, чему способствовали завоевания тюрков-османов, захватывавших в XIII – XVI веках земли Европы, Азии и Африки. После упадка Османской империи, начавшегося в XVII веке, петровская Россия поглотила большую часть бывших золотоордынских земель с тюркскими государствами. Уже в XIX веке к России присоединяются восточно-закавказские ханства. После того как Средняя Азия, Казахское и Кокандское ханства вместе с Бухарским эмиратом вошли в состав России, Микинское и Хивинское ханства вкупе с Османской империей представляли собой единственный конгломерат тюркских государств.

Этноязычная группа говорящая на тюрских языках. Эта группа населения считается одной из древних, а ее классификация — самая сложная и до сих пор вызывает у историков противоречия. 164 млн человек сегодня владеют тюркским языком. Самый древний народ тюркской группы — это киргизы, их язык сохранился почти без изменений. А первые сведения об появлении тюркоязычных племен датируются еще первым тысячелетием до нашей эры.

Современная численность

Самое большое количество современных тюрков — это . По статистике — это 43% от всех тюркоговорящих народов или 70 млн человек. Дальше идут — 15% или 25 млн чел. Чуть меньше узбеков — 23,5 млн (14%), после — — 12 млн (7%), уйгуры — 10 млн (6%), туркмены — 6 млн (4%), — 5,5 млн (3%), — 3,5 млн (2%). Последующие национальности составляют 1%: , кашкайцы и — в среднем 1,5 млн. Иные меньше 1 %: каракалпаки (700 тыс), афшары (600 тыс), якуты (480 тыс), кумыки (400 тыс), карачаевцы (350 тыс), (300 тыс), гагаузы (180 тыс), балкарцы (115 тыс), ногайцы (110 тыс), хакасы (75 тыс), алтайцы (70 тыс). Большинство тюрок - мусульмане.


Соотношение тюркских народов

Происхождение народов

Первое поселение тюрков было в Северном Китае, в степных зонах. Занимались землеведением и скотоводством. Со временем племена расселялись, так дошли и до Евразии. Древними тюркскими народами были:

  • гунны;
  • тюркюты;
  • карлуки;
  • хазары;
  • печенеги;
  • булгары;
  • половцы;
  • тюрки-огузы.

Очень часто в исторических летописях тюрков называют скифами. Об происхождении первых племен существует много легенд, которые также существуют в нескольких версиях.

Языковая группа

Различают 2 основные группы: восточная и западная. Каждая из них имеет разветвление:

  • Восточная:
    • Киргизо-кыпчакская (киргизы, алтайцы);
    • Уйгурская (сарыг-уйгуры, тоджинцы, алтайцы, хакасы, долганы, тофалары, шорцы, тувинцы, якуты).
  • Западная:
    • Булгарская (чуваши);
    • Кыпчакская (кыпчакско-булгарские: татары, башкиры; кыпчакско-половецкие: крымцы, крымчаки, балкарцы, кумыки, караимы, карачаевцы; кыпчакско-ногайсие: казахи, ногайцы, каракалпаки);
    • Карлукская (илийские уйгуры, узбеки, уйгуры);
    • Огузская (огузо-булгарские: балканские тюрки, гагаузы; огузо-сельджукские: турки, азербайджанцы, турки-каприоты, туркоманы, кашкайцы, урумы, сирийские турки, крымцы; огузо-туркменские народы: трухмены, каджары, гудари, теймурташи, туркмены, афшары, салары, карапапахи).

Чуваши разговаривают на чувашском языке. Диалектика у якутов на якутском и долганском. Кыпчакские народы расположены в России, Сибири, поэтому родной здесь становится русский, хотя некоторые народы сохраняют свою культуру и язык. Представители карлукской группы разговаривают на узбекским и уйгурском языках. Татары, киргизы и казахи добились независимости своей территории и также сохранили свои традиции. А вот огузам свойственно разговаривать на туркменском, турецком, саларском.

