Сущность проблемы развивающей работы с одаренными детьми. Основные проблемы работы с одаренными детьми


Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы.

Дибдина Л.А. МАОУ СОШ№ 1 г.Белебея

Свое выступление я хочу начать со слов Георгия Валентиновича Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Педагогический словарь дает такое толкование термина одаренность: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

1.Система работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ№1 г.Белебея.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:

2.Выявление одарённых и талантливых детей:

1)диагностика потенциальных возможностей детей (классный руководитель, приглашаем психолога), используется анкеты, тесты, опросники Анато́лия Ива́новича Са́венкова (Можно показать)

2) анализ особых успехов и достижений ученика;

3)создание банка данных по одаренным детям;

4)преемственность между дошкольным, начальным, основным общим и средним образованием.

5)развитие творческих способностей на уроках;

6) развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады в том числе и дистанционные олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

Проведение предметных декад

Организация выставок, конкурсов;

Проведение внеклассных мероприятий;

7) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Каждый классный руководитель ведет мониторинг участия детей и результативности их деятельности в различных мероприятиях.(портфолио)

3. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:

- организация исследовательской деятельности . В школе работает творческое объединение в состав которого вошли школьники 7-11 классов. Учащиеся знакомятся с исследовательской деятельностью, занимаются поисково-краеведческой работой. Направления их работы: «Белебеевский самородок»(Петр Прокопьев и т.д.), «Ветераны Великой Отечественной войны», «Наши земляки на фронтах первой мировой войны», «Аксаковские места на земле Белебеевской», «Храмы Земли Белебеевской». Работой творческого объединения руководит Габдуллина Э.Б. Учащиеся успешно выступают на муниципальных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах («Дорогами Отечества», «Интеллект будущего», «Альбус», «Олимпиус» и др.); - организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях .

Ежегодно наши ученики активно участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх:

С 3по 9 классы приняли участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру»;

Начальные классы в интеллектуальном конкурсе «Китёнок-2013»;

Во всероссийском марафоне «Веселая математика» (для учащихся 1-4 классы) «Уникум»;

Конкурс проектных работ среди 2 классов «Загадка природы» (Горбунов Роман);

Во всероссийской олимпиаде по математике для 5-6 классов «Вот задачка» ;

по английскому языку для 1-4 классов «Вот задачка» ;

олимпиада по физике для 10 класса «Вот задачка»;

Во Всероссийской дистанционной викторине «70 лет Курской битве»; --с 6 по 10 классы участвовали в конкурсе «Человек и природа»;

С 3 по 11 классы в игре-конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех»;

С 7по11 классы приняли участие в игровом конкурсе «Британский бульдог»,

Во всероссийской дистанционной игре-конкурсе «Единство формул и пера» (по материалам ГИА и ЕГЭ) (Григорьева Марина, Никифоров Дмитрий, куратор Раззаренова Л.Ю)

Во всероссийском дистанционном конкурсе рисунков «Зимняя ночь» (Ишкова Светлана, куратор Шангареева М.Т.)

Во всероссийском дистанционном конкурс эссе «Патриотизм и его границы» (Иванов Андрей 10 кл, куратор Габдуллина Э.Б.), «Слово как источник счастья» (Квашнин Федор 11 кл., куратор Николаева Р.П.)

Во всероссийской дистанционной игре-конкурсе «На поисках клада Знаний» (по мотивам мультфильма «Маша и Медведь» Хайруллина Дилара, куратор Лапина Т.И.)

Участники получили сертификаты, победители дипломы, учителя благодарственные письма.

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:

Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей:

Стипендия главы администрации. (Дибдина А, Макаров О, Комонова Н, Ртищев А,Попова А.,Сайфиева Д,Куприянова А)

Денежные премии имени бывшего директора Владимира Лузина (учредила дочь Г.В.Лузина)

Поощрение на общешкольной линейке. 6. Работа с родителями одарённых детей:

совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот, благодарностей и ценных подарков на торжественной линейке посвящённой завершению учебного года).

7. Работа с педагогическим коллективом:

обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет. (Габдуллина Э.Б, при ИРО РБ участвовала в интернет педсовете по теме «Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение»)

8. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости: Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве работает с учреждениями дополнительного образования: детской школой искусств, ДЮСШ, ЦНК «Урал-Батыр» («Браво», «Афродита»), клубы ДОСААФ (шашки, шахматы), районной детской библиотекой, школьные творческие объединения.

Перспективы

1.Изучить особенности работы с одаренными детьми.

2.Перейти в работе от интуиции к системе.

3.Провести диагностику для выявления способностей у детей.

4.Составить программу развития одаренных детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.

5. Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

Проблемы:

1.В школе мало интеллектуально одаренных детей, поэтому одному и тому же ученику приходится участвовать в олимпиадах по нескольким предметам, что приводит к перегрузке детского организма, а также к трудностям в подготовке.

2.В школе нет психолога. Работа по выявлению одаренных детей, определенного вида одаренности полностью ложится на классных руководителей. Понятно, что они не могут провести эту работу так компетентно, как сделал бы это психолог.

3.Школа не всегда может представить одаренным детям условия развития по виду одаренности в связи с отсутствием специалистов. Родители не всегда могут предоставить своим детям возможность посещать учреждения дополнительного образования, где есть специалисты так как они, в основном платные.

