Вавилонские ворота берлин. Ворота Иштар: история шедевра Вавилонской архитектуры.


Вавилон — город-сказка, город-загадка. Одним из чудес города называют Ворота Иштар. Никакая фотография не передаст его красоты и атмосферы. Расцвет города пришелся на период правления вавилонского царя Навуходоносора. Вавилонская башня, несметные базары, висячие сады, высокие крепостные стены — все это поражало чужестранцев. Эти и другие богатства Вавилона описаны в Ветхом Завете и трудах историков Ктесия и Геродота. Со временем Вавилон пришел в упадок, опустел, дома разрушились. С веками слава Вавилона уходила в прошлое. Даже точное месторасположение города было неизвестно.

Месопотамианское богословие предлагает видение загробной жизни, но оно дает небольшой комфорт - мертвые тратят свое время на смерть. Если поиски Гильгамеша в Кедровом лесу были, несмотря на смерть, его второй квест, чтобы спасти его. Но жизнь тоже соткана, и хотя люди умирают, человечество продолжает жить.

Урок, который Гильгамеш возвращает из своих поисков, не в конечном счете о смерти - это о жизни. Гильгамеш и Энкиду слишком хорошо учатся, что боги опасны для смертных. Боги живут по своим собственным законам и часто ведут себя как эмоционально и нерационально, как дети. Благочестие важно для богов, и они ожидают повиновения и лести, когда это возможно. Они часто могут быть полезны, но их злобное безумие - и благоговение героя для богов не является гарантией безопасности. Таким образом, мир Эпика Гильгамеша заметно отличается от мира иудейско-христианской традиции, в которой Бог является одновременно и партнером завета, и суровым, но любящим родителем для своего народа.

Только в конце XIX века археолог из Германии Р. Кольдевей случайно обнаружил осколки облицовочных кирпичей Ворот Иштар. Позже он с группой единомышленников-ученых при раскопках южнее Багдада нашел другие фрагменты строений Вавилона.

В течение 14 лет ученый продолжал исследования местности.

Раскопки затянулись на долгий период по причине отсутствия средств на экспедиции. Результатом его работы стали множественные уникальные фрагменты Ворот Иштар и Улицы Процессий, которая вела к Воротам.

Завет обещает, что люди получат земное или небесное наследство, если они будут вести себя хорошо. Иудео-христианский Бог представляет не только то, что является самым сильным, но и то, что морально лучше - люди должны стремиться подражать ему. Эти различия заслуживают внимания, потому что Гильгамеш также разделяет некоторые общие элементы с иудео-христианской Библией. И Гильгамеш, и части Библии написаны на похожих языках: иврит связан с аккадским, вавилонским языком, который автор использовал при составлении поздних версий Гильгамеша.

Библия исходит из того же региона, что и Гильгамеш, и разделяет некоторые его мотивы и истории, такие как змей как враг, который лишает людей жизни вечной и, самое главное, наводнения. Как в Библии, так и в Гильгамеше непослушание богу или богам приносит ужасные последствия.

Благодаря этим раскопкам люди увидели красоту памятника архитектуры и получили еще одно подтверждение величия Вавилона.

Ворота Иштар в Берлинском музее

Иракское правительство дало согласие на перевоз фрагментов Ворот, изразцов и осколков кирпичей в Берлин.

Была проделана огромная работа: Ворота и Улица Процессий были реконструированы в 1930-х годах.

Хотя мы никогда точно не узнаем, почему боги развязали великий потоп в Гильгамеше, мы знаем, почему Эа спасает Утнапиштима и через него всех существ и людей в мире. Иштар, будучи непостоянным другом, руководит сексуальным желанием, рождаемостью, заботой, сельским хозяйством и домашним хозяйством, которые обеспечивают будущее человечества. Для месопотамцев благочестие и уважение к богам не являются истинными моральными обязательствами.

Скорее, благочестие и уважение предполагают практическое признание силы природы и служат напоминать людям о своем месте в более широкой схеме вещей. В Гильгамеше есть два важных соблазна, один успешный и один неудачный. Когда проститутка храма соблазняет Энкиду, он теряет свои животные атрибуты, но приобретает самосознание и свою человечность. В современном западном обществе люди часто рассматривают человеческую сексуальность как базовую и непристойную и могут более привыкнуть к разволу ролей, а Энкиду соблазняет женщину, а не соблазняет женщину.