Характеристика народов

Многие национальности, хотя и живут на территории России, но они сохраняют свой язык, культуру и обычаи. Яркие примеры тюркского народа, которые зависимы от других стран частично или полностью:

  • Якуты. Часто коренные жители называют себя сахами, а их Республика получила название Саха. Это самое восточное тюркское население. Язык немного заполучили у азиатов.
  • Тувинцы.Эта национальность встречается на востоке, поближе к границы с Китаем. Родная Республика – Тува.
  • Алтайцы. Они больше всех хранят свою историю и культуру. Заселяют Республику Алтай.
  • Хакасы.Живут в Республике Хакасии, примерно 52 тыс человек. Частично кто-то переехал в Красноярский край или Тулу.
  • Тофалары. По статистическим данным, эта национальность на границе исчезновения. Встречается только в Иркутской области.
  • Шорцы. Сегодня это 10 тысяч человек, которые приютились в южной части Кемеровской области.
  • Сибирские татары. Они разговаривают на татарском, но проживают на территории России: Омской, Тюменской и Новосибирской область.
  • Долганы. Это яркие представители, живущие в Ненецком автономном округе. Сегодня национальность состоит из 7,5 тыс. человек.

Иные народы, а таких стран шесть, добились собственной национальности и сейчас это процветающие страны с историей тюркского поселения:

  • Киргизы. Это самое древнее поселение тюркского происхождения. Пускай территория долгое время была уязвимой, но сохранить свой быт и культуру им удалось. Они проживали, в основном, в степной зоне, где мало кто поселялся. Но они очень гостеприимны и щедро встречают и провожают гостей, пришедших в их дом.
  • Казахи. Это самая распространенная группа тюркских представителей.Это очень гордый, но в тоже время волевой народ. Детей воспитывают строго, но готовы защитить ближнего от плохо.
  • Турки. Своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

Всех представителей тюркского происхождения объединяет общее – история и совместное происхождение. Многие сумели пронести через годы и даже не смотря на иные проблемы, свои традиции. Иные представители на границе исчезновения. Но даже это не мешает знакомится с их культурой.

Кого называли и называют татарами?

Прежде чем приступить к изложению проблем происхождения татар, необходимо разобраться в том, о каких татарах ведется здесь речь.

Часто татарами называли и называют разные народы, порою этнически не связанные друг с другом. Многие историки и этнологи в XIX-XX вв., следуя за казанскими миссионерами, этнонимом татар (без определений) обозначают народы, которые в прошлом кем-то назывались татарами, например, и древних татар, и монголо-татар, и ордынских татар и современных булгаро-татар - всех называют просто татарами. В результате эти этнически не связанные или только частично связанные татары идентифицировались между собой. Эту идентификацию мы находим в монографиях по истории татар, в «татарских» разделах школьных и вузовских учебников, написанных некоторыми русскими и иногда зарубежными авторами. Это приводило к грубым искажениям в изучении этногенеза определенных татар, в результате чего страдало и изучение проблемы происхождения булгаро-татар - современной татарской нации, сформировавшейся в Татарстане и России.

Одним из основных направлений исследований ведущих булгаро-татарских историков еще тогда была их борьба против идентификации современных булгаро-татар с древними татарами, монголо-татарами, ордынскими татарами.

В середине 90-х годов, как ни странно, и среди татарских историков появились люди, идентифицирующие современных булгаро-татар с ордынскими татарами, с монголо-татарами или с древними татарами. Эти так называемые татаро-татаристы как бы возвращаются от концепции тюрко-булгарского происхождения современных татар к устаревшей миссионерской концепции монголо-татарского или ордынско-татарского их происхождения, одновременно обращаясь к русским историкам с настойчивой просьбой оценивать положительно и монголо-татарское завоевание русского государства, а также и чингизидов, угнетавших местное население. В результате, татарские татаро-татаристы и некоторые русские историки объединяют всех татар в одно целое и показывают современных булгаро-татар непосредственными потомками монголо-татар, ордынских татар, даже «тартар».

Учитывая все это, нам вначале необходимо разобраться в семантике этнонима татары. Кого же называли и сейчас называют татарами?

1. Татарами называли и сейчас в научных исследованиях называют древних татар. К ним относятся следующие группы татар.

Насколько позволяют судить исторические источники, этноним татар еще задолго до н.э. был самоназванием довольно развитого, известного тогда племенного союза или народа, являвшегося северным соседом и соперником Китая. Известно, что китайцы еще тогда относились к ним настороженно и враждебно, называя их та-та (‘грязные’, ‘варвары’). Этим именем китайцы называли и остальных своих северных соседей. Даже великую китайскую стену они начали возводить, защищаясь от татар, т.е. от всех своих северных близких и дальных соседей [Митфорд В., 1838, т. IV, 189].