Вся информация о наших достижениях будет размещаться на сайте школы, ведь информационная открытость – одно из необходимых условий для прогрессивного развития. Педагогами школы оказывается квалифицированная психолого-педагогическая помощь одаренных детей. Ведь не секрет, что иногда мамы и папы не могут определиться с тем, какое образовательное учреждение выбрать для ребенка, одаренного в той или иной области; какую предпочесть программу и режим обучения, где получить дополнительный образовательные услуги.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований – сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые – педагоги.

Закончить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

Проблемы работы с одаренными детьми и методические принципы работы по развитию способностей учащихся

Учительница

математики МОКУ СОШ с. Нижнеулу-Елга МР Ермекеевский район

За последние годы был получен ряд новых фундаментальных результатов по проблеме одаренности, накоплен большой опыт работы с одаренными детьми. Однако, известен только ответ на вопрос «чему учить» одаренных и способных детей, а вопрос «как учить» до сих пор остается открытым.

Работа с одаренными детьми, в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, объединение их в рамках гимназий, колледжей и лицеев, в проведении олимпиад различных уровней и т. п.

По последним статистическим данным лицеи, гимназии и другие учебные заведения такого типа охватывают примерно 15% от общего числа учебных общеобразовательных учреждений. В нашей сегодняшней нестабильной экономической политике страны, ее неопределенности чаще всего именно одаренному ребенку труднее «попасть» в элитарное учебное заведение (прежде всего из-за финансовых возможностей родителей).

Самой распространенной формой работы с одаренными детьми считаются олимпиады. Однако отметим, что в этих интеллектуальных марафонах учащиеся испытывают значительные перегрузки. На уровне школы организация олимпиад, где используются игровые моменты, элементы театральности, намного лучше.

Вывод напрашивается один: массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми я считаю работу в обычном классе средней школы .


Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда сплав природных задатков и социальной среды, опосредованный деятельностью ребенка. Детский возраст – это период развития способностей. Если в этот период учитываются все повышенные потребности одаренных детей, то результат – одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих потенций ребенка, то результат – исчезновение одаренности. Но говорить о методике работы с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности.

Одаренные дети – кто они? Какие? Как распознать их? Как увидеть, рассмотреть их огромные потенциальные возможности в интеллектуальной, творческой деятельности? Каким образом развить их? Какие условия необходимы, чтобы одаренные дети смогли реализовать себя, стать максимально полезными обществу, людям? Эти и многие другие вопросы очень волнуют сегодня нас, учителей. При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанных проблемы: выявление и развитие личности одаренного ребенка, содержание образования, создание образовательной среды или организация процесса обучения и они зачастую не имеют однозначного решения.

Имея дело с одаренным ребенком на первый план надо выдвигать не вопрос о дальнейшем триумфе его дарования, а задачу формирования его личности, в которой способности лишь один из компонентов ее структуры.

Какие же существуют методические принципы работы по развитию способностей учащихся?..

1. Принцип активной самостоятельной деятельности учащихся.

Он требует от учителя чёткого выделения времени на объяснение нового материала. Предпочтительно вводить теоретический материал крупными порциями – тем самым быстро осознается достаточно полная система фактов, необходимых для решения задач по данной теме. Но после этого нужно отвести не часть урока, а одно или несколько занятий полностью на решение задач. Обычно ребятам сообщаю номера (или тексты) сразу всех 5 – 6 задач, которые будут решены на уроке или на кружке. Класс работает самостоятельно. Сильные учащиеся при этом загружены весь урок, хотя оформлять решение до конца для них необязательно, достаточно сообщить учителю о том, что получены верные ответы. Основная часть класса справляется с меньшим числом заданий, но при этом тоже работает самостоятельно. Роль учителя сводится к выборочному контролю , к занятию с отстающими.

2. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Предполагает наличие у учителя чётких представлений о возможностях каждого ученика, о динамике роста его потенциала. С учётом этой динамики нужно предлагать индивидуальные задачи. Они должны быть доступными для учащихся средних возможностей. Тем самым ребята предохраняются от обескураживающего действия неудачи. В то же время более способные ребята требуют трудные задачи, на которых они могут испытать свои умственные силы. Подготовка индивидуальных заданий требует от учителя широкой «задачной эрудиции».

К методическим средствам реализации указанного принципа относятся краткие содержательные обсуждения идей и методов решения. На определенном этапе развития, на рубеже VII – VIII классов, учащиеся начинают понимать, что усвоение нового метода способствует успеху в большей мере, нежели доведенное до конца «кустарное» решение. Этот принцип хорошо использовать при проведении самостоятельных и контрольных работ , во внеклассной работе . Положительный эффект индивидуальных заданий несомненен, особенно домашних, так как ученики выполняют их в основном самостоятельно.


3. Принцип постоянного внимания к развитию различных компонентов математических способностей.

Наибольшие достижения возможны при достаточном внимании ко всем компонентам математических способностей.

Достигается это с помощью правильного подбора тематики задач, рассмотрения различных подходов к решению одной и той же задачи. Полезны приемы, направленные на повышение удельного веса геометрических, наглядных соображений. Они экономят время урока, так как наглядность может заменить и словесную формулировку условия, и подробную запись решения.

4. Принцип соревнования.