Сейчас восстановленные Ворота богини Иштар выставлены в одном из музеев Берлина (Пергамский музей).

Многие музеи мира также имеют в своих экспозициях фрагменты легендарных ворот:

  • музей археологии Стамбула;
  • музей Лувра;
  • Чикагский музей.

Музей искусств (г. Детройт) и музей Бостона предлагают увидеть барельефы львов, быков, драконов и мифического сирруша.

Более того, христианство побуждает своих последователей превзойти их тела и сохранить сокровища на небесах. Секс играл совершенно другую роль в мировоззрении Месопотамии. Понятие сублимации было совершенно чуждо древним месопотамцам, которые считали, что этот мир является единственным и что акт секса мистически и физически связывает людей с жизненной силой, богиней. Священные проститутки не олицетворяли моральную слабость - они были аватарами и богослужениями.

Когда Гильгамеш отвергает Иштар, когда она пытается соблазнить его, он приносит бедствие себе и Энкиду. Когда он спрашивает Иштар, что он мог бы предложить ей взамен, поскольку ей ничего не хватает, он упускает из виду свое соблазнение. Когда Гильгамеш, у которого нет загробной жизни, с нетерпением ждущего и не имеющего нравственного идеала стремления - отвергает богиню, он отвергает саму жизнь.

В Ираке изготовили копию ворот — она встречает посетителей исторического музея у входа.

История строительства вавилонских Ворот

Интересна история постройки самых величественных ворот Вавилона. Свое название они получили в честь храма Иштар. Иштар — богиня плодородия, любви и, как ни странно, войны. Лев является символом богини. Фигуры царя зверей украшают стены вдоль Улицы Процессий. Улица была выложена розовым камнем. Обочины были инкрустированы камнем красного цвета. В сочетании с воротами и высокими стенами из синего глазурованного камня дорога была самой красивой в городе.

Гильгамеш полон символов и событий, которые отражают или напоминают друг друга. Например, Гильгамеш и Энкиду выглядят почти одинаково. После смерти Энкиду Гильгамеш вырастает своими волосами и кожами животных, словно пытается стать его потерянным другом. Два монстра скорпиона охраняют гору с двумя вершинами, Машу, которую Шамаш путешествует по ночам. Боги Эа и Шамаш защищают человеческих героев. Герои совершают два успешных квеста, один против Хумбаба-демона и один против Быка Небес. Уединенный поиск Гильгамеша, чтобы найти Утнапиштима, отражает его путешествие с Энкиду в Кедровый лес.

Высота стен вдоль дороги была 7 м. На стенах были изображения львов, готовящихся к прыжку.

Мостовая улицы была сложена в основном из пластин розового камня, красными камнями была выложена улица по краям. Ширина улицы была внушительной и составляла 23 м, и на всей протяженности ее огораживали стены из яркого покрытого эмалью синего кирпича. Высокие стены (7 м) выстроены по длине всей улицы. Объемные изразцы-картинки рычащих или прыгающих львов на стенах были через 2-3 м. Львы считались также животными-символами бога Адада, влияющего на погоду. Фигуры зверей (быков и драконов-сиррушей) также были объемно изображены на стенах Улицы Процессий.

Эти повторения иногда служат для усиления или подчеркивания важных особенностей истории, таких как сила Гильгамеша и Энкиду и героизм. В других случаях они создают контрасты, обращая внимание на различия между двумя подобными событиями. Альтернативно, история может быть структурирована в терминах близнецов и удваивается прежде всего по эстетическим соображениям - другими словами, потому что повторения дают историю симметрии или цикличности, которая красива или поэтична сама по себе.

Почти все действия в Гильгамеше начинается с путешествия. Энкиду отправляется из пустыни в Урук и Гильгамеш. Гильгамеш и Энкиду отправляются в Кедровый лес. Энкиду отправляется в подземный мир. Гильгамеш путешествует, а затем через двухчасовую гору Машу. Он отправляется в Уршанаби, чтобы найти Утнапиштима, а затем отправляется с Уршанаби через море и через море смерти, только чтобы вернуться в Урук. Много путешествий Гильгамеша отражают его внутреннее путешествие, чтобы стать самоотверженным и преданным королем.