Далее, этноним отуз татар ‘тридцать татар’ мы встречаем в руническом памятнике в честь Кюль-Тегина (VIII в. н.э.), этноним токуз татар ‘девять татар’ в руническом «Памятнике Моюн-чуру» (VIII в. н.э.). Были ли эти этнонимы самоназваниями (эндоэтнонимами) или названиями этих племен со стороны других (эктоэтнонимами) пока неизвестно, но зафиксированный в рунической письменности этноним татар говорит о том, что тогда в Центральной Азии жили племена, называемые татарами.

В том же VIII в. племена под названием татар фиксированы в составе Кимакского государства, которое функционировало в VIII-XI вв. в Западной Сибири между Иртышом и Уральскими горами, в Казахстане и Средней Азии. Это государство играло значительную роль в складывании народности казахов и сибирских тюрков (татар). Последние тогда именовали себя по названиям местностей, а в XIX-XX вв. приняли этноним татары.

Во II половине XI в. Махмуд Кашгарлы в своем энциклопедическом труде «Дивану лугат ит-тюрк», перечисляя тюркские народы, место татар указывает рядом с киргизами. Он пишет, что самые близкие к Византии тюрки - это печенеги, далее расположены: кыпчаки, огузы, йемеки, башкирты, басмыли, каи, йабаку, татары, киргизы; киргизы - самые близкие соседи Китая [Кашгарлы М., 1992, т. I, 28]. По этому сообщению становится понятно, что татары распологались где-то в Центральной Азии.

Все эти татары, называемые обычно древними татарами, не стали прямыми предками современных булгаро-татар, ибо они в массовом порядке не переселялись на территории образования Волжско-Булгарского государства. Если незначительная часть и просочилась на эту территорию, то она в составе Булгарского государства приняла общий этноним булгар. Древние татары в процессе распространения общего этнонима тюрк постепенно потеряли свой этноним.

2. Центральноазиатской части древних татар среди монголоязычных и маньчжуроязычных народов удалось занять господствующее положение и передать последним этноним татар как общее название. Именно в борьбе с этими татарами Тимучину - Чингиз-хану удалось создать могучее государство и под общим названием татар организовать сильную армию, имеющую систему четкой субординации. Эту армию обычно называют монголо-татарами. В ходе завоевательных походов чингизидов в состав этих армий вливались представители других побежденных народов: тюрков, китайцев, персов, арабов, кавказцев, славян, финно-угров и т.д. Эти многоязычные монголо-татары оседали по всей Монгольской феодальной империи, которая включала Монголию, большую часть Сибири, Северный Китай, Корею, Центральную и Среднюю Азию, Афганистан, Иран, Закавказье, Северный Кавказ, Волжскую Булгарию, значительную часть русских земель. Завоевательные армии чингизидов назывались татарскими и после распада Монгольской феодальной империи, в период функционирования и расширения самостоятельных монгольских государств Батыя (Улуса Джучи), Хулагу (завоевавшего еще и Двуречье, Арабский халифат, Сирию), Чагатая и Хубилая (покорившего Южный Китай и другие страны и назвавшего свою империю Юань). Но сами монголо-татары во всех монгольских государствах составляли незначительную часть населения и очень быстро ассимилировались среди местных тюрков, китайцев, персов, арабов, кавказцев, славян, а также тюркоязычных булгар. Монголо-татарами или просто татарами долгое время назывались чингизиды, занимавшие в этих государствах господствующее положение.

Монголо-татары, некоторыми историками хотя и считаются предками современных татар, на самом деле они не имеют близкого этнического отношения к булгаро-татарам, их нельзя считать предками ни булгаро-татар, ни узбеков, ни афганцев, ни китайцев, ни персов и т.д.

3. Ученые Западной Европы еще в XIV в. считали татарами, по их выражению тартарами (выходцами из Ада), население всех монгольских государств чингизидов. Согласно такому пониманию семантики этнонима татар западноевропейские ученые на первых европейских географических картах размещали так называемую Тартарию в пределах территорий, подчиненных чингизидам. Они же начали писать труды о тартарах. Увидев такие карты и первые труды о тартарах, наши татаро-татаристы выражали искреннее удивление величию своих «предков», вот, мол, тартары - наши предки, занимали какие обширные регионы Евразии. На самом деле всем понятно, что потомками тартар, т.е. населения Монгольской феодальной империи и всех четырех улусов чингизидов, являются не одни булгаро-татары, а прежде всего - монголы, тюрки, маньчжуры, китайцы, иранцы, арабы, кавказцы, русские, финно-угры и т.д.