Во внеурочных условиях хорошо зарекомендовали себя различные математические олимпиады, «бои», и т. д., но элементы состязания возможны и на уроке. К соревнованию пробуждают следующие вопросы: «Кто решит быстрее? У кого решение получилось самое короткое? Самое простое? Самое неожиданное?» и т. д.

Предлагаемые задания должны быть посильными. Учащиеся VII – IX классов уже довольно трезво оценивают свои математические способности. Венгерский психолог Э. Гефферт установила, что высокоодаренность не сочетается с негативными социальными установками. Э. Гефферт пришла к следующему выводу: «С радостью выполненная деятельность оплачивает сама себя, причем не ожидается дополнительного признания».

5. Принцип профессионализма.

Он требует, чтобы ученики уверенно владели системой опорных задач. Для этого нужна ежедневная работа по закреплению навыков, повторению ключевых идей и методов.

6. Принцип яркости.

Это означает, что занятия должны быть разнообразны по форме и интересны по содержанию. Надо уметь подбирать красивые и разнообразные задачи, рассказы по истории математики.

7. Принцип полной нагрузки.

Речь идет о поддержании достаточно высокого уровня задач, предлагаемых на кружке и факультативе. Кроме того, имеется в виду повышенная скорость обсуждения решений и большая нагрузка на домашнюю нагрузку ученика. Дома ученик в состоянии подготовить доклад по какому – то теоретическому вопросу, написать сочинение на математическую тему и т. д.

Как же развивать способности у школьников?

Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которое осваивает подрастающий человек в процессе обучения.

Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.

Уровень развития способностей зависит: 1) от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твёрдые или нетвёрдые и т. д.), от степени их объединения в единое целое; 2) от природных задатков человека, качества врождённых нервных механизмов элементарной психической деятельности; 3) от большей или меньшей "тренированности" самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Потенциальные и актуальные способности.

Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от её психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности .

Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Способности и задатки.

Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата - являются существительными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.

Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности.

Будучи предпосылкой успешного хода деятельности, человека, его способности являются в той или иной мере и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности.

Задатки бывают разных видов. Одна из них не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений, их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестоко содержание способностей, по-видимому, всё-таки больше влияют на их содержательную сторону.

Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определённых условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Способности и уверенность в себе.

Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьёзному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда ученик заявляет: "Я этого никогда не осилю", это гораздо больше говорит о нём самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребёнок, вероятнее всего, действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.

Обучаемость.

Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) - зависит продуктивность учебной деятельности . Такими свойствами являются: 1)обобщенность мыслительной деятельности - её направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

3) гибкость мыслительной деятельности;

4) устойчивость мыслительной деятельности;

5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является её качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в лёгкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как "экономичность мышления" и является количественным показателем обучаемости.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большей трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возвратом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приёмов - степень лёгкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приёмами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

Способность учащихся, способных к математике.

Особенности таких учащихся выражаются в следующем.

1. Способные ученики могут без специального упражнения и указаний учителя самостоятельно осуществить обобщение математических объектов, отношений, действий « с места», на основании анализа лишь одного явления в ряду сходных явлений. Каждая конкретная задача сразу осознается ими как представитель некоторого класса однотипных задач и решается в общей форме, т. е. вырабатывается общий алгоритм (способ) решения задач данного типа.

Способные учащиеся обобщают математический материал не только быстро, но и широко. Они обобщают и методы решения, принципы подхода к решению задач, поэтому способность к обобщению сказывается и на эффективности решения нестандартных математических задач.

2. Способные к математике ученики быстро переходят в процессе решения задач к мышлению «свернутыми» структурами. Этот переход обычно начинается непосредственно после решения первой же задачи данного типа и довольно быстро достигает максимального развития, когда промежуточные звенья рассуждения «выпадают» и устанавливается прямая своеобразная ассоциация между осознанием задачи и выполнением определенной системы действий, а нередко даже между осознанием задачи и осознанием результата.

3. Способных к математике учащихся отличает большая гибкость, подвижность мыслительных процессов при решении математических задач. Она выражается в легком и свободном переключении с одной умственной операции на качественно иную, в многообразии подходов к решению задач, в свободе от сковывающего влияния шаблонных способов решения, в легкости перестройки сложившихся схем мышления и действия.

4. Для способных школьников весьма характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это выглядит как своеобразная тенденция к экономии мысли.

5. Способные к математике ученики отличаются способностью быстро и резко перестраивать направленность мыслительного процесса с прямого на обратный, обратимостью рассуждений.

6. При решении трудных задач способными учащимися пробы часто являлись не столько непосредственными попытками решения задачи, сколько средством всестороннего исследования ее с извлечением из каждой пробы дополнительной информации.

7. Способные школьники в большинстве случаев довольно долго помнят тип решенной ими в свое время задачи, общий характер действий, но не помнят конкретных данных задачи.

Чтобы заинтересовать обучающихся в решении занимательных задач, задач повышенной сложности, олимпиадных задач, я в начале недели раздаю одаренным детям по 5 олимпиадных задач разного уровня, которые они должны решить в течении недели. В начале второй недели я собираю решения, их мы разбираем и даю новую порцию задач.

Мои ученики также являются активными участниками таких конкурсов, как «Олимпус», «Кенгуру», «Талантливая молодежь», «Золотой ключик». У ребят, участвующих в различных мероприятиях улучается качество успеваемости, растет интерес к учебе.

