Тип и классы моллюсков. Общая характеристика моллюсков


Надеюсь, размещенная здесь презентация по теме "Общая характеристика типа Моллюски" поможет вам в проведении урока. На слайдах есть информация о многообразии моллюсков, их классификация, строение раковины, рассмотрены особенности внутреннего строения двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моллюски: общая характеристика типа

Цели урока: Расширить знания о разнообразии моллюсков Изучить их среду обитания и образ жизни Изучить классификацию типа Моллюски Рассмотреть строение раковины моллюсков Рассмотреть особенности строения организмов представителей различных классов данного типа Дать сравнительную характеристику классам Моллюсков.

Моллюски: общая характеристика типа Моллюски, или мягкотелые (от лат. « molluskus » - мягкий) Малакология – раздел зоологи, изучающий моллюсков. Образуют обособленный тип беспозвоночных животных, ведущих начало от древних неспециализированных многощетинковых кольчатых червей. Количество видов достигает 130 тысяч.

Многообразие моллюсков Ископаемые остатки моллюсков Аммониты Белемнит Фрагмокона

Многообразие моллюсков Морской гребешок Осьминог Виноградная улитка Рапана

Многообразие моллюсков Каракатица Наутилус

Многообразие моллюсков Голожаберные моллюски

Многообразие моллюсков Морской ангел Морской чертик

Классификация типа Моллюски кл. Лопатоногие кл. Брюхоногие кл. Двустворчатые кл. Панцирные кл. Головоногие кл. Моноплакофоры

Тип Моллюски Класс Двустворчатые Класс Головоногие Класс Брюхоногие мидии устрицы беззубки перловицы жемчужницы слизни рапаны улитки катушки прудовики кальмары осьминоги наутилусы каракатицы

Строение раковины моллюсков Роговой слой Фарфоровый слой Перламутровый слой Клетки мантии

Класс Двустворчатые моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Класс Брюхоногие моллюски

Сравнительная характеристика классов Признак Класс типа Моллюски Двустворчатые Брюхоногие Головоногие Места обитания Симметрия тела Части тела Раковина Нога Представители Значение в природе и для человека

Спинная складка - мантия. У большинства 1 или неск. раковин. Нервная система диффузно-узлового типа. Органы чувств – органы химического чувства и равновесия, у многих глаза. Кровеносная система незамкнутая, имеется сердце из желудочка и 1-2 предсердий. Дыхательная система: жабры или лёгкие. Пищеварительная система: рот, глотка с теркой, желудок, печень, кишка и анальное отверстие. Выделительная система: почки. Половая система преимущественно раздельнопола, представлена гонадами Общие черты в строении моллюсков:


Моллюски, или мягкотелые, образуют ясно ограниченный тип животных, ведущий начало от кольчатых червей. К моллюскам относятся главным образом водные, реже наземные животные, характеризующиеся следующими признаками.

Тип Mollusca состоит из большого количества весьма разнообразных форм - более 100 000 видов. Это мягкотелые несегментированные животные с истинной полостью тела ( целомом). По размерам они могут составлять от нескольких миллиметров до более 20 м (как в случае гигантского кальмара Architheutis, крупнейшего из беспозвоночных). Среди моллюсков найдено несколько наиболее интересных и ценных объектов для нейробиологических исследований. Как показано на рис. 4.3 они развивались 700 или 800 миллионов лет. Моллюски подразделяются на 7 классов.

1. Моллюски - билатерально - симметричные животные, однако у части моллюсков вследствие своеобразного смещения органов тело становится асимметричным.

2. Тело моллюсков несегментированное, лишь у ряда низших представителей обнаруживаются некоторые признаки метамерии.

3. Моллюски - вторичнополостные животные с неметамерным остаточным целомом, представленным у большинства форм околосердечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Все промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

4. Тело моллюсков, как правило, состоит из трех отделов - головы, туловища и ноги. Очень часто туловище разрастается на спинную сторону в виде внутренностного мешка. Нога - мускулистый непарный вырост брюшной стенки тела, служит для движения.