4. Русские ученые и приглашенные ими западноевропейские ученые называли все население Джучиева Улуса (Золотой Орды) татарами. Позже, изучая Восток до Тихого океана, к этим татарам они относили всех восточных нерусских. Даже палеоазиатских орочей, живущих напротив Сахалина, русские исследователи назвали татарами, отсюда и пролив был именован Татарским. Такое понимание проблемы можно было бы принять за признание народа под названием ордынские татары. На деле же в Золотой Орде не было необходимых условий для формирования единого этноса из ее многоязычного, многоэтничного населения.

5. По мере изучения восточных народов русские ученые поняли, что ордынские татары состоят из многих этносов со своими этнонимами, но не отказались и от общего их названия татары, начали применять его с определениями, состоящими из самоназваний или названий мест обитания этих народов: абаканские татары (хакасы), азербайджанские татары, барабинские татары, башкирские татары, болгарские татары, буджакские татары, вогульские татары (манси), джагатайские татары, енисейские татары, закавказские татары, казахские татары (азербайджанцы), киргизские татары (казахи и киргизы), кумыкские татары, татари-таранчи, туркменские татары, узбекские татары, хакасские татары, черкесские татары и т.д. В ходе колонизации Востока участники научных экспедиций выявили, что восточные народы состоят из финно-угров, тюрков, палеоазиатов и т.д. Но тюрков, особенно их мусульманскую часть, продолжали называть татарами, распространяя это название и на других внеордынских тюрков. Позже для отличия тюрков от других татар русские ученые начали применять сложный этноним турецко-татарские народы или тюрко-татары. Лишь в 1923 году они решились на применение общего этнонима тюрки или тюркские, а для анатолийских тюрков оставили этноним турки.

После распада Золотой Орды вышли на самостоятельный путь развития те же народы, которые начали формироваться еще до монголо-татарских завоеваний: булгары, русские, узбеки, казахи, башкиры, карачай-балкарцы, кумыки, ногайцы, чуваши и т.д. Правда, у некоторых из них все же наблюдались изменения в этнониме. Так, сарты стали называться узбеками, асы - ногаями, булгары при общении с русскими эпизодически начали применять этноним татары. Игнорируя эти факты, татарские татаро-татаристы и некоторые русские историки современных булгаро-татар этнически отождествляют с так называемыми ордынскими татарами, т.е. с населением Золотой Орды, иногда и с древними татарами, монголо-татарами, тюрко-татарами, даже с тартарами.

На самом деле непосредственными предками современных татар Урало-Поволжья являются не древние татары, не монголо-татары, не тартары, не ордынские татары в целом, а булгары в широком смысле этого слова, являвшиеся частью населения Золотой Орды (т.е. ордынских татар), получившие лишь в конце XIX в. общий этноним татар. Поэтому при необходимости отличия нашего народа от других татар, мы говорим не просто о татарах, а обязательно - о булгаро-татарах.

Кроме этих пяти групп татар и булгаро-татар есть еще крымские и добруджинские татары.

В порядке обобщения изложенного в этом параграфе приведем следующую таблицу, показывающую значения этнонима татары.

Внутренняя Азия и Южная Сибирь – малая родина тюрков, это тот территориальный «пятачок», который со временем разросся в тысячекилометровую территорию в масштабах всего мира. Географическое сложение ареала тюркских народов происходило, по сути, на протяжении двух тысячелетий. Прототюрки жили западне Волги еще в III – II тысячелетии до нашей эры, они постоянно мигрировали. Древнетюрские «скифы» и хунны» также являлись неотъемлемой частью Древнетюркского каганата. Благодаря их ритуальным сооружениям сегодня мы можем знакомиться с произведениями древней раннеславянской культуры и искусства – это именно тюркское наследие.

Тюрки традиционно занимались кочевым скотоводством, кроме того, они добывали и обрабатывали железо. Ведущие оседлый и полукочевой образ жизни, тюрки в Среднеазиатском междуречье в VI веке образовали Туркестан. Существующий в Центральной Азии с 552 по 745 годы Тюркский каганат в 603 году был разделен на два самостоятельных каганата, в один из которых вошли современный Казахстан и земли Восточного Туркестана, а другой составляли территория, куда входили нынешняя Монголия, Северный Китай и Южная Сибирь.