Обучающиеся моих классов ежегодно участвуют в МАН школьников. Так в учебном году ученик 9 класса с исследовательской работой «Прогрессии в природе» на муниципальном этапе конкурса стал призером. Ученик с работой «Натуральные числа» в прошлом учебном году стал призером, а в этом учебном году с работой «Проценты» стал победителем муниципального этапа МАН.

Много задач повышенной сложности решаем при проведении недель математики. Некоторые задачи дети сами приносят, если решение не получается, то разбираем вместе.

Каждый учитель знает, что время от времени появляются ребята, которым математические знания даются буквально «с лёта», без видимых затруднений. Как правило, при решении задач они успевают их сделать намного раньше своих одноклассников и очень часто предлагают оригинальные решения. При объяснении нового материала они понимают учителя с полуслова.

Возможности таких ребят полностью не используются на уроках, поэтому для них нужны дополнительные задания, которые должны быть интересными, содержательными. Это может быть прочесть дополнительную литературу и на ее основе подготовить статью в классную математическую газету; задача повышенной трудности, доказательство теорем, находящихся в русле обязательной программы, но выходящих за пределы предусмотренного минимума.

Литература

1. Волкова Н. Н. «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики».

2. Моро А. М. «Методика преподавания математики».

3. «Занимательные задачи по математике» М: 1985г.

П роблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Мой учебный предмет – английский язык, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё , реализуются межпредметные связи. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). ОД не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в них одаренность они не видят. Виды одарённости: - интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная). Проблемы работы с одарёнными детьми следующие:1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям.Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.Недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам итд. Непереносимость регламентации, монотонии расценивается как глупость, упрямство, лень. Психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость. Сложность, по мнению Д. Вебба, Э. Мекстрота и С. Толана, состоит как раз в том, что сам одаренный ребенок без специальной помощи психолога или квалифицированного учителя не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.Одаренный ребенок все делает быстрее других учеников и ему становится скучно на уроке. Тогда он начинает шалить, позже – хулиганить – возникает конфликт. Ведь учитель направлен на обучение группы детей и в такой ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Если такой ребенок находится в группе продолжительное время и учителя ничего не делают, чтобы поддержать и дать возможность адекватно развиваться дальше, происходит стагнация, наступает остановка развития, снижается мотивация учения. В конечном варианте мы имеем отъявленного лентяя. Но может быть и более неблагополучная ситуация, когда ребенок попадает в преступный мир, где его талант будет востребован. 2.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 3. многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха. 4. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.6. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.7. . Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.8.Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций. 9. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.10.Проблема общения со взрослыми. Родители порой обнаружив талант ребенка с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицид.11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.В тоже время необходимо учесть что возможно у ОД появление раздутого самомнения. Т. е. необходимо выбирать ситуации благоприятного воздействия на детей. 12. Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, неспособность написать контрольную, ответить на поставленный вопрос).Но вернемся к общим приемам работы с ОД. В мою задачу входит создание таких условий, при которых дети смогут «научиться заниматься», т. е. овладевать приемами учебной деятельности. Для этого я провожу занятия на которых учу пользоваться книгой, конспектировать, выделять главное, учу планировать деятельность. В сфере опережающего познания обычно выделяют большое любопытство, с раннего возраста умение прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, обладание отличной памятью, которая базируется на мышлении.
Основываясь на этом, в предлагаю таким детям задания-игры по классификации, например, по признаку «вещество», «одежда», «внешность» и т.п,такие учащиеся могут самостоятельно привести примеры лексики по темам. Обязательно задание должно быть творческим, приносить радость открытия, по его выполнению надо ответить на вопросы, сделать выводы. В тоже время нужны такие уроки, на которых ОД могут вносить свой вклад в общее дело класса, общаться с менее способными детьми и детьми с другими способностями (например, с наклонностями к искусству) и находить общие дела, где соединяются фантазия и реальность. Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. 13. Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.
Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой – помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность – поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. 14. Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором – конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию. Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. Для совершенствования знаний по специальностям проводятся олимпиады различных территориальных уровней (городские, районные, областные и т.д.). Общие особенности одаренных детей. При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Чем же должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ. Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Однако как это воплотить в жизнь? Ведь одаренные дети не похожи друг на друга - как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам. В гибкой программе признаются эти различия в развитии познавательных процессов и некоторых навыков в предпочитаемых стилях работы. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие. - Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход. - Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в спец. учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. - Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного. - Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются спец. учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение, они имеют ряд конкретных форм. Ускорение обучения. Проблема ускорения. Вопросы темпа обучения являются предметом давних(до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов(так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение - односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существуют другие его варианты. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению? Потребность в ускорении. Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда - быстрота в схватывании сущности, смысла, характерные для них. Как следствие, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обобщения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся в холостую. Следующая аналогия дает возможность почувствовать Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними мы применяем индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные). На собственном опыте обучения английскому языку детей во внеурочное время можно сказать, что наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ. Познакомившись с мультимедийными обучающими программами по английскому языку, мы пришли к необходимости изменить своё отношение к преподаванию этого предмета в школе - огромный интерес у учащихся вызывают не только разнообразие тем, видов деятельности, но и красочность, увлекательность самих компьютерных программ. Сегодня существует множество компьютерных обучающих программ по английскому языку, большинство из которых предназначены для индивидуальных занятий. Развитию одаренности учащихся старших классов способствует то, что в последние годы в работе со старшеклассниками мы стали применять в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. Этот метод широко используется в нашей школе на уроках информатики, так что для наших учащихся технология создания проектов уже знакома. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Возможности использования Интернет - ресурсов при работе по методу проектов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Кроме этого учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях и т.д. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего
результата совместной деятельности. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что мы и пытаемся сделать на своих уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность. Интегрирование с музыкой.Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата.
В этом направлении я начинаю работу с песенных упражнений, пропевания скороговорок, ведь именно они ориентированы на отработку артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи. На следующем этапе перехожу к исполнению песен на уроках и во время внеклассных мероприятий. Любят ребята и обыгрывать песенки, что позволяет использовать непроизвольное внимание детей и непроизвольную память, даёт возможность создать на уроках непринуждённую, творческую атмосферу, а также решать не только языковые, но и общеразвивающие задачи. Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие.
Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.
Уроки строятся на межпредметных связях с русским языком и литературой, которые позволяют обеспечить максимальную эффективность уроков английского языка, способствует интеллектуальному развитию учеников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят отрывки из произведений великих писателей, причём оценивается не точность перевода, а стиль написания.
Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения. Интегрирование с биологией, экологией. Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь делать на своих уроках.