5. Основание туловища окружено большой кожной складкой - мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость, в которой лежат жабры, некоторые органы чувств и открываются отверстия задней кишки, почек и полового аппарата. Все эти образования вместе с почками и сердцем (расположенными в близком соседстве с мантийной полостью) называются мантийным комплексом органов.

6. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина, чаще цельная, реже двустворчатая, или состоящая из нескольких пластинок.

7. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке особого аппарата для размельчения пищи - терки (радулы).

8. Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий; она не замкнута, т. е. часть своего пути кровь проходит по системе не оформленных в сосуды лакун и синусов.

Органы дыхания обычно представлены первичными жабрами - ктенидиями. Последние, однако, у ряда форм исчезают или замещаются органами дыхания иного происхождения.

Для выделения служат почки - видоизмененные целомодукты, сообщающиеся внутренними концами с околосердечной сумкой.

9. Нервная система у примитивных форм состоит из окологлоточного кольца и четырех продольных стволов; у высших форм на стволах в результате концентрации нервных клеток формируется несколько пар ганглиев. Нервная система такого типа называется разбросанно - узловой.

10. Развитие моллюсков очень похоже на таковое многощетинковых червей; у большинства дробление спирального типа, детерминированное. У низших представителей из яйца выходит трохофора, у большинства остальных - видоизмененная трохофорная личинка - парусник (велигер).

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Белоевская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского района Пермского края

Конспект урока по биологии
в 7 классе

«Общая характеристика типа Моллюски»


подготовила

учитель биологии

Рочева Раиса Николаевна

с. Белоево
2014

Тема: Общая характеристика типа Моллюски

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомиться с особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски;

Задачи:

О бразовательные

    Дать общую характеристику типа Моллюски;

    И зучить классификацию типа Моллюски

    Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

    Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

Развивающие

    Развить у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;

    Выделять главное в тексте и записывать в таблицу.

Воспитательные

    Научить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе

Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Тип и вид урока: урок изучения нового материала, урок-беседа

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, таблица.

Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

I. Э тап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Сегодняшний урок начнем с эпиграфа:

«Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!»
А. Блок (слайд 1).

II. Э тап актуализации и пробного учебного действия.

На последнем уроке мы с вами изучали тему?

Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.

Кто на доске напишет систематику этих животных?

Назовите ароморфозы кольчатых червей?

III . Этап выявления места и причины затруднения.

А теперь послушайте интересные факты и посмотрите слайды.

1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

2. Самый старый пойманный человеком, по оценкам ученых имел возраст в районе 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным.

3. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

4. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.

5. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.

6. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.

Про каких животных говорится?

Про моллюсков.

Назовите тему урока?

Тип Моллюски.

Почему моллюски? Давайте обратимся к словарю. (Дать задание Эльвире С.: посмотреть из словаря, что означает слово «Моллюски»).

Читает Эльвира Старцева. (значит, мягкотелые).

Что знаете о моллюсках? (работают устно, учитель записывает на доске: что хотели бы узнать).

Дети говорят.

Что хотели бы узнать?

Дети говорят.

Знаю

IV . Этап построения проекта выхода из затруднения.

К каким источникам обратитесь по изучению этих вопросов?

Книга, интернет, словари, энциклопедии.

V. Этап реализации построенного проекта.

Как можно кратко изложить новый материал в тетради?

В виде схем, таблицы.

Изучать новый материал будете в группах по тексту в учебнике. Выделять самое главное и записывать в таблицу. (Дети, изучая новый материал, заполняют таблицы). (Выдается алгоритм работы).

Задание для 1 группы: заполнить таблицу.

Сравниваемый признак

Задание для 2 группы:

Органы и системы органов

Задание для 3 группы: заполнить таблицу.

Органы и системы органов

Задание для 4 группы: заполнить таблицу.

Сравниваемые признаки

Задание для 5 группы: выписать в тетрадь ароморфозы и подготовить вывод по теме.

VI. Э тап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Проверяем таблицу: каждая группа рассказывает ту информацию, которая была дана в таблице.

VII . Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Задание: заполните пропуски в тексте.

Задание для 1 группы:

Тело моллюсков состоит из _______________________________________ . В отличие от моллюсков тело моллюсков _______________________________ .