Династии царей и строительство

Прежде чем ворота приобрели свой окончательный вид, они долго перестраивались. Начало работ было при царе Набопаласаре. Перестройка была окончена примерно в 575 г. до н.э., при сыне Набопаласара — Навуходоносоре ІІ.

Нинсун моет себя, прежде чем она связывается с Шамашем. Гильгамеш моет себя после его возвращения из Кедрового леса. Гильгамеш и Энкиду умываются в Евфрате после того, как они подчиняют Бык Небес. Гильгамеш подвергается обратному крещению после смерти Энкиду, когда он надевает кожу и пугает волосы. призывает Гильгамеша умыться, но он отказывается. Утнапиштим приказывает своему лодочнику крестить Гильгамеша, прежде чем они отправятся домой. Гильгамеш находится в пуле чистой воды, когда змея крадет волшебное растение.

Хотя Гильгамеш сожалеет о потере растения, образ крещения предполагает, что он больше не нуждается в этом. Он наконец пришел к соглашению с его моралью и готов возобновить свое место в мире. Гильгамеш богат религиозным символизмом. Религиозные ритуалы в Месопотамии включали жертвоприношения, фестивали, секс, интерпретацию сновидений и шаманскую магию, все из которых фигурируют в истории. Хитрость Энкиду символизирует естественное, нецивилизованное состояние. Стены Урука символизируют великие достижения, которыми способны смертные.

Ворота Иштар в Вавилоне — одни из девяти ворот-памятников, символизирующих единство города. Все они носили имена богов и символизировали единство царства. Но именно Ворота богини Иштар начинали путь ежегодной процессии к храму главного покровителя Мардука. Шествие проходило по улице Айбур-Шаба до Эсагилы. Начало перестройки внутренних и внешних частей было положено при Набопаласаре, но работы были завершены лишь много лет спустя при правлении Навуходоносора II — его сына.

В контексте древнего царя, который их построил, они представляют бессмертие, которое он достиг через свои поступки. Быки представляют собой взрывную, разрушительную естественную силу, а способность бороться с быком предполагает способность человечества использовать силу природы. Энкиду говорит, что бык - это Хумбаба, и что акт борьбы с быком - это благословение Шамаша. Позже в стихотворении Энкиду и Гильгамеш подчиняют быка вместе, возможно, предполагая, что человечество имеет власть побеждать голод.

Изображения дверных проемов, порталов и шлюзов постоянно повторяются в Гильгамеше. Энкиду блокирует дверь в комнату невесты и борется с Гильгамешем. Энкиду и Гильгамеш стояли в страхе перед воротами в Кедровом лесу. После их триумфа они вывели самое высокое дерево в ворота для Урука. Скорпионы охраняют ворота Машу. Сидури барменей закрывает дверь в свою таверну. Люк лодки Утнапиштима закрыт. В большинстве случаев дверные проемы означают переход от одного уровня сознания к другому. Они также представляют собой выбор, поскольку персонажи могут либо закрыться за дверными проемами, чтобы искать безопасность, либо смело рисковать через них.

Иштар была очень красива, ее сравнивали с Венерой. Почитание ее началось в городе Урук, защитницей которого была Иштар. Урук был одним из семи крупнейших городов Вавилонского царства.

Богиня Иштар считалась женой Мардука, поэтому ворота, посвященные ей, были главными.

В мифах о богинях Иштар и Инанне богиня спустилась в землю мертвых, которой управляла ее сестра, Эрескейгаль, богиня смерти и бесплодия. Она пошла туда, чтобы спасти своего любовника, богатого растительностью, по имени Таммуз, которого держали в заложниках. Ей было отказано в приеме в Подземный мир.

Все акты продолжения прекратились, пока Иштар отсутствовал, и земля оставалась бесплодной, как это было в мифах греческих богинь Деметры и Персефоны спустя столетия. Иштар разыскал и издевался над тем, что она сломает ворота, освободив всех мертвых, чтобы конкурировать с живыми за то, что осталось немного еды, если ей не разрешили войти и не умолять ее.

Врата в честь богини Иштар в Вавилоне необычные — двойные. Снаружи были ворота меньшего размера, а внутри — большие. На воротах, как и на стенах вдоль дороги, были изображены культовые животные. Всего на облицовке было 575 фигур.