Одаренный ребенок, какой он? (качества со знаком «-») -неприязнь к традиционным методам обучения, -стремление к лидерству, -повышенные требования к себе и окружающим, -стремление к совершенству во всем, нетерпимость.

Проблемы одарённых детей 1. Неприязнь к школе. 2. Игровые интересы. 3 . Погружение в философские проблемы. 4 . Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 5 . Ощущение неудовлетворённости. 6 . Нереалистические цели. 7 . Сверхчувствительность. 8 . Потребность во внимании взрослых. 9 . Нетерпимость.

Основные подходы в работе с одаренными детьми: -ускорение, -углубление, -обогащение, - проблематизация. -

Создание проектов и презентаций: делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

Ролевые игры. Активизируют творческий процесс на уроке. Включают элементы драматизации. Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями. Предполагают неформальное общение.

Типы творческих заданий: -придумать загадку; -составить чайнворд, кроссворд, ребус; -конкурсы сочинений; -конкурсы переводчиков; -составить quiz по заданной теме.

Внеклассная работа по предмету. -Предметные недели. -Олимпиады. -Праздники по изучению английских традиций. -Марафоны, вечера и т. д.

«все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко» Существуют две точки зрения

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает усвоих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.

Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, «на лету» схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко! Каких плюсиков больше?

Спасибо за внимание!


Для таких детей обучение должно быть особое индивидуальное направленное на развитие их потенциала оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности начиная с детского возраста. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались необходима профессиональноличностная готовность педагогов к работе по выявлению обучению и развитию одаренных детей. Рассматривая профессиональноличностную готовность педагогов следует выделить...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Некоторые проблемы и особенности работы с одаренными детьми в

образовательных учреждениях

Р.И. Шаяхметова,

директор Городского информационно-диагностического центра

Управления образования г.Казани, к.п.н., доцент.

Коренные преобразования в обществе требуют формирования социокультурной элиты, которая будет определять будущее республики. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

В течение многих лет способности учащихся выявляются и оцениваются на различного рода олимпиадах, научных конференциях, турнирах, выставках, в школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, летних школах и оздоровительно-развивающих учреждениях.

Вместе с тем, темпы и масштабы нововведений в сфере образования неодинаковы, поэтому необходимо усиление внимания к этой работе, направленной на поиск и развитие одаренных детей, ее координации, так как именно раскрытый потенциал одаренных детей будет определять будущее нашей республики.

Несомненно, в настоящее время на педагога, работающего с детьми, ложится большая ответственность: от него в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности. Особая проблема - развитие творческой, одаренной личности. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Если мы стремимся к выявлению и развитию детской одаренности, нам следует обращать внимание не только и не столько на победителей, сколько на «особость» ребенка, поскольку подлинная одаренность у ребенка и подростка очень сопровождается проблемами в обучении и общении со сверстниками и взрослыми.

Изучив проблему обучения и воспитания одаренных детей, следует обратить особое внимание на необходимость подготовки педагогов именно массовой общеобразовательной школы к осуществлению не внешней, а внутренней дифференциации в обучении, при которой не проводится отбор, и в одном классе вместе учатся обычные и одаренные дети. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались, необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

Рассматривая профессионально-личностную готовность педагогов, следует выделить в ней следующие два основных компонента:

Базовый компонент, где отражается общая профессиональная педагогическая подготовка педагогов (предметные, психолого-педагогические и методические зун; личностные качества педагога);

Специфический компонент, который образует:

а) психолого-педагогические зун, являющиеся результатом активного усвоения одаренности детей (знания об одаренности, о психологических особенностях одаренных детей, знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, технологий их обучения);

б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, прохождение стажировки);

в) специфику образовательной инфраструктуры (взаимодействие со специалистами, например, с психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования; характерные условия, связанные с наличием компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей).

С учетом вышеизложенного в ходе подготовки педагогов массовой школы к работе с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую подготовку. Реализация принципа единства теоретического и практического требует использования существующих или подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.