Первый, западный, каганат спустя полвека прекратил свое существование, завоеванный восточными тюрками. Вождем тюргешей Учэликом было основано новое государство тюрков – Тюргешский каганат.

Впоследствии боевым «форматированием» тюркского этноса занимались булгары, киевские князья Святослав и Ярослав. Печенегов, огнем и мечом опустошавших южнорусские степи, сменяли половцы, их побеждали монголо-татары… Отчасти Золотая Орда (Монгольская империя) являлась тюркским государством, распавшимся потом на автономные ханства.

В истории тюрков были и другие многочисленные знаменательные события, среди которых наиболее значимым является образование Османской империи, чему способствовали завоевания тюрков-османов, захватывавших в XIII – XVI веках земли Европы, Азии и Африки. После упадка Османской империи, начавшегося в XVII веке, петровская Россия поглотила большую часть бывших золотоордынских земель с тюркскими государствами. Уже в XIX веке к России присоединяются восточно-закавказские ханства. После того как Средняя Азия, Казахское и Кокандское ханства вместе с Бухарским эмиратом вошли в состав России, Микинское и Хивинское ханства вкупе с Османской империей представляли собой единственный конгломерат тюркских государств.

В историческом процессе формирования и развития древнетюркской государственности и культуры участвовали многие тюркоязычные племена. Важную роль в этом процессе играли печенеги, объединенные в мощный союз племен.

Печенеги

Печенеги кочевали в VIII-IX веке между Аральским морем, реками Ликом и Волгой и контролировали территорию, где проживали ираноязычные сарматские, угро-финские и другие племена.

Столкнувшись с давлением хазар, огузов и половцев (кипчаков), печенеги двинулись на запад. Одной из причин, побудивших двинуться на восток Европы сначала печенегов, а затем огузов и половцев, явилась почти вековая засуха, которая резко сократила площади, пригодные для кочевья в Приаралье и Закаспии.

В IX веке печенеги переправились через Волгу и расселились в Северном Причерноморье, контролируя обширную степную полосу от Дона до Дуная и воюя практически со всеми ближними соседями: хазарами, мадьярами, с Русью и Византией.

Византия нередко прибегала к военной помощи печенегов для ослабления Древней Руси. Так, в 972 году печенеги встретили у днепровских порогов дружину Святослава Игоревича, которая возвращалась из Византии, и разбили ее.

Ожесточенная война продолжалась и при князе Владимире Святославовиче, который для защиты южных рубежей Руси создал несколько укрепленных линий, заключил против печенегов союз с огузами и сблизился с Византией.

В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов вблизи Киева, после чего печенежское военное объединение распалось.

Довершили дело огузы-торки, а позднее , которые вытеснили печенегов в середине XI века к Карпатам и Дунаю. Группы печенегов постепенно растворились среди окрестного населения, а основная их часть слилась с половцами (куманами).

Есть основания отдаленными потомками болгар считать печенегов, огузов и половцев, поселившихся и живших на Дунае, тюркоязычный народ гагаузов. Гагаузы в XIII веке приняли христианство и во времена поздней (конец XVIII - XIX века) переселились в Бессарабию. Ныне они образовали Гагаузскую республику в составе Молдовы.

Огузы

Племена огузов упоминались в орхоно-енисейских надписях VIII в. под названием токуз-огуз (дословно - девять родов). Впоследствии они вошли в состав Тюркского и Уйгурского каганатов, где в процессе складывания уйгурского этноса название токуз-огуз сменяется этнонимом «уйгур».

В IX - XI веке под названием огуз образовывается тюркский союз племен Приаралья и Прикаспия с центром в городе Янгикенте в низовьях Сырдарьи. В X веке западные огузы (гузы, узы, торки) появились на востоке Европы, другая их часть двинулась в Среднюю Азию. Западные огузы-торки воевали с Хазарским каганатом, печенегами, совершили неудачный поход на Византию и в начале XI века кочевали в степях Причерноморья.

Огузы-торки часто выступали союзниками киевских князей. Летопись впервые упоминает торков в 985 году, когда они участвовали в походе князя Владимира против волжских болгар. Позднее они участвовали в междоусобных войнах русских князей, воевали с половцами. Часть торков, поселенная сыновьями Ярослава по рекам Рось и Торч (город Торческ), со временем ославянилась, а оставшиеся в степях были ассимилированы половцами.