Описание ворот богини Иштар в Вавилоне

Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей дорогой Древнего мира, ведь по ней предназначалось передвигаться не людям и повозкам, а великому богу и покровителю Вавилона Мардуку, который раз в год проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое начало она брала именно у врат Иштар.

Но охранник, следуя стандартным операциям, отказался позволить ей пройти через первые ворота, если она не удалит свою корону. На следующих воротах ей пришлось снять свои серьги, затем ее ожерелье на следующее, сняв одежду и гордый наряд, пока она не смирилась и обнажена, пройдя через седьмые ворота.

В одной из версий мифа сама Иштар была взята в плен и умерла, но была возвращена к жизни, когда ее слуга окропил ее «водой жизни», но в более известной версии мифа просьба Иштара была и она восстановила всю свою одежду и имущество, так как она медленно возвращалась через ворота тьмы.

Иштар высоко почитали как богиню красоты и любви, сравнивали с Венерой. Культ Иштар зародился в городе Уруке, покровительницей которого она и являлась. Среди городов Вавилонии выделялось семь крупнейших, в число которых и входил Урук. Каждое божество-покровитель одного из этих городов и нашло отражение в воротах Вавилона, что должно было символизировать единство страны. А так как Иштар признавали супругой Мардука, то главные парадные ворота были посвящены именно ей.

По возвращении, Таммуз и земля вернулись к жизни. Ежегодные празднования этого «Дня радости» проводились каждый год во время весеннего равноденствия. Иштарские ворота были восьмыми воротами города Вавилон и были главным входом в великий город. Это было зрелище; ворота были покрыты лазуритными глазурованными кирпичами, которые сделали бы этот фасад ярким блеском. Переменные ряды барельефов, драконов и зубров, представляющих могущественных божеств, сформировали процессуальный путь. Разумеется, сообщение состояло в том, что Вавилон был защищен и защищен богами, и было бы разумно не оспаривать его.

ворота богини иштар в вавилоне

Сами вавилонские ворота великой Иштар были сделаны двойными. Внутренние были в два раза больше чем наружные. Выполненная глазурованным кирпичом облицовка сверкала на солнце, а фон украшали 575 рельефных изображений почитаемых животных. Здесь же брала начало уже упомянутая Дорога процессий, продолжением которой в городе являлась улица Айбур-Шаба. Именно по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Сегодня реконструкция Иштарских ворот с использованием оригинальных кирпичей находится в музее Пергамона в Берлине. В конечном итоге они управляли империей как доминирующей на Ближнем Востоке, как та, которую держали ассирийцы перед ними. Этот период называется нео-вавилонской империей, потому что Вавилон снова поднялся к власти и стал независимым городом-государством, наиболее известным во время правления короля Хаммурапи. Именно под его руководством Вавилон стал одним из самых великолепных городов древнего мира.

Он заказал полную реконструкцию имперских земель, включая восстановление Зиггурата Этеменанки, а также приписывают строительство Висячих садов Вавилона, которые, как говорят, были построены для его тоскующей жены Амитиса. Ворота Иштар измеряли почти 12 метров в высоту и имели огромную прихожую южной стороны. Крыша и двери были сделаны из кедра, в то время как окружающие кирпичи были обставлены эмалированной плиткой, которая, как считается, была лазуриной, глубоким синим полудрагоценным камнем, который ценился с древности для его интенсивного цвета.

Сама улица была составлена в основном из плит розового камня, с инкрустаций красного камня по краям. Ее ширина составляла 23 метра, и на всей протяженности ее сопровождали стены из глазурованного синего кирпича высотой семь метров. Через каждые два метра стены украшали рельефные изображения львов в устрашающих позах.

ворота башни иштар

Львы на Дороге процессий

Но все рано или поздно приходит в упадок, поэтому всю красоту врат богини Иштар оценили только после того, как немецкие ученые провели здесь исследование. Всего было найдено около 100 тысяч обломков кирпича, составляющего прежде ворота. Все они были собраны и переправлены в Берлин, где некоторое время спустя удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон (Берлин). Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира – стамбульский Археологический музей, детройтский музей, Лувр и т.д. Ворота Иштар в Ираке и в настоящее время являются предметом восхищения и местом паломничества туристов, ведь возвышающаяся на 12 метров конструкция и в наше время отражает прошлую жизнь крупного города.

Восстановленные ворота в Берлине