В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий, среди которых одним из важнейших является, как нами выше было сказано, профессиональная готовность педагогов осуществлять поддержку и развитие детской одаренности. Для этого необходимо вооружить учителей и руководителей образовательных учреждений различных типов и направленности знаниями о психолого-педагогических основах деятельности по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

В связи с этим необходима целенаправленная систематическая работа в следующих направлениях:

1. Организация целевых курсов повышения квалификации , в том числе и авторских, для учителей, работающих в классах, школах любых типов, включая инновационного типа, с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности с привлечением ведущих педагогов-мастеров республиканского и российского уровня. При повышении квалификации мы предлагаем модель, состоящую из трех этапов:

1-ый этап. С целью расширения кругозора учащихся, педагоги обучаются приемам активизации познавательной деятельности. В связи с этим они участвуют в дискуссиях, деловых играх, изучают и анализируют литературно-критические источники (журналы, газеты, сборники статей).

2-ый этап. С целью развития мыслительных и прикладных умений формируются у педагогов навыки организации групповой деятельности одаренных детей: умение работать со справочным материалом, импровизировать, отмечать стереотипы в учебных пособиях, составлять классификационные матрицы, разрабатывать проекты и т.д.

3-ий этап. Знакомство педагогов с вариантами индивидуальных исследований одаренных учащихся, целью которых является приобщение к творческой продуктивной деятельности. Исследование включает обоснование своей точки зрения на те или иные явления, написание критической статьи, определение своего варианта сюжета произведения и др.

2. Проведение психолого-педагогических проблемных семинаров для педагогов любых типов образовательных учреждений в целях повышения их компетентности в работе с одаренными детьми.

Основной целью данных семинаров является ознакомление слушателей-педагогов с современной теорией и практикой работы с одаренными детьми на основе системного подхода. В программах семинаров рассматриваются актуальность данной темы для современной городской системы образования, развитие научных представлений о природе детской одаренности, методах ее выявления и путях развития. Освещаются вопросы организации работы с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе, приемы и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки как важнейшие условия, обеспечивающие развитие детской одаренности.

3. Целенаправленное проведение научно-практических семинаров , где рассматриваются не только вопросы выявления одаренных детей, но и их личностные особенности, методы воспитания, развития исследовательских способностей, особенности эмоционально-волевой и познавательной сферы, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов по составлению программы развития одаренных детей.

4. Осуществление научного руководства экспериментальных площадок , где проводится работа по адаптации диагностического инструментария, отбору критериев для выявления общих и специальных способностей, подбору педагогических средств для реализации личностно-ориентированного подхода на основе учета половозрастных особенностей ребенка, проектированию траектории индивидуального развития. Экспериментальными площадками являются ДОУ № 25,383,360 г.Казани, гимназии № 94, 122,155, 9, школы № 40, 143 г.Казани.

Например, в гимназии № 94 г. Казани (директор - Мурысин Леонид Николаевич) созданы условия для развития одаренных детей: более 10 лет функционирует «Школа развития» по предшкольной подготовке, «Школа искусств» с тремя отделениями (музыкальным, хореографическим, художественно-изобразительным), «Школа юнг» для способных к военному искусству юношей и девушек. Эти школы посещают более 2/3 всего ученического коллектива.

5. Консультации по запросам образовательных учреждений, отделов Управления образования для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Таким образом, на наш взгляд, работа с одаренными и способными детьми многогранна. Важно и в семье, и в школе вовремя обнаружить детей с яркими способностями, создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, стараясь, чтобы этот процесс сопровождался положительными эмоциями. Для этого необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса (психолог-педагог, родители).

С учетом вышеизложенного и в связи с сохранением, развитием одаренности в городской системе образования основными задачами в научной и учебно-методической поддержке педагогических кадров являются:

Разработка психодиагностики одаренности, проведении научно-исследовательской и экспериментальной работы, проектировании и реализации целевых и образовательных программ;

Совершенствование многоуровневого повышения профессионального мастерства педагогических кадров для работы со способными и одаренными детьми;

Совершенствование образовательных программ психолого-педагогических проблемных семинаров;

Разработка методических пособий, в том числе и электронных, для руководителей, учителей, воспитателей, родителей (сборники задач, заданий, конспектов мероприятий);

Разработка и издание учебно-методических пособий, информационных бюллетеней серии «Умники и умницы», «Одаренные дети – интеллектуальный потенциал Казани», «Успех, творчество, талант» и т. д.

Советы взрослым по развитию творческих способностей детей

1. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка (не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош).

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже сели они окажутся «дикими» или «за гранью».

4. Позволяйте иногда ребенку оставаться одному и, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество, затормозить развитие одаренности.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы он были они неудачны, нужно относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

8. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

9. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.

10. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития его любознательности и наблюдательности.

11. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

12. Помогайте ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения, ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11281. Способы, принципы и условия эффективности работы с одаренными детьми 6.17 KB
Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное...
18821. Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа 60.38 KB
Проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта работы различных регионов РФ по постинтернатной адаптации детей-сирот. Социальный проект Чужих детей не бывает...
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
10443. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях 70.27 KB
Специальная педагогика это теория и практика специального особого образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии для которых образование в обычных педагогических условиях определяемых существующей культурой при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно. В отличие от европейских стран в США понятие sресiаl еduction охватывает проблемы образования всех детей отличающихся от общепринято нормы в том числе и одаренных. На протяжении семидесяти лет...
7592. Особенности социальной работы с детьми на примере ГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района» 736.35 KB
Социальная работа и ее значение в социализации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Введение Актуальность темы исследования заключается в том что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные представленные в ежегодных государственных докладах О положении детей в Российской Федерации. Причём лишь...
11201. Из опыта работы преподавателей КГУ с одаренными школьниками города Зеленодольска 6.46 KB
Начиная с 1993 года, Казанский университет начал активно сотрудничать со школами города Зеленодольска. С некоторыми перерывами это сотрудничество прошло через различные формы и ныне приобрело окончательную форму в виде Малого университета при филиале КГУ в г. Зеленодольске
16521. Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 10.96 KB
Заместитель Председателя Статкомитета СНГ г. Москва Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 1. В настоящем докладе имеется в виду кратко рассмотреть проблемы в ключевых разделах экономической статистики данные которых используются органами государственного управления для анализа различных аспектов экономического процесса и принятия решений по вопросам формирования экономической и социальной политики а также для представления их различным международным организациям в том числе органам СНГ на которые...
16742. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА 14.22 KB
В рамках Болонской декларации предполагается учредить аккредитационные агентства независимые от национальных правительств и международных организаций и одновременно установить стандарты европейского образования – исходя не из длительности обучения а из знаний умений и навыков приобретенных студентами. Одним из подобных мифов - является мнение о бесплатности высшего образования. Вопрос здесь состоит в том кто именно и из каких конкретно источников осуществляет финансирование так называемого бесплатного российского высшего...
19126. Функции и направления социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях 63.84 KB
Проблема социальной работы в пенитенциарных учреждениях особенно актуальна. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться технологии социальной работы в данной сфере не четко обозначены и зачастую функции специалистов социальной работы в уголовно исполнительной системе выполняют иные работники данной сферы. Предметом являются технологии функции и направления социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях. В соответствии с поставленной целью можно выделить ряд задач:...
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.

Проблемы и трудности учителя в работе с одаренными детьми

О.И.Юденкo, учитель иностранных языков

МБОУ «Гимназия им. И.М.Макаренкова» с. Ольговка

Добринского муниципального района Липецкой области

Аннотация

Выявление, обучение и воспитание, поддержка одаренных, талантливых детей - одна из основных задач сегодняшней системы образования.

Воспитанием же одаренного ученика можно заниматься только после его изучения, но что должно быть главным в работе с ним со стороны педагога - это понимание и уважение к личности ребенка. Вполне очевидно, что для работы с одаренными детьми учитель должен развивать и в себе определенное педагогическое чутье, расширяя область своих знаний по воспитанию вундеркиндов. Каждый же ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития.

Современному российскому обществу очень нужны люди, которые нестандартно мыслят, активны, позитивны, креативны, способны нестандартно решать возникающие перед ними проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Выявление, обучение и воспитание, поддержка одаренных, талантливых детей- одна из основных задач сегодняшней системы образования.

Поэтому именно в школе, на школьной скамье должны закладываться основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности. Можно с уверенностью сказать, что каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на все свои вопросы в различных областях знаний. Но надо заметить, что таких детей среди учащихся у нас не так много. Значит, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, претворить в жизнь мечты, вывести на дорогу поиска в науке и жизни, помочь им социализироваться.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо только заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, сияющую, полную сил звезду.

Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития детской одаренности в число основных. Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает «Рабочая концепция одаренности», созданная отечественными учеными (Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С.). Эта концепция определяет свои базовые термины следующим образом:

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Эти гениальные слова В.А. Сухомлинского очень наглядно показывают, какие проблемы, трудности ждут заинтересованного учителя в успешной работе с одаренными детьми.

Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

В МБОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза И.М.Макаренкова» села Ольговка традиционно уделяется особое внимание обучению одаренных детей. В связи с этим, педагогический коллектив сталкивается часто с рядом проблем и трудностей при развитии одаренности обучающихся, основными из которых являются:

Создание условий для развития одаренности и сохранения психического (психологического, психосоматического) здоровья одаренного ребенка;

Расширение пространства жизнедеятельности учащихся на каждой ступени обучения;

Создание многоступенчатой модели социализирующего пространства, обеспечивающего индивидуальность траектории развития на каждой ступени обучения;

Разработка модели управления, обеспечивающей согласованность работы администрации, методических объединений, медико - психологической службы.

Конечно, не каждому учителю под силу работа с одаренными учениками, поэтому такие ученики могут появиться только у тех учителей, которые сами хорошо подготовлены к нелегкому труду с одаренными детьми. В памяти каждого школьного учителя навсегда остаются ученики, которые выделялись своими яркими, иногда даже выдающимися достижениями в учебе. Учителя гордятся такими детьми.

Но работа с одаренными детьми ставит перед всем учительским коллективом очень много специфических проблем. И самая первая из этих проблем - проблема подбора учителей для одаренных детей.

Некоторые полагают, что достаточно лишь эрудиции по предмету, знания различных методик для работы по развитию одаренности. Но это не так. Только накопив достаточно большой опыт, можно составить необходимую психологическую памятку по работе с одаренными детьми.

И от учителя и от ученика работа с одаренным ребенком требует очень большой отдачи. От учителя - очень большого терпения, испытания на прочность его личности, самоуважения, но стоит заметить, что любой учитель должен быть благодарен судьбе за то, что ему посчастливилось работать с одаренными учениками. И, конечно же, работа с одаренным ребенком оставит в педагогической деятельности учителя незабываемый след.