Задание для 2 группы:

Тело многих моллюсков покрыто твердой ___________________________ . Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой - ________________ .

Задание для 3 группы:

Между телом моллюсков и кожной складкой расположена ___________________________________. Органами ________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски _____________ с помощью легких.

Задание для 4 группы:

Кровеносная система моллюсков состоит из _____________ и кровеносных сосудов. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями ____________________________. Органами __________________ моллюсков служат парные почки.

VIII . Этап включения в систему знаний и повторения.

Задание: выберите правильные утверждения (выполняется в парах):

1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.

2. Некоторые моллюски не имеют раковины.

3. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.

4. Органы дыхания - жабры, у наземных представителей - легкие.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Все моллюски - растительноядные животные.

7. Органы выделения моллюсков - почки.

8. Все моллюски - гермафродиты.

Задание проверяется. Правильные ответы: 2, 4, 7.

Задание: написать на доске систематику Типа Моллюски.

Дети догадываются, что нет класса. Отсюда делают вывод, что на следующем уроке познакомимся с классами типа Моллюски.

IX. Э тап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Д/з: параграф 20. Сделать маленькие сообщения: кто не все узнал на уроке, что хотел, найти интересные факты с моллюсками.

Литература

    Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под. ред. проф. В.М. Константинова.- 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф,2011.- 304 с.: ил.

    Под общей редакцией доктора биологических наук, профессора А.И.Шевеля Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.- 184 с.

Моллюски, или мягкотелые, образуют ясно ограниченный тип животных, ведущий начало от кольчатых червей. К моллюскам относятся главным образом водные, реже наземные животные, характеризующиеся следующими признаками.

Тип Mollusca состоит из большого количества весьма разнообразных форм - более 100 000 видов. Это мягкотелые несегментированные животные с истинной полостью тела (целомом). По размерам они могут составлять от нескольких миллиметров до более 20 м (как в случае гигантского кальмара Architheutis, крупнейшего из беспозвоночных). Среди моллюсков найдено несколько наиболее интересных и ценных объектов для нейробиологических исследований. Как показано на рис. 4.3 они развивались 700 или 800 миллионов лет. Моллюски подразделяются на 7 классов.

1. Моллюски - билатерально - симметричные животные, однако у части моллюсков вследствие своеобразного смещения органов тело становится асимметричным.

2. Тело моллюсков несегментированное, лишь у ряда низших представителей обнаруживаются некоторые признаки метамерии.

3. Моллюски - вторичнополостные животные с неметамерным остаточным целомом, представленным у большинства форм околосердечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Все промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

4. Тело моллюсков, как правило, состоит из трех отделов - головы, туловища и ноги. Очень часто туловище разрастается на спинную сторону в виде внутренностного мешка. Нога - мускулистый непарный вырост брюшной стенки тела, служит для движения.

5. Основание туловища окружено большой кожной складкой - мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость, в которой лежат жабры, некоторые органы чувств и открываются отверстия задней кишки, почек и полового аппарата. Все эти образования вместе с почками и сердцем (расположенными в близком соседстве с мантийной полостью) называются мантийным комплексом органов.

6. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина, чаще цельная, реже двустворчатая, или состоящая из нескольких пластинок.

7. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке особого аппарата для размельчения пищи - терки (радулы).

8. Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий; она не замкнута, т. е. часть своего пути кровь проходит по системе не оформленных в сосуды лакун и синусов.

Органы дыхания обычно представлены первичными жабрами - ктенидиями. Последние, однако, у ряда форм исчезают или замещаются органами дыхания иного происхождения.

Для выделения служат почки - видоизмененные целомодукты, сообщающиеся внутренними концами с околосердечной сумкой.


9. Нервная система у примитивных форм состоит из окологлоточного кольца и четырех продольных стволов; у высших форм на стволах в результате концентрации нервных клеток формируется несколько пар ганглиев. Нервная система такого типа называется разбросанно - узловой.

10. Развитие моллюсков очень похоже на таковое многощетинковых червей; у большинства дробление спирального типа, детерминированное. У низших представителей из яйца выходит трохофора, у большинства остальных - видоизмененная трохофорная личинка - парусник (велигер).

В тип моллюсков входит 7 классов. Важнейшие из них:

  • брюхоногие (Gastropoda) - медленно ползающие улитки
  • двустворчатые (Bivalvia) - относительно оседлые моллюски
  • головоногие (Cephalopoda) - подвижные моллюски

Тип моллюсков, насчитывающий около 130 000 видов, уступает по количеству видов только членистоногим и представляет собой второй по численности тип животного мира. Моллюски - преимущественно водные обитатели; лишь небольшое число видов обитает на суше.

Моллюски имеют разнообразное практическое значение. Среди них есть полезные, как жемчужница и перловица, которых добывают с целью получения естественного жемчуга и перламутра. Устриц и некоторые другие виды добывают и даже разводят для использования в пищу. Некоторые виды являются вредителями сельскохозяйственных культур. С медицинской точки зрения моллюски представляют интерес как промежуточные хозяева гельминтов.

Наносят ущерб садам, огородам, виноградникам голые слизни, виноградная улитка. Моллюски играют большую роль в биологической очистке воды, постоянно фильтруя ее для получения пищи. На морских плантациях для пищевых целей разводят двустворчатых моллюсков.

В Красную книгу СССР внесено 19 видов представителей этого типа животных.

), пресных водоемах (беззубки, прудовики , живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка , слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них - малоподвижные животные , некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Основные характерные черты строения моллюсков сле дующие:

  1. Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Отделами тела являются голова с расположенными на ней глазами и 1-2 парами щупалец, туловище , в котором расположено большинство внутренних органов, и нога - мускулистая брюшная часть тела, служащая для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.
  2. Тело моллюсков заключено праковину, защищающую животное и дающую опору для прикрепления мышц. Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутренний (перламутровый) - известковые. У брюхоногих моллюсков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, зубцами «замка» и мускулами-замыкателями. Большинство головоногих моллюсков раковину утратили.
  3. Туловище моллюсков покрыто кожной складкой -мантией, эпителий которой выделяет вещество раковины. Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой располагаются жабры , некоторые органы чувств , анальное отверстие , отверстие выделительных органов.
  4. Полость тела вторичная (целом), однако сильно редуцированная и сохранившаяся лишь в виде околосердечной полости и полостей половых желез. Остальное пространство между внутренними органами заполнено рыхлой тканью -паренхимой.
  5. Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки. У большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке развит мускулистый язычок, покрытый роговой пластинкой с многочисленными зубчиками - теркой. Ею они активно захватывают и измельчают растительную и животную пищу. В глотку открываются протоки слюнных желез, а в желудок - проток особой пищеварительной железы -печени. Двустворчатые питаются пассивно, отфильтровывая через жабры пищевую взвесь (водоросли , бактерии , детрит), поступающую в мантийную полость с водой через вводной сифон.
  6. Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет желудочек и 1 -2 (реже 4) предсердия. Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных полостях между органами.
  7. Органы дыхания у водных моллюсков - жабры, у наземных -легкое, представляющее собой участок мантийной полости. В стенке легкого имеется густая сеть кровеносных сосудов, через которые осуществляется газообмен . Легкое открывается наружу дыхательным отверстием -дыхальцем.
  8. Выделительная система представлена 1-2 почками. Они являются видоизмененными метанефридиями. Воронка почки открывается в околосердечную сумку, а выделительное отверстие - в мантийную полость.
  9. Нервная система разбросанно-узлового типа: пять пар крупных ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии, органах дыхания и внутренностном мешке) и соединены между собой нервными стволами. Из органов чувств наиболее развиты органы химического чувства, осязания, равновесия, а у подвижных хищников - зрения.
  10. Размножение происходит половым способом. Большинство моллюсков - раздельнополые животные, реже - гермафродиты (легочные брюхоногие моллюски). У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитных - внутреннее, перекрестное. У пресноводных и наземных легочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое, у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков - с неполным метаморфозом, т. е. с планктонной личиночной стадией, способствующей их расселению.