Упоминаемое с конца XI - XII века. племенное объединение «черных клобуков» также состояло из остатков тюркских племен - печенегов, торков, берендеев. Оно защищало южные рубежи Киевской Руси и использовалось конкурирующими в борьбе за власть русскими князьями в качестве военной поддержки. Постепенно торки переходили к оседлому образу жизни. В XII в. киевский князь формально был «верховным сюзереном черных клобуков». Интересно отметить, что этноним «черные клобуки» перекликается с самоназванием каракалпаков - современного тюркского этноса, живущего в Каракалпакстане в составе Республики Узбекистан.

Огузы Средней Азии, возглавляемые сельджуками, подчинили Хорезм, Иран, Азербайджан, двинулись в Переднюю Азию и на Ближний Восток, создав к концу XI века огромное Государство сельджукидо в. В XI-XIII веке этноним «огуз» вытесняется в Средней Азии этнонимом «туркмен», а на Ближнем Востоке - этнонимом «тюрк». Огузы сыграли заметную роль в этногенезе современных туркмен, азербайджанцев и турок.

Кипчаки (половцы, куманы)

В XI веке народы Восточной Европы и Средней Азии становятся свидетелями следующей после великого гуннского переселения волны миграции кочевых народов, вызванной движением нового сильного союза тюркских кочевых племен, именуемых кипчаками, половцами или куманами. Термином «кипчаки» пользовались на востоке, половцами называли эти племена славяне, а куманами чаще всего их именовали в Европе.

Кипчаки в VIII веке входили в состав так называемого Кимакского каганата, существовавшего в Западной Сибири, и были западной группой этого племенного союза. После обособления кипчаки заняли территорию Северо-Западного Казахстана и в X веке граничили на востоке с кимаками, на западе - с хазарами, на юге - с огузами. Уже в середине X века кипчаки, вслед за огузами-торками, переправились через Волгу и широкой волной распространились по степям Восточной Европы, подчинив себе основную часть остававшихся там печенегов и торков-огузов.

Огромная территория, контролировавшаяся кипчаками в XI-XIII веке, получила на востоке название Дешт-и-Кипчак (от персидского «степь кипчакская»), ее границы простирались от Иртыша до Дуная.

Предполагается, что северная граница Дешт-и-Кипчака проходила по Москва-реке, где тюрки граничили с угро-финнами, и выводит топонимический ряд подмосковных названий: Коломенское - от «коллома» (охранение), Капотня - от «высокого поселения» («высокой травы»), Кунцево - от «пристанища» («заезжего двора»), Дешт-и-Кипчак условно делилось на западную и восточную часть, границами которых служили Урал и река Яик.

Западная часть кипчакских степей получила в русских летописях название Половецкая земля. Основой хозяйства кипчаков оставалось кочевое скотоводство, но под влиянием народов захваченных земель часть кыпчаков переходила к оседлому образу жизни, земледелию, ремеслу и торговле. Значительную роль играла военная аристократия, стремившаяся к расширению власти и пополнению богатств.

Большая часть половцев оставалась язычниками. Господствующей религией, очевидно, был сохранявшийся у кипчаков с давних времен шаманизм. Половецкими археологическими памятниками причерноморских степей принято считать курганные погребения, на которых обычно устанавливались «каменные бабы» - изваяния человеческих фигур высотой от полутора до трех с половиной метров, имеющие ранние аналоги у скифо-сарматских и тюркских народов. Сохранившиеся в южнорусских степях изваяния позволяют представить детали костюма и вооружения половцев. Общественный строй половцев находился на стадии формирования раннефеодальных отношений.

Несмотря на обширность контролируемых кыпчаками территорий, государства, как оформленного политического института, у них не было. Отдельные племенные союзы, возглавляемые ханами-князьями, составляли не более чем конгломерат. Но, расположившись на стратегически важных геополитических и торговых перекрестках, соединявших страны, культуры и цивилизации Востока и Европы, они сыграли важную роль в судьбе многих народов Евразии, особенно русского и татарского. Кипчакский фермент придал многоцветью тюркской цивилизации яркость и силу.

Таким образом, Великая степь к началу средневековья была не только заряжена энергетикой многоэтнического потока евразийских народов, но и превращалась в арену уникального исторического творчества и культурно-цивилизационного конкурентного соперничества.