Постоянно находящийся в поиске чего-то нового, неординарный, удивительный ученик обогащается новыми знаниями, растет, развивается, но и такого же развития, роста, качественного изменения он требует и от своего наставника.

Так как различны особенности одаренных детей, поэтому каких-то единых правил по работе с ними еще никто не придумал, да и они никак не могут быть одинаковы для всех детей.

Но учителю, работающему с одаренными детьми, необходимо выучить все особенности характера и поведения своего воспитанника и постараться принять быструю смену его настроения, его нежелание подчиняться всем, принимать все сказанное учителем, его привычки по поведению на занятиях, неумение выслушивать своих сверстников, высказывать свое суждение, мнение, когда оно не нужно, его замкнутость. Большие и серьезные психологические и педагогические трудности испытывает учитель при работе с этим необыкновенным ребенком. Он должен развивать в себе особую педагогическую интуицию, постоянно расширять свой кругозор.

Воспитанием же одаренного ученика можно заниматься только после его изучения, но что должно быть главным в работе с ним со стороны педагога - это понимание и уважение к личности ребенка. Вполне очевидно, что для работы с одаренными детьми учитель должен развивать и в себе определенное педагогическое чутье, расширяя область своих знаний по воспитанию вундеркиндов.

То, чем отличается одаренный ученик от своих сверстников, так это его самооценка, которая может быть очень разной: или она слишком завышена или наоборот. Здесь уместно вспомнить слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка для выполнения своей основной работы: учебы.

Роль учителя, работающего с одаренным ребенком, для которого свойственны перепады в его самооценке, - заставить ученика поверить в то, что он обладает неординарными, свойственными только ему возможностями для учебы. Если учитель не может это сделать, не старается установить контакт с ребенком и испытывает раздражение от общения с ним, то для такого педагога не стоит вообще начинать работать с вундеркиндом, так как ни к чему хорошему это не приведет.

А.Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетения со стороны невежественных и эгоистичных учителей производят в юной душе неизгладимые опустошения, которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте». Поэтому такому учителю необходимо подумать о собственной самооценке. Ничего удивительного, что может настать и такой момент, когда ученик может быть не полностью удовлетворен получаемыми от учителя знаниями, - значит, ваше время ушло, уступите место другому преподавателю. Вероятно, все, что вы могли сделать, - сделано. Необходимо адекватно реагировать на свое незнание.

Не стоит думать, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, «ходячие энциклопедии», - все знать просто невозможно! Но большой находкой для одаренного ребенка может быть педагог, который очень хорошо владеет навыками работы со справочной литературой и не проявляет свою закомплексованность.

Почти все одаренные дети - благодарные ученики, но не ожидайте от них особой благодарности за затраченное время и труд, для них это норма, и не стоит переживать, если ваш предмет не окажется среди самых любимых.

В большей части одаренные ученики - трудоголики, забывающие обо всем, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Для них характерны постоянные вопросы к себе, к учителю, что является залогом успешного продвижения одаренности.

Психологическая особенность одаренных - невозможность воздействовать на них плохими отметками. Они легко ранимы, их можно обидеть, но плохой оценкой подтолкнугь их к какому – либо действию просто невозможно, но что может сделать, например, не решаемая задача.

Одаренными детьми движет стремление познать истину, и они обладают невероятной способностью «поглощать знания». И нельзя ограничивать их каким-то одним конкретным учебником, так как они черпают свои знания из самых разных источников. Различные словари, энциклопедии, первоисточники – это их настольные книги, за прочтением которых они могут засиживаться. А учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку.

Учитель, работая с одаренными детьми, должен всегда думать о методике обучения. Только творчески спланированный, нетрадиционный, нестандартный урок - эксперимент может увлечь одаренных. Просто пересказ материала, пусть даже и не из учебника, а из специальной литературы одаренному ребенку совсем не нужен. Урок без собственной инициативы для одаренного ребенка практически потерян.

У одаренного ребенка высока способность к самостоятельному обучению, и главный упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении: ученики должны научиться приобретать знания самостоятельно, непрерывное самообучение должно присутствовать на каждом уроке.

Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал - все это позволят педагогу выполнить свою главную задачу - привить ему вкус к серьезной творческой работе, и если он не сделает этого, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания самостоятельного выдвижения идей и их реализация. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой “исследовательский инстинкт”. Научным руководителем темы может быть как школьный учитель, так и научный работник.

Для одаренных учеников особенно полезны могут быть занятия в творческих мастерских, где они помогают учителю составлять задачи для учебных пособий, компьютерные программы, тесты и т.д. здесь же обсуждаются результаты работы над творческими темами.

Необходимо заметить, что в работе с одаренными детьми следует соблюдать такт и меру, так как они очень самолюбивы, легко ранимы и уязвимы.

Учитель же, творчески работающий с такими учениками, достоин всяческой поддержки и уважения.

Библиография

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1972.

Леонтьев А.А. Педагогика общения. Нальчик. 1996.

«Рабочая концепция одаренности» / под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова – М., 1998, 2002.

Региональное образование: современные тенденции. 2012- №1(16), стр.140-141, Липецкий институт развития образования, 2012.

Эйнштейн А. Физика и реальность. М., Наука, 